МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ВЕЧЕР «В МИРЕ ЧИСЕЛ»
Цели: расширить знания учащихся о числах; развивать познавательный интерес, интеллект; воспитывать стремление к непрерывному совершенствованию полученных знаний; показать необходимость знаний.
Оборудование: карточки с числами, презентация, плакаты с высказываниями о математике, областях применения математики
Программа вечера:
Выступление ведущих
Выступления учащихся
Галерея чисел
Презентация «Сочи – 2014»
Художественная часть
Подведение итогов. Награждение победителей.
Ход вечера:
1 ведущий: Я в одной книге прочитала, что когда – была объявлена большая премия тому, кто напишет книгу на тему: «Как человек без математики жил»
2 ведущий: Ну и кому удалось получить эту премию?
1 ведущий: Никому. Не нашлось такого человека, который сумел бы написать такую книгу.
2 ведущий: Неужели и в глубокой древности не было такой эпохи, когда люди не знали математики?
1 ведущий: Не знаю. В книгах пишут, что люди научились считать с незапамятных времен.
2 ведущий: А как считали древние люди?
1 ведущий: Первоначально считали до двух, и только конкретные предметы. Если предметов было больше двух, считали: один камень, два камня и много камней. Отвлеченного счета предметов, как сейчас, не было.
2 ведущий: Человек умел считать до двух, наверное, потому, что у него две руки и две ноги?
1 ведущий: Может быть, и так. От умения считать до двух человек перешел к счету двойками. Это подобие того, что сейчас некоторые предметы считают десятками и дюжинами.
2 ведущий: Счет двойками называют двоичной системой.
1 ведущий: А наша система счета десятками называется десятичной.
2 ведущий: мы знаем, что современные сложные механизмы и машины пользуются двоичной системой счисления.
1 ведущий: Это верно. А вот в некоторых древних государствах была пятеричная система. Это по числу пальцев на одной руке.
2 ведущий: Может быть, отсюда и возникли некоторые способы вычисления на пальцах. Если забудешь таблицу умножения, можно воспользоваться пальцами. Это вам может пригодиться в скором будущем, т.к. на экзаменах запрещено пользоваться калькулятором. Сейчас ребята расскажут о том, как считать на пальцах.(Рассказ двух девочек)
1. Мы вам покажем, как при помощи пальцев можно умножать числа от 5 до 10.
2. Пусть нам нужно умножить 6 на 7. На одной руке возьмем столько пальцев, на сколько 6 больше 5, т.е. 1 палец, а на другой – столько, на сколько другой множитель больше 5, т.е. 2 пальца, 1 палец на одной руке да 2 пальца на другой руке составляют десятки. Получили 3 десятка. К этим трем десяткам прибавим произведение чисел загнутых пальцев. На одной руке 4 загнутых пальца, а на другой – 3. Их произведение – 12. К трем десяткам прибавляем 12 единиц и получаем число 42.
1. Я еще покажу пример умножения 8 на 9 . На одной руке 2 согнутых пальца, на – другой – 1. Число несогнутых пальцев 7, это десятки. Произведение согнутых пальцев – 2. 7 десятков да 2 единицы дают 72. (Девочки уходят, а ведущие продолжают)
1 ведущий: А как раньше писали числа?
2 ведущий: Писать научились не сразу. Первоначально некоторые народы на деревьях делали зарубки, а некоторые узлы. Как долго продолжалось это неизвестно.
1 ведущий: В истории написано, что древние люди знаки чисел записывали на папирусе, а вот как записывали?
2 ведущий: В древней Греции числа писали так (показывает на рисунке1)
1 ведущий: В древнем Вавилоне числа записывали так (показывает на рисунке2)
2 ведущий: А сейчас нам покажут запись современных чисел (дальше учащиеся начальных классов читают стих. С.Я. Маршака «Веселый счет», показывая числа)
Вот один иль единица,
Очень тонкая, как спица.
А вот это цифра два.
Полюбуйтесь, какова:
Выгибает двойка шею,
Волочится хвост за нею.
А за двойкой – посмотри-
Выступает цифра три.
Тройка - третий из значков-
Состоит из двух крючков.
Три цвета есть у светофора.
Они понятны для шофёра:
Красный цвет – проезда нет,
Жёлтый – будь готов к пути,
А зелёный цвет – кати!
За тремя идут четыре,
Острый локоть оттопыря.
Четыре в комнате угла.
И по четыре ножки
У мышки и у кошки
Бегут четыре колеса,
Резиною обуты
Что ты пройдёшь за два часа,
Они за две минуты.
А потом пошла плясать
По бумаге цифра пять.
Руку вправо протянула,
Ножку круто изогнула.
С четвёркой пять в соседстве встала
Как цифра пять собой горда!
В вечернем небе заблистала
Пятиконечная звезда
Пять звёзд над башнями Кремля.
Те звёзды видит вся земля,
От них горячий, добрый свет,
Прекрасней звёзд на свете нет!
Цифра шесть - дверной замочек:
Сверху крюк, внизу кружочек.
Вот семерка – кочерга.
У нее одна нога.
Что сказать о цифре семь?
Ты ведь знаешь дни недели?
Посчитай – ка их живей!
Если в счёте не собьёшься,
Ровно семь получишь дней.
В школу цифра семь зовёт,
Семилетних школа ждёт.
У восьмерки два кольца
Без начала и конца.
Цифра девять иль девятка,
Цирковая акробатка:
Если на голову встанет,
Цифрой шесть девятка станет.
Цифра вроде буквы О-
Это ноль, иль ничего.
Круглый ноль, такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки.
Если ж слева, рядом с ним
Единицу примостим,
Он побольше станет весить,
Потому что это - десять.
Ведущий: Познакомимся с галереей замечательных чисел (выступления старших учащихся).
Число 2 является основанием самой любопытной системы счисления. Эта система применяется в современных вычислительных машинах.
Число 5 Мы им пользуемся при округлении чисел, кроме того, пятерка – самая желанная отметка для ученика
Число 7 приобрело ореол святости в древности тогда, когда, кроме раннее открытых тел Солнца, Луны и Венеры были открыты еще марс, Меркурий, Юпитер , Сатурн. Предавая исключительное значение числу 7 в древности все тела разделяли на 7 групп, каждая из которых была отнесена к какой - нибудь планете. С числом 7 связано больше всего древних суеверий. У греков встречалось 7 чудес света, почитались 7 мудрецов, в их числе математик Фалес.
Согласно легенде река Нил имеет 7 рукавов(фактически их на много больше), Число 7 было священным и у римлян, по преданию Рим построен на 7 холмах. С числом 7 связано много суеверий, которые бытуют и теперь, так фрацуз дает самую сильную клятву, крепко как семь, счастливый чувствует себя на седьмом небе, о непонятном мы говорим, что книга за семью печатями, а сказки повествуют о семимильных сапогах. Знахарки в русских сказках дают больной 7 пакетов с лечебной травой, которую надо настоять на 7 водах в течении 7 дней и принимать ежедневно по 7 ложек.
У нас много бытует пословиц с числом 7. Назовите эти пословицы.
12 Всем известно число12. Его называют дюжиной. Оно соперничает с десятью. Мы имеем 12 месяцев в году, две дюжины часов в сутки. Час делится на 5 дюжин минут, а минута делится на 30 дюжин градусов.
13. Число 13 – сосед 12. 13 называют «чертовой дюжиной». Это число ничем не замечательно, разве только тем, что его не любят суеверные люди. В некоторых странах нет не дают домам 13 номер, не дают этот номер ни трамваям, ни автобусам, 13 числа не отправляются в путь корабли. Мы знаем, что это предрассудки. И эти предрассудки еще раз развеяла наша олимпийская команда на XXII олимпийских играх Сочи 2014, став её победителем, завоевав при этом именно 13 золотых,11 серебряных и 10 бронзовых медалей, а на XI паралимпийских играх Сочи 2014, став её победителем, завоевав при этом 30 золотых, 28 серебряных и 22 бронзовых медали. Просмотрим дневник олимпиад.(идет показ презентации «Дневник олимпиады Сочи 2014)
Ракитянский район, в котором находится село Зинаидино , где мы проживаем административно делится на 13 муниципальных образований: 2 городских и 11 сельских, в нашем Зинаидинском сельском поселении проживает 717 человек, 7 ракитянцев: В. А. Беляев, А. П. Черкашин, Л. И. Дьячкова, А. И. Дьячков, К. Ф. Роговой, Е. М. Секиркина, П. Е. Секиркина — за высокие производственные достижения в районе и за его пределами были удостоены звания Героя Социалистического Труда.
365. Одну особенность числа 365 вы знаете все. Кто скажет, чем замечательно это число? (Это число дней в году). Число 365 еще замечательно тем, что оно является суммой квадратов трех последовательных чисел 10,11,12,то есть 102 +112+122= 365 и суммой квадратов двух следующих чисел 13,14,то есть 132 +142= 365. Это свойство числа 365 изображено на картине Рачинского «Трудная задача».(слайд №14 в презентации Сочи 2014)
999. Очень интересным является наибольшее трехзначное число – 999. Умножением трехзначного числа на 999 можно заменить вычитанием данного числа из числа, полученного умножением этого числа на 1000. Например, чтобы умножить 728 на 999, нужно 728 умножить на 1000 и вычесть из произведения 728(728 · 999 = 728 · (1000 – 1 ) = 728000 – 728 = 727272 запись на доске)
1001. Число 1001 называют числом Шехерезады. Это число делится без остатка на три последовательных простых числа: 7, 11 и 13 и является произведением этих чисел. Если трехзначное число умножить на1001, то в произведении получится шестизначное число, написанное дважды множимым. Например: 893 · 1001 = 893 · (1000 + 1 ) = 893000 +893 = 893983 запись на доске.
- Существует еще много замечательных чисел, но за один раз не расскажешь.
Художественная часть вечера
Чтоб водить корабли,
Чтобы в небо взлетать,
Надо много учить.
Надо много знать.
- Стих. Ю. Яковлева «Математика»
Как учатся наши ребята считать,
Об этом приходится только мечтать.
Один человек покидает планету,
Заходит в большую стальную ракету.
Он машет рукой: «До свиданья ребята!»
Один космонавт, одному – скучновато.
И вот снаряжают в дорогу другого,
Скорей к одному прибавляйте второго.
Играют оркестры, ликует Москва,
Один плюс один получается два
До трех научились ребята считать.
И тут же приходится счет продолжать.
Опять космонавт расстается с планетой,
И снова все люди следят за ракетой,
И пишут в тетрадях все школьники в мире,
Что три плюс один будет ровно четыре.
Все снова и снова стартуют ракеты,
Летят космонавты, в скафандры одеты.
Их много еще полетит так и знайте,
Вы только, ребята, считать успевайте.
Учитесь считать, чтоб не сбиться со счету!
Ведущий: Решить задачу:
Я, Сережа, Коля, Ванда –
Волейбольная команда.
Женя с Игорем пока –
Запасных два игрока.
А когда подучатся
Сколько нас получится? (6).
Далее читается стих. «Считалочка»
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет,
Но охотник не попал,
Серый зайчик убежал.
***
Раз, два, три, четыре, пять,
Кошка учится считать.
Потихоньку, понемножку
Прибавляет к мышке кошку.
Получается ответ:
Кошка есть, а мышки нет!
***
Раз, два, три, четыре, пять,
Коля будет начинать.
Пчелы в поле полетели,
Зажжужали, загудели,
Сели пчелы на цветы,
Мы пугаем — водишь ты!
***
Раз, два, три, четыре, пять,
Шесть, семь, восемь, девять, десять —
Можно все пересчитать,
Сосчитать, измерить, взвесить...
Сколько в комнате углов,
Сколько ног у воробьев,
Сколько пальцев на ногах,
Сколько в садике скамеек,
Сколько в пятачке копеек!
***
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять.
Что нам делать? Как нам быть?
Нужно заиньку ловить.
Снова будем мы считать:
Раз, два, три, четыре, пять.
***
Жили-были сто ребят.
Все ходили в детский сад,
Все садились за обед,
Все съедали сто котлет,
А потом ложились спать —
Начинай считать опять.
***
Раз, два, три, четыре,
Жили мошки на квартире.
К ним повадился сам-друг,
Крестовик — большой паук.
Пять, шесть, семь, восемь,
Паука давай попросим: «Ты, обжора, не ходи».
Ну-ка, Машенька, води!
***
Вышли мышки как-то раз
Посмотреть, который час.
Раз, два, три, четыре —
Мышки дернули за гири.
Вдруг раздался страшный звон —
Убежали мышки вон.
***
Раз, два, три, четыре.
Кто живет у нас в квартире?
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щенок, сверчок и я —
Вот и вся моя семья!
Раз, два, три, четыре, пять —
Всех начну считать опять.
***
Раз, два, три, четыре,
Кто не спит у нас в квартире?
Всем на свете нужен сон.
Кто не спит, тот выйдет вон!
***
Жил в реке один налим,
Два ерша дружили с ним,
Прилетали к ним три утки
По четыре раза в сутки
И учили их считать — Раз, два, три, четыре, пять.
***
Подогрела чайка чайник.
Пригласила восемь чаек:
«Прилетайте все на чай!»
Сколько чаек, отвечай!
***
Чайки жили у причала,
Их река волной качала.
Раз, два, три, четыре, пять —
Помоги их сосчитать!
- Стих «Нуль» В. Фирсов
- Сценка «Интересная задача» А. Барто
Задача не на сложение, и не на умножение, и не на вычитание и не на деление, а на…(выходят мальчик и старичок с разных концов класса. Старичок держит сверток, книга падает.)
Мальчик: У вас упала книжка!
Старичок: Разве?
Мальчик (не сходя с места): Конечно, у вас было 3 книги, 1 портфель, 1 пакет, итого 5 вещей, а теперь осталось 4.
Старичок (с трудом сгибаясь и поднимая книгу). Я вижу, ты хорошо знаешь вычитание и сложение. Однако есть правила, которые ты ешё не усвоил.
Ведущий: Какие же это правила ребята?
Не может быть чтобы вы не догадались. А на всякий случай напоминаю вам: Это задача не на сложение и не на умножение, а на уважение.
Ведущий: А в заключении все вместе споем песню «Учат в школе» и перейдем к церемонии награждения активных участников и победителей прошедшей недели математики.
Вручение грамот и памятных призов.