Математический вечер
«Поле математических чудес»
для учащихся 8 – 11 классов
Добрый вечер, дорогие друзья!
Сегодня мы подводим итоги недели математики.
Почему торжественность вокруг?
Слышите, как быстро смолкла речь!
Это о царице всех наук
Мы ведем сегодня речь.
Не случайно ей такой почет,
Это ей дано давать ответы:
Как хороший выполнить расчет
Для постройки здания, ракеты.
Есть о математике молва,
Что она в порядок ум приводит,
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.
Ты нам, математика, даешь
Для победы трудностей закалку,
Учится с тобою молодежь
Развивать и волю и смекалку.
И за то, что в творческом труде
Выручаешь в трудные моменты,
Мы сегодня искренне тебе
Посылаем гром аплодисментов.
Итак, мы начинаем игру капитал – шоу «Поле математических чудес». Ваше активное участие – это гарантия того, что наша встреча будет интересной. Участвовать в игре должны все. Для того чтобы выбрать игроков ответьте на вопросы.
- Два созвездия, по форме напоминающие ковш.
- Аппарат для подводного плавания.
- Утверждение, требующее доказательства.
- Мера веса драгоценных камней.
- Который сейчас час, если оставшаяся часть суток вдвое больше прошедшей.
- Как в древние времена называли «ноль».
- Отгадайте ребусы.
(За правильный ответ учащимся даются номерки. На сцену поднимается первая тройка игроков.)
Игра первой тройки игроков.
В ходе игры каждый участник имеет возможность передать привет другу, учителю, родителям, ведущим.Форма привета – песня, стихотворение, дружеский шарж.
Задание: Этот человек родился в Тверской губернии. Его сын на могильном камне написал, что «…отец наукам изучался дивным и неудобновероятным способом…». В 1700 г. Петром 1 он был учинен российскому благородному юношеству учителем математики. Создал первый русский учебник по математике. М.В. Ломоносов хранил этот учебник до конца своих дней и назвал его «вратами учености». В знак признания достоинств этого математика Петр 1 пожаловал ему другую фамилию, чем хотел подчеркнуть, что развитый ум и знания привлекают к человеку других людей с такой же силой, с какой магнит притягивает к себе железо. Назовите фамилию этого великого математика.
Еще раз поприветствуем всех участников первой тройки и особенно победителя громкими аплодисментами. Каждый из них заслужил приз. Призы на сцену.
Игра со зрителями.
- Сколько горошин может войти в пустой стакан?
- По дороге вдоль кустов
Шло одиннадцать хвостов
Сосчитать я также смог,
Что шагало тридцать ног
Это вместе шли куда-то
Петухи и поросята
И вопрос мой к вам таков
Сколько было петухов?
Игра второй тройки.
Вторая тройка на сцену!
С. Бобров «Про число «пи»».
Гордый Рим трубил победу
Над твердыней Сиракуз
Но трудами Архимеда
Много больше я горжусь.
Надо нынче нам заняться
Оказать старинке честь,
Чтобы нам не ошибиться,
Чтоб окружность верно счесть
Надо только постараться
И запомнить все как есть:
Три – четырнадцать – пятнадцать-
Девяносто два и шесть!
Задание: Кто автор обозначения числа «пи»?. Он же впервые применил двоеточие для обозначения действия деления.
Приветствуем победителя второй тройки. Призы участникам.
Игра со зрителями.
Ученик читает стихотворение «Опять ужасная. Опять в журнале будет двойка…»
О чем в стихотворении идет речь?
Игра третьей тройки.
Задание: Труды этого математика были почти единственным руководством по одному из разделов математики в школе. Он самоотверженно любил науку и никогда не допускал неискренности. Однажды царь обратился к нему с вопросом, нет ли более краткого пути для познания его трудов. На это он гордо ответил, что «в математике нет царской дороги». В истории западного мира его книга после Библии, вероятно, издавалась наибольшее число раз и более всего изучалась. Кто этот математик?
Приветствуем победителя. Призы участникам.
Финальная игра.
Финалисты на сцену!
Задание: греческий ученый, родоначальник греческой философии и науки. Был знаком с вавилонской астрономией. Платон, знаменитый греческий философ, рассказывал, что этот ученый, наблюдая звезды, упал в колодец, а стоящая рядом женщина посмеялась над ним, сказав: «Хочет знать, что делается на небе, а что под ногами – не видит…». Древнегреческий ученый Прокл приписывает ему следующие открытия: того, что диаметр делит круг пополам, о равенстве вертикальных углов, о равенстве углов при основании равнобедренного треугольника. Этот ученый был приписан к группе «семи мудрецов». Кто этот ученый?
(поздравление и награждение победителя, ведущий предлагает суперигру)
Задание суперигры: В древности учение об этом математическом понятии было в большом почете у пифогорийцев. С ним они связывают мысли о порядке и красоте в природе, о созвучных аккордах в музыке и гармонии во Вселенной. Оно применялось и применяется не только в математике, но и в архитектуре, искусстве, и является условием правильного, наглядного и красивого построения или изображения. Его использовали для решения разных задач и в древности, и в средние века, легко и быстро с его помощью решаются задачи и в настоящее время. О каком математическом понятии идет речь?
Разрешается открыть четыре буквы. На обдумывание одна минута.
Поздравление.
Ученица читает стихотворение во славу математике.
Подведение итогов: Мы сегодня узнали много интересного из курса математики. Наш вечер прошел весело и интересно.
До встречи!