Рабочая программа по учебному предмету « Финансовая грамотность» для 5,6,7,8,9 классов составлена в соответствии с ФГОС образования учащихся с умственной отсталостью (ителлектуальными нарушениями) (зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 г. №35850, на основе:
- Положения о рабочей программе в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школы-интернат города Сорочинска.
- Учебной программы по финансовой грамотности для 5-9 классов общеобразовательных организаций. Авторы: Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н. Корлюгова, А.В. Половникова. Издательство «ВАКО» 2018 г.
Основная цель предмета «Основы финансовой грамотности» заключается в формировании экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Задачи:
- формирование первоначального минимума знаний, умений и навыков по финансовой грамотности необходимых обучающимся в жизни;
- коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами финансовой грамотности;
- приобретение опыта в сфере финансовых отношений в семье, применение полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи, развитие собственной финансовой грамотности и выработка экономически грамотного поведения;
-воспитание интереса учащихся к дальнейшему получению знаний в сфере финансовой грамотности.
Основные содержательные линии курса:
- деньги, их история, виды, функции;
- семейный бюджет;
- экономические отношения семьи и государства;
- человек и финансовые организации.
Общая характеристика учебного предмета (курса)
Курс основы финансовой грамотности является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся с нарушением интеллекта в сфере экономики семьи.
Процесс обучения финансовой грамотности неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений с интеллектуальными нарушениями – коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств обучающихся, а также воспитания трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Обучение основам финансовой грамотности носит практическую направленность и связано с другими учебными предметами, жизнью. Большое внимание уделяется связям между математикой, историей, географией, естествознанием. Значительное внимание в курсе уделено раскрытию и пониманию того, что финансовая грамотность неразрывно связана с такими категориями, как общество, коллектив, личность.
Формированию осознанного и прочного навыка обращения с экономическими понятиями и категориями способствует постоянное использование математического аппарата. Решение задач является одним из важных разделов практического курса по основам финансовой грамотности.
Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают:
- задачи с элементарными денежными расчётами;
- тестовые задания;
- игры, практические задания по работе с простой финансовой информацией.
Описание места учебного предмета (курса) в учебном плане
В соответствии с учебным планом и программой курс «Основы финансовой грамотности» изучается в 5,6,7,8,9 классах 1 час в неделю, поэтому программа составлена на 34 часа (34 учебных недель).
Ценностные ориентиры:
Педагогическая целесообразность данной программы в том, что овладение основами финансовой грамотности, поможет обучающимся применить полученные знания в жизни и успешно социализироваться в обществе.
Отличительная особенность программы заключается в том, что учебные материалы подобраны в соответствии с возрастными особенностями обучающихся, и включают в себя задачи, практические задания и игры. В программе предусмотрено разнообразие содержания и форм деятельности; возможность варьирования, сочетания теоретической и практической частей содержания.
Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса.
Личностными результатами изучения курса «Основы финансовой грамотности» являются:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства;
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
• развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.
Метапредметными результатами изучения курса «Основы финансовой грамотности» являются: познавательные:
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
• овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;
регулятивные:
• понимание цели своих действий;
• составление простых планов с помощью учителя;
• проявление познавательной и творческой инициативы;
• составление текстов в устной и письменной формах;
• умение слушать собеседника и вести диалог;
• умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
• умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса «Основы финансовой грамотности» являются:
• понимание и правильное использование экономических терминов;
• представление о роли денег в семье и обществе;
• умение характеризовать виды и функции денег;
• знание источников доходов и направлений расходов семьи;
• умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
• определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;
• проведение элементарных финансовых расчётов.
Планируемый результат внеурочной деятельности.
Личностные результаты:
- ценностное отношение и любовь к близким, к образовательному учреждению, своему посёлку, народу, России;
- ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда;
- осознание себя как члена общества, жителя Хабаровского края;
- готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и трудовой деятельности;
- расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; принятие и освоение различных социальных ролей, умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе;
- способность к организации своей жизни в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, нормах социального взаимодействия на доступном уровне;
- способность ориентироваться в окружающем мире, выбирать смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать элементарные решения;
- мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
- развитие самостоятельности через ответственный подход к ситуациям;
- овладение начальными знаниями навыками адаптации в социуме;
- осознание себя участником, при принятии элементарных экономических решений в семье;
-развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях;
- мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности;
- осознание себя как члена семьи, общества и государства;
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
- развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
Результаты реализации программы «Финансовая грамотность» внеурочной деятельности включают освоение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) умений, знаний и навыков, приобретенных в школе. Минимальный и достаточный уровень образовательных результатов определяется в конце учебного года.
Минимальный уровень:
- представление о роли денег в семье и обществе;
- знание источников доходов и направлений расходов семьи;
- проведение элементарных финансовых расчётов.
Достаточный уровень:
- проявление познавательной и творческой инициативы;
- понимание и правильное использование экономических терминов;
- умение характеризовать виды и функции денег;
- умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
- определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;
- оценивание правильности выполнения своих действий при пользовании деньгами.
- оказание партнерам необходимой помощи
- проведение сравнения, классификации.
Межпредметные связи на внеурочных занятиях
При составлении программы учитывалась связь с предметами, как окружающий мир (наблюдение, изучение истории происхождения); математики (счет) с уроками изо и технологии (расположение на листе бумаги, раскрашивание, выбор цветовой гаммы, а также уроками чтения и русского языка (составление предложений при рассказе об услышанном).
Основное содержание программы
Программа включает в себя пять основных содержательных разделов курса:
Обмен и деньги.
Какие деньги были раньше в России.
Современные деньги в России и других странах.
Доходы семьи.
Расходы семьи.
Раздел 1. Обмен и деньги
Появление обмена товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых денег. Свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами. Появление монет. Сюжетно-ролевая игра «Покупка товаров в магазине»
Устройство монеты. Изобретение бумажных денег. Защита монет от подделок. Современные монеты. Способы защиты от подделок бумажных денег. Решение прикладных задач. Фальшивые деньги. Фальшивомонетчики: преступление и наказание. Просмотр видеофрагментов документальных фильмов.
Основные понятия
Монеты. Номинал. Банкнота. Купюра. Фальшивые деньги. Фальшивомонетчики. Древнерусские товарные деньги. «Меховые деньги». Первые русские монеты. Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка».
Раздел 3. Современные деньги в России и других странах
Современные деньги России. Современные деньги мира. Появление безналичных денег. Безналичные деньги как информация на банковских счетах. Проведение безналичных расчётов. Функции банкоматов. Творческая работа «Моя банковская карта», «Моя собственная купюра».
Деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад. Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии. Собственник может получить арендную плату и проценты. Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. При нехватке денег их можно взять взаймы. Существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги. Ролевая игра «Профессия и образование»
Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы бывают обязательными и необязательными. Для покупки мебели, бытовой техники, автомобиля чаще всего приходится делать сбережения. Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг. Некоторые люди тратят много денег на хобби, а иногда и на вредные привычки. Мини-исследование «Покупки своей семьи за неделю». Коллективная беседа «Почему мы делаем покупки?».
Познавательная беседа «Что такое потребительская культура». Выступления учащихся «Потребление: структура и нормы». Круглый стол «Поговорим о культуре питания».
Раздел 2. Потребитель и закон
Познавательная беседа «Кто такой потребитель?» Практическая работа «Разнообразие человеческих потребностей и их классификация». Интерактивная беседа «Психология потребителя». Работа с документами. Потребность в защите: Закон «О защите прав потребителя».
Раздел 3. Потребитель – король на рынке
Познавательная беседа «Что такое рынок?» Ролевая игра «Виды и способы торговли». Решение экономических задач «Дешевле только даром».
Раздел 4. Куда уходят деньги?
Дискуссия «Разумные расходы – статья доходов». Аналитическая работа «Статьи доходов и расходов». Деловая игра «Рациональный бюджет школьника». Познавательная беседа «Каждый платит налоги».
Раздел 5. Информация для потребителя
Мини-исследование «Источники информации». Мини-проект «Реклама и ее виды». Практическая работа «Символы на этикетках, упаковках, вкладышах».Практическая работа «Читаем этикетки, упаковки, вкладыши». Выступления учащихся «Индекс Е: что он означает». Практическая работа «Классифицируем продукты, содержащие индекс Е».
Раздел 6. Искусство покупать
Практическая работа «Качество товаров». Круглый стол «Как покупать продукты питания?» Решение практических задач «Как выбирать одежду и обувь?»Познавательная беседа «Бытовая техника: всерьез и надолго». Круглый стол «Всегда ли товар можно обменять».
Раздел 7. Потребительская культура в сфере услуг
Решение экономических задач «Правила пользования коммунальными услугами». Выступления учащихся «Это должен знать каждый, отправляясь в дорогу».
Раздел 8. Кто защищает права потребителей
Познавательная беседа «Государственные органы защиты прав потребителей». Круглый стол «Общественные организации по защите прав потребителей». Правовая консультация «В каких случаях потребитель имеет право на судебную защиту?» Дискуссия «Что такое моральный вред и как он возмещается?» Правовая консультация «Кто защищает потребителя?»
Раздел 9. Подготовка и оформление творческих исследовательских проектов учащихся
Раздел 10. Итоговое тестирование.
Раздел 1. Управление денежными средствами семьи
Тема 1. Происхождение денег.
Дискуссия «Деньги: что это такое?» Аналитическая работа «Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы нашей семьи?»
Тема 2. Источники денежных средств семьи.
Практическая работа «Какие бывают источники доходов?»Круглый стол «От чего зависят личные и семейные доходы?»
Тема 3. Контроль семейных расходов.
Дискуссия «Как контролировать семейные расходы и зачем это делать?»
Тема 4. Построение семейного бюджета
Круглый стол «Что такое семейный бюджет и как его построить?» Практическая работа «Как оптимизировать семейный бюджет?»
Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния
Тема 5. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций.
Мини-исследование «Для чего нужны финансовые организации?» Практическая работа «Как увеличить семейные расходы с использованием финансовых организаций?»
Тема 6. Финансовое планирование как способ повышения благосостояния.
Познавательная беседа «Для чего нужно осуществлять финансовое планирование?» Деловая игра «Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах?» Осуществление проектной работы (что можно сделать ещё, чтобы научиться большему).
Раздел 3. Риски в мире денег
Тема 7. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться.
Правовая консультация «ОЖС: рождение ребёнка, потеря кормильца».Правовая консультация «ОЖС: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы».Познавательная беседа «Чем поможет страхование?»
Тема 8. Риски в мире денег.
Практическая работа «Какие бывают финансовые риски?»Познавательная беседа «Что такое финансовые пирамиды?»Осуществление проектной работы.
Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем
Тема 9. Банки и их роль в жизни семьи.
Мини-проект «Что такое банк и чем он может быть вам полезен?»Круглый стол «Польза и риски банковских карт?»
Тема 10. Собственный бизнес.
Выступления учащихся «Что такое бизнес?» Мини-проект «Как создать свое дело?»
Тема 11. Валюта в современном мире.
Познавательная беседа «Что такое валютный рынок и как он устроен?»Решение экономических задач «Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте?»Осуществление проектной работы.
Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют
Тема 12. Налоги и их роль в жизни семьи.
Дискуссия «Что такое налоги и зачем их платить?» Работа с документами «Какие налоги мы платим?»
Тема 13. Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости.
Решение экономических задач «Что такое пенсия и как сделать ее достойной?»дискуссия по курсу «Финансовая грамотность».
Тематическое планирование
№ урока
Тема урока.
Кол-во часов
в теме
Практич.
работа
Основные виды учебной деятельности обучающихся
34
1
Что такое деньги и какими они бывают.
1
Рассматривают историю денег. Знакомятся с понятиями бумажные деньги, Безналичные деньги, валюты.
2
Откуда в семье берутся деньги.
1
Знакомятся с понятием заработная плата, от чего зависит размер заработной платы. Знакомятся с понятиями минимальный размер оплаты труда, продуктовая потребительская корзина.
3
На что семьи тратят деньги.
1
Учатся понимать что деньги зарабатываются трудом и поэтому тратить их необходимо только с пользой, относиться к ним бережливо. Знакомятся с понятиями ежемесячные расходы, ежегодные расходы, переменные расходы, сезонные расходы.
4
Как правильно планировать семейный бюджет.
1
+
Знакомятся с понятием семейный бюджет. Узнают простые способы сэкономить деньги. Составляют список ежедневных расходов и подсчитывают его стоимость.
5
Потребности. Виды потребностей (в пище, одежде, транспорте, творчестве и т.д.)
1
Учатся различать разницу между желаниями и потребностями, учатся задавать себе вопрос и оценивать: действительно ли ему нужна та или иная вещь, игрушка и пр., есть ли возможность это купить.
6
Понятие о товаре, цене и прибыли. Собственные затраты.
1
Рассматривают понятия о товаре, цене и прибыли. Изучают собственные затраты.
Изучают цепочку «продажа-товар-цена-покупка».
7
Понятие о торговле. Формы торговли: оптовая/розничная.
1
Знакомятся с понятием торговля. Рассматривают формы торговли: оптовая/розничная.
8
Понятие о посредничестве.
1
Знакомятся с понятием посредничество.
9
Спрос и предложение.
1
Рассматривают понятия о спросе и предложении.
10
Реклама. Формы и этические нормы рекламы.
1
Знакомятся с понятием реклама. Формы и этические нормы рекламы.
11
Услуги как особый вид деятельности. Плата за услуги.
1
+
Рассматривают понятие услуги. Изучают на каких предприятиях предоставляют услуги бытового обслуживания. Плата за услуги.
12
Понятие собственности. Собственность и право распоряжаться ею.
1
Изучают понятие собственность. Собственность и право распоряжаться ею.
13
Понятие об аренде. Арендная плата. Арендный договор. Условия аренды.
1
Знакомятся с понятием об аренде. Арендная плата. Арендный договор. Условия аренды.
14
Понятие о банке. Кредит. Банковский процент.
1
Узнают зачем нужны банки, что такое валюта, банковские карты и зачем они нужны, что такое банковский счёт, банковский процент.
15
Производство. Материальные и трудовые затраты.
1
Рассматривают понятие производство. Узнают что такое материальные и трудовые затраты.
16
Качество производимой продукции.
1
Узнают что такое качество производимой продукции.
17
Налоги. Виды налогов. Источники налогов.
1
+
Знакомятся с понятием налоги, виды налогов, источники налогов.
18
Кредиты и вклады.
1
Знакомятся с понятием кредит.
Рассматривают понятие о вложениях, о выгоде.
19
Что такое пенсия.
1
Знакомятся с понятием пенсия.
20
Личная собственность. Семейная собственность.
1
Рассматривают понятие личная собственность. Семейная собственность.
21
Государственная собственность. Общественная собственность.
1
Рассматривают понятие государственная собственность. Общественная собственность.
22
Понятие о собственных затратах. Экономия собственных затрат.
1
Рассматривают понятие о собственных затратах. Учатся подсчитывать экономию собственных затрат.
23
Понятие убытков.
1
Рассматривают понятие убытков.
24
Соотношение затрат и полученных результатов.
1
Знакомятся с соотношением затрат и полученными результатами.
25
Приусадебное хозяйство. Запасы.
1
Учатся понимать важность ведения приусадебного хозяйства.
26
Первое представление о прибыльности какого-либо дела.
1
Знакомятся с представлением о прибыльности какого-либо дела.
27
Понятие страхования. Страховой взнос.
1
Знакомятся с понятием страхование, страховой взнос.
28
Договор. Условия договора. Последствия неисполнения договора.
1
Рассматривают понятие договор. Условия договора. Последствия неисполнения договора.
29
Стоимость коммунальных услуг.
1
+
Рассматривают понятие стоимость коммунальных услуг. Учатся оплачивать коммунальные платежи.
30
Бережём здоровье и экономим на лекарствах.
1
Учатся понимать важность бережного отношения к здоровью. Понятие экономии на лекарствах.
31
Как сократить расходы.
1
Узнают как сократить расходы.
32
Простые правила похода в магазин.
1
Рассматривают простые правила похода в магазин.
33
Покупаем продукты питания и экономим средства.
1
Узнают как купить продукты питания и сэкономить средства.
34
Бережливость и экономичность.
Итоговое занятие.
1
Рассматривают понятие бережливости и экономичности.
+
Отвечают на тест «Проверь себя». Играют в игру «Пословицы». Отгадывают загадки.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
1 Гловели Г.Д. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 4 класс общеобразоват. орг.-4-е
Изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2021.-128 с.
2 Антонова Ю. Как и о чём говорить с детьми на уроках финансовой грамотности: пособие для учителей начальных классов и работников системы дополнительного образования.- 2-е изд.- М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020. -80 с.
3 Антонова Ю. Обсуждаем, рассуждаем и играем: креативные задания для детей по финансовой грамотности – 2-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020. -56 с.
4 Артемьева Н.Н. Киндерномика. Что такое деньги и как с ними обращаться? : книга-игра по финансовой грамотности для детей. – М.: Эксмо, 2021. – 160 с.
5 Сасова И.А., Землянская Е.Н. Экономика. 2 класс: тетрадь творческих заданий – 21-е изд. –М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020. – 72 с.
6 Сасова И.А., Фирсова М.М. Экономика. 3 класс: тетрадь творческих заданий – 19-е изд. –М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020. – 80 с.
7 Сасова И.А., Землянская Е.Н. Экономика. 4 класс: тетрадь творческих заданий – 14-е изд. –М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019. – 80 с.
8 Конрад Н. Игровая математика. Решай-ка! – Ростов н/Д : Феникс, 2021.- 15 с.
9 Смирнова Т.В. Белка и компания : Экономика для детей в сказках, играх и задачках/ иллюстрации и игровые задания Т.Н. Просняковой. – 4-е изд. – Самара: Издательство «Учебная литература»: издательский дом «Фёдоров», 2013. – 144 с.
10 Смирнова Т.В., Проснякова Т.Н. Методические рекомендации к факультативному курсу «Экономика для младших школьников». – 3-е изд., Самара: Издательство «Учебная литература» : издательский дом «Фёдоров», 2012. – 112 с.
Электронные образовательные ресурсы
-электронные пособия;
-обучающие программы по предмету;
-видеофильмы соответствующего содержания;
-слайды соответствующего содержания;
мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.
Технические средства обучения:
-DVD –проигрыватель;
-компьютер;
-магнитофон.
Информационное обеспечение образовательного процесса: