kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для 5 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для учащихся 5 классов разработана в соответствии  с учётом возрастных особенностей обучающихся и направлена на развитие личности школьников, на мотивацию к получению новых знаний в сфере экономики семьи.

Курс финансовой грамотности научит школьника  ставить перед собой долгосрочные и краткосрочные семейные финансовые цели, составлять семейный бюджет и управлять им., поможет преодолеть страх перед взрослой жизнью и показать, что существуют алгоритмы действия в тех или иных ситуациях финансового характера. Кроме того, курс позволит понять, как нужно себя вести в разных жизненных ситуациях, чтобы определить, когда финансы семьи находятся под угрозой и что нужно делать, чтобы избежать денежных потерь.

Значительное внимание в курсе уделяется формированию компетенций поиска, подбора, анализа и интерпретации финансовой информации из различных источников, представленных как на электронных, так и на твёрдых носителях. Большая часть времени отводится практической деятельности для получения опыта действий в различных областях финансовых отношений.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для 5 класса»

Тамбовская область Кирсановский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Уваровщинская средняя общеобразовательная школа»





« Согласовано» «Утверждаю»

Зам. директора по ВР директор

МБОУ «Уваровщинская сош» МБОУ «Уваровщинская сош»

__________________Н.М.Иванова _______________Е.Н. Хохлова

« » августа 20 года « » августа 20 года







Рабочая программа внеурочной деятельности

«Финансовая грамотность» для 5 класса

социальное направление

срок реализации - 1 год

утвержденная приказом МБОУ «Уваровщинская сош»

от . .20 года № __



Составитель:

учитель обществознания

Т.С. Худякова , I категории



Рассмотрена и рекомендована к утверждению

Методическим советом

МБОУ «Уваровщинская сош»

Протокол от . .20 года № __


Рассмотрена и рекомендована к утверждению

на МО гуманитарного цикла

МБОУ «Уваровщинская сош»

Протокол от . .20 года № __

2021 год


Раздел I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 


Рабочая программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для учащихся 5 классов разработана в соответствии с учётом возрастных особенностей обучающихся и направлена на развитие личности школьников, на мотивацию к получению новых знаний в сфере экономики семьи.

Курс финансовой грамотности научит школьника ставить перед собой долгосрочные и краткосрочные семейные финансовые цели, составлять семейный бюджет и управлять им., поможет преодолеть страх перед взрослой жизнью и показать, что существуют алгоритмы действия в тех или иных ситуациях финансового характера. Кроме того, курс позволит понять, как нужно себя вести в разных жизненных ситуациях, чтобы определить, когда финансы семьи находятся под угрозой и что нужно делать, чтобы избежать денежных потерь.

Значительное внимание в курсе уделяется формированию компетенций поиска, подбора, анализа и интерпретации финансовой информации из различных источников, представленных как на электронных, так и на твёрдых носителях. Большая часть времени отводится практической деятельности для получения опыта действий в различных областях финансовых отношений.


Основные документы, используемые при составлении рабочей программы:

• Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

• Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения РФ;

• Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ».

• Финансовая грамотность: учебная программа. 5-7 классы, общеобразоват. орг./ Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова, А.В.Половникова - М.: ВАКО, 2018. – (Учимся разумному финансовому поведению)

Актуальность данной программы продиктована необходимостья заняться воспитаем детей экономически грамотными, воспитать их добросовестными налогоплательщиками, ответственными заемщиками, грамотными вкладчиками.

Это определило цель данного курса: развитие и реализация экономического образа мышления для решения финансовых вопросов в области экономики семьи.

Цель обучения: формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье и обществе, приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.


Достижение цели обеспечивается решением следующих задач:

 усвоение базовых понятий и терминов по теме «Финансовая грамотность»;

 приобретение опыта применения полученных знаний и умений на практике при решении простых экономических задач.

 воспитание ответственности за экономические решения.



II. Общая характеристика курса «Финансовая грамотность»

«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 5 класса в сфере экономики семьи. К старшим классам ученики с правовой точки зрения обретают часть прав и обязанностей в финансовой сфере. Поэтому с раннего возраста становится необходимым обучить школьников тем умениям, которые будут нужны для оптимального поведения в современных условиях финансового мира. В данном курсе изучаются вопросы бюджетирования, исследуются вопросы долгосрочного планирования бюджета семьи и особое внимание уделяется планированию личного бюджета. Значительное внимание в курсе уделяется формированию компетенции поиска, подбора, анализа финансовой информации из различных источников. Большая часть времени отводится на практическую деятельность для получения опыта действий в расширенном круге финансовых отношений.

Место курса «Финансовая грамотность» в учебном плане.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» предназначена для 5 классов, рассчитана на 34 часов (1 час в неделю, 34 учебных недели в год)

Сроки реализации программы – 1 год.

Адресность - Обращение к определенной социальной группе: детям и подросткам (ориентация на индивидуальность).

Возраст занимающихся: 10-11 лет.

Формы реализации программы. Для реализации поставленных целей предлагаются следующие формы организации учебного процесса: дискуссия, исследовательская деятельность учащихся, деловая игра, практическая работа, познавательная беседа, интерактивная беседа, мини-проект, мини-исследование, круглый стол, творческая работа, ролевая игра, выступления учащихся с показом презентаций, игра-путешествие, решение практических и проблемных ситуаций, решение экономических задач, работа с документами, аналитическая работа, конференция, конкурсы.

Методы обучения.

На уровне основного общего образования создаются условия для освоения учащимися образовательных программ, делается акцент на умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата) на развитие учебно-исследовательской деятельности учащихся.

В процессе обучения используются:

  • Приемы актуализации субъективного опыта учащихся;

  • Методы диалога;

  • Приемы создания коллективного и индивидуального выбора;

  • Игровые методы;

  • Технологии критического мышления;

  • Информационно-коммуникационные технологии;

  • Технологии коллективного метода обучения.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами экономики, истории, обществознания, литературы.


Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности.


Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются: осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства; овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, сопоставление доходности вложений на простых примерах; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решений о семейном бюджете.

Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

Познавательные: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

Регулятивные: понимание цели своих действий; планирование действия с помощью учителя и самостоятельно; проявление познавательной и творческой инициативы; оценка правильности выполнения действий; адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.

Коммуникативные: составление текстов в устной и письменной формах; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий; определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются: понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи; понимание и правильное использование экономических терминов; приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.



III. Содержание тем курса внеурочной деятельности 5 класс (34 ч.)



Раздел 1. Что такое финансовая грамотность (1 час)


Раздел 2. Доходы и расходы семьи (9 часов).

Введение. Познавательная беседа «Почему так важно изучать финансовую грамотность?» Познавательная беседа «Деньги». Творческое задание «Доходы семьи». Работа со статистикой «Расходы семьи». Викторина «Предметы первой необходимости». Викторина «Товары длительного пользования». Ролевая игра «Семейный бюджет». Практическая работа «Долги. Сбережения. Вклады».

Почему важно развивать свою финансовую грамотность. От чего зависит благосостояние семьи. Учимся оценивать свое финансовое поведение.


Раздел 3. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься (10 часов).

Почему возникают риски потери денег и имущества и как от этого защититься. Что такое страхование и для чего оно необходимо. Что и как можно страховать. Страхование. Исследуем что застраховано в семье и сколько это стоит. Как определить надежность страховых компаний. Как работает страховая компания.

Решение практических задач «Особые жизненные ситуации и как с ними справиться». Дискуссия «Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов». Решение логических задач «Страхование». Познавательная беседа «Страховая компания. Страховой полис». Творческая работа «Страхование имущества, здоровья, жизни». Практическая работа «Принципы работы страховой компании».


Раздел 4. Семья и государство: как они взаимодействуют (10 часов).

Что такое налоги и зачем их платить. Какие налоги мы платим. Что такое пенсия и как сделать её достойной. Итоговое повторение.

Выполнение тренировочных заданий, проведение контроля.

Мини-исследование «Налоги». Аналитическая работа «Виды налогов». Познавательная беседа «Социальные пособия». Решение экономических задач «Социальные выплаты».


Раздел 5. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье (4 часов).

Решение проблемной ситуации «Как спасти деньги от инфляции». Творческое задание «Банковские услуги».

Практическая работа «Вклады (депозиты)». Деловая игра «Кредит. Залог». Сюжетно-ролевая игра «Примеры бизнеса, которым занимаются подростки». Разработка бизнес-плана. Познавательная беседа «Валюта разных стран». Проект «Личный финансовый план».

Раздел 5. Что такое финансовая грамотность (1 час) Конференция по курсу «Финансовая грамотность».

IV. Учебно-тематический план.



Наименование разделов, тем

Количество  часов

Вид занятия

всего

теория

практика


Раздел 1. Что такое финансовая грамотность.

1

Почему важно развивать свою финансовую грамотность.


1

1

0

Познавательная беседа

Раздел 2. Доходы и расходы семьи (9 часов).

2

Откуда в семье берутся деньги .

От чего зависит благосостояние семьи. Учимся оценивать свое финансовое поведение.

1

1

0

Познавательная беседа

3

Почему важно развивать свою финансовую грамотность. Заработная плата. МРОТ. Наследство. Лотерея. Клад.

1

1

0

Постановка учебной задачи

4

«Деньги». Что это такое? Как появились деньги.

1

0

1

Познавательная беседа

5

«Доходы семьи». Из чего складываются доходы семьи. Учимся считать семейные доходы

1

1

0

Творческое задание

6

«Расходы семьи». Как появляются расходы семьи. Учимся считать семейные расходы.

1

1

0

Работа со статистикой

7

Исследуем расходы семьи. «Предметы первой необходимости».

1

0

1

Практическая работа

8

«Товары длительного пользования».

1

1

0

Викторина

9

«Семейный бюджет». Как формировать семейный бюджет. Хозяйственная деятельность семьи

1

1

0

Знакомство с четырьмя стадиями процесса хозяйственной деятельностипроизводства благ  распределения обмен  потребление

10

Ролевая игра «Семейный совет по составлению бюджета»

«Долги. Сбережения. Вклады».

1

1

0

Ролевая игра Обобщение результатов изучения тем

Раздел 3.

Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься (10 часов).


11

На что семьи тратят деньги.

Почему возникают риски потери денег и имущества и как от этого защититься.

1

0

1

практикум

12

На что тратятся деньги. Необходимые, желательные, престижные расходы. Расходы по срокам. Воздействие рекламы на совершение покупок.

1

0

1

Практикум

Составление плана расходов.

13

Что такое страхование и для чего оно необходимо. Что и как можно страховать. Страхование.

1

0

1

Практическая работа

14

Исследуем что застраховано в семье и сколько это стоит.

1

0

1

Ролевая игра


15

Деньги счет любят, или Как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал. Как правильно планировать семейный бюджет. Как правильно планировать семейный бюджет. Семейный бюджет. Бюджет РФ.

1

0

1

Мини-исследование

16

Как определить надежность страховых компаний. Как работает страховая компания «Особые жизненные ситуации и как с ними справиться

1

0

1

Решение практических задач ». Аналитическая работа «Плюсы моментальных кредитов».

17

«Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов». «Страхование».

1

0

1

Дискуссия Решение логических задач

18

«Страховая компания. Страховой полис».

1

1

0

Познавательная беседа

19

«Страхование имущества, здоровья, жизни».

1

0

1

Творческая работа

20

«Принципы работы страховой компании».

1

0

1

Практическая работа. Обобщение результатов изученного материала.

Раздел 4. Семья и государство: как они взаимодействуют ( 8 ч )

21

Могут ли люди быть финансово независимыми от государства


1

1

0

Постановка учебной задачи


22

Что такое налоги и зачем их платить

1

1

0

Постановка учебной задачи

23

Какие бывают налоги


1

1

0

Постановка учебной задачи

24

Учимся считать налоги


1

0

1

Выполнение тренировочных заданий, проведение контроля.


25

Исследуем, какие налоги платит семья и что получает от государства


1

0

1

Мини-исследование

26

«Виды налогов».

Как работает налоговая служба

1

1

0

Аналитическая работа

27

«Социальные пособия».

Что такое социальные пособия и какие они бывают . «Социальные выплаты».

«Оформляем социальное пособие»

1

1

0

Познавательная беседа

Учимся находить информацию на сайте Фонда социального страхования РФ

Ролевая игра


28

«Человек и государство: как они взаимодействуют»


1

1

0

Презентация.

Обобщение результатов изученного материала.

Раздел 5. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье ( 6 ч)

29

«Как спасти деньги от инфляции». «Банковские услуги». «Вклады (депозиты)». «Кредит. Залог».

Исследуем, какими банковскими услугами пользуется семья


1

0

1

Практическая работа.

Изучаем сайт Центрального банка РФ


30

«Собственный бизнес».

Что мы знаем о бизнесе


1

1

0

Составление бизнес-плана

31

«Примеры бизнеса, которым занимаются подростки».

1

1

0

Сюжетно-ролевая игра

32

Разработка бизнес-плана. Экскурсия в сбербанк

1

1

0

Познавательная беседа

33

Что такое валюта и для чего она нужна

«Валюта разных стран». Экскурсия на сайт государственных услуг и ПФР

1

0

1

Учимся находить информацию о курсах валют и их изменениях


34

Итоговое тестирование по курсу

«Финансовая грамотность»

1

0

1

Обобщение результатов

Презентация портфолио «Услуги финансовых организаций и собственный бизнес»



итого

34

18

16






VI. Тематический план с определением основных видов деятельности.


1

Раздел 1. Что такое финансовая грамотность.

Познакомиться с понятием финансовой грамотности . самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.

проводить простые финансовых расчётов ,

определять назначение и функции финансовых институтов, использовать различные финансовые инструменты для повышения благосостояния семьи.

2

Раздел 2. Доходы и расходы семьи

Ученики получат возможность научиться:

делать осознанный выбор из различных возможностей реализации собственных жизненных планов при постановке финансовых целей и готовности к самостоятельной, творческой, ответственной деятельности в процессе финансового планирования жизни. познакомиться с правилами личного финансового планирования бюджета; анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию; решать элементарные экономические задачи

Уметь анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления , осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям.


3

Раздел 3. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься


Научиться систематизировать обществоведческую информацию и представлять ее в виде семейного бюджета; по-нимать роль нравственных норм как решающих регуляторов общественной жизни, уметь применять эти нормы и правила при анализе и оценке реальных социальных ситуаций; понимать значение коммуникации в межличностном общении


4

Раздел 4. Семья и государство: как они взаимодействуют

Описывать и сравнивать источники доходов семьи, виды заработной платы, знать особенности труда несовершеннолетних, объяснять, как связаны профессии и образование, объяснять, чем руководствуется человек при выборе профессии, объяснять причины различий в заработной плате .Объяснять причины, по которым люди делают покупки, описывать направления расходов семьи, классифицировать виды благ, рассчитывать доли расходов на разные товары и услуги.

Составлять семейный бюджет на условных примерах, сравнивать доходы и расходы и принимать решения, объяснять причины, по которым люди делают сбережения, описывать формы сбережений, описывать последствия превышения расходов над доходами


5

Раздел 5. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье

Сравнивать возможности работы по собственного бизнеса, объяснять, почему государство поддерживает малый бизнес, объяснять, что такое бизнес-план, приводить примеры бизнеса, которым занимаются подростки




Методы обучения

1. Словесный – передача информации необходимой для дальнейшего обучения

2. Наглядный - просмотр видеофильмов, слайдов, онлайн экскурсии.

3. Поисковый - сбор информации по интересующей теме.

4.Исследовательский - изучение документальных и вещественных предметов  для развития мыслительной, интеллектуально-познавательной деятельности.

Программа реализуется в следующих формах:

• устный беседа;

• тестовое задание;

• решение задач;

• аналитическая работа: анализ статистических данных, оценка результатов;

• доклад; презентация


VII. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса


№ п\п

Раздел

Форма занятий

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса

Техническое оснащение программы, методический и дидактический материал

1

Вводное занятие

Беседа;

Практика

Теоретические Практические


Рабочий лист урока

Компьютер, проектор

2

Доходы и расходы семьи

Беседа;

Творческая работа;

Теоретические Практические


Рабочий лист урока

Компьютер, проектор

3

Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься

Беседа;

Дискуссия;


Теоретические

Практические


Рабочий лист урока,

калькуляторы;

Компьютер, проектор

4

Семья и государство: как они взаимодействуют

Беседа;

Деловая игра;


Теоретические

Практические


Рабочий лист урока,

калькуляторы;

Компьютер, проектор

5

Финансовый бизнес: чем он может помочь семье

Беседа;

Сюжетно-ролевая игра;


Теоретические

Практические


Рабочий лист урока,

калькуляторы;

Компьютер, проектор

6

Итоговая работа по программе кружка «Финансовая грамотность»

Итоговая работа

Теоретические

Индивидуальные

Рабочий лист урока,

калькуляторы;

Компьютер, проектор

7

Заключительное занятие

Беседа

Теоретические

Индивидуальные

Рабочий лист урока,

калькуляторы;

Компьютер, проектор











Формы и методы оценивания учебных достижений обучающихся


Формы контроля

Оценивание результатов обучения осуществляется в трёх формах: текущего контроля, промежуточного контроля и итогового контроля знаний.

Текущий контроль знаний осуществляется на занятиях-играх, практикумах и семинарах. Проверяется конструктивность работы учащегося на занятии, степень активности в поиске информации и отработке практических способов действий в финансовой сфере, а также участие в групповом и общем обсуждении проблем (задач) и способов их решения.

Промежуточный контроль знаний проводится по результатам изучения каждого модуля. Данный вид контроля помогает проверить степень усвоения учебного материала, овладения предметными и метапредметными умениями и компетенциями по значительному ряду вопросов, объединённых в одном модуле. Задача промежуточного контроля — выявить те вопросы, которые учащиеся усвоили слабо (например, не смогли рассчитать реальный банковский процент).

Итоговый контроль знаний осуществляется по результатам изучения курса. Он направлен на проверку и оценку реальных достижений учащихся в освоении основ финансовой грамотности, на выявление степени усвоения системы знаний, овладения умениями и навыками, полученными в процессе изучения курса.

Итоговый контроль может осуществляться в формате имитационноролевой или деловой игры. Игра позволит смоделировать конкретную финансовую ситуацию (или комплекс ситуаций), в которой учащийся сможет применить знания, умения и компетенции, освоенные в ходе обучения. Итоговый контроль проводится также в формате контрольной работы, включающей различные типы заданий.

Оценка учебных достижений

Оценка учебных достижений учащихся должна быть максимально объективной, что обеспечивается её критериальностью. Педагог оценивает результаты учебной деятельности школьников на основе определённых критериев, т. е. правил и признаков, по которым можно отличить одно явление от другого.

В ходе учебной деятельности подростки будут осуществлять различные виды деятельности, следовательно, должны быть разные критерии оценки каждого вида деятельности и её результатов.



Оценочный лист учебных достижений по модулю.


ФИО:

Модуль:





Дата

Текущий контроль

Промежуточный контроль









Отметка











Итоговый оценочный лист



Результаты промежуточного контроля по каждому модулю

Итоговый контроль

Общая итоговая отметка

Номер раздела

1

2

3

4

5



Дата








Отметка








Прим.









Педагог знакомит обучающихся с критериями оценки до начала работы. Очень важно, чтобы ученики знали, по каким основаниям будет оцениваться их работа на уроках. Поэтому далее будут представлены критерии оценки той или иной учебной деятельности и учебных результатов, а также методика проведения оценки.


Оценка решения практических задач

Одним из важнейших умений, которое ученики осваивают в ходе обучения, является умение решать практические задачи в сфере финансов.

Объектом оценки является устный или письменный ответ, содержащий ход решения задачи.

Критерии оценки практической задачи следующие:

    • определение (выявление в результате поиска) алгоритма решения практической задачи;

оценка альтернатив;

    • обоснование итогового выбора.

Ученики заранее (на первом занятии) знакомятся с критериями оценивания и способами оформления решения практических задач.


Оценка конструктивности работы на семинаре

Конструктивность работы ученика на семинаре — это его вклад в развитие рассматриваемых идей и создание общей схемы (или модели). Поэтому оценивается уровень активности участия обучающегося в обсуждении. Имеется в виду продуктивность этого участия, т. е. на- сколько обдуманны и интересны были предложенные идеи, насколько эффективно ученик находил недостатки (слабые места) в идеях своих одноклассников и предлагал более подходящие варианты.

При этом оценка работы обучающегося будет достаточно субъективной. В данном формате невозможно представить все количественные измерители, поэтому педагог должен ориентироваться на качественные характеристики. При оценке работы на семинаре важно не только исходить из абсолютных результатов, но также следует учитывать качественный прирост умения, т. е. насколько активнее обучающийся работает на данном занятии по сравнению с предыдущим. Так, если ученик не участвует в работе, игнорирует такого рода деятельность, то на усмотрение педагога он может получить оценку 0 или 1 балл. Однако в некоторых случаях более приемлемо и гуманно не выставлять никакой отметки (например, ученик испытывает психологический барьер при выступлении, не освоил умения вступать в коллективное обсуждение проблемы). Активная и продуктивная работа на семинаре, безусловно, заслуживает отметки «4» или «5».

Оценивать работу на семинаре (пусть и несколько субъективно) необходимо. Учитель должен помочь обучающемуся сформировать не только внутреннюю, но и внешнюю мотивацию (для школьников это важно). Хорошая и (или) отличная отметка стимулирует ученика на более активную работу в будущем.

Оценка предметных знаний и умений

Проверка уровня овладения учащимися предметных знаний и умений может осуществляться в форме письменной контрольной работы или устного опроса. В данном случае всё зависит от времени, которым располагает учитель, а также от его личных предпочтений. Оценка устного ответа более субъективна, чем оценка письменного, тем не менее можно выделить несколько общих принципов оценивания:

  • ученик не отвечает на большинство вопросов (более 50%) или даёт неверные ответы — отметка «2» («неудовлетворительно»);

  • ученик правильно отвечает на половину вопросов или на большинство вопросов частично — отметка «3» («удовлетворительно»);

  • ученик даёт верные ответы на большинство вопросов (более 70%) или отвечает почти на все вопросы, но делает несколько существенных ошибок — отметка «4» («хорошо»);

  • ученик правильно отвечает на все вопросы, делает несколько несущественных ошибок — отметка «5» («отлично»).

Оценивание письменной контрольной работы осуществляется следующим образом:

  • за каждый правильный ответ на тестовый вопрос — 1 балл;

  • за каждую решённую предметную задачу — 2, 3 или 4 балла1;

  • за каждую практическую мини-задачу — 3, 4 или 5 баллов;

  • за развёрнутый письменный ответ на вопрос — 5, 6, 7 или 8 баллов.

По сумме баллов выставляются отметки за выполнение контрольной работы:

0—50% от максимального количества баллов — «неудовлетворительно»;

51—70% — «удовлетворительно»;

71—90% — «хорошо»;

91—100% — «отлично».


Оценка эссе на экономическую тему

Эссе — это прозаическое свободное рассуждение на какую-либо тему, передающее индивидуальные суждения, впечатления, соображения автора. В материалах для учащихся предлагается несколько тем для эссе. В ходе написания произведения ученик имеет возможность не только проявить свои творческие способности, но и развить их.

Количество начисленных за конкретную задачу баллов указано в материалах для учащихся.

Формирование и развитие навыков и умений осуществляется только в процессе деятельности. Чем больше обучающийся будет размышлять, формулировать и отражать в письменной форме своё мнение по поставленной проблеме, тем активнее будет происходить становление его точки зрения.

Размышления над высказываниями мудрых людей помогают понять суть предмета, что должно быть высоко оценено. Если учи- тель задаёт домашнее задание: «Написать эссе на выбранную тему», а учащийся ничего не написал или отнёсся к заданию формально (например, перефразировал высказывание), то он получает неудов- летворительную отметку. При этом отметка «3» может отбить у уча- щегося желание писать подобные сочинения.

Выделим критерии, опираясь на которые ученики пишут эссе, а учитель проверяет и оценивает его.

Критерии оценивания эссе:
    • раскрытие смысла высказывания — ученик не просто пере- фразировал мысль автора, а, используя понятия и научные знания, объяснил, что автор имел в виду;

    • логичность и системность изложения собственных мыслей — под логичностью понимается установление причинно-следственных связей между объектами, явлениями и процессами экономической действительности, системность показывает установление связей между объясняемыми объектами как части и целого;

    • уровень теоретических суждений — теоретические суждения должны носить научный характер; для построения и аргументации своей позиции должно быть использовано усвоенное на уроках (по- нятия и знания);

    • уровень фактической аргументации — подтверждение позиции ученика по обсуждаемому вопросу конкретными примерами (из обществознания, истории, географии, литературы, СМИ и др.).

Учитель в первую очередь оценивает качественный прирост в результатах творчески учебной деятельности ученика. Его задача — запустить механизм, способствующий восприятию действительности не только алгоритмически, но и творчески. При этом учитель должен отмечать и объяснять достоинства, а также недостатки в размышлениях учащихся. Недостатки могут заключаться в том, что ученик существенно исказил суть понятия, или использовал совершенно неподходящее знание, или привёл примеры, не объясняющие данное явление, и др.

Оценка выполнения проекта

Любая деятельность, выходящая за пределы освоения предметного содержания, должна оцениваться только позитивными отметками, для того чтобы стимулировать учащегося к дальнейшей творческой работе. Поэтому в случае, когда в проектной работе максимально соблюдены все заданные критерии и учащийся действительно самостоятельно выполнил работу, её следует оценить максимально, т. е. на «отлично», при этом оговорив, разумеется, существенные недостатки. Если работа выполнена не полностью, отсутствуют какие-либо значимые элементы, следует поставить отметку «хорошо» или отправить на доработку.

Критерии оценивания проекта:
  • постановка проблемы, решаемой в ходе реализации проекта;

  • сформированность и реализованность целей и задач проекта;

  • разработанность плана по подготовке и реализации проекта;

  • качество реализации и представления проекта.

Оценка выполнения исследовательской работы

Все комментарии, приведённые в пункте «Оценка выполнения проекта», справедливы и для оценивания исследовательской работы.

Критерии оценивания исследовательской работы:
  • постановка исследовательской проблемы;

  • формулирование объекта, цели и гипотезы исследования;

  • использование адекватных методов исследования;

  • использование разнообразных информационных источников;

  • адекватность выводов.

Задания для оценивания результатов обучения:
  • тематический тест — проверяет усвоение предметных знаний по данному разделу, формулируется в виде вопроса с несколькими вариантами ответа.

Пример тестового задания

К прямым налогам относится:

  1. налог на добавленную стоимость;

  2. налог на доходы физических лиц;

  3. таможенные пошлины;

  4. акциз;

    • тематические задания — проверяют усвоение предметных знаний и формирование умений, формулируются в виде заданий с открытым ответом;

    • практические мини-задачи — проверяют овладение умениями и компетенциями в изучаемой области финансовой грамот- ности; формулируются в виде описания практической жизненной ситуации с указанием конкретных обстоятельств, в которых учащимся необходимо найти решение, используя освоенные знания и умения.


















Список литературы:

  1. Финансовая грамотность: учебная программа. 5-7 классы, общеобразоват. орг./ Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова, А.В.Половникова - М.: ВАКО, 2018. – (Учимся разумному финансовому поведению)

  2. И.В.Липсиц, Е.А.Вигдорчик. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5-7 классы общеобразоват.орг.- М.: ВАКО, 2018.

  3. Корлюгова Ю.Н., Половникова А.В. Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 5-7 классы общеобразоват.орг. - М.: ВАКО, 2018.

  4. Корлюгова Ю.Н., Половникова А.В. Финансовая грамотность: материалы для родителей. 5-7 классы общеобразоват.орг.- М.: ВАКО, 2018.

Электронные ресурсы:

  1. www.minfin.ru – сайт Министерства финансов РФ

  2. www.gov.ru – сайт Правительства РФ

  3. www.gks.ru – сайт Федеральной службы государственной статистики




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Финансовая грамотность

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Рабочая программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для 5 класса

Автор: Татьяна Сергеевна Худякова

Дата: 21.04.2023

Номер свидетельства: 630112

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Рабочая программа внеурочной деятельности "Финансовая грамотность""
    ["seo_title"] => string(67) "rabochaia_programma_vneurochnoi_deiatelnosti_finansovaia_gramotnost"
    ["file_id"] => string(6) "642886"
    ["category_seo"] => string(22) "finansovaya-gramotnost"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1703090343"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" для обучающихся 3,4 класса"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_programma_kursa_vneurochnoi_deiatelnosti_finansovaia_gramotnost_dlia_o"
    ["file_id"] => string(6) "644431"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1705929256"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Рабочая программа по внеурочной деятельности "Секреты финансовой грамотности""
    ["seo_title"] => string(78) "rabochaia_programma_po_vneurochnoi_deiatelnosti_sekrety_finansovoi_gramotnosti"
    ["file_id"] => string(6) "654635"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1722652431"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(210) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» (направление: общеинтеллектуальное)"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_programma_po_kursu_vneurochnoi_deiatelnosti_finansovaia_gramotnost_nap"
    ["file_id"] => string(6) "616202"
    ["category_seo"] => string(22) "finansovaya-gramotnost"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1667061019"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(43) "Школа молодого учителя "
    ["seo_title"] => string(27) "shkola-molodogho-uchitielia"
    ["file_id"] => string(6) "141682"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418148609"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства