Просмотр содержимого документа
«Защита прав потребителя"»
Государственное казенное образовательное учреждение «Специальная (коррекционная) школа -интернат № 9 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья». с. Падинского Новоселицкого района.
Внеклассное занятие
«Защита прав потребителя».
Воспитатель: высшей категории
Горлова Н.А.
Цель: способствовать формированию знаний основ действующего законодательства о защите прав потребителей;
Воспитывать умение защищать свои права;
Коррекция мыслительной деятельности.
Основные понятия.
Потребитель– гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Продавец– организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи.
Оборудование.
Закон РФ «О защите прав потребителя» от 7 февраля 1992 г. № 2300-1, редакция от 7 февраля 2006 г.
Ход занятия.
Организационный момент.
Введение.
Всем, ребята, доброго дня! А с чего начинается добрый день? Конечно же с улыбки и с хорошего настроения. Давайте, подарим свою добрую улыбку и поделимся хорошим настроением со всеми находящимися здесь.
Игра на сплочение.
«Скала»
Все участники группы встают в прямую линию. Ведущий говорит о том, что все мы сейчас являемся мощной, непоколебимой скалой.
Для того чтобы почувствовать себя скалой, необходимо очень плотно встать друг к другу (участники могут обняться за талию). После того,как группа стала действительно скалой, по ней начинают движение альпинисты. Альпинистами выступают сами участники группы. Первый, кто стоит в линии. Начинает двигаться по скале. Его задача не сорваться, крепко держаться за скалу. После того как первый участник пошел, начинают двигаться остальные участники. Ведущий должен следить, чтобы правила не нарушались и на скале не было больше трех альпинистов.
Вводная часть.
Сегодня на занятии мы поговорим с вами о том, кто такие потребители, каковы основные права потребителей, каким образом в повседневной жизни защищаются права и законные интересы потребителей.
Кто же такой потребитель? (ответы обучающихся)
Основная часть.
Воспитатель: где мы приобретаем товары и где нам могут оказать различного вида услуги для личных и бытовых нужд (ответы обуучающихся):
Воспитатель: товар приобретается в магазинах:
магазины продовольственные;
магазины промтоварные;
магазины хозяйственные;
магазины радиотоваров;
торговые центры, гипермаркеты.
Воспитатель: назовите предприятия, где могут оказать услуги:
аптеки;
поликлиники;
ремонтные мастерские;
банки.
Воспитатель: представим обычный торговый день в большом супермаркете. Покупатели выбирают товар, оплачивают покупки. В отделе белья назревает скандал. Пожилой покупатель подает продавцу пакет с пижамой и прикладывает к нему чек. «Вот чек. По нему видно, что я приобрел пижаму всего пять дней назад. Срок небольшой. По закону вы обязаны заменить мне купленную вещь». «Увы, - отвечает продавщица, - я не имею права это сделать». Покупатель кипятится: «Это или беззаконие или правовая безграмотность! Я буду жаловаться…» Знакомая ситуация.
Все люди когда-либо делали покупки в магазине и ходили в поликлинику на прием к врачу. Но не задумывались, что в обоих случаях они являются потребителями и что им при этом принадлежат определённые права, которыми они могут воспользоваться тогда, когда их не устраивает качество покупки или услуги.
К большому сожалению, часто мы оказываемся в ситуациях, когда наши права и интересы были нарушены. Вот почему всем необходимо знать основы потребительского законодательства. Осознание того, что мы как потребители обладаем определёнными правами, придаёт нам уверенность, укрепляет чувство защищённости.
Потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести, либо заказывающий, приобретающий, или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; (в ред. Федерального закона от 17.12.1999 N 212-ФЗ
Воспитатель: в каких случаях герои сказок были потребителями?
Муха-Цокотуха, когда «пошла муха на базар и купила самовар» (К. Чуковский)? (Да);
Старик, по отношению к золотой рыбке (А. С. Пушкина)? (Нет, так как старик не платит рыбке за услуги);
Робинзон Крузо на необитаемом острове (Д. Дефо)? (Нет, он же ничего не покупает).
В каких случаях книга может быть товаром?:
- Если вы ее продаете (да);
- Дарите маме (нет);
- Даете почитать учителю (нет).
Продавец- организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи.
Воспитатель: как вы думаете, почему закон встал на защиту потребителя?
В отношениях с производителями и продавцами он находится в неравных условиях. Они – профессионалы, хорошо подготовлены, пользуются услугами юристов и могут отстоять свои интересы; а потребитель – один на один с продавцом и производителем.
Потребитель защищен законом «О защите прав потребителя». Этот закон довольно строг. 15 марта отмечается Всемирный день прав потребителя.
В 1992 годуВерховный Совет РСФСР принял первый в истории России закон, направленный на защиту граждан РФ, имеющих намерение заказать или приобрести какой-либо товар или услугу. Документ получил название «Закон о защите прав потребителей». Базовые принципы Кодекса потребителя с этого момента были закреплены законодательно.
Какие права имеет потребитель?
1. Право на безопасность (требование государства к качеству товаров, выражено в стандартах)
2. Право на информацию о товарах, услугах, работах. (Она нужна, чтобы потребитель смог сделать правильный выбор, для этого ему нужно знать качества и свойства того или иного товара).
3. Право на качество.
4. Право на обмен товара.
5. Право на заключение с ним договора.
4. Право на безопасность (требование государства к качеству товаров, выражено в стандартах).
5. Право на возмещение ущерба (материального и морального). В случае, если купленная вещь причинила вред потребителю.
Потребитель имеет законное право потребовать:
А) Если у приобретенного товара обнаружился недостаток, то - безвозмездного устранения недостатка или возмещения расходов на его устранение;
- замены на товар аналогичной модели, марки;
- замены на такой же товар другой марки с перерасчетом цены;
- соразмерного уменьшения цены;
- расторжения договора купли-продажи и возврата уплаченных денег.
Б) Товары длительного пользования имеют срок службы и гарантийный срок (производитель несет повышенные обязательства перед потребителем)
В) Продукты питания, лекарства, косметика и др. имеют срок годности; требования к этим товарам содержатся в стандартах.
Общее правило потребления: всегда сохраняйте чеки, квитанции, договоры и прочие документы, подтверждающие факт купли- продажи
Существует перечень товаров, не подлежащих обмену или возврату
Средства гигиены и лекарства. Парфюмерно – косметические товары. Строительные и отделочные материалы. Швейные и трикотажные изделия. Посуда и кухонные принадлежности. Товары бытовой химии. Мебель. Изделия из драгоценных металлов, с драгоценными камнями. Автомобили и мото - велотовары. Электробытовые машины и приборы. Животные и растения. Книги, альбомы, календари. Речь идёт о товарах НАДЛЕЖАЩЕГО качества!
Решение практических задач. Обсуждение вариантов поведения потребителя.
Подведение итогов занятия.
Воспитатель: давайте вернёмся к эпиграфу занятия. Так от чего же зависит соблюдение интересов потребителей? В первую очередь от нас самих! От нашего умения правильно вести себя в различных ситуациях, от знаний своих прав и умения отстоять свои права!
Выполнение задания на рефлексию.
Учащимся предлагается закончить любую из предложенных фраз:
Сегодня на занятии я узнал…
Самым интересным на занятии было…
Хотел бы узнать подробнее…
Специальная (коррекционная) школа-интернат №9 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»