Конспект урока обществознания по теме "Защита прав потребителей"
Конспект урока обществознания по теме "Защита прав потребителей"
Методическая разработка урока обществознания по теме "Защита прав потребителей" предназначена для учащихся 9-х классов.
Цель урока:рассмотреть основные права потребителей. Данный урок имеет практическую направленность.
Задачи:
- обучающая: познакомить учащихся с такими основными правами потребителей, как право на информацию, право на обеспечение безопасности жизни и здоровья, право на возмещение вреда, причинённого товарами и услугами ненадлежащего качества; показать, каким образом в повседневной жизни защищаются права и законные интересы потребителей, а также права и законные интересы продавцов, создать условия для анализа того, насколько российское законодательство об охране прав потребителей обеспечивает приоритет защиты прав потребителей.
- развивающая: продолжить работу по формированию специальных учебно-правовых умений (читать и анализировать правовую литературу); продолжить работу по формированию навыков правомерного поведения и умения найти грамотное решение конфликта законным образом.
- воспитательная: продолжить работу по воспитанию таких качеств как законопослушность, формированию активной гражданской позиции.
Формы работы на уроке: учебно-правовая ролевая ситуация, лабораторно-практическая работа, составление конспекта.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока обществознания по теме "Защита прав потребителей" »
Тема: «Защита прав потребителей».
Класс: 9.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: урок-практикум с использованием учебно-правовых ситуаций.
Цель урока: рассмотреть основные права потребителей.
Формы работы на уроке: учебно-правовая ролевая ситуация, лабораторно-практическая работа, составление конспекта.
Задачи:
- обучающая:познакомить учащихся с такими основными правами потребителей, как право на информацию, право на обеспечение безопасности жизни и здоровья, право на возмещение вреда, причинённого товарами и услугами ненадлежащего качества; показать, каким образом в повседневной жизни защищаются права и
законные интересы потребителей, а также права и законные интересы продавцов, создать условия для анализа того, насколько российское законодательство об охране прав потребителей обеспечивает приоритет защиты прав потребителей.
- развивающая: продолжить работу по формированию специальных учебно-правовых умений (читать и анализировать правовую литературу); продолжить работу по формированию навыков правомерного поведения и умения найти грамотное решение конфликта законным образом.
- воспитательная:продолжить работу по воспитанию таких качеств как законопослушность, формированию активной гражданской позиции.
Основные понятия урока: потребитель, изготовитель, продавец, недостаток товара, материальный ущерб, моральный ущерб.
Межпредметные связи: история – право.
Оборудование урока: юридические тексты - УК РФ (извлечения), закон РФ «О защите прав потребителей» (извлечения), ГК РФ (извлечения).
План урока
1. Вступительное слово учителя (постановка цели). (3 мин.)
2. Изучение нового материала:
Конкурс на должность продавца (моделирование ситуации)
Лабораторно-практическая работа с юридическими текстами
Права и обязанности покупателя и продавца (учебно-правовая ситуация)
Защита прав потребителя (учебно-правовая ситуация, работа с юридическими документами) (35 мин.)
3. Рефлексия. (3 мин.)
4. Домашнее задание. (2 мин.)
Ход урока
«У каждого человека есть три пути,
Чтобы поступать мудро и правильно:
Первый самый благородный - это размышление,
Второй самый легкий - это подражание,
Третий самый горький - это опыт»
(Конфуций, 5 в. до. н.э)
I. Вступительное слово учителя.
Интеллектуальный тренинг с эпиграфом урока.
Вопросы учителя. Как его понимают ученики? Как он связан с темой урока? (Первый, т.е. перед тем, что мы будем делать, мы должны подумать, второй более проще - мы можем не думать, а подражать кому-нибудь. И третий это горький опыт - это на своих ошибках. Этот эпиграф тесно связан с темой нашего урока.)
После этого учитель и ученики формулируют цели урока.
Учитель. Все люди когда-либо делали покупки в магазине и ездили в городском транспорте. Но не задумывались, что в обоих случаях они являются потребителями, и что им при этом принадлежат определённые права, которые могут воспользоваться тогда, когда их не устраивает качество покупки или услуги. К большому сожалению, многие из нас оказываются в ситуациях, когда наши права и интересы были нарушены. Вот почему всем необходимо знать основы потребительского законодательства. Осознание того, что мы, как потребители обладаем определёнными правами, придаёт нам уверенность, укрепляет чувство защищённости. Сегодня на уроке вы узнаете, кто такие потребители, каковы основные права потребителей, каким образом в повседневной жизни защищаются права и законные интересы потребителей.
II. Изучение нового материала.
Конкурс на должность продавца (моделирование ситуации).
Изучение нового материла проводится в форме учебно-правовой ролевой ситуации. С этой целью происходит распределение ролей: хозяин магазина, продавец - наёмный работник, покупатели, кассир.
Роль юриста-консультанта, специалиста по законодательству целесообразно взять на себя преподавателю.
Хозяин магазина
Претенденты на должность продавца
Обращается к претендентам с вопросом: «В магазин вошёл покупатель. Как вы его встретите?».
В качестве критериев оценки предрасположенности претендента к работе продавцом хозяин магазина может воспользоваться памяткой «Заповеди продавца».
Вопрос: «В каком виде товар должен предлагаться покупателю?».
Разыгрывается сценка между продавцом и покупателем.
Вопросы учителя. Какие основные понятия мы использовали в этих ситуациях? (Работодатель, продавец, потребитель). Какими качествами должен обладать продавец? (Вежливость, терпеливость).
Задание. Внимательно выслушав комментарий учителя, назовите основные права потребителей. (Право на информацию о товаре, право на безопасность, право на выбор).
Комментарий учителя. В соответствии с Законом РФ о применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчётов с населением продавец должен выдавать покупателю чек за покупку, подтверждающий исполнение обязательств по договору купли-продажи. Продавец должен вывешивать ценники на продаваемые товары в доступном месте. Нарушение этого правила влечёт за собой наказание в виде штрафа. Продавец может продавать товар с недостатками, предварительно предупредив об этом покупателя, так как торговое предприятие несёт ответственность за качество реализуемых товаров.
Лабораторно-практическая работа с юридическими текстами.
Работа в парах. Ученикам раздаются тексты юридических документов. Закон РФ «О защите прав потребителей», статьи 13,1 6.
Вопрос учителя. О каких правах говорится в данных статьях? (Право на возмещение морального вреда, право на судебную защиту).
Задание. Вы являетесь покупателем в магазине самообслуживания. Какое действие вы совершаете, чтобы выразитьваше согласие на заключение договора купли-продажи?(Отобрать товар в корзину).
Права и обязанности покупателя и продавца (учебно-правовые ситуации).
Учебно-правовая ролевая ситуация
Условия предлагаемой ситуации
Деятельность учащихся в учебно-правовой ситуации
1. Покупатель отбирает ряд товаров, идет к кассе и обнаруживает, что денег на все отобранные товары у него не хватает.
Учащимся предлагается ответить на вопросы:
- Каковы дальнейшие действия покупателя?
- Согласен ли продавец с таким поведением покупателя?
Исполнители ролей покупателей предлагают варианты поведения.
2. Покупатель подошёл к кассе, расплатился за покупки, отошёл и выронил купленные яйца.
- Каковы действия покупателя и продавца?
Обсуждение аналогично предыдущему.
Комментарий учителя. Покупатель может отказаться от покупки товара до оплаты. После оплаты покупатель является собственником товара и сам несёт ответственность за его случайную порчу.
Лабораторно-практическая работа с документом (ГК РФ (извлечения) статьи 138, 444).
Учебно-правовая ролевая ситуация
Работа преподавателя
Работа учащихся
Определение сюжета: «Вы приобрели вещь (сапоги, холодильник, то есть любую вещь длительного пользования. Дома через некоторое время обнаружили дефект)
Задание: определите, каковы будут ваши дальнейшие действия. Распределение ролей (покупатель некачественного товара, продавец, производитель).
Комментарий учителя. Выявление стереотипов поведения через проигрывание сюжета.
Предполагаемые ответы. 1) Купили товар в частном торговом киоске, у частного торговца на улице, в государственном магазине. 2) Вспомнили о наличии гарантийного талона и чека.
Лабораторно-практическая работа.
Работа в группах. Учащимся раздаются тексты Закона РФ «О защите прав потребителей». (ст. 17).
Задание. Сформулируйте советы покупателю.
Примерные ответы.
- При покупке будьте внимательны, выбирайте товары тщательно и неторопливо.
- Прочитайте руководство по эксплуатации и проверьте гарантию.
- Проследите, чтобы продавец поставил печать и дату покупки в паспорте.
- Не забудьте забрать товарный чек, который подтверждает, что покупка совершена именно в данном магазине.
- Требуйте сертификат качества.
Задание. Вы приобрели товар, выполнив все советы покупателю, но ваша покупка оказалась с недостатками, которые вы обнаружили только дома. Продавец не согласен с вашим решением обменять товар и предлагает ремонт. Каковы ваши действия? (Нужно обраться в суд).
После выполнения задания комментарий учителя. Исковое заявление подаётся в суд в письменной форме. В нём должны быть указаны наименование суда, в который подаётся заявление; наименование истца, его местонахождение; наименование ответчика, его местонахождение; обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие изложенные истцом требования; требования истца; цена иска; перечень прилагаемых к заявлению документов.
Заявление подписывается истцом.
Учащиеся получают образец искового заявления.
Ш. Рефлексия.
1 вариант рефлексии.
Учащимся предлагается проанализировать свою деятельность на уроке, ответив на вопросы.
Вопросы «Продавцам»:
- Насколько комфортно вы чувствовали себя в этой роли?
- С какими трудностями вы встретились? С чем они связаны?
Вопросы «Покупателям»:
- Хватило ли вам ваших жизненных знаний для проигрывания заданных ситуаций? Почему?
- Какие моменты ситуаций вызвали у вас наибольшие затруднения? Почему?
- Почему, по вашему мнению, существуют трудности в реализации защиты прав потребителей?
2 вариант рефлексии.
Закончить любую из предложенных фраз.
Сегодня на уроке я узнал...
Самым интересным на уроке было…
Хотел бы узнать подробнее…
Учитель подводит итоги и даёт домашнее задание.
IV. Домашнее задание.
Составить исковое заявление, исходя из вашей ситуации. Используйте образец.
Раздаточный материал для учащихся
1. Заповеди продавца.
1. Продавец должен быть приветлив, терпелив, внимателен, предупредителен.
2. Продавец, не дожидаясь вопросов, должен выяснить, что покупатель желает купить в магазине.
3. Продавец не должен показывать товары молча.
4. Показ каждого товара должен сопровождаться краткой информацией.
2. Закон РФ «О защите прав потребителей»
Статья 13. Возмещение морального вреда.
Моральный вред, причинённый потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) его прав, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей, подлежит возмещению причинителем вреда при наличии его вины. Размер возмещения вреда определяется судом, если иное не предусмотрено законодательными актами.
Статья 16. Судебная защита прав потребителей.
Защита прав потребителей, предусмотренных законодательством, осуществляется судом. Иски предъявляются в суд по месту жительства истца, либо по месту нахождения ответчика, либо по месту причинения вреда. Потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по искам, связанным с нарушением их прав.
3. Гражданский кодекс РФ (извлечения).
Статья 138. Риск случайной гибели.
Риск случайной гибели или случайной порчи отчуждаемых вещей переходит на приобретателя одновременно с возникновением у него права собственности, если иное не предусмотрено договором.
Статья 444. Общие основания ответственности за причинения вреда.
Вред, причинённый личности или имуществу гражданина, а также вред, причинённый организации, подлежит возмещению лицом, причинившим вред, в полном объёме…
4. Образец искового заявления.
В городской суд г.__________________________________________________
Через месяц после покупки обнаружил дефект, зафиксированный мастером ателье в техпаспорте телевизора. От предложенного ремонта в мастерской отказываюсь. В магазине заменить некачественный телевизор отказались. Руководствуясь ст. 245, 246, 248 ГК РФ, прошу обязать обменять телевизор на доброкачественный, взыскав с ответчика все судебные расходы по делу.
К заявлению прилагаю:
1. Техпаспорт.
2. Копию заявления в магазин об обмене телевизора.
3. Письмо-отказ обменять телевизор.
4. Марку госпошлины.
5. Копию своего искового заявления.
Подпись.
5. Словарь урока.
Потребитель – гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Изготовитель – организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям.
Продавец– организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи.
Недостаток товара (работы, услуги) – несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию.
Материальный ущерб – ущерб, нанесенный имущественному положению гражданина вследствие причинения ему вреда или неисполнения условий договора.
Моральный вред – физические и нравственные страдания, которые могут быть причинены гражданину нарушением его прав.
Источники:
Гражданский кодекс РФ.
Закон РФ «О защите прав потребителя» от 7 февраля 1992 г.
Защита прав потребителей с образцами заявлений.- М.: «ЭКСМО» - 2007.
Основы правовых знаний. 8-11 классы. Интерактивные методы преподавания права: конспекты уроков / авт.-сост. Е. А. Мавлютина. – Волгоград: Учитель, 2009.
Поздеев А. В. Поурочные разработки по обществознанию: 9 класс. – М.: ВАКО, 2010.