Воспитание толерантного отношения к окружающим как основа формирования коммуникативной культуры личности.
Воспитание толерантного отношения к окружающим как основа формирования коммуникативной культуры личности.
Понятие толерантность в переводе с латинского переводится как терпимость, уступчивость, устойчивость, выносливость, снисходительность к чему – либо, способность переносить неблагоприятные воздействия.
Толерантное отношение представляет собой активно - положительное отношение к другим людям, включающее наряду с принятием индивидуальных различий, эмпатию, уважение, стремление оказать помощь и поддержку.
Актуальность темы:
Человечеству сегодня не хватает толерантности, а проще говоря, взаимоуважительного отношения друг к другу.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Воспитание толерантного отношения к окружающим как основа формирования коммуникативной культуры личности.»
Воспитание толерантного отношения к окружающим как основа формирования коммуникативной культуры личности.
Понятие толерантность в переводе с латинского переводится как терпимость, уступчивость, устойчивость, выносливость, снисходительность к чему – либо, способность переносить неблагоприятные воздействия.
Толерантное отношение представляет собой активно - положительное отношение к другим людям, включающее наряду с принятием индивидуальных различий, эмпатию, уважение, стремление оказать помощь и поддержку.
Актуальность темы:
Человечеству сегодня не хватает толерантности, а проще говоря, взаимоуважительного отношения друг к другу.
В настоящее время, когда идут масштабные перемены и быстрые процессы социально-экономических и политических изменений в обществе, труднее всего приходится подросткам с их еще не устоявшимися мировоззрением, подвижной системой ценностей.
Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении. Поэтому огромную важность сегодня имеет разработка и внедрение принципов, методов и форм, которые способствовали бы развитию терпимости к другому человеку.
Цель: Формирование личности, обладающей чувством собственного достоинства и уважения к людям, умеющей строить отношения в процессе взаимодействия с обучащимися разных верований, национальностей на основе сотрудничества и взаимопонимания.
Задачи:
Формировать у обучающихся понимание толерантности, выработать основные черты толерантной личности.
2. Развивать нравственное понимание, сопереживание, умение оценивать поступки других.
При организации работы по воспитанию толерантности необходимо знать - индивидуальные особенности каждого ребенка;
- проблемы в отношениях между детьми и их причины;
- национальный состав коллектива детей;
- культурные особенности окружающей среды.
Свою работу я строю на следующих принципах:
включение в деятельность всех воспитанников;
уважительное отношение к каждой личности;
единство воспитания толерантности и реального жизненного опыта;
С целью целенаправленного формирования толерантности организую воспитательную деятельность по следующим блокам :
1-ый блок – образовательно-воспитательный представлен системой часов общения, диспутов, бесед, составленных на основе календарно-тематического планирования
В работе реализую следующие формы воспитательной деятельности:
Информационно-познавательные часы;
Беседы;
Дискуссии;
Игровые тренинги;
Праздники;
КТД;
Игровые и конкурсные программы;
Викторины;
Познавательные игры;
Акции
Проводимые мероприятия:
Викторина «В плену вредных привычек»
Практикум «Проигрывание конфликтных ситуаций из жизни класса»
Занятие-совет «Как успокоить себя?»
Урок-игра «Я могу контролировать своё поведение»
Круглый стол «Я умею правильно общаться»
Дискуссионный клуб «Что такое милосердие, сочувствие?»
Тренинг «Мои сильные и слабые стороны»
2-ой блок – эмоционально-волевой связан с воспитанием толерантности у обучающихся на эмоциональном уровне в процессе взаимоотношений с окружающей действительностью, во внеурочной деятельности, в процессе отдыха, игры, трудовой деятельности.
3-ий блок – диагностическо-исследовательский включает в себя ведение личного наблюдения, анкетирование и диагностирование развития ребенка, помогает своевременно корректировать и планировать дальнейшую воспитательную работу по формированию толерантного мировоззрения.
Этот блок включает в себя:
наблюдение
анкетирование
диагностирование
В работе реализую следующие методы воспитания:
Пример;
Поощрение;
Убеждение (самоубеждение);
Внушение (самовнушение);
Игровые методы;
Требование;
Метод саморегулирования;
Метод воспитывающих ситуаций;
Метод соревнования;
Метод анализа деятельности и общения ребенка;
Поручения
Необходимо отметить, что невозможно сформировать толерантность у ребёнка, как и любое другое качество, если родители не являются союзниками педагога. В освоении опыта толерантного поведения большое значение имеет личный пример родителей, родственников. В этой связи целенаправленную работу необходимо проводить с родителями учащихся, разъяснять важность воспитания у детей толерантного общения.
Используемая литература:
Семина Л.И. Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия.// Семья и школа. 2001 №№11-12 2. Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование. 2001 №9, 2002 №1, 2002 №9 3. Риэрдон Б. Э. Толерантность – дорога к миру. М., 2001 4. Пикалова Т.В. Формирование толерантных качеств личности школьника в процессе поликультурного образования на уроках. 5. Макова Л.Л. Воспитание толерантности в учебно-воспитательном процессе школы как путь к преодолению межличностных конфликтов подростков. 6. Воробьева О.Я. Педагогические технологии воспитания толерантности учащихся., М., 2007 7. Байбородова Л.В. Воспитание толерантности в процессе организации деятельности и общения школьников. // Ярославский педагогический вестник. 2003 №1