Формирование коммуникативной компетентности школьников через духовно-нравственное воспитание
Позитивное содержание компетентностей - это социальный заказ современного российского образования. Современное общество требует от человека умения жить, сосуществовать в обществе. Формирование коммуникативных качеств обуславливается необходимостью взаимодействия с другими людьми, объектами окружающего мира и информацией, умения её отыскивать, преобразовывать и передавать, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе. Важным фактором нравственного воспитания младшего школьника является его общение со взрослыми и сверстниками.
Нравственность — это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.
Духовно-нравственное воспитание – это целенаправленный процесс трансляции нравственного опыта предыдущих поколений. Российская школа призвана к воспитанию личности свободной, творческой, инициативной, саморазвивающейся. Личность делает возможными социальный и экономический прогресс. Вместе с тем, личностью человек становиться только в обществе. Поэтому необходимо говорить не об абстрактном личностно ориентированном воспитании вне времени, культуры и общества, а о воспитании личности гражданина России. В этом плане современный гуманистический идеал актуализирует такие качества личности, как патриотизм, социальную солидарность, гражданственность, служение Отечеству, сохранение семейных ценностей, интеллектуальное и творческое развитие, приверженность традиции.
Традиционные источники нравственности:
1. Патриотизм, включающий в себя ценности: любовь к Родине; любовь к своему народу; любовь к своей «малой Родине»; служение Отечеству (ратное, духовное, трудовое).
2. Социальная солидарность: свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость; милосердие; доброта; честь; честность; достоинство.
3. Гражданственность: правовое государство; гражданское общество; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; межэтнический мир; свобода совести и вероисповедания.
4. Семья, любовь и верность: почитание родителей; забота о старших и младших; продолжение рода.
5. Труд и творчество: созидание; целеустремленность и настойчивость; трудолюбие; бережливость.
6. Наука и познание.
7. Религия включает представления о Вере, Духовности, религиозной жизни человека и общества, религиозной картине мира.
8. Искусство и литература включает ценности: Красота; Гармония; Духовный мир человека; Нравственный выбор; Смысл жизни; Эстетическое развитие.
9. Природа: жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля.
10. Человечество: мир во всем мире; многообразие культур и народов; прогресс человечества; международное сотрудничество.
Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника через развитие коммуникативных компетенций.
Педагог должен научить младших школьников не только общаться, и находить партнеров в общении, но и самому оставаться нравственным, и выбирать партнера с высокой нравственностью. Вступая в отношения с окружающим нас миром, мы сообщаем информацию о себе, взамен получаем интересующие нас сведения, анализируем их и планируем свою деятельность в социуме на основе этого анализа. Эффективность этой деятельности зачастую зависит от качества обмена информацией, что в свою очередь обеспечивается наличием необходимого и достаточного коммуникативного опыта субъектов отношений. Чем раньше осваивается этот опыт, чем богаче арсенал коммуникативных средств, тем успешнее реализуется взаимодействие. Следовательно, самореализация и самоактуализация личности в социуме напрямую зависит от уровня сформированности ее коммуникативной культуры.
По мнению турецких ученых: «Дети – это ценность, а их воспитание – это еще большая ценность». Будущее каждого человека напрямую связано с тем, что он воспринял и какое влияние испытал на себе в младшем школьном возрасте. Если он растет и воспитывается в атмосфере, которая дает ему все только самое лучшее и благородное, то можно надеяться на то, что со временем он проявит себя как личность, обладающая живым умом, нравственностью и благородством. Учитель обязан возвышать новое поколение, воспитывая в них воспитанность и нравственность. Что бы ни давали читать детям, будь то поэзия или проза, это должно придавать силу их мысли, твердость их духу, подпитывать их веру в будущее и стойкость, чтобы потом вы могли приобрести в их лице поколение с сильной волей и здоровым рассудком.
Педагогу необходимо обращать внимание на то, что и как говорят учащиеся, как они реагируют на действия людей, уметь выявлять мысли и чувства, сопровождающие акты общения школьников с другими людьми, трудности, с которыми они сталкиваются, вступая в контакты с окружающими, - это поведенческие (внешние) и психологические (внутренние) компоненты общения. Поведенческий компонент состоит из вербальной (речевое высказывание) и экспрессивной форм поведения ( тон голоса, темп речи, выражение лица, мимика, жесты). Психологические компоненты – это мысли, чувства, ожидания и установки, сопровождающие акты общения.
Подготовленный к общению человек — это тот, кто усвоил, что, где, когда и с какой целью можно и нужно говорить и делать, чтобы произвести хорошее впечатление и оказать необходимое влияние на других участников общения.
Для продуктивного общения с другими людьми необходимо обладать определенной психологической культурой:
- умением разбираться в других людях и верно оценивать их психологию;
- адекватно эмоционально откликаться на их поведение и состояние;
- выбирать по отношению к собеседникам такой способ обращения, который отвечал бы их индивидуальным особенностям.
Развитие коммуникативных компетенций в процессе духовно-нравственного воспитания является неотъемлемой частью начального образования.
Для того, чтобы совершенствовать коммуникативные навыки детей, необходимо максимально разнообразить работу в этом направлении, вести её систематически и целенаправленно, объединяя для этого все возможные силы и средства.
Для формирования коммуникативных компетенций младших школьников через самооценку и определение своего места в окружающем мире необходимо:
· развивать личностные качества ребенка;
· формировать чувство гражданской идентичности, ценностного отношения к своему национальному языку и культуре, уважительное отношение к традиционным российским религиям через развитие толерантности;
· формировать навыки коллективного взаимодействия в урочной и внеурочной деятельности, в процессе которого личность ребенка обогащается новым социальным опытом.
Для эффективного решения поставленных задач педагогическую деятельность следует строить в соответствии с личностно-ориентированным и деятельностным подходом.
Личностно-ориентированный подход.
- учет индивидуальных и возрастных особенностей;
- опора на положительные качества личности ребенка;
- подкрепление индивидуальных успехов.
Деятельностный подход.
- мотивация деятельности, направленной на сотворчество;
- социальная значимость выполняемой деятельности;
- результаты совместной деятельности.
Для организации деятельности педагогу следует применять совокупность методов:
· метод педагогического наблюдения;
· метод личного примера;
· метод эмоционального воздействия на учащихся;
· метод убеждения;
· метод упражнений;
· метод диагностики;
· метод изучения литературы по интересующему вопросу;
· метод проектов.
Реализация каждого метода предполагает использование совокупности приёмов, соответствующих педагогической ситуации и особенностям учащихся.
· Коммуникативные приёмы.
· Организаторские приёмы (связаны с организаторской деятельностью педагога, направленные на существование ситуации вокруг ребенка).
Для положительной реализации рекомендаций следует использовать такие формы работы, как
· игры (игры на знакомство, сплочение коллектива, сюжетно-ролевые, социально-ролевые, деловые, интеллектуальные);
· коллективные творческие дела;
· общешкольные мероприятия (конкурсы, олимпиады, научно-практические конференции, КВНы, спортивные соревнования, посещения музеев, кинотеатров, походы в цирк, экскурсии);
· индивидуальную работу (беседы, контроль успеваемости, анкетирование и анализ результатов);
· работу с родителями (повышение психолого-педагогических знаний родителей, вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс, индивидуальные консультации, анкетирование).
Для того чтобы понять, каким образом идет формирование коммуникативных компетенций у детей, в течение года следует организовать проведение исследования:
· анкетирование родителей обучающихся
Цель: получить необходимую в организационный период информацию об учащихся и их родителях.
Так, на основе ранжирования анкет, были получены следующие данные: неполных семей – 40%, семей, где один ребенок –61%; семей, имеющих двоих и более детей – 39%. Эти данные позволяют сделать вывод о том, что у детей ограниченное, неполноценное взаимодействие с другими людьми, что обуславливает необходимость формировать у них коммуникативные качества. Также по данным анкеты выяснилось, что родители в силу своей занятости уделяют недостаточно внимания развитию общения.
· проведение изучения организованности коллектива
Цель: определить сформированность коммуникативных компетенций через самооценку и определение своего места в окружающем мире.
Предложенная карта-схема представляет собой список специально подобранных суждений, характеризующих организованность коллектива. Независимые эксперты оценивают наблюдаемый коллектив по каждому из указанных слева и справа проявлений организованности, пользуясь специальной оценочной шкалой. С целью наблюдения динамики развития коллектива следует проводить данное наблюдение несколько раз в год.
Таким образом, формирование коммуникативной компетенции – один из аспектов гармоничного развития эмоциональной и интеллектуальной сфер личности. Одним из важнейших коммуникативных навыков является умение адекватно реагировать и отвечать на высказывания собеседника, а также способность поддержать разговор на определенную тему. Решение проблемы коммуникативного развития детей школьного возраста в условиях образовательно-педагогической среды непосредственно зависит от глубокого знания и эффективного использования законов и механизмов развития психики и личности ребенка на каждой ступени онтогенеза, а также специфики и направлений современного образования. Коммуникативная компетентность не возникает на пустом месте, она формируется.
Из всего выше перечисленного следует, что освоение элементов коммуникативной культуры в младшем школьном возрасте позволяет детям успешнее реализовать свой потенциал. Предложенные к данному выступлению материалы помогут педагогу сделать работу по формированию коммуникативных компетенций школьников более эффективной.