«Формирование толерантности у младших школьников».
Виниченко О. В.,
учитель начальных классов школы- гимназии № 5 «А» города Костаная
В современном мире ни для кого не секрет, что одна из основных задач образования – это, в первую очередь, воспитание подрастающего поколения в духе миролюбия, толерантности, уважения основных жизненных ценностей других народов, взаимопонимания, солидарности и духовного единства между людьми разных убеждений. Особо актуальная данная проблема для Казахстана, многонациональной страны.
Значительная роль в решении этой проблемы принадлежит школе, как важнейшему институту социализации личности, гаранту национального согласия, нравственности, стабильности общества. «Человек — дитя своего времени. Если он плох, в этом виновны его современники» - говорил великий Абай Кунанбаев.
Окружение, сверстники и родители оказывают колоссальное влияние на становление ребенка.
Всем нам хорошо знакомы слова «Все мы родом из детства», а детство и школа – во многом тождественные понятия.
Счастливы те люди в чьей памяти неизгладимый след оставили мудрые слова учителя, те, чья память хранит самые добрые и теплые воспоминания о родной и любимой школе.
В школе происходит духовно-нравственное формирование ребенка, осознание им себя гражданином своей страны.
Школа никогда не заменит семью, но мы знаем, что именно школа должна стать тем островом духовного восхождения человека к человечности, который так необходим ребенку. Школа должна растить в ребенке это духовное семя. Каждый ребенок, взрослый должен понять, что быть Человеком – это огромное достоинство.
И проблема толерантности требует решения, поэтому воспитывать толерантность надо с первых дней жизни.
В 2010 году творческим коллективом педагогов была разработана программа «Воспитание толерантности у младших школьников «По ступенькам толерантности»».
Цель данной программы: «Воспитание младшего школьника в духе толерантности».
Данная программа помогает младшему школьнику принимать другого, как значимого и ценного.
В реализации программы проложены идеи педагогического сотрудничества, идеи гуманизации и демократизации.
Педагогика сотрудничества и толерантность – это те понятия, без которых невозможно организовать процесс воспитания.
Задачей данной программы явилось выстраивание учебно-воспитательной работы с детьми, их родителями, педагогами на основе использования таких элементов образовательной среды, как игры, тренинги, часы общения, диспуты, путешествия, теле-аудио визуальные средства, которые способствуют развитию навыков коммуникативной культуры.
На занятиях нет привычных рядов парт. Здесь можно открыто и честно посмотреть в глаза друг другу, можно поспорить, здесь можно петь, читать стихи, рисовать. А главное, получать удовольствия от общения с одноклассниками, учителем.
Данная программа позволила нашему коллективу на основе предложенной модели работы с детьми по проблеме строить собственную систему воспитательной работы на основе специфики деятельности учреждения и с учетом психолого-возрастных особенностей учащихся 1 – 4 классов.
Наш ученик попадает в страну Толерантности проходя 5 ступенек. Дети усваивают формулу толерантности как признание + принятие + понимание, это приводит ребенка к развитию установок толерантного сознания и навыков позитивного взаимодействия.
Раздел «Добро в тебе, Добро во мне». Содержание этих занятий формируют у детей стремление совершать добрые поступки.
Изучение раздела «Путешествие в страну Толерантности» предполагает усвоить 20 шагов к толерантности.
Очень интересна на наш взгляд панорама Уроков мира. Цикл уроков мира позволяет понять учащемуся, что миролюбие всегда было характерно для казахстанцев, что само по себе является благодатной почвой для развития толерантного государства.
По завершению раздела ученики толерантного класса в творческом проекте написали: «Мир – это и есть спасение жизни на Земле», «Мы разные, но дружные». Это очень важный раздел программы. Данная ступенька способствует становлению и развитию детского коллектива, формированию в коллективе духовно-нравственных взаимоотношений.
Изучая раздел «Дружественный мир юного казахстанца» учитель должен направить все усилия на формирование чувства патриотизма и гордости за свою страну.
После проведения комплекса мероприятий по воспитанию толерантности младших школьников, у всех учащихся, посещавших занятия, по всем компонентам толерантности выявлена положительная динамика.
А поскольку младший школьник принимает мир целостно, а не отдельными окнами этого мира, то успешно проходит интеграция содержания этого курса со всеми предметами (это и самопознание, математика, русский и казахский язык, литература и т.д.).
Мы считаем, что формирование толерантности – длительный и сложный процесс, начинающийся с появления детей на свет, длящийся в период дошкольного и школьного детства и протекающий в течение всей жизни. Этот процесс идет под воздействием множества факторов, и решающими среди них являются семья и образование. Если члены семьи не принимают толерантность как собственную установку, то и ребенок, попадая в школу, не будет готов принимать других людей такими, какие они есть. А ведь каждый год к нам в школу приходит все больше детей разных национальностей, есть дети, воспитывающиеся в семьях с межнациональным браком, семей разного социального статуса, а также обучаются дети с ограниченными возможностями.
Хотим поделиться с вами системой работы по воспитанию толерантности в экспериментальном 4 классе “Б” школы- гимназии № 5 «А».
По результатам мониторинга среди учащихся экспериментального толерантного класса на начало учебного года (сентябрь 2010 г.) мы имели следующие результаты: высокий уровень толерантности имело 15 учащихся, средний- 8 учащихся, 1 ученик имел низкий уровень толерантности. На тот момент мы могли говорить о сформированном понятии толерантного отношения к окружающим, чего нельзя сказать о толерантном поведении. Огромная работа проводилась в течение 3 лет по формированию представления о человеке как уникальной, самоценной, неповторимой личности. Воспитывалось толерантное отношение к другим членам коллектива, уважение к своим правам и правам других людей, решалась задача по улучшению социально – психологического климата классного коллектива.
По результатам диагностического исследования в 2013 году выявлено, что высокий уровень толерантности наблюдается у 68% учащихся, для 32% учащихся характерен средний уровень толерантности. Данные результаты позволили психологу скоординировать психологическую поддержку класса при проведении психологических тренингов.
Толерантность – это важное качество личности, и его необходимо воспитывать. Исходя из этого, выделяем основные направления работы по воспитанию толерантности в экспериментальном классе.
1. Воспитание толерантности к людям разных национальностей
Контингент классного коллектива (в нем 24 ученика) неоднороден по социальному статусу и национальному составу, поэтому важной задачей является формирование толерантного отношения ребенка к другим членам коллектива.
Один из аспектов толерантности – этническая толерантность. В классе обучаются дети разных национальностей (русские, украинцы, казахи, немцы, молдаване). Поэтому важно не только формирование у школьников чувства гордости за свое национальное “Я”, но и ознакомление их с культурными традициями других народов, воспитание благожелательного отношения к людям других национальностей, чувства уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов.
На самом первом классном часе в День знаний мы говорим о том, что Казахстан – многонациональное государство. Чтобы все жили дружно, нужно быть терпимыми, милосердными, добрыми, справедливыми. А если мы все будем такими, то не только в нашей стране, но и на всей планете Земля будут жить счастливо дети и никогда не будет войны.
2. Воспитание уважения к одноклассникам, терпимости к чужому мнению, преодоление тревожности и конфликтности
4 класс “Б” - экспериментальный толерантный класс. Очень важно создавать в классе благоприятные социально – психологические условия, обеспечивающие душевный комфорт ученикам и педагогу. Необходимо учить ребят достигать согласия в условиях совместной жизни и деятельности, разрешать неизбежные конфликты.
Для сплочения коллектива, более крепких дружеских отношений в классе проводятся разнообразные мероприятия: экскурсии в библиотеки, в террариум, походы в кинотеатры, цирк, праздники (Наурыз, День единства народов Казахстана, Новый год, 8 Марта, 9 мая), спортивные состязания, часы общения, традиционные Дни рождения класса, открытые мероприятия по толерантности, психологические тренинги на развитие сплоченности классного коллектива.
Конфликты-естественный процесс, поэтому они иногда случаются и в нашем классе.
Разрешение конфликта – это процесс нахождения взаимоприемлемого решения проблемы, имеющего общую значимость для участников конфликта, и на этой основе – улучшение их отношений.
Совместно с учащимися, мы разработали правила разрешения конфликтов.
Первым этапом является анализ конкретных конфликтных ситуаций. Учащиеся делятся на группы, им предлагается в течение 5 – 10 минут обсудить ситуации, в соответствии с усвоенными правилами и предложить свой вариант возможного пути разрешения конфликта; важно найти решение, приемлемое для обеих конфликтующих сторон, иначе эта конфликтная ситуация сохранится и вскоре разразится новый конфликт.
Данная групповая работа имеет большое значение. Работая в группах, каждый при всей непохожести на других учится слушать и слышать, думать и сопоставлять свою точку зрения с мнением других. Также активно используются ролевые игры, обсуждение ситуаций, тесты, дискуссии.
3. Воспитание культуры поведения, культуры общения и толерантности
В процессе воспитания на уроках толерантности уделяется большое внимание нравственному воспитанию, так как именно в школьные годы закладываются основные представления о нравственных ценностях, которые становятся определяющими в жизни человека. Главные из них - семья, дружба, любовь, добро, честь, милосердие, терпимость.
“Я среди людей” - с этой темы мы начинаем учебный год. По словам Л. Н. Толстого, “человек немыслим вне общества”. Человек постоянно находится среди людей, знакомых и незнакомых. Но умеем ли мы вести себя так, чтобы получать удовольствие от общения? Умеем ли мы уважать людей, сочувствовать им, умеем ли сострадать, терпеливо относиться к их недостаткам? С обсуждения этих вопросов и начинается воспитание толерантности.
Наряду с коллективными формами работы мы применяем индивидуальные и групповые, особенно в тех случаях, когда рассматриваемый вопрос имеет отношение к небольшой группе учащихся, затрагивает факты, требующие доверительного индивидуального разговора.
В своей работе мы используем следующие приемы индивидуальной и групповой работы:
"Обнаружение противоречий"
Прием “Акцент на лучшее”
"Камушек в ботинке". "Жемчужина в раковине". Педагог предлагает ребенку отыскать в себе то, что является его наивысшим достоинством (поиск светлого пятна).
Прием "Волшебная рука"
Прием "Позитивное мышление".
Прием "Шаг навстречу".
Прием "Волшебная шляпа".
Воспитание толерантности не может и не должно быть эпизодическим, оно даст хорошие всходы лишь в том случае, когда проблема воспитания толерантности будет решаться ежедневно.
Из страны детства мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя.
Мы прилагаем все усилия на то, чтобы детство наших детей было счастливым.