ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДОУ
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному дому, к родной улице, к родному городу и родной стране.
В основе всей работы в данном направлении лежит положение о том, что «патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов». Воспитание личности подобного типа и является основной целью патриотического воспитания ребенка-дошкольника в КГКП «Центр эстетического развития ясли-сад №15 «Бобек».
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни человека, находящегося в определенной социокультурной среде. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу, к своей земле, воспринимаемым в качестве родной, естественной и привычной среды обитания человека. Это патриотическое воспитание в широком смысле слова. Естественно развивающиеся чувства привязанности к отеческим ценностям становятся предметом осмысления в процессе целенаправленного патриотического воспитания, где на их основе формируются убеждения и готовность действовать соответствующим образом. Это патриотическое воспитание как система целенаправленного воздействия. Патриотизм в современных условиях — это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, — сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав Республики Казахстан.
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Патриотизм, применительно к ребёнку старшего дошкольного возраста, определяется, как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.
Цель патриотического воспитания:
Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей. Создание в детском учреждении предметно-развивающей среды, способствующей этому воспитанию.
Задачи патриотического воспитания:
- Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье детскому саду, городу, селу, к природе родного края, к культурному наследию своего народа.
- Воспитание любви и уважения к своей Родине – Казахстану, к своей нации. Толерантного отношения к представителям других национальностей, сверстникам, их родителям, соседям, другим людям.
- Воспитание уважительного отношения к человеку - труженику, результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства, общественным праздникам.
- Формировать представления о Земле и жизни людей на Земле.
- Воспитание у детей любви к природе, желание беречь и защищать ее.
Патриотическое воспитание в нашем ясли-саду носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольника, осуществляется в повседневной жизни на специальных занятиях по ознакомлению с окружающим. Наличие таких занятий является непременным условием полноценного патриотического воспитания, осуществляемого в системе. В противном случае, знания детей останутся путанными, отрывочными, неполными, а чувство любви к Родине – слаборазвитым.
Весь практический материал распределен по шести разделам:
- Мой дом - моя семья;
- Знакомим с казахской народной культурой;
- Мой родной город – Экибастуз;
- Казахстан – моя Родина. Столица нашей Родины – Астана;
- Земля – наш общий дом;
- Защитники отечества.
Каждый раздел решает свои задачи, и представлен упражнениями, рассчитанными на определенный возрастные группы от младшей группы до подготовительной.
Задачи раздела «Мой дом – моя семья»:
- Воспитывать привязанность ребенка к семье, любовь и заботливое отношение к членам своей семьи.
- Познакомить с понятием «семья».
- Закрепить умение определять наименования родственных отношений между близкими членами семьи.
- Воспитывать любовь к родному языку.
- Знакомство с фольклором.
- Развивать самопознание ребенка и уважение к себе.
- Помочь ребенку осознать свои достоинства и недостатки.
- Рассказать о взаимоотношениях в семье.
- Воспитание самостоятельности.
- Развивать способность согласовывать собственные замыслы и действия с планами членов семьи.
- Воспитывать сопереживание, готовность помочь, порадовать другого.
- Развивать у детей способность распознавать связь между отчетливо выраженным эмоциональным состоянием и причиной, вызвавшей его.
- Развивать у детей эстетическое восприятие.
- Развитие уважения к старшим.
Задачи раздела «Знакомим с казахской народной культурой»:
- Воспитывать интерес к казахскому народному творчеству.
- Развивать творческие способности.
- Знакомство детей с историей казахского народа: с бытом, обычаями, гостеприимством.
- Знакомство с устным народным творчеством и некоторыми видами народно-прикладного искусства.
- Знакомство с поговорками, пословицами.
- Знакомство с зодчеством, казахскими героями, предметами обихода, народными праздниками и традициями, народными костюмами.
Задачи раздела «Мой родной город - Экибастуз»:
- Воспитывать любовь к родному городу.
- Понятие экологии.
- Знакомить детей с понятиями «улица», «двор», «перекресток» и т.п.
- Знакомство с достопримечательностями столицы.
- История города.
- Воспитание в детях чувства гордости за свой город, свою страну и своих предков.
Задачи раздела «Казахстан – моя Родина. Столица нашей Родины – Астана»
- Знакомство с Астаной – столицей Родины, ее историей, достопримечательностями.
- Знакомство с традициями, языком, культурой людей других национальностей, населяющих Казахстан.
- Воспитание любви и уважения к своей нации, чувство собственного достоинства как представителя своего народа.
- Воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей.
Задачи раздела « Земля – наш общий дом»:
- Систематизировать и закрепить знания детей о природе нашей страны.
- Формировать самосознание ребенка, связанное с овладением элементарными знаниями по истории и географии, культуре Казахстана.
- Воспитывать детей на непрерывной связи истории прошлого, настоящего и будущего;
- Развивать общие познавательные способности детей – знакомить с традиционными символами на картах, частями света, природными явлениями учить использовать различные технические приемы изобразительной деятельности.
- На основе расширения знаний об окружающем мире воспитывать у детей уважение к людям труда, вызывать интерес к коллективному труду.
- подвести детей к пониманию бережного отношения к природе и разумного вмешательства человека. Закрепление знаний государственных символов страны.
- Воспитывать любовь к природе и животному миру Казахстана, развивать любознательность, стремление изучать и сохранять животный мир, природу Казахстана, расширять представление о животном мире страны.
- Уточнять и расширять представления об изменениях в природе; устанавливать связи между жизнью животных и средой обитания.
Задачи раздела «Защитники Отечества»:
- Формирование у детей патриотических чувств, основанных на ознакомлении с боевыми традициями нашего народа и памятниками боевой славы.
- Воспитание любви и уважения к защитникам Родины на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактов, доступных детям и вызывающих у них эмоциональные переживания.
- Развитие интеллектуальной компетентности ребенка.
- Развитие коммуникативной функции речи.
Основные направления реализации патриотического воспитания:
- Разработка проектов:
- “Мой дом детский сад – моя маленькая Родина”;
- “Мой город и область, в которой я живу”;
- “ Казахстан – Родина моя”;
- “Земля – планета, на которой мы живём”.
- Разработать и провести циклы занятий:
- “Мой дом – моя семья”;
- “Хорошо у нас в саду”;
- “Улицы родного города”;
- “Мой город Экибастуз”;
- “Моя Родина – Казахстан”;
- “Астана – столица нашей Родины”.
- Культура моей Родины (обычаи, традиции, народное творчество), история Казахстана.
- “Защитники отечества”;
- “Мы – дети Земли”;
- “Береги свою планету”.
- Организовать творческую деятельность воспитателей, детей и родителей:
- Проведение праздников в детском саду:
- “День защитников отечества”;
- “День Независимости РК”;
- «День пожилых»;
- “9 мая – день Победы”;
- “Мамин день”;
- “Праздники по народному календарю”.
- Выставки детского и народного творчества, сотворчество детей и родителей:
- “Славься земля казахстанская!”;
- “Город Экибастуз – глазами детей”.
- Деятельность Центра народного творчества детей:
- Оркестр народных инструментов.
- Проведение праздников в детском саду:
- Физкультура и здоровье:
- Организация дней здоровья.
- Спортивные развлечения, праздники, эстафеты.
- Экологические походы.
- Спортивные праздники.
- Акции:
- “Покормите птиц зимой”.
- “Зелёный патруль”.
- “Озеленение территории детского сада”.
- Оснащение предметно-развивающей среды группы детского сада:
- Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр.
- Изготовление атрибутики государственных символов Казахстана, города, области.
- Оформление альбомов.
- Создание семейных газет.
- Работа с родителями:
- Знакомить детей с семейными реликвиями.
- Осуществить совместный проект детей – родителей – педагогов “С чего начинается Родина?”.
- Посильная помощь в организации экскурсий, встреч, походов в музеи.
- Помощь в снятии видеофильмов.
- “Трудовой десант” родители с детьми (посадка деревьев, подрезание, уборка мусора на участках, детский сад осенью, зимой).
- Выставка плакатов и рисунков: “Каким я бы хотел видеть наш город”, “Земля – планета, на которой мы живём”.
- Социальное развитие:
- Встречи с почетными людьми города.
- Экскурсии.
- Посещение выставок.
- Создание библиотеки в группе.
- Создание видеотеки.