Просмотр содержимого документа
«"Умение слушать".»
Цель: развить и закрепить у воспитанников знания и умение слушать собеседника; воспитать уважительное отношение к говорящему человеку; коррекция эмоционально волевой сферы .
Ход занятия.
Организационный этап.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята!
Создаём хорошее настроение: «Улыбнитесь!»
Упражнение «Чудное приветствие».
Каждый участник по кругу предаёт приветствие в сопровождении тактильного контакта
- Здравствуй друг! – при этом происходит рукопожатие. - Как дела? - разводят руки в стороны. - Где ты был? - берут аккуратно за ушко своего партнера. - Я скучал! - правая рука к сердцу, глаза в глаза. - Ты, пришел…- руки на плечи друг другу. - Хорошо! – объятия.
- Я так рад тебя видеть? взять за руку
- Сколько лет, сколько зим? тесное рукопожатие.
Введение:
Воспитатель: Послушайте сказку И. Вачкова и догадайтесь, как звучит тема нашего занятия.
Сказка об умении слушать
Однажды, когда мы пролети мимо созвездия Большой Медведицы, в моём звездолете возникли неполадки. Но не успели мы совершить посадку, как из зарослей выскочили свирепые существа. Через минуту все космолётчики оказались связанными и были доставлены в большую пещеру. Нас заперли в деревянной клетке. Очень скоро к клетке приковылял главарь захватчиков. У него была всего одна нога, зато четыре руки, и под каждым из четырех плеч имелось по костылю. Главарь на костылях постоял у клетки несколько минут, а потом хрипло и произнес: — Съедим мы вас …
— Но, поедание одними разумными существами других разумных существ, противоречит моральным нормам, — сказал я. Существо прохрипело удивленно: — Так вы говорящие?
— Да. А с кем имею честь?.. — Дык, пираты мы! — радостно пояснило существо.
— Меня зовут Бала Бол, я тут за главного…
— Скажи, а, может, ты не только говорить, но и слушать умеешь?
— Слушание другого — одно из самых больших и сложных искусств, какие только бывают, — осторожно заметил я.
— Так ты попробуй, милый, а?
— Ну, ведь никто не может! Мои пираты только рык понимают, а как с ними говорить начнешь, тут же засыпают.
—Да ты, присядь, присядь. Страсть как поговорить хочется!
И Бала Бол стал рассказывать о себе, о своём трудном детстве. Потом он рассказал, почему у него всего одна нога, три глаза, и четыре руки. Потом о трудной жизни пиратов, крушении их космического фрегата и о многом другом. Но больше всего главарь огорчался из-за того, что его не понимают. За всю жизнь не встретилось ему ни одного существа, которое смогло бы его просто выслушать. Но никто — совсем-совсем никто! — не мог, не умел слушать.
Трое суток без перерыва говорил Бала Бол. Трое суток без перерыва внимательно, не перебивая, слушал я его. А потом спросил:
«А сами слушать кого-нибудь вы пробовали?» Бала Бол молча взглянул на меня и отрицательно покачал головой. Я кивнул в сторону мрачной пиратской братвы:
— Может быть, попробуете? Выслушав своих подчиненных, Бала Бол, понял их проблему. Ни слова не говоря, извлек откуда-то из тайника запасы вяленого мяса и накормил пиратов. После этого он подковылял к клетке, освободил нас, обнял, и, вытирая слезы, воскликнул: — Спасибо тебе! Благодаря тебе я стал другим человеком. Собственно, я только сейчас и стал человеком! Потому что…(научился слушать!)
Воспитатель: Теперь вы догадались, что необходимо уметь делать. И тема нашего занятия «Умение слушать».
Основная часть:
Воспитатель: А что значит «уметь слушать» и почему это важно при общении — мы узнаем сегодня на занятии.
-Можно ли сказать, что мы сейчас общаемся ? (Можно). Мы общались все вместе, значит - Общение – дело общее. В общении необходимо научиться «слушать» и «слышать». «Слушать» и «слышать» — не одно и то же.
«Слушать»- значит делать осознанное усилие, чтобы услышать звук, шум, речь.
«Слышать» - значит воспринимать звук, шум, речь.
Упражнение Вы должны объединиться в пары. В парах мы будем обучаться различным приёмам активного слушания.
Воспитатель: На уроке так хочется, чтобы учитель спросил тебя, если ты знаешь верный ответ. Но в классе есть и другие ребята, которые тоже хотят ответить на вопрос учителя. Но школьнику надо учиться слушать других.
- Слушать можно позой тела, глазами, головой, руками.
Слушать всем телом – значит выглядеть слушателем. Подпертая кулаком или указательным пальцем голова, говорит, что вы внимательно слушаете. Наклонитесь ближе к говорящему, будто ловите каждое слово, но при этом будьте искренни. (Отработка в парах) Слушать глазами. Слушать глазами – значит смотреть на человека, говорящего с Вами.
- Когда собеседник смотрит вам в глаза, этим он выражает свое доверие, показывает что слушает внимательно. (Отработка в парах) Слушать головой. - Кивок головой в подходящий момент сообщает: «Я понимаю», «Согласен», «Я с тобой».(Отработка в парах)
Слушать ртом.
Сюда входят улыбка, смех. Здесь при случае можно сказать: «Хм», «Шутишь», «Да, понимаю» и другие выражения, в зависимости от ситуации. Это могут быть простые искренние реплики, которые помогут собеседнику убедиться, что вы слушаете. (Отработка в парах) Слушать руками. С помощью рук можно произвести различные жесты, означающие одобрение или несогласие. Поднятый вверх большой палец означает согласие; а опущенный вниз — несогласие. Когда вы «тыкаете» указательным пальцем в другого, — это обвиняющий жест. Но когда разворачиваете руку и часто сгибаете указательный палец в свою сторону, это значит: «Иди сюда, я хочу, чтобы ты был ближе ко мне». (Отработка в парах) Слушать позой. Позы нашего тела выражают либо открытость, либо оборону. Вытянутые руки с открытыми ладонями означают открытость и искренность. Наклон вперед к собеседнику — знак заинтересованности и участия. (Отработка в парах)
- Посмотри на эту картинку. Расскажи, что на ней нарисовано? И ответь на вопрос: «Умеет ли эта девочка слушать других?» По каким признакам ты это определил(а)?
Ответ: Эта девочка слушать не умеет, она отвлекается, грызёт ногти.
- Посмотри на эту картинку. Расскажи, что на ней нарисовано? И ответь на вопрос: «Умеет ли этот мальчик слушать других?» По каким признакам ты это определил(а)?
Ответ: Нет, Он отвернулся, играет какой - то игрушкой.
- Посмотри на эту картинку. Расскажи, что на ней нарисовано? И ответь на вопрос: «Умеет ли этот мальчик слушать других?» По каким признакам ты это определил(а)?
Ответ: Нет, Он зевает, ему скучно.
- Посмотри на эту картинку. Расскажи, что на ней нарисовано? И ответь на вопрос: «Умеют ли эта девочка и мальчик слушать других?» По каким признакам ты это определил(а)?
Ответ: Да. Они смотрят друг на друга, улыбаются
Обучающимся предлагаются 3-4 картинки из школьной жизни, из которых нужно выбрать те, где нарисованы дети, которые умеют слушать других. Сначала ребёнок рассказывает небольшой рассказ по картинке, состоящий из двух – трёх предложений, а затем отвечает на вопрос: умеет ли этот ребёнок слушать других.
Физкультминутка.Игра «Как живёшь?»
Воспитатель: Ребята, встали и повторяем движения!
- Как живёшь?
- Вот так! (большой палец поднят вверх).
- А поёшь?
- Вот так! (пение).
- Как бежишь?
- Вот так! (имитируют бег).
- Как грустишь?
- Вот так! (имитация грусти).
- Ешь обед?
- Вот так! (показывают).
- Машешь в след?
- Вот так! (машут руками, жест прощания).
- Как шалишь?
- Вот так! (изображают шалость).
- А молчишь?
- Вот так! (жест молчания: палец прижат к губам).
Итог. Рефлексия.
Воспитатель: Как на уроке учитель узнаёт, кто слушает его, а кто нет? (По позе, жестам…)
Специальная (коррекционная) школа-интернат №9 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» с. Падинского