Практические упражнения для воспитанников ст. дошкольного и мл. школьного возраста по развитию умения слушать , слышать и строить высказывания
Практические упражнения для воспитанников ст. дошкольного и мл. школьного возраста по развитию умения слушать , слышать и строить высказывания
"Умей слушать и говорить!". Очень часто педагоги жалуются на то, что ребята не умеют слушать друг друга, плохо строят высказывания. Сами по себе дети не приобретут умения слушать и говорить – этому их надо систематически обучать. Здесь Вы увидите примеры упражнений, способствующих развитию обозначенных умений у старших дошкольников и младших школьников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Практические упражнения для воспитанников ст. дошкольного и мл. школьного возраста по развитию умения слушать , слышать и строить высказывания »
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы «Школа № 760 им. А.П.Маресьева» СП детский сад 997
Практические упражнения для воспитанников старшего дошкольного и младшего школьного возраста по развитию умения слушать , слышать и строить высказывания: «Слушаю и говорю»
Подготовила
учитель-дефектолог Дунаева О.Э.
Москва, 2015 г.
Очень часто учителя жалуются на то, что ребята не умеют слушать друг друга, плохо строят высказывания. Сами по себе дети не приобретут умения слушать и говорить – этому их надо систематически обучать. Здесь Вы увидите примеры упражнений, способствующих развитию обозначенных умений у старших дошкольников и младших школьников.
Упражнение 1
СОКРАТИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ДО 4, 3, 2 СЛОВ
Учитель произносит предложение – дети осмысливают его, учитель повторяет предложение – учащиеся запоминают его, а затем сокращают предложение последовательно, произвольно, но сохраняя основное содержание, например:
Завершается работа ответом на вопрос: что изменялось, когда предложение сокращалось? Далее это упражнение проводится как игра. В условие игры входит правило: сокращать предложение можно последовательно или на то количество слов, которое определяют участники игры.
Упражнение 2
ПЕРЕСТАВЬ СЛОВА В ПРЕДЛОЖЕНИИ
Учитель произносит предложение и предлагает детям изменить порядок слов. В результате работы выясняется, что и как в этом случае изменяется. Дети учатся выразительно произносить предложение, изменяя логическое ударение, уточняя смысл, например:
Сегодня утром Маша пошла в школу. Маша сегодня утром пошла в школу. Утром сегодня пошла Маша в школу. Пошла Маша сегодня утром в школу. В школу пошла сегодня утром Маша.
На основе этого упражнения проводится игра «Такое одинаковое и разное предложение». Учащиеся составляют предложения и предлагают его варианты. Выигрывает тот, кто сможет составить больше вариантов и продемонстрирует умение выразительно произносить фразу.
Упражнение 3
ИЗМЕНИ ОДНО СЛОВО
Учитель предлагает детям прослушать предложение и повторить его, заменив в нем только одно слово, например:
Дети пришли из школы. Ребята пришли из школы. Мальчики пришли из школы. Ученики пришли из школы. Девочки пришли из школы. Сыновья пришли из школы.
Данное упражнение вырабатывает умение быть внимательным к содержанию высказывания, готовит к сознательному восприятию текста и к пересказам.
Упражнение 4
ПОСЛУШАЙ, ЗАПОМНИ, ОТВЕТЬ: ВСE ЛИ ВЕРНО?
Дети слушают предложения и определяют: может ли в действительности быть то, что описано? Если да, то когда и где это может происходить? Если описанного не может быть, то надо доказательно объяснить, что это небыль или несуразица, например:
Выпал снег, Алeша вышел загорать. Мальчики поехали в лес на лыжах, чтобы собирать землянику. Лягушка раскрыла зонтик, потому что пошeл дождь.
Данное упражнение нацелено на развитие внимания к тексту, сознательное освоение читаемого, умение точно в соответствии с замыслом построить высказывание, осмысленно употребляя то или иное слово. Выполнив учебные упражнения, дети смогут организовать игру «Различай были и небылицы, замечай несуразицы». Материал для игры дети подбирают сами.
Упражнение 5
ДОПОЛНИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Учитель произносит предложение и предлагает детям увеличить его, последовательно прибавляя по одному-два слова, например:
Мы играем. Мы играем в футбол. Мы играем в футбол на стадионе. Летом мы играем в футбол на стадионе. Летом мы играем в футбол на школьном стадионе.
Упражнение формирует умение быстро усваивать смысл читаемого, читать по догадке, запоминать, строить высказывание, используя все языковые возможности, а также следить за высказываниями собеседника.
Упражнение 6
ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Учитель начинает предложение, а дети должны его закончить. Предполагается, что возможно множество вариантов ответов или всего один случай, например:
Девочка шла по … Девочка шла по тропинке домой. Девочка шла по лесу и напевала. Девочка шла по улице и несла тяжелую сумку с продуктами. Девочка шла по узкой горной тропинке.
Эти упражнения учат слушать и понимать собеседника, читать, опираясь на догадку, понимать сложные конструкции и употреблять их в речи.