C.К?беев атында?ы жалпы орта мектеп
Орында?ан: Мырзакасымова Лаззат Наримановна
Риторика.
Урок 12.
Тема: Слушаем, как говорят.
Цель:
– учим слушать, обращая внимание:
? на содержание речи;
? на ту информацию, которая передаётся несловесными средствами выразительности устной речи: тоном, темпом, громкостью, мимикой, жестами, позой.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД и ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)
Ι. Актуализация знаний.
3 Беседа.
– Рассмотрим иллюстрации на с. 67 учебника. Узнали сказки и их героев? («Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина, «Царевна-лягушка», «Новое платье короля» Г.Х. Андерсена.) Но даже если вы не читали этих сказок, по иллюстрациям можно догадаться о характерах героев, об их взаимоотношениях.
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Совместное открытие знаний.
3 3
Задание 84–85.
– Что подсказывает вам содержание разговора героев, например, на первой иллюстрации? (Поза, мимика, жесты.) Попробуйте озвучить первую иллюстрацию.
– Как вы произнесёте слова старухи, какие чувства, какое настроение старухи передадите в речи?
После ответов на первый вопрос напоминаем слова из сказки (Дурачина ты, простофиля! Не умел ты взять выкупа с рыбки! Хоть бы взял ты с неё корыто, наше-то совсем раскололось!) и просим произнести так, чтобы передать характер старухи и её отношение к старику.
Учащиеся-слушатели оценивают точность тона и других средств выразительности. Читаем вывод на с. 67 (под формулировкой темы).
ΙΙΙ. Применение знаний.
2 3 1 4
Работа с учебником.
Задание 86. Предложенный ряд можно дополнить.
Задание 87. Учащиеся самостоятельно выбирают из текста слова и выражения, которые помогают понять настроение хозяина, а затем озвучивают его слова.
Задание 88. Обращаем внимание детей на значимость несловесных средств выразительности. Работу можно выполнить так: трём учащимся заранее даётся задание изобразить одно из трёх описанных состояний, а класс пытается определить, что именно хотел показать (передать при помощи позы, мимики, жестов) ученик. Затем все знакомятся с заданием и выясняют точность не только передачи описанного состояния, но и собственной способности понять его.
Задание 89. Показываем, что содержание речи и средства выразительности устной речи, дополняя друг друга, помогают слушателю точнее понять говорящего.
Самостоятельная работа: подготовить небольшое высказывание бытового характера (от собственного имени, от имени мамы или папы…) и произнести его в классе; задача слушателей – определить по содержанию и форме произнесения чувства, настроение, отношение говорящего.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
ΙV. Итог урока.
4
– Кто или что вам помогло сегодня справиться с заданиями?
– Кто доволен своей работой?
– Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?
– Кто получил сегодня отметку? За что?
ТООУ
Духовно-нравственное воспитание осуществляется на протяжении всего урока, т.к. обучение словесной вежливости связано с воспитанием общей культуры поведения, формированием доброго, уважительного отношения людей друг
к другу.
Деятельность учеников:
– Объяснять важность слушания в разных ситуациях общения.