Просмотр содержимого документа
«Специфика социализации детей, на длительном обучении»
Голкина В.А.
Педагог-психолог МОУ ДО ЦАТ «Перспектива»
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ НА ДЛИТЕЛЬНОМ ЛЕЧЕНИИ
Мы раскрываем специфику социализации развития личности и обучаемости детей, находящиеся на длительном лечении. В качестве методологической основы выступила теория системогенеза деятельности В.Д. Шадрикова синтезировавшая в себе методологические позиции отечественного деятельностного и системного подходов. В работе описаны изменения в ведущей деятельности и зоне ближайшего развития определяющие социализацию и обучаемость, данной категории детей.
Изменения в культурной и социально-экономической сфере в современном обществе: глобализация, интенсивность, многообразие социальных контактов создали новую социально-психологическую ситуацию развития детей. Как отмечает Д. И. Фельдштейн, произошли сдвиги в межличностных, межгрупповых отношениях людей, включая отношения в семье, на работе, к работе. За последние двадцать лет в России и в мире наблюдается тенденция к увеличению численности длительно болеющих детей и детей-инвалидов: если в 2010 г. в России насчитывалось 519 тыс. детей-инвалидов, то в 2016 г. этот показатель достиг 617 тыс. детей-инвалидов. [Цит. по М.В. Гордеева, 2017]
Воспитание и обучение детей с индивидуальными особенностями развития - одно из наиболее важных направлений в педагогической психологии и практики. Дети, находящиеся на длительном лечении, относятся к категории нормального развития и подлежат обучению в массовой общеобразовательной школе.
Вместе с тем, длительное пребывание на стационарном лечении, как утверждают Р. Конечный, Е.В. Янко, М.С. Потанин и ряд исследователей, приводит к более высокому уровню тревожности, развитию чувства неполноценности, отверженности, а также создает условия для возникновения проблем в развитии и причина социальной депривации. [Савичева А. П., 2015] Формирование доступной образовательной среды для данной категории детей -актуально на сегодняшний день. В связи с этим изучение особенностей развития, социализации и обучаемости важная составляющая этой задачи.