kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Технология проектной деятельности при обучении дошкольников с нарушениями интеллекта"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проводимые реформы образования в настоящее время, направленные на повышение эффективности обучения дошкольников, предъявляют новые требования к организации работы детских садов. Применение инновационных подходов к воспитательному и образовательному процессу в дошкольном учреждении является важным условием совершенствования системы дошкольного образования.

Инновация — в социально-психологическом аспекте — создание и внедрение различного вида новшеств, порождающих значимые изменения в социальной практике. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств.

Дошкольное образовательное учреждение — один из социальных институтов, отвечающий на важнейшие, жизне­обеспечивающие запросы общества. В наше время во главу угла общество ставит цели и задачи, прежде всего направ­ленные на развитие личности. А значит, основной функцией современного дошкольного учреждения (любого вида и типа) становится целенаправленная социализация личности, т.е. введение растущего человека в мир природных и человече­ских связей и отношений, «погружение» его в человеческую материальную и духовную культуру посредством передачи лучших образцов, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности.

Дошкольные учреждения, применяя инновационные образовательные технологии, имеют возможность совершенствовать свою деятельность по воспитанию и обучению дошкольников и добиваться более высоких результатов в работе, что позволяет повышать качество образования на начальной его ступени. Без нововведений, без применения новых методов и подходов невозможно качественное развитие детских дошкольных учреждений.

Центральным звеном образовательной системы является педагог. Именно он совершенствует свои методы работы с детьми, применяет новые разработки в процессе воспитания и обучения, совершенствует приемы преподнесения детям того или иного образовательного материала.

Все это требует от педагогических работников нового комплекса умений – проектировать развитие образовательной системы или собственной образовательной деятельности. Современный педагог-профессионал должен быть способен к таким новым видам деятельности, как формулировка проблемы, разработка средств ее решения, деятельностная проработка понятий, рефлексия результатов реализации проекта, построение содержательной коммуникации с другими субъектами образовательного процесса.

В процессе совершенствования форм методической работы с педагогическим коллективом, направленном на повышение профессиональной компетентности воспитателей, в нашем дошкольном учреждении стали повсеместно применять проектный метод.

Проектирование, как творческий вид деятельности педагогов, позволяет достаточно точно сформулировать цели, задачи предстоящей деятельности, проанализировать и систематизировать совокупность наличных и необходимых средств, обеспечивающих оптимальные пути достижения желаемого результата, а самое главное – раскрывают возможности для педагогического творчества.

Прежде чем внедрить тот или иной проект в воспитательно-образовательный процесс, он активно обсуждается на методических собраниях сотрудников ДОУ. Проект может быть скорректирован и дополнен методическими разработками других воспитателей. Таким образом, происходит передача опыта и идей между воспитателями в детском саду и в воспитательно-образовательный процесс внедряется все самое интересное. Также имеется возможность скорректировать возможные проблемы и ошибки в проекте на основе опыта воспитателей, уже внедрявших аналогичный проект в свою педагогическую практику.

Также после проведения того или иного проекта происходит его обсуждение на собрании воспитателей, которое позволяет выявить достоинства и недостатки проектов. По итогам обсуждения проведенных мероприятий и изучения продуктивной деятельности детей педагоги выносят предложения по возможной  корректировке проектов, методов, приемов работы с детьми и родителями, определяют дальнейшие перспективы данного проекта: продолжить накопление материала для обобщения опыта работы по данной проблеме; взять за основу тематического плана; включить конспекты занятий и развлечений в уже имеющийся в ДОУ цикл мероприятий по данной лексической теме и т.д.

Проанализировав методическую литературу по организации проектной деятельности дошкольников, понятно, что сегодня каждый автор предлагает свой подход, свое видение.

Суть педагогической технологии развития проектной деятельности дошкольников, предложенная Е.С.Евдокимовой, более приемлема, по моему мнению, и заключается в том, что в ней выделены этапы и определен возрастной диапазон формирования проектной деятельности у дошкольников:

Е.С.Евдокимова предлагает алгоритм действий взрослых и детей на каждом этапе освоения проектирования, так как формирование проектной деятельности дошкольников, возможно только при непосредственном участии и поддержке взрослого.

Введены названия уровней осуществления проектной деятельности дошкольников, исходя из особенностей их психического развития:

Подражательно- исполнительский (от3,5 - 4 до 5 лет)

Развивающий (конец 5-го года жизни)

Творческий (конец 6 - 7-й год жизни)

Изучив данную технологию мы пришли к выводу, что точное ее использование в нашей работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью не возможно. Нашу группу посещают дети разного возраста от 5 до 8 лет, соответственно это должен быть второй и третий этап формирования проектной деятельности по данной технологии, но по возрастному показателю уровень психического развития детей коррекционной группы на порядок ниже, во - вторых усвоение полученной информации проходит более длительный период времени. Перед началом использования метода проектирования в коррекционной группе совместно с психологом мы провели анализ способности мышления детей по показателям:

  • способность обнаружить проблему;
  • способность ставить задачу;
  • способность планировать свои действия;
  • способность оценивать ситуацию;
  • способность находить решение.

Вывод: дети и 4-5 лет (I год обучения) в коррекционной группе не могут самостоятельно выбрать проблему и пути ее решения из-за отсутствия жизненного опыта, а также из-за недостаточного интеллектуального уровня развития и плохой памяти. Значит, активная роль ложится на педагога. Осуществление проекта будет происходить на подражательно-исполнительском уровне. С детьми 5-6 лет ( II год обучения) возможно использование II уровня осуществления проектной деятельности частично с корректировкой. Потому что дети могут принять проблему и выделить ее, но не самостоятельно, а с помощью взрослого. Об этом мы можем судить после небольшого эксперимента. С детьми второго года обучения мы использовали тот же проект, что и на первом году обучения и исходя из того, что большой объем информации детям знаком мы предполагали, что дети смогут самостоятельно выделить проблему, но результаты показывают обратное, что дети с такими особенностями в развитии не способны действовать самостоятельно, более того из-за плохой памяти, малопродуктивного мышления дети воспринимают информацию как в первый раз. Как видно из результатов обследования, все-таки некоторые дети могут оценить ситуацию и пытаются находить пути решения, но с помощью педагога. Роль моя как педагога направить в правильное русло ход мыслей ребенка, помочь найти правильное решение.

Совместная работа с учителем-дефектологом предполагает определить тематику проектов, которую можно реализовать в ходе коррекционно-обучающей программы. Нам это удобно, так как программа, реализуемая нами, предполагает изучение по темам, которое прослеживается по всем образовательным разделам сразу. Поэтому, исходя из перспективно- тематического планирования лексических тем в начале первого года обучения мы разработали темы проектов.

Например:

Лексическим темам «Осень пришла», «Поздняя осень» - соответствует проект «Пришла осень»

Лексическим темам «Новый год», «Зима» - соответствуют проекты «Новогодняя игрушка», «Приключения снежинки».

Лексическим темам «Весна к нам пришла», «Весна шагает по планете» - соответствуют проекты «Огород на подоконнике», «Витамины на грядке».

В летний период мы разработали проекты «Волшебница вода» и «Цветы».

На втором году обучения эти темы дублируются, но цели разные по уровням осуществления проектной деятельности составленных нами на основании результатов диагностики детей. Более того, специфика работы с детьми, которые имеют определенные особенности, строиться по-другому не может. Как мы уже говорили, проект - это план, поэтапная деятельность и мы идем к знаниям, к социализации длинной дорогой поэтапно при изучении любой из выше указанных тем.

Анализ результатов внедрения проектов в деятельность ДОУ позволил сделать следующие выводы:

  • Применение проектного метода помогает систематизировать образовательный процесс в ДОУ, позволяет оптимально совмещать различные методы обучения для усвоения определенной темы;
  • Проектный метод позволяет раскрыть и проявить творческие способности воспитателей, заинтересовать и  привлечь родителей, способствует выявлению и развитию творческих способностей детей;
  • Обсуждение проводимых проектов в ДОУ позволяет обмениваться профессиональными знаниями, выявлять ошибки, недочеты и использовать успешный опыт другими педагогами, что также способствует повышению эффективности воспитательно-образовательного процесса;
  • Изучение проектной деятельности опытных педагогов позволяет передавать опыт более молодым и менее опытным воспитателям.

Также в нашем дошкольном учреждении широко применяется принцип индивидуализации образования. Сопровождение развития ребенка становится неотъемлемым элементом дошкольного образования в усло­виях ее модернизации. Индивидуализация образованияпроцесс раскрытия индивидуальности человека в специально организован­ной образовательной деятельности. Технология сопровождения развития ребенка позволяет решать эту задачу. Сопровождение ребенка гарантирует помощь и поддержку любому ребенку с учетом его индивидуальных возможностей - потенциала развития, потреб­ностей и интересов.

Внедрение инновационных подходов в воспитательно-образовательный процесс ДОУ позволяет найти подход к каждому ребенку, выявлять его таланы и способствовать развитию личности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Технология проектной деятельности при обучении дошкольников с нарушениями интеллекта"»

Инновационные подходы к организации воспитательного и образовательного процесса.


Проводимые реформы образования в настоящее время, направленные на повышение эффективности обучения дошкольников, предъявляют новые требования к организации работы детских садов. Применение инновационных подходов к воспитательному и образовательному процессу в дошкольном учреждении является важным условием совершенствования системы дошкольного образования.

Инновация — в социально-психологическом аспекте — создание и внедрение различного вида новшеств, порождающих значимые изменения в социальной практике. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств.

Дошкольное образовательное учреждение — один из социальных институтов, отвечающий на важнейшие, жизне­обеспечивающие запросы общества. В наше время во главу угла общество ставит цели и задачи, прежде всего направ­ленные на развитие личности. А значит, основной функцией современного дошкольного учреждения (любого вида и типа) становится целенаправленная социализация личности, т.е. введение растущего человека в мир природных и человече­ских связей и отношений, «погружение» его в человеческую материальную и духовную культуру посредством передачи лучших образцов, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности.

Дошкольные учреждения, применяя инновационные образовательные технологии, имеют возможность совершенствовать свою деятельность по воспитанию и обучению дошкольников и добиваться более высоких результатов в работе, что позволяет повышать качество образования на начальной его ступени. Без нововведений, без применения новых методов и подходов невозможно качественное развитие детских дошкольных учреждений.

Центральным звеном образовательной системы является педагог. Именно он совершенствует свои методы работы с детьми, применяет новые разработки в процессе воспитания и обучения, совершенствует приемы преподнесения детям того или иного образовательного материала.

Все это требует от педагогических работников нового комплекса умений – проектировать развитие образовательной системы или собственной образовательной деятельности. Современный педагог-профессионал должен быть способен к таким новым видам деятельности, как формулировка проблемы, разработка средств ее решения, деятельностная проработка понятий, рефлексия результатов реализации проекта, построение содержательной коммуникации с другими субъектами образовательного процесса.

В процессе совершенствования форм методической работы с педагогическим коллективом, направленном на повышение профессиональной компетентности воспитателей, в нашем дошкольном учреждении стали повсеместно применять проектный метод.

Проектирование, как творческий вид деятельности педагогов, позволяет достаточно точно сформулировать цели, задачи предстоящей деятельности, проанализировать и систематизировать совокупность наличных и необходимых средств, обеспечивающих оптимальные пути достижения желаемого результата, а самое главное – раскрывают возможности для педагогического творчества.

Прежде чем внедрить тот или иной проект в воспитательно-образовательный процесс, он активно обсуждается на методических собраниях сотрудников ДОУ. Проект может быть скорректирован и дополнен методическими разработками других воспитателей. Таким образом, происходит передача опыта и идей между воспитателями в детском саду и в воспитательно-образовательный процесс внедряется все самое интересное. Также имеется возможность скорректировать возможные проблемы и ошибки в проекте на основе опыта воспитателей, уже внедрявших аналогичный проект в свою педагогическую практику.

Также после проведения того или иного проекта происходит его обсуждение на собрании воспитателей, которое позволяет выявить достоинства и недостатки проектов. По итогам обсуждения проведенных мероприятий и изучения продуктивной деятельности детей педагоги выносят предложения по возможной  корректировке проектов, методов, приемов работы с детьми и родителями, определяют дальнейшие перспективы данного проекта: продолжить накопление материала для обобщения опыта работы по данной проблеме; взять за основу тематического плана; включить конспекты занятий и развлечений в уже имеющийся в ДОУ цикл мероприятий по данной лексической теме и т.д.

Проанализировав методическую литературу по организации проектной деятельности дошкольников, понятно, что сегодня каждый автор предлагает свой подход, свое видение.

Суть педагогической технологии развития проектной деятельности дошкольников, предложенная Е.С.Евдокимовой, более приемлема, по моему мнению, и заключается в том, что в ней выделены этапы и определен возрастной диапазон формирования проектной деятельности у дошкольников:

Е.С.Евдокимова предлагает алгоритм действий взрослых и детей на каждом этапе освоения проектирования, так как формирование проектной деятельности дошкольников, возможно только при непосредственном участии и поддержке взрослого.

Введены названия уровней осуществления проектной деятельности дошкольников, исходя из особенностей их психического развития:

Подражательно- исполнительский (от3,5 - 4 до 5 лет)

Развивающий (конец 5-го года жизни)

Творческий (конец 6 - 7-й год жизни)

Изучив данную технологию мы пришли к выводу, что точное ее использование в нашей работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью не возможно. Нашу группу посещают дети разного возраста от 5 до 8 лет, соответственно это должен быть второй и третий этап формирования проектной деятельности по данной технологии, но по возрастному показателю уровень психического развития детей коррекционной группы на порядок ниже, во - вторых усвоение полученной информации проходит более длительный период времени. Перед началом использования метода проектирования в коррекционной группе совместно с психологом мы провели анализ способности мышления детей по показателям:

  • способность обнаружить проблему;

  • способность ставить задачу;

  • способность планировать свои действия;

  • способность оценивать ситуацию;

  • способность находить решение.

Вывод: дети и 4-5 лет (I год обучения) в коррекционной группе не могут самостоятельно выбрать проблему и пути ее решения из-за отсутствия жизненного опыта, а также из-за недостаточного интеллектуального уровня развития и плохой памяти. Значит, активная роль ложится на педагога. Осуществление проекта будет происходить на подражательно-исполнительском уровне. С детьми 5-6 лет ( II год обучения) возможно использование II уровня осуществления проектной деятельности частично с корректировкой. Потому что дети могут принять проблему и выделить ее, но не самостоятельно, а с помощью взрослого. Об этом мы можем судить после небольшого эксперимента. С детьми второго года обучения мы использовали тот же проект, что и на первом году обучения и исходя из того, что большой объем информации детям знаком мы предполагали, что дети смогут самостоятельно выделить проблему, но результаты показывают обратное, что дети с такими особенностями в развитии не способны действовать самостоятельно, более того из-за плохой памяти, малопродуктивного мышления дети воспринимают информацию как в первый раз. Как видно из результатов обследования, все-таки некоторые дети могут оценить ситуацию и пытаются находить пути решения, но с помощью педагога. Роль моя как педагога направить в правильное русло ход мыслей ребенка, помочь найти правильное решение.

Совместная работа с учителем-дефектологом предполагает определить тематику проектов, которую можно реализовать в ходе коррекционно-обучающей программы. Нам это удобно, так как программа, реализуемая нами, предполагает изучение по темам, которое прослеживается по всем образовательным разделам сразу. Поэтому, исходя из перспективно- тематического планирования лексических тем в начале первого года обучения мы разработали темы проектов.

Например:

Лексическим темам «Осень пришла», «Поздняя осень» - соответствует проект «Пришла осень»

Лексическим темам «Новый год», «Зима» - соответствуют проекты «Новогодняя игрушка», «Приключения снежинки».

Лексическим темам «Весна к нам пришла», «Весна шагает по планете» - соответствуют проекты «Огород на подоконнике», «Витамины на грядке».

В летний период мы разработали проекты «Волшебница вода» и «Цветы».


На втором году обучения эти темы дублируются, но цели разные по уровням осуществления проектной деятельности составленных нами на основании результатов диагностики детей. Более того, специфика работы с детьми, которые имеют определенные особенности, строиться по-другому не может. Как мы уже говорили, проект - это план, поэтапная деятельность и мы идем к знаниям, к социализации длинной дорогой поэтапно при изучении любой из выше указанных тем.

Анализ результатов внедрения проектов в деятельность ДОУ позволил сделать следующие выводы:

  • Применение проектного метода помогает систематизировать образовательный процесс в ДОУ, позволяет оптимально совмещать различные методы обучения для усвоения определенной темы;

  • Проектный метод позволяет раскрыть и проявить творческие способности воспитателей, заинтересовать и привлечь родителей, способствует выявлению и развитию творческих способностей детей;

  • Обсуждение проводимых проектов в ДОУ позволяет обмениваться профессиональными знаниями, выявлять ошибки, недочеты и использовать успешный опыт другими педагогами, что также способствует повышению эффективности воспитательно-образовательного процесса;

  • Изучение проектной деятельности опытных педагогов позволяет передавать опыт более молодым и менее опытным воспитателям.

Также в нашем дошкольном учреждении широко применяется принцип индивидуализации образования. Сопровождение развития ребенка становится неотъемлемым элементом дошкольного образования в усло­виях ее модернизации. Индивидуализация образованияпроцесс раскрытия индивидуальности человека в специально организован­ной образовательной деятельности. Технология сопровождения развития ребенка позволяет решать эту задачу. Сопровождение ребенка гарантирует помощь и поддержку любому ребенку с учетом его индивидуальных возможностей - потенциала развития, потреб­ностей и интересов.

Внедрение инновационных подходов в воспитательно-образовательный процесс ДОУ позволяет найти подход к каждому ребенку, выявлять его таланы и способствовать развитию личности.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Зуевa Лaрисa Федосовнa

Дата: 27.01.2016

Номер свидетельства: 284002

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Реализация введения ФГОС НОО "
    ["seo_title"] => string(34) "riealizatsiia-vviedieniia-fgos-noo"
    ["file_id"] => string(6) "165140"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1422777171"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства