Работа с обучающимися, имеющими низкий уровень мотивации
Работа с обучающимися, имеющими низкий уровень мотивации
Мотивация (система мотивов)
- это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия на выполнение учебной деятельности; является побудителем учебной деятельности и включает в себя:
- познавательные потребности,
- цели,
- интересы,
- стремления,
- реакции на неудачу,
- идеалы,
- мотивационные установки, которые придают ей активный и направленный характер, входят в структуру и определяют ее содержательно - смысловые особенности.
Система мотивов образует учебную мотивацию, которая характеризуется как устойчивостью, так и динамичностью.
Мотивация как первый обязательный компонент входит в структуру учебной деятельности. Она может быть внутренней или внешней по отношению к деятельности, но при этом всегда остается внутренней характеристикой личности как субъекта деятельности.
Для деятельности учения у школьников с умственной отсталостью характерны: бедность мотивационной сферы, трудности при самостоятельном формулировании целей, их постановке и удержании, слабая способность к эмоционально-положительному отклику на деятельность свою и одноклассников.
Понятие «учебный мотив»
- «Мотив учебной деятельности — это побуждения, характеризующие личность школьника, ее основную направленность, воспитанную на протяжении предшествующей его жизни как семьей, так и самой школой». (Л. И. Божович)
- А. К. Маркова предлагает определение учебного мотива, которое отражает его специфику : «Мотив — это направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней».
- Согласно А. Н. Леонтьеву, учебные мотивы формируются в процессе самой учебной деятельности, а не привносятся в нее «в готовом виде».
«Мотив – сложное психологическое образование, которое должен построить сам субъект» (Е.П. Ильин). « Вы можете привести лошадь к воде, но вы не можете заставить её пить»
Следует различать понятия мотив и цель.
- Цель — это предвидимый результат, представляемый и осознаваемый человеком.
- Мотив - побуждение к достижению цели. Различают мотивы понимаемые и реально действующие. Учащийся понимает, почему надо учиться, но это еще не побуждает его заниматься учебной деятельностью. При конкретных условиях понимаемые мотивы становятся реально действующими.
Формированию мотивации учебной деятельности у школьников с умственной отсталостью способствует целенаправленная, систематическая и особым образом организованная коррекционно-развивающая работа.
На что опирается работа по повышению мотивации?
Коррекционно-развивающая работа, психолого-педагогических условия, методы, средства и приемы, способствующие повышению уровня учебной мотивации у школьников, имеющих умственную отсталость, опираются на положения педагогики и психологии:
•о единстве сознания и поведения человека,
•о взаимосвязи сознания и деятельности,
•о единстве закономерностей развития в условиях онтогенеза и дизонтогенеза,
•о роли специального (коррекционного) обучения детей с проблемами в развитии как средства их социализации,
•о мотивации как личностном образовании, детерминируемом условиями обучения.
Типы мотивации учения
Мотивация, которую условно можно назвать отрицательной.
Под отрицательной мотивацией подразумевают побуждения школьника, вызванные осознанием определенных неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть, если он не будет учиться (укоры со стороны родителей, учителей, одноклассников и т.п.). Такая мотивация не приводит к успешным результатам.
Положительная мотивация. Выступает в двух формах:
- Мотивация, связанная с результатом учения, для поддержания предполагает поощрение, показ полезности усваиваемых знаний для будущего, создание положительного общественного мнения и т.п.
- Мотивация, связанная с целью учения, условиями для ее поддержания предполагает информацию о достигнутых результатах, пробуждение и формирование познавательных интересов, проблемную методику.
Зная тип мотивации, учитель может создать условия для подкрепления соответствующей положительной мотивации. Для поддержания мотивации, связанной с процессом учения, важны живая и увлекательная организация учебного процесса, активность и самостоятельность учащихся, исследовательская методика, создание условий для проявления их способностей.
В процессе учения тип мотивации меняется. На изменение мотивации влияют различные причины: новые установки ученика (например, стремление обходить или преодолевать трудности), длительные удачи или неудачи в процессе учебных занятий, выбор жизненного пути и др.
а также: Методы стимулирования мотивации
МОТИВЫ, побуждающие отношение к учению у умственно отсталых школьников
Основные причины отсутствия мотивации к учению, нежелания учиться
Формирование положительного эмоционального отношения к учению основывается на создании
Что должен помнить учитель
Направления коррекционно-развивающей работы
и многое другое вы найдете в этой презентации
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Работа с обучающимися, имеющими низкий уровень мотивации »
«Работа с обучающимися, имеющими низкий уровень мотивации»
Работу выполнил: учитель I категории ГКОУ РО школы-интерната VIII вида №1
г. Красного Сулина
Стремоухова Л.Л.
Мотивация (система мотивов)
- это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия на выполнение учебной деятельности; является побудителем учебной деятельности и включает в себя:
- познавательные потребности,
- цели,
- интересы, - стремления,
- реакции на неудачу,
- идеалы,
- мотивационные установки, которые придают ей активный и направленный характер, входят в структуру и определяют ее содержательно - смысловые особенности.
Система мотивов образует учебную мотивацию, которая характеризуется как устойчивостью , так и динамичностью .
Мотивация как первый обязательный компонент входит в структуру учебной деятельности. Она может быть внутренней или внешней по отношению к деятельности, но при этом всегда остается внутренней характеристикой личности как субъекта деятельности.
Для деятельности учения у школьников с умственной отсталостью характерны: бедность мотивационной сферы, трудности при самостоятельном формулировании целей, их постановке и удержании, слабая способность к эмоционально-положительному отклику на деятельность свою и одноклассников.
Понятие «учебный мотив»
- « Мотив учебной деятельности — это побуждения, характеризующие личность школьника, ее основную направленность, воспитанную на протяжении предшествующей его жизни как семьей, так и самой школой». (Л. И. Божович)
- А. К. Маркова предлагает определение учебного мотива, которое отражает его специфику : « Мотив — это направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней».
- Согласно А. Н. Леонтьеву, учебные мотив ы формируются в процессе самой учебной деятельности, а не привносятся в нее «в готовом виде».
« Мотив – сложное психологическое образование, которое должен построить сам субъект» (Е.П. Ильин). « Вы можете привести лошадь к воде, но вы не можете заставить её пить»
Следует различать понятия мотив и цель.
- Цель — это предвидимый результат, представляемый и осознаваемый человеком.
- Мотив - побуждение к достижению цели. Различают мотивы понимаемые и реально действующие. Учащийся понимает, почему надо учиться, но это еще не побуждает его заниматься учебной деятельностью. При конкретных условиях понимаемые мотивы становятся реально действующими.
Формированию мотивации учебной деятельности у школьников с умственной отсталостью способствуетцеленаправленная,систематическаяи особым образоморганизованнаякоррекционно-развивающая работа .
На что опирается работа по повышению мотивации?
Коррекционно-развивающая работа, психолого-педагогических условия, методы, средства и приемы, способствующие повышению уровня учебной мотивации у школьников, имеющих умственную отсталость, опираются на положения педагогики и психологии:
о единстве сознания и поведения человека,
о взаимосвязи сознания и деятельности,
о единстве закономерностей развития в условиях онтогенеза и дизонтогенеза,
о роли специального (коррекционного) обучения детей с проблемами в развитии как средства их социализации,
о мотивации как личностном образовании, детерминируемом условиями обучения.
Для успешного осуществления коррекционно-развивающей
работы необходимо не только взаимодействие
всех специалистов образовательного учреждения,
но и помощь со стороны родителей.
Одним из условий, влияющих
на формирование мотивации учебной
деятельности у детей является
психологический микроклимат семьи.
Типы мотивации учения
Мотивация, которую условно можно назватьотрицательной.
Под отрицательной мотивацией подразумевают побуждения школьника, вызванные осознанием определенных неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть, если он не будет учиться (укоры со стороны родителей, учителей, одноклассников и т.п.). Такая мотивация не приводит к успешным результатам.
Положительнаямотивация. Выступает в двух формах:
- Мотивация, связанная с результатом учения , для поддержания предполагает поощрение, показ полезности усваиваемых знаний для будущего, создание положительного общественного мнения и т.п.
- Мотивация, связанная с целью учения , условиями для ее поддержания предполагает информацию о достигнутых результатах, пробуждение и формирование познавательных интересов, проблемную методику.
Зная тип мотивации, учитель может создать условия для подкрепления соответствующей положительной мотивации. Для поддержания мотивации, связанной с процессом учения, важны живая и увлекательная организация учебного процесса, активность и самостоятельность учащихся, исследовательская методика, создание условий для проявления их способностей.
В процессе учения тип мотивации меняется. На изменение мотивации влияют различные причины: новые установки ученика (например, стремление обходить или преодолевать трудности), длительные удачи или неудачи в процессе учебных занятий, выбор жизненного пути и др.
Методы стимулирования мотивации
«Хороших методов существует столько, сколько существует хороших учителей». Д. Пойя
Методы стимулирования интереса к учению:
познавательные игры,
творческие задания,
создание проблемных ситуаций
создание эмоционально-нравственных
ситуаций: успеха, одобрения, поддержки
Методы стимулирования долга и ответственности:
убеждение,
предъявление требований,
упражнения в выполнении требований,
поощрения,
порицания
«Учение, лишённое всякого интереса и взятое только силой убеждения убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребёнка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить». К. Д. Ушинский
Метод обучения – это не только инструмент учителя, но и, по словам А. С. Макаренко, «инструмент прикосновения к личности ученика».
Метод обучения является важнейшим компонентом урока. Методы обучения – это способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащегося по достижению конкретных образовательных задач. В методах обучения сфокусирована не только глубина раскрытия учебного содержания, но и проявляется личность учителя и ученика, взаимоотношения класса и учителя. Именно они определяют стиль учителя на уроке.
МОТИВЫ, побуждающие отношение к учению у умственно отсталых школьников:
интерес к школьной обстановке, к процессу учения,
личность учителя,
система подачи информации,
игровые мотивы,
реальное внимание педагога к деятельности каждого ученика и соответствующее его оценивание,
внешний мотив (привычка выполнять предъявляемые школой и учителем требования) и др.
Как видно, по своей социальной значимости перечисленные группы мотивов неодинаковы, при этом важно заметить, что учебно-познавательные и широкие социальные мотивы не становятся личностно значимыми для умственно отсталых младших школьников. Мотивы, побуждающие детей данной категории к выполнению какой-либо деятельности (игровой, трудовой, учебной), слабо выраженные и нестойкие, усваиваются формально и не становятся их собственными побуждениями. В старшем школьном возрасте в ходе обучения могут возникать мотивы, связанные с осознанием практической и общественной значимости.
Особую сложность в организации обучения школьников с умственной отсталостью составляет то, что развитие психики ребенка с умственной отсталостью в дошкольном возрасте не достигает уровня, необходимого для успешной учебы в школе и для интенсивного развития учебных (познавательных) и общественных (социальных) мотивов деятельности учения.
Дети с умственной отсталостью не обладают самостоятельностью в познании, а их активность носит слабовыраженный характер. Мотивационная структура деятельности учащихся бедна и носит фрагментарный характер.
Основные причины отсутствия мотивации к учению, нежелания учиться:
- Неумение учиться и преодолевать трудности познавательной деятельности. Если мотив получить знания есть, то и учение пойдет впрок. Одной из причин отсутствия мотивации для того, чтобы хорошо знать предмет, является низкая самооценка. Низкая самооценка очень опасна, особенно в детском и юношеском возрасте, поскольку она задает программу поведения на всю оставшуюся жизнь.
- Отсутствие привлекательной цели , ориентации учебного материала на день завтрашний. Удаленные последствия, типа: «Не получишь знания, будешь полы мыть», для детей не страшны, они этой ситуации не представляют, потому что в детстве кажется, что все плохое может случиться с кем угодно, только не с ним.
- Большой объём школьного материала, который нужно усвоить и запомнить; колоссальная избыточность учебного материала;
отвлекающие факторы полнокровной детской жизни.
- Однообразие жизни и учебного процесса.
- Упорно-однообразная авторитарная позиция учителей и родителей; все в порядке с «кнутом» и недостаточно того, что называется «пряником».
- Обучение в одном классе детей с разным уровнем возможностей и способностей. В классе сидят дети с разными способностями, поэтому особое желание выполнять те или иные действия возникает у них только тогда, когда они могут соответствовать ожиданиям учителя и есть гарантия успешно справиться с предложенной задачей.
Формирование положительного эмоционального отношения к учению основывается на создании:
- общей положительной атмосферы на уроке, направленной на снижение тревожности детей, подкрепление положительных побуждений эмоциональным удовлетворением за счет получения положительных результатов и подтверждения правильности выполненного решения;
- ситуации успеха в учебной деятельности, формирующей у школьников чувство удовлетворенности, уверенности в себе, высокую адекватную самооценку.
Смена видов работы позволяет избегать монотонности в обучении, а также обеспечивает привлекательность учебного материала, его личностную значимость. Школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним.
Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности.
Что должен помнить учитель
Нужно стараться не навязывать учебных целей сверху. Совместная работа с ребенком по выработке целей и задач может оказаться значительно эффективнее.
Необходимо помнить о том, что наказание за неправильное решение учебной задачи является крайней и наименее эффективной мерой, которая всегда вызывает негативные эмоции и отрицательно влияет на отношение ребенка к учебной деятельности.
Нужно стараться избегать установления временных ограничений там, где это представляется возможным, так как это не только подавляет развитие творчества, но и препятствует развитию внутренней мотивации.
Необходимо следить за тем, чтобы учебные задания не только соответствовали возрасту, но имели уровень оптимальной сложности, способствовали проявлению мастерства и компетентности ребенка, регулировать уровень сложности заданий, повышая его с каждым разом.
Предоставлять ребенку право выбора учебной задачи, не ограничивая при этом его свободы.
Желательно подбирать учебные задания с элементом новизны и непредсказуемости, что способствует формированию внутреннего интереса в процессе их выполнения.
Направления коррекционно-развивающей работы
Эффективное формирование учебной мотивации у умственно отсталых школьников обеспечивается благодаря такой коррекционно-развивающей работе, которая направлена на
познавательное,
социальное,
эмоционально-личностное развитие школьников с нарушением интеллекта.
Целенаправленная работа по формированию мотивации деятельности у детей с умственной отсталостью даёт положительные результаты в развитии познавательной сферы. Формирование мотивации учения находится в тесной взаимосвязи с содержанием учебного предмета, в рамках которого она формируется.
Поскольку познавательные мотивы в основном формируются в младшем школьном возрасте, довольно сложно рассчитывать на то, что они будут сформированы позже. Поэтому с учениками с низким уровнем познавательной активности и учебной мотивации рекомендуется вести работу по нахождению личностных смыслов обучения, по переосмыслению уже имеющейся в наличии ситуации; необходимо организовать поиск того, что интересует учащегося и что еще может побудить его к действиям.
Главная задача мотивации учения – организация учебной деятельности, которая максимально способствовала бы раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности ученика.
Исходная позиция в работе с проблемными детьми:
- ребенок может познать окружающий предметный, природный и социальный мир;
- ребенок не может познать окружающий мир теми способами, которыми так естественно пользуются его нормально развивающиеся сверстники.
Из этого следует, что если цели воспитания и обучения детей, развивающихся нормально и имеющих различные проблемы, являются общими, то «маршруты» к их достижению - различными.
Три кита учебной мотивации
Кит 1 Ощущение самостоятельности поиска:«Мы это поняли, узнали, придумали сами!»
Главным источником учебной мотивации является ощущение себя активным субъектом учебного процесса, от которого в первую очередь зависит результат; возможность принять активное участие в процессе «добывания» знаний, а не быть их пассивным потребителем.
Техника «Проблемные вопросы»
Вопросы, которые потребуют анализа, сравнения, сопоставления, объяснения разнородной информации и соответственно — более глубокого понимания материала и интереса к нему. Когда такого рода вопросы ложатся в основу учебного процесса, к ребенку приходит понимание истинного назначения учения — научиться думать, применять знания на практике, ориентироваться в жизненных ситуациях.
Следует отказаться от различного рода возмущений по поводу неверных версий учеников: «Не тем местом думаем (думаете), не тем!» Критика ставит под сомнение компетентность ребенка и заставляет его прекращать усилия в данном направлении. Такого рода комментарии наносят реальный вред и мотивации, и развитию мышления.
Техника «Знаю — не знаю — хочу узнать»
Эффективным приемом повышения внутренней учебной мотивации является обучение ребенка приему рефлексии того, что он знает, чего не знает, что хочет узнать. Это также способствует пониманию, откуда и куда он движется в учебном процессе, учит целеполаганию и планированию.
От постановки перед ребенком проблемных вопросов и совместного поиска ответов на них можно перейти к обучению самостоятельно ставить вопросы к тексту . Таким образом поддерживается познавательная мотивацию детей, и ребенок понимает: важно не само по себе знание, но и умение его добывать, всевозможные ПОЧЕМУ.
Кит 2 Ощущение свободы выбора:«Мы можем выбирать» («Мы не пешки, у нас есть выбор!»)
Базовая психологическая потребность - потребность чувствовать себя свободным, самостоятельно определяющим ход своей жизни.
Никому не нравятся отсутствие выбора и навязанные решения. Детям — особенно.
Инициатива ребенка быстро гаснет, если он чувствует «заданность»,
а не «выбранность» своей жизни.
Учитель, стремящийся к повышению
учебной мотивации класса, должен
хорошо понимать, что чем меньше
будет с его стороны фраз: «Вы должны,
вам следует, вы обязаны…» и больше
«Вы можете, у вас есть такие-то варианты,
да, вы это верно подметили», —
тем больше будет интерес детей к учебному
процессу и тем выше их собственная
инициатива и активность.
Кит 3 Ощущение компетентности:«У меня это получается, я понял, я умею!»
Ребенок хочет что-то делать, если верит, что он может это делать.
Для того чтобы учиться, ребенок должен верить, что он может учиться. Именно поэтому учителю надо дать почувствовать себя успешным каждому ребенку.
Успех —
понятие индивидуальное,
у каждого он свой
и на своем материале.
Мотивация ученика – основное условие успешного обучения .
Учителя школы призваны учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, владеющую инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, опираясь на имеющийся жизненный опыт, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию, коммуникацию. Педагог должен методически грамотно работать с учащимися, которые в силу сложившихся социальных, экономических, экологических и прочих обстоятельств нуждаются в специальном отношении. При организации деятельности таких учащихся на уроке от учителя требуется специальная методическая подготовка, знание методов и приемов, позволяющих одновременно с обучением детей вести работу по коррекции восприятия, памяти, внимания, развития речи, мыслительных операций.
Формирование мотивации учебно-познавательной деятельности – главная проблема современной школы, находящаяся на грани обучения и воспитания.