Адаптированная программа разработана на основе программы дошкольного образования учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание». Москва 2010 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Внимание к проблемам умственной отсталости вызвано тем, что количество людей с этим видом аномалий не уменьшается. Все большему числу детей ставится диагноз «умственная отсталость». Социализация детей с умственной отсталостью чрезвычайно затруднена в связи с нахождением в закрытом учреждении, отсутствием у них элементарных представлений об окружающем мире, навыков межличностного общения в среде нормальных людей, несформированностью потребности в таком общении, неадекватной самооценкой, негативным восприятием других людей. Их навыки общения, социальные навыки весьма ограничены. При составлении программы использовали ФЗ « Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г № 273-ФЗ. Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитании и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006г.№06-1844 « Примерные требования к программам дополнительного образования детей»
В ОГБУСО БДДИ работа ведется с воспитанниками с умственной отсталостью тяжелой и умеренной степени. Возраст детей -7-13 лет. Физическое и умственное развитие детей не соответствует их возрасту. Учитывая особенности их психофизического развития, индивидуальных возможностей, считаю необходимым, создать специальную программу. Поэтому я взяла за основу программу Е.А.Стребелевой, Е.А. Екжановой « Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» и адаптировали ее. Программа содержит практические методы психолого-педагогического воздействия по созданию условий личностного развития детей с умственной отсталостью.
Данная программа составлена для этой категории с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Адаптированная программа для детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (далее ? Стандарт) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения адаптированной программы.
В основу программы с тяжелой и умеренной умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) положены следующие принципы:
?принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки воспитанников;
?принцип коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса, обуславливающий развитие личности детей,
?принцип практической направленности, предполагающий установление тесных связей между изучаемым материалом и практической деятельностью детей, формирование знаний и умений, имеющих первостепенное значение для решения практико-ориентированных задач;
?принцип воспитывающего обучения, направленный на формирование у детей нравственных представлений (правильно/неправильно; хорошо/плохо и т.д.) и понятий, адекватных способов поведения в разных социальных средах;
?онтогенетический принцип;
?принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на всех этапах обучения,
?принцип целостности содержания образования,
?принцип учета возрастных особенностей детей, определяющий содержание предметных областей и результаты личностных достижений;
?принцип переноса усвоенных знаний и умений и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации.
Цель программы - создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка и формирование его позитивных личностных качеств.
Задачи программы:
Формирование представлений об окружающей действительности, развитие познавательной активности, формирование всех видов детской деятельности;
Преодоление и предупреждение вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы поведения и личности в целом.
Социализация, повышение самостоятельности, становление нравственных ориентиров в деятельности и поведении ребенка, а также воспитание у него положительных качеств.
Пути реализации программы:
Сбор и анализ информации (информационно-аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента воспитанников для учета особенностей развития, определения специфики.
Результатом работы является особым образом организованный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального сопровождения детей с умственной отсталостью при специально созданных условиях обучения, воспитания, развития, социализации умственно отсталых детей.
Срок реализации программы - 2года. 1год – с 7лет до 10лет; 2 год- с 10 лет до 13лет. Группы формируются по показателям умственного и физического развития детей. В 1год обучения детям даются простые элементарные понятия об окружающем мире, одна и та же лексическая тема может повторяться 2 недели подряд, а на 2 год – усложняются темы, расширяются понятия, навыки детей.
Занятия проводятся согласно расписанию, и учебно-тематическому плану. (Приложение№3)
Разработаны лексические темы, по которым проходит весь коррекционно-развивающий процесс. (Приложение 1,2)
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
словесный (устное изложение, беседа, рассказ.)
наглядный (иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
игровой
Форма организации деятельности детей на занятиях:
подгрупповой – 6человек, длительность занятия 20 минут
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
В программе выделены следующие разделы: познавательное развитие (формирование элементарных количественных представлений, ознакомление с окружающим, развитие речи и формирование коммуникативных способностей) формирование деятельности (обучение игре, изобразительная деятельность, конструирование, трудовое воспитание) физическое развитие и физическое воспитание, эстетическое развитие. В каждом разделе обоснованы концептуальные подходы к воспитанию и обучению детей.
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ ИЗЛОЖЕНО С УЧЕТОМ СЛЕДУЮЩЕГО АЛГОРИТМА:
Дана краткая аннотация каждому разделу и подразделам программы, характеризующая значимость данного вида деятельности для развития ребенка и коррекции имеющихся отклонений.
Определены задачи коррекционно-воспитательной работы с детьми по данному разделу на каждый год обучения.
Предложены темы для планирования и проведения занятий с детьми.
Определены показатели потенциальных возможностей и достижений ребенка.
РАЗДЕЛ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Включает следующие подразделы:
- формирование элементарных количественных представлений;
- ознакомление с окружающим;
- развитие речи и формирование коммуникативных способностей.
В основе формирования элементарных количественных представлений лежит познание детьми количественных и качественных отношений между предметами. Особой задачей данного раздела является обучение детей умениям сопоставлять сравнивать устанавливать соответствие между различными множествами и элементами множеств.
Ознакомление с окружающим направлено на формирование у детей целостного восприятия и представления о различных предметах и явлениях окружающей действительности, а также представление о человеке видах его деятельности и взаимоотношениях с природой.
Развитие речи формирование коммуникативных способностей происходит во всех видах детской деятельности, в повседневной жизни в процессе общения. На начальных этапах работы большое внимание уделяется развитию невербальных форм общения-фиксации взгляда на лице взрослого, пониманию указательного и приглашающего жестов, выполнению жестового ритуала, приветствия и прощания, объятиям, поцелуям как формам эмоционального общения.