kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Современные подходы к реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие в рамках ФГОС ДО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современное общество  живет в постоянном изменяющемся мире в век информации и внедрения новейших технических средств информирования, постоянный дефицит времени изменяет привычные нормы и формы внутрисемейных и межличностных отношений. Многие родители считают, интеллектуальное развитие ребенка наиболее актуально в современном мире информационных технологий.  Обучение ребенка с раннего возраста новейшим техническим средствам и формирование определенных умений, соответствующих, на взгляд родителей, требованиям сегодняшнего дня, должны подготовить ребенка к самостоятельной жизни, сделать его  конкурентно способным. В погоне за новыми тенденциями родители забывают, что конкурентный способный человек – это не только интеллектуально развитый, способный решать интеллектуальные задачи современного мира, но и человек успешно адаптированный в обществе, умеющий выстраивать межличностные отношения, имеющий навыки конструктивного общения. Но современные родители не уделяют должного внимания этим направлениям в развитии ребенка. Современное общество требует инициативных людей, способных найти «себя» и своё место в жизни, восстановить русскую духовную культуру, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию.

Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения.

В связи с этим проблема социально-коммуникативного развития – развитие ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром - становится особо актуальной на данном современном этапе.

Данный факт находит своё отражение в основных федеральных документах, определяющих деятельность органов управления и учреждений образования.

Так статьи 12 и 13 Закона «Об образовании в РФ» устанавливают общие требования к программам и содержанию образования, которое в первую очередь должно ориентироваться на адаптацию личности к жизни в обществе, на обеспечение самоопределения личности и создание условий для её самореализации.

Концепция модернизации российского образования подчеркивает: «Важнейшие задачи воспитания - формирование духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе».

Поэтому одно из основных направлений  работы детского сада с дошкольниками и их семьями является создание условий, способствующих  успешной адаптации ребенка к социальной действительности через развитие коммуникативной и эмоциональной сфер деятельности.  Данное направление в работе нашло подтверждение в современных образовательных нововведениях: Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». ФГОС дошкольного образования, определяет обязательный минимум содержания программы, который реализуется в ДОУ. И одним из направлений является «Социально-коммуникативное развитие», которое  направлено:

-        на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

-        развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

-        становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных ценностей;

-        развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в ДОО;

-        формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

-        формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе».

Принципы реализации данной образовательной области:

 - создание развивающей образовательной среды, представляющей собой систему условий социализации и индивидуализации детей;

 - учёт этнокультурной ситуации развития, индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок проявляет активность в выборе содержания  своего образования;

 - объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социально-культурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи и общества;

 - создание условий развития, открывающих возможности для позитивной социализации, личностного роста и развития на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Они реализуются через тематические модули «Социализация», «Труд», «Безопасность».

Каждый модуль со своими задачи и содержанием прописан в ООП ДО в содержательном разделе.

Такое особое внимание социально-коммуникативному развитию современного дошкольника обусловлено тем, что данный период развития ребенка – один из важных этапов в  развитии личности. Это начальный период социализации ребенка, приобщения его культурным и общечеловеческим ценностям, время, когда начинают выстраиваться внутриличностные и межличностные отношения с взрослыми и сверстниками, усвоения «языка эмоций»  - умения  "читать" эмоциональное состояние другого  и  управлять своими эмоциями.  Так же это время характеризуется накоплением важного  опыта познания, деятельности, творчества, постижение своих возможностей и самопознания у дошкольника под непосредственным руководством взрослого.

Поэтому, с одной стороны, им необходимы яркие эмоциональные впечатления, а с другой стороны – игры, упражнения, которые помогают детям научиться управлять эмоциями, исправлять и их осознавать.

Социально-коммуникативное развитие дошкольников многоплановое, сложное и  часто отсрочено во времени. Поэтому цель взрослых – помочь детям адаптироваться в современном мире, который характеризуется сложными, динамичными, негативными переживаниями и проявлениями.

Технология социально-коммуникативного развития детей осуществляется поэтапно:

- сбор информации об индивидуальных личностных особенностях воспитанников;

- перспективное планирование работы с детьми по социально-коммуникативному развитию;

- систематическая работа с детьми по социально-коммуникативному развитию;

- коррекция имеющихся социально-коммуникативных проблем.

Соответственно организованное  психолого-педагогическое сопровождение в этом направлении может не только обогатить эмоциональный и социальный опыт дошкольника, но и значительно смягчить или даже полностью устранить недостатки личностного развития.

По данным наблюдения и результатам обследование  в старших и подготовительных группах, мы решили, что прежде всего необходимо психолого-педагогическое сопровождение социально-коммуникативного развития дошкольника  в условиях  ФГОС.

В нашем детском саду психолого-педагогическое сопровождение по данному направлению осуществляется не только педагогом-психологом, но и музыкальными руководителями, инструктором  по физическому воспитанию, воспитателями, родителями в тесном взаимодействии.

Целью данного сопровождения: является создание благоприятных условий для комфортного проживания ребенка в ДОУ, через профилактику социально-эмоциональных нарушений у дошкольников и повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей) и педагогов.

Для достижения этой цели систематически проводится следующая работа:

  • организация занятий  с дошкольниками по программам:

- «Кот и пёс спешат на помощь» (Кряжева Н.Л.), «Психологические

игры,упражнения, сказки» (Хухлаева О.В.) – в младшей группе,

- «Познаю себя» (М.В.Корепанова,  Е.В. Харламповой) в средней, старшей, подготовительной группах,

 - «Ребята и зверята» (Кряжева Н.Л., Орёл В.Е.) в средней и старшей группах (группа детей 4-6 лет),

Данные занятия имеют свою специфику и ценность, которая состоит в  том, что  дети  почувствовали уверенность в себе, стали свободно общаться со сверстниками и взрослыми, научились выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства.

Формирования социально-коммуникативных  навыков  осуществляется  через активное  непосредственное участие каждого ребёнка в тренинговых упражнениях, под которыми понимается система методов, приёмов, форм, позволяющих осуществлять коррекционно-развивающее воздействие на детей.

Педагогом-психологом так же реализуется авторская программа «Почемучка». Целью программы  является содействие личностному, познавательному  и социальному  развитию  детей младшего дошкольного возраста.

Данная программа  реализуется  через 3 этапа: подготовительный, основной, итоговый. Состоит из календарно-тематического планирования, вариативного содержания занятий, анкет для родителей, схем протоколов наблюдений, информационного материала для родителей и педагогов.

Результатом реализации данной программы  стало то, что у дошкольников проявляются самостоятельность, инициативность, настойчивость, автономность, гордость за достижения как результат конструктивного проживания ребёнком кризиса 3-х лет; развиваются способности понимать своё и чужое эмоциональное состояние, выражать его при помощи невербальных средств, сочувствовать другим, в соответствии с возрастом  управлять  своим поведением, навыки саморегуляции; в познавательном - у детей уровень развития внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи соответствует возрасту.

Для достижения положительного результата нами использовались сюжетно-ролевые игры, подвижные игры и игровые упражнения, элементы психогимнастики, техники выразительных движений, этюдов, тренингов,  приемам  арт-терапии.

В старших и подготовительных группах созданы  «Уголки настроения» и «Уголки уединения», так же в группах имеются дидактические пособия «Галерея эмоций», «Мир эмоций» и другие.

Становление социально-коммуникативного развития невозможно без просвещения родителей. Данная работа в детском саду строится в тесном взаимодействии воспитателей, родителей и педагога-психолога. Акцент  делается на познание взрослыми (родителями и воспитателями) особенностей психологии детей разного возраста, существующих у них уровней эмоциональной регуляции своего поведения, адекватных приемов общения с ребенком, рефлексии задач и стилей воспитания, собственной родительской позиции.  При этом формы взаимодействия с родителями и педагогами самые разнообразные: традиционные – родительские собрания («Как разговаривать с разгневанным ребенком», «Кризис трех лет», «Детско-родительские отношения: проблемы и пути их решения»), лектории («Психологические особенности ребенка раннего возраста», «Развитие эмоционально-личностной сферы дошкольника»), круглые столы «Любить ребенка. Как?», «Традиции и современность» и нетрадиционные – тренинговые занятия «Воспитание детей с особенностями поведения (гиперактивных)», мастер-классы («Формирование уверенности в себе у старшего дошкольника», «Игры, в которые играют.Семейная игротека»), заседания клуба Семейная гостиная «Как сказать ребёнку, что вы его любите», «Поощрения и наказания» и др. Нами учитываются запросы родителей, их интересы для определения тем встреч и форм их проведения.

Особое огромное значение при реализации социально-коммуникативного развития отводится работе с педагогами. Данное направление разделили на два модуля: просвещение и профилактика эмоционального выгорания педагогов. В рамках просвещения педагоги рассматривают теоретические вопросы  дошкольной педагогики и психологии, конструктивного общения с детьми и другие. Большое внимание уделяется психоэмоциональному состоянию педагогов, так как нестабильно психоэмоциональное состояние отражается на взаимодействие и общении с детьми. Программа профилактики эмоционального выгорания «Помоги себе сам» направлена на формирование навыков саморегуляции, управления собственным психоэмоциональным состоянием.

Социально-коммуникативное развитие детей - очень сложный и длительный труд. Успешное решение этой задачи возможно только при системном подходе. Ни в коем случае нельзя перепрыгнуть через несколько ступенек сразу, если стремиться к радостному, успешному труду.

Отмечу необходимость дальнейшей работы по социально-коммуникативному развитию детей в дошкольном возрасте, способствующему развитию личной ответственности, которая является неотъемлемым качеством свободного человека, так как изменения в эмоциональной сфере ребенка: изменяют его взаимоотношения с окружающим миром, сверстниками  и взрослыми, а способность саморегуляции возрастает. Поэтому реализация данного направления, представляется мне весьма актуальной, насущной потребностью сегодняшнего времени.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Современные подходы к реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие в рамках ФГОС ДО »

Современные подходы к реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие в рамках ФГОС ДО



Кочетова Наталья Анатольевна,

старший воспитатель

Современное общество живет в постоянном изменяющемся мире в век информации и внедрения новейших технических средств информирования, постоянный дефицит времени изменяет привычные нормы и формы внутрисемейных и межличностных отношений. Многие родители считают, интеллектуальное развитие ребенка наиболее актуально в современном мире информационных технологий. Обучение ребенка с раннего возраста новейшим техническим средствам и формирование определенных умений, соответствующих, на взгляд родителей, требованиям сегодняшнего дня, должны подготовить ребенка к самостоятельной жизни, сделать его конкурентно способным. В погоне за новыми тенденциями родители забывают, что конкурентный способный человек – это не только интеллектуально развитый, способный решать интеллектуальные задачи современного мира, но и человек успешно адаптированный в обществе, умеющий выстраивать межличностные отношения, имеющий навыки конструктивного общения. Но современные родители не уделяют должного внимания этим направлениям в развитии ребенка. Современное общество требует инициативных людей, способных найти «себя» и своё место в жизни, восстановить русскую духовную культуру, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию.

Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения.

В связи с этим проблема социально-коммуникативного развития – развитие ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром - становится особо актуальной на данном современном этапе.

Данный факт находит своё отражение в основных федеральных документах, определяющих деятельность органов управления и учреждений образования.

Так статьи 12 и 13 Закона «Об образовании в РФ» устанавливают общие требования к программам и содержанию образования, которое в первую очередь должно ориентироваться на адаптацию личности к жизни в обществе, на обеспечение самоопределения личности и создание условий для её самореализации.

Концепция модернизации российского образования подчеркивает: «Важнейшие задачи воспитания - формирование духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе».

Поэтому одно из основных направлений работы детского сада с дошкольниками и их семьями является создание условий, способствующих успешной адаптации ребенка к социальной действительности через развитие коммуникативной и эмоциональной сфер деятельности. Данное направление в работе нашло подтверждение в современных образовательных нововведениях: Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». ФГОС дошкольного образования, определяет обязательный минимум содержания программы, который реализуется в ДОУ. И одним из направлений является «Социально-коммуникативное развитие», которое направлено:

- на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных ценностей;

- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в ДОО;

- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе».

Принципы реализации данной образовательной области:

- создание развивающей образовательной среды, представляющей собой систему условий социализации и индивидуализации детей;

- учёт этнокультурной ситуации развития, индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок проявляет активность в выборе содержания своего образования;

- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социально-культурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи и общества;

- создание условий развития, открывающих возможности для позитивной социализации, личностного роста и развития на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Они реализуются через тематические модули «Социализация», «Труд», «Безопасность».

Каждый модуль со своими задачи и содержанием прописан в ООП ДО в содержательном разделе.

Такое особое внимание социально-коммуникативному развитию современного дошкольника обусловлено тем, что данный период развития ребенка – один из важных этапов в развитии личности. Это начальный период социализации ребенка, приобщения его культурным и общечеловеческим ценностям, время, когда начинают выстраиваться внутриличностные и межличностные отношения с взрослыми и сверстниками, усвоения «языка эмоций» - умения "читать" эмоциональное состояние другого и управлять своими эмоциями. Так же это время характеризуется накоплением важного опыта познания, деятельности, творчества, постижение своих возможностей и самопознания у дошкольника под непосредственным руководством взрослого.

Поэтому, с одной стороны, им необходимы яркие эмоциональные впечатления, а с другой стороны – игры, упражнения, которые помогают детям научиться управлять эмоциями, исправлять и их осознавать.

Социально-коммуникативное развитие дошкольников многоплановое, сложное и часто отсрочено во времени. Поэтому цель взрослых – помочь детям адаптироваться в современном мире, который характеризуется сложными, динамичными, негативными переживаниями и проявлениями.

Технология социально-коммуникативного развития детей осуществляется поэтапно:

- сбор информации об индивидуальных личностных особенностях воспитанников;

- перспективное планирование работы с детьми по социально-коммуникативному развитию;

- систематическая работа с детьми по социально-коммуникативному развитию;

- коррекция имеющихся социально-коммуникативных проблем.

Соответственно организованное психолого-педагогическое сопровождение в этом направлении может не только обогатить эмоциональный и социальный опыт дошкольника, но и значительно смягчить или даже полностью устранить недостатки личностного развития.

По данным наблюдения и результатам обследование в старших и подготовительных группах, мы решили, что прежде всего необходимо психолого-педагогическое сопровождение социально-коммуникативного развития дошкольника в условиях ФГОС.

В нашем детском саду психолого-педагогическое сопровождение по данному направлению осуществляется не только педагогом-психологом, но и музыкальными руководителями, инструктором по физическому воспитанию, воспитателями, родителями в тесном взаимодействии.

Целью данного сопровождения: является создание благоприятных условий для комфортного проживания ребенка в ДОУ, через профилактику социально-эмоциональных нарушений у дошкольников и повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей) и педагогов.

Для достижения этой цели систематически проводится следующая работа:

  • организация занятий с дошкольниками по программам:

- «Кот и пёс спешат на помощь» (Кряжева Н.Л.), «Психологические

игры,упражнения, сказки» (Хухлаева О.В.) – в младшей группе,

- «Познаю себя» (М.В.Корепанова, Е.В. Харламповой) в средней, старшей, подготовительной группах,

- «Ребята и зверята» (Кряжева Н.Л., Орёл В.Е.) в средней и старшей группах (группа детей 4-6 лет),

Данные занятия имеют свою специфику и ценность, которая состоит в том, что дети почувствовали уверенность в себе, стали свободно общаться со сверстниками и взрослыми, научились выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства.

Формирования социально-коммуникативных навыков осуществляется через активное непосредственное участие каждого ребёнка в тренинговых упражнениях, под которыми понимается система методов, приёмов, форм, позволяющих осуществлять коррекционно-развивающее воздействие на детей.

Педагогом-психологом так же реализуется авторская программа «Почемучка». Целью программы является содействие личностному, познавательному и социальному развитию детей младшего дошкольного возраста.

Данная программа реализуется через 3 этапа: подготовительный, основной, итоговый. Состоит из календарно-тематического планирования, вариативного содержания занятий, анкет для родителей, схем протоколов наблюдений, информационного материала для родителей и педагогов.

Результатом реализации данной программы стало то, что у дошкольников проявляются самостоятельность, инициативность, настойчивость, автономность, гордость за достижения как результат конструктивного проживания ребёнком кризиса 3-х лет; развиваются способности понимать своё и чужое эмоциональное состояние, выражать его при помощи невербальных средств, сочувствовать другим, в соответствии с возрастом управлять своим поведением, навыки саморегуляции; в познавательном - у детей уровень развития внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи соответствует возрасту.

Для достижения положительного результата нами использовались сюжетно-ролевые игры, подвижные игры и игровые упражнения, элементы психогимнастики, техники выразительных движений, этюдов, тренингов, приемам арт-терапии.

В старших и подготовительных группах созданы «Уголки настроения» и «Уголки уединения», так же в группах имеются дидактические пособия «Галерея эмоций», «Мир эмоций» и другие.

Становление социально-коммуникативного развития невозможно без просвещения родителей. Данная работа в детском саду строится в тесном взаимодействии воспитателей, родителей и педагога-психолога. Акцент делается на познание взрослыми (родителями и воспитателями) особенностей психологии детей разного возраста, существующих у них уровней эмоциональной регуляции своего поведения, адекватных приемов общения с ребенком, рефлексии задач и стилей воспитания, собственной родительской позиции. При этом формы взаимодействия с родителями и педагогами самые разнообразные: традиционные – родительские собрания («Как разговаривать с разгневанным ребенком», «Кризис трех лет», «Детско-родительские отношения: проблемы и пути их решения»), лектории («Психологические особенности ребенка раннего возраста», «Развитие эмоционально-личностной сферы дошкольника»), круглые столы «Любить ребенка. Как?», «Традиции и современность» и нетрадиционные – тренинговые занятия «Воспитание детей с особенностями поведения (гиперактивных)», мастер-классы («Формирование уверенности в себе у старшего дошкольника», «Игры, в которые играют.Семейная игротека»), заседания клуба Семейная гостиная «Как сказать ребёнку, что вы его любите», «Поощрения и наказания» и др. Нами учитываются запросы родителей, их интересы для определения тем встреч и форм их проведения.

Особое огромное значение при реализации социально-коммуникативного развития отводится работе с педагогами. Данное направление разделили на два модуля: просвещение и профилактика эмоционального выгорания педагогов. В рамках просвещения педагоги рассматривают теоретические вопросы дошкольной педагогики и психологии, конструктивного общения с детьми и другие. Большое внимание уделяется психоэмоциональному состоянию педагогов, так как нестабильно психоэмоциональное состояние отражается на взаимодействие и общении с детьми. Программа профилактики эмоционального выгорания «Помоги себе сам» направлена на формирование навыков саморегуляции, управления собственным психоэмоциональным состоянием.

Социально-коммуникативное развитие детей - очень сложный и длительный труд. Успешное решение этой задачи возможно только при системном подходе. Ни в коем случае нельзя перепрыгнуть через несколько ступенек сразу, если стремиться к радостному, успешному труду.

Отмечу необходимость дальнейшей работы по социально-коммуникативному развитию детей в дошкольном возрасте, способствующему развитию личной ответственности, которая является неотъемлемым качеством свободного человека, так как изменения в эмоциональной сфере ребенка: изменяют его взаимоотношения с окружающим миром, сверстниками и взрослыми, а способность саморегуляции возрастает. Поэтому реализация данного направления, представляется мне весьма актуальной, насущной потребностью сегодняшнего времени.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Кочетова Наталья Анатольевна

Дата: 23.08.2015

Номер свидетельства: 226521


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства