kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Современные подходы к реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие в рамках ФГОС ДО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современное общество  живет в постоянном изменяющемся мире в век информации и внедрения новейших технических средств информирования, постоянный дефицит времени изменяет привычные нормы и формы внутрисемейных и межличностных отношений. Многие родители считают, интеллектуальное развитие ребенка наиболее актуально в современном мире информационных технологий.  Обучение ребенка с раннего возраста новейшим техническим средствам и формирование определенных умений, соответствующих, на взгляд родителей, требованиям сегодняшнего дня, должны подготовить ребенка к самостоятельной жизни, сделать его  конкурентно способным. В погоне за новыми тенденциями родители забывают, что конкурентный способный человек – это не только интеллектуально развитый, способный решать интеллектуальные задачи современного мира, но и человек успешно адаптированный в обществе, умеющий выстраивать межличностные отношения, имеющий навыки конструктивного общения. Но современные родители не уделяют должного внимания этим направлениям в развитии ребенка. Современное общество требует инициативных людей, способных найти «себя» и своё место в жизни, восстановить русскую духовную культуру, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию.

Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения.

В связи с этим проблема социально-коммуникативного развития – развитие ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром - становится особо актуальной на данном современном этапе.

Данный факт находит своё отражение в основных федеральных документах, определяющих деятельность органов управления и учреждений образования.

Так статьи 12 и 13 Закона «Об образовании в РФ» устанавливают общие требования к программам и содержанию образования, которое в первую очередь должно ориентироваться на адаптацию личности к жизни в обществе, на обеспечение самоопределения личности и создание условий для её самореализации.

Концепция модернизации российского образования подчеркивает: «Важнейшие задачи воспитания - формирование духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе».

Поэтому одно из основных направлений  работы детского сада с дошкольниками и их семьями является создание условий, способствующих  успешной адаптации ребенка к социальной действительности через развитие коммуникативной и эмоциональной сфер деятельности.  Данное направление в работе нашло подтверждение в современных образовательных нововведениях: Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». ФГОС дошкольного образования, определяет обязательный минимум содержания программы, который реализуется в ДОУ. И одним из направлений является «Социально-коммуникативное развитие», которое  направлено:

-        на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

-        развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

-        становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных ценностей;

-        развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в ДОО;

-        формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

-        формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе».

Принципы реализации данной образовательной области:

 - создание развивающей образовательной среды, представляющей собой систему условий социализации и индивидуализации детей;

 - учёт этнокультурной ситуации развития, индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок проявляет активность в выборе содержания  своего образования;

 - объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социально-культурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи и общества;

 - создание условий развития, открывающих возможности для позитивной социализации, личностного роста и развития на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Они реализуются через тематические модули «Социализация», «Труд», «Безопасность».

Каждый модуль со своими задачи и содержанием прописан в ООП ДО в содержательном разделе.

Такое особое внимание социально-коммуникативному развитию современного дошкольника обусловлено тем, что данный период развития ребенка – один из важных этапов в  развитии личности. Это начальный период социализации ребенка, приобщения его культурным и общечеловеческим ценностям, время, когда начинают выстраиваться внутриличностные и межличностные отношения с взрослыми и сверстниками, усвоения «языка эмоций»  - умения  "читать" эмоциональное состояние другого  и  управлять своими эмоциями.  Так же это время характеризуется накоплением важного  опыта познания, деятельности, творчества, постижение своих возможностей и самопознания у дошкольника под непосредственным руководством взрослого.

Поэтому, с одной стороны, им необходимы яркие эмоциональные впечатления, а с другой стороны – игры, упражнения, которые помогают детям научиться управлять эмоциями, исправлять и их осознавать.

Социально-коммуникативное развитие дошкольников многоплановое, сложное и  часто отсрочено во времени. Поэтому цель взрослых – помочь детям адаптироваться в современном мире, который характеризуется сложными, динамичными, негативными переживаниями и проявлениями.

Технология социально-коммуникативного развития детей осуществляется поэтапно:

- сбор информации об индивидуальных личностных особенностях воспитанников;

- перспективное планирование работы с детьми по социально-коммуникативному развитию;

- систематическая работа с детьми по социально-коммуникативному развитию;

- коррекция имеющихся социально-коммуникативных проблем.

Соответственно организованное  психолого-педагогическое сопровождение в этом направлении может не только обогатить эмоциональный и социальный опыт дошкольника, но и значительно смягчить или даже полностью устранить недостатки личностного развития.

По данным наблюдения и результатам обследование  в старших и подготовительных группах, мы решили, что прежде всего необходимо психолого-педагогическое сопровождение социально-коммуникативного развития дошкольника  в условиях  ФГОС.

В нашем детском саду психолого-педагогическое сопровождение по данному направлению осуществляется не только педагогом-психологом, но и музыкальными руководителями, инструктором  по физическому воспитанию, воспитателями, родителями в тесном взаимодействии.

Целью данного сопровождения: является создание благоприятных условий для комфортного проживания ребенка в ДОУ, через профилактику социально-эмоциональных нарушений у дошкольников и повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей) и педагогов.

Для достижения этой цели систематически проводится следующая работа:

  • организация занятий  с дошкольниками по программам:

- «Кот и пёс спешат на помощь» (Кряжева Н.Л.), «Психологические

игры,упражнения, сказки» (Хухлаева О.В.) – в младшей группе,

- «Познаю себя» (М.В.Корепанова,  Е.В. Харламповой) в средней, старшей, подготовительной группах,

 - «Ребята и зверята» (Кряжева Н.Л., Орёл В.Е.) в средней и старшей группах (группа детей 4-6 лет),

Данные занятия имеют свою специфику и ценность, которая состоит в  том, что  дети  почувствовали уверенность в себе, стали свободно общаться со сверстниками и взрослыми, научились выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства.

Формирования социально-коммуникативных  навыков  осуществляется  через активное  непосредственное участие каждого ребёнка в тренинговых упражнениях, под которыми понимается система методов, приёмов, форм, позволяющих осуществлять коррекционно-развивающее воздействие на детей.

Педагогом-психологом так же реализуется авторская программа «Почемучка». Целью программы  является содействие личностному, познавательному  и социальному  развитию  детей младшего дошкольного возраста.

Данная программа  реализуется  через 3 этапа: подготовительный, основной, итоговый. Состоит из календарно-тематического планирования, вариативного содержания занятий, анкет для родителей, схем протоколов наблюдений, информационного материала для родителей и педагогов.

Результатом реализации данной программы  стало то, что у дошкольников проявляются самостоятельность, инициативность, настойчивость, автономность, гордость за достижения как результат конструктивного проживания ребёнком кризиса 3-х лет; развиваются способности понимать своё и чужое эмоциональное состояние, выражать его при помощи невербальных средств, сочувствовать другим, в соответствии с возрастом  управлять  своим поведением, навыки саморегуляции; в познавательном - у детей уровень развития внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи соответствует возрасту.

Для достижения положительного результата нами использовались сюжетно-ролевые игры, подвижные игры и игровые упражнения, элементы психогимнастики, техники выразительных движений, этюдов, тренингов,  приемам  арт-терапии.

В старших и подготовительных группах созданы  «Уголки настроения» и «Уголки уединения», так же в группах имеются дидактические пособия «Галерея эмоций», «Мир эмоций» и другие.

Становление социально-коммуникативного развития невозможно без просвещения родителей. Данная работа в детском саду строится в тесном взаимодействии воспитателей, родителей и педагога-психолога. Акцент  делается на познание взрослыми (родителями и воспитателями) особенностей психологии детей разного возраста, существующих у них уровней эмоциональной регуляции своего поведения, адекватных приемов общения с ребенком, рефлексии задач и стилей воспитания, собственной родительской позиции.  При этом формы взаимодействия с родителями и педагогами самые разнообразные: традиционные – родительские собрания («Как разговаривать с разгневанным ребенком», «Кризис трех лет», «Детско-родительские отношения: проблемы и пути их решения»), лектории («Психологические особенности ребенка раннего возраста», «Развитие эмоционально-личностной сферы дошкольника»), круглые столы «Любить ребенка. Как?», «Традиции и современность» и нетрадиционные – тренинговые занятия «Воспитание детей с особенностями поведения (гиперактивных)», мастер-классы («Формирование уверенности в себе у старшего дошкольника», «Игры, в которые играют.Семейная игротека»), заседания клуба Семейная гостиная «Как сказать ребёнку, что вы его любите», «Поощрения и наказания» и др. Нами учитываются запросы родителей, их интересы для определения тем встреч и форм их проведения.

Особое огромное значение при реализации социально-коммуникативного развития отводится работе с педагогами. Данное направление разделили на два модуля: просвещение и профилактика эмоционального выгорания педагогов. В рамках просвещения педагоги рассматривают теоретические вопросы  дошкольной педагогики и психологии, конструктивного общения с детьми и другие. Большое внимание уделяется психоэмоциональному состоянию педагогов, так как нестабильно психоэмоциональное состояние отражается на взаимодействие и общении с детьми. Программа профилактики эмоционального выгорания «Помоги себе сам» направлена на формирование навыков саморегуляции, управления собственным психоэмоциональным состоянием.

Социально-коммуникативное развитие детей - очень сложный и длительный труд. Успешное решение этой задачи возможно только при системном подходе. Ни в коем случае нельзя перепрыгнуть через несколько ступенек сразу, если стремиться к радостному, успешному труду.

Отмечу необходимость дальнейшей работы по социально-коммуникативному развитию детей в дошкольном возрасте, способствующему развитию личной ответственности, которая является неотъемлемым качеством свободного человека, так как изменения в эмоциональной сфере ребенка: изменяют его взаимоотношения с окружающим миром, сверстниками  и взрослыми, а способность саморегуляции возрастает. Поэтому реализация данного направления, представляется мне весьма актуальной, насущной потребностью сегодняшнего времени.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Современные подходы к реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие в рамках ФГОС ДО »

Современные подходы к реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие в рамках ФГОС ДО



Кочетова Наталья Анатольевна,

старший воспитатель

Современное общество живет в постоянном изменяющемся мире в век информации и внедрения новейших технических средств информирования, постоянный дефицит времени изменяет привычные нормы и формы внутрисемейных и межличностных отношений. Многие родители считают, интеллектуальное развитие ребенка наиболее актуально в современном мире информационных технологий. Обучение ребенка с раннего возраста новейшим техническим средствам и формирование определенных умений, соответствующих, на взгляд родителей, требованиям сегодняшнего дня, должны подготовить ребенка к самостоятельной жизни, сделать его конкурентно способным. В погоне за новыми тенденциями родители забывают, что конкурентный способный человек – это не только интеллектуально развитый, способный решать интеллектуальные задачи современного мира, но и человек успешно адаптированный в обществе, умеющий выстраивать межличностные отношения, имеющий навыки конструктивного общения. Но современные родители не уделяют должного внимания этим направлениям в развитии ребенка. Современное общество требует инициативных людей, способных найти «себя» и своё место в жизни, восстановить русскую духовную культуру, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию.

Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения.

В связи с этим проблема социально-коммуникативного развития – развитие ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром - становится особо актуальной на данном современном этапе.

Данный факт находит своё отражение в основных федеральных документах, определяющих деятельность органов управления и учреждений образования.

Так статьи 12 и 13 Закона «Об образовании в РФ» устанавливают общие требования к программам и содержанию образования, которое в первую очередь должно ориентироваться на адаптацию личности к жизни в обществе, на обеспечение самоопределения личности и создание условий для её самореализации.

Концепция модернизации российского образования подчеркивает: «Важнейшие задачи воспитания - формирование духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе».

Поэтому одно из основных направлений работы детского сада с дошкольниками и их семьями является создание условий, способствующих успешной адаптации ребенка к социальной действительности через развитие коммуникативной и эмоциональной сфер деятельности. Данное направление в работе нашло подтверждение в современных образовательных нововведениях: Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». ФГОС дошкольного образования, определяет обязательный минимум содержания программы, который реализуется в ДОУ. И одним из направлений является «Социально-коммуникативное развитие», которое направлено:

- на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных ценностей;

- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в ДОО;

- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе».

Принципы реализации данной образовательной области:

- создание развивающей образовательной среды, представляющей собой систему условий социализации и индивидуализации детей;

- учёт этнокультурной ситуации развития, индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок проявляет активность в выборе содержания своего образования;

- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социально-культурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи и общества;

- создание условий развития, открывающих возможности для позитивной социализации, личностного роста и развития на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Они реализуются через тематические модули «Социализация», «Труд», «Безопасность».

Каждый модуль со своими задачи и содержанием прописан в ООП ДО в содержательном разделе.

Такое особое внимание социально-коммуникативному развитию современного дошкольника обусловлено тем, что данный период развития ребенка – один из важных этапов в развитии личности. Это начальный период социализации ребенка, приобщения его культурным и общечеловеческим ценностям, время, когда начинают выстраиваться внутриличностные и межличностные отношения с взрослыми и сверстниками, усвоения «языка эмоций» - умения "читать" эмоциональное состояние другого и управлять своими эмоциями. Так же это время характеризуется накоплением важного опыта познания, деятельности, творчества, постижение своих возможностей и самопознания у дошкольника под непосредственным руководством взрослого.

Поэтому, с одной стороны, им необходимы яркие эмоциональные впечатления, а с другой стороны – игры, упражнения, которые помогают детям научиться управлять эмоциями, исправлять и их осознавать.

Социально-коммуникативное развитие дошкольников многоплановое, сложное и часто отсрочено во времени. Поэтому цель взрослых – помочь детям адаптироваться в современном мире, который характеризуется сложными, динамичными, негативными переживаниями и проявлениями.

Технология социально-коммуникативного развития детей осуществляется поэтапно:

- сбор информации об индивидуальных личностных особенностях воспитанников;

- перспективное планирование работы с детьми по социально-коммуникативному развитию;

- систематическая работа с детьми по социально-коммуникативному развитию;

- коррекция имеющихся социально-коммуникативных проблем.

Соответственно организованное психолого-педагогическое сопровождение в этом направлении может не только обогатить эмоциональный и социальный опыт дошкольника, но и значительно смягчить или даже полностью устранить недостатки личностного развития.

По данным наблюдения и результатам обследование в старших и подготовительных группах, мы решили, что прежде всего необходимо психолого-педагогическое сопровождение социально-коммуникативного развития дошкольника в условиях ФГОС.

В нашем детском саду психолого-педагогическое сопровождение по данному направлению осуществляется не только педагогом-психологом, но и музыкальными руководителями, инструктором по физическому воспитанию, воспитателями, родителями в тесном взаимодействии.

Целью данного сопровождения: является создание благоприятных условий для комфортного проживания ребенка в ДОУ, через профилактику социально-эмоциональных нарушений у дошкольников и повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей) и педагогов.

Для достижения этой цели систематически проводится следующая работа:

  • организация занятий с дошкольниками по программам:

- «Кот и пёс спешат на помощь» (Кряжева Н.Л.), «Психологические

игры,упражнения, сказки» (Хухлаева О.В.) – в младшей группе,

- «Познаю себя» (М.В.Корепанова, Е.В. Харламповой) в средней, старшей, подготовительной группах,

- «Ребята и зверята» (Кряжева Н.Л., Орёл В.Е.) в средней и старшей группах (группа детей 4-6 лет),

Данные занятия имеют свою специфику и ценность, которая состоит в том, что дети почувствовали уверенность в себе, стали свободно общаться со сверстниками и взрослыми, научились выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства.

Формирования социально-коммуникативных навыков осуществляется через активное непосредственное участие каждого ребёнка в тренинговых упражнениях, под которыми понимается система методов, приёмов, форм, позволяющих осуществлять коррекционно-развивающее воздействие на детей.

Педагогом-психологом так же реализуется авторская программа «Почемучка». Целью программы является содействие личностному, познавательному и социальному развитию детей младшего дошкольного возраста.

Данная программа реализуется через 3 этапа: подготовительный, основной, итоговый. Состоит из календарно-тематического планирования, вариативного содержания занятий, анкет для родителей, схем протоколов наблюдений, информационного материала для родителей и педагогов.

Результатом реализации данной программы стало то, что у дошкольников проявляются самостоятельность, инициативность, настойчивость, автономность, гордость за достижения как результат конструктивного проживания ребёнком кризиса 3-х лет; развиваются способности понимать своё и чужое эмоциональное состояние, выражать его при помощи невербальных средств, сочувствовать другим, в соответствии с возрастом управлять своим поведением, навыки саморегуляции; в познавательном - у детей уровень развития внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи соответствует возрасту.

Для достижения положительного результата нами использовались сюжетно-ролевые игры, подвижные игры и игровые упражнения, элементы психогимнастики, техники выразительных движений, этюдов, тренингов, приемам арт-терапии.

В старших и подготовительных группах созданы «Уголки настроения» и «Уголки уединения», так же в группах имеются дидактические пособия «Галерея эмоций», «Мир эмоций» и другие.

Становление социально-коммуникативного развития невозможно без просвещения родителей. Данная работа в детском саду строится в тесном взаимодействии воспитателей, родителей и педагога-психолога. Акцент делается на познание взрослыми (родителями и воспитателями) особенностей психологии детей разного возраста, существующих у них уровней эмоциональной регуляции своего поведения, адекватных приемов общения с ребенком, рефлексии задач и стилей воспитания, собственной родительской позиции. При этом формы взаимодействия с родителями и педагогами самые разнообразные: традиционные – родительские собрания («Как разговаривать с разгневанным ребенком», «Кризис трех лет», «Детско-родительские отношения: проблемы и пути их решения»), лектории («Психологические особенности ребенка раннего возраста», «Развитие эмоционально-личностной сферы дошкольника»), круглые столы «Любить ребенка. Как?», «Традиции и современность» и нетрадиционные – тренинговые занятия «Воспитание детей с особенностями поведения (гиперактивных)», мастер-классы («Формирование уверенности в себе у старшего дошкольника», «Игры, в которые играют.Семейная игротека»), заседания клуба Семейная гостиная «Как сказать ребёнку, что вы его любите», «Поощрения и наказания» и др. Нами учитываются запросы родителей, их интересы для определения тем встреч и форм их проведения.

Особое огромное значение при реализации социально-коммуникативного развития отводится работе с педагогами. Данное направление разделили на два модуля: просвещение и профилактика эмоционального выгорания педагогов. В рамках просвещения педагоги рассматривают теоретические вопросы дошкольной педагогики и психологии, конструктивного общения с детьми и другие. Большое внимание уделяется психоэмоциональному состоянию педагогов, так как нестабильно психоэмоциональное состояние отражается на взаимодействие и общении с детьми. Программа профилактики эмоционального выгорания «Помоги себе сам» направлена на формирование навыков саморегуляции, управления собственным психоэмоциональным состоянием.

Социально-коммуникативное развитие детей - очень сложный и длительный труд. Успешное решение этой задачи возможно только при системном подходе. Ни в коем случае нельзя перепрыгнуть через несколько ступенек сразу, если стремиться к радостному, успешному труду.

Отмечу необходимость дальнейшей работы по социально-коммуникативному развитию детей в дошкольном возрасте, способствующему развитию личной ответственности, которая является неотъемлемым качеством свободного человека, так как изменения в эмоциональной сфере ребенка: изменяют его взаимоотношения с окружающим миром, сверстниками и взрослыми, а способность саморегуляции возрастает. Поэтому реализация данного направления, представляется мне весьма актуальной, насущной потребностью сегодняшнего времени.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Кочетова Наталья Анатольевна

Дата: 23.08.2015

Номер свидетельства: 226521


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1440 руб.
2400 руб.
1270 руб.
2110 руб.
1410 руб.
2350 руб.
1270 руб.
2110 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства