Просмотр содержимого документа
«Развитие слухового восприятия у глухих учащихся»
Статья на тему:
«Развитие слухового восприятия у глухих учащихся».
Подготовила: Карабекова Айман Бейсембаевна
Дефектолог-сурдопедагог
Корпоративный фонд University Medical Center
Национальный центр детской реабилитации
«Развитие слухового восприятия у глухих учащихся»
Социальная адаптация глухого ребенка в общество слышащих – это главная задача, над которой мы работаем.
Цель моей работы, как на фронтальных уроках, так и на индивидуальных занятиях - коррекция дефекта слуха и формирование устной речи глухого учащегося.
Слуховая недостаточность проявляется в двух видах – тугоухости и глухоте.
Глухота в редких случаях бывает абсолютной. В большинстве случаев при глухоте имеются остатки слуха, позволяющие воспринимать некоторые, очень громкие звуки (гудки, свистки, звонки, некоторые звуки речи, громкие голоса). Но из-за того, что эти глухие дети часто практически не ощущают и не могут ими пользоваться, поэтому следует всемерно развивать эти остатки и научить ребёнка пользоваться ими.
Слуховое восприятие не развивается у глухих безгранично – этому препятствует органическое поражение слухового восприятия. Учу детей максимально использовать имеющиеся у них возможности и совершенствую их в процессе обучения.
Опора не только на зрительное, но и на слуховое восприятие речи позволяет обеспечить глухим более полное и точное понимание окружающих людей.
С помощью остаточного слуха дети могут в той или иной степени воспринимать музыку и пение, облегчается ориентировка детей в быту. Они учатся не только воспринимать звуки, реагировать на них, но и определять с какой стороны было произведено звучание.
Слуховое восприятие детей развиваю постепенно, как предусмотрено программой.
Для того, чтобы дети реагировали на раздражение, идущие от звучащего источника, предлагаю детям посмотреть, как это делается, ощутить вибрацию, а также послушать. Иначе говоря, первым является слухо - зрительно – вибрационное восприятие.
На втором этапе учу детей воспринимать звучание при помощи зрения и слуха, т. е. слухо-зрительно.
Третьим этапом является чисто слуховое восприятие. От этапа к этапу перехожу тогда, когда предыдущий этап завершён и задания ребенок выполняет самостоятельно.
Выполняя эти задачи, я использую различные приемы.
Например: работа с табличками.
На табличках записываю весь речевой материал, предусмотренный программой: фразы, слова и словосочетания, тексты. Сначала я предъявляю этот материал слухо – зрительно. Постоянно, в ходе слуховой тренировки, таблички убираются и речевой материал предлагается только на слух.
Одним из любимых видов работы по развитию слуха является выполнение поручений. Поручение даётся на слух и если после 2-3 повторений ученик не воспринимает его, оно предлагается слухо-зрительно. Например, возьми ручку, попроси чашку. При этом ученик не только выполняет поручения, но и отчитывается.
На занятиях я использую и такой вид работы, как ответы на вопросы.
Вопрос даётся сразу на слух. Если после 2-3 повторений не услышан учеником, то предлагаю его слухо – зрительно. Вопросы могут быть самыми различными: по организации учебной деятельности, по темам. При этом от ученика, требуется, чтобы он не повторял вопроса, а сразу давал ответ. Порядок слов в вопросе не меняется. Например: «Как ты слышишь?», «Ты слышишь хорошо?», «Ты слышишь плохо?».
Интересным видом работы для учащихся является восприятие фразы на основе догадки. Услышав знакомый по звучанию материал, ученик определяет новое слово на слух, догадывается по ситуации. Например: ученику известны фразы возьми карандаш и бумагу и слово мальчик. Сначала мы предлагаем на слух фразу, составленную из знакомых слов: Мальчик взял карандаш и бумагу. После этого как ученик узнаёт её, предлагаю фразу с новым словом, которое ученик определяет, используя слух и догадку. Например: предлагается фраза. Мальчик рисует. Слово рисует незнакомое по звучанию, ребёнок должен определить.
Работа по картинкам проводится следующим образом. На столе раскладываются картинки, на которых изображены действия.
На слух предлагаются фразы, соответствующие содержанию одной из картинок. Ученик должен показать эту картинку. Если фразу не воспринята после 2-3 повторений, она предъявляется слухо – зрительно.
Большое внимание я уделяю работе с текстом. Вначале текст состоит из знакомого по звучанию материала. Эта работа проводится так: текст предъявляется ученику сразу на слух 2 раза, после чего ученик должен воспроизвести то, что он услышал. Точное восприятие всех слов в тексте не является обязательным, ученик должен передать основное содержание текста. В случае затруднений текст предлагается для слухо-зрительного восприятия. Затем он читается по фразам. Ученик должен точно повторить фразу и показать соответствующую картинку.
Когда ученик научится распознавать данный текст на слух, ему предлагается ряд вопросов. Отвечая на них, ученик смотрит на картинку или на текст.
На занятиях по слуховому восприятии. Я использую и такой вид работы, как слуховые диктанты.
В основном диктанты состоят из знакомых по звучанию фраз и слов.
Слуховые диктанты наиболее эффективно способствуют развитию слухового восприятия учащихся, так как при их проведении дети приучаются сосредотачиваться, с особым вниманием вслушиваться в речевой материал.
На индивидуальных занятиях я часто провожу игры. Например: игра «Верно - неверно», проводится таким образом. Даю картинку, на которой изображён мальчик, рисующий дом, задаю вопросы: «Девочка рисует дом?» или «Мальчик решает задачу?». Учащийся должен ответить: «Нет. Мальчик рисует дом».
Использую и развивая остатки слуха глухих школьников, я придерживаюсь основных методических принципов слуховой работы:
При восприятии речевого материала первичным является слухо – зрительное восприятие, вторичным – слуховое.
Слуховые занятия, проводимые с применением звукоусиливающей аппаратуры, чередуя с упражнениями, рассчитанными на использование остаточного слуха без опоры на аппаратуру.
На уроках после фронтальной работы обращаюсь к детям индивидуально, устанавливая таким путём наличие или отсутствие у каждого ребенка слухового восприятия предложенного мной материала. Опрос провожу выборочно 2-4 ребёнка на уроке.
Во время проведения занятий с использованием звукоусиливающей аппаратуры, при сопряжённом проговаривании речевого материала включён только микрофон учителя, у детей на микрофоны выключены, потому что шум в телефонах мешает детям получить представление о звучании речи.