В работе дана оценка определению дифференцированного содержания работы по развитию слухового восприятия и воспроизведения устной речи неслышащих учащихся.
Наиболее продуктивным в первоначальный период формирования у глухих школьников навыков восприятия и воспризведения устной речи является дифференцированный подход, разработанный Е.П. Кузьмичевой.
Данный подход учитывает индивидуальные особенности речевого, психофизического развития учащихся и предполагает индивидуализацию отбора речевого материала для каждого ученика. В процессе дифференцированного обучения восприятию и воспроизведению устной речи реализуются основные положения существующей системы речевого развития глухих.
1. Обучение устной речи (ее восприятию и воспроизведению) направлено, прежде всего, на активизацию устной коммуникации детей.
Речевое поведение у глухих школьников развивается в процессе специального обучения в условиях слухоречевой среды при целенаправленном формировании слухового восприятия (с помощью слухового аппарата), слухо-зрительного восприятия и воспроизведения устной речи, что неразрывно связано с усвоением словаря и грамматического строя языка.
У школьников развиваются умения активно вступать в речевой контакт со взрослыми и сверстниками, воспринимать их речь с помощью слухового аппарата, говорить достаточно внятно и выразительно, используя в устной коммуникации естественные невербальные средства (мимику лица, естественные жесты, позу, пластику и т.д.).
2. Основой обучения является поэтапное формирование навыков активного пользования устной речью (воспринимать ее и говорить понятно для окружающих) на всех уровнях овладения языком – от первоначального до уровня развития развернутой фразовой речи.
Принципиально важным является то, что сроки овладения устной речью (ее восприятием и воспроизведением) определяются не годом обучения, а состоянием слуховой функции учащихся, уровнем их речевого развития, возможностями восприятия и воспроизведения речи, индивидуальными психофизическими особенностями.
3. Обучение устной речи (ее восприятию и воспроизведению) базируется на результатах комплексного комплексного обследования, включающего:
- педагогическое изучение слуховой функции (наличие устойчивой двигательной реакции на речевые и неречевые стимулы, определение уровня развития восприятия устной речи разными сенсорными способами – слухо-зрительно, зрительно и на слух, слухового восприятия неречевых звучаний);
- выявление способности понимать собеседника и быть понятым при устном общении с использованием связной речи:
- определение уровня владения фонетической системой языка (звуковой состав, словесное ударение, интонация);
- выявлению резервов развития нарушенной слуховой функции, восприятия и воспроизведения устной речи.
4. Определение дифференцированного содержания работы по развитию слухового восприятия учащихся основывается на выявленных в комплексном обследовании возможностях и резервах развития слухозрительного и слухового восприятия устной речи с учетом уровня речевого развития, индивидуальных психофизических особенностей учащихся.
Успех развития речевого слуха у глухих зависит, прежде всего, от целенаправленного обучения детей выделению различных признаков в воспринимаемом на слух речевом материале, умению на этой основе моделировать целостное высказывание. При существенном отставании в развитии речевого слуха допускаются определенные сокращения речевого материала, используемого на разных этапах слуховой тренировки и не оказывающего серьезного воздействия на реализацию коммуникативного принципа обучения языку.
5. При дифференцированном подходе к формированию произносительной стороны устной речи принципиальное значение придается достижению достаточно внятной речи, приближающейся по своему звучанию к естественной.
Основой формирования устной речи является создание единой системы слухозрительно-кинестетических связей при постоянном использовании различных типов электроакустической аппаратуры, широком применении как вспомогательного средства движений фонетической ритмики, разработанной в поликлинике «SUYAG» (Загреб).
Комплексный подход с использованием музыки, движений, различных сурдотехнических средств реализуется в процессе развития восприятия и воспроизведения ритмико-интонационной структуры речи – одного из важнейших элементов фонетической системы языка.
Последовательность усвоения произношения фонем определяется концентрическим методом обучения произношению, индивидуальными особенностями учеников (Ф.Ф. Рау, Н.Ф. Слезина, 1981 г.) Большое значение имеет работа с диалогами для более активного вовлечения учащихся в процесс общения на всех этапах овладения устной речью. Диалоги разработаны с учетом коммуникативного принципа, специально насыщены закрепляемыми в данный период обучения элементами ритмико-интонационной и звуковой структуры речи, отрабатываются с детьми при разном словесном и смысловом комбинировании, от лица разных действующих лиц.
Дифференцированный подход к формированию произносительной стороны устной речи предполагает индивидуализацию отбора речевого материала для каждого ученика. При этом учитывается, что определенные сокращения речевого материала не должны мешать реализации коммуникативного принципа обучения языку, формированию стойких произносительных навыков.
В ходе всего коррекционно-образовательного процесса в специальной школе взрослые постоянно побуждают детей к правильному воспроизведению всех элементов фонетической системы языка на основе подражания речи учителя, которую они воспринимают слухозрительно и на слух, при широком использовании фонетической ритмики. В этом случае при появлении в речи детей новых элементов или исправлении некоторых дефектов правильное произношение целенаправленно закрепляется в процессе специального обучения на индивидуальных занятиях.
Дифференцированный подход к обучению восприятию и воспроизведению устной речи предполагает:
- текущий и периодический учет развития навыков восприятия и воспроизведения устной речи;
- совместное обсуждение результатов обследования устной речи учителями, ведущими уроки и индивидуальные занятия в данном классе, воспитателями, психологом и врачом школы;
- преемственность в работе над устной речью в разных организационных формах обучения в специальной школе (на общеобразовательных уроках, индивидуальных и музыкально-ритмических занятиях, в слуховом кабинете, во внеурочное время).