Интенсивное расширение возможностей слухового восприятия неслышащих школьников
Интенсивное расширение возможностей слухового восприятия неслышащих школьников
В первоначальный период развития речевого слуха создается база для развития у глухих учащихся речевого слуха, принципиально новой слухозрительной основы восприятия устной речи. На индивидуальных занятиях с помощью педагогических методик уточняется состояние нарушенной слуховой функции, резервы ее развития, в процессе совместной работы с врачом – сурдологом определяется оптимальный режим работы электроакустической аппаратуры (коллективного и индивидуального пользования) с учетом комплекса факторов, включающих данные аудиолого-педагогических обследования нарушенной слуховой функции, уровня общего и речевого развития, сформированности навыков слухозрительного и слухового восприятия и произношения, индивидуальных особенностей каждого ученика. На занятиях осуществляется обучение учащихся различению и опознаванию слухозрительно и на слух речевого материала - слов, словосочетаний, фраз, а также развитие восприятия коротких текстов. В зависимости от уровня развития речевого слуха основным способом восприятия речевого материала может быть, как слухозрительный, так и слуховой при широком использовании письменных табличек; устно-дактильная речь используется как вспомогательное средство при затруднении учеников в усвоении звукобуквенного состава слова. Дети учатся, прежде всего, различать и опознавать слухозрительно и на слух различный речевой материал (фразы, слова, словосочетания), побуждаются к выполнению действий, адекватных воспринятому, устным отчетам о выполненном задании, к ответам на вопросы и др. Большое внимание уделяется умению говорить грамотно и достаточно внятно, максимально реализуя имеющиеся произносительные возможности. В первоначальный период начинается работа по обучению детей по распознаванию на слух речевого материала, ведется обучение восприятию учениками коротких текстов диалогического и монологического характера. В этот период результаты работы по развитию речевого слуха глухих школьников зависят от уровня владения ими речью и от состояния слуха (по данным субъективной тональной пороговой аудиометрии): чем выше уровень речевого развития и лучше состояние тонального слуха (шире диапазон воспринимаемых частот и ниже пороги восприятия), тем, как правило, более успешно ученики овладевают восприятием на слух различного речевого материала.
Основной период характеризуется интенсивным расширением возможностей слухового восприятия глухих школьников, активным формированием их устной речи на основе развивающегося речевого слуха. На индивидуальных занятиях ведется работа по обучению восприятию на слух нового (незнакомого по звучанию) речевого материала, опознаванию его в различных сочетаниях с уже знакомым. Дети учатся вслушиваться в речь педагогов и товарищей, узнавать на слух знакомые по звучанию слова и фразы; во впервые предлагаемом на слух речевом материале воспринимать знакомые им отдельные элементы, что позволяет воспроизводить фразы (слова, словосочетания) приближенно или точно с опорой на вероятностное прогнозирвоание с учетом контекста, ситуации и др. Роль «подсказывающей ситуации», применявшейся в начале обучения, постепенно ограничивается: школьники воспринимают на слух незнакомый по звучанию речевой материал в различных комбинациях и не только в контексте, но и вне его. Это содействует формированию умений вслушиваться в речь собеседника, помогает вероятностному прогнозированию речевой информации. Важное значение придается работе по развитию восприятия на слух текстов. В результате постоянной целенаправленной работы по развитию речевого слуха (с использованием электроакустической аппаратуры) у учащихся накапливается определенный слуховой словарь; тем самым становление слухоречевой системы, базирующейся на неразрывной связи слухового и речедвигательного механизмов, происходит на основе более четких и дифференцированных образов слов. Это способствует в определенной степени компенсации нарушенного слухового восприятия при овладении устной речью глухими детьми. Успешность развития речевого слуха в данный период зависит от уровня речевого и общего развития школьников, от обеспечения неразрывной связи работы по развитию слухового восприятия с формированием и коррекцией произносительных навыков, с усвоением словаря, грамматического строя языка, а также расширением познавательной деятельности воспитанников; состояние слуховой функции (по данным субъективной тональной пороговой аудиометрии) не оказывает прямого влияние на развитие речевого слуха.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интенсивное расширение возможностей слухового восприятия неслышащих школьников»
Интенсивное расширение возможностей слухового восприятия неслышащих школьников
В первоначальный период развития речевого слуха создается база для развития у глухих учащихся речевого слуха, принципиально новой слухозрительной основы восприятия устной речи. На индивидуальных занятиях с помощью педагогических методик уточняется состояние нарушенной слуховой функции, резервы ее развития, в процессе совместной работы с врачом – сурдологом определяется оптимальный режим работы электроакустической аппаратуры (коллективного и индивидуального пользования) с учетом комплекса факторов, включающих данные аудиолого-педагогических обследования нарушенной слуховой функции, уровня общего и речевого развития, сформированности навыков слухозрительного и слухового восприятия и произношения, индивидуальных особенностей каждого ученика. На занятиях осуществляется обучение учащихся различению и опознаванию слухозрительно и на слух речевого материала - слов, словосочетаний, фраз, а также развитие восприятия коротких текстов. В зависимости от уровня развития речевого слуха основным способом восприятия речевого материала может быть, как слухозрительный, так и слуховой при широком использовании письменных табличек; устно-дактильная речь используется как вспомогательное средство при затруднении учеников в усвоении звукобуквенного состава слова. Дети учатся, прежде всего, различать и опознавать слухозрительно и на слух различный речевой материал (фразы, слова, словосочетания), побуждаются к выполнению действий, адекватных воспринятому, устным отчетам о выполненном задании, к ответам на вопросы и др. Большое внимание уделяется умению говорить грамотно и достаточно внятно, максимально реализуя имеющиеся произносительные возможности. В первоначальный период начинается работа по обучению детей по распознаванию на слух речевого материала, ведется обучение восприятию учениками коротких текстов диалогического и монологического характера. В этот период результаты работы по развитию речевого слуха глухих школьников зависят от уровня владения ими речью и от состояния слуха (по данным субъективной тональной пороговой аудиометрии): чем выше уровень речевого развития и лучше состояние тонального слуха (шире диапазон воспринимаемых частот и ниже пороги восприятия), тем, как правило, более успешно ученики овладевают восприятием на слух различного речевого материала.
Основной период характеризуется интенсивным расширением возможностей слухового восприятия глухих школьников, активным формированием их устной речи на основе развивающегося речевого слуха. На индивидуальных занятиях ведется работа по обучению восприятию на слух нового (незнакомого по звучанию) речевого материала, опознаванию его в различных сочетаниях с уже знакомым. Дети учатся вслушиваться в речь педагогов и товарищей, узнавать на слух знакомые по звучанию слова и фразы; во впервые предлагаемом на слух речевом материале воспринимать знакомые им отдельные элементы, что позволяет воспроизводить фразы (слова, словосочетания) приближенно или точно с опорой на вероятностное прогнозирвоание с учетом контекста, ситуации и др. Роль «подсказывающей ситуации», применявшейся в начале обучения, постепенно ограничивается: школьники воспринимают на слух незнакомый по звучанию речевой материал в различных комбинациях и не только в контексте, но и вне его. Это содействует формированию умений вслушиваться в речь собеседника, помогает вероятностному прогнозированию речевой информации. Важное значение придается работе по развитию восприятия на слух текстов. В результате постоянной целенаправленной работы по развитию речевого слуха (с использованием электроакустической аппаратуры) у учащихся накапливается определенный слуховой словарь; тем самым становление слухоречевой системы, базирующейся на неразрывной связи слухового и речедвигательного механизмов, происходит на основе более четких и дифференцированных образов слов. Это способствует в определенной степени компенсации нарушенного слухового восприятия при овладении устной речью глухими детьми. Успешность развития речевого слуха в данный период зависит от уровня речевого и общего развития школьников, от обеспечения неразрывной связи работы по развитию слухового восприятия с формированием и коррекцией произносительных навыков, с усвоением словаря, грамматического строя языка, а также расширением познавательной деятельности воспитанников; состояние слуховой функции (по данным субъективной тональной пороговой аудиометрии) не оказывает прямого влияние на развитие речевого слуха.