Формирование слухового восприятия неслышащих школьников на индивидуальных занятиях по РСВ и ФП в свете ФГОС
Формирование слухового восприятия неслышащих школьников на индивидуальных занятиях по РСВ и ФП в свете ФГОС
Работа по развитию речевого слуха предусматривает формирование у детей речевого поведения на основе активного использования развивающегося слухового и слухозрительного восприятия устной речи при постоянном применении различных типов электроакустической аппаратуры (стационарных устройств и/или индивидуальных слуховых аппаратов).
Формирование речевого слуха в начальной школе предполагает обучение детей восприятию определенного речевого материала на слух и слухозрительно, его воспроизведению, действиям, адекватно воспринятому.
Речевой материал, используемый в работе по развитию речевого слуха у глухих школьников, включает фразы, слова и словосочетания, а также небольшие по объему тексты диалогического и монологического характера. В процессе обучения лексический состав материала расширяется, усложняются грамматические и синтаксические конструкции речи. Важно, чтобы фразы и слова, которые школьники учатся различать, опознавать и распознавать на слух, постепенно входили в их активный словарь. При подборе речевого материала учитывается, прежде всего, необходимость его использования для устной коммуникации на уроках, занятиях, во внеурочное время, а также его знакомость детям. В начале обучения отбор речевого материала осуществляется с опорой на фонетический принцип: используются слова, словосочетания и фразы, резко отличающиеся по слогоритмической структуре (типа, мяч - ручка – карандаш). Начиная с первого года обучения, дети учатся воспринимать на слух слоги, слогосочетания и даже отдельные звуки в процессе работы по формированию, коррекции и автоматизации произносительных навыков, а также при исправлении в речи грамматических ошибок.
В начальной школе дети учатся различать, опознавать и распознавать только на слух, исключая зрение, речевой материал - фразы, словосочетания, слова, воспринимать тексты. Они вслушиваются в речевой образец (речь взрослого, товарищей), узнают на слух знакомые по звучанию слова и фразы; в речевом материале, впервые предлагаемом на слух, в большинстве случаев, узнают отдельные элементы, по которым воспроизводят их приближенно или точно, опираясь на вероятностное прогнозирование речевого материала по ситуации, контексту и др. Учитывая определенную роль смыслового фактора, при восприятии на первоначальном этапе слуховой тренировки довольно широко используется ситуация. Постепенно роль ситуации ограничивается: школьники воспринимают на слух незнакомый по звучанию речевой материал не только в контексте, но и вне его. Важно приучать глухих школьников воспринимать на слух речевой материал в разных комбинациях. Это поможет научить их вслушиваться в образец, моделировать высказывание.
Развитие восприятия текстов осуществляется на протяжении всех лет школьного обучения. В начальной школе тексты (их объем, лексический состав, грамматические и синтаксические конструкции фраз) и методика работы с ними (прежде всего, способ первичного восприятия текста – слухозрительно или сразу на слух) зависят от слухоречевого развития учеников. Сначала используются тексты, состоящие, в основном, из знакомых по звучанию слов. Постепенно включаются незнакомые по звучанию слова и фразы, которые ученики могут повторить правильно на основе смыслового контекста, а также, ориентируясь на воспринятые элементы речи, расширяется объем текстов (к IV – V классу до 50—60 слов), усложняются используемые грамматические и синтаксические конструкции. Обучающиеся учатся воспринимать тексты диалогического и монологического характера. Часто тот речевой материал, который дети воспринимали в диалоге, предстает затем в монологическом тексте и наоборот, что способствует развитию у детей вероятностного прогнозирования на основе контекста, вариативности высказываний, практическому усвоению изменений в грамматической и синтаксической структурах речи.
Для успешного применения системы работы по развитию слухового восприятия у глухих школьников используются определенные формы предъявления речевого материала:
• слуховой словарь — это речевой материал (слова, словосочетания и фразы), который воспринимается учащимися на слух в процессе специальной слуховой тренировки;
• речевой материал, знакомый по звучанию, - это материал, неоднократно воспринимающийся учащимися в различных модальностях: слухозрительно и на слух;
• речевой материал, незнакомый по звучанию, - это материал, предъявляющийся школьникам сразу на слух, без предварительного слухозрительного восприятия;
• различение - восприятие на слух речевого материала, знакомого по звучанию; осуществляется в ситуации ограниченного наглядного выбора при использовании предметов, картинок, табличек с написанным речевым материалом и др.;
• опознавание - восприятие на слух речевого материала, знакомого по звучанию вне ситуации наглядного выбора;
• распознавание — восприятие на слух речевого материала, который не использовался в процессе слуховой тренировки, т. е. незнакомого учащемуся по звучанию; осуществляется вне ситуации наглядного выбора.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование слухового восприятия неслышащих школьников на индивидуальных занятиях по РСВ и ФП в свете ФГОС»
Формирование слухового восприятия неслышащих школьников на индивидуальных занятиях по РСВ и ФП в свете ФГОС
Работа по развитию речевого слуха предусматривает формирование у детей речевого поведения на основе активного использования развивающегося слухового и слухозрительного восприятия устной речи при постоянном применении различных типов электроакустической аппаратуры (стационарных устройств и/или индивидуальных слуховых аппаратов).
Формирование речевого слуха в начальной школе предполагает обучение детей восприятию определенного речевого материала на слух и слухозрительно, его воспроизведению, действиям, адекватно воспринятому.
Речевой материал, используемый в работе по развитию речевого слуха у глухих школьников, включает фразы, слова и словосочетания, а также небольшие по объему тексты диалогического и монологического характера. В процессе обучения лексический состав материала расширяется, усложняются грамматические и синтаксические конструкции речи. Важно, чтобы фразы и слова, которые школьники учатся различать, опознавать и распознавать на слух, постепенно входили в их активный словарь. При подборе речевого материала учитывается, прежде всего, необходимость его использования для устной коммуникации на уроках, занятиях, во внеурочное время, а также его знакомость детям. В начале обучения отбор речевого материала осуществляется с опорой на фонетический принцип: используются слова, словосочетания и фразы, резко отличающиеся по слогоритмической структуре (типа, мяч - ручка – карандаш). Начиная с первого года обучения, дети учатся воспринимать на слух слоги, слогосочетания и даже отдельные звуки в процессе работы по формированию, коррекции и автоматизации произносительных навыков, а также при исправлении в речи грамматических ошибок.
В начальной школе дети учатся различать, опознавать и распознавать только на слух, исключая зрение, речевой материал - фразы, словосочетания, слова, воспринимать тексты. Они вслушиваются в речевой образец (речь взрослого, товарищей), узнают на слух знакомые по звучанию слова и фразы; в речевом материале, впервые предлагаемом на слух, в большинстве случаев, узнают отдельные элементы, по которым воспроизводят их приближенно или точно, опираясь на вероятностное прогнозирование речевого материала по ситуации, контексту и др. Учитывая определенную роль смыслового фактора, при восприятии на первоначальном этапе слуховой тренировки довольно широко используется ситуация. Постепенно роль ситуации ограничивается: школьники воспринимают на слух незнакомый по звучанию речевой материал не только в контексте, но и вне его. Важно приучать глухих школьников воспринимать на слух речевой материал в разных комбинациях. Это поможет научить их вслушиваться в образец, моделировать высказывание.
Развитие восприятия текстов осуществляется на протяжении всех лет школьного обучения. В начальной школе тексты (их объем, лексический состав, грамматические и синтаксические конструкции фраз) и методика работы с ними (прежде всего, способ первичного восприятия текста – слухозрительно или сразу на слух) зависят от слухоречевого развития учеников. Сначала используются тексты, состоящие, в основном, из знакомых по звучанию слов. Постепенно включаются незнакомые по звучанию слова и фразы, которые ученики могут повторить правильно на основе смыслового контекста, а также, ориентируясь на воспринятые элементы речи, расширяется объем текстов (к IV – V классу до 50—60 слов), усложняются используемые грамматические и синтаксические конструкции. Обучающиеся учатся воспринимать тексты диалогического и монологического характера. Часто тот речевой материал, который дети воспринимали в диалоге, предстает затем в монологическом тексте и наоборот, что способствует развитию у детей вероятностного прогнозирования на основе контекста, вариативности высказываний, практическому усвоению изменений в грамматической и синтаксической структурах речи.
Для успешного применения системы работы по развитию слухового восприятия у глухих школьников используются определенные формы предъявления речевого материала:
• слуховой словарь — это речевой материал (слова, словосочетания и фразы), который воспринимается учащимися на слух в процессе специальной слуховой тренировки;
• речевой материал, знакомый по звучанию, - это материал, неоднократно воспринимающийся учащимися в различных модальностях: слухозрительно и на слух;
• речевой материал, незнакомый по звучанию, - это материал, предъявляющийся школьникам сразу на слух, без предварительного слухозрительного восприятия;
• различение - восприятие на слух речевого материала, знакомого по звучанию; осуществляется в ситуации ограниченного наглядного выбора при использовании предметов, картинок, табличек с написанным речевым материалом и др.;
• опознавание - восприятие на слух речевого материала, знакомого по звучанию вне ситуации наглядного выбора;
• распознавание — восприятие на слух речевого материала, который не использовался в процессе слуховой тренировки, т. е. незнакомого учащемуся по звучанию; осуществляется вне ситуации наглядного выбора.