kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по развитию слухового восприятия и формированию произношения в 8 классе для учащихся со сложной структурой нарушения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

Рабочая программа по слуховому восприятию и формированию произношения  разработана на основе Примерной программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Положения о рабочих программах, факультативах и элективных курсах, рассмотренного на заседании методсовета ГБОУ Бакалинская коррекционная школа-интернат для обучающихся с ОВЗ, протокол №1 от 28.08.2015 г.

Задачи предмета

Задачей работы по развитию слухового восприятия слабослышащих школьников является развитие их остаточного слуха для восприятия ими устной речи в ее коммуникативной функции.

Основным содержанием работы по развитию слухового восприятия учащихся является обучение их различать, опознавать и воспринимать только на слух, исключая зрение, речевой материал. Это обучение осуществляется в условиях слухо-речевой среды, которая предусматривает широкое использование звукоусиливающей аппаратуры (стационарного типа и индивидуальных слуховых аппаратов) в ходе всего учебно-воспитательного процесса, включающего уроки, индивидуальные и воспитательские занятия.

Слабослышащие школьники учатся вслушиваться в речевой образец (речь учителя, воспитателя, учеников), узнавать на слух слова, знакомые по звучанию, в сочетании со словами, впервые предлагаемыми для восприятия на слух, узнавать в словах отдельные элементы, воспроизводить слова приближенно или точно.

Учитывая определенную роль смыслового фактора при восприятии на слух слов и особенно фраз, на первоначальном этапе слуховой тренировки довольно широко используется ситуация. Постепенно роль смысловой ситуации ограничивается: речевой материал предлагается школьникам на слух вне определенной ситуации, а иногда и вопреки, ей.

Обучение восприятию на слух слогов и звуков не требует выделения специального времени. Оно осуществляется в связи с коррекцией у слабослышащих школьников произносительных навыков и грамматической структуры слова, фразы.

На уроках в слуховом кабинете восприятие речевого материала осуществляется на слух или слухо-зрительно. На индивидуальных занятиях предлагаемый речевой материал  различается, опознается и воспринимается на слух.

Коррекционная составляющая

В соответствии с Типовым положением о специальном (коррекционном)образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, рабочая программа рассчитана для класса, где обучаются слабослышащие учащиеся.

Развитие слухового восприятия

Работа по развитию слухового восприятия на индивидуальных занятиях заключается в обу­чении учащихся восприятию на слух устной речи со звукоусилива­ющей аппаратурой и без нее. Она является составной частью ра­боты по развитию речевого

слуха, охватывающей весь учебно-вос­питательный процесс в школе для слабослышащих детей.Учащиеся имеющие снижения слуха,к моменту поступления  в школу обычно имеют весьма ограниченный речевой опыт. не владеют грамматическими закономерностями речи, плохо понимают обращенную к ним речь. Поэтому обучение таких детей направлено на формирование и развитие самостоятельной связанной речи и повышение уровня общего развития.

Программа составлена  с учетом  степени снижения слуха, уровня речевого развития учащихся.Речевой материал отвечает задачам формирования устной речи,  служит средством развития речевого слуха и содержит осмысленные речевые единицы: фразы, слова, словосочетания, темы. Это наиболее употребляемый словарь, необходимый в общении в школьных и бытовых условиях, соответствующий развитию учащихся. Знакомый им по значению. Постепенно в речевой материал включаются слова и фразы, незнакомые учащимся. Программа составлена с учетом степени снижения слуха, уровня речевого развития учащихся, года их обучения.

В VIII классах продолжается работа по обучению слабослы­шащих школьников восприятию на слух устной речи со звукоуси­ливающей аппаратурой и без нее, а также над произношением. В процессе тренировки изменяется оптимальное рассто­яние, на котором учащиеся воспринимают на слух предлагаемый речевой материал.

В программе предлагается  примерный речевой материал для слу­ховой тренировки, который учитель использует с учетом индивиду­альных особенностей ученика, его речевого развития и состояния слуха. Как и в младших классах, он отвечает задачам формирова­ния устной речи, служит средством развития речевого слуха и со­держит тексты, слова, словосочетания, фразы обиходно-разговорно­го характера, относящиеся к организации учебной деятельности, а также связанные с изучением общеобразовательных дисциплин, но все более усложняющейся конструкции и смысловой нагрузки.

Особое внимание учитель уделяет обучению восприятию на слух текстов, незнакомых учащимся, определению их основного содержа­ния или основной мысли. Тексты, как и другой речевой материал, должны предъявляться учащимся сразу на слух (целиком и по фразам). Они воспринимаются учени­ками целиком с помощью индивидуальных слуховых аппаратов и без них. Кроме того, необходимо проводить занятия по обучению восприятию речи по телефону и с магнитной пленки, компьютера, а также по радио и телевидению.

Условия, в которых учащиеся воспринимают речевой материал на слух, должны с каждым годом приближаться к естественным.

Обучение произношению

Основной задачей обучения произношению является формиро­вание фонетически внятной, членораздельной, выразительной уст­ной речи учащихся, соблюдение ими в речи словесного и логичес­кого ударения, правильной интонации, темпа и слитности, основных правил орфоэпии.

Произносительные навыки учащихся формируются в ходе всего учебно-воспитательного процесса как при непосредственном общении с учителем так и во время индивидуальных занятий. Обучение произношению в первую очередь ведется на основе подражания речи педагога, воспринимаемой на слухо-зрительной и слуховой основе. Учащи­еся, имеющие значительные остатки слуха, работают с индивиду­альными слуховыми аппаратами. При их ис­пользовании учитывается расстояние, на котором ученик может воспринимать речь окружающих и собственную речь.

Речь учителя должна быть эмоционально окра­шенной, выразительной, с соблюдением всех норм орфоэпии, пра­вильным членением фраз на смысловые синтагмы.

В связи с особенностями речевого развития учащихся обучение их произношению проводится на рече­вом материале различной степени сложности с использованием раз­ных видов речевой деятельности и с применением различных видов работы. Обучение произношению происходит на речевом материа­ле, который знаком учащимся по значению.

Работа с правилами орфоэпии происходит по подражанию речи учителя с последующим подключением правильного произно­шения слова по надстрочному знаку.

При формировании интонационной стороны речи необходимо  выделять ритмическую структуру слова, фразы, а затем  воспроизводить в  повествовательной и вопросительной интонации, с передачей эмоциональной окрашенности речи.

У учащихся вырабатываются умения самостоя­тельно распределять дыхательные паузы, выделяя синтагмы при чтении, при пересказе текста, соблюдать подвижность ударения со­образно изменению формы слова, обнаруживать ошибки в словес­ном ударении как в произношении своих товарищей, так и своем собственном и исправлять их.

Обучение произношению в VIII  классах предполагает дальнейшее совершенствование произноситель­ных навыков на специальных занятиях по коррекции произношения, на общеобразовательных уроках, на внеклассных занятиях с воспита­телями. Произнесение речевого материала внятно, достаточно естест­венно, выразительно и эмоционально.

Закрепление голоса нормальной высоты, силы и тембра, вос­произведения усвоенных модуляций голоса по силе и высоте.

Дифференциация произношения звуков, родственных по артикуляции: гласных а — о, а — э, о — у, и — э, и — ы; согласных м — п, м — б, н — т, н — д, м' — п', м' — б', н' — т\ н' — д'; с — ш, з — ж, ц — ч; ц — с, ч — ш; ц — т, ч — т; в — ф, б — п, д — т, в' — ф', б' — п' (и других звонких и глухих со­гласных)

Навыки правильного воспроизведения звуковой структуры слова, фразы становятся достаточно прочными, наиболь­шее значение приобретает работа над выразительностью речи (пра­вильное членение фразы на смысловые синтагмы, интонационная окраска при помощи модуляции голоса и т.д.).

Организация занятий  зависит от уровня сформированности навыков восприятия речи на слух и произношения.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по развитию слухового восприятия и формированию произношения в 8 классе для учащихся со сложной структурой нарушения»

Пояснительная записка


Рабочая программа по слуховому восприятию и формированию произношения разработана на основе Примерной программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Положения о рабочих программах, факультативах и элективных курсах, рассмотренного на заседании методсовета ГБОУ БС(К)ОШИ II вида, протокол №1 от 28.08.2014г.

Задачи предмета

Задачей работы по развитию слухового восприятия слабослышащих школьников является развитие их остаточного слуха для восприятия ими устной речи в ее коммуникативной функции.

Основным содержанием работы по развитию слухового восприятия учащихся является обучение их различать, опознавать и воспринимать только на слух, исключая зрение, речевой материал. Это обучение осуществляется в условиях слухо-речевой среды, которая предусматривает широкое использование звукоусиливающей аппаратуры (стационарного типа и индивидуальных слуховых аппаратов) в ходе всего учебно-воспитательного процесса, включающего уроки, индивидуальные и воспитательские занятия.

Слабослышащие школьники учатся вслушиваться в речевой образец (речь учителя, воспитателя, учеников), узнавать на слух слова, знакомые по звучанию, в сочетании со словами, впервые предлагаемыми для восприятия на слух, узнавать в словах отдельные элементы, воспроизводить слова приближенно или точно.

Учитывая определенную роль смыслового фактора при восприятии на слух слов и особенно фраз, на первоначальном этапе слуховой тренировки довольно широко используется ситуация. Постепенно роль смысловой ситуации ограничивается: речевой материал предлагается школьникам на слух вне определенной ситуации, а иногда и вопреки ей. Кроме того, начиная с III класса, на слух предлагаются не только фразы, словосочетания и слова, но и слоги и даже звуки. Обучение восприятию на слух слогов и звуков не требует выделения специального времени. Оно осуществляется в связи с коррекцией у слабослышащих школьников произносительных навыков и грамматической структуры слова, фразы.

На уроках в слуховом кабинете восприятие речевого материала осуществляется на слух или слухо-зрительно. На индивидуальных занятиях предлагаемый речевой материал различается, опознается и воспринимается на слух.


Коррекционная составляющая

В соответствии с Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, рабочая программа рассчитана для класса, где обучаются слабослышащие учащиеся.

Развитие слухового восприятия

Работа по развитию слухового восприятия на индивидуальных занятиях заключается в обу­чении учащихся восприятию на слух устной речи со звукоусилива­ющей аппаратурой и без нее. Она является составной частью ра­боты по развитию речевого слуха, охватывающей весь учебно-вос­питательный процесс в школе для слабослышащих детей.

Требования программы составлены с учетом степени снижения слуха, уровня речевого развития учащихся, года их обучения.

Рекомендуемый для занятий речевой материал должен отвечать за­дачам формирования устной речи, служить средством развития речи и слуха и содержать осмысленные речевые единицы: фразы, словосочетания, слова, тексты. Это, как правило, наиболее употребитель­ный словарь, необходимый в общении в школьных и бытовых условиях, соответствующий речевому развитию учащихся, знакомый им по зна­чению. Постепенно в речевой материал включаются слова и фразы, незнакомые учащимся, значение которых объясняется контекстом.

В VI—XII классах продолжается работа по обучению слабослы­шащих школьников восприятию на слух устной речи со звукоуси­ливающей аппаратурой и без нее, а также над произношением. В процессе тренировки изменяется оптимальное рассто­яние, на котором учащиеся воспринимают на слух предлагаемый речевой материал.

В программе предлагается примерный речевой материал для слу­ховой тренировки, который учитель использует с учетом индивиду­альных особенностей ученика, его речевого развития и состояния слуха. Как и в младших классах, он отвечает задачам формирова­ния устной речи, служит средством развития речевого слуха и со­держит тексты, слова, словосочетания, фразы обиходно-разговорно­го характера, относящиеся к организации учебной деятельности, а также связанные с изучением общеобразовательных дисциплин, но все более усложняющейся конструкции и смысловой нагрузки.

Особое внимание учитель уделяет обучению восприятию на слух текстов, незнакомых учащимся, определению их основного содержа­ния или основной мысли. Тексты, как и другой речевой материал, должны предъявляться учащимся сразу на слух (целиком и по фразам). Они воспринимаются учени­ками целиком с помощью индивидуальных слуховых аппаратов и без них. Кроме того, необходимо проводить занятия по обучению восприятию речи по телефону и с магнитной пленки, компьютера , а также по радио и телевидению.

Условия, в которых учащиеся воспринимают речевой материал на слух, должны с каждым годом приближаться к естественным.



Обучение произношению

Основной задачей обучения произношению является формиро­вание фонетически внятной, членораздельной, выразительной уст­ной речи учащихся, соблюдение ими в речи словесного и логичес­кого ударения, правильной интонации, темпа и слитности, основных правил орфоэпии.

Произносительные навыки учащихся формируются в ходе всего учебно-воспитательного процесса как при непосредственном общении с учителем так и во время индивидуальных занятий. Обучение произношению в первую очередь ведется на основе подражания речи педагога, воспринимаемой на слухо-зрительной и слуховой основе. Учащи­еся, имеющие значительные остатки слуха, работают с индивиду­альными слуховыми аппаратами. При их ис­пользовании учитывается расстояние, на котором ученик может воспринимать речь окружающих и собственную речь.

Речь учителя должна быть эмоционально окра­шенной, выразительной, с соблюдением всех норм орфоэпии, пра­вильным членением фраз на смысловые синтагмы.

В связи с особенностями речевого развития учащихся обучение их произношению проводится на рече­вом материале различной степени сложности с использованием раз­ных видов речевой деятельности и с применением различных видов работы. Обучение произношению происходит на речевом материа­ле, который знаком учащимся по значению.

Работа с правилами орфоэпии происходит по подражанию речи учителя с последующим подключением правильного произно­шения слова по надстрочному знаку.

При формировании интонационной стороны речи необходимо выделять ритмическую структуру слова, фразы, а затем воспроизводить в повествовательной и вопросительной интонации, с передачей эмоциональной окрашенности речи.

У учащихся вырабатываются умения самостоя­тельно распределять дыхательные паузы, выделяя синтагмы при чтении, при пересказе текста, соблюдать подвижность ударения со­образно изменению формы слова, обнаруживать ошибки в словес­ном ударении как в произношении своих товарищей, так и своем собственном и исправлять их.

Обучение произношению в VII классах предполагает дальнейшее совершенствование произноситель­ных навыков на специальных занятиях по коррекции произношения, на общеобразовательных уроках, на внеклассных занятиях с воспита­телями.

Особое внимание следует обратить на дифференциацию часто смешиваемых в произношении слабослышащих учащихся носовых и ротовых звуков (м — п, м — б, н — т, н — д),свистящих, шипящих и аффрикатов(с — ш, з — ж, с — ц,ш – ч), звонких и глухих (б — п, д — т, г — к, з — с, ж — ш, в - ф) щелевых (ц— с, ч — ш), слитных и смычных (ц т, ч т). Наряду с этим проводится работа по закреплению навыков правильного воспроизведения ритмико-интонационной сто­роны устной речи.

Навыки правильного воспроизведения звуковой структуры слова, фразы становятся достаточно прочными, наиболь­шее значение приобретает работа над выразительностью речи (пра­вильное членение фразы на смысловые синтагмы, интонационная окраска при помощи модуляции голоса и т.д.).

Организация занятий в средних классах зависит от уровня сформированности навыков восприятия речи на слух и произношения, если учащиеся имеют дефекты произношения, поддающиеся кор­рекции в ходе учебно-воспитательного процесса, то, большая часть занятия от­водится для работы по развитию восприятия речи на слух (с по­путной коррекцией произношения).


Содержание программы по формированию произношения

№ п/п

Наименование разделов и тем

Содержание

1.

Речевое дыхание

Правильное выделение синтагм при помощи дыхательных пауз в самостоятельной речи.

2.

Голос

Соблюдение логического ударения в диалоге.

3.

Звуки и их сочетания


Закрепление дифференцированного произношения согласных звуков, родственных по артикуляции:

носовых и ротовых: м-п, м-б, н-т, в-д;

слитных и щелевых: ц-с, ч-ш;

слитных и смычных: ц-т, ч-т;

глухих и звонких: ф-в, п-6, т-д, к-г, с-з, ш-ж и т.д.

4.

Слово

Соблюдение в речи правильного произношения следующих звукосочетаний

( по надстрочному знаку): тс - дс (детство, Братск), стн - здн (тесно, позно).

5.

Фраза


Закрепление навыков умеренно беглого темпа речи. Выразительное чтение наизусть стихотворения, отрывка из художественной прозы.

Выражение при чтении с помощью интонации своего отношения к прочитанному (стихотворению, отрывку из художественной прозы).

Содержание программы по развитию слухового восприятия


№ (неделя)

Название тем и текстов

Количество часов

1 четверть

1

Тема: Родная природа

Текст «Золотая осень»

2

2

Тема: «Явления природы».

Текст «Урок на всю жизнь»

2

3

Тема: «Сравнение предметов».

Текст «Шар в окошке»

2

4

Тема: «Ранняя осень».

Текст «Затейник»

2

5

Тема: «Золотая осень».

Текст «На льдине»

2

6

Тема «О хлебе»

Текст «Подвиг капитана Гастелло»

2

7

Тема: «Поможем убрать овощи».

Текст «Подвиг Кости Кравчука»

2

8

Тема «Каникулы»

Текст: «Ёж»

2

9

Тема: «Поздняя осень»

2

2 четверть

1

Тема «Отдых»

Текст «Сергей Тюленин»

2

2

Тема «Родная природа»

Текст «Поздняя осень»

2

3

Тема «Труд людей»

Текст «Дежурство по школе»

2

4

Тема «Школьная жизнь»

Текст «Зоя Космодемьянская»

2

5

Тема «Новый год»

Текст «Новогодний вечер»

2

6

Тема «Зима»

2

7

Тема «Родная природа»

2

8

Тема «Новогодний праздник»

2

3 четверть

1

Тема «Отдых»

2

2

Тема «Зима»

Текст «Сыновья»

2

3

Тема «О зиме»

Текст «Редкая гостья»

2

4

Тема «Родина»

Текст «Чем пахнут березки?»

2

5

Тема «О книге»

Текст «Василий Крюков»

2

6

Тема «День защитника Отечества»

2

7

Тема «Здоровье»

2

8

Тема «Международный женский день»

2

9

Тема «Родная природа»

2

10

Тема «Весенние каникулы»

2

4 четверть

1

Тема «Отдых»

2

2

Тема «День космонавтики»

Текст «Юрий Гагарин»

2

3

Тема «Скоро лето»

Текст «Наша матрешка»

2

4

Тема «Родная природа»

Текст «Мамаев курган»

2

5

Тема «Что такое хорошо и что такое плохо»

Текст «Весна»

2

6

Обследование слуха речью.

Проверка состояния произношения и норм орфоэпии.

2

7

Проверка восприятия и воспроизведения контрольных слов, фраз, вопросов.

2

8

Контрольный текст «Гроза». Выяснение понимания смысла и воспроизведение текста.

2


Учащиеся к концу 7 класса должны уметь:

  • воспринимать на слух с голоса привычного диктора с индивидуальными аппаратами и без них речевой материал (слова, словосочетания, фразы) обиходно-разговорного характера, связанный с учебной деятельностью и с изучением общеобразовательных предметов;

  • воспринимать на слух сложные по содержанию тексты;

  • воспринимать на слух с голоса привычного диктора весь речевой материал, включенный в тренировочные упражнения, на расстоянии не менее: 7-8 м без аппарата и 12 м с аппаратами I степень тугоухости; 4 м без аппарата и 9- I 0 м с аппаратами II степень тугоухости; 0,5-0,6 м без аппаратов и 7 м с аппарата- ми - III степень тугоухости;

  • воспринимать на слух речевой материал с голоса товарища, с магнитной пленки;

  • воспринимать на слух речевой материал обиходно-разговорного характера по телефону.



Учебно – методические средства обучения

  1. К. А. Волкова «Произношение» 7-8 кл

  2. Т. К Королевская, А. Н. Пфафенродт «Развитие слухового восприятия слабослышащих детей», Москва, Владос, 2004

  3. Е. К. Щербакова «Работа над темпом речи, интонацией, орфоэпией»

  4. Назарова «Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха» - Москва: Владос, 2001 г.



Интернет – ресурсы

  1. ru.wikipedia.org/wiki/1_ сентября

  2. ru. wikipedia. org Логопед

  3. Wlww.academy.edu.by/sites/logoped

  4. www.logoped.info/misc/logoped.shtml

  5. E-mail: mggusurdo1@mail.ru







7



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Магалимова Лилия Рифгатовна

Дата: 15.11.2015

Номер свидетельства: 253588

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "Проблемы письменной речи "
    ["seo_title"] => string(28) "probliemy-pis-miennoi-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "145867"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419005388"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства