РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по развитию слухового восприятия и формированию произношения в 8 классе для учащихся со сложной структурой нарушения
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по развитию слухового восприятия и формированию произношения в 8 классе для учащихся со сложной структурой нарушения
Пояснительная записка
Рабочая программа по слуховому восприятию и формированию произношения разработана на основе Примерной программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Положения о рабочих программах, факультативах и элективных курсах, рассмотренного на заседании методсовета ГБОУ Бакалинская коррекционная школа-интернат для обучающихся с ОВЗ, протокол №1 от 28.08.2015 г.
Задачи предмета
Задачей работы по развитию слухового восприятия слабослышащих школьников является развитие их остаточного слуха для восприятия ими устной речи в ее коммуникативной функции.
Основным содержанием работы по развитию слухового восприятия учащихся является обучение их различать, опознавать и воспринимать только на слух, исключая зрение, речевой материал. Это обучение осуществляется в условиях слухо-речевой среды, которая предусматривает широкое использование звукоусиливающей аппаратуры (стационарного типа и индивидуальных слуховых аппаратов) в ходе всего учебно-воспитательного процесса, включающего уроки, индивидуальные и воспитательские занятия.
Слабослышащие школьники учатся вслушиваться в речевой образец (речь учителя, воспитателя, учеников), узнавать на слух слова, знакомые по звучанию, в сочетании со словами, впервые предлагаемыми для восприятия на слух, узнавать в словах отдельные элементы, воспроизводить слова приближенно или точно.
Учитывая определенную роль смыслового фактора при восприятии на слух слов и особенно фраз, на первоначальном этапе слуховой тренировки довольно широко используется ситуация. Постепенно роль смысловой ситуации ограничивается: речевой материал предлагается школьникам на слух вне определенной ситуации, а иногда и вопреки, ей.
Обучение восприятию на слух слогов и звуков не требует выделения специального времени. Оно осуществляется в связи с коррекцией у слабослышащих школьников произносительных навыков и грамматической структуры слова, фразы.
На уроках в слуховом кабинете восприятие речевого материала осуществляется на слух или слухо-зрительно. На индивидуальных занятиях предлагаемый речевой материал различается, опознается и воспринимается на слух.
Коррекционная составляющая
В соответствии с Типовым положением о специальном (коррекционном)образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, рабочая программа рассчитана для класса, где обучаются слабослышащие учащиеся.
Развитие слухового восприятия
Работа по развитию слухового восприятия на индивидуальных занятиях заключается в обучении учащихся восприятию на слух устной речи со звукоусиливающей аппаратурой и без нее. Она является составной частью работы по развитию речевого
слуха, охватывающей весь учебно-воспитательный процесс в школе для слабослышащих детей.Учащиеся имеющие снижения слуха,к моменту поступления в школу обычно имеют весьма ограниченный речевой опыт. не владеют грамматическими закономерностями речи, плохо понимают обращенную к ним речь. Поэтому обучение таких детей направлено на формирование и развитие самостоятельной связанной речи и повышение уровня общего развития.
Программа составлена с учетом степени снижения слуха, уровня речевого развития учащихся.Речевой материал отвечает задачам формирования устной речи, служит средством развития речевого слуха и содержит осмысленные речевые единицы: фразы, слова, словосочетания, темы. Это наиболее употребляемый словарь, необходимый в общении в школьных и бытовых условиях, соответствующий развитию учащихся. Знакомый им по значению. Постепенно в речевой материал включаются слова и фразы, незнакомые учащимся. Программа составлена с учетом степени снижения слуха, уровня речевого развития учащихся, года их обучения.
В VIII классах продолжается работа по обучению слабослышащих школьников восприятию на слух устной речи со звукоусиливающей аппаратурой и без нее, а также над произношением. В процессе тренировки изменяется оптимальное расстояние, на котором учащиеся воспринимают на слух предлагаемый речевой материал.
В программе предлагается примерный речевой материал для слуховой тренировки, который учитель использует с учетом индивидуальных особенностей ученика, его речевого развития и состояния слуха. Как и в младших классах, он отвечает задачам формирования устной речи, служит средством развития речевого слуха и содержит тексты, слова, словосочетания, фразы обиходно-разговорного характера, относящиеся к организации учебной деятельности, а также связанные с изучением общеобразовательных дисциплин, но все более усложняющейся конструкции и смысловой нагрузки.
Особое внимание учитель уделяет обучению восприятию на слух текстов, незнакомых учащимся, определению их основного содержания или основной мысли. Тексты, как и другой речевой материал, должны предъявляться учащимся сразу на слух (целиком и по фразам). Они воспринимаются учениками целиком с помощью индивидуальных слуховых аппаратов и без них. Кроме того, необходимо проводить занятия по обучению восприятию речи по телефону и с магнитной пленки, компьютера, а также по радио и телевидению.
Условия, в которых учащиеся воспринимают речевой материал на слух, должны с каждым годом приближаться к естественным.
Обучение произношению
Основной задачей обучения произношению является формирование фонетически внятной, членораздельной, выразительной устной речи учащихся, соблюдение ими в речи словесного и логического ударения, правильной интонации, темпа и слитности, основных правил орфоэпии.
Произносительные навыки учащихся формируются в ходе всего учебно-воспитательного процесса как при непосредственном общении с учителем так и во время индивидуальных занятий. Обучение произношению в первую очередь ведется на основе подражания речи педагога, воспринимаемой на слухо-зрительной и слуховой основе. Учащиеся, имеющие значительные остатки слуха, работают с индивидуальными слуховыми аппаратами. При их использовании учитывается расстояние, на котором ученик может воспринимать речь окружающих и собственную речь.
Речь учителя должна быть эмоционально окрашенной, выразительной, с соблюдением всех норм орфоэпии, правильным членением фраз на смысловые синтагмы.
В связи с особенностями речевого развития учащихся обучение их произношению проводится на речевом материале различной степени сложности с использованием разных видов речевой деятельности и с применением различных видов работы. Обучение произношению происходит на речевом материале, который знаком учащимся по значению.
Работа с правилами орфоэпии происходит по подражанию речи учителя с последующим подключением правильного произношения слова по надстрочному знаку.
При формировании интонационной стороны речи необходимо выделять ритмическую структуру слова, фразы, а затем воспроизводить в повествовательной и вопросительной интонации, с передачей эмоциональной окрашенности речи.
У учащихся вырабатываются умения самостоятельно распределять дыхательные паузы, выделяя синтагмы при чтении, при пересказе текста, соблюдать подвижность ударения сообразно изменению формы слова, обнаруживать ошибки в словесном ударении как в произношении своих товарищей, так и своем собственном и исправлять их.
Обучение произношению в VIII классах предполагает дальнейшее совершенствование произносительных навыков на специальных занятиях по коррекции произношения, на общеобразовательных уроках, на внеклассных занятиях с воспитателями. Произнесение речевого материала внятно, достаточно естественно, выразительно и эмоционально.
Закрепление голоса нормальной высоты, силы и тембра, воспроизведения усвоенных модуляций голоса по силе и высоте.
Дифференциация произношения звуков, родственных по артикуляции: гласных а — о, а — э, о — у, и — э, и — ы; согласных м — п, м — б, н — т, н — д, м' — п', м' — б', н' — т\ н' — д'; с — ш, з — ж, ц — ч; ц — с, ч — ш; ц — т, ч — т; в — ф, б — п, д — т, в' — ф', б' — п' (и других звонких и глухих согласных)
Навыки правильного воспроизведения звуковой структуры слова, фразы становятся достаточно прочными, наибольшее значение приобретает работа над выразительностью речи (правильное членение фразы на смысловые синтагмы, интонационная окраска при помощи модуляции голоса и т.д.).
Организация занятий зависит от уровня сформированности навыков восприятия речи на слух и произношения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по развитию слухового восприятия и формированию произношения в 8 классе для учащихся со сложной структурой нарушения»
Пояснительная записка
Рабочая программа по слуховому восприятию и формированию произношения разработана на основе Примерной программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Положения о рабочих программах, факультативах и элективных курсах, рассмотренного на заседании методсовета ГБОУ БС(К)ОШИ II вида, протокол №1 от 28.08.2014г.
Задачи предмета
Задачей работы по развитию слухового восприятия слабослышащих школьников является развитие их остаточного слуха для восприятия ими устной речи в ее коммуникативной функции.
Основным содержанием работы по развитию слухового восприятия учащихся является обучение их различать, опознавать и воспринимать только на слух, исключая зрение, речевой материал. Это обучение осуществляется в условиях слухо-речевой среды, которая предусматривает широкое использование звукоусиливающей аппаратуры (стационарного типа и индивидуальных слуховых аппаратов) в ходе всего учебно-воспитательного процесса, включающего уроки, индивидуальные и воспитательские занятия.
Слабослышащие школьники учатся вслушиваться в речевой образец (речь учителя, воспитателя, учеников), узнавать на слух слова, знакомые по звучанию, в сочетании со словами, впервые предлагаемыми для восприятия на слух, узнавать в словах отдельные элементы, воспроизводить слова приближенно или точно.
Учитывая определенную роль смыслового фактора при восприятии на слух слов и особенно фраз, на первоначальном этапе слуховой тренировки довольно широко используется ситуация. Постепенно роль смысловой ситуации ограничивается: речевой материал предлагается школьникам на слух вне определенной ситуации, а иногда и вопреки ей. Кроме того, начиная с III класса, на слух предлагаются не только фразы, словосочетания и слова, но и слоги и даже звуки. Обучение восприятию на слух слогов и звуков не требует выделения специального времени. Оно осуществляется в связи с коррекцией у слабослышащих школьников произносительных навыков и грамматической структуры слова, фразы.
На уроках в слуховом кабинете восприятие речевого материала осуществляется на слух или слухо-зрительно. На индивидуальных занятиях предлагаемый речевой материал различается, опознается и воспринимается на слух.
Коррекционная составляющая
В соответствии с Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, рабочая программа рассчитана для класса, где обучаются слабослышащие учащиеся.
Развитие слухового восприятия
Работа по развитию слухового восприятия на индивидуальных занятиях заключается в обучении учащихся восприятию на слух устной речи со звукоусиливающей аппаратурой и без нее. Она является составной частью работы по развитию речевого слуха, охватывающей весь учебно-воспитательный процесс в школе для слабослышащих детей.
Требования программы составлены с учетом степени снижения слуха, уровня речевого развития учащихся, года их обучения.
Рекомендуемый для занятий речевой материал должен отвечать задачам формирования устной речи, служить средством развития речи и слуха и содержать осмысленные речевые единицы: фразы, словосочетания, слова, тексты. Это, как правило, наиболее употребительный словарь, необходимый в общении в школьных и бытовых условиях, соответствующий речевому развитию учащихся, знакомый им по значению. Постепенно в речевой материал включаются слова и фразы, незнакомые учащимся, значение которых объясняется контекстом.
В VI—XII классах продолжается работа по обучению слабослышащих школьников восприятию на слух устной речи со звукоусиливающей аппаратурой и без нее, а также над произношением. В процессе тренировки изменяется оптимальное расстояние, на котором учащиеся воспринимают на слух предлагаемый речевой материал.
В программе предлагается примерный речевой материал для слуховой тренировки, который учитель использует с учетом индивидуальных особенностей ученика, его речевого развития и состояния слуха. Как и в младших классах, он отвечает задачам формирования устной речи, служит средством развития речевого слуха и содержит тексты, слова, словосочетания, фразы обиходно-разговорного характера, относящиеся к организации учебной деятельности, а также связанные с изучением общеобразовательных дисциплин, но все более усложняющейся конструкции и смысловой нагрузки.
Особое внимание учитель уделяет обучению восприятию на слух текстов, незнакомых учащимся, определению их основного содержания или основной мысли. Тексты, как и другой речевой материал, должны предъявляться учащимся сразу на слух (целиком и по фразам). Они воспринимаются учениками целиком с помощью индивидуальных слуховых аппаратов и без них. Кроме того, необходимо проводить занятия по обучению восприятию речи по телефону и с магнитной пленки, компьютера , а также по радио и телевидению.
Условия, в которых учащиеся воспринимают речевой материал на слух, должны с каждым годом приближаться к естественным.
Обучение произношению
Основной задачей обучения произношению является формирование фонетически внятной, членораздельной, выразительной устной речи учащихся, соблюдение ими в речи словесного и логического ударения, правильной интонации, темпа и слитности, основных правил орфоэпии.
Произносительные навыки учащихся формируются в ходе всего учебно-воспитательного процесса как при непосредственном общении с учителем так и во время индивидуальных занятий. Обучение произношению в первую очередь ведется на основе подражания речи педагога, воспринимаемой на слухо-зрительной и слуховой основе. Учащиеся, имеющие значительные остатки слуха, работают с индивидуальными слуховыми аппаратами. При их использовании учитывается расстояние, на котором ученик может воспринимать речь окружающих и собственную речь.
Речь учителя должна быть эмоционально окрашенной, выразительной, с соблюдением всех норм орфоэпии, правильным членением фраз на смысловые синтагмы.
В связи с особенностями речевого развития учащихся обучение их произношению проводится на речевом материале различной степени сложности с использованием разных видов речевой деятельности и с применением различных видов работы. Обучение произношению происходит на речевом материале, который знаком учащимся по значению.
Работа с правилами орфоэпии происходит по подражанию речи учителя с последующим подключением правильного произношения слова по надстрочному знаку.
При формировании интонационной стороны речи необходимо выделять ритмическую структуру слова, фразы, а затем воспроизводить в повествовательной и вопросительной интонации, с передачей эмоциональной окрашенности речи.
У учащихся вырабатываются умения самостоятельно распределять дыхательные паузы, выделяя синтагмы при чтении, при пересказе текста, соблюдать подвижность ударения сообразно изменению формы слова, обнаруживать ошибки в словесном ударении как в произношении своих товарищей, так и своем собственном и исправлять их.
Обучение произношению в VII классах предполагает дальнейшее совершенствование произносительных навыков на специальных занятиях по коррекции произношения, на общеобразовательных уроках, на внеклассных занятиях с воспитателями.
Особое внимание следует обратить на дифференциацию часто смешиваемых в произношении слабослышащих учащихся носовых и ротовых звуков (м — п, м — б, н — т, н — д),свистящих, шипящих и аффрикатов(с — ш, з — ж, с — ц,ш – ч), звонких и глухих (б — п, д — т, г — к, з — с, ж — ш, в - ф) щелевых (ц— с, ч — ш), слитных и смычных (ц т, ч т). Наряду с этим проводится работа по закреплению навыков правильного воспроизведения ритмико-интонационной стороны устной речи.
Навыки правильного воспроизведения звуковой структуры слова, фразы становятся достаточно прочными, наибольшее значение приобретает работа над выразительностью речи (правильное членение фразы на смысловые синтагмы, интонационная окраска при помощи модуляции голоса и т.д.).
Организация занятий в средних классах зависит от уровня сформированности навыков восприятия речи на слух и произношения, если учащиеся имеют дефекты произношения, поддающиеся коррекции в ходе учебно-воспитательного процесса, то, большая часть занятия отводится для работы по развитию восприятия речи на слух (с попутной коррекцией произношения).
Содержание программы по формированию произношения
№ п/п
Наименование разделов и тем
Содержание
1.
Речевое дыхание
Правильное выделение синтагм при помощи дыхательных пауз в самостоятельной речи.
2.
Голос
Соблюдение логического ударения в диалоге.
3.
Звуки и их сочетания
Закрепление дифференцированного произношения согласных звуков, родственных по артикуляции:
носовых и ротовых: м-п, м-б, н-т, в-д;
слитных и щелевых: ц-с, ч-ш;
слитных и смычных: ц-т, ч-т;
глухих и звонких: ф-в, п-6, т-д, к-г, с-з, ш-ж и т.д.
4.
Слово
Соблюдение в речи правильного произношения следующих звукосочетаний
Закрепление навыков умеренно беглого темпа речи. Выразительное чтение наизусть стихотворения, отрывка из художественной прозы.
Выражение при чтении с помощью интонации своего отношения к прочитанному (стихотворению, отрывку из художественной прозы).
Содержание программы по развитию слухового восприятия
№ (неделя)
Название тем и текстов
Количество часов
1 четверть
1
Тема: Родная природа
Текст «Золотая осень»
2
2
Тема: «Явления природы».
Текст «Урок на всю жизнь»
2
3
Тема: «Сравнение предметов».
Текст «Шар в окошке»
2
4
Тема: «Ранняя осень».
Текст «Затейник»
2
5
Тема: «Золотая осень».
Текст «На льдине»
2
6
Тема «О хлебе»
Текст «Подвиг капитана Гастелло»
2
7
Тема: «Поможем убрать овощи».
Текст «Подвиг Кости Кравчука»
2
8
Тема «Каникулы»
Текст: «Ёж»
2
9
Тема: «Поздняя осень»
2
2 четверть
1
Тема «Отдых»
Текст «Сергей Тюленин»
2
2
Тема «Родная природа»
Текст «Поздняя осень»
2
3
Тема «Труд людей»
Текст «Дежурство по школе»
2
4
Тема «Школьная жизнь»
Текст «Зоя Космодемьянская»
2
5
Тема «Новый год»
Текст «Новогодний вечер»
2
6
Тема «Зима»
2
7
Тема «Родная природа»
2
8
Тема «Новогодний праздник»
2
3 четверть
1
Тема «Отдых»
2
2
Тема «Зима»
Текст «Сыновья»
2
3
Тема «О зиме»
Текст «Редкая гостья»
2
4
Тема «Родина»
Текст «Чем пахнут березки?»
2
5
Тема «О книге»
Текст «Василий Крюков»
2
6
Тема «День защитника Отечества»
2
7
Тема «Здоровье»
2
8
Тема «Международный женский день»
2
9
Тема «Родная природа»
2
10
Тема «Весенние каникулы»
2
4 четверть
1
Тема «Отдых»
2
2
Тема «День космонавтики»
Текст «Юрий Гагарин»
2
3
Тема «Скоро лето»
Текст «Наша матрешка»
2
4
Тема «Родная природа»
Текст «Мамаев курган»
2
5
Тема «Что такое хорошо и что такое плохо»
Текст «Весна»
2
6
Обследование слуха речью.
Проверка состояния произношения и норм орфоэпии.
2
7
Проверка восприятия и воспроизведения контрольных слов, фраз, вопросов.
2
8
Контрольный текст «Гроза». Выяснение понимания смысла и воспроизведение текста.
2
Учащиеся к концу 7 класса должны уметь:
воспринимать на слух с голоса привычного диктора с индивидуальными аппаратами и без них речевой материал (слова, словосочетания, фразы) обиходно-разговорного характера, связанный с учебной деятельностью и с изучением общеобразовательных предметов;
воспринимать на слух сложные по содержанию тексты;
воспринимать на слух с голоса привычного диктора весь речевой материал, включенный в тренировочные упражнения, на расстоянии не менее: 7-8 м без аппарата и 12 м с аппаратами I степень тугоухости; 4 м без аппарата и 9- I 0 м с аппаратами II степень тугоухости; 0,5-0,6 м без аппаратов и 7 м с аппарата- ми - III степень тугоухости;
воспринимать на слух речевой материал с голоса товарища, с магнитной пленки;
воспринимать на слух речевой материал обиходно-разговорного характера по телефону.
Учебно – методические средства обучения
К. А. Волкова «Произношение»7-8 кл
Т. К Королевская, А. Н. Пфафенродт «Развитие слухового восприятия слабослышащих детей», Москва, Владос, 2004
Е. К. Щербакова «Работа над темпом речи, интонацией, орфоэпией»
Назарова «Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха» - Москва: Владос, 2001 г.