Развитие творческой активности ребенка как основа предпосылок к успешной учебной деятельности.
Развитие творческой активности ребенка как основа предпосылок к успешной учебной деятельности.
Одним из основных показателей готовности детей к школьному обучению является сформированность у них элементов учебной деятельности. Учебная деятельность, по данным Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова - это такая деятельность, в ходе которой дети овладевают системой научно-теоретических понятий и опирающихся на них, общими способами решения конкретных практических задач. В таком понимании учебная деятельность не может быть освоена в дошкольном возрасте. Поэтому подготовку детей к этой деятельности, формирование ее предпосылок, а точнее универсальных учебных действий (УУД), элементов следует начинать в дошкольные годы.
Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Огромную роль в формировании духовного развития личности, в совершенствовании человеческих чувств, в осмыслении явлений жизни и природы играет искусство.
Опыт работы сформирован в условиях муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Центр образования № 34 имени Героя Советского Союза Николая Дмитриевича Захарова» дошкольное отделение «Колибри».
Цель работы: изучить основы развития творческой активности ребенка как основы предпосылок к успешной учебной деятельности.
Задачи: рассмотреть основные пути развития творческой активности личности; выявить специфику использования методов арт-терапии, в качестве средства формирования предпосылок универсальных учебных действий; экспериментально исследовать влияние метода арт-терапии на уровень развития личности детей дошкольного возраста.
Для проведения намеченного плана работы мной были выделены педагогические условия для успешного формирования предпосылок к учебной деятельности через, а именно:
разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях;
учет индивидуальных и возрастных особенностей развития ребенка;
бережное отношение к процессу и результату детской деятельности;
организация предметно-развивающей среды;
создание мотивационной предпосылки для творчества;
комфортный психологический климат.
Разработанная система работы опирается на такие принципы, как: принцип научности; принцип систематичности; принцип последовательности; принцип доступности; принцип наглядности; принцип активности; принцип индивидуального подхода.
Ожидаемые результаты:
ребенок проявляет инициативу, самостоятельность в разных видах деятельности (познавательная, творческая деятельности);
ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других людей; старается самостоятельно разрешать конфликты;
ребенок обладает развитым воображением; умеет подчиняться разным правилам и нормам;
ребенок способен к волевым усилиями, может следовать социальным нормам и правилам поведения в различных видах;
ребенок проявляет любознательность, интерес; обладает знаниями о себе, окружающем мире.
Продуктами опыта работы выступают:
направление работы психологической службы МБОУ «ЦО № 34» (дошкольное отделение «Колибри»);
методические разработки по развитию творческой активности ребенка как основы предпосылок успешной учебной деятельности.
Представленный опыт работы представлялся на педагогическом совещании, на базе дошкольного отделения «Колибри» среди педагогов, а также на методическом объединении педагогов-психологов МБОУ «ЦО № 34».
Из хотя из того, что приоритетным направлением ДО «Колибри» является художественно-эстетическое развитие, я в своей работе за основу взяла технологию арт-терапии для формирования универсальных учебных действий.
За время своей практики я использовала различные методы работы. В частности, методику песочной терапии, сказкотерапии, изотерапии.
Для психологической диагностики детей дошкольного возраста я использовала различные методики. Для исследования познавательной деятельности (в том числе и универсальных учебных действий) методику Павловой Н.Н., Руденко Т.С. «Экспресс диагностика в детском саду», а также диагностический пакет «Психолого-педагогической оценки готовности к началу школьного обучения» Н. Семаго, М. Семаго. Данный комплекс методик, позволил изучить насколько ребенок готов выслушать педагога, удержать информацию и реализовать ее.
В целях коррекционно-развивающей работы с детьми я использую различные программы, такие как «Цветик-семицветик» под ред. Н.Ю. Куражевой, «Готовимся к школе» Н.П. Локаловой, Д.М. Локалова, «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» Крюковой С.В., Донскова Н.И. В ходе работы, я подстраиваю занятия так, чтобы в них присутствовали элементы арттерапии. Для работы с детьми старшего дошкольного возраста, входящих в группу «Социального риска» по снижению тревожности "Тренинговое развитие и эмоциональное развитие от 4 до 6 лет", программа Лютовой Е.К., Мониной Г.Б. «Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными и тревожнымидетьми».
Песочная терапия — это вид современной арт-терапии, включающий систему игр с песком, позволяющих раскрыть индивидуальность каждого ребёнка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации, помогающих ребёнку научиться строить отношения со сверстниками и с внешним миром.
Используя метод сказкотерапии в работе, мы воздействуем на глубинные процессы мышления и эмоциональные проявления. Ребенок развивает словарный запас, учится формулировать собственную точку зрения, слушать взрослых и сверстников. Применение разных литературных жанров способствует устранению детских страхов, приобретению элементарных навыков общения, культуры поведения в социуме.
Изотерапия дает возможность выходу внутренним тревогам вовне; помогает понять собственные чувства и переживания; способствует повышению самооценки; помогает в развитии творческих способностей.
Параллельно мной велась работа с родителями и педагогическим коллективом. Основными формами работы являлись родительские собрания, консультации (индивидуальные), семинары практикумы, анкетирование, психологические акции.
По результатам работы была проведена повторная психологическая диагностика познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста, которая показала положительную динамику в развитии личности детей. У дошкольников, входящих в группу «Социального риска» понизился уровень эмоциональной напряженности. У многих воспитанников сформировались навыки саморегуляции, внутреннего плана действий. Дошкольники научились прислушиваться, а также взаимодействовать со сверстникам, проявлять интерес и самостоятельность в различных видах деятельности.
Данный опыт работы показывает, что формирование универсальных учебных действий может осуществляться в условиях психологического сопровождения и может дать положительную динамику в дальнейшем при обучении старших дошкольников в условиях начальной школы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие творческой активности ребенка как основа предпосылок к успешной учебной деятельности.»
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ РЕБЕНКА КАК ОСНОВА ПРЕДПОСЫЛОК К УСПЕШНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Одним из основных показателей готовности детей к школьному обучению является сформированность у них элементов учебной деятельности. Учебная деятельность, по данным Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова - это такая деятельность, в ходе которой дети овладевают системой научно-теоретических понятий и опирающихся на них, общими способами решения конкретных практических задач. В таком понимании учебная деятельность не может быть освоена в дошкольном возрасте. Поэтому подготовку детей к этой деятельности, формирование ее предпосылок, а точнее универсальных учебных действий (УУД), элементов следует начинать в дошкольные годы.
Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Огромную роль в формировании духовного развития личности, в совершенствовании человеческих чувств, в осмыслении явлений жизни и природы играет искусство.
Опыт работы сформирован в условиях муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Центр образования № 34 имени Героя Советского Союза Николая Дмитриевича Захарова» дошкольное отделение «Колибри».
Цель работы: изучить основы развития творческой активности ребенка как основы предпосылок к успешной учебной деятельности.
Задачи: рассмотреть основные пути развития творческой активности личности; выявить специфику использования методов арт-терапии, в качестве средства формирования предпосылок универсальных учебных действий; экспериментально исследовать влияние метода арт-терапии на уровень развития личности детей дошкольного возраста.
Для проведения намеченного плана работы мной были выделены педагогические условия для успешного формирования предпосылок к учебной деятельности через, а именно:
разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях;
учет индивидуальных и возрастных особенностей развития ребенка;
бережное отношение к процессу и результату детской деятельности;
организация предметно-развивающей среды;
создание мотивационной предпосылки для творчества;
комфортный психологический климат.
Разработанная система работы опирается на такие принципы, как: принцип научности; принцип систематичности; принцип последовательности; принцип доступности; принцип наглядности; принцип активности; принцип индивидуального подхода.
Ожидаемые результаты:
ребенок проявляет инициативу, самостоятельность в разных видах деятельности (познавательная, творческая деятельности);
ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других людей; старается самостоятельно разрешать конфликты;
ребенок обладает развитым воображением; умеет подчиняться разным правилам и нормам;
ребенок способен к волевым усилиями, может следовать социальным нормам и правилам поведения в различных видах;
ребенок проявляет любознательность, интерес; обладает знаниями о себе, окружающем мире.
Продуктами опыта работы выступают:
направление работы психологической службы МБОУ «ЦО № 34» (дошкольное отделение «Колибри»);
методические разработки по развитию творческой активности ребенка как основы предпосылок успешной учебной деятельности.
Представленный опыт работы представлялся на педагогическом совещании, на базе дошкольного отделения «Колибри» среди педагогов, а также на методическом объединении педагогов-психологов МБОУ «ЦО № 34».
Из хотя из того, что приоритетным направлением ДО «Колибри» является художественно-эстетическое развитие, я в своей работе за основу взяла технологию арт-терапии для формирования универсальных учебных действий.
За время своей практики я использовала различные методы работы. В частности, методику песочной терапии, сказкотерапии, изотерапии.
Для психологической диагностики детей дошкольного возраста я использовала различные методики. Для исследования познавательной деятельности (в том числе и универсальных учебных действий) методику Павловой Н.Н., Руденко Т.С. «Экспресс диагностика в детском саду», а также диагностический пакет «Психолого-педагогической оценки готовности к началу школьного обучения» Н. Семаго, М. Семаго. Данный комплекс методик, позволил изучить насколько ребенок готов выслушать педагога, удержать информацию и реализовать ее.
В целях коррекционно-развивающей работы с детьми я использую различные программы, такие как «Цветик-семицветик» под ред. Н.Ю. Куражевой, «Готовимся к школе» Н.П. Локаловой, Д.М. Локалова, «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» Крюковой С.В., Донскова Н.И. В ходе работы, я подстраиваю занятия так, чтобы в них присутствовали элементы арттерапии. Для работы с детьми старшего дошкольного возраста, входящих в группу «Социального риска» по снижению тревожности "Тренинговое развитие и эмоциональное развитие от 4 до 6 лет", программа Лютовой Е.К., Мониной Г.Б. «Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными и тревожнымидетьми».
Песочная терапия — это вид современной арт-терапии, включающий систему игр с песком, позволяющих раскрыть индивидуальность каждого ребёнка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации, помогающих ребёнку научиться строить отношения со сверстниками и с внешним миром.
Используя метод сказкотерапии в работе, мы воздействуем на глубинные процессы мышления и эмоциональные проявления. Ребенок развивает словарный запас, учится формулировать собственную точку зрения, слушать взрослых и сверстников. Применение разных литературных жанров способствует устранению детских страхов, приобретению элементарных навыков общения, культуры поведения в социуме.
Изотерапия дает возможность выходу внутренним тревогам вовне; помогает понять собственные чувства и переживания; способствует повышению самооценки; помогает в развитии творческих способностей.
Параллельно мной велась работа с родителями и педагогическим коллективом. Основными формами работы являлись родительские собрания, консультации (индивидуальные), семинары практикумы, анкетирование, психологические акции.
По результатам работы была проведена повторная психологическая диагностика познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста, которая показала положительную динамику в развитии личности детей. У дошкольников, входящих в группу «Социального риска» понизился уровень эмоциональной напряженности. У многих воспитанников сформировались навыки саморегуляции, внутреннего плана действий. Дошкольники научились прислушиваться, а также взаимодействовать со сверстникам, проявлять интерес и самостоятельность в различных видах деятельности.
Данный опыт работы показывает, что формирование универсальных учебных действий может осуществляться в условиях психологического сопровождения и может дать положительную динамику в дальнейшем при обучении старших дошкольников в условиях начальной школы.