kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие творческой активности ребенка как основа предпосылок к успешной учебной деятельности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из основных показателей готовности детей к школьному обучению является сформированность у них элементов учебной деятельности. Учебная деятельность, по данным Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова - это такая деятельность, в ходе которой дети овладевают системой научно-теоретических понятий и опирающихся на них, общими способами решения конкретных практических задач. В таком понимании учебная деятельность не может быть освоена в дошкольном возрасте. Поэтому подготовку детей к этой деятельности, формирование ее предпосылок, а точнее универсальных учебных действий (УУД), элементов следует начинать в дошкольные годы.

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Огромную роль в формировании духовного развития личности, в совершенствовании человеческих чувств, в осмыслении явлений жизни и природы играет искусство.

Опыт работы сформирован в условиях муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Центр образования № 34 имени Героя Советского Союза Николая Дмитриевича Захарова» дошкольное отделение «Колибри».

Цель работы: изучить основы развития творческой активности ребенка как основы предпосылок к успешной учебной деятельности.

Задачи: рассмотреть основные пути развития творческой активности личности; выявить специфику использования методов арт-терапии, в качестве средства формирования предпосылок универсальных учебных действий; экспериментально исследовать влияние метода арт-терапии на уровень развития личности детей дошкольного возраста.

Для проведения намеченного плана работы мной были выделены педагогические условия для успешного формирования предпосылок к учебной деятельности через, а именно:

  • разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях;
  • учет индивидуальных и возрастных особенностей развития ребенка;
  • бережное отношение к процессу и результату детской деятельности;
  • организация предметно-развивающей среды;
  • создание мотивационной предпосылки для творчества;
  • комфортный психологический климат.

Разработанная система работы опирается на такие принципы, как: принцип научности; принцип систематичности; принцип последовательности; принцип доступности; принцип наглядности; принцип активности; принцип индивидуального подхода.

Ожидаемые результаты:

  • ребенок проявляет инициативу, самостоятельность в разных видах деятельности (познавательная, творческая деятельности);
  • ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других людей; старается самостоятельно разрешать конфликты;
  • ребенок обладает развитым воображением; умеет подчиняться разным правилам и нормам;
  • ребенок способен к волевым усилиями, может следовать социальным нормам и правилам поведения в различных видах;
  • ребенок проявляет любознательность, интерес; обладает знаниями о себе, окружающем мире.

Продуктами опыта работы выступают:

  • направление работы психологической службы МБОУ «ЦО № 34» (дошкольное отделение «Колибри»);
  • методические разработки по развитию творческой активности ребенка как основы предпосылок успешной учебной деятельности.

                Представленный опыт работы представлялся на педагогическом совещании, на базе дошкольного отделения «Колибри» среди педагогов, а также на методическом объединении педагогов-психологов МБОУ «ЦО № 34».

Из хотя из того, что приоритетным направлением ДО «Колибри» является художественно-эстетическое развитие, я в своей работе за основу взяла технологию арт-терапии для формирования универсальных учебных действий.

За время своей практики я использовала различные методы работы. В частности, методику песочной терапии, сказкотерапии, изотерапии.

Для психологической диагностики детей дошкольного возраста я использовала различные методики. Для исследования познавательной деятельности (в том числе и универсальных учебных действий) методику Павловой Н.Н., Руденко Т.С. «Экспресс диагностика в детском саду», а также диагностический пакет  «Психолого-педагогической оценки готовности к началу школьного обучения» Н. Семаго, М. Семаго. Данный комплекс методик, позволил изучить насколько ребенок готов выслушать педагога, удержать информацию и реализовать ее.

В целях коррекционно-развивающей работы с детьми я использую различные программы, такие как «Цветик-семицветик» под ред. Н.Ю. Куражевой, «Готовимся к школе» Н.П. Локаловой, Д.М. Локалова, «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» Крюковой С.В., Донскова Н.И. В ходе работы, я подстраиваю занятия так, чтобы в них присутствовали элементы арттерапии. Для работы с детьми старшего дошкольного возраста, входящих в группу «Социального риска» по снижению тревожности "Тренинговое развитие и эмоциональное развитие от 4 до 6 лет", программа Лютовой Е.К., Мониной Г.Б. «Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными и тревожнымидетьми».

Песочная терапия — это вид современной арт-терапии, включающий систему игр с песком, позволяющих раскрыть индивидуальность каждого ребёнка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации, помогающих ребёнку научиться строить отношения со сверстниками и с внешним миром.

Используя метод сказкотерапии в работе, мы воздействуем на глубинные процессы мышления и эмоциональные проявления. Ребенок развивает словарный запас, учится формулировать собственную точку зрения, слушать взрослых и сверстников. Применение разных литературных жанров способствует устранению детских страхов, приобретению элементарных навыков общения, культуры поведения в социуме.

Изотерапия дает возможность выходу внутренним тревогам вовне; помогает понять собственные чувства и переживания; способствует повышению самооценки; помогает в развитии творческих способностей.

Параллельно мной велась работа с родителями и педагогическим коллективом. Основными формами работы являлись родительские собрания, консультации (индивидуальные), семинары практикумы, анкетирование, психологические акции.

По результатам работы была проведена повторная психологическая диагностика познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста, которая показала положительную динамику в развитии личности детей. У дошкольников, входящих в группу «Социального риска» понизился уровень эмоциональной напряженности. У многих воспитанников сформировались навыки саморегуляции, внутреннего плана действий. Дошкольники научились прислушиваться, а также взаимодействовать со сверстникам, проявлять интерес и самостоятельность в различных видах деятельности.

Данный опыт работы показывает, что формирование универсальных учебных действий может осуществляться в условиях психологического сопровождения и может дать положительную динамику в дальнейшем при обучении старших дошкольников в условиях начальной школы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие творческой активности ребенка как основа предпосылок к успешной учебной деятельности.»

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ РЕБЕНКА КАК ОСНОВА ПРЕДПОСЫЛОК К УСПЕШНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Одним из основных показателей готовности детей к школьному обучению является сформированность у них элементов учебной деятельности. Учебная деятельность, по данным Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова - это такая деятельность, в ходе которой дети овладевают системой научно-теоретических понятий и опирающихся на них, общими способами решения конкретных практических задач. В таком понимании учебная деятельность не может быть освоена в дошкольном возрасте. Поэтому подготовку детей к этой деятельности, формирование ее предпосылок, а точнее универсальных учебных действий (УУД), элементов следует начинать в дошкольные годы.

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Огромную роль в формировании духовного развития личности, в совершенствовании человеческих чувств, в осмыслении явлений жизни и природы играет искусство.

Опыт работы сформирован в условиях муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Центр образования № 34 имени Героя Советского Союза Николая Дмитриевича Захарова» дошкольное отделение «Колибри».

Цель работы: изучить основы развития творческой активности ребенка как основы предпосылок к успешной учебной деятельности.

Задачи: рассмотреть основные пути развития творческой активности личности; выявить специфику использования методов арт-терапии, в качестве средства формирования предпосылок универсальных учебных действий; экспериментально исследовать влияние метода арт-терапии на уровень развития личности детей дошкольного возраста.

Для проведения намеченного плана работы мной были выделены педагогические условия для успешного формирования предпосылок к учебной деятельности через, а именно:

  • разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях;

  • учет индивидуальных и возрастных особенностей развития ребенка;

  • бережное отношение к процессу и результату детской деятельности;

  • организация предметно-развивающей среды;

  • создание мотивационной предпосылки для творчества;

  • комфортный психологический климат.

Разработанная система работы опирается на такие принципы, как: принцип научности; принцип систематичности; принцип последовательности; принцип доступности; принцип наглядности; принцип активности; принцип индивидуального подхода.

Ожидаемые результаты:

  • ребенок проявляет инициативу, самостоятельность в разных видах деятельности (познавательная, творческая деятельности);

  • ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других людей; старается самостоятельно разрешать конфликты;

  • ребенок обладает развитым воображением; умеет подчиняться разным правилам и нормам;

  • ребенок способен к волевым усилиями, может следовать социальным нормам и правилам поведения в различных видах;

  • ребенок проявляет любознательность, интерес; обладает знаниями о себе, окружающем мире.

Продуктами опыта работы выступают:

  • направление работы психологической службы МБОУ «ЦО № 34» (дошкольное отделение «Колибри»);

  • методические разработки по развитию творческой активности ребенка как основы предпосылок успешной учебной деятельности.

                Представленный опыт работы представлялся на педагогическом совещании, на базе дошкольного отделения «Колибри» среди педагогов, а также на методическом объединении педагогов-психологов МБОУ «ЦО № 34».

Из хотя из того, что приоритетным направлением ДО «Колибри» является художественно-эстетическое развитие, я в своей работе за основу взяла технологию арт-терапии для формирования универсальных учебных действий.

За время своей практики я использовала различные методы работы. В частности, методику песочной терапии, сказкотерапии, изотерапии.

Для психологической диагностики детей дошкольного возраста я использовала различные методики. Для исследования познавательной деятельности (в том числе и универсальных учебных действий) методику Павловой Н.Н., Руденко Т.С. «Экспресс диагностика в детском саду», а также диагностический пакет  «Психолого-педагогической оценки готовности к началу школьного обучения» Н. Семаго, М. Семаго. Данный комплекс методик, позволил изучить насколько ребенок готов выслушать педагога, удержать информацию и реализовать ее.

В целях коррекционно-развивающей работы с детьми я использую различные программы, такие как «Цветик-семицветик» под ред. Н.Ю. Куражевой, «Готовимся к школе» Н.П. Локаловой, Д.М. Локалова, «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» Крюковой С.В., Донскова Н.И. В ходе работы, я подстраиваю занятия так, чтобы в них присутствовали элементы арттерапии. Для работы с детьми старшего дошкольного возраста, входящих в группу «Социального риска» по снижению тревожности "Тренинговое развитие и эмоциональное развитие от 4 до 6 лет", программа Лютовой Е.К., Мониной Г.Б. «Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными и тревожнымидетьми».

Песочная терапия — это вид современной арт-терапии, включающий систему игр с песком, позволяющих раскрыть индивидуальность каждого ребёнка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации, помогающих ребёнку научиться строить отношения со сверстниками и с внешним миром.

Используя метод сказкотерапии в работе, мы воздействуем на глубинные процессы мышления и эмоциональные проявления. Ребенок развивает словарный запас, учится формулировать собственную точку зрения, слушать взрослых и сверстников. Применение разных литературных жанров способствует устранению детских страхов, приобретению элементарных навыков общения, культуры поведения в социуме.

Изотерапия дает возможность выходу внутренним тревогам вовне; помогает понять собственные чувства и переживания; способствует повышению самооценки; помогает в развитии творческих способностей.

Параллельно мной велась работа с родителями и педагогическим коллективом. Основными формами работы являлись родительские собрания, консультации (индивидуальные), семинары практикумы, анкетирование, психологические акции.

По результатам работы была проведена повторная психологическая диагностика познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста, которая показала положительную динамику в развитии личности детей. У дошкольников, входящих в группу «Социального риска» понизился уровень эмоциональной напряженности. У многих воспитанников сформировались навыки саморегуляции, внутреннего плана действий. Дошкольники научились прислушиваться, а также взаимодействовать со сверстникам, проявлять интерес и самостоятельность в различных видах деятельности.

Данный опыт работы показывает, что формирование универсальных учебных действий может осуществляться в условиях психологического сопровождения и может дать положительную динамику в дальнейшем при обучении старших дошкольников в условиях начальной школы.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Кузнецова Наталья Александровна

Дата: 19.01.2020

Номер свидетельства: 536378

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Преемственность предшкольной подготовки и 1 класса"
    ["seo_title"] => string(55) "prieiemstviennost_priedshkol_noi_podghotovki_i_1_klassa"
    ["file_id"] => string(6) "383860"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1485367360"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Доклад на тему "ПОДХОДЫ К РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ" "
    ["seo_title"] => string(114) "doklad-na-tiemu-podkhody-k-riealizatsii-fgos-chieriez-razvitiie-tvorchieskogo-voobrazhieniia-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "103590"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402593280"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(220) "Формирование универсальных учебных действий в рамках ДОУ, как условие успешной адаптации и обучения в начальной школе. "
    ["seo_title"] => string(134) "formirovaniie-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-v-ramkakh-dou-kak-usloviie-uspieshnoi-adaptatsii-i-obuchieniia-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "106240"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402986216"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в соответствии с ФГОС "
    ["seo_title"] => string(114) "psikhologho-piedaghoghichieskoie-soprovozhdieniie-uchastnikov-obrazovatiel-nogho-protsiessa-v-sootvietstvii-s-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "229792"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441885262"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Рабочая программа  / внеурочная деятельность (дополнительное образование). «Рукоделие. Фантазия»"
    ["seo_title"] => string(101) "rabochaia-proghramma-vnieurochnaia-dieiatiel-nost-dopolnitiel-noie-obrazovaniie-rukodieliie-fantaziia"
    ["file_id"] => string(6) "249489"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446906451"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства