Доклад на тему "ПОДХОДЫ К РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"
Доклад на тему "ПОДХОДЫ К РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"
~~Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Сегодня все большее признание получает положение о том, что в основе успешности обучения лежат общие учебные действия, имеющие приоритетное значение над узкопредметными знаниями и навыками. В системе образования начинают превалировать методы, обеспечивающие становление самостоятельной творческой учебной деятельности учащегося, направленной на решение реальных жизненных задач. Признанными подходами здесь выступают деятельностно - ориентированное обучение; учение, направленное на решение проблем (задач); проектные формы организации обучения.
Инновации в системе начального и общего среднего образования основываются на достижениях компетентностного подходов, проблемно ориентированного, личностно ориентированного развивающего образования, смысловой педагогики вариативного развивающего образования, контекстного и системно - деятельностного подходов.
Проблема творчества в образовании является весьма актуальной в настоящее время. Творчество - это не только успех, а долгий процесс познания, установление отношений с учащимися. Не все успешно удается каждому ребенку. Педагогу важно разборчиво подходить к каждому ученику, развивать творческие начала. Существует выражение: "Сотвори себя сам...". Именно это самотворение себя - главное на уроках словесности
Активизация обучения осуществляется только при условии активной творческой деятельности самого учителя. Чтобы научить детей думать, открывать, изобретать, учитель сам должен очень многое придумывать, открывать, изобретать, быть увлеченным человеком и любящим свой предмет.
Одно из важнейших условий интереса к учебной деятельности его разнообразие: разнообразие изучаемого материала, разнообразие поисков работы. Для того, чтобы школьники с интересом ждали урока, чтобы им хотелось следить за происходящим в классе, необходимо, чтобы и в материале каждого урока, и в способе его разнообразие сами, и зачастую их активность оказывается в некотором противоречии с нашими педагогическими задачами, поэтому желательно в классе создать определенные ситуации.[1,7]
В стандартах второго поколения прописаны требования к результатам изучения литературного чтения, которые включают формирование всех видов универсальных учебных действий: личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных — с приоритетом развития ценностно-смысловой сферы и коммуникации.
Литературное чтение — осмысленная, творческая духовная деятельность, обеспечивает освоение идейно-нравственного содержания художественной литературы, развитие эстетического восприятия. Важнейшей функцией восприятия художественной литературы является трансляция духовно-нравственного опыта общества через коммуникацию системы социальных личностных смыслов, раскрывающих нравственное значение поступков героев литературных произведений.
В начальной школе важным средством организации понимания авторской позиции, отношения автора к героям произведения и отображаемой действительности является выразительное чтение.
Учебный предмет «Литературное чтение» обеспечивает формирование следующих универсальных учебных действий:
• смыслообразования через прослеживание «судьбы героя» (П.Я. Гальперин) и ориентацию учащегося в системе личностных смыслов;
• самоопределения и самопознания на основе сравнения «Я» с героями литературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации;
• основ гражданской идентичности путем знакомства с героическим историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям ее граждан;
• эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев;
• действия нравственно-этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей;
• эмоционально-личностной децентрации на основе отождествления себя с героями произведения, соотнесения и сопоставления их позиций, взглядов и мнений;
• умения устанавливать логическую причинно-следственную связь событий и действий героев произведения;
• умения строить план с выделением существенной и дополнительной информации.[3,23]
Наше время - это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Сегодня многие педагоги уже осознают, что истинная цель обучения - это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом.
Основные же проблемы начальной школы фокусируются больше на познавательных процессах, хотя именно у младшего школьника в гораздо большей степени сохраняются черты для развития воображения и творческих способностей. Творческая деятельность должна выступать таким же объектом усвоения, как знания, умения, навыки, поэтому в школе, особенно начальной, нужно учить творчеству.[2,16]
Для того чтобы богатый творческий потенциал детей мог актуализироваться, нужно создать определенные условия, прежде всего, ввести ребенка в настоящую творческую деятельность. Ведь именно в ней, как давно утверждает психология, из предпосылок рождаются и развиваются способности.
Развитие творческих способностей школьников не может происходить без постановки и решения самых разнообразных задач. Задача - это начало, исходное звено познавательного, поискового и творческого процесса, именно в ней выражается первое пробуждение мысли.
Развивать творческие способности? Что это значит?
- Во-первых, это развитие наблюдательности, речевой и общей активности, общительности, хорошо натренированной памяти, привычки анализировать и осмысливать факты, воли, воображения.
- Во-вторых, это систематическое создание ситуаций, позволяющих самовыразиться индивидуальности ученика.
- В-третьих, это организация исследовательской деятельности в познавательном процессе.[5,14]
На уроках русского языка и литературы, начиная с первого класса, дети учатся составлять рассказы, сказки по аналогии с прочитанными художественными произведениями, сочиняют пословицы, поговорки, загадки, стихи, создают иллюстрации. Самым трудным, но и самым интересным приемом организации творческой деятельности учащихся по следам прочитанного является драматизация во всех ее формах.
Кроме перечисленных приемов на уроках литературы широко используется рисование иллюстраций к рассказу или сказке с последующей защитой, составление видеоклипа. Достигнуть желаемого результата учитель сможет лишь в том случае, если сам он не чужд творчеству, постоянному поиску, созиданию. .[6,19]
Проблема развития воображения детей актуальна тем, что этот процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека, его поведения в целом. Работа по развитию воображения должна включать систему упражнений и заданий, рационально включённых как в учебную, так и внеурочную деятельность. Эта работа требует систематичности и активизации деятельности ученика и учителя.
Дети младшего школьного возраста любят фантазировать, рисовать, придумывать различные истории, сочинять сказки, т.е. с удовольствием создают новое и интересное.[4,28]
На уроках литературного чтения, русского языка мы с детьми создаём новые сказки, а также выполняем упражнения, способствующие развитию творческого воображения.
Привожу некоторые способы создания новых сказок и упражнения на развитие творческого воображения: ребёнку предлагается нарисовать замок доброй и злой волшебницы и придумать истории этих замков; предлагается определить, на что похоже облако, клякса и дорисовать до определённого образа; предлагается начало сказки, каждый придумывает по одному предложению; придумать сказка по опорным словам; из пословиц; догадаться кто из сказочных героев прячется под «маской»; после прослушивания музыки предлагается изобразить её с помощью синей, зелёной, красной и жёлтой красок и озаглавить рисунок. Представь, что ты видишь, трогаешь, мамин смех, Какой он? Представь себя сороконожкой, что ты чувствуешь, когда ползешь по зеленому листочку? с ней. Что было бы, если бы я увидела, что книга плачет? Что было бы, если бы я встретила крокодила Гену? Что было бы, если бы дамская шляпка сама выбирала себе хозяйку? Ш. Перро « Кот в сапогах»: представьте, что людоед превратился в другого зверя , как бы развивались тогда сказка? Сопоставь мысли двух персонажей: попугай в клетке и мальчик; рыба в пруду и рыбак; хозяин и пес на прогулке.
Анализ различных подходов позволил выделить следующие показатели сформированности творческой активности детей в процессе обучения литературному чтению и русскому языку:
1.Высокий уровень интереса к урокам литературного чтения и русского языка.
2.Способность к фантазированию, воображению и моделированию.
3.Проявление догадливости, сообразительности; открытие новых для себя знаний, способов действий, поиск ответов на вопросы в книгах.
4.Проявление радостных эмоций в процессе работы.
5.Способность переживать ситуацию успеха, наслаждаться процессом творчества.
6.Стремление к оригинальности.
7.Проявление самостоятельности в работе.
8.Умение преодолевать возникшие трудности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему "ПОДХОДЫ К РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ" »
ПОДХОДЫ К РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Стекольщикова Е.В., учитель начальных классов г. Казань, СОШ № 69
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Сегодня все большее признание получает положение о том, что в основе успешности обучения лежат общие учебные действия, имеющие приоритетное значение над узкопредметными знаниями и навыками. В системе образования начинают превалировать методы, обеспечивающие становление самостоятельной творческой учебной деятельности учащегося, направленной на решение реальных жизненных задач. Признанными подходами здесь выступают деятельностно - ориентированное обучение; учение, направленное на решение проблем (задач); проектные формы организации обучения.
Инновации в системе начального и общего среднего образования основываются на достижениях компетентностного подходов, проблемно ориентированного, личностно ориентированного развивающего образования, смысловой педагогики вариативного развивающего образования, контекстного и системно - деятельностного подходов.
Проблема творчества в образовании является весьма актуальной в настоящее время. Творчество - это не только успех, а долгий процесс познания, установление отношений с учащимися. Не все успешно удается каждому ребенку. Педагогу важно разборчиво подходить к каждому ученику, развивать творческие начала. Существует выражение: "Сотвори себя сам...". Именно это самотворение себя - главное на уроках словесности
Активизация обучения осуществляется только при условии активной творческой деятельности самого учителя. Чтобы научить детей думать, открывать, изобретать, учитель сам должен очень многое придумывать, открывать, изобретать, быть увлеченным человеком и любящим свой предмет.
Одно из важнейших условий интереса к учебной деятельности его разнообразие: разнообразие изучаемого материала, разнообразие поисков работы. Для того, чтобы школьники с интересом ждали урока, чтобы им хотелось следить за происходящим в классе, необходимо, чтобы и в материале каждого урока, и в способе его разнообразие сами, и зачастую их активность оказывается в некотором противоречии с нашими педагогическими задачами, поэтому желательно в классе создать определенные ситуации.[1,7]
В стандартах второго поколения прописанытребования к результатам изучения литературного чтения, которые включают формирование всех видов универсальных учебных действий: личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных — с приоритетом развития ценностно-смысловой сферы и коммуникации.
Литературное чтение — осмысленная, творческая духовная деятельность, обеспечивает освоение идейно-нравственного содержания художественной литературы, развитие эстетического восприятия. Важнейшей функцией восприятия художественной литературы является трансляция духовно-нравственного опыта общества через коммуникацию системы социальных личностных смыслов, раскрывающих нравственное значение поступков героев литературных произведений.
В начальной школе важным средством организации понимания авторской позиции, отношения автора к героям произведения и отображаемой действительности является выразительное чтение.
Учебный предмет «Литературное чтение» обеспечивает формирование следующих универсальных учебных действий:
смыслообразования через прослеживание «судьбы героя» (П.Я. Гальперин) и ориентацию учащегося в системе личностных смыслов;
самоопределения и самопознания на основе сравнения «Я» с героями литературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации;
основ гражданской идентичности путем знакомства с героическим историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям ее граждан;
эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев;
действия нравственно-этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей;
эмоционально-личностной децентрации на основе отождествления себя с героями произведения, соотнесения и сопоставления их позиций, взглядов и мнений;
умения устанавливать логическую причинно-следственную связь событий и действий героев произведения;
умения строить план с выделением существенной и дополнительной информации.[3,23]
Наше время - это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Сегодня многие педагоги уже осознают, что истинная цель обучения - это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом.
Основные же проблемы начальной школы фокусируются больше на познавательных процессах, хотя именно у младшего школьника в гораздо большей степени сохраняются черты для развития воображения и творческих способностей. Творческая деятельность должна выступать таким же объектом усвоения, как знания, умения, навыки, поэтому в школе, особенно начальной, нужно учить творчеству.[2,16]
Для того чтобы богатый творческий потенциал детей мог актуализироваться, нужно создать определенные условия, прежде всего, ввести ребенка в настоящую творческую деятельность. Ведь именно в ней, как давно утверждает психология, из предпосылок рождаются и развиваются способности.
Развитие творческих способностей школьников не может происходить без постановки и решения самых разнообразных задач. Задача - это начало, исходное звено познавательного, поискового и творческого процесса, именно в ней выражается первое пробуждение мысли.
Развивать творческие способности? Что это значит?
- Во-первых, это развитие наблюдательности, речевой и общей активности, общительности, хорошо натренированной памяти, привычки анализировать и осмысливать факты, воли, воображения.
- Во-вторых, это систематическое создание ситуаций, позволяющих самовыразиться индивидуальности ученика.
- В-третьих, это организация исследовательской деятельности в познавательном процессе.[5,14]
На уроках русского языка и литературы, начиная с первого класса, дети учатся составлять рассказы, сказки по аналогии с прочитанными художественными произведениями, сочиняют пословицы, поговорки, загадки, стихи, создают иллюстрации. Самым трудным, но и самым интересным приемом организации творческой деятельности учащихся по следам прочитанного является драматизация во всех ее формах.
Кроме перечисленных приемов на уроках литературы широко используется рисование иллюстраций к рассказу или сказке с последующей защитой, составление видеоклипа. Достигнуть желаемого результата учитель сможет лишь в том случае, если сам он не чужд творчеству, постоянному поиску, созиданию. .[6,19]
Проблема развития воображения детей актуальна тем, что этот процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека, его поведения в целом. Работа по развитию воображения должна включать систему упражнений и заданий, рационально включённых как в учебную, так и внеурочную деятельность. Эта работа требует систематичности и активизации деятельности ученика и учителя.
Дети младшего школьного возраста любят фантазировать, рисовать, придумывать различные истории, сочинять сказки, т.е. с удовольствием создают новое и интересное.[4,28]
На уроках литературного чтения, русского языка мы с детьми создаём новые сказки, а также выполняем упражнения, способствующие развитию творческого воображения.
Привожу некоторые способы создания новых сказок и упражнения на развитие творческого воображения: ребёнку предлагается нарисовать замок доброй и злой волшебницы и придумать истории этих замков; предлагается определить, на что похоже облако, клякса и дорисовать до определённого образа; предлагается начало сказки, каждый придумывает по одному предложению;придумать сказка по опорным словам; из пословиц; догадаться кто из сказочных героев прячется под «маской»; после прослушивания музыки предлагается изобразить её с помощью синей, зелёной, красной и жёлтой красок и озаглавить рисунок. Представь, что ты видишь, трогаешь, мамин смех, Какой он? Представь себя сороконожкой, что ты чувствуешь, когда ползешь по зеленому листочку? с ней. Что было бы, если бы я увидела, что книга плачет? Что было бы, если бы я встретила крокодила Гену? Что было бы, если бы дамская шляпка сама выбирала себе хозяйку? Ш. Перро « Кот в сапогах»: представьте, что людоед превратился в другого зверя , как бы развивались тогда сказка? Сопоставь мысли двух персонажей: попугай в клетке и мальчик; рыба в пруду и рыбак; хозяин и пес на прогулке.
Анализ различных подходов позволил выделить следующие показателисформированности творческой активности детей в процессе обучения литературному чтению и русскому языку:
1.Высокий уровень интереса к урокам литературного чтения и русского языка.
2.Способность к фантазированию, воображению и моделированию.
3.Проявление догадливости, сообразительности; открытие новых для себя знаний, способов действий, поиск ответов на вопросы в книгах.
Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П.Я. Гальперин. — М., 1985.
Агафонова И.Н. Уроки общения для детей 6—10 лет «Я и мы»: программа / И. Н. Агафонова. — СПб., 2003.
Стандарты второго поколения. Как проектировать универсальные действия в начальной школе. От действия к мысли. – Просвещение «Издательство»,2008.
Давыдова О.В. Игра как активная форма познавательного процесса./Современные образовательные технологии в системе дошкольного и школьного образования. Педагогические чтения. Март 2000/, С. 33.
Давыдова О.В. «Развитие воображения» // Начальная школа. М.: 2005. №7, С.8.
Евтеева Н.И. Активизация речевой деятельности младших школьников в системе развивающего обучения Л.В. Занкова на уроках литературного чтения и факультативного курса "Поэтические минутки", журнал- Первое сентября, 2008.№9.
Приложение
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ИТОГОВОЙ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ИТОГОВОЙ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Раздел «Творческая деятельность»
Планируемый результат: читать по ролям литературное произведение.
• определять с опорой на текст интонацию, выражающую характер и настроение героя, и воспроизводить ее при чтении вслух.
Примеры заданий
Умение: находить в тексте слова героев и автора.
Задание базового уровня
Прочитай текст от звездочки (*). Подготовь этот отрывок для чтения по ролям.
Задание повышенного уровня
Найди и отметь в тексте прямую речь. Прочитай эти отрывки по ролям.
Умение: определять с опорой на текст интонацию, выражающую характер и настроение героя и воспроизводить ее при чтении вслух.
Оба задания предназначены для совместного выполнения учащимися в ходе устной парной/групповой работы, могут быть предложены и для индивидуального выполнения.
Задание базового уровня
Прочитай про себя приведённый ниже отрывок из произведения Б. Шергина, найди и подчеркни слово, которое показывает, с каким настроением надо читать слова героя.
«— Я вам покажу цветочки, — ворчала бабушка. — Пусть только Муська явится, я её проучу за эти цветочки!»
Прочитай этот отрывок выразительно вслух.
Задание повышенного уровня
Прочитай про себя последний абзац текста. Определи, с какой интонацией надо читать слова героя. Докажи свой ответ ссылкой на текст. Прочитай этот абзац выразительно вслух.
ЯЗЫК (русский язык, чтение, речевая деятельность) выступает как основное средство познания и коммуникации. Дети учатся, слушая, читая, задавая вопросы, анализируя ответы и информацию, представленную в большинстве своем в словесной форме. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам. Язык – это основное доступное всем средство самопознания, самовыражения и развития творческих способностей. Овладение системой языка, навыками речевой деятельности помогает лучше понять себя и других, овладеть системой нравственных и эстетических ценностей. Это основной путь к успешному межличностному и социальному взаимодействию.
Поэтому задача формирования и развития навыков речевой деятельности отражается не только в планируемых результатах по русскому языку и чтению, но пронизывает все предметные области. Грамотность устной и письменной речи, активизация и пополнение словарного запаса, индивидуальный прогресс в использовании все более разнообразных языковых средств (лексических и грамматических) является одним из показателей и предметом оценки по всем предметам.
Та же особенность реализации ведущих целевых установок языкового образования отражается и в планируемых результатах освоения программ по русскому языку и чтению. Речевая деятельность (слушание, говорение, чтение, письмо) не только выделяется в самостоятельные дидактические линии (Система языка: Язык и речь; Система языка: Высказывание. Текст. Культура устной и письменной речи;Читательская компетенция), но и пронизывает остальные дидактические линии, охватывая все аспекты и навыки, которые являются существенными для языкового развития, для процесса учения и общения с окружающими.
Развитие творческого воображения младших школьников через предметы филологического цикла в рамках формирования компетенций.
Лаевская Елена.Владимировна.
Учитель начальных классов
МАОУ « Гимназия №29»
Г.Томск
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Сегодня все большее признание получает положение о том, что в основе успешности обучения лежат общие учебные действия, имеющие приоритетное значение над узкопредметными знаниями и навыками. Признанными подходами здесь выступают деятельностно -ориентированное обучение; учение, направленное на решение проблем (задач); проектные формы организации обучения.[3]
Инновации в системе начального и общего среднего образования основываются на достижениях зуновского, компетентностного подходов, проблемно ориентированного, личностно ориентированного развивающего образования, смысловой педагогики вариативного развивающего образования, контекстного и системно - деятельностного подходов.
Компетентностный подход возник в ответ на существующий в рамках «знаниевого» подхода разрыв между знаниями и умением их применять для решения жизненных задач. Компетентность понимается как результат когнитивного научения, а компетенция — как общая способность и готовность использовать знания, умения и обобщенные способы действий, усвоенные в процессе обучения, в реальной деятельности. Компетенция — это «знание в действии».
Проблема творчества в образовании является весьма актуальной в настоящее время. Творчество - это не только успех, а долгий процесс познания, установление отношений с учащимися. Не все успешно удается каждому ребенку. Педагогу важно разборчиво подходить к каждому ученику, развивать творческие начала. Существует выражение: "Сотвори себя сам...". Именно это самотворение себя - главное на уроках словесности.
В стандартах второго поколения прописанытребования к результатам изучения литературного чтения, которые включают формирование всех видов универсальных учебных действий: личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных — с приоритетом развития ценностно-смысловой сферы и коммуникации.
Учебный предмет «Литературное чтение» обеспечивает формирование следующих универсальных учебных действий:
смыслообразования через прослеживание «судьбы героя» (П.Я. Гальперин) и ориентацию учащегося в системе личностных смыслов;
самоопределения и самопознания на основе сравнения «Я» с героями литературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации;
основ гражданской идентичности путем знакомства с героическим историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям ее граждан;
эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев;
действия нравственно-этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей;
эмоционально-личностной децентрации на основе отождествления себя с героями произведения, соотнесения и сопоставления их позиций, взглядов и мнений;
умения понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей;
умения произвольно и выразительно строить контекстную речь с учетом целей коммуникации, особенностей слушателя;
умения устанавливать логическую причинно-следственную связь событий и действий героев произведения;
умения строить план с выделением существенной и дополнительной информации.[3]
Развитие творческих способностей школьников не может происходить без постановки и решения самых разнообразных задач. Задача - это начало, исходное звено познавательного, поискового и творческого процесса, именно в ней выражается первое пробуждение мысли.
Развивать творческие способности? Что это значит?
-Во-первых, это развитие наблюдательности, речевой и общей активности, общительности, хорошо натренированной памяти, привычки анализировать и осмысливать факты, воли, воображения.
-Во-вторых, это систематическое создание ситуаций, позволяющих самовыразиться индивидуальности ученика.
- В-третьих, это организация исследовательской деятельности в познавательном процессе.[5]
Именно об этом идёт речь в государственных стандартах второго поколения.
На уроках русского языка и литературы, начиная с первого класса, дети учатся составлять рассказы, сказки по аналогии с прочитанными художественными произведениями, сочиняют пословицы, поговорки, загадки, стихи, создают иллюстрации.[1]
Самым трудным, но и самым интересным приемом организации творческой деятельности учащихся по следам прочитанного является драматизация во всех ее формах.
Кроме перечисленных приемов на уроках литературы широко используется рисование иллюстраций к рассказу или сказке с последующей защитой, составление видеоклипа и другие..
На уроках литературного чтения, русского языка мы с детьми создаём новые сказки, а также выполняем упражнения, способствующие развитию творческого воображения..
Привожу некоторые способы создания новых сказок и упражнения на развитие творческого воображения, Ребёнку предлагается нарисовать замок доброй и злой волшебницы и придумать истории этих замков.
«На что похоже»?
Ребёнку предлагается определить, на что похоже облако, клякса и дорисовать до определённого образа.
Коллективное придумывание сказок.
Детям предлагается начало сказки. Каждый ребёнок придумывает по очереди по одному предложению.
«Запишем сказку».
Используются картинки с силуэтными изображениями персонажей сказки и отдельных предметов».
«Что произойдёт».
Дети сочиняют различные ситуации, в которые могут попасть предметы из окружающего нас мира.
«Что было бы, если…»
Ребёнку предлагается ряд вопросов, начинающихся со слов: «Что было бы, если…», «Что произойдёт, если…». Задача ребёнка дать как можно более полные и оригинальные ответы на поставленные вопросы.
«Винегрет из сказок».
Детям предлагается вспомнить сказки и объединить сюжеты и героев нескольких сказок в одну.
Сказка по опорным словам.
«Королевство сказок».
Каждый ребёнок вспоминает сказочных героев и сочиняет историю, в которой все герои живут в одном королевстве. Разыгрывается какой-то конкретный эпизод (празднование дня рождения, урок в сказочной школе и др.)[6]
Придумывание рассказа (создание сказки) по данному началу, концовке.
Сказка из пословиц.
Дети придумывают сказки, используя поговорки и пословицы. Сказка должна ответить на вопрос: как возникла та или иная пословица (поговорка)? Надо придумать соответствующую ситуацию.[2]
«Маска»
Дети должны догадаться, кто из сказочных героев прячется под маской. «Маска описывает свой характер, некоторые особенности и обстоятельства, при которых совершалось действие.
«Музыка»
Детям предлагается конкретная музыка. После прослушивания музыки детям даётся четыре краски: синяя, зелёная, красная, жёлтая. Предлагается изобразить услышанную музыку с помощью этих красок и озаглавить рисунок.[4]
Учитывая психологию младшего школьного возраста и технологию обучения в начальной школе я использую разные приёмы развития воображения.
При изучении темы «Имя прилагательное»
Представь, что ты видишь, трогаешь, мамин смех, Какой он?
Представь себя сороконожкой, что ты чувствуешь, когда ползешь по зеленому листочку?
Какой запах у счастья?
За 1 минуту подбери как можно больше имен прилагательных к словам погода, рассказ, улица.
За 1 минуту вспомни объекты желтого цвета, горячие, интересные прекрасные объекты.
Подбери имена прилагательные, которые изображают злую колдунью и добрую фею.
Подбери как можно больше слов для описания листьев.
«Изобретатель» (комбинирование несовместимых объектов, используя слова с непроверяемыми безударными гласными в корне слова.) Детские изобретения: пальто с пуговицами-прожекторами, чтобы видеть в темноте. Пальто с зонтиком. Портфель-холодильник. Портфель-телевизор. Тетрадь-телефон. Карандаш-точилка. Сапоги-грелка для холодной погоды.
Нарисуй в своем воображении те плоды, которые соберут с такого странного огорода.
Показал садовод нам такой огород,
Где на грядках, заселенных густо,
Огорбузы росли, помидыни росли,
Редисвекла. Чеслук и репуста. Н. Кончаловская.
Помоги этим странным словам стать настоящими. Запиши.
Придумай свои необыкновенные слова-растения (яблодыня, маливишня, лимарбуз. огурух и
« Склеивание»
Составь живое существо (нарисуй), которое плавает как рыба и добродушный, как бегемот.
Открой словарь, загадай профессию, назови несколько слов, связанных с ней.
Дорога, пассажир- водитель.
Пшеница, комбайн, урожай-хлебороб.
Ракета, планета, космос- космонавт.
Килограмм, грамм, магазин- продавец.
Морковь. Огурцы, помидоры- овощевод.
« Рифма»
Предлагаются слова. Нужно подобрать слова в рифму, составить стишок.
Печальный - хрустальный
Ловить-шалить
Клинок-рожок
Вот они какие-
Тюльпаны озорные!
Им весело живется,
А мне уж как придется!
« Уподобление»
Читаю стихи о цветах. На какой цветок ты больше похож по характеру и внешности. Вообрази себя цветком и напиши небольшой рассказ.
При изучении темы «Глагол»
Напиши сочинение « Я через 20 лет»
Загадай объект, используя глаголы прошедшего времени.
Смотрел, не слушал, отвлекался - ученик.
Пел, читал, танцевал - артист.
«Фантограмма»
Сочинение, в котором действительность выступает в сверхъестественном, нереальном мире.
Что было бы, если бы я увидела, что книга плачет?
Что было бы, если бы я встретила крокодила Гену?
Что было бы, если бы дамская шляпка сама выбирала себе хозяйку?
На уроках литературного чтения (2 класс)
Ш. Перро « Кот в сапогах»
Представьте, что людоед превратился в другого зверя , как бы развивались тогда.
Ю. Мориц.
Придумайте (нарисуйте) как выглядят динозвери, котозавры, Чехареты?
Придумайте (нарисуйте) фантостическое животное, рассказать о его фантастических способностях.
Ф. Галас. «Мир наоборот»
Придумай свои фантазии.
Русская народная сказка « Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
Представь, что бы случилось, если бы Иванушка ослушался сестрицу с первого раза?
Т. Белозеров. «Подснежники»
Придумай легенду о происхождении незабудки. Ромашки, анютиных глазок и д. р. Цветов.
Сопоставь мысли двух персонажей:
-попугай в клетке и мальчик
-рыба в пруду и рыбак
-хозяин и пес на прогулке
Анализ различных подходов позволил выделить следующие показателисформированности творческой активности детей в процессе обучения литературному чтению и русскому языку:
1. Высокий уровень интереса к урокам литературного чтения и русского языка.
2. Способность к фантазированию, воображению и моделированию.
3. Проявление догадливости, сообразительности; открытие новых для себя знаний, способов действий, поиск ответов на вопросы в книгах.
4. Проявление радостных эмоций в процессе работы.
5. Способность переживать ситуацию успеха, наслаждаться процессом творчества.
6. Стремление к оригинальности.
7. Проявление самостоятельности в работе.
8. Умение преодолевать возникшие трудности.
Планируемые результаты освоения учебных программ по предметам
филологического цикла
В процессе изучения русского языка ученики начальной школы получат возможность реализовать в устном и письменном общении потребность в творческом самовыражении, научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий.
В результате изучения курса русского языка у выпускников начальной школы будет сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу по русскому языку и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка на следующей ступени образования.
Выпускник получит возможность научиться:
• создавать тексты по предложенному заголовку;
• подробно или выборочно пересказывать текст;
• пересказывать текст от другого лица;
• составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
• анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
• корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
• анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом;
• соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении
Раздел «Творческая деятельность»
Выпускник научится:
• читать по ролям литературное произведение;
• использовать различные способы работы с деформированным текстом
• создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.
Выпускник получит возможность научиться:
• творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;
• создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения;
• работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;
• способам написания изложения.
Литературное обеспечение
1. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П.Я. Гальперин — М., 1985.
Агафонова И.Н. Уроки общения для детей 6—10 лет «Я и мы»: программа / И. Н. Агафонова. — СПб., 2003.
Стандарты второго поколения. Как проектировать универсальные действия в начальной школе. От действия к мысли. – Просвещение «Издательство»,2008.
Давыдова О.В. Игра как активная форма познавательного процесса./Современные образовательные технологии в системе дошкольного и школьного образования. Педагогические чтения. Март 2000/, С. 33-34.
Давыдова О.В. «Развитие воображения» // Начальная школа. М.: 2005. №7, С.8.
Евтеева Н.И. Активизация речевой деятельности младших школьников в системе развивающего обучения Л.В. Занкова на уроках литературного чтения и факультативного курса "Поэтические минутки", журнал- Первое сентября, 2008.№9.