kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в соответствии с ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данном этапе идет обновление системы дошкольного образования, которое подразумевает под собой создание нового типа детского сада, способного организовать единое образовательное пространство, провозглашая идею самоценности дошкольного периода детства.

Признание приоритета личности ребенка, его права на проявление своих интересов, особенностей, выражение в творческой самореализации предполагает формирование новой модели обучения, где интересы ребенка-дошкольника будут взяты за основу. Сейчас происходит переоценка ценностей и авторитетов, которая приводит к интенсивному поиску современных образовательных технологий, направленных на развитие и поддержку детской инициативы, на охрану и укрепление здоровья детей. В подтверждение этому новый нормативный документ «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования» определяет основу образовательной программы детского сада и выдвигает в качестве основной цели воспитательно-образовательной работы – развитие каждого ребенка, формирование успешной личности.

Ключевая установка стандарта – это поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка. То есть обеспечение интеграции педагогического и семейного воздействия на развитие личности ребенка. Все лучшее, что может дать семья (любовь, заботу, уход, личное общение), детский сад должен сделать своим достоянием, и, наоборот, все хорошее, что приобретает ребенок в детском саду (самостоятельность, организованность, интерес к знаниям), должно находить продолжение в семье. Другими словами - организация психолого-педагогического сопровождения дошкольника. Смысл психолого-педагогического сопровождения заключается в:

- содействии гармоничному психическому и физическому развитию ребенка (построение образовательной среды, направленной на сохранение здоровья и максимальное развитие умственного и личностного потенциала каждого ребенка),

- сохранении его индивидуальности (создание таких условий, чтобы при всех различиях своих индивидуальных особенностей и способностей, дети могли достичь определенного, необходимого уровня психологического и физического развития),

- создании ситуаций успеха в той деятельности, которая является для ребенка личностно значимой,

- обеспечении «безболезненной» адаптации к изменяющейся социальной ситуации и воспитании готовности к активному взаимодействию с окружающим миром.        

Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этого перехода и заключается в психолого-педагогическом сопровождении выпускника.

В угоду школе и родителям многие дошкольные образовательные учреждения стали дублировать цели, задачи, формы и методы работы начальной школы. Это привело к вытеснению в детском саду специфической формы активной деятельности ребенка – игры.

Эти проблемы ложатся тяжким грузом на плечи ребенка. Повышенные нагрузки, переутомление, ухудшение здоровья детей, снижение учебной мотивации, потеря интереса к учёбе, отсутствие творческого начала провоцируют неврозы детей и другие нежелательные явления при переходе к школьному образованию.

Вот почему построение преемственности между детским садом и школой в вопросах подготовки детей к школе сегодня требует нового подхода.

Осуществляя психолого-педагогическое сопровождение, каким же мы хотим видеть современного выпускника ДОУ?

Ребенок выпускник - должен обладать личностными характеристиками, среди них инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение, способность к волевым усилиям, любознательность.

Под моделью выпускника детского сада, готового к обучению в школе, предполагается результат совместной деятельности детского сада и семьи, характеризующий их представления о наиболее важных качествах личности ребенка, которыми должен обладать выпускник дошкольного образовательного учреждения. Модель выпускника имеет большое значение, являясь основой для разработки целевых ориентиров воспитательно-образовательного процесса.

Целевые ориентиры дошкольного образования – это социальные и психологические характеристики личности ребенка, возможных его достижений на этапе завершения дошкольного образования:

? ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности. Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности;

? ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;

? ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

? ребёнок может выражать свои мысли и желания;

? ребёнок может контролировать свои движения и управлять ими;

? ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело.

Ребёнок может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, правилам безопасного поведения и личной гигиены;

? ребёнок проявляет любознательность, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Ребёнок способен к принятию собственных решений.

Все эти психологические характеристики являются необходимыми предпосылками для перехода на следующий уровень образования, успешной адаптации к условиям жизни в школе и требованиям учебного процесса, лежат в основе высокой мотивации детей к обучению в школе и предполагают формирование у дошкольников предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

В связи с этим большое внимание уделяется диагностике психологической готовности детей к школьному обучению. В настоящее время приоритетом является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным при обучении по программам начальной школы. Существует большое количество различных методик, тестов, выявляющих уровень мотивационной, эмоционально-волевой и личностной и интеллектуальной готовности к обучению в школе.

В этом учебном году мы использовали диагностику по изучению стартового уровня будущих первоклассников на предмет оценки сформированности предпосылок к учебной деятельности:  возможность работать в соответствии с фронтальной инструкцией (удержание алгоритма деятельности), умение самостоятельно действовать по образцу и осуществлять контроль, обладать определенным уровнем работоспособности, умение переключиться на выполнение следующего задания, возможностей распределения и переключения внимания, темпа, целенаправленности деятельности и самоконтроля. То есть, оценивалась сформированность регуляторного компонента деятельности в целом.

Помимо этого мы определили сформированность операций звукобуквенного анализа и синтеза, фонематического слуха, уровня развития моторных навыков, в частности мелкой моторики, возможность удержания простой моторной программы в графической деятельности, уровень сформированности пространственных представлений. Проводимая диагностика позволила изучить особенности мыслительной деятельности детей и  уровень развития  качественных характеристик процесса обобщения наглядного материала.

Помимо оценки результатов выполняемых заданий, учитывались особенности деятельности и характер поведения ребенка в процессе работы (уверенность-неуверенность в себе, отвлекаемость, необходимость в дополнительной помощи, стимулировании деятельности.

Целостный характер исследования предоставил  возможность получить картину актуального уровня развития ребенка и обозначить зону его ближайшего развития.

Проведенная диагностика дала возможность выделить четыре параметра психического развития в соответствии с новыми требованиями к результатам образования в связи с введением ФГОС:

- сформированность регуляторного компонента деятельности в целом;

- собственно предпосылки к учебной деятельности;  

- сформированность пространственных представлений;

- особенности мыслительной деятельности.

Говоря о психолого-педагогическом сопровождении старших дошкольников необходимо отметить ответственность и требования к педагогам, осуществляющим подготовку детей к школьному обучению.

Дошкольное образование целиком и полностью выстроено на процессе взаимодействия педагога с детьми, а поскольку педагог для ребенка является достаточно значимой фигурой, то именно на воспитателя ложится ответственность за качество данного процесса. Из этого следует, что рядом с детьми должны находиться высокопрофессиональные педагоги. Прежде всего, ориентированные на личностное взаимодействие с каждым воспитанником, исключающим авторитарную модель построения воспитательно-образовательного процесса.

Современный педагог должен быть готов к гибкой корректировке воспитательно-образовательного процесса, отталкиваясь от интересов и потребностей воспитанников. Целью должно стать не формирование знаний, умений и навыков, а развитие личности ребенка. Главная задача для воспитателя современного детского сада – постепенный уход от стереотипов, организация мыслительной деятельности, в ходе которой будет происходить переоценка собственных профессиональных действий, своих установок по отношению к ребенку.

Современный мир характерен быстро меняющимися условиями, постоянным обновлением информации, поэтому еще одна важная составляющая профессиональной компетентности педагога – это постоянное совершенствование своих знаний, овладение прогрессивными педагогическими технологиями воспитания и обучения.

Таким образом, современному детскому саду нужен педагог, который будут не «учителем», а старшим партнером для детей, способствующим развитию личности воспитанников; педагог, способный грамотно планировать и выстраивать воспитательно-образовательный процесс, ориентируясь на интересы самих детей, но при этом не бояться отойти от намеченного плана и подстраиваться под реальные ситуации; педагог, который может самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, а также способный к сотрудничеству, владеющий психолого-педагогическими знаниями, современными информационно-коммуникативными технологиями, способный к самообразованию и самоанализу.

Для того чтобы наши дети полноценно проживали дошкольный период детства и приобретали ту самую равную стартовую площадку для успешного школьного обучения, нам, педагогам-психологам, необходимо уделять свое профессиональное внимание всем участникам образовательного процесса – и воспитанникам, и их родителям и педагогам.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в соответствии с ФГОС »

Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в соответствии с ФГОС


Кравчук И.В., педагог-психолог

высшей квалификационной категории

МАДОУ «ЦРР – Детский сад № 396»

Приволжского района г. Казани



"Любая реформа образования должна

опираться на личность человека.

Если мы будем следовать этому

правилу, ребенок, вместо того, чтобы

обременять нас, проявит себя как самое

великое и утешительное чудо природы"

М. Монтессори


На данном этапе идет обновление системы дошкольного образования, которое подразумевает под собой создание нового типа детского сада, способного организовать единое образовательное пространство, провозглашая идею самоценности дошкольного периода детства.

Признание приоритета личности ребенка, его права на проявление своих интересов, особенностей, выражение в творческой самореализации предполагает формирование новой модели обучения, где интересы ребенка-дошкольника будут взяты за основу. Сейчас происходит переоценка ценностей и авторитетов, которая приводит к интенсивному поиску современных образовательных технологий, направленных на развитие и поддержку детской инициативы, на охрану и укрепление здоровья детей. В подтверждение этому новый нормативный документ «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования» определяет основу образовательной программы детского сада и выдвигает в качестве основной цели воспитательно-образовательной работы – развитие каждого ребенка, формирование успешной личности.

Ключевая установка стандарта – это поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка. То есть обеспечение интеграции педагогического и семейного воздействия на развитие личности ребенка. Все лучшее, что может дать семья (любовь, заботу, уход, личное общение), детский сад должен сделать своим достоянием, и, наоборот, все хорошее, что приобретает ребенок в детском саду (самостоятельность, организованность, интерес к знаниям), должно находить продолжение в семье. Другими словами - организация психолого-педагогического сопровождения дошкольника. Смысл психолого-педагогического сопровождения заключается в:

- содействии гармоничному психическому и физическому развитию ребенка (построение образовательной среды, направленной на сохранение здоровья и максимальное развитие умственного и личностного потенциала каждого ребенка),

- сохранении его индивидуальности (создание таких условий, чтобы при всех различиях своих индивидуальных особенностей и способностей, дети могли достичь определенного, необходимого уровня психологического и физического развития),

- создании ситуаций успеха в той деятельности, которая является для ребенка личностно значимой,

- обеспечении «безболезненной» адаптации к изменяющейся социальной ситуации и воспитании готовности к активному взаимодействию с окружающим миром.

Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этого перехода и заключается в психолого-педагогическом сопровождении выпускника.

В угоду школе и родителям многие дошкольные образовательные учреждения стали дублировать цели, задачи, формы и методы работы начальной школы. Это привело к вытеснению в детском саду специфической формы активной деятельности ребенка – игры.

Эти проблемы ложатся тяжким грузом на плечи ребенка. Повышенные нагрузки, переутомление, ухудшение здоровья детей, снижение учебной мотивации, потеря интереса к учёбе, отсутствие творческого начала провоцируют неврозы детей и другие нежелательные явления при переходе к школьному образованию.

Вот почему построение преемственности между детским садом и школой в вопросах подготовки детей к школе сегодня требует нового подхода.

Осуществляя психолого-педагогическое сопровождение, каким же мы хотим видеть современного выпускника ДОУ?

Ребенок выпускник - должен обладать личностными характеристиками, среди них инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение, способность к волевым усилиям, любознательность.

Под моделью выпускника детского сада, готового к обучению в школе, предполагается результат совместной деятельности детского сада и семьи, характеризующий их представления о наиболее важных качествах личности ребенка, которыми должен обладать выпускник дошкольного образовательного учреждения. Модель выпускника имеет большое значение, являясь основой для разработки целевых ориентиров воспитательно-образовательного процесса.

Целевые ориентиры дошкольного образования – это социальные и психологические характеристики личности ребенка, возможных его достижений на этапе завершения дошкольного образования:

ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности. Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности;

ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;

ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

ребёнок может выражать свои мысли и желания;

ребёнок может контролировать свои движения и управлять ими;

ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело.

Ребёнок может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, правилам безопасного поведения и личной гигиены;

ребёнок проявляет любознательность, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Ребёнок способен к принятию собственных решений.

Все эти психологические характеристики являются необходимыми предпосылками для перехода на следующий уровень образования, успешной адаптации к условиям жизни в школе и требованиям учебного процесса, лежат в основе высокой мотивации детей к обучению в школе и предполагают формирование у дошкольников предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

В связи с этим большое внимание уделяется диагностике психологической готовности детей к школьному обучению. В настоящее время приоритетом является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным при обучении по программам начальной школы. Существует большое количество различных методик, тестов, выявляющих уровень мотивационной, эмоционально-волевой и личностной и интеллектуальной готовности к обучению в школе.

В этом учебном году мы использовали диагностику по изучению стартового уровня будущих первоклассников на предмет оценки сформированности предпосылок к учебной деятельности: возможность работать в соответствии с фронтальной инструкцией (удержание алгоритма деятельности), умение самостоятельно действовать по образцу и осуществлять контроль, обладать определенным уровнем работоспособности, умение переключиться на выполнение следующего задания, возможностей распределения и переключения внимания, темпа, целенаправленности деятельности и самоконтроля. То есть, оценивалась сформированность регуляторного компонента деятельности в целом.

Помимо этого мы определили сформированность операций звукобуквенного анализа и синтеза, фонематического слуха, уровня развития моторных навыков, в частности мелкой моторики, возможность удержания простой моторной программы в графической деятельности, уровень сформированности пространственных представлений. Проводимая диагностика позволила изучить особенности мыслительной деятельности детей и уровень развития качественных характеристик процесса обобщения наглядного материала.

Помимо оценки результатов выполняемых заданий, учитывались особенности деятельности и характер поведения ребенка в процессе работы (уверенность-неуверенность в себе, отвлекаемость, необходимость в дополнительной помощи, стимулировании деятельности.

Целостный характер исследования предоставил возможность получить картину актуального уровня развития ребенка и обозначить зону его ближайшего развития.

Проведенная диагностика дала возможность выделить четыре параметра психического развития в соответствии с новыми требованиями к результатам образования в связи с введением ФГОС:

- сформированность регуляторного компонента деятельности в целом;

- собственно предпосылки к учебной деятельности;

- сформированность пространственных представлений;

- особенности мыслительной деятельности.

Говоря о психолого-педагогическом сопровождении старших дошкольников необходимо отметить ответственность и требования к педагогам, осуществляющим подготовку детей к школьному обучению.

Дошкольное образование целиком и полностью выстроено на процессе взаимодействия педагога с детьми, а поскольку педагог для ребенка является достаточно значимой фигурой, то именно на воспитателя ложится ответственность за качество данного процесса. Из этого следует, что рядом с детьми должны находиться высокопрофессиональные педагоги. Прежде всего, ориентированные на личностное взаимодействие с каждым воспитанником, исключающим авторитарную модель построения воспитательно-образовательного процесса.

Современный педагог должен быть готов к гибкой корректировке воспитательно-образовательного процесса, отталкиваясь от интересов и потребностей воспитанников. Целью должно стать не формирование знаний, умений и навыков, а развитие личности ребенка. Главная задача для воспитателя современного детского сада – постепенный уход от стереотипов, организация мыслительной деятельности, в ходе которой будет происходить переоценка собственных профессиональных действий, своих установок по отношению к ребенку.

Современный мир характерен быстро меняющимися условиями, постоянным обновлением информации, поэтому еще одна важная составляющая профессиональной компетентности педагога – это постоянное совершенствование своих знаний, овладение прогрессивными педагогическими технологиями воспитания и обучения.

Таким образом, современному детскому саду нужен педагог, который будут не «учителем», а старшим партнером для детей, способствующим развитию личности воспитанников; педагог, способный грамотно планировать и выстраивать воспитательно-образовательный процесс, ориентируясь на интересы самих детей, но при этом не бояться отойти от намеченного плана и подстраиваться под реальные ситуации; педагог, который может самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, а также способный к сотрудничеству, владеющий психолого-педагогическими знаниями, современными информационно-коммуникативными технологиями, способный к самообразованию и самоанализу.

Для того чтобы наши дети полноценно проживали дошкольный период детства и приобретали ту самую равную стартовую площадку для успешного школьного обучения, нам, педагогам-психологам, необходимо уделять свое профессиональное внимание всем участникам образовательного процесса – и воспитанникам, и их родителям и педагогам.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Кравчук Ирина Васильевна

Дата: 10.09.2015

Номер свидетельства: 229792


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства