Формирование универсальных учебных действий в рамках ДОУ, как условие успешной адаптации и обучения в начальной школе.
В связи с введением ФГОС ДО итогом освоения образовательной программы дошкольного образования являются интегративные качества ребенка. Такие как инициативность и самостоятельность, любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость, способность решать интеллектуальные, личностные задачи и др.
Таким образом, задача ДОУ заключается в том, чтобы – сформировать совокупность «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта на основе компетентностного подхода.
В свете введения ФГОС ДОУ для нас приобретает особое значение формирование универсальных учебных действий (УУД) . Развитие универсальных учебных действий на этапе дошкольной подготовки – будет способствовать успешной адаптации и обучения в начальной школе.
В связи с тем, что изменились приоритетные направления в дошкольном образовании, и новой задачей стало обеспечение развития УУД, перед нами возникла необходимость пересмотреть формы и средства организации образовательного процесса в детском саду.
Традиционные формы работы
- Беседы
- Досуги
- Игровые беседы с элементами движения
- Занятия
- Развлечения
- Викторины
- Клубы
- Конструирование
- Театрализованная деятельность
- Дидактические игры
- Спортивные игры
- Народные игры
- Экскурсии
- Походы
- Выставки Интерактивные формы работы:
- Пресс-конференция
- Устные журналы
- «Школа исследователей»
- «Клуб любознательных»
- Рисунки-сочинения
- Интегративная деятельность
- Проектная деятельность
- Исследовательская деятельность
- Режиссерская игра
- Решение проблемных ситуаций
- Создание коллекций
- Изостудия
- Коллективное дело
- «Сказочная лаборатория»
Таким образом, использование новых форм работы позволяет развивать универсальные учебные действия у дошкольников, что способствует формированию у них психологических новообразований и способностей, которые, в свою очередь, определяют условия высокой успешности учебной деятельности.
Для эффективного внедрения новых форм в дошкольном учреждении создаётся предметно – развивающая среда, позволяющая успешно формировать УУД:
- личностные УУД (это оборудованный спортивный уголок в соответствии с требованиями, «Дорожка здоровья»)
- регулятивные УУД (в группах имеются уголки социально-эмоционального развития; кабинет педагога-психолога);
- познавательные УУД (кабинет учителя – логопеда;, мини-музей; оформлены цветники на участках; имеется площадка для изучения правил дорожного движения и др.);
- коммуникативные универсальные действия (музыкальный зал; театральная комната с различными видами театров и др).
В нашем детском саду предметная среда – это гармоничное соотношение материалов, окружающих детей, с точки зрения количества, разнообразия, неординарности, изменяемости и позволяющая в комплексе формировать УУД.
Для педагогов на базе дошкольного учреждения организована работа творческой группы по направлению «Формирование предпосылок УУД у дошкольников через различные виды деятельности».
В результате деятельности творческой группы были разработаны методические продукты:
- Диагностический инструментарий по мониторингу предпосылок УУД.
- Памятки для педагогов «Формирование регулятивных УУД у дошкольников для успешного обучения в школе»; рекомендации «Проблемные мыслительные ситуации – эффективное средство формирования ответственного поведения у старших дошкольников».
- Систематизированы методы и средства оценки сформированности УУД, включая систему типовых задач на основе выделения критериев и требований к инструментарию их оценки.
- Разработаны рекомендации по созданию развивающей среды в рамках формирования УУД.
- Составлена картотека игр для проведения игровых занятий в организованной и самостоятельной деятельности по формированию предпосылок УУД.
Но в тоже время существуют и проблемы:
Первая: неготовность педагогических кадров перестроить свою работу в соответствии с новыми требованиями ФГОС (в большей степени стараются проводить учебные занятия).
Вторая: сложнее, так как для осуществления данной работы нужна и другая методика работы с детьми дошкольниками и другая дидактика, чем та, что сегодня используется в большинстве детских садов. Не все способны этими методиками и этой новой дидактикой пользоваться и получать иной, чем сегодня результат.
Третья: это создание той развивающей среды, которая бы в полной мере соответствовала современным требованиям.
Заведующая МБДОУ д/с «Берёзка» р.п. Самойловка Т.И. Фоменко