Данная рабочая программа разработана в соответствии с нормативными документами, регламентирующими составление и реализацию рабочих программ:
Рабочая программа разработана в соответствии с нормативными документами, регламентирующими составление и реализацию рабочих программ:
- Учебный план КОУ ОО «Шербакульская адаптивная школа-интернат» на 2020-2021 учебный год;
- Годовой календарный учебный график КОУ ОО «Шербакульская адаптивная школа-интернат» на 2020-2021 учебный год;
- Расписание учебных занятий на 2020-2021 учебный год.
-отработка и совершенствование навыка беглого, правильного и осознанного чтения, подробного и краткого пересказа прочитанного текста; овладение пятиклассниками с ОВЗ навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Таким образом, данная программа направлена на формирование предметных и личностных результатов. В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Программа ориентирована на учебник: Чтение 5 класс: учеб. для образоват организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы/ авт.- сост. З.Ф. Малышева.- 18-е изд. – М.: Просвещение, 2019 – 255с.: ил. – ISBN 978-4-09-068211-4, входящий в Федеральный перечень учебников, утверждённых МОиН РФ.
В структуре психики ребенка с лёгкой степенью умственной отсталости в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является мышление, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению.
Проблема обучения чтению школьников с лёгкой степенью умственной отсталости является одной из актуальных в современнойпедагогической и психологической литературе. Это вызвано её большой практическойзначимостью. Без овладения полноценным навыком чтения процесс восприятия и переработкиинформации, а, следовательно, и весь процесс обучения детей с лёгкой степенью умственной отсталости ограничен. Поэтому овладение навыками чтения – одна из важнейших задач уроков чтения. Как показали исследования М.Ф. Гнездилова, Р.И. Лалаевой, Н.К. Сорокиной, Р.С. Колеватовой, навыки чтения у детей с лёгкой степенью умственной отсталости формируются медленно и со значительными трудностями.
Низкий уровень умственного развития, ограниченность представлений и знаний об окружающем мире, несформированность интересов, снижение потребности в социальных и речевых контактах, бедность активного словаря, низкий темп чтения текстов не позволяют учащимся активно работать не только на уроках чтения, но и на других. Чтение и развитие речи, как учебный предмет, призван оказывать исключительно большое влияние на обучение и воспитание детей с лёгкой степенью умственной отсталости, на их адаптацию в современном обществе, что определяет актуальность и практическую значимость предлагаемой программы. Уроки чтения способствуют развитию наблюдательности, произвольного внимания, речи, обогащают словарный запас школьников, расширяют кругозор учащихся, воспитывают нравственные качества (гуманное отношение к окружающим, доброту, милосердие, уважение к старшим).
Умственно отсталые школьники трудно воспринимают биографические данные писателей, тем более их творческий путь, представленный даже в упрощенном варианте. Биографию писателя они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исторических произведениях учащиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором для передачи того или иного факта, поступка героя.
В соответствии с требованиями ФГОС обучающихся с умственной отсталостью и Законом «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012г., в учебном плане КОУ ОО «Шербакульская адаптивная школа-интернат», который является частью адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования (АООП), выделяется следующее количество учебных часов для освоения учащимися курса учебного предмета «Чтение»(литературное чтение):
В данной рабочей программе увеличено общее количество часов по предмету. В соответствии со школьным учебным планом добавлен один час на предмет «Чтение» (литературное чтение) из школьного компонента. Увеличение количества часов идет за счет расширения тем, отведенных на закрепление материала. Согласно школьному учебному плану на изучение чтения и развития речи в 5 классе отводится 170 часов из расчёта 5 часов в неделю.
Реализация программы обеспечивает достижение учащимися 5 класса следующих личностных и предметных результатов в соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью:
Личностные учебные действия представлены следующими умениями: испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную социальную деятельность; бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны; владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей.
Коммуникативные учебные действия включают умения: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач; использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;
использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;
использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
№ п/п (№ урока) | План, сроки проведения | Факт, сроки проведения | Тема урока | Форма учебного занятия, урока | Тип учебного занятия, урока | Виды учебной деятельности обучающихся на уроке |
Устное народное творчество. Сказки.-23 часа |
1. | | | Введение. Устное народное творчество. | урок | Комбинированный | Работа с учебником. Редактирование текста |
2. | | | Считалки. Потешки. Фольклор родного края. | урок | Комбинированный | Выполнение заданий по классификации |
3. | | | Загадки | урок | Комбинированный | Просмотр мультфильма по сказке |
4. | | | Пословицы и поговорки | урок | Комбинированный | Работа с раздаточным материалом |
5. | | | «Никита Кожемяка» (русская народная сказка) | урок | Комбинированный | Соотнесение пословиц и сказок |
6. | | | «Как наказали медведя» (тофаларская сказка) | урок | Комбинированный | Усвоение нового понятия, работа с учебником |
7. | | | «Золотые руки» (башкирская сказка) | урок | Комбинированный | Прослушивание, анализ и чтение сказки |
8. | | | Тема сказки «Золотые руки» | урок | Комбинированный | Прослушивание, анализ и чтение сказки |
9. | | | «Морозко» (русская народная сказка) | урок | Комбинированный | Работа с учебником |
10 | | | Чему учит сказка «Морозко» | урок | Комбинированный | Прослушивание, анализ и чтение былины |
11. | | | Урок обобщения по сказке «Морозко» Разные варианты одной сказки. | урок | Урок обобщения и систематизации | Повторение прочитанного. Работа с тестом, вопросами Просмотр видеофильма |
12. | | | «Два мороза» (русская народная сказка) | урок | Комбинированный | Просмотр видеофильма |
13 | | | «Три дочери» (татарская сказка) | урок | Комбинированный | Слушание чтения учителя Выполнение анализа содержания текста |
14. | | | Вн.\чт «Предания и сказания земли Омской» (УНТ народов прииртышья) | урок | Комбинированный | Прослушивание, анализ и чтение текста |
15. | | | Пушкин А.С.«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» | урок | Комбинированный | Прослушивание, анализ и чтение текста |
16. | | | Пушкин А.С.«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» Часть 2. | урок | Комбинированный | Анализ отрывка сказки, выразительное чтение |
17. | | | Характеристика героев сказки А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» | урок | Комбинированный | Анализ отрывка сказки, выразительное чтение |
18. | | | Приметы русской народной сказки в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина | урок | Комбинированный | Работа над образным поэтическим языком Просмотр мультфильма по сказке |
19. | | | Д. Мамин - Сибиряк «Серая шейка» | урок | Комбинированный | Прослушивание аудиосказки Работа с текстом сказки |
20. | | | Работа над содержанием сказки Д. Мамина - Сибиряка «Серая шейка» | урок | Комбинированный | Анализ текста сказки, выразительное чтение Чтение по ролям |
21. | | | Жанровые особенности сказки Д .Мамина-Сибиряка «Серая шейка» | урок | Комбинированный | Выполнение практических упражнений по анализу сказки Просмотр мультфильма по сказке |
22. | | | Картины природы в сказке Д.Мамина-Сибиряка «Серая шейка» | урок | Комбинированный | Работа над образным языком, описанием природы |
23 | | | Повторительно-обобщающий урок «Сказка – ложь, да в ней намёк…» | урок | Урок обобщения и систематизации | Систематизация знаний Выбор правильных ответов |
Картины родной природы. Лето. Осень.-21 час |
24. | | | Г. Скребицкий «Июнь» | урок | Комбинированный | Просмотр видеофильма |
25. | | | И .Суриков «Ярко солнце светит…» | урок | Комбинированный | Анализ стихотворения, выразительное чтение |
26. | | | А. Платонов «Июльская гроза». Часть 1 «Гроза надвигается» | урок | Комбинированный | Прослушивание, анализ и чтение текста |
27. | | | А. Платонов «Июльская гроза» Часть 2 «Описание грозы» | урок | Комбинированный | Составление характеристики героев с опорой на слова и выражения |
28. | | | А. Платонов «Июльская гроза» Часть 3 «Спасение» | урок | Комбинированный | Соотнесение исторического времени и сюжета литературного произведения |
29 | | | Характеристика героев рассказа А. Платонова «Июльская гроза» | | | |
30 | | | А. Прокофьев «Березка» | урок | Комбинированный | Работа над образным поэтическим языком |
31 | | | Ю. Гордиенко «Вот и клонится лето к закату…» | урок | Комбинированный | Словесное рисование картин природы |
32. | | | Вн.\чт «Поэты – земляки о природе родного края» | урок | Комбинированный | Работа с текстом. Составление диалога |
33. | | | Повторительно – обобщающий урок по теме «Лето». Составление рассказа «Как я провел лето» | урок | Урок обобщения и систематизации | Систематизация знаний Составление рассказа на основе прочитанных текстов, личных наблюдений и переживаний |
34 | | | Написание сочинения «Как я провел лето» | урок | Урок развития речи | Составление рассказа по плану и опорным словам |
35. | | | Г. Скребицкий «Сентябрь» | урок | Комбинированный | Прослушивание, анализ и чтение текста |
36. | | | Соколов-Микитов «Золотая осень» | урок | Комбинированный | Словесное рисование картин природы |
37. | | | К. Бальмонт «Осень» | урок | Комбинированный | Работа над образным поэтическим языком |
38. | | | Г. .Скребицкий «Добро пожаловать» | урок | Комбинированный | Работа с учебником, Формулировка выводов наблюдения |
39. | | | По В. Астафьеву «Осенние грусти» | урок | Комбинированный | Работа над прямым и переносным значением слов. |
40. | | | И. Бунин «Первый снег» | урок | Комбинированный | Работа над образным поэтическим языком |
41. | | | Вн.\чт Творчество Т. Белозерова | урок | Комбинированный | Составление и запись диалога |
42 | | | Повторительно - обобщающий урок по теме «Осень» | урок | Урок обобщения и систематизации | Самостоятельная работа Выбор правильного ответа |
43 | | | Сочинение на тему «Осень в моем селе» (подготовка) | урок | Урок развития речи | Работа с таблицей |
44 | | | Сочинение на тему « Осень в моем селе» (написание) | урок | Урок развития речи | Составление и запись рассказа по плану и опорным словам |
О друзьях - товарищах -14 часов |
45. | | | Ю. Яковлев «Колючка» | урок | Комбинированный | Работа с текстом Формулировка выводов наблюдения |
46. | | | Работа над содержанием рассказа «Колючка» | урок | Комбинированный | Работа по классификации Систематизация знаний |
47 | | | Характеристика героев рассказа Ю. Яковлева «Колючка» | урок | Комбинированный | Работа с текстом Формулировка выводов наблюдения |
48 | | | Ю. Яковлев «Рыцарь Вася» | урок | Комбинированный | Работа по алгоритму, инструкции |
49 | | | Работа над содержанием рассказа Ю. Яковлева «Рыцарь Вася» | урок | Комбинированный | Работа с текстом Формулировка выводов наблюдения |
50 | | | Сравнительная характеристика героев рассказа Ю. Яковлева «Рыцарь Вася» | урок | Комбинированный | Работа с текстом Формулировка выводов наблюдения |
51 | | | Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» | урок | Комбинированный | Прослушивание, анализ и чтение текста |
52 | | | Работа над содержанием рассказа Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома» | урок | Комбинированный | Работа с учебником, Формулировка выводов наблюдения |
53 | | | В. Медведев «Фосфорический мальчик» | урок | Комбинированный | Работа с учебником |
54 | | | Характеристика героев рассказа В. Медведева «Фосфорический мальчик» | урок | Комбинированный | Работа с текстом Формулировка выводов наблюдения |
55 | | | Л. Воронкова «Дорогой подарок» | урок | Комбинированный | Работа с текстом Формулировка выводов наблюдения |
56 | | | Характеристика герое рассказа Л. Воронковой «Дорогой подарок» | урок | Урок обобщения и систематизации | Выполнение практических упражнений Систематизация знаний |
57 | | | Обобщающий урок по рассказу Л. Воронковой «Дорогой подарок» | урок | Комбинированный \ | Самостоятельная работа Выбор правильного ответа |
58 | | | Я. Аким «Твой друг» | урок | Комбинированный | Работа над образным поэтическим языком . |
Басни И.А. Крылова-6 часа |
59 | | | И.А. Крылов «Ворона и лисица» | урок | Комбинированный | Работа над образным поэтическим языком |
60 | | | И.А. Крылов «Щука и кот» | урок | Комбинированный | Систематизация знаний Работа по классификации |
61 | | | И.А. Крылов «Квартет» | урок | Комбинированный | Слушание объяснений учителя |
62 | | | Повторительно – обобщающий урок по теме «О друзьях - товарищах» | урок | Комбинированный | Работа с учебником, дополнительной лит-рой |
63 | | | Сочинение «Жизнь дана на добрые дела» (подготовка) | урок | Урок развития речи | Составление рассказа на основе прочитанных текстов, личных наблюдений и переживаний |
64 | | | Сочинение «Жизнь дана на добрые дела» (подготовка) | урок | Урок развития речи | Составление и запись рассказа по плану и опорным словам |
Спешите делать добрые дела - 21 часов |
65 | | | Н. Хмелик «Будущий олимпиец» | урок | Урок обобщения и систематизации | Составление связного текста, Самостоятельная работа Выбор правильного ответа |
66 | | | Работа над содержанием рассказа Н. Хмелик «Будущий олимпиец» | урок | Комбинированный | Ответы на вопросы |
67 | | | О. Бондарчук «Слепой домик» | урок | Комбинированный | Прослушивание, анализ и чтение текста |
68 | | | Характеристика героя рассказа О. Бондарчук «Слепой домик» | урок | Комбинированный | Составление характеристики героев с опорой на слова и выражения |
69 | | | В. Осеева «Бабка» | урок | Комбинированный | Прослушивание, анализ и чтение текста |
70 | | | Работа над содержанием 2 части рассказа В. Осеевой «Бабка» | урок | Комбинированный | Работа по классификации Систематизация знаний |
71 | | | Характеристика гласных героев рассказа В. Осеевой «Бабка» | урок | Комбинированный | Составление характеристики героев с опорой на слова и выражения |
72 | | | Чему учит рассказ В. Осеевой «Бабка» | урок | Комбинированный | Работа с учебником, Формулировка выводов наблюдения |
73 | | | Обобщающий урок по рассказу В. Осеевой «Бабка». Тестирование. | урок | Урок развития речи | Самостоятельная работа Выбор правильного ответа |
74 | | | Сочинение на тему «Спешите делать добро» (подготовка) | урок | Урок развития речи | Составление рассказа на основе прочитанных текстов, личных наблюдений и переживаний |
75 | | | Сочинение на тему «Спешите делать добро» (написание) | урок | Урок развития речи | Составление и запись рассказа по плану и опорным словам |
76 | | | Вн./чт Творчество омского поэта В. Макарова | урок | Урок развития речи | Запись составленного ранее рассказа с соблюдением правил правописания |
77 | | | Проверка техники чтения | урок | Урок контроля и учета знаний | Выполнение КИМа |
78 | | | Оценка сформированности навыков осмысленного чтения (2 часть) | урок | Урок контроля и учета знаний | Выполнение КИМа |
79 | | | А. Платонов «Сухой хлеб» | урок | Урок обобщения и систематизации | Работа с учебником, Формулировка выводов наблюдения |
80 | | | Обсуждение темы отношения к матери и тяжелого женского труда по рассказу А. Платонова «Сухой хлеб» | урок | Комбинированный | Работа над техникой чтения |
81 | | | В. Распутин «Люся» | урок | Комбинированный | Работа с учебником, Формулировка выводов наблюдения |
82 | | | В. Брюсов «Труд» | урок | Комбинированный | Работа над образным поэтическим языком |
83 | | | Р. Рождественский «Огромное небо» | урок | Комбинированный | Работа над образным поэтическим языком |
84 | | | Внеклассное чтение. Чтение рассказов и стихотворений по теме «Спешите делать добро» | урок | Комбинированный | Чтение и обсуждение произведений по заданной теме |
85 | | | Повторительно – обобщающий урок по теме «Спешите делать добро» | урок | Комбинированный | Работа с интерактивными заданиями |
Картины родной природы. Зима. Весна.-29 часов |
86 | | | Ф. Тютчев «Чародейкою зимою…» | урок | Комбинированный | Работа над образным поэтическим языком |
87 | | | Г. Скребицкий «Декабрь» | урок | Комбинированный | Работа по классификации Систематизация знаний |
88 | | | К. Бальмонт «К зиме» | урок | Комбинированный | Работа над образным поэтическим языком |
89 | | | Г. Скребицкий «Всяк по-своему» | урок | Комбинированный | Работа с учебником, Формулировка выводов наблюдения |
90 | | | «Снежная карусель» (поэты – земляки о природе зимой) | урок | Комбинированный | Чтение и обсуждение произведений по заданной теме |
91 | | | С. Есенин «Поет зима - аукает» | урок | Комбинированный | Работа над образным поэтическим языком |
92 | | | С. Есенин «Береза» | урок | Комбинированный | Работа над образным поэтическим языком |
93 | | | А. Пушкин «Зимняя дорога» | урок | Комбинированный | Работа над образным поэтическим языком |
94 | | | Сочинение на тему «За окном зима» (подготовка) | урок | Урок развития речи | Составление рассказа на основе прочитанных текстов, личных наблюдений и переживаний |
95 | | | Сочинение на тему «За окном зима» (написание) | урок | Урок развития речи | Запись рассказа на основе прочитанных текстов, личных наблюдений и переживаний |
96 | | | Г. Скребицкий «Март» | урок | Комбинированный | Работа над техникой чтения |
97 | | | А. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает…» | урок | Комбинированный | Работа над образным поэтическим языком |
98 | | | Г. Скребицкий «От первых проталин до первой грозы» (отрывок) | урок | Комбинированный | Работа с интерактивными заданиями |
99 | | | Г. Скребицкий «Весна - красна» | урок | Комбинированный | Работа с учебником, |
100 | | | Г. Скребицкий «Грачи прилетели» | урок | Комбинированный | Формулировка выводов наблюдения |
101 | | | Г. Скребицкий «Заветный кораблик» | урок | Комбинированный | Работа с учебником, |
102 | | | Г. Скребицкий «В весеннем лесу» | урок | Комбинированный | Формулировка выводов наблюдения |
103 | | | А. Толстой «Весенние ручьи» | урок | Комбинированный | Работа с учебником, Формулировка выводов наблюдения |
104 | | | А.С. Пушкин «Гонимы вешними лучами…» | урок | Комбинированный | Работа над образным поэтическим языком |
105 | | | А. Блок «Ворона» | урок | Урок закрепления знаний и умений | Работа над образным поэтическим языком |
106 | | | Е. Серова «Подснежник» | урок | Урок обобщения и систематизации | Работа над образным поэтическим языком |
107 | | | И. Соколов – Микитов «Весна» | урок | Комбинированный | Работа по классификации Систематизация знаний |
108 | | | И. Бунин «Крупный дождь в лесу зеленом…» | урок | Комбинированный | Работа над образным поэтическим языком |
109 | | | С. Есенин «Черемуха» | урок | Комбинированный | Работа над образным поэтическим языком |
110 | | | Внеклассное чтение «Весна идет!» (стихи поэтов - земляков) | урок | Комбинированный | Чтение и обсуждение произведений по заданной теме |
111 | | | Я. Аким «Весна, весною, о весне» | урок | Комбинированный | Работа над техникой чтения |
112 | | | Обобщающий урок по теме «Весна»» | урок | Комбинированный | Самостоятельная работа Выбор правильного ответа |
113 | | | Сочинение на тему «Весна пришла» (подготовка) | урок | Урок развития речи | Составление рассказа на основе прочитанных текстов, личных наблюдений и переживаний |
112 | | | Сочинение на тему «Весна пришла» (написание) | урок | Урок развития речи | Запись рассказа на основе прочитанных текстов, личных наблюдений и переживаний |
О животных – 18 часов |
114 | | | Н. Гарин – Михайловский «Тема и Жучка» | урок | Комбинированный | Работа над техникой чтения |
115 | | | Характеристика героев рассказа Н. Гарина – Михайловского «Тема и Жучка» | урок | Комбинированный | Работа с учебником, Формулировка выводов наблюдения |
116 | | | А. Толстой «Желтухин» | урок | Комбинированный | Слушание объяснений учителя |
117 | | | Характеристика главного героя рассказа А. Толстого «Желтухин» | урок | Комбинированный | Прослушивание, анализ и чтение текста |
118 | | | Обобщающий урок по рассказу А. Толстого «Желтухин»» | урок | Комбинированный | Выяснение отношения героев произведения к птенцу |
119 | | | К. Паустовский «Кот - ворюга» | урок | Комбинированный | Прослушивание, анализ и чтение текста |
120 | | | Работа над содержанием рассказа К. Паустовского «Кот - ворюга» | урок | Комбинированный | Систематизация знаний Работа над хар-кой героя |
121 | | | Б. Житков «Про обезьянку» | урок | Комбинированный | Прослушивание, анализ и чтение текста |
122 | | | Работа над содержанием рассказа Б. Житкова «Про обезьянку» | урок | Комбинированный | Систематизация знаний Работа над хар-кой героя |
123 | | | Обобщающий урок по рассказу Б. Житкова «Про обезьянку» | урок | Комбинированный | Самостоятельная работа Выбор правильного ответа |
124 | | | Вн. /чт. «В мире животных» (Д. Мамин – Сибиряк «Медведко») | урок | Комбинированный | Чтение и обсуждение произведений по заданной теме |
125 | | | Э. Асадов «Дачники» | урок | Комбинированный | Прослушивание, анализ и чтение текста |
126 | | | Работа над содержанием произведения Э. Асадова «Дачники» | урок | Комбинированный | Работа над образным поэтическим языком |
127 | | | Ф. Абрамов Из рассказов Олены Даниловны» | урок | Комбинированный | Прослушивание, анализ и чтение текста |
128 | | | С. Михалков «Будь человеком» | урок | Комбинированный | Работа над образным поэтическим языком |
129 | | | Урок – обобщения по теме «О животных» | урок | Урок обобщения и систематизации | Чтение и обсуждение произведений по заданной теме |
130 | | | Сочинение на тему «Мой питомец» (подготовка) | урок | Урок развития речи | Составление рассказа на основе прочитанных текстов, личных наблюдений и переживаний |
131 | | | Сочинение на тему «Мой питомец» (написание) | урок | Урок развития речи | Запись рассказа на основе прочитанных текстов, личных наблюдений и переживаний |
Из прошлого нашего народа-17 часов |
132 | | | О. Тихомиров «На поле Куликовом» Часть 1.Москва собирает войско | урок | Комбинированный | Прослушивание, анализ и чтение текста |
133 | | | Часть 2.Куликовская битва | урок | Комбинированный | Прослушивание, анализ и чтение текста |
134 | | | Часть 3.Слава героям | урок | Комбинированный | Прослушивание, анализ и чтение текста |
135 | | | С. Алексеев « Рассказы о войне 1812 года» | урок | Комбинированный | Прослушивание, анализ и чтение текста |
136 | | | Работа над содержанием рассказа А. Алексеева. | урок | Комбинированный | Работа с учебником, Формулировка выводов наблюдения |
137 | | | Н. Некрасов Отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос» | урок | Комбинированный | Работа над образным поэтическим языком |
138 | | | А. Куприн «Белый пудель» | урок | Комбинированный | Прослушивание, анализ и чтение текста |
139 | | | Работа над содержанием произведения А. Куприн «Белый пудель» | урок | Комбинированный | Работа по инструкции, алгоритму |
140 | | | Характеристика персонажей рассказа А. Куприна «Белый пудель» | урок | Комбинированный | Систематизация знаний Работа над хар-кой героя |
141 | | | Чему учит рассказ А. Куприна «Белый пудель». | урок | Комбинированный | Работа с учебником, Формулировка выводов наблюдения |
142 | | | Обобщающий урок по рассказу А. Куприна «Белый пудель» | урок | Комбинированный | Самостоятельная работа |
143 | | | А. Жариков «Снега, поднимитесь метелью» | урок | Комбинированный | Прослушивание, анализ и чтение текста |
144 | | | Ю. Коринец «У могилы неизвестного солдата» | урок | Комбинированный | Слушание объяснений учителя |
145 | | | Вн. /чт. «Удивительное вокруг нас». (Интересные факты, события, люди. По страницам периодической печати Омской области). | урок | Комбинированный | Чтение и обсуждение произведений по заданной теме |
141 | | | Обобщение по теме «Из прошлого нашего народа» | урок | Комбинированный | Самостоятельная работа |
146 | | | Сочинение по теме «Мы должны знать историю Родины» (подготовка) | урок | Урок развития речи | Составление рассказа на основе прочитанных текстов, личных наблюдений и переживаний |
147 | | | Сочинение по теме «Мы должны знать историю Родины» (написание) | урок | Урок развития речи | Запись рассказа на основе прочитанных текстов, личных наблюдений и переживаний |
Из произведений зарубежных писателей-23 часов |
148 | | | В. Гюго «Гаврош» Часть 1. «Маленький Гаврош» | урок | Комбинированный | Работа с раздаточным материалом |
149 | | | В. Гюго «Гаврош» Часть 2. Гаврош опекает малышей | урок | Комбинированный | Слушание объяснений учителя Составление плана, рассказ по плану. |
150 | | | Характеристика персонажей рассказа В. Гюго | урок | Комбинированный | Систематизация знаний Работа над хар-кой героя |
151 | | | Обобщающий урок по произведению В. Гюго «Гаврош» | урок | Комбинированный | Самостоятельная работа Выбор правильного ответа |
152 | | | М. Твен «Приключения Тома Сойера» | урок | Комбинированный | Чтение по ролям |
153 | | | Работа над содержанием произведения М. Твена «Приключения Тома Сойера» | урок | Комбинированный | Слушание объяснений учителя |
154 | | | Характеристика персонажей произведения М. Твена «Приключения Тома Сойера» | урок | Комбинированный | Систематизация знаний Работа над хар-кой героя |
155 | | | Оценка поведения и поступков героев повести М. Твена «Приключения Тома Сойера» | урок | Комбинированный | Работа с учебником, Формулировка выводов наблюдения |
156 | | | Обобщающий урок по теме «Приключение Тома М Сойера» | урок | Комбинированный | Самостоятельная работа Выбор правильного ответа |
157 | | | С. Лагерлеф«Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» Часть 1. «Лесной гном» | урок | Комбинированный | Прослушивание, анализ и чтение текста. |
158 | | | Часть 2. Маленькийчеловечек | урок | Комбинированный | Прослушивание, анализ и чтение текста |
159 | | | Часть 3. В путешествие | урок | Комбинированный | Прослушивание, анализ и чтение текста |
160 | | | Обобщающий урок по теме ««Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» | урок | Комбинированный | Самостоятельная работа Выбор правильного ответа |
161 | | | Г.Х. Андерсен «Русалочка» (отрывок) | урок | Комбинированный | Работа с учебником, Формулировка выводов наблюдения |
162 | | | Работа над содержанием сказки Г.Х. Андерсена «Русалочка» | урок | Комбинированный | Анализ текста сказки, выразительное чтение Чтение по ролям |
163 | | | Характеристика героев сказки Г.Х. Андерсена «Русалочка» | урок | Комбинированный | Составление характеристики героев с опорой на слова и выражения |
164 | | | Чему учит сказка Г.Х. Андерсена «Русалочка» | урок | Комбинированный | Работа с учебником, Формулировка выводов наблюдения |
165 | | | Обобщающий урок по сказке «Русалочка» | урок | Комбинированный | Самостоятельная работа Выбор правильного ответа |
166 | | | Обобщение по теме «Из произведений зарубежных писателей» | урок | Комбинированный | Систематизация знаний Составление рассказа на основе прочитанных текстов, личных наблюдений и переживаний |
167 | | | Внеклассное чтение. Произведения зарубежных писателей | урок | Комбинированный | Чтение и обсуждение произведений по заданной теме |
168 | | | Проверка техники чтения | урок | Урок контроля и учета знаний | Выполнение КИМа |
169 | | | Оценка сформированности навыков осмысленного чтения | урок | Урок контроля и учета знаний | Выполнение КИМа |
170 | | | Повторение пройденного за год | урок | Комбинированный | Обсуждение произведений , изученных за год |