ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основная цель образовательного проекта “Развитие речи” заключается в формировании у младших школьников правильной устной и письменной речи.
Курс призван активизировать знания учащихся о структуре русского языка.
При изучении данного проекта младший школьник узнает теорию и практику развития речи, раскрывает свой творческий потенциал.
Учебный материал разработан так, что у детей должна сложиться целостная картина построения образной, яркой, логично выверенной речи – основного показателя интеллектуального уровня ребенка.
Опираясь на основы знаний из области фонетики и графики, грамматики и лексики младшие школьники узнают об особенностях коммуникативно-речевых умений, а именно:
– умениях, связанных с пониманием речевого сообщения;
– умениях, связанных с построением текста, осознанием его структуры;
– умениях, связанных с языковыми средствами;
– умениях, связанных с текстом в целом, со всеми его сторонами.
Данный проект в системе общего развития учащихся призван решать следующие задачи:
– овладение речевой деятельностью в разных ее видах /чтение, письмо, говорение, слушание/;
– усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики /морфологии и синтаксиса/, лексики /словарный состав языка/, синтаксиса и пунктуации.
– формирование каллиграфических, орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме;
– обогащение словарного запаса;
– эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника.
Эффективность преподавания данного проекта зависит также от того, насколько содержательно будут использоваться разнообразные виды заданий, нацеленные на активизацию словарного запаса ребенка.
Для более успешного усвоения проекта необходимо проводить работу по расширению и уточнению представлений детей об окружающем мире как непосредственно, с помощью наблюдений, так и опосредованно, с помощью книг, картин, рассказов других людей.
В основе построения программы лежит концентрический принцип, который обеспечивает подбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний, использование его жизненного опыта и в дальнейшем на этой базе возможность систематизации, обобщения и более глубокого изучения курса.
Реализация данного образовательного проекта осуществляется : 1 час /астрономический/ в неделю в течение года /34 учебные недели/.
Курс «Развитие речи» направлен на достижение следующих целей:
-способствовать более прочному и сознательному усвоению норм родного языка,
содействовать развитию речи детей;
- совершенствовать у них навыки лингвистического анализа,
- повышать уровень языкового развития школьников,
- воспитывать познавательный интерес к родному языку,
- решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.
Задачи курса:
- обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса,
грамматических форм, синтаксических конструкций;
- создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;
- формирование речевых интересов и потребностей младших школьников.
Материал учебного курса «Речь» представлен в программе следующими
содержательными линиями:
? Слово
? Предложение и словосочетание
? Текст
? Культура общения
Занятия по этим содержательным линиям распределены в течение учебного курса.
Занятия построены следующим образом:
1) Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению
заданий основной части.
2) Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого
характера.
3) Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и пр.)
4) Развитие связной речи учащихся по определенной тематике.
Принципы, лежащие в основе построения рабочей программы:
? личностно-ориентированные: развития, творчества, психологической
комфортности;? личностно-ориентированные: систематичности, непрерывности, ориентированной
функции знаний, овладение культурой языка;
? деятельностно-ориентированные: деятельности, смыслового отношения к языку,
адаптивности, перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к
самостоятельной деятельности ученика.
Формой занятий по развитию речи учащихся может быть специально в
Требования к уровню подготовки учащихся для 4 класса
– особенности употребления слов-связок, местоимений, цитат, нормы литературного языка;
– правильно соотносить вид и время глагола;
– определять тему текста, его основную мысль, подбирать заголовок к тексту, делить текст на части, самостоятельно составлять план;
– использовать при создании текста изобразительно-выразительные средства, существительные-синонимы, прилагательные-синонимы, глаголы-синонимы и др.;
– самостоятельно писать сочинения повествовательного текста, текста-описания, текста-рассуждения по самостоятельно составленному плану;
– совершенствовать язык работы и редактировать текст;
– работать со словарями.
Список используемой литературы
1. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа (русский язык),
издательство «Атамура», 2011г.
2. Учебное пособие по курсу «Речь», Т.Н.Соколова, Москва
3. Арсирий А. Т., Дмитриева Т.М. Материалы по занимательной грамматике русского
языка.
4. Вишневская Е.Е., Краснопёрова Л. Л. Развитие речи. – М.: Просвещение, 1989.
5. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. – Л.:
просвещение, 1990.
6. Калмыкова И. Р. Таинственный мир звуков. – Ярославль: Академия развития, 1990.
7. Интернет ресурсы.
Развитие речи 4 класс
№
Название темы
часы
сроки
примечание
1
Текст, виды текстов. Сообщение. Рассуждение. Описание .
1
2
Слово и его значение
1
3
Крылатые слова
1
4
Подготовительная работа к написанию сочинения «Осень».
1
5
Написание сочинения «Осень.
1
6
Составление текста по серии картинок
1
7
Работа с деформированным текстом
1
8
Культура речи. Как поздравить с днём рождения.
1
9
Уточнение правил речевого этикета.
1
10
Составление диалогов по теме речевой ситуации.
1
11
Обобщающий урок по теме «Речь и культура общения».
1
12
Добрые –дела, добрые- слова.
1
13
Изложение «В берлоге» по коллективно составленному плану.
1
14
Матушка- красавица русская зима
1
15
Изложение с элементами сочинения «Снежные узоры».
1
16
Составление текста – повествования по серии картинок и опорным словам
1
17
Описание животного.
1
18
План текста.
1
19
Письмо другу.
1
20
Изложение «Снежный барс»
1
21
Рассказ по серии картинок «Кормушка».
1
22
Сочинение с элементами рассуждения «Что такое счастье»
1
23
Обобщение знаний учащихся о трёх типах текстов. Сочинение о весне.
1
24
Изложение по деформированному тексту по рассказу Г. Цыферова «Ёжик».
1
25
Изложение «Грачи прилетели».
1
26
Урок анализа и редактирования написанных изложений.
1
27
Обучающее изложение-рассуждение.
1
28
«Салют весне!» сочинение по наблюдениям.
1
29
Изложение о четвероногом друге.
1
30
Обучающее изложение «Земляника»
1
31
Подробное обучающее изложение текста- рассуждения с элементами повествования
1
32
Подготовка к изложению текста- повествования «Случай с синичкой»
1
33
Урок анализа и редактирования написанных изложений
1
34
Путешествие в сказку.
1