Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета «Письмо и развитие речи» 8 класс»
Министерство образования Омской области
КОУ ОО «Шербакульская адаптивная школа-интернат»
РАССМОТРЕНО
Протокол заседания ШМО
№______ от _______20_____ г.
СОГЛАСОВАНО
Протокол педсовета
№______ от _______20____ г.
УТВЕРЖДАЮ
Приказ
№_____от_________20____ г.
Сазонов С.М._________
Рабочая программа
учебного предмета
«Письмо и развитие речи»
8 класс
(адаптивного образовательного учреждения, реализующего программы
для детей с умственной отсталостью)
2017 – 2018 учебный год
Составитель: Ковалик Марина Николаевна,
учитель первой категории.
2017 г.
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа разработана в соответствии с нормативными документами, регламентирующими составление и реализацию рабочих программ:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Федеральный государственный образовательный стандарт образования для обучающихся с умственной отсталостью, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014г. №1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью".
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации о внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 9 марта 2014 года №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» от 30 августа 2010 года №889 (введение 3-го часа физической культуры).
Приказ Минобразования от 10.04.2002г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»;
Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования от 28.10.2015 года № 08.1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов, Сб.1./ под ред. В.В. Воронковой.- М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2014г.
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных школах.
Локальные акты организации, осуществляющей образовательную деятельность:
- Расписание учебных занятий на 2017-2018 учебный год.
Цель программы:
- развитие устной и письменной речи учащихся как средства общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности; подготовка детей с ОВЗ к успешной социализации в обществе.
Задачи программы:
- совершенствование умения продуктивно пользоваться устной и письменной речью, правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- овладение законами образования слов, точным выбором слов для выражения мысли, ее обозначения в предложении и тексте;
- обогащение и конкретизация словаря учащихся, развитие творческого мышления;
- развитие и коррекция речи и других познавательных процессов;
- приобретение информационной компетенции;
- формирование у обучающихся черт личности, позволяющих более успешно адаптироваться к самостоятельной жизни в обществе;
- воспитание нравственных качеств восьмиклассников, в том числе, уважения, сознательного и бережного отношения к родному языку.
Таким образом, данная программа направлена на формирование предметных и личностных результатов. В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Общая характеристика курса «Письмо и развитие речи»
Преподавание ведётся по учебнику: «Учебник русского языка для 8 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида» авторов Н.Г. Галунчиковой, Э.В. Якубовской (М.: Просвещение, 2016 г. - 263с.), входящему в Федеральный перечень учебников, утверждённых МОиН РФ.
Для старшеклассников с легкой степенью умственной отсталости характерно общее недоразвитие речи, бедный словарный запас, неумение логично и правильно выстроить речевое высказывание. Кроме этого имеется недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является мышление, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению, поэтому на уроках учащиеся испытывают трудности в овладении учебным материалом.
Адаптированная рабочая программа по письму и развитию речи в 8 классе специального (коррекционного) обучения имеет коммуникативную направленность. В связи с этим на первый план выдвигаются задачи развития речи учащихся как средства общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности. Содержание обучения имеет практическую и воспитывающую направленность. В программе принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. В ней конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего, речевого, и нравственного воспитания умственно отсталых детей в процессе овладения каждым учебным предметом. При отборе программного учебного материала учтена необходимость формирования таких черт характера и всей личности в целом, которые помогут выпускникам стать полезными членами общества.
Программа по грамматике и правописанию, построена на коммуникативно-речевом подходе к обучению. В процессе изучения указанных разделов у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.
Программный материал расположен концентрически: основные части речи, обеспечивающие высказывание (имя существительное, имя прилагательное, глагол и т.д.), включены в содержание 5 и последующих классов с постепенным наращиванием сведений по каждой из тем.
Каждый урок строится с учетом программных требований, общих психофизических особенностей, характерных для детей с лёгкой степенью умственной отсталости, а также индивидуальных особенностей каждого ребенка. Основным принципом такого подхода является установка на коррекцию тех или иных недостатков детей с максимальным использованием их возможностей. Так, обучение письму должно способствовать развитию целенаправленного наблюдения за языковыми фактами, умение анализировать, сравнивать и обобщать слова по их звуко-буквенным структурам и значениям. Наряду с этим коррекционная работа, проводимая на уроках письма, должна формировать у учащихся умение самостоятельно планировать предложенные задания и контролировать себя в ходе выполнения работы.
Письмо и развитие речи, как учебный предмет, призван оказывать исключительно большое влияние на воспитание детей с лёгкой степенью умственной отсталости, на их адаптацию в современном обществе, что определяет актуальность и практическую значимость предлагаемой программы. Учебный материал способствует развитию речи, обогащает словарный запас школьников, способствует коррекции высших психических функций. В данной программе усиливается внимание к развитию информационной грамотности учащихся, что предусматривает работу со словарями русского языка, обучение детей способности находить нужную информацию, проверять результаты своей деятельности. Использование информационно-коммуникационных технологий также способствует формированию информационной компетенции обучающихся.
Основной формой организации учебного процесса является урок.
Ведущими методами обучения, согласно данной программе, являются:
словесные методы: рассказ, используется при объяснении нового материала, дети получают полную информацию о новых незнакомых понятиях; беседа, используется при выяснении уровня знаний учащихся; объяснение, используется для раскрытия причинно – следственных связей; словесные методы способствуют развитию и коррекции активного словаря, логического мышления школьников и позволяют передать больший объем информации в короткие сроки.
наглядные методы (демонстрация и показ наглядных пособий): данные методы развивают зрительную память школьников, способствуют более полному восприятию информации. Применение наглядных методов развивает активность, интерес учащихся с лёгкой степенью умственной отсталости к изучаемому материалу.
Средствами обучения письму и развитию речи в 8 классе являются: учебные пособия, учебники, тесты, дидактические материалы, наглядность, технические средства (компьютер, мультимедийная установка, диски и пр.)
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с требованиями ФГОС обучающихся с умственной отсталостью и Законом «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012г., в учебном плане КОУ ОО «Шербакульская адаптивная школа-интернат», который является частью адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования (АООП), выделяется следующее количество учебных часов для освоения учащимися курса учебного предмета «Письмо и развитие речи»:
Год обучения
Кол-во часов в неделю
Кол-во учебных недель
Всего часов за учебный год
Всего часов за курс (5-9 классы)
5 класс
5
35
175
731 час
6 класс
4
35
140
7 класс
4
35
140
8 класс
4
35
140
9 класс
4
34
136
В данной рабочей программе увеличено общее количество часов по сравнению с Программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов под ред. В.В. Воронковой. Произошло это в связи с увеличением количества учебных недель в соответствии со школьным учебным планом. Увеличение количества уроков русского языка в 8 классе используется для практической языковой подготовки учащихся к изучению грамматических и синтаксических тем, на общее развитие обучающихся, уточнение и обогащение их речи, формирование орфографических и синтаксических умений и навыков.
В соответствии с Уставом школы и годовым календарным учебным графиком на 2017-18 уч.г., а также в соответствии с учебным планом школы данная рабочая программа составлена на 140 ч. (4 ч в неделю).
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Реализация программы по предмету «Письмо и развитие речи» в 8 классе обеспечивает достижение учащимися следующих личностных и предметных результатов в соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью:
Личностные учебные действия представлены следующими умениями восьмиклассников с лёгкой степенью умственной отсталости: испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную социальную деятельность; бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны; проявлять готовность к самостоятельной жизни; проявлять терпимость к другим мнениям и позициям; уметь оказать помощь другим учащимся, сотрудничать с педагогами и другими учащимися; умение проявлять эмоциональную устойчивость при напряжениях.
Предметные результаты по итогам учебного года:
Минимальный уровень
Достаточный уровень
• писать под диктовку текст с изученными орфограммами с предварительным разбором;
• принимать участие в составлении плана, отборе речевого материала для создания текста;
• исправлять текст;
• составлять предложения, опираясь на картину, собственный опыт;
• решать орфографические задачи с помощью учителя
• писать под диктовку текст с изученными орфограммами (75—85 слов);
• писать изложение или сочинение по данному плану с предварительной отработкой лексического материала (до 85 слов);
• находить в тексте речевые недочеты и исправлять их с помощью учителя;
• использовать в устной речи сложноподчиненные предложения при ответе на вопрос;
• определять части речи, используя сложные предложения для доказательства;
• подбирать однокоренные слова, используя данные приставки и суффиксы;
• находить и решать орфографические задачи (самостоятельно и с помощью учителя);
• пользоваться школьным орфографическим словарем.
• умение находить необходимую информацию в учебнике, простейших справочниках и поисковых системах Интернет.
Предметные результаты на момент проведения контрольных работ:
По итогам 1 четверти: написание под диктовку текста с изученными орфограммами (гласные и согласные в корне слова, правописание приставок, правописание сложных слов, имён существительных собственных, правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном и множественном числе, существительных с шипящей на конце) и пунктограммами (запятая в простом с однородными и сложном предложениях); подбор проверочных слов к словам с орфограммами в корне и окончании существительных; умение разбирать по составу слова, в т.ч. сложные с соединительной гласной; определять грамматические признаки имени существительного, делать синтаксический разбор предложений с указанием главных и второстепенных членов.
По итогам 2 четверти: написание под диктовку текста с изученными орфограммами (правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных единственного и множественного числа, правописание личных местоимений с предлогами); определение грамматических признаков имён существительных и прилагательных; определение грамматических признаков личных местоимений; разбор по составу слов; синтаксический разбор предложений с указанием главных и второстепенных членов; выделение из текста словосочетаний сущ.+прил.
По итогам 3 четверти: написание под диктовку текста с изученными орфограммами (правописание личных окончаний глаголов, глаголов неопределённой формы, правописание «не» с глаголами, -тся и –ться на конце глаголов, безударные личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения; слов с шипящей на конце): определение формы (неопределённая форма, время, лицо или род и число) глаголов: разбор по составу слов разных частей речи; синтаксический разбор предложений с указанием главных и второстепенных членов, частей речи.
По итогам 4 четверти: написание под диктовку текста с изученными за год орфограммами и пунктограммами (запятая в простом предложении с однородными членами и с обращением, запятая в сложносочинённом и сложноподчинённом предложении); синтаксический разбор предложений с указанием главных и второстепенных членов и определением частей речи.
Система оценивания знаний и умений обучающихся
Знания и умения учащихся по письму и развитию речи оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса, текущих и итоговых письменных работ.
Оценка устных ответов.
Устный опрос учащихся является одним из методов учета знаний и навыков учащихся адаптивной школы.
Оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе предложения допускает 1-2 ошибки, которые исправляет с помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами; нуждается в постоянной помощи учителя.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание наиболее существенной части изученного материала; допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл; при работе с текстом делает грубые ошибки, не использует помощь.
Оценка «1» за устные ответы не ставится.
2.Оценка письменных работ.
Основные виды контрольных работ в 5-9 классах – диктанты.
Текст для диктанта может быть связным или состоять из отдельных предложений. По содержанию и конструкции предложений тексты должны быть понятными учащимся коррекционной школы. Контрольные диктанты должны содержать по 2-3 орфограммы на каждое правило. Примерный объем текстов контрольных работ в 8 классе составляет 75-85 слов. Учету подлежат все слова, включая предлоги, союзы, частицы.
Дети, которые занимаются с логопедом. Не освобождаются от написания контрольных диктантов в классе. При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами:
Оценка «5» ставится за работу без ошибок.
Оценка «4» ставится за работу с 1-2 ошибками.
Оценка «3» ставится за работу с 3-5 ошибками.
Оценка «2» ставится за работу, в которой допущено 6 и более ошибок.
В письменных работах не учитываются одно-два исправления или одна пунктуационная ошибка. Наличие трех исправлений или двух пунктуационных ошибок на одно правило соответствует одной пунктуационной ошибке. Ошибки не на пройденные правила правописания также не учитываются.
За одну ошибку в диктанте считается: повторение ошибок в одном и том же слове, две негрубые ошибки; не дописывание слов; пропуск одной части слова при переносе; повторное написание одного и того же слова в предложении.
Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма, следует рассматривать для каждого ученика. Специфическими для них являются замена согласных, искажение звукобуквенного состава слов (пропуски, перестановки, добавления, не дописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова). При выставлении оценки все однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.
3.При оценке грамматического разбора следует руководствоваться следующими нормами.
Оценка «5» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий, правил в процессе грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или допускает исправления (выполнено более 65% задания).
Оценка «4» ставится, если ученик обнаруживает усвоение изученного материала, умеет применить свои знания, хотя и допускает ошибки (верно выполнено от 51% до 65% заданий).
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает недостаточное понимание изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает много ошибок или не справляется с половиной заданий (верно от 35% до 50% заданий)
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий (выполнено менее 35% заданий).
Содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий,
основных видов учебной деятельности
Раздел
Кол-во часов
Изучаемая тема и перечень вопросов темы
форма организации учебных занятий
основные виды учебной деятельности
Повторение в начале года
10
Простое и сложное предложения. Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложениях. Простое предложение с однородными членами.
Сложное предложение с союзами и, а, но и без союзов.
Запятая в простом и сложном предложении с союзом «и».
Различение простого и сложного предложения с союзом «и».
Предложение. Текст. Диалог.
Урок
Работы, основная цель которых совершенствование знаний (уточнение, углубление) и выработка умения применять знания на практике
Состав слова
15
Части слова. Однокоренные слова. Подбор однокоренных слов, относящихся к различным частям речи. Образование разных частей речи с помощью приставок и суффиксов.
Разбор слов по составу.
Единообразное написание гласных и согласных в корнях однокоренных слов.
Написание слов с непроизносимой согласной в корне.
Правописание приставок. Единообразное написание гласных и согласных в приставках.
Приставка и предлог. Сложные слова с соединительными гласными о, е. Подбор сложных слов по теме, составление текста с этими словами. Разбор и правописание сложных слов.
Правописание слов с орфограммами в разных частях слова.
Урок
Работы, основная цель которых приобретение новых знаний и овладение умением самостоятельно приобретать знания из различных источников
Работы, основная цель которых формирование у учащихся умений и навыков практического характера.
Имя существительное
14
Роль имён существительных в речи.
Основные грамматические категории имени существительного.
Род и число имён существительных. Имена существительные собственные и нарицательные. Правописание имён собственных.
Составление рассказа «Наша школа»
Имена существительные собственные и нарицательные. Правописание имён собственных.
Имена прилагательные на –ий, -ья, -ье, -ьи. Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода на –ИЙ, -ЬЕ, женского рода на –ЬЯ и множественного числа на –ЬИ.
Практические упражнения в написании падежных окончаний имён прилагательных на –ИЙ, -ЬЕ, -ЬЯ, -ЬИ Упражнения в правописании падежных окончаний имён прилагательных единственного и множественного числа.
Урок
Работы, основная цель которых приобретение новых знаний и овладение умением самостоятельно приобретать знания из различных источников.
Работы, основная цель которых формирование у учащихся умений и навыков практического характера.
Личные местоимения
12
Лицо и число местоимений. Склонение местоимений. Правописание личных местоимений. Род местоимений 3-го лица единственного числа. Личные местоимения единственного и множественного числа. 1, 2, 3-е лицо местоимений. Склонение и правописание личных местоимений единственного и множественного числа. Раздельное написание предлогов с местоимениями.
Устранение речевых ошибок, связанных с употреблением местоимений в речи.
Урок
Работы, основная цель которых приобретение новых знаний и овладение умением самостоятельно приобретать знания из различных источников и формирование у учащихся умений и навыков практического характера
Глагол
44
Значение глагола. Неопределенная форма глагола на -ть, -чь, -ти. Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам. Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спряжение). Различение окончаний глаголов I и II спряжения (на материале наиболее употребительных слов). Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения. Увеличение количества часов на изучение темы «Глагол» связано с большим объёмом программного материала и трудностью усвоения учащимися правила правописания безударных личных окончаний глаголов I и II спряжений.
Урок
Работы, основная цель которых приобретение новых знаний и овладение умением самостоятельно приобретать знания из различных источников.
Работы, основная цель которых формирование у учащихся умений и навыков практического характера.
Предложение
23
Простое предложение. Предложения распространённые и нераспространённые. Главные и второстепенные члены предложений. Простое предложение с однородными членами. Знаки препинания при однородных членах. Обращение. Знаки препинания при обращении. Виды предложений по интонации. Знаки препинания в конце предложений. Сложное предложение. Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов. Сравнение простых предложений с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но со сложными предложениями с теми же союзами. Сложные предложения со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что. Постановка знаков препинания перед этими словами.
Урок
Работы, основная цель которых приобретение новых знаний и овладение умением самостоятельно приобретать знания из различных источников и формирование у учащихся умений и навыков практического характера
Повторение пройденного за год
8
Состав слова. Орфограммы в корне слова.
Части речи. Правописание падежных окончаний существительных и прилагательных.
Правописание местоимений. Правописание глаголов.
Запятая в простом и сложном предложении
Урок
Работы, основная цель которых совершенствование знаний (уточнение, углубление) и выработка умения применять знания на практике.
Основные виды учебной деятельности:
1. Работы, основная цель которых приобретение новых знаний и овладение умением самостоятельно приобретать знания из различных источников.
- Слушание объяснений учителя.
- Слушание и анализ выступлений своих товарищей.
- Работа с учебником.
- Работа с дополнительной литературой.
- Наблюдение.
- Работа с раздаточным материалом.
- Просмотр учебных фильмов.
- Анализ графиков, таблиц, схем.
- Вывод правил.
2. Работы, основная цель которых совершенствование знаний (уточнение, углубление) и выработка умения применять знания на практике.
- Работа по алгоритму, инструкции.
- Придумывание примеров на новые правила.
- Выполнение заданий по классификации.
- Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.
- Написание рефератов и докладов.
3. Работы, основная цель которых формирование у учащихся умений и навыков практического характера.
- Выполнение практических упражнений.
- Составление схем их анализ.
- Выявление ошибок.
- Решение текстовых количественных и качественных задач.
- Выполнение заданий по разграничению понятий.
- Систематизация учебного материала.
- Редактирование текста
Методическая литература
Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений. VIII вида. 5 – 9 классы\ под ред. В.В.Воронковой \Сборник 1. - М.: ВЛАДОС, 2010
Рабочие тетради по русскому языку 5 – 9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида \ .Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская. - М.: Просвещение, 2004 г. (№1 (Состав слова), №2 (Имя существительное), №3(Имя прилагательное), №4 (Глагол)
Русский язык и чтение. 5 -7 класс: речевые разминки, зрительные диктанты, игровые упражнения \ М.Е.Прокопьенко. –Волгоград: Учитель, 2009. – серия «Коррекционное обучение»
Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе: Учеб.пособие для студентов дефектологов \Аксенова А.К. – М.: Просвещение, 1994
Словари:
Словарь русского языка \ под ред. С.И.Ожегова. - М., 2009
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
(№ урока)
План, сроки проведения
Факт, сроки проведения
Тема урока
Форма учебного
занятия,
урока
Тип
учебного
занятия,
урока
Виды учебной
деятельности обучающихся на уроке
Повторение в начале года- 10 часов
1.
04.09
Предложение простое и сложное
урок
Комбинированный
Работа с учебником. Редактирование текста
2.
05.09
Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложениях.
урок
Комбинированный
Выполнение заданий по классификации
3.
06.09
Простое предложение с однородными членами.
урок
Комбинированный
Работа по алгоритму, инструкции
4.
07.09
Сложные предложения с союзами И, А, НО и без союзов.
урок
Комбинированный
Работа с раздаточным материалом
5.
11.09
Постановка знаков препинания в сложном предложении.
урок
Комбинированный
Составление схем их анализ
6.
12.09
Запятая в простом и сложном предложении с союзом «и».
урок
Комбинированный
Составление схем их анализ
7.
13.09
Упражнения в постановке запятых в простом и сложном предложении.
урок
Урок закрепления знаний и умений
Выполнение практических упражнений
8.
14.09
Предложение. Текст. Диалог.
урок
Комбинированный
Выполнение заданий по классификации
9.
18.09
Контрольный диктант на начало учебного года
урок
Урок контроля
Самостоятельная работа
10
19.09
Работа над ошибками. Упражнения в постановке запятой в простом и сложном предложении.
урок
Урок коррекции знаний, умений и навыков
Выявление ошибок и выполнение упражнений по их устранению
Состав слова – 15 часов
11.
20.09
Состав слова.
урок
Комбинированный
Слушание объяснений учителя
12.
21.09
Однокоренные слова. Подбор однокоренных слов, относящихся к различным частям речи.
урок
Комбинированный
Работа с таблицей и схемами
13
25.09
Практические упражнения в подборе однокоренных слов и в разборе слов по составу
урок
Урок закрепления знаний и умений
Работа с учебником
14.
26.09
Орфограммы в корне. Единообразное написание безударных и ударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слова.
урок
Комбинированный
Выполнение заданий по классификации
15.
27.09
Написание слов с непроизносимой согласной в корне.
урок
Комбинированный
Составление схем их анализ
16.
28.09
Правописание приставок.
урок
Комбинированный
Составление схем их анализ
17.
02.10
Единообразное написание приставок.
урок
Комбинированный
Составление схем их анализ
18.
03.10
Приставка и предлог.
урок
Комбинированный
Выполнение практических упражнений
Работа по алгоритму, инструкции
19.
04.10
Орфограммы в корне и приставке.
урок
Комбинированный
Приобретение новых знаний
Систематизация знаний
20.
05.10
Сложные слова.
урок
Комбинированный
Работа по алгоритму, инструкции
21.
09.10
Образование слов с соединительными гласными и без них.
урок
Комбинированный
Работа по алгоритму, инструкции
22.
10.10
Практические упражнения в разборе слов по составу
урок
Урок закрепления знаний и умений
Выполнение практических упражнений
Работа по алгоритму, инструкции
23
11.10
Практические упражнения в правописании слов с орфограммами в разных частях слова.
урок
Урок закрепления знаний и умений
Работа с учебником
Составление диалога
Выполнение практических упражнений
24.
12.10
Тестирование по теме «Состав слова»
урок
Урок проверки знаний
Самостоятельная работа
Выбор правильного ответа
25.
16.10
Повторительно-обобщающий урок по теме «Состав слова».
урок
Урок обобщения и систематизации
Выполнение заданий по классификации Составление диалога
Имя существительное – 15 часов
26.
17.10
Роль имён существительных в речи.
урок
Комбинированный
Составление рассказа по опорным словам и рисункам
27.
18.10
Основные грамматические категории имени существительного.
урок
Комбинированный
Образование слов по данным схемам
28.
19.10
Имена существительные собственные и нарицательные. Правописание имён собственных.
урок
Комбинированный
Работа с учебником
Работа по различению понятий
29.
23.10
Составление рассказа «Наша школа»
урок
Урок развития речи
Соотнесение предложений и рисунков
Составление плана текста, запись текста
30.
24.10
Род имён существительных. Правописание Ь после шипящих у существительных единственного числа.
урок
Комбинированный
Самостоятельная работа
31.
25.10
Склонение имён существительных.
Правописание имён существительных 3 склонения.
урок
Комбинированный
Работа с учебником
32.
26.10
Контрольный диктант за 1 четверть
урок
Урок контроля
Самостоятельная работа
33.
30.10
Работа над ошибками. Повторительные упражнения.
урок
Урок коррекции знаний, умений и навыков
Выявление ошибок и выполнение упражнений по их устранению
34.
31.10
Падежи имён существительных.
Правописание падежных окончаний имён существительных единственного числа
урок
Комбинированный
Работа по алгоритму
Придумывание примеров на новые правила.
35.
01.11
Правописание безударных окончаний -Е и –И в именах существительных.
урок
Комбинированный
Работа с текстом
Формулировка выводов наблюдения
36.
02.11
Практические упражнения в правописании падежных окончаний имён существительных единственного числа.