Выбранный для просмотра документ Конвенция прав человека.docx
«Права и обязанности ребенка: каким человеку следует быть?»
Дата проведения: 26 октября 2015 года.
Цель: познакомить учащихся с основными правами детей, познакомить с основными положениями Конвенции о правах детей, обсудить жизненные ситуации в которые попадают дети.
Задачи:
- познакомить детей с основными положениями Конвенции о правах ребенка и Декларации прав человека;
- соотнести права и обязанности детей;
- способствовать осознанию ответственности за свои права;
- формировать положительное отношение к правам других.
Ход занятия.
(Звучит гимн России)
Прозвучала самая главная и торжественная песня страны – гимн России. Вы уже поняли, что разговор у нас будет очень важный и серьезный. Давайте разгадаем кроссворд и узнаем тему нашего сегодняшнего классного часа.
11
2
33
44
55
1. Отдых, перерыв между уроками.
2. Если она крепкая, то она не сломается и не расклеится от дождей и вьюг.
3. Основная деятельность учеников в школе.
4. Возможность выбирать или когда человек не находится в заключении, под стражей.
5. Синоним к слову «страна», где живут люди, говорящие на одном языке, имеющие общие традиции.
Тема сегодняшнего урока: «Права и обязанности ребенка: каким человеку следует быть?». Попробуйте объяснить смысл слова «права» (ответы детей). Это данные человеку возможности жить в обществе как свободная личность, когда эти возможности закреплены в законах. А законы соблюдаются.
Существует документ международного значения - «Всеобщая декларация прав человека», где закреплены гражданские, политические, социальные, экономические права, принадлежащие каждому человеку.(Принята 10 декабря 1948 г. ООН).
Основная идея этого документа состояла в том, что человечество должно давать детям лучшее из того, что оно имеет. Но этот документ носил необязательный характер для государств.
ООН стала разрабатывать большой документ о правах детей, чтобы сделать их обеспечение обязательным для государств.Таким документом стала «Конвенция о правах ребёнка». (Принята 20 ноября 1989 г. ООН).
КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА была принята Генеральной Ассамблеей ООН, причем единогласно, без возражений, за считанные минуты.
КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ПОЧЕМУ? (ответы детей)
Наша страна присоединилась к Конвенции о правах ребенка 13 июля 1990 г.
В этом документе 54 статьи, и все они касаются не только прав и свобод детей, но иобязательств государств по защите прав детей.
Конечно, Конвенция адресована правительствам государств, написана особым юридическим языком и все-таки Вам необходимо знать некоторые ее положения.
КТО ЖЕ ТАКОЙ РЕБЕНОК? Давайте вместе подумаем. И как Конвенция определяетэто понятие.
РЕБЕНОК – это каждое человеческое существо, до достижения 18 летнего возраста, еслипо закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия раньше.
Давайте познакомимся с основными правами человека.
ДЛЯ НАЧАЛА Я ХОЧУ СПРОСИТЬ У ВАС, КАКИЕ ПРАВА РЕБЕНКА ВЫ ЗНАЕТЕ? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)
- Каждый ребенок имеет право на жизнь;
- Право на свободу и личную неприкосновенность;
- Право на защиту чести и достоинства;
- Ребенок имеет право на защиту от всех форм дискриминации и наказания;
- Ребенок имеет право на имя, гражданство, право знать своих родителей;
- Каждый ребенок имеет право на любовь и заботу;
- Каждый ребенок имеет право не разлучаться со своими родителями;
- Каждый ребенок имеет право свободно выражать свои мысли;
- Каждый ребенок имеет право на личную жизнь, на неприкосновенность жилища, на тайну корреспонденции;
- Ребенок имеет право на доступ к информации;
- Каждый ребенок имеет право на необходимый уровень жизни;
- Каждый ребенок имеет право на бесплатное, обязательное начальное образование;
- Каждый ребенок имеет право на отдых и досуг;
НО ПОМНИТЕ! Заявляя о своих правах нужно не забывать, что они есть и у всех остальных людей. Нужно учиться уважать личные права других так же, как Вы хотите, чтобы уважали ваши.
Например, в Конвенции зафиксировано право каждого ребенка свободно выражатьсвои взгляды по всем вопросам, его затрагивающим. Воспринятое буквально, оно можетпобудить некоторых школьников к обыкновенной недисциплинированности.
А сейчас мы с вами попробуем разыграть одну небольшую сценку, которая называется «Насилие над личность», а после инсценировки побеседуем над поведением главного героя. Для сценки мне нужно 4 человека: 2 девочки и 2 мальчика (раздаются роли, разыгрывается сценка)
Сценка "Насилие над личностью "
Семья: бабушка вяжет, мама пишет, папа смотрит телевизор. Забегает сын Петя.
Сын:- Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть.
(Садится за стол, начинает есть)
Мать:- С грязными руками за стол?! Помой руки!
Сын:- Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребенка знакомились!
Бабушка:-Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось. Сын:- Бабуль, не имеешь права эксплуатировать ребёнка. (Встаёт из-за стола.) Спасибо, я так наелся.
Мать:- Помой посуду, сынок.
Сын:- Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (садится, смотрит телевизор).
Отец:- Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю!
Сын:- Это проявление жестокости, папа.
(Обсуждение действий сына)
ПРАВА ОДНОГО ЧЕЛОВЕКА КОНЧАЮТСЯ ТАМ, ГДЕ НАЧИНАЮТСЯ ПРАВА ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА.
Хотелось, чтобы Вы над этим задумались и поступали как цивилизованные люди, зная и помня о своих правах и правах других людей, но так же и не забывали, что помимо прав, существуют еще и обязанности.
ОБЯЗАННОСТИ:
1. Не высмеивать других и не ущемлять их чувств.
2. Выполнять предписания, делать все наилучшим образом и уважать мнения, чувства, идеи других людей.
3. Слушать и дожидаться своей очереди быть услышанным.
4. Уважать спокойную обстановку, необходимую так же и другим.
5. Не терять контроля над собой и обращаться с другими ровно и справедливо.
Каждый знает, что у него есть права. Но не следует забывать о том, что у другого человека точно такие же права, которые мы не имеем права нарушать. А что происходит, когда нарушают права человека? (преступления).
К сожалению, не для всех детей детство – счастливая пора. Бывают такие жизненныеситуации, когда ребенок оказывается в тяжелом положении и не может эти сложностипреодолеть самостоятельно.
Мне хотелось бы попросить нашего уважаемого Славика Сетраковича выступить в роли третейского судьи. Я зачитаю пять ситуаций из жизни, вы ребята попробуете ответить на вопросы из этих ситуаций, а Славика Сетраковича попросим скорректировать ваши ответы, если они будут не правильные или не полные.
Ситуации
1.10 летний Павлик проживает со своими родителями в селе. У них большое хозяйство. Родители на время перестали пускать сына в школу, так как много работы дома. Нарушены ли права мальчика?
2. 9-летнего Антона постоянно избивают старшеклассники. Он боится жаловаться, так как старшие ребята угрожают ему еще большей физической расправой. Он молчит и терпит. Нарушены права Антона? Как ему следует поступить?
3. 13-летняя Оксана на время летних каникул устроилась на работу. Ее рабочий день длится 8 часов, как у взрослого человека. Нарушены права Оксаны? Как она или ее родители могут поступить в этой ситуации?
4. Аня очень талантлива, она прекрасно поёт. В семье, кроме неё ещё 3 малыша и ей приходится по приказанию мамы после уроков «приглядывать» за малышами. Девочка не может из-за этого нигде выступать. Нарушены права Ани?
5. Коля часто в школу приходит с синяками. На вопрос учителя говорит - упал, стукнулся. Оказывается, его родители часто бывают пьяные и бьют Колю. Нарушены права Коли? Как он должен поступить?
Несомненно, вы или родители вам читали сказки. Чтобы наше занятие было интересным, я предлагаю посмотреть на сказочных персонажей с другой стороны, с точки зрения нарушения прав и реализации их.
1. В.Гаршин «Лягушка-путешественница».
Лягушка, отправившись в путешествие, воспользовалась своим правом на (ответы детей) «свободное передвижение»
2. Колобок.
Лиса съела колобка и нарушила его право на (ответы детей) «жизнь»
3. А.Толстой «Приключения Буратино».
Буратино, схватив крысу Шушеру за хвост, нарушил ее право на (ответы детей) «неприкосновенность личности»
4. А.С.Пушкин « Сказка о попе и работнике его Балде».
Балда, нанявшись на работук попу, воспользовался своим правом на (ответы детей) «труд»