Тема: Преступление.
Цель урока: формирование правовых знаний о преступлении и уголовной ответственности.
Задачи урока:
Образовательные:
• сформировать знания особенностей уголовного права;
• научить анализировать свои действия и принимать решения с целью предотвращения противоправного поведения;
• показать неотвратимость наказания за совершение преступления.
Развивающая:
• развить логическое мышление и речь учащихся;
• сформировать умение работать с нормативно-правовыми документами и анализировать их;
Воспитательная:
• повысить уровень правовой грамотности и культуры несовершеннолетних;
• воспитать уважение к праву;
• сформировать активную жизненную позицию.
Основные понятия:
Ответственность, уголовная ответственность, преступление, проступок, несовершеннолетний, наказание.
Межпредметные связи:
• история, основы правоведения.
Оборудования и материалы:
компьютер, мультимедийная установка, доска, нормативно-правовые документы.
Ход урока.
1. Этап мотивации, самоопределения в учебной деятельности (1-2 минуты)
Посмотрите на картинки, представленные на слайде.
- Что вы видите?
- Какую тему мы будем изучать?
II. Актуализация знаний. ( 1 минута)
- Является ли тема сегодняшнего урока важной?
Тема урока, пожалуй, всегда очень актуальна, так как история человеческой цивилизации показывает наглядно, что человек в силу его специфической психологической структуры и ряда внешних социальных обстоятельств не всегда может устоять перед различного рода соблазнами и иногда уклоняется в сторону противоправного, в том числе преступного, поведения. Преступления совершаются не только взрослыми людьми, но и подростками. Так, в 2012 году в Челябинской области в совершении преступлений приняли участие 517 несовершеннолетних. Ежегодно подростками совершается более 145 тыс. преступлений, практически каждый пятый из них направляется для отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательные колонии. В 2012 году были преступления и в Еткульском муниципальном районе, причём наибольшее количество уголовно-наказуемых деяний совершено на территории Еткульского сельского поселения.
В целом нарастающая преступность стала реальной угрозой национальной безопасности России. Решение этой проблемы является одной из важнейших общегосударственных задач.
III. Постановка учебной задачи (3 минуты)
Заполните, пожалуйста, столбцы «Знаю» и «Хочу узнать» по данной теме.
(Работа индивидуальная в течение 1-2 минут)
Далее выслушиваются ответы учащихся из раздела «Знаю», затем «Хочу узнать».
знаю хочу
узнать узнал
Сформулируйте цель и задачи сегодняшнего урока, ответив на вопрос:
- Что на ваш взгляд необходимо знать, чтобы решить проблему преступности?
Формулируются цель и задачи урока:
- выяснить, что является преступлением;
- чем отличаются преступления от других проступков;
- как наказывают за преступления.
IV. «Открытие нового знания» ( 7-8 мин.)
Прочитайте понятийный ряд, представленный на слайде.
ПРОСТУПОК, ПРАВОНАРУШЕНИЕ, ПРЕСТУПЛЕНИЕ.
- Что общего между ними?
- Можем ли сказать, что они обозначают одно и то же?
Одна из задач сегодняшнего урока выяснить, чем данные понятия различаются и научиться распознавать где совершен проступок, где правонарушение или преступление. Для этого проанализируем ряд ситуаций.
Ситуация № 1. Пятиклассник Дима приезжает каждый день в школу, но уроки не посещает, а бродит по территории близлежащей к школе, катается на велосипеде. Как можно расценить поведение Димы, как проступок, правонарушение или преступление?
- Дима нарушал Устав школы, в котором говорится, что обучающиеся не должны пропускать уроки без уважительной причины.
Попробуем сформулировать определение понятия проступок.
Проступок – это нарушение правил поведения.
Ситуация № 2 Десятиклассники Саша, Оля, и Игорь в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в парк и распили там бутылку вина. Как можно расценить их поведение?
- Это административное правонарушение, предусмотренное статьей Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации – «Распитие алкогольной продукции в общественных местах».
- Что такое правонарушения?
Правонарушение - это противоправное, виновное, общественно вредное деяние, за которое предусмотрена юридическая ответственность.
Откройте учебники на стр. 120.
- О каких видах правонарушений здесь идёт речь? (административное, гражданское, дисциплинарное)
Используя материал учебника стр. 120-121, поработайте в парах и заполните таблицу виды правонарушений.
1 ряд – административное
2 ряд – гражданское
3 ряд - дисциплинарное
На выполнение задания 2 минуты.
№ Вид Характеристика Пример
1. Административное Нарушение норм административного права, норм, защищающих общественный и государственный порядок, личную собственность и права граждан, наступает с 16 лет. Нарушение правил дорожного движения
2. Гражданское Нарушение норм гражданского права, возникает гражданско-правовая ответственность Нарушение условий договора
3. Дисциплинарное Нарушение трудовой дисциплины на работе, дисциплинарная ответственность Опоздание на работу
(Заслушивание ответов)
Правонарушения, характеризуются незначительной степенью общественной опасности и посягают на отдельные стороны правопорядка, действующие в обществе. К ним относятся дисциплинарные, административные и гражданские правонарушения.
Ситуация № 3 Одиннадцатиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Как можно классифицировать действия Саши, Жени и Максима, как проступок, правонарушение или преступление?
Ученики. Проступком их действия назвать нельзя, так как они противозаконны. Скорее всего, эти ребята совершили преступление.
Учитель. Вы абсолютно правы. Действия Саши, Жени и Максима действительно противозаконны. Они совершили вымогательство – преступление, предусмотренное ст. 163 Уголовного Кодекса Российской Федерации.
- Так что же такое преступление?
Найти верный ответ на данный вопрос нам поможет Уголовный кодекс РФ.
Пользуясь УК РФ, запишите определение преступления.
Преступление - виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК под угрозой наказания.
В «Уголовном Кодексе Российской Федерации» описаны все виды преступлений, за которые предусмотрена уголовная ответственность. Преступления являются самым опасным видом правонарушений. Они отличаются от проступков повышенной степенью общественной опасности и причиняют более тяжкий вред личности, государству, обществу. Преступления посягают на основы государственного и общественного строя, собственность, права и свободы граждан и влекут за собой применение мер уголовного наказания.
Игра «Верю - не верю»
Ребята, вы молодцы, славно потрудились, а теперь мы поиграем в игру «Верю - не верю». Я буду зачитывать вам ситуации, а вы, если согласны с той характеристикой, которую я дала – встаете, если нет – садитесь.
Ситуация № 1. Лиза и Ирина решили после школы отправиться в парк. Когда они туда пришли, там была группа мальчишек, которые сказали девочкам, что они вторглись на их территорию, что здесь гулять им нельзя, и если Лиза и Ирина не уйдут, то им придется плохо. Я считаю, что это проступок.
Ситуация № 2. Татьяна одна поздно вечером возвращалась домой после дискотеки. К ней подошла группа подростков, ее окружили. Один из парней вырвал из рук Татьяны сумочку, другой сорвал с нее золотую цепочку. Я считаю, что это правонарушение.
- Я думаю, что все подростки, которые окружили девушку – настоящие преступники. Поднимите руку, кто со мной согласен?
Дать верный ответ на этот вопрос помогут извлечения из Конституции РФ (ст. 49)
(Учащиеся выясняют значение термина «презумпция невиновности»)
Выясним:
-Кто же является участниками уголовных правоотношений?
- В какой форме могут совершаться преступления?
Просмотр видеоурока.
V. Первичное закрепление
Ответы на вопросы, поставленные перед просмотром видеоурока.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
1) Закончить высказывания.
1. Вина человека может быть выражена в форме… (умысла или неосторожности)
2. За совершение любых преступлений в нашей стране уголовная ответственность наступает с …. ( 16 лет)
3. За наиболее тяжкие преступления уголовная ответственность может возникнуть с (14 лет)
4. Для несовершеннолетних лишение свободы ограничивается… (10 годами)
2) Проведение игры-активатора “Пирамида”.
- Я выберу одного из вас. Он выйдет на середину и пригласит к себе двух других. Те двое выберут каждый себе ещё по двое игроков и т.д. Таким образом, каждый приглашённый должен пригласить к себе ещё по два человека.
Игра заканчивается, когда не остаётся никого, кто ещё сидит на своём месте.
Ребята выстраиваются в “пирамиду”.
- Посмотрите, как мало времени вам потребовалось, чтобы поднять всех присутствующих со своих мест!
Вот с такой же скоростью, словно эпидемия, распространяется и преступность.
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение (7-8 минут)
Викторина «Закон и я».
Задание № 1. Определите, к преступлениям или правонарушениям относятся деяния:
1. Ученик переходил улицу на красный сигнал светофора (административный проступок).
2. Подростки поджигали кнопки лифтов жилых домов и писали на стенах нецензурные слова (административные проступок).
3. Гражданка Коврова не выполняла свои договорные обязательства о найме жилья (гражданские проступок).
4. Компания подростков хранила, использовала и распространяла наркотики (уголовное преступление).
5. Гражданин Самохвалов не явился в суд для исполнения обязанностей присяжных заседателей (административный проступок).
6. Ответственность за данное правонарушение состояла в увольнении работника, его совершившего. (дисциплинарная)
Задание №2
Подбери понятие к данному определению.
1. Собрание законов, статей, определяющих преступность деяния (Уголовный кодекс).
2. Решение суда______(приговор).
3. Нарушение уголовного кодекса _______(преступление).
4. Заключение под стражу__________(арест).
5. Денежное взыскание, мера материального воздействия, при¬меняемая в случаях и порядке, установленных законом или договором.__(штраф).
6. Противоправное, виновное, общественно вредное деяние, за которое предусмотрена юридическая ответственность __________ (Правонарушение)
Задание №3
Реши тесты
1. Такое уголовное наказание для несовершеннолетних как лишение свободы ограничено:
а) 10-ю годами; б) 15-ю годами; в) 20-ю годами; г) отсутствует совсем.
2. Уголовное право - это совокупность правовых норм, которые регулируют:
а) общественные отношения в процессе организации и исполнительной деятельности органов государственного управления;
б) трудовые отношения;
в) правонарушения в сфере имущественных и личных неимущественных отношений;
г) противоправность, преступность и наказуемость деяний.
3. Осуждённые несовершеннолетние отбывают свой срок заключения:
а) в тюрьме б) в воспитательно-трудовых колониях;
в) в пионерских лагерях; г) на каторге
VIII. Домашнее задание (1 минута)
Включает в себя:
- обязательную часть – параграф 16, заполнить 3 столбец таблицы «Знаю».
- творческое задание: Составить памятку: « Как не стать жертвой преступления?»
- индивидуальные задания.
1)Создать компьютерную презентацию «Уголовная ответственность несовершеннолетних»
2) Узнайте из материалов газет и журналов статистические данные о количестве и характере правонарушений, совершенных несовершеннолетними.
IX. Рефлексия деятельности (итог урока) (2-3 минуты)
Спасибо за урок! Важно, чтобы полученные на уроке знания вам помогли при решении жизненных задач.