«Психологические особенности подростков с девиантным поведением»
Оценка любого поведения всегда подразумевает его сравнение с какой-то нормой, проблемное поведение часто называют девиантным, отклоняющимся.
Девиантное поведение – это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы (психическое здоровье, права, культура, мораль).
Девиантное поведение подразделяется на две большие категории. Во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии. Во-вторых, это поведение антисоциальное, нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, особенно правовые. Когда такие поступки сравнительно незначительны их называют правонарушениями, а когда серьёзны и наказываются в уголовном порядке – преступлениями. Соответственно говорят о делинквентном (противоправном) и криминальном (преступном) поведении.
Делинквентность обычно начинается с прогулов занятий и приобщения к асоциальной группе сверстников.
Подростковый и юношеский возраст вообще в особенности представляют собой группу риска, а воспитанники детского дома, в своем большинстве, составляют данные группы.
Во-первых, сказываются внутренние трудности переходного возраста. Во-вторых, пограничность и неопределённость социального положения подростков. В-третьих, противоречия, обусловленные перестройкой механизмов социального контроля: детские формы контроля уже не действуют, а взрослые способы, предполагающие дисциплину и самоконтроль, ещё не сложились или не окрепли.
Появление социально неодобряемых форм поведения говорят о состоянии, называемом социальной дезадаптацией, характеризующиеся плохими отношениями с другими детьми, проявляющаяся в драках, ссорах, агрессивностью, демонстративным неповиновением, дерзостью и мстительностью, разрушительными действиями или лживостью.
Они также могут включать антиобщественные поступки.
Возможность появления отклонений в поведении связана также с особенностями физического развития, условиями воспитания и социального окружения.
Оценивая свое тело, подросток констатирует свое физическое превосходство, норму или неполноценность и делает вывод о своей социальной ценности.
Половое созревание также влияет на поведение. При преждевременном половом развитии в одних случаях возникают преимущественно эмоциональные расстройства, в других - нарушения поведения (претенциозность, вспыльчивость, агрессивность) расстройство влечений.
Возникновение девиантного поведения может быть обусловлено психологическими особенностями. У подростков отмечаются диспропорции в уровне и темпах развития личности. Появляющееся чувство взрослости приводит к завышенному уровню притязаний. Эмоциональность становится неустойчивой, отличается резкими колебаниями настроения, быстрыми переходами от экзальтации к сниженному настроению. При столкновении подростка с непониманием его стремлений к самостоятельности, а также в ответ на критику физических способностей или внешних данных возникают вспышки аффекта. Подростков волнует право на самостоятельность, они ищут свое место в жизни. Происходит дифференциация способностей, интересов, вырабатывается мировоззрение, определяется психосексуальная ориентация. Однако целеустремленность и настойчивость в этом возрасте все еще уживаются с импульсивностью и неустойчивостью. Чрезмерная самоуверенность и категоричность сочетаются с чувствительностью и неуверенностью в своих силах. Стремление к широким контактам уживается с желанием быть в одиночестве, бесцеремонность со стеснительностью, романтизм с прагматизмом и цинизмом, потребность в нежности с садизмом.
Развитие личности подростка происходит под влиянием культуры и общества. Половое созревание у современных подростков завершается раньше наступления социальной зрелости. Имеющаяся свобода выбора жизненного пути удлиняет время приспособления. При этом социальное созревание происходит неравномерно и зависит от завершения образования, материальной независимости или наступления совершеннолетия. Подросток в некоторых сферах жизни может оказаться неприспособленным и тяжело переживать свою несостоятельность, что ведет к нарушению поведения. Среди поведенческих нарушений наших воспитанников могут быть следующие:
Гиперкинетическое расстройство поведения. Оно характеризуется недостаточной настойчивостью в деятельности, требующей умственного напряжения, тенденцией переходить от одного занятия к другому, не завершая ни одного из них, наряду со слабо регулируемой и чрезмерной активностью. С этим могут сочетаться безрассудность, импульсивность, склонность попадать в несчастные случаи, получать дисциплинарные взыскания из-за необдуманного или вызывающего нарушения правил. Во взаимоотношениях с взрослыми не чувствуют дистанции, дети их не любят, отказываются с ними играть. Может быть, также расстройство поведения и заниженная самооценка.
Несоциализированное расстройство поведения. Характеризуется сочетанием упорного антисоциального или агрессивного поведения с нарушением социальных норм и со значительными нарушениями взаимоотношений с другими детьми. Оно отличается отсутствием продуктивного общения со сверстниками и проявляется в изоляции от них, отвержении ими или непопулярности, а также в отсутствии друзей или эмпатических взаимных связей с ровесниками. По отношению к взрослым проявляют несогласие, жестокость и негодование, реже взаимоотношения хорошие, но без должной доверительности. Могут быть сопутствующие эмоциональные расстройства. Типичное поведение включает драчливость, хулиганство, вымогательство или нападение с жестокостью, непослушание, грубость, индивидуализм и сопротивление авторитетам, тяжелые вспышки гнева и неконтролируемой ярости, разрушительные действия, поджоги,
Социализированное расстройство поведения. Оно отличается тем, что стойкое асоциальное (воровство, лживость, прогулы занятий, вымогательство, грубость) или агрессивное поведение.
Ранняя алкоголизация и наркотизация (аддиктивное поведение). Это подростковый эквивалент бытового пьянства взрослых и начала наркомании. В половине случаев алкоголизация и наркотизация начинаются в подростковом возрасте. Мотивы употребления - быть своим в компании, любопытство, желание стать взрослым или изменить свое психическое состояние.
Девиации сексуального поведения. У подростков недостаточно осознанное и повышенное половое влечение. Еще не завершена половая идентификация. Поэтому легко возникают отклонения в сексуальном поведении. Особенно им подвержены подростки с ускоренным и замедленным созреванием, как наши воспитанники.
Мастер производственного обучения, классный руководитель, которые имеют дело с «трудными» детьми, должен владеть этой информацией. Зная типы характера, психологические особенности каждого из них, формы девиантного поведения, к которым они склоняются и провоцирующие причины, педагог сможет гораздо более эффективно строить и профилактическую, и коррекционную работу. А, следовательно, возрастут шансы помочь «трудным» подросткам.
Как уже было отмечено ранее, девиантным считается поведение, отклоняющееся от норм морали, принятых в определенном обществе на данном уровне социального и культурного развития, и влекущее за собой санкции: изоляцию, наказание, лечение, осуждение и другие формы порицания нарушителя. Проявляется оно в виде несбалансировнности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации или в виде уклонения от нравственного и эстетического контроля над собственным поведением.
Я, как мастер производственного обучения, работающий с девиантными подростками, хочу представить вашему вниманию принципы своей работы:
1. Субъективность взаимодействия.
- помочь подростку можно только когда он ощущает себя не объектом, а творцом собственной жизни.
2. Выявление причин девиантного поведения.
Типичные причины нарушения поведения могут быть следующими:
- стремление отомстить родителям или другим взрослым за пережитые боль, обиды и унижения;
- стремление к самоутверждению;
- нравственно – духовная незрелость.
3.Позитивность взаимодействия. Она предполагает:
- постановка позитивной цели учитывающей интересы, права и возможности подростка;
- опору на положительные качества и ресурсы, восстановление позитивного самоощущения;
- поощрение минимальных изменений, предполагает умение выделить и оценить даже самые малые достижения.
Работа по изменению поведения должна обязательно сопровождаться выработкой и закреплением привлекательной альтернативы.
4. Использование стратегии «Предотвращение рецидива», которая заключается в следующем:
- обсуждение в деталях выбранного поведения, а также признаков, по которым можно определить, что произошел срыв;
- выявление ситуаций, лиц, мест, событий, которые могут провоцировать срыв;
- выявление лиц, обстоятельств, условий, которые помогут придерживаться желанного поведения;
- выявление факторов, которые помогут пережить трудные ситуации или срыв;
- выявление (тренировка) навыков и качества, которые необходимы, чтобы удержаться от негативных поступков;
- подробное перечисление будущих выгод от нового поведения;
- разработка конкретных поощрений и компенсаций (вознаграждений) за хорошо выполненную работу – реализацию нового поведения.
5.Разумный компромисс.
Разрешите дать совет: добиваясь изменений в поведении, стремитесь к разумному компромиссу, не загоняйте подростка в угол, оставляйте ему лазейку для сохранения самого себя.