Развитие социальной компетенции подростков,
находящихся в трудной жизненной ситуации
Современная открытая социальная среда оказывает противоречивое влияние на процесс становления личности подрастающего поколения. С одной стороны, существует необходимость в новом подходе к проблеме социальной самореализации личности, требуется повышенная активность человека как субъекта общественной жизни, принятие им на себя ответственности за свою деятельность и поведение. С другой стороны, нестабильность современного общества во всех сферах его жизнедеятельности увеличивает естественные трудности взросления подрастающего поколения; ситуация неопределенности приводит к деформации личностного развития, дезадаптации подростков в социуме.
Очень остро эта проблема стоит перед "Социально – реабилитационным центром для несовершеннолетних", в который поступают дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию. В основном это дети из неблагополучных семей, поэтому в связи с бесконтрольностью и попустительством взрослых большее влияние на них оказали неформальные подростковые группы с асоциальной направленностью. Воспитанников учреждения отличает не только низкий уровень социального развития, но и серьезные социальные отклонения (бродяжничество, правонарушения и т.д.).
В процессе социально – педагогической реабилитации таких подростков важно не только за короткий срок погасить кризисное состояние, вернуть на школьную скамью, определить будущее, но и организовать процесс формирования социальных навыков, переориентации социальных установок за счет включения в новые, позитивно - ориентированные отношения и социально – значимые виды деятельности.
Данные проблемно-ориентированного анализа выявили низкий уровень социального развития воспитанников, а также ряд трудностей, преобладающих у большинства детей: конфликтность, эгоистичность, привычка жить по указке других и не брать на себя ответственность за решение собственных проблем.
Согласно концепции социального развития А.В. Мудрика, играя, занимаясь, общаясь со взрослыми и сверстниками, ребенок учится жить рядом с другими, учитывать их интересы, правила и нормы поведения в обществе, т.е. становится социально компетентным.
Но, как известно, подростковому возрасту свойственно выбирать более комфортное состояние, поэтому, если у него не хватает навыков построения взаимоотношений, он не будет прилагать много усилий, а просто вернется в ту социальную среду, из которой вышел, где не требуется прилагать усилий для поддержания отношений.
Поэтому в Центре была создана программа, которая, учитывая перечисленные психологические особенности воспитанников, помогает детям принять себя, освоить житейские нормы поведения, сформировать достойные отношения с окружающими людьми, адаптироваться к современным жизненным условиям.
Целью программы является формирование навыков социальной адаптации, повышение уровня социальной компетентности через развитие социальных навыков.
Работа по программе включает в себя 3 основных раздела: «Общение, межличностные отношения», «Познай себя», «Стратегии поведения».
Занятия раздела «Общение, межличностные отношения» способствуют сплочению группы, приобретению опыта конструктивного общения, преодолению трудностей во взаимоотношениях, формированию и развитию коммуникативных навыков. Дети учатся работать в команде, доверять другим, выражать свои чувства и понимать чувства других людей, управлять эмоциями, взаимодействовать при конфликте интересов, оказывать и получать поддержку. Занятия раздела «Познай себя» помогают подростку раскрыть его внутренний мир, способствуют формированию положительного образа «Я», обретению внутренней уверенности в себе, овладению умениями рефлексии, самоконтроля.
Набор социальных знаний, умений и навыков в структуре социальной компетентности сам по себе не обеспечит социально компетентного поведения. Поэтому отличительной особенностью программы является раздел «Стратегии поведения». Входящие в него занятия направлены на формирование адекватного стиля поведения в различных жизненных ситуациях. Дети учатся объективно оценивать жизненные ситуации, приобретают опыт планирования ближайшего будущего, построения алгоритма достижения поставленных целей, опыт уверенного поведения в моделируемых ситуациях общения, знакомятся с конкретными техниками уверенного поведения в трудных ситуациях (давления, ущемления прав).
Структура занятий типична, каждое занятие состоит из приветствия, разминки, основной части и рефлексии. Для повышения эффективности формирования социальных умений использую активные формы работы: работа в парах, группах, дискуссии, доверительные беседы, мозговые штурмы, коллективные обсуждения, тренинг поведения, ролевые и деловые игры, а также игры – драматизации с разыгрыванием ситуаций взаимодействия, игровые упражнения, направленные на обучение слушанию, вступлению в контакт, выходу из контакта.
Основные методы работы – игровая терапия, моделирование ситуаций, групповая дискуссия, тренинг поведения. Игровая терапия способствует изменению отношения каждого ребенка к себе, формированию системы межличностных отношений, коррекции способов общения с другими людьми, улучшению психологического климата детского коллектива и т.д. Метод тренинга помогает подростку увидеть возможные линии поведения в трудных ситуациях и дает возможность «проиграть» их, проверить верность выбранного стиля поведения, сопоставит его с поведением других. Метод групповой дискуссии учит обмениваться мнениями и идеями, говорить от себя и о себе, активно слушать, оценивать предлагаемые решения. Если рассматривать значимые проблемы, если помочь детям в понимании того, что для них важно в жизни, то т.о. они окажутся вовлеченными в процесс решения собственных проблем.
Данная программа рассчитана на работу с подростками 13 – 15 лет, имеющими низкий и средний уровень социального развития. Количество детей в группе от 7 до 12 человек.
Программа рассчитана на 24 занятия (продолжительность занятия 1 – 1,5 часа) 1 раз в неделю. Реализуется в течение 6 месяцев.
Развитие социальных навыков осуществляется как в процессе специально организованных занятий, так и в повседневной жизни воспитанников. Жизнь в учреждении очень организована, подчинена режиму, заполнена обязательными мероприятиями, поэтому свободное время мы стараемся планировать вместе с детьми. Это позволяет им проявит инициативу, дает возможность делать выбор, договариваться, принимать совместное решение.
Воспитанники принимают участие в городских конкурсах, фестивалях:
- городской фестиваль – конкурс патриотической песни и художественного слова "Богатства края моего";
- городской конкурс по изобразительному искусству "Все сказки мира";
- Ротарианский благотворительный фестиваль;
- окружной конкурс детского творчества "Звонкий голос детства";
- городской конкурс патриотической песни "Новая волна";
- IV Славянский форум искусств "Золотой Витязь";
- XVI городской фестиваль – конкурс актерского мастерства "Синяя птица";
- областной детский православный фестиваль "Преображение"
Материалы мероприятий близки и понятны детям, соответствуют их возрастным особенностям и психическому развитию. Принцип проведения мероприятий строится на добровольном участии, предполагает непосредственное взаимодействие с взрослым, который своими действиями, эмоциональным общением с воспитанниками вовлекает их в игровую, творческую деятельность, предоставляет ребенку возможность выразить себя, свой взгляд на мир.
В процессе занятий удовлетворяется актуальная потребность в признании, позитивном внимании, ощущении собственной успешности и значимости. В ходе занятий особенно важной оказывается психологическая поддержка, позволяющая напитать ребенка личностными ресурсами, повысить интерес к жизни, расширить мировосприятие.
В результате реализации программы улучшается психологический климат в группе, сокращается период социальной адаптации, подростки способны эффективно общаться, сотрудничать, конструктивно разрешать конфликтные ситуации, ставить пред собой цели и достигать их, принимать решения и преодолевать жизненные проблемы, правильно оценивать проблемную ситуацию и принимать ответственность за собственное поведение в ней. Воспитанники проявляют такие позитивные качества личности как доброжелательность, терпимость, позитивное отношение к себе и уверенность в своих силах. Подростки умеют работать в команде, отстаивать свое мнение, адекватно реагировать на критику, решать конфликты.
Таким образом, только совокупность у воспитанника личностно - значимых социальных компетенций обеспечат возможность эффективно удовлетворять свои потребноРазвитие социальной компетенции подростков,
находящихся в трудной жизненной ситуации
Современная открытая социальная среда оказывает противоречивое влияние на процесс становления личности подрастающего поколения. С одной стороны, существует необходимость в новом подходе к проблеме социальной самореализации личности, требуется повышенная активность человека как субъекта общественной жизни, принятие им на себя ответственности за свою деятельность и поведение. С другой стороны, нестабильность современного общества во всех сферах его жизнедеятельности увеличивает естественные трудности взросления подрастающего поколения; ситуация неопределенности приводит к деформации личностного развития, дезадаптации подростков в социуме.
Очень остро эта проблема стоит перед "Социально – реабилитационным центром для несовершеннолетних", в который поступают дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию. В основном это дети из неблагополучных семей, поэтому в связи с бесконтрольностью и попустительством взрослых большее влияние на них оказали неформальные подростковые группы с асоциальной направленностью. Воспитанников учреждения отличает не только низкий уровень социального развития, но и серьезные социальные отклонения (бродяжничество, правонарушения и т.д.).
В процессе социально – педагогической реабилитации таких подростков важно не только за короткий срок погасить кризисное состояние, вернуть на школьную скамью, определить будущее, но и организовать процесс формирования социальных навыков, переориентации социальных установок за счет включения в новые, позитивно - ориентированные отношения и социально – значимые виды деятельности.
Данные проблемно-ориентированного анализа выявили низкий уровень социального развития воспитанников, а также ряд трудностей, преобладающих у большинства детей: конфликтность, эгоистичность, привычка жить по указке других и не брать на себя ответственность за решение собственных проблем.
Согласно концепции социального развития А.В. Мудрика, играя, занимаясь, общаясь со взрослыми и сверстниками, ребенок учится жить рядом с другими, учитывать их интересы, правила и нормы поведения в обществе, т.е. становится социально компетентным.
Но, как известно, подростковому возрасту свойственно выбирать более комфортное состояние, поэтому, если у него не хватает навыков построения взаимоотношений, он не будет прилагать много усилий, а просто вернется в ту социальную среду, из которой вышел, где не требуется прилагать усилий для поддержания отношений.
Поэтому в Центре была создана программа, которая, учитывая перечисленные психологические особенности воспитанников, помогает детям принять себя, освоить житейские нормы поведения, сформировать достойные отношения с окружающими людьми, адаптироваться к современным жизненным условиям.
Целью программы является формирование навыков социальной адаптации, повышение уровня социальной компетентности через развитие социальных навыков.
Работа по программе включает в себя 3 основных раздела: «Общение, межличностные отношения», «Познай себя», «Стратегии поведения».
Занятия раздела «Общение, межличностные отношения» способствуют сплочению группы, приобретению опыта конструктивного общения, преодолению трудностей во взаимоотношениях, формированию и развитию коммуникативных навыков. Дети учатся работать в команде, доверять другим, выражать свои чувства и понимать чувства других людей, управлять эмоциями, взаимодействовать при конфликте интересов, оказывать и получать поддержку. Занятия раздела «Познай себя» помогают подростку раскрыть его внутренний мир, способствуют формированию положительного образа «Я», обретению внутренней уверенности в себе, овладению умениями рефлексии, самоконтроля.
Набор социальных знаний, умений и навыков в структуре социальной компетентности сам по себе не обеспечит социально компетентного поведения. Поэтому отличительной особенностью программы является раздел «Стратегии поведения». Входящие в него занятия направлены на формирование адекватного стиля поведения в различных жизненных ситуациях. Дети учатся объективно оценивать жизненные ситуации, приобретают опыт планирования ближайшего будущего, построения алгоритма достижения поставленных целей, опыт уверенного поведения в моделируемых ситуациях общения, знакомятся с конкретными техниками уверенного поведения в трудных ситуациях (давления, ущемления прав).
Структура занятий типична, каждое занятие состоит из приветствия, разминки, основной части и рефлексии. Для повышения эффективности формирования социальных умений использую активные формы работы: работа в парах, группах, дискуссии, доверительные беседы, мозговые штурмы, коллективные обсуждения, тренинг поведения, ролевые и деловые игры, а также игры – драматизации с разыгрыванием ситуаций взаимодействия, игровые упражнения, направленные на обучение слушанию, вступлению в контакт, выходу из контакта.