kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "Развитие социальной компетентности подростков"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие социальной компетенции подростков,

находящихся в трудной жизненной ситуации

Современная открытая социальная среда оказывает противоречивое влияние на процесс становления личности подрастающего поколения. С одной стороны, существует необходимость в новом подходе к проблеме социальной самореализации личности, требуется повышенная активность человека как субъекта общественной жизни, принятие им на себя ответственности за свою деятельность и поведение. С другой стороны, нестабильность современного общества во всех сферах его жизнедеятельности увеличивает естественные трудности взросления подрастающего поколения; ситуация неопределенности приводит к деформации личностного развития, дезадаптации подростков в социуме.

Очень остро эта проблема стоит перед "Социально – реабилитационным центром для несовершеннолетних", в который поступают дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию. В основном это дети из неблагополучных семей, поэтому в связи с бесконтрольностью и попустительством взрослых большее влияние на них оказали неформальные подростковые группы с асоциальной направленностью. Воспитанников учреждения отличает не только низкий уровень социального развития, но и серьезные социальные отклонения (бродяжничество, правонарушения и т.д.).

В процессе социально – педагогической реабилитации таких подростков важно не только за короткий срок погасить кризисное состояние, вернуть на школьную скамью, определить будущее, но и организовать процесс формирования социальных навыков, переориентации социальных установок за счет включения в новые, позитивно - ориентированные отношения и социально – значимые виды деятельности.

Данные проблемно-ориентированного анализа выявили низкий уровень социального развития воспитанников, а также ряд трудностей, преобладающих у большинства детей: конфликтность, эгоистичность, привычка жить по указке других и не брать на себя ответственность за решение собственных проблем.

Согласно концепции социального развития А.В. Мудрика, играя, занимаясь, общаясь со взрослыми и сверстниками, ребенок учится жить рядом с другими, учитывать их интересы, правила и нормы поведения в обществе, т.е. становится социально компетентным.

Но, как известно, подростковому возрасту свойственно выбирать более комфортное состояние, поэтому, если у него не хватает навыков построения взаимоотношений, он  не будет прилагать много усилий, а просто вернется в ту социальную среду, из которой вышел, где не требуется прилагать усилий для поддержания отношений.

Поэтому в Центре была создана программа, которая, учитывая перечисленные психологические особенности воспитанников, помогает детям принять себя, освоить житейские нормы поведения, сформировать достойные отношения с окружающими людьми, адаптироваться к современным жизненным условиям.

Целью программы является формирование навыков социальной адаптации, повышение уровня социальной компетентности через развитие социальных навыков.

Работа по программе включает в себя 3 основных раздела:           «Общение, межличностные отношения», «Познай себя», «Стратегии поведения».

Занятия раздела «Общение, межличностные отношения» способствуют сплочению группы, приобретению опыта конструктивного общения, преодолению трудностей во взаимоотношениях, формированию и развитию коммуникативных навыков. Дети учатся работать в команде, доверять другим, выражать свои чувства и понимать чувства других людей, управлять эмоциями, взаимодействовать при конфликте интересов, оказывать и получать поддержку. Занятия раздела «Познай себя» помогают подростку раскрыть его внутренний мир, способствуют формированию положительного образа «Я», обретению внутренней уверенности в себе, овладению умениями рефлексии, самоконтроля.

 Набор социальных знаний, умений и навыков в структуре социальной компетентности сам по себе не обеспечит социально компетентного поведения. Поэтому отличительной особенностью программы является раздел «Стратегии поведения». Входящие в него занятия направлены на формирование адекватного стиля поведения в различных жизненных ситуациях. Дети учатся объективно оценивать жизненные ситуации, приобретают опыт планирования ближайшего будущего, построения алгоритма достижения поставленных целей, опыт уверенного поведения в моделируемых ситуациях общения, знакомятся с конкретными техниками уверенного поведения  в трудных ситуациях (давления, ущемления прав).

Структура занятий типична, каждое занятие состоит из приветствия, разминки, основной части и рефлексии. Для повышения эффективности формирования социальных умений  использую активные формы работы: работа в парах, группах, дискуссии, доверительные беседы, мозговые штурмы, коллективные обсуждения, тренинг поведения, ролевые и деловые игры, а также игры – драматизации с разыгрыванием ситуаций взаимодействия, игровые упражнения, направленные на обучение слушанию, вступлению в контакт, выходу из контакта.

 Основные методы работы – игровая терапия, моделирование ситуаций, групповая дискуссия, тренинг поведения. Игровая терапия способствует изменению отношения каждого ребенка к себе, формированию системы межличностных отношений, коррекции способов общения с другими людьми, улучшению психологического климата детского коллектива и т.д. Метод тренинга помогает подростку увидеть возможные линии поведения в трудных ситуациях и дает возможность «проиграть» их, проверить верность выбранного стиля поведения, сопоставит его с поведением других. Метод групповой дискуссии учит обмениваться мнениями и идеями, говорить от себя и о себе, активно слушать, оценивать предлагаемые решения. Если рассматривать значимые проблемы, если помочь детям в понимании того, что для них важно в жизни, то т.о. они окажутся вовлеченными в процесс решения собственных проблем.

Данная программа рассчитана на работу с подростками 13 – 15 лет, имеющими низкий и средний уровень социального развития. Количество детей в группе от 7 до 12 человек.

Программа рассчитана на 24 занятия (продолжительность занятия 1 – 1,5 часа) 1 раз в неделю. Реализуется в течение 6 месяцев.

Развитие социальных навыков осуществляется как в процессе специально организованных занятий, так и в повседневной жизни воспитанников. Жизнь в учреждении очень организована, подчинена режиму, заполнена обязательными мероприятиями, поэтому свободное время мы стараемся планировать вместе с детьми. Это позволяет им проявит инициативу, дает возможность делать выбор, договариваться, принимать совместное решение.

Воспитанники  принимают   участие  в  городских конкурсах, фестивалях:

  • городской фестиваль – конкурс патриотической песни и художественного слова "Богатства края моего";
  • городской конкурс по изобразительному искусству "Все сказки мира";
  • Ротарианский благотворительный фестиваль;
  • окружной конкурс детского творчества "Звонкий голос детства";
  • городской конкурс патриотической песни "Новая волна";
  • IV Славянский форум искусств "Золотой Витязь";
  • XVI городской фестиваль – конкурс актерского мастерства "Синяя птица";
  • областной детский православный фестиваль "Преображение"

Материалы мероприятий  близки и понятны детям, соответствуют их возрастным особенностям и психическому развитию. Принцип проведения мероприятий строится на добровольном участии, предполагает непосредственное взаимодействие с взрослым, который своими действиями, эмоциональным общением с воспитанниками вовлекает их в игровую, творческую деятельность, предоставляет ребенку возможность выразить себя, свой взгляд на мир.

В процессе занятий удовлетворяется актуальная потребность в признании, позитивном внимании, ощущении собственной успешности и значимости. В ходе занятий особенно важной оказывается психологическая поддержка, позволяющая напитать ребенка личностными ресурсами, повысить интерес к жизни, расширить мировосприятие.

В результате реализации программы улучшается психологический климат в группе, сокращается период социальной адаптации, подростки способны эффективно общаться, сотрудничать, конструктивно разрешать конфликтные ситуации, ставить пред собой цели и достигать их, принимать решения и преодолевать жизненные проблемы, правильно оценивать проблемную ситуацию и принимать ответственность за собственное поведение в ней.  Воспитанники проявляют такие позитивные качества личности как доброжелательность, терпимость,  позитивное отношение к себе и уверенность в своих силах. Подростки умеют работать в команде, отстаивать свое мнение, адекватно реагировать на критику, решать конфликты.

Таким образом, только совокупность у воспитанника личностно - значимых социальных компетенций обеспечат возможность эффективно удовлетворять свои потребноРазвитие социальной компетенции подростков,

находящихся в трудной жизненной ситуации

Современная открытая социальная среда оказывает противоречивое влияние на процесс становления личности подрастающего поколения. С одной стороны, существует необходимость в новом подходе к проблеме социальной самореализации личности, требуется повышенная активность человека как субъекта общественной жизни, принятие им на себя ответственности за свою деятельность и поведение. С другой стороны, нестабильность современного общества во всех сферах его жизнедеятельности увеличивает естественные трудности взросления подрастающего поколения; ситуация неопределенности приводит к деформации личностного развития, дезадаптации подростков в социуме.

Очень остро эта проблема стоит перед "Социально – реабилитационным центром для несовершеннолетних", в который поступают дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию. В основном это дети из неблагополучных семей, поэтому в связи с бесконтрольностью и попустительством взрослых большее влияние на них оказали неформальные подростковые группы с асоциальной направленностью. Воспитанников учреждения отличает не только низкий уровень социального развития, но и серьезные социальные отклонения (бродяжничество, правонарушения и т.д.).

В процессе социально – педагогической реабилитации таких подростков важно не только за короткий срок погасить кризисное состояние, вернуть на школьную скамью, определить будущее, но и организовать процесс формирования социальных навыков, переориентации социальных установок за счет включения в новые, позитивно - ориентированные отношения и социально – значимые виды деятельности.

Данные проблемно-ориентированного анализа выявили низкий уровень социального развития воспитанников, а также ряд трудностей, преобладающих у большинства детей: конфликтность, эгоистичность, привычка жить по указке других и не брать на себя ответственность за решение собственных проблем.

Согласно концепции социального развития А.В. Мудрика, играя, занимаясь, общаясь со взрослыми и сверстниками, ребенок учится жить рядом с другими, учитывать их интересы, правила и нормы поведения в обществе, т.е. становится социально компетентным.

Но, как известно, подростковому возрасту свойственно выбирать более комфортное состояние, поэтому, если у него не хватает навыков построения взаимоотношений, он  не будет прилагать много усилий, а просто вернется в ту социальную среду, из которой вышел, где не требуется прилагать усилий для поддержания отношений.

Поэтому в Центре была создана программа, которая, учитывая перечисленные психологические особенности воспитанников, помогает детям принять себя, освоить житейские нормы поведения, сформировать достойные отношения с окружающими людьми, адаптироваться к современным жизненным условиям.

Целью программы является формирование навыков социальной адаптации, повышение уровня социальной компетентности через развитие социальных навыков.

Работа по программе включает в себя 3 основных раздела:           «Общение, межличностные отношения», «Познай себя», «Стратегии поведения».

Занятия раздела «Общение, межличностные отношения» способствуют сплочению группы, приобретению опыта конструктивного общения, преодолению трудностей во взаимоотношениях, формированию и развитию коммуникативных навыков. Дети учатся работать в команде, доверять другим, выражать свои чувства и понимать чувства других людей, управлять эмоциями, взаимодействовать при конфликте интересов, оказывать и получать поддержку. Занятия раздела «Познай себя» помогают подростку раскрыть его внутренний мир, способствуют формированию положительного образа «Я», обретению внутренней уверенности в себе, овладению умениями рефлексии, самоконтроля.

 Набор социальных знаний, умений и навыков в структуре социальной компетентности сам по себе не обеспечит социально компетентного поведения. Поэтому отличительной особенностью программы является раздел «Стратегии поведения». Входящие в него занятия направлены на формирование адекватного стиля поведения в различных жизненных ситуациях. Дети учатся объективно оценивать жизненные ситуации, приобретают опыт планирования ближайшего будущего, построения алгоритма достижения поставленных целей, опыт уверенного поведения в моделируемых ситуациях общения, знакомятся с конкретными техниками уверенного поведения  в трудных ситуациях (давления, ущемления прав).

Структура занятий типична, каждое занятие состоит из приветствия, разминки, основной части и рефлексии. Для повышения эффективности формирования социальных умений  использую активные формы работы: работа в парах, группах, дискуссии, доверительные беседы, мозговые штурмы, коллективные обсуждения, тренинг поведения, ролевые и деловые игры, а также игры – драматизации с разыгрыванием ситуаций взаимодействия, игровые упражнения, направленные на обучение слушанию, вступлению в контакт, выходу из контакта.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Развитие социальной компетентности подростков" »



Развитие социальной компетенции подростков,

находящихся в трудной жизненной ситуации

Современная открытая социальная среда оказывает противоречивое влияние на процесс становления личности подрастающего поколения. С одной стороны, существует необходимость в новом подходе к проблеме социальной самореализации личности, требуется повышенная активность человека как субъекта общественной жизни, принятие им на себя ответственности за свою деятельность и поведение. С другой стороны, нестабильность современного общества во всех сферах его жизнедеятельности увеличивает естественные трудности взросления подрастающего поколения; ситуация неопределенности приводит к деформации личностного развития, дезадаптации подростков в социуме.

Очень остро эта проблема стоит перед "Социально – реабилитационным центром для несовершеннолетних", в который поступают дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию. В основном это дети из неблагополучных семей, поэтому в связи с бесконтрольностью и попустительством взрослых большее влияние на них оказали неформальные подростковые группы с асоциальной направленностью. Воспитанников учреждения отличает не только низкий уровень социального развития, но и серьезные социальные отклонения (бродяжничество, правонарушения и т.д.).

В процессе социально – педагогической реабилитации таких подростков важно не только за короткий срок погасить кризисное состояние, вернуть на школьную скамью, определить будущее, но и организовать процесс формирования социальных навыков, переориентации социальных установок за счет включения в новые, позитивно - ориентированные отношения и социально – значимые виды деятельности.

Данные проблемно-ориентированного анализа выявили низкий уровень социального развития воспитанников, а также ряд трудностей, преобладающих у большинства детей: конфликтность, эгоистичность, привычка жить по указке других и не брать на себя ответственность за решение собственных проблем.

Согласно концепции социального развития А.В. Мудрика, играя, занимаясь, общаясь со взрослыми и сверстниками, ребенок учится жить рядом с другими, учитывать их интересы, правила и нормы поведения в обществе, т.е. становится социально компетентным.

Но, как известно, подростковому возрасту свойственно выбирать более комфортное состояние, поэтому, если у него не хватает навыков построения взаимоотношений, он не будет прилагать много усилий, а просто вернется в ту социальную среду, из которой вышел, где не требуется прилагать усилий для поддержания отношений.

Поэтому в Центре была создана программа, которая, учитывая перечисленные психологические особенности воспитанников, помогает детям принять себя, освоить житейские нормы поведения, сформировать достойные отношения с окружающими людьми, адаптироваться к современным жизненным условиям.

Целью программы является формирование навыков социальной адаптации, повышение уровня социальной компетентности через развитие социальных навыков.

Работа по программе включает в себя 3 основных раздела: «Общение, межличностные отношения», «Познай себя», «Стратегии поведения».

Занятия раздела «Общение, межличностные отношения» способствуют сплочению группы, приобретению опыта конструктивного общения, преодолению трудностей во взаимоотношениях, формированию и развитию коммуникативных навыков. Дети учатся работать в команде, доверять другим, выражать свои чувства и понимать чувства других людей, управлять эмоциями, взаимодействовать при конфликте интересов, оказывать и получать поддержку. Занятия раздела «Познай себя» помогают подростку раскрыть его внутренний мир, способствуют формированию положительного образа «Я», обретению внутренней уверенности в себе, овладению умениями рефлексии, самоконтроля.

Набор социальных знаний, умений и навыков в структуре социальной компетентности сам по себе не обеспечит социально компетентного поведения. Поэтому отличительной особенностью программы является раздел «Стратегии поведения». Входящие в него занятия направлены на формирование адекватного стиля поведения в различных жизненных ситуациях. Дети учатся объективно оценивать жизненные ситуации, приобретают опыт планирования ближайшего будущего, построения алгоритма достижения поставленных целей, опыт уверенного поведения в моделируемых ситуациях общения, знакомятся с конкретными техниками уверенного поведения в трудных ситуациях (давления, ущемления прав).

Структура занятий типична, каждое занятие состоит из приветствия, разминки, основной части и рефлексии. Для повышения эффективности формирования социальных умений использую активные формы работы: работа в парах, группах, дискуссии, доверительные беседы, мозговые штурмы, коллективные обсуждения, тренинг поведения, ролевые и деловые игры, а также игры – драматизации с разыгрыванием ситуаций взаимодействия, игровые упражнения, направленные на обучение слушанию, вступлению в контакт, выходу из контакта.

Основные методы работы – игровая терапия, моделирование ситуаций, групповая дискуссия, тренинг поведения. Игровая терапия способствует изменению отношения каждого ребенка к себе, формированию системы межличностных отношений, коррекции способов общения с другими людьми, улучшению психологического климата детского коллектива и т.д. Метод тренинга помогает подростку увидеть возможные линии поведения в трудных ситуациях и дает возможность «проиграть» их, проверить верность выбранного стиля поведения, сопоставит его с поведением других. Метод групповой дискуссии учит обмениваться мнениями и идеями, говорить от себя и о себе, активно слушать, оценивать предлагаемые решения. Если рассматривать значимые проблемы, если помочь детям в понимании того, что для них важно в жизни, то т.о. они окажутся вовлеченными в процесс решения собственных проблем.

Данная программа рассчитана на работу с подростками 13 – 15 лет, имеющими низкий и средний уровень социального развития. Количество детей в группе от 7 до 12 человек.

Программа рассчитана на 24 занятия (продолжительность занятия 1 – 1,5 часа) 1 раз в неделю. Реализуется в течение 6 месяцев.

Развитие социальных навыков осуществляется как в процессе специально организованных занятий, так и в повседневной жизни воспитанников. Жизнь в учреждении очень организована, подчинена режиму, заполнена обязательными мероприятиями, поэтому свободное время мы стараемся планировать вместе с детьми. Это позволяет им проявит инициативу, дает возможность делать выбор, договариваться, принимать совместное решение.

Воспитанники принимают участие в городских конкурсах, фестивалях:

  • городской фестиваль – конкурс патриотической песни и художественного слова "Богатства края моего";

  • городской конкурс по изобразительному искусству "Все сказки мира";

  • Ротарианский благотворительный фестиваль;

  • окружной конкурс детского творчества "Звонкий голос детства";

  • городской конкурс патриотической песни "Новая волна";

  • IV Славянский форум искусств "Золотой Витязь";

  • XVI городской фестиваль – конкурс актерского мастерства "Синяя птица";

  • областной детский православный фестиваль "Преображение"

Материалы мероприятий близки и понятны детям, соответствуют их возрастным особенностям и психическому развитию. Принцип проведения мероприятий строится на добровольном участии, предполагает непосредственное взаимодействие с взрослым, который своими действиями, эмоциональным общением с воспитанниками вовлекает их в игровую, творческую деятельность, предоставляет ребенку возможность выразить себя, свой взгляд на мир.

В процессе занятий удовлетворяется актуальная потребность в признании, позитивном внимании, ощущении собственной успешности и значимости. В ходе занятий особенно важной оказывается психологическая поддержка, позволяющая напитать ребенка личностными ресурсами, повысить интерес к жизни, расширить мировосприятие.

В результате реализации программы улучшается психологический климат в группе, сокращается период социальной адаптации, подростки способны эффективно общаться, сотрудничать, конструктивно разрешать конфликтные ситуации, ставить пред собой цели и достигать их, принимать решения и преодолевать жизненные проблемы, правильно оценивать проблемную ситуацию и принимать ответственность за собственное поведение в ней. Воспитанники проявляют такие позитивные качества личности как доброжелательность, терпимость, позитивное отношение к себе и уверенность в своих силах. Подростки умеют работать в команде, отстаивать свое мнение, адекватно реагировать на критику, решать конфликты.

Таким образом, только совокупность у воспитанника личностно - значимых социальных компетенций обеспечат возможность эффективно удовлетворять свои потребности сейчас и в будущем.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Статья "Развитие социальной компетентности подростков"

Автор: Пушкарева Елена Николаевна

Дата: 25.03.2015

Номер свидетельства: 191479

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Авторская (адаптированная) программа специального курса "Психология успеха""
    ["seo_title"] => string(82) "avtorskaia-adaptirovannaia-proghramma-spietsial-nogho-kursa-psikhologhiia-uspiekha"
    ["file_id"] => string(6) "306470"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458136507"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Методические рекомендации социального педагога"
    ["seo_title"] => string(58) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-sotsial-nogho-piedaghogha"
    ["file_id"] => string(6) "272025"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1451893348"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Проблемы развития современного детства "
    ["seo_title"] => string(44) "probliemy-razvitiia-sovriemiennogho-dietstva"
    ["file_id"] => string(6) "243769"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445798731"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Классная газета как одно из условий развития профессионального самоопределения подростка"
    ["seo_title"] => string(98) "klassnaia-ghazieta-kak-odno-iz-uslovii-razvitiia-profiessional-nogho-samoopriedielieniia-podrostka"
    ["file_id"] => string(6) "277359"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452877114"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Статья "Сервисы web 2.0 и формирование ИКТ-компетентности школьников" "
    ["seo_title"] => string(73) "stat-ia-siervisy-web-2-0-i-formirovaniie-ikt-kompietientnosti-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "131510"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416159549"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства