kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование кинезиологических упражнений для работы с девиантными подростками

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование кинезиологических упражнений для работы с девиантными подростками.

В подростковый период отмечается определенная дестабилизация активности мозга из-за выброса гормонов и гормональной перестройки всего организма. На поведенческом уровне избыточная активность мозга может проявляться в повышенной возбудимости, эмоциональной неустойчивости, отклоняющемся поведении и девиациях (курение, употребление различных ПАВ, игромания). Это может привести к тяжелой социальной дезадаптации и патологии ЦНС. У подростков по существу продолжает работать только одно полушарие, нет взаимодействия, хотя по внешнему виду они уже напоминают взрослых, у которых это взаимодействие уже сформировано. Ученые на опыте доказывают, что у социально благополучных детей, у которых образное и логическое полушария хорошо взаимодействуют, почти нет социальных отклонений. Помочь таким можно, если снизить при обучении нагрузку на левое полушарие и эмоционально активизировать работу ведущего, но приторможенного правого полушария. При этом постепенно восстанавливается нормальный физиологический баланс в работе головного мозга. В коррекционной работе с девиантными подростками особенно успешны психотерапевтические приемы, гармонизирующие работу правого и левого полушарий, а также развивающие межполушарные связи. Поэтому мы решили использовать в работе кинезиологическую гимнастику.

Основные категории подростков, требующих использования кинезиологических упражнений:

  • Подростки с повышенной возбудимостью (раздражительностью, непоседливостью, беспокойством),
  • с эмоциональной неустойчивостью (сниженным фоном настроения, неудовлетворенностью собой),
  • с девиациями в поведении (склонностями к бродяжничеству, наркомании, рискованным играм, к созданию стрессовых ситуаций),
  • с тяжелой социальной дезадаптацией.

В работе с подростками применяются упражнения, гармонизирующие работу левого и правого полушарий.

Комплекс № 1.

  1. Горизонтальная восьмерка. Вначале нарисуйте на доске или большом плакате восьмерку. Потренируйтесь рисовать восьмерку в воздухе. Первая фаза. Сядьте прямо. Лодыжку правой ноги положите на правое колено, развернув ногу как можно горизонтальнее. Правой рукой захватите нижнюю часть голени левой ноги и за ее стопу (левую) возьмитесь левой рукой, рот полуоткройте, язык на небе. Необходимо делать вдох через нос на счет «1-2-3-4». Упражнение делайте с закрытыми глазами. На вдохе необходимо представить кольцо, идущее сверху вправо и вверх (счет «1-2-3-4»), на выдохе идущее вправо и вниз (счет «1-2-3-4»). В дальнейшем эта восьмерка у ровня представления должна перерасти в четкую образную картину. Дети повторяют это упражнение 3 раза, взрослые – 8 раз.
  2. Доминирующее опускание руки. Упражнение выполняется стоя вдвоем. Один медленно и равномерно поднимает правую руку до горизонтального положения (счет «1-2-3-4»), после чего другой опускает эту руку в три шага.

Первый шаг: создание легкого усилия мышцы руки (счет «1-2-3-4-5-6-   7»), время 7 с.

Второй шаг: создание большого напряжения (счет «1-2-3-4-5-6-7»),   время 7 с.

Третий шаг: доминирующее опускание руки (счет «1-2-3-4-5-6-7»), время 7 с.

Опускание руки повторяется 3 раза. При этом нельзя брать за суставы, стараться не сорвать мышцы, упражнение должно доставлять удовольствие. Левую руку можно включать вместо правой руки, если усиливают правое полушарие. Праворукость или леворукость не учитываются.

3. Перекрестная марионетка (для правого полушария). Упражнение выполняется стоя. На счет «1-2-3-4-5-6-7» медленно и равномерно поднимайте левую ногу, согнутую в колене, до уровня бедра. Когда нога оказывается поднятой до горизонтального уровня, правой рукой делайте усилие для ноги в три шага. Первый шаг: легкое усилие мышцы ноги – 7 с. Второй шаг: сильное усиление – 7 с. Третий шаг: доминирующее опускание ноги – 7 с. Руки при этом удобнее прикладывать чуть выше колена. Левой рукой можно на что-то упереться или удержать ее, отставив в сторону и согнув в локте. Спина должна быть прямой. Упражнение выполняется только для левой ноги. Дети выполняют упражнение 3 раза, взрослые – 8 раз.

4. Перекрестная марионетка (для левого полушария). Выполняется как и для правого полушария. Отличие состоит в том, что поднимается правая, а не левая нога. Усиление делается левой, а не правой рукой. Это упражнение максимально открывает работу правого полушария. Оно выполняется 3 раза. Упражнение выполняется только для правой ноги.

5. Односторонняя марионетка. Выполняется стоя. Медленно на счет «1-2-3-4-5-6-7» поднимается правая ног, усиление в три шага создается тоже правой ногой. Спина прямая. Дети повторяют 3 раза, взрослые – 8 раз.

6. Усиление руки (без доминирующего опускания). Выполняется воем. Один медленно и равномерно на счет «1-2-3-4-5-6-7» поднимает правую руку до горизонтального положения. Другой делает усиление руки в два шага. Первый шаг: легкое усиление (счет «1-2-3-4-5-6-7»). Второй шаг: большое усиление (счет «1-2-3-4-5-6-7»). Чтобы рука ребенка не взмывала вверх после второго усиления, партнер плавно, постепенно и легко опускает его руку, а тот, в свою очередь, так же плавно продолжает опускать ее до конца (счет «1-2-3-4-5-6-7»). Дети выполняют это упражнение 3 раза, взрослые – 8 раз.

Комплекс № 2.

  1. Задержите дыхание. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание так долго, насколько это возможно. Можно ввести элемент соревнования в группе.
  2. Совместные движения глаз и языка. Выдвинутым изо рта языком и глазами делайте совместные движения из стороны в сторону, вращая их по кругу, по траектории горизонтальной восьмерки. Сначала отрабатываются однонаправленные движения, затем – разнонаправленные.
  3. Сделайте медленные наклоны головы к плечам и «кивающие» движения вперед-назад. Затем сделайте круговые движения головой в одну сторону, затем в другую.
  4. Бегая по комнате, размахивайте руками и громко кричите. По команде остановитесь и расслабьтесь. Можно выполнять упражнение, сидя или лежа на полу.
  5. Можно сидеть или стоять, поставив ноги на ширину плеч. Руки, согнув в локтях, расположите на уровне груди и соедините пальцы в виде шатра. Внимание сосредоточьте на пульсации в пальцах. Рот полуоткройте, язык на небе, вдох через нос, выдох через рот. Закройте глаза. Это упражнение выполняется 3 раза.
  6. Параллели. Для выполнения упражнения предлагается лист плотной бумаги с нарисованными на нем черной тушью двумя параллелями. Располагается на расстоянии 20 см от глаз, освещение нормальное и равномерное. Необходимо в течение 45 с смотреть на центр листа, между параллелями, после чего взгляд переведите на светлый фон. С появлением постобраза глаза закройте, а «параллели» мысленно переведите в центр лба, после чего некоторое время «смотрите» на них в таком положении. Упражнение можно повторять до трех раз.
  7. Пуантизм. Возьмите большой лист бумаги и акварельные краски. Используя краски, пальцами рук (без кисточки) на бумаге сделайте рисунки на свободную тему. Можно использовать зеркальное рисование двумя руками одновременно. Хорошие результаты приносит рисование красками пальцами ног.

Под влиянием гимнастики мозга в организме наступают самые разнообразные положительные структурные и функциональные изменения. Подвижность и пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Данная методика позволяет выявить скрытые способности детей и расширить границы возможностей их мозга.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование кинезиологических упражнений для работы с девиантными подростками »

Использование кинезиологических упражнений для работы с девиантными подростками.


В подростковый период отмечается определенная дестабилизация активности мозга из-за выброса гормонов и гормональной перестройки всего организма. На поведенческом уровне избыточная активность мозга может проявляться в повышенной возбудимости, эмоциональной неустойчивости, отклоняющемся поведении и девиациях (курение, употребление различных ПАВ, игромания). Это может привести к тяжелой социальной дезадаптации и патологии ЦНС. У подростков по существу продолжает работать только одно полушарие, нет взаимодействия, хотя по внешнему виду они уже напоминают взрослых, у которых это взаимодействие уже сформировано. Ученые на опыте доказывают, что у социально благополучных детей, у которых образное и логическое полушария хорошо взаимодействуют, почти нет социальных отклонений. Помочь таким можно, если снизить при обучении нагрузку на левое полушарие и эмоционально активизировать работу ведущего, но приторможенного правого полушария. При этом постепенно восстанавливается нормальный физиологический баланс в работе головного мозга. В коррекционной работе с девиантными подростками особенно успешны психотерапевтические приемы, гармонизирующие работу правого и левого полушарий, а также развивающие межполушарные связи. Поэтому мы решили использовать в работе кинезиологическую гимнастику.

Основные категории подростков, требующих использования

кинезиологических упражнений:

  • Подростки с повышенной возбудимостью (раздражительностью, непоседливостью, беспокойством),

  • с эмоциональной неустойчивостью (сниженным фоном настроения, неудовлетворенностью собой),

  • с девиациями в поведении (склонностями к бродяжничеству, наркомании, рискованным играм, к созданию стрессовых ситуаций),

  • с тяжелой социальной дезадаптацией.

В работе с подростками применяются упражнения, гармонизирующие работу левого и правого полушарий.

Комплекс № 1.

  1. Горизонтальная восьмерка. Вначале нарисуйте на доске или большом плакате восьмерку. Потренируйтесь рисовать восьмерку в воздухе. Первая фаза. Сядьте прямо. Лодыжку правой ноги положите на правое колено, развернув ногу как можно горизонтальнее. Правой рукой захватите нижнюю часть голени левой ноги и за ее стопу (левую) возьмитесь левой рукой, рот полуоткройте, язык на небе. Необходимо делать вдох через нос на счет «1-2-3-4». Упражнение делайте с закрытыми глазами. На вдохе необходимо представить кольцо, идущее сверху вправо и вверх (счет «1-2-3-4»), на выдохе идущее вправо и вниз (счет «1-2-3-4»). В дальнейшем эта восьмерка у ровня представления должна перерасти в четкую образную картину. Дети повторяют это упражнение 3 раза, взрослые – 8 раз.

  2. Доминирующее опускание руки. Упражнение выполняется стоя вдвоем. Один медленно и равномерно поднимает правую руку до горизонтального положения (счет «1-2-3-4»), после чего другой опускает эту руку в три шага.

Первый шаг: создание легкого усилия мышцы руки (счет «1-2-3-4-5-6- 7»), время 7 с.

Второй шаг: создание большого напряжения (счет «1-2-3-4-5-6-7»), время 7 с.

Третий шаг: доминирующее опускание руки (счет «1-2-3-4-5-6-7»), время 7 с.

Опускание руки повторяется 3 раза. При этом нельзя брать за суставы, стараться не сорвать мышцы, упражнение должно доставлять удовольствие. Левую руку можно включать вместо правой руки, если усиливают правое полушарие. Праворукость или леворукость не учитываются.

3. Перекрестная марионетка (для правого полушария). Упражнение выполняется стоя. На счет «1-2-3-4-5-6-7» медленно и равномерно поднимайте левую ногу, согнутую в колене, до уровня бедра. Когда нога оказывается поднятой до горизонтального уровня, правой рукой делайте усилие для ноги в три шага. Первый шаг: легкое усилие мышцы ноги – 7 с. Второй шаг: сильное усиление – 7 с. Третий шаг: доминирующее опускание ноги – 7 с. Руки при этом удобнее прикладывать чуть выше колена. Левой рукой можно на что-то упереться или удержать ее, отставив в сторону и согнув в локте. Спина должна быть прямой. Упражнение выполняется только для левой ноги. Дети выполняют упражнение 3 раза, взрослые – 8 раз.

4. Перекрестная марионетка (для левого полушария). Выполняется как и для правого полушария. Отличие состоит в том, что поднимается правая, а не левая нога. Усиление делается левой, а не правой рукой. Это упражнение максимально открывает работу правого полушария. Оно выполняется 3 раза. Упражнение выполняется только для правой ноги.

5. Односторонняя марионетка. Выполняется стоя. Медленно на счет «1-2-3-4-5-6-7» поднимается правая ног, усиление в три шага создается тоже правой ногой. Спина прямая. Дети повторяют 3 раза, взрослые – 8 раз.

6. Усиление руки (без доминирующего опускания). Выполняется воем. Один медленно и равномерно на счет «1-2-3-4-5-6-7» поднимает правую руку до горизонтального положения. Другой делает усиление руки в два шага. Первый шаг: легкое усиление (счет «1-2-3-4-5-6-7»). Второй шаг: большое усиление (счет «1-2-3-4-5-6-7»). Чтобы рука ребенка не взмывала вверх после второго усиления, партнер плавно, постепенно и легко опускает его руку, а тот, в свою очередь, так же плавно продолжает опускать ее до конца (счет «1-2-3-4-5-6-7»). Дети выполняют это упражнение 3 раза, взрослые – 8 раз.

Комплекс № 2.

  1. Задержите дыхание. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание так долго, насколько это возможно. Можно ввести элемент соревнования в группе.

  2. Совместные движения глаз и языка. Выдвинутым изо рта языком и глазами делайте совместные движения из стороны в сторону, вращая их по кругу, по траектории горизонтальной восьмерки. Сначала отрабатываются однонаправленные движения, затем – разнонаправленные.

  3. Сделайте медленные наклоны головы к плечам и «кивающие» движения вперед-назад. Затем сделайте круговые движения головой в одну сторону, затем в другую.

  4. Бегая по комнате, размахивайте руками и громко кричите. По команде остановитесь и расслабьтесь. Можно выполнять упражнение, сидя или лежа на полу.

  5. Можно сидеть или стоять, поставив ноги на ширину плеч. Руки, согнув в локтях, расположите на уровне груди и соедините пальцы в виде шатра. Внимание сосредоточьте на пульсации в пальцах. Рот полуоткройте, язык на небе, вдох через нос, выдох через рот. Закройте глаза. Это упражнение выполняется 3 раза.

  6. Параллели. Для выполнения упражнения предлагается лист плотной бумаги с нарисованными на нем черной тушью двумя параллелями. Располагается на расстоянии 20 см от глаз, освещение нормальное и равномерное. Необходимо в течение 45 с смотреть на центр листа, между параллелями, после чего взгляд переведите на светлый фон. С появлением постобраза глаза закройте, а «параллели» мысленно переведите в центр лба, после чего некоторое время «смотрите» на них в таком положении. Упражнение можно повторять до трех раз.

  7. Пуантизм. Возьмите большой лист бумаги и акварельные краски. Используя краски, пальцами рук (без кисточки) на бумаге сделайте рисунки на свободную тему. Можно использовать зеркальное рисование двумя руками одновременно. Хорошие результаты приносит рисование красками пальцами ног.

Под влиянием гимнастики мозга в организме наступают самые разнообразные положительные структурные и функциональные изменения. Подвижность и пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Данная методика позволяет выявить скрытые способности детей и расширить границы возможностей их мозга.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Использование кинезиологических упражнений для работы с девиантными подростками

Автор: Орехова Ирина Викторовна

Дата: 15.01.2015

Номер свидетельства: 155776


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства