Эффективность коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения в развитии, зависит от согласованных и взаимосвязанных действий родителей и всех участников коррекционного процесса.
Задача родителей – помочь ребенку раскрыть весь заложенный в него природой потенциал развития, сформировать компенсаторные возможности, сделать ребенка максимально приспособленным к пребыванию в детском коллективе и в перспективе к максимальной интеграции в обществе. Но нельзя делать это стихийно и эпизодически. Необходимо планировать и выполнять все в определенной системе совместно со специалистами.
Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рекомендаций, т.к. семьи различны по интеллектуальному уровню, нравственному облику, педагогической подготовленности. Успех работы определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.
4 СЛАЙД
Педагогическая компетентность родителей в отношении ребенка с особенностями развития – это:
использование сведений о специфике воспитания и обучения,
знание особенностей психического и личностного развития ребенка в норме и в патологии,
знание возрастных особенностей,
использование способов, технологий педагогического воздействия на ребенка с учетом его нарушений в развитии,
способность понимать потребности ребенка и создать условия для их разумного удовлетворения,
сознательно планировать его образование и вхождение во взрослую жизнь в соответствии со способностями ребенка и социальной ситуацией.
5 СЛАЙД
От уровня педагогической компетентности родителей во многом зависит успешность социальной интеграции в общество ребенка с ограниченными возможностями.
Основой для планирования работы с семьей является анализ результатов анкетирования, изучающего ребенка и родителей, уровень информированности членов семьи по вопросам воспитания и обучения детей.
6 СЛАЙД
Задача специалистов в отношении родителей заключается в постепенном и последовательном включении семьи в процесс коррекционной работы. Это предусматривает расширение знаний родителей по проблемам общего психического развития детей, их знакомство с приемами и методами работы, участие в практическом обучении и наблюдениях за динамикой развития ребенка в процессе коррекционно-обучающего взаимодействия со специалистами.
Важно научить родителей проводить коррекционно-развивающую работу одновременно со специалистами, а также самостоятельно под их руководством. Родителям необходимо объяснить значение режима дня и создание условий для организации деятельности ребенка в семье, разъяснить роль предметно-развивающей среды, учитывающей особенности ребенка, и значимость систематического проведения коррекционно-педагогических занятий в условиях семьи.
Специалистами совместно с родителями разрабатываются и уточняются индивидуальные коррекционно-образовательные программы, подбираются наиболее эффективные методы и приемы обучения, действенные формы работы (с учетом структуры основного дефекта детей и связанных с ним нарушений). Родители становятся активными участниками образовательного процесса.
7 СЛАЙД
Они должны заняться своим образованием и самообразованием, овладеть основными технологиями по воспитанию. Родителям необходимы знания в области психологии, педагогики, социальной педагогики, ряда дисциплин медицинского блока. Помочь в выборе литературы и в составлении программы самообразования родителей могут профессионально подготовленные люди.
8 СЛАЙД
Для достижения тесного взаимодействия с родителями широко применяются такие формы работы как:
родительские собрания,
родительские школы, университеты,
семинары-практикумы, практические занятия,
консультации, беседы-разъяснения,
тематические выставки литературы, папки-передвижки,
круглые столы, «мозговые штурмы»,
досуги, праздники.
Данные формы работы являются достаточно эффективными, так как способствуют установлению тесного контакта педагогов, родителей и детей, расширению сферы психолого-педагогических знаний о развитии РЕБЕНКА.
При психолого-педагогическом консультировании родителей выделяют конкретные задачи:
выявить возрастные и индивидуальные особенности в развитии ребенка:
определить причину первичных и вторичных отклонений в развитии;
выявить позицию родителей по отношению к ребенку (принятие-отвержение) и способы взаимодействия родителей со своим ребенком (адекватные-неадекватные);
организовать педагогическую и психологическую помощь родителям;
повысить уровень их компетентности в области психолого-педагогических знаний о закономерности развития ребенка;
разработать индивидуальную программу воспитания и обучения ребенка;
обосновать педагогический прогноз.
Беседы с психологом и педагогом позволяют обнаружить, осознать потенциальные возможности своего ребенка. Благодаря этому родители получают определенные жизненно важные для них сведения — с чего начинать, что делать, как правильно организовать ребенку помощь, направленную на преодоление нарушений.
Также специалисты по желанию родителей выбирают те или иные вопросы воспитания и освещают их в своих лекциях. Консультации посвящаются знакомству родителей с закономерностями развития ребенка, принципам первоначального воспитания и обучения, организации предметно-развивающего пространства ребенка в семье.
Слушая лекции и вопросы других родителей, слушатели лучше осознают и решают свои проблемы. Кроме того, они имеют возможность познакомиться и оказать поддержку друг другу.
Наряду с лекциями проводятся практические занятия, на которых родители имеют возможность приобрести навыки по формированию нарушенных функций, умений и навыков у своих детей. Это могут быть педагогические игровые упражнения, семинары-практикумы, педагогические практикумы. Они направлены на овладение родителями такими способами организации совместной деятельности с ребенком, как упражнения, поручения, личный пример, постановка перспектив, игры, умением придавать ей воспитывающий и развивающий характер, умением заинтересовать ребенка совместной деятельностью и создавать условия для проявления в ней ребенком субъектной позиции.
Более подробно и полно познакомить родителей с тем или иным вопросом воспитания позволяют папки-передвижки. Обычно в них подбирается тематический материал с практическими рекомендациями, который систематически пополняется.
Общаясь с родителями индивидуально, выявляются положительные личностные качества родителей, необходимые для сотрудничества, намечаются пути дальнейшей помощи семье, даются конкретные рекомендации по воспитанию ребенка.
Хорошо зарекомендовали себя и такие формы как организация «круглых столов», «мозговой штурм», родительских собраний, дискуссий, детских праздников, досугов. В их подготовке принимают участие специалисты, дети и сами родители.
9СЛАЙД
В результате совместной, творческой, кропотливой работы, родители:
переосмысливают свою роль в воспитании детей,
осознают себя субъектами воспитания,
глубже понимают своих детей, адекватнее их оценивают,
повышают уровень педагогической компетентности, систематизировав и обновив имеющиеся знания о семейном воспитании,
становятся более уверены в собственных силах, в осознании своих прав и потребностей. Это отражается на уровне их общей культуры и педагогическом мировоззрении.
10 СЛАЙД
Таким образом, в результате тесного взаимодействия всех участников коррекционно-развивающего процесса образуется единый воспитательный «треугольник». Основанием для оценки эффективности этого взаимодействия являются обученность и воспитанность ребенка, его способность к вхождению в социальную среду.
Список литературы:
Зальцман, Л. М. Работа с родителями детей, имеющих нарушение зрения и интеллекта [Текст] // Дефектология. – 2006. - №2. – С. 31 - 35.
Закрепина, А. В. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст]: //Дошкольное воспитание. – 2009. - № 4. - С. 94 -101.
Овчарова, Р. В. Психология родительства [Текст] : учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М. : Издательский центр «Академия», 2005 - 362 с.
Половинкина, О. Б. Педагогическая поддержка семьи в процессе комплексной реабилитации ребенка с органическим поражением центральной нервной системы в условиях стационара [Текст] / Дефектология - 2005 - №1 - С. 15 - 20.