Выступление на совещании заместителей директоров ОУ
Тема: «Логопедическое сопровождение обучающихся с ОВЗ
в условиях инклюзивного образования»
Логопедическое сопровождение обучающихся с ОВЗ осуществляется в рамках психолого-медико-педагогического консилиума школы. Учитель-логопед является членом команды специалистов, реализующих психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве.
Цель деятельности учителя-логопеда – создание условий, способствующих выявлению и преодолению нарушений речевого развития, а также дальнейшему развитию устной и письменной речи, совершенствованию коммуникации обучающихся с ОВЗ для успешного усвоения академической составляющей образовательной программы.
Для достижения этой цели в процессе профессиональной
деятельности учителя-логопеда решаются следующие задачи:
-
Проведение логопедического обследования с целью определения
структуры и степени выраженности речевого нарушения: установление
логопедического заключения. -
Разработка перспективного плана коррекционно-логопедической
работы (индивидуальной программы развития) с детьми, нуждающимися в
логопедической помощи. -
Организация коррекционной работы по оказанию логопедической
помощи ребенку с ОВЗ. Определение направлений, методов и приемов
логопедической работы по коррекции нарушений речевого развития. -
Комплектование групп для занятий с учетом психофизического
состояния обучающихся с ОВЗ. Проведение индивидуальных и групповых
занятий по коррекции нарушений устной и письменной речи обучающихся
(с использованием программного материала учебных дисциплин
гуманитарного цикла). -
Участие в разработке адаптированных образовательных программ,
методических рекомендаций по обучению детей с ОВЗ. Определение
разнообразных методов, форм и средств обучения в рамках
государственного стандарта, повышающих усвоение учебного материала. -
Проведение систематического изучения динамики речевого развития
ребенка с ОВЗ в процессе освоения образовательной программы. -
Взаимодействие со специалистами психолого-педагогического
сопровождения ребенка с ОВЗ и его семьей. -
Разработка предложений по повышению эффективности
диагностической, коррекционной работы. Обобщение и распространение
наиболее эффективного опыта логопедической работы. -
Обеспечение и контроль за соблюдением здоровьесберегающих
условий обучения и воспитания детей с ОВЗ в общеобразовательной
организации. Совместное с учителем (дефектологом, тьютором)
проведение работы по соблюдению в классе правильного речевого режима,
по обогащению и систематизации словарного запаса обучающихся в
соответствии с учебными предметами, развитию коммуникативных
умений. -
Консультативная работа по формированию психолого-педагогической
компетентности по вопросам онтогенеза детской речи, проявлений дизонтогенеза; обучение родителей специализированным приема преодоления имеющихся расстройств устной речи и подбор комплексов коррекционно-развивающих упражнений, направленных исправление недостатков письма и чтения, а также их профилактику. -
Консультирование педагогических работников по использованию специальных методов и приемов оказания помощи ребенку с ОВЗ, имеющему речевые нарушения.
Исходя из задач, определяются основные направления деятельности учителя-логопеда:
-
Диагностическое;
-
коррекционно-развивающее;
- организационно- методическое;
-
консультативно-просветительское;
-
профилактическое.
Диагностическое направление работы
- Первичное логопедическое обследование (проводится с 1 по 15 сентября) позволяет судить об уровне речевого развития ребенка с ОВЗ, о сформированности коммуникативных и регулятивных универсальных действий и сформулировать основные направления, содержание и методы коррекционно-логопедической работы с детьми с ОВЗ.
-
Промежуточное логопедическое обследование предусматривается в процессе оказания логопедической помощи, позволяющее скорректировать имеющуюся индивидуально-ориентированную программу коррекционно-логопедического воздействия и акцентировать внимание на наиболее стойких проблемах речевого развития ребенка (как в устной, так и в письменной речи).
-
Итоговая диагностика представляет собой углубленное логопедическое обследование, охватывающее все компоненты речевой системы и выявляющее сформированность всех видов универсальных учебных действий.
Коррекционно-развивающее направление работы учителя-логопеда включает в себя реализацию коррекционно-развивающих программ с учетом возраста и особенностей развития обучающихся, структуры дефекта, а так же оказание помощи педагогическому коллективу в индивидуализации развития, обучения и воспитания ребенка с ОВЗ.
В содержание данного направления входят следующие аспекты:
-
Выбор оптимальных для развития ребенка с ОВЗ коррекционных
программ, методик и приемов обучения в соответствии с его особыми
образовательными потребностями; -
Организация и проведение индивидуальных и групповых занятия по
коррекции нарушений устной и письменной речи, а также развитию
коммуникативных навыков детей с ОВЗ.
Организационно-методическое направление работы учителя-логопеда заключается:
-
В разработке индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих программ.
-
В помощи в составлении адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ.
-
В подборе дидактических и методических материалов.
-
В ведении документации.
Консультативно-просветительское направление работы включает:
· Консультирование семьи по вопросам речевого развития и коммуникации детей с ОВЗ, формирования
психолого-педагогической компетентности родителей (или законных
представителей) детей с ОВЗ, задействованных в инклюзивном процессе,
по вопросам онтогенеза устной и письменной речи, проявлений нарушений
речевой системы, подбора простейших приемов логопедической работы по
коррекции речевых нарушений у детей;
· консультирование педагогов и других участников образовательного
процесса по вопросам речевого онтогенеза и дизонтогенеза, создания
речевой развивающей среды, возникающим проблемам, связанным с
развитием обучением и воспитанием ребенка с ОВЗ в процессе реализации
инклюзивной практики.
Профилактическое направление деятельности заключается в своевременном предупреждении у ребенка с ОВЗ возможных вторичных речевых нарушений, создании условий для их полноценного речевого развития на каждом уровне общего образования.
Для работы с детьми с ОВЗ в школе есть специализированный программно-технический комплекс.
-
Специализированный программно-технический комплекс для обучающихся с ОВЗ (моноблок - ПК);
-
Портативное устройство для чтения книг (для незрячих и слабовидящих) – представляет собой складную камеру, подключающуюся к компьютеру. Воспроизводит речью любой текстовый материал. Читающая машина может сканировать 20 страниц в минуту. Можно контролировать темп голосового воспроизведения, задав определённую скорость;
изменить настройки для чтения на иностранных языках. -
Видеоувеличитель (дляслабовидящих) – подключив к компьютеру, увеличивает текст до необходимого для прочтения размера.
-
Клавиатура с большими кнопками и разделяющей клавиши накладкой – съёмная накладка предотвращает одновременное нажатие 2-х клавиш.
-
Беспроводной ресивер.
-
Гарнитура (для слабослышащих) - контактные накладные наушники с микрофоном.
- Система звукового поля предназначена для совместного обучения учащихся с разными возможностями слуха. Динамики аудиоколонок мягко усиливают голос преподавателя, равномерно распространяют его по помещению.
Система позволяет передавать голос преподавателя учащимся с нарушениями слуха (непосредственно в слуховой аппарат, кохлеарный имплант или в наушники). У детей повышается внимание и успеваемость; развиваются навыки слушания; более интенсивное развитие собственной устной речи.
-
Джойстик в комплекте с двумя выносными кнопками (для обучающихся с НОДА – с нарушениями опорно-двигательного аппарата) – выполняет функцию мыши. Кнопки справа и слева соответствуют правой и левой кнопкам обычной мыши. Верхняя кнопка выделяет текст или объект. Можно заменить встроенные кнопки выносными. Джойстик не требует навыков мелкой моторики; реагирует на легкие прикосновения пользователя с нарушением моторики.
-
Выносная кнопка большая (для обучающихся с НОДА).
-
Компьютерная программа для коррекции ОНР – игровые упражнения по коррекции всех компонентов речи: звукопроизношения, фонематических процессов, лексико-грамматического строя речи.
-
Аппарат «Монолог» для коррекции заикания: в комплект входит аппарат со встроенным аккумулятором, гарнитура (наушники), зарядное устройство.
Действие аппарата на речь заикающегося проявляется в снижении выраженности судорожных проявлений дефекта (меньше становится тонических и клонических судорог) благодаря следующим приёмам:
-
Звукозаглушение собственной речи – выполняет роль отвлечения от речевого акта. В качестве заглушающего фона используется «Белый шум», акустически напоминающий шум прибоя.
- Звукоусиление – эффект наступает благодаря изменению громкости собственной речи.
- Метроном – метод ритмической стимуляции речи. Заикающимся предлагается читать и пересказывать текст под ритмические удары метронома. Исследования показали, что как только речь переходит на скандированное, метрическое произнесение, заикание проходит, так как все слова выравниваются по слоговой динамике.