kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Логопедическое сопровождение обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                                     Выступление на совещании заместителей директоров  ОУ

                                                   Тема: «Логопедическое сопровождение обучающихся с ОВЗ

                                                                       в условиях инклюзивного образования»

     Логопедическое сопровождение обучающихся с ОВЗ осуществляется в рамках психолого-медико-педагогического консилиума школы. Учитель-логопед является членом команды специалистов, реализующих психолого-медико-педагогическое сопровождение  детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве.  

      Цель деятельности учителя-логопеда – создание условий, способствующих выявлению и преодолению нарушений речевого развития, а также дальнейшему развитию устной и письменной речи, совершенствованию коммуникации обучающихся с ОВЗ для успешного усвоения академической составляющей образовательной программы.

       Для достижения этой цели в процессе профессиональной
деятельности учителя-логопеда решаются следующие задачи:

  1. Проведение логопедического обследования с целью определения
    структуры и степени выраженности речевого нарушения: установление
    логопедического заключения.

  2. Разработка перспективного плана коррекционно-логопедической
    работы (индивидуальной программы развития) с детьми, нуждающимися в
    логопедической помощи.

  3. Организация коррекционной работы по оказанию логопедической
    помощи ребенку с ОВЗ. Определение направлений, методов и приемов
    логопедической работы по коррекции нарушений речевого развития.

  4. Комплектование групп для занятий с учетом психофизического
    состояния обучающихся с ОВЗ. Проведение индивидуальных и групповых
    занятий по коррекции нарушений устной и письменной речи обучающихся
    (с использованием программного материала учебных дисциплин
    гуманитарного цикла).

  5. Участие в разработке адаптированных образовательных программ,
    методических рекомендаций по обучению детей с ОВЗ. Определение
    разнообразных методов, форм и средств обучения в рамках
    государственного стандарта, повышающих усвоение учебного материала.

  6. Проведение систематического изучения динамики речевого развития
    ребенка с ОВЗ в процессе освоения образовательной программы.

  7. Взаимодействие со специалистами психолого-педагогического
    сопровождения ребенка с ОВЗ и его семьей.

  8. Разработка предложений по повышению эффективности
    диагностической, коррекционной работы. Обобщение и распространение
    наиболее эффективного опыта логопедической работы.

  9. Обеспечение и контроль за соблюдением здоровьесберегающих
    условий обучения и воспитания детей с ОВЗ в общеобразовательной
    организации. Совместное с учителем (дефектологом, тьютором)
    проведение работы по соблюдению в классе правильного речевого режима,
    по обогащению и систематизации словарного запаса обучающихся в
    соответствии с учебными предметами, развитию коммуникативных
    умений.

  10. Консультативная работа по формированию психолого-педагогической
    компетентности по вопросам онтогенеза детской речи, проявлений дизонтогенеза; обучение родителей специализированным приема преодоления имеющихся расстройств устной речи и подбор комплексов коррекционно-развивающих упражнений, направленных исправление недостатков письма и чтения, а также их профилактику.

  11. Консультирование педагогических работников по использованию специальных методов и приемов оказания помощи ребенку с ОВЗ, имеющему речевые нарушения.

Исходя из задач, определяются основные направления деятельности учителя-логопеда:

  • Диагностическое;

  • коррекционно-развивающее;

  • организационно- методическое;
  • консультативно-просветительское;

  • профилактическое.

Диагностическое направление работы

  • Первичное логопедическое обследование (проводится  с 1 по 15 сентября) позволяет судить об уровне речевого развития ребенка с ОВЗ, о сформированности коммуникативных и регулятивных универсальных действий и сформулировать основные направления, содержание и методы коррекционно-логопедической работы с детьми с ОВЗ.
  •   Промежуточное логопедическое обследование предусматривается в процессе оказания логопедической помощи, позволяющее скорректировать имеющуюся индивидуально-ориентированную программу коррекционно-логопедического воздействия и акцентировать внимание на наиболее стойких проблемах речевого развития ребенка (как в устной, так и в письменной речи).

  • Итоговая диагностика представляет собой углубленное логопедическое обследование, охватывающее все компоненты речевой системы и выявляющее сформированность всех видов универсальных учебных действий.


      Коррекционно-развивающее направление работы учителя-логопеда включает в себя реализацию коррекционно-развивающих программ с учетом возраста и особенностей развития обучающихся, структуры дефекта, а так же оказание помощи педагогическому коллективу в индивидуализации развития, обучения и воспитания ребенка с ОВЗ.

      В содержание данного направления входят следующие аспекты:

  1. Выбор оптимальных для развития ребенка с ОВЗ коррекционных
    программ, методик и приемов обучения в соответствии с его особыми
    образовательными потребностями;

  2. Организация и проведение индивидуальных и групповых занятия по
    коррекции нарушений устной и письменной речи, а также развитию
    коммуникативных навыков детей с ОВЗ.


     Организационно-методическое направление работы учителя-логопеда заключается:

  1. В разработке индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих программ.

  2. В помощи в составлении адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ.

  3. В подборе дидактических и методических материалов.

  4. В ведении документации.

   
     Консультативно-просветительское направление работы включает:
· Консультирование семьи по вопросам речевого развития и коммуникации детей с ОВЗ, формирования
психолого-педагогической компетентности родителей (или законных
представителей) детей с ОВЗ, задействованных в инклюзивном процессе,
по вопросам онтогенеза устной и письменной речи, проявлений нарушений
речевой системы, подбора простейших приемов логопедической работы по
коррекции речевых нарушений у детей;


· консультирование педагогов и других участников образовательного
процесса по вопросам речевого онтогенеза и дизонтогенеза, создания
речевой развивающей среды, возникающим проблемам, связанным с
развитием обучением и воспитанием ребенка с ОВЗ в процессе реализации
инклюзивной практики.  


      Профилактическое направление деятельности заключается в своевременном предупреждении у ребенка с ОВЗ возможных вторичных речевых нарушений, создании условий для их полноценного речевого развития на каждом уровне общего образования.
        

Для работы с детьми с ОВЗ  в школе есть специализированный программно-технический комплекс.   

  1. Специализированный программно-технический комплекс для обучающихся с ОВЗ (моноблок - ПК);

  2. Портативное устройство для чтения книг (для незрячих и слабовидящих) – представляет собой складную камеру, подключающуюся к компьютеру. Воспроизводит речью любой текстовый материал. Читающая машина  может сканировать 20 страниц в минуту. Можно контролировать темп голосового воспроизведения, задав определённую скорость;
    изменить настройки для чтения на иностранных языках.

  3. Видеоувеличитель (дляслабовидящих) – подключив к компьютеру, увеличивает текст до необходимого для прочтения размера.

  4. Клавиатура с большими кнопками и разделяющей клавиши накладкой – съёмная накладка предотвращает одновременное нажатие 2-х клавиш.

  5. Беспроводной ресивер.

  6. Гарнитура (для слабослышащих) - контактные накладные наушники с микрофоном.

  1. Система звукового поля предназначена для совместного обучения учащихся с разными возможностями слуха. Динамики аудиоколонок мягко усиливают голос преподавателя, равномерно распространяют его по помещению.

        Система позволяет передавать голос преподавателя учащимся с нарушениями слуха (непосредственно в слуховой аппарат, кохлеарный имплант или в наушники).   У детей  повышается внимание и успеваемость; развиваются навыки слушания;  более интенсивное развитие собственной устной речи.

  1. Джойстик в комплекте с двумя выносными кнопками (для обучающихся с НОДА – с нарушениями опорно-двигательного аппарата) – выполняет функцию мыши. Кнопки справа и слева соответствуют правой и левой кнопкам обычной мыши. Верхняя кнопка   выделяет текст или объект. Можно заменить встроенные кнопки выносными.   Джойстик не требует навыков мелкой моторики; реагирует на легкие прикосновения пользователя с нарушением моторики.

  2. Выносная кнопка большая (для обучающихся с НОДА).

  3. Компьютерная программа для коррекции ОНР – игровые упражнения по коррекции всех компонентов речи: звукопроизношения, фонематических процессов, лексико-грамматического строя речи.

  4. Аппарат «Монолог» для коррекции заикания: в комплект входит аппарат со встроенным аккумулятором, гарнитура (наушники), зарядное устройство.

       Действие аппарата на речь заикающегося проявляется в снижении выраженности судорожных проявлений дефекта (меньше становится тонических и клонических судорог) благодаря следующим приёмам:

  5. Звукозаглушение собственной речи – выполняет роль отвлечения от речевого акта. В качестве заглушающего фона используется «Белый шум», акустически напоминающий шум прибоя.

  6. Звукоусиление – эффект наступает благодаря изменению громкости собственной речи.
  7. Метроном – метод ритмической стимуляции речи. Заикающимся предлагается читать и пересказывать текст под ритмические удары метронома. Исследования показали, что как только речь переходит на скандированное, метрическое произнесение, заикание проходит, так как все слова выравниваются по слоговой динамике.

 

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Логопедическое сопровождение обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования»

Логопедическое сопровождение обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования    Учитель-логопед МОУ «Увинская СОШ №4»  Вахрушева Татьяна Николаевна

Логопедическое сопровождение

обучающихся с ОВЗ

в условиях

инклюзивного образования

Учитель-логопед МОУ «Увинская СОШ №4»

Вахрушева Татьяна Николаевна

Учитель- Педагог-психолог  логопед   ПМПк Социальный  педагог Учитель Медицинский работник

Учитель-

Педагог-психолог

логопед

ПМПк

Социальный

педагог

Учитель

Медицинский работник

Цель деятельности учителя-логопеда – создание условий, способствующих выявлению и преодолению нарушений речевого развития, а также дальнейшему развитию устной и письменной речи, совершенствованию коммуникации обучающихся с ОВЗ для успешного усвоения академической составляющей образовательной программы.

Цель деятельности учителя-логопеда – создание условий, способствующих выявлению и преодолению нарушений речевого развития, а также дальнейшему развитию устной и письменной речи, совершенствованию коммуникации обучающихся с ОВЗ для успешного усвоения академической составляющей образовательной программы.

Задачи: 1. Проведение логопедического обследования с целью определения структуры и степени выраженности речевого нарушения: установление логопедического заключения. 2. Разработка перспективного плана коррекционно-логопедической  работы (индивидуальной программы развития) с детьми, нуждающимися в логопедической помощи. 3. Организация коррекционной работы по оказанию логопедической  помощи ребенку с ОВЗ. Определение направлений, методов и приемов логопедической работы по коррекции нарушений речевого развития.

Задачи:

1. Проведение логопедического обследования с целью определения структуры и степени выраженности речевого нарушения: установление логопедического заключения.

2. Разработка перспективного плана коррекционно-логопедической работы (индивидуальной программы развития) с детьми, нуждающимися в логопедической помощи.

3. Организация коррекционной работы по оказанию логопедической помощи ребенку с ОВЗ. Определение направлений, методов и приемов логопедической работы по коррекции нарушений речевого развития.

Задачи : 4. Комплектование групп для занятий с учетом психофизического  состояния обучающихся с ОВЗ. Проведение индивидуальных и групповых занятий по коррекции нарушений устной и письменной речи обучающихся. 5. Участие в разработке адаптированных образовательных программ, методических рекомендаций по обучению детей с ОВЗ. Определение разнообразных методов, форм и средств обучения в рамках государственного стандарта, повышающих усвоение учебного материала. 6. Проведение систематического изучения динамики речевого развития ребенка с ОВЗ в процессе освоения образовательной программы.

Задачи :

4. Комплектование групп для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся с ОВЗ. Проведение индивидуальных и групповых занятий по коррекции нарушений устной и письменной речи обучающихся.

5. Участие в разработке адаптированных образовательных программ, методических рекомендаций по обучению детей с ОВЗ.

Определение разнообразных методов, форм и средств обучения в рамках государственного стандарта, повышающих усвоение учебного материала.

6. Проведение систематического изучения динамики речевого развития ребенка с ОВЗ в процессе освоения образовательной программы.

Задачи : 7. Взаимодействие со специалистами психолого-педагогического  сопровождения ребенка с ОВЗ и его семьей. 8. Разработка предложений по повышению эффективности  диагностической, коррекционной работы. Обобщение и распространение наиболее эффективного опыта логопедической работы. 9. Обеспечение и контроль за соблюдением здоровьесберегающих  условий обучения и воспитания детей с ОВЗ в общеобразовательной организации.

Задачи :

7. Взаимодействие со специалистами психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ и его семьей.

8. Разработка предложений по повышению эффективности диагностической, коррекционной работы. Обобщение и распространение наиболее эффективного опыта логопедической работы.

9. Обеспечение и контроль за соблюдением здоровьесберегающих условий обучения и воспитания детей с ОВЗ в общеобразовательной организации.

Задачи: 10. Консультативная работа по формированию психолого-педагогической компетентности по вопросам онтогенеза детской речи, проявлений вариантов дизонтогенеза; обучение родителей специализированным приема преодоления имеющихся расстройств устной речи и подбор комплексов коррекционно-развивающих упражнений, направленных на исправление недостатков письма и чтения, а также их профилактику. 11. Консультирование педагогических работников по использованию специальных методов и приемов оказания помощи ребенку с ОВЗ, имеющему речевые нарушения.

Задачи:

10. Консультативная работа по формированию психолого-педагогической компетентности по вопросам онтогенеза детской речи, проявлений вариантов дизонтогенеза; обучение родителей специализированным приема преодоления имеющихся расстройств устной речи и подбор комплексов коррекционно-развивающих упражнений, направленных на исправление недостатков письма и чтения, а также их профилактику.

11. Консультирование педагогических работников по использованию специальных методов и приемов оказания помощи ребенку с ОВЗ, имеющему речевые нарушения.

Направления деятельности учителя-логопеда: 2. Коррекционно-развивающее 1. Диагностическое 4.Консультативно-просветительское 3. Организационно-методическое 5.Профилактическое

Направления деятельности учителя-логопеда:

2. Коррекционно-развивающее

1. Диагностическое

4.Консультативно-просветительское

3. Организационно-методическое

5.Профилактическое

Диагностическое направление работы: 1. Первичное логопедическое обследование - в первые две недели сентября (с 1 по 15 сентября) 2. Промежуточное логопедическое обследование - в процессе логопедической помощи ребенку с ОВЗ 3. Итоговая диагностика – в последние две недели учебного года (с 15 по 31 мая)

Диагностическое направление работы:

1. Первичное логопедическое обследование - в первые две недели сентября (с 1 по 15 сентября)

2. Промежуточное логопедическое обследование - в процессе логопедической помощи ребенку с ОВЗ

3. Итоговая диагностика – в последние две недели учебного года (с 15 по 31 мая)

Коррекционно-развивающее направление включает в себя реализацию коррекционно-развивающих программ с учетом возраста и особенностей развития обучающихся, структуры дефекта, а так же оказание помощи педагогическому коллективу в индивидуализации развития, обучения и воспитания ребенка с ОВЗ

Коррекционно-развивающее направление включает в себя реализацию коррекционно-развивающих программ с учетом возраста и особенностей развития обучающихся, структуры дефекта, а так же оказание помощи педагогическому коллективу в индивидуализации развития, обучения и воспитания ребенка с ОВЗ

Содержание коррекционно-развивающего направления: Выбор оптимальных для развития ребенка с ОВЗ коррекционных программ, методик и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями Организация и проведение индивидуальных и групповых занятий по коррекции нарушений устной и письменной речи, а также развитию коммуникативных навыков детей с ОВЗ

Содержание коррекционно-развивающего направления:

Выбор оптимальных для развития ребенка с ОВЗ коррекционных программ, методик и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями

Организация и проведение индивидуальных и групповых занятий по коррекции нарушений устной и письменной речи, а также развитию коммуникативных навыков детей с ОВЗ

Организационно-методическое направление:   Разработка индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих программ Помощь в составлении адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ Подбор дидактических и методических материалов Ведение документации

Организационно-методическое направление:

Разработка индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих программ

Помощь в составлении адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ

Подбор дидактических и методических материалов

Ведение документации

Профилактическое направление деятельности заключается в своевременном предупреждении у ребенка с ОВЗ возможных вторичных речевых нарушений, создании условий для их полноценного речевого развития на каждом уровне общего образования

Профилактическое направление деятельности заключается в своевременном предупреждении у ребенка с ОВЗ возможных вторичных речевых нарушений, создании условий для их полноценного речевого развития на каждом уровне общего образования

Специализированный программно-технический комплекс для обучающихся с ОВЗ в составе:  Специализированный программно-технический комплекс для обучающихся с ОВЗ (моноблок); Портативное устройство для чтения книг (для незрячих и слабовидящих); Видеоувеличитель (для слабовидящих);; Клавиатура с большими кнопками и разделяющей клавиши накладкой; Беспроводной ресивер; Гарнитура (для глухих и слабослышащих); Система звукового поля (для глухих и слабослышащих); Компьютерный джойстик в комплекте с двумя выносными кнопками (для обучающихся с НОДА); Выносная кнопка большая (для обучающихся с НОДА); Компьютерная программа для коррекции ОНР; Аппарат «Монолог» для коррекции заикания

Специализированный программно-технический комплекс для обучающихся с ОВЗ в составе:

  • Специализированный программно-технический комплекс для обучающихся с ОВЗ (моноблок);
  • Портативное устройство для чтения книг (для незрячих и слабовидящих);
  • Видеоувеличитель (для слабовидящих);;
  • Клавиатура с большими кнопками и разделяющей клавиши накладкой;
  • Беспроводной ресивер;
  • Гарнитура (для глухих и слабослышащих);
  • Система звукового поля (для глухих и слабослышащих);
  • Компьютерный джойстик в комплекте с двумя выносными кнопками (для обучающихся с НОДА);
  • Выносная кнопка большая (для обучающихся с НОДА);
  • Компьютерная программа для коррекции ОНР;
  • Аппарат «Монолог» для коррекции заикания

Информационно-методическое обеспечение:  http://www.inclusive-edu.ru/ (сайт института проблем   инклюзивного образования МГППУ)

Информационно-методическое обеспечение:

http://www.inclusive-edu.ru/ (сайт института проблем инклюзивного образования МГППУ)

Спасибо за  внимание!

Спасибо за

внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Логопедическое сопровождение обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Автор: Вахрушева Татьяна Николаевна

Дата: 18.05.2017

Номер свидетельства: 416689

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства