kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Логопедическое сопровождение обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                                     Выступление на совещании заместителей директоров  ОУ

                                                   Тема: «Логопедическое сопровождение обучающихся с ОВЗ

                                                                       в условиях инклюзивного образования»

     Логопедическое сопровождение обучающихся с ОВЗ осуществляется в рамках психолого-медико-педагогического консилиума школы. Учитель-логопед является членом команды специалистов, реализующих психолого-медико-педагогическое сопровождение  детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве.  

      Цель деятельности учителя-логопеда – создание условий, способствующих выявлению и преодолению нарушений речевого развития, а также дальнейшему развитию устной и письменной речи, совершенствованию коммуникации обучающихся с ОВЗ для успешного усвоения академической составляющей образовательной программы.

       Для достижения этой цели в процессе профессиональной
деятельности учителя-логопеда решаются следующие задачи:

  1. Проведение логопедического обследования с целью определения
    структуры и степени выраженности речевого нарушения: установление
    логопедического заключения.

  2. Разработка перспективного плана коррекционно-логопедической
    работы (индивидуальной программы развития) с детьми, нуждающимися в
    логопедической помощи.

  3. Организация коррекционной работы по оказанию логопедической
    помощи ребенку с ОВЗ. Определение направлений, методов и приемов
    логопедической работы по коррекции нарушений речевого развития.

  4. Комплектование групп для занятий с учетом психофизического
    состояния обучающихся с ОВЗ. Проведение индивидуальных и групповых
    занятий по коррекции нарушений устной и письменной речи обучающихся
    (с использованием программного материала учебных дисциплин
    гуманитарного цикла).

  5. Участие в разработке адаптированных образовательных программ,
    методических рекомендаций по обучению детей с ОВЗ. Определение
    разнообразных методов, форм и средств обучения в рамках
    государственного стандарта, повышающих усвоение учебного материала.

  6. Проведение систематического изучения динамики речевого развития
    ребенка с ОВЗ в процессе освоения образовательной программы.

  7. Взаимодействие со специалистами психолого-педагогического
    сопровождения ребенка с ОВЗ и его семьей.

  8. Разработка предложений по повышению эффективности
    диагностической, коррекционной работы. Обобщение и распространение
    наиболее эффективного опыта логопедической работы.

  9. Обеспечение и контроль за соблюдением здоровьесберегающих
    условий обучения и воспитания детей с ОВЗ в общеобразовательной
    организации. Совместное с учителем (дефектологом, тьютором)
    проведение работы по соблюдению в классе правильного речевого режима,
    по обогащению и систематизации словарного запаса обучающихся в
    соответствии с учебными предметами, развитию коммуникативных
    умений.

  10. Консультативная работа по формированию психолого-педагогической
    компетентности по вопросам онтогенеза детской речи, проявлений дизонтогенеза; обучение родителей специализированным приема преодоления имеющихся расстройств устной речи и подбор комплексов коррекционно-развивающих упражнений, направленных исправление недостатков письма и чтения, а также их профилактику.

  11. Консультирование педагогических работников по использованию специальных методов и приемов оказания помощи ребенку с ОВЗ, имеющему речевые нарушения.

Исходя из задач, определяются основные направления деятельности учителя-логопеда:

  • Диагностическое;

  • коррекционно-развивающее;

  • организационно- методическое;
  • консультативно-просветительское;

  • профилактическое.

Диагностическое направление работы

  • Первичное логопедическое обследование (проводится  с 1 по 15 сентября) позволяет судить об уровне речевого развития ребенка с ОВЗ, о сформированности коммуникативных и регулятивных универсальных действий и сформулировать основные направления, содержание и методы коррекционно-логопедической работы с детьми с ОВЗ.
  •   Промежуточное логопедическое обследование предусматривается в процессе оказания логопедической помощи, позволяющее скорректировать имеющуюся индивидуально-ориентированную программу коррекционно-логопедического воздействия и акцентировать внимание на наиболее стойких проблемах речевого развития ребенка (как в устной, так и в письменной речи).

  • Итоговая диагностика представляет собой углубленное логопедическое обследование, охватывающее все компоненты речевой системы и выявляющее сформированность всех видов универсальных учебных действий.


      Коррекционно-развивающее направление работы учителя-логопеда включает в себя реализацию коррекционно-развивающих программ с учетом возраста и особенностей развития обучающихся, структуры дефекта, а так же оказание помощи педагогическому коллективу в индивидуализации развития, обучения и воспитания ребенка с ОВЗ.

      В содержание данного направления входят следующие аспекты:

  1. Выбор оптимальных для развития ребенка с ОВЗ коррекционных
    программ, методик и приемов обучения в соответствии с его особыми
    образовательными потребностями;

  2. Организация и проведение индивидуальных и групповых занятия по
    коррекции нарушений устной и письменной речи, а также развитию
    коммуникативных навыков детей с ОВЗ.


     Организационно-методическое направление работы учителя-логопеда заключается:

  1. В разработке индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих программ.

  2. В помощи в составлении адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ.

  3. В подборе дидактических и методических материалов.

  4. В ведении документации.

   
     Консультативно-просветительское направление работы включает:
· Консультирование семьи по вопросам речевого развития и коммуникации детей с ОВЗ, формирования
психолого-педагогической компетентности родителей (или законных
представителей) детей с ОВЗ, задействованных в инклюзивном процессе,
по вопросам онтогенеза устной и письменной речи, проявлений нарушений
речевой системы, подбора простейших приемов логопедической работы по
коррекции речевых нарушений у детей;


· консультирование педагогов и других участников образовательного
процесса по вопросам речевого онтогенеза и дизонтогенеза, создания
речевой развивающей среды, возникающим проблемам, связанным с
развитием обучением и воспитанием ребенка с ОВЗ в процессе реализации
инклюзивной практики.  


      Профилактическое направление деятельности заключается в своевременном предупреждении у ребенка с ОВЗ возможных вторичных речевых нарушений, создании условий для их полноценного речевого развития на каждом уровне общего образования.
        

Для работы с детьми с ОВЗ  в школе есть специализированный программно-технический комплекс.   

  1. Специализированный программно-технический комплекс для обучающихся с ОВЗ (моноблок - ПК);

  2. Портативное устройство для чтения книг (для незрячих и слабовидящих) – представляет собой складную камеру, подключающуюся к компьютеру. Воспроизводит речью любой текстовый материал. Читающая машина  может сканировать 20 страниц в минуту. Можно контролировать темп голосового воспроизведения, задав определённую скорость;
    изменить настройки для чтения на иностранных языках.

  3. Видеоувеличитель (дляслабовидящих) – подключив к компьютеру, увеличивает текст до необходимого для прочтения размера.

  4. Клавиатура с большими кнопками и разделяющей клавиши накладкой – съёмная накладка предотвращает одновременное нажатие 2-х клавиш.

  5. Беспроводной ресивер.

  6. Гарнитура (для слабослышащих) - контактные накладные наушники с микрофоном.

  1. Система звукового поля предназначена для совместного обучения учащихся с разными возможностями слуха. Динамики аудиоколонок мягко усиливают голос преподавателя, равномерно распространяют его по помещению.

        Система позволяет передавать голос преподавателя учащимся с нарушениями слуха (непосредственно в слуховой аппарат, кохлеарный имплант или в наушники).   У детей  повышается внимание и успеваемость; развиваются навыки слушания;  более интенсивное развитие собственной устной речи.

  1. Джойстик в комплекте с двумя выносными кнопками (для обучающихся с НОДА – с нарушениями опорно-двигательного аппарата) – выполняет функцию мыши. Кнопки справа и слева соответствуют правой и левой кнопкам обычной мыши. Верхняя кнопка   выделяет текст или объект. Можно заменить встроенные кнопки выносными.   Джойстик не требует навыков мелкой моторики; реагирует на легкие прикосновения пользователя с нарушением моторики.

  2. Выносная кнопка большая (для обучающихся с НОДА).

  3. Компьютерная программа для коррекции ОНР – игровые упражнения по коррекции всех компонентов речи: звукопроизношения, фонематических процессов, лексико-грамматического строя речи.

  4. Аппарат «Монолог» для коррекции заикания: в комплект входит аппарат со встроенным аккумулятором, гарнитура (наушники), зарядное устройство.

       Действие аппарата на речь заикающегося проявляется в снижении выраженности судорожных проявлений дефекта (меньше становится тонических и клонических судорог) благодаря следующим приёмам:

  5. Звукозаглушение собственной речи – выполняет роль отвлечения от речевого акта. В качестве заглушающего фона используется «Белый шум», акустически напоминающий шум прибоя.

  6. Звукоусиление – эффект наступает благодаря изменению громкости собственной речи.
  7. Метроном – метод ритмической стимуляции речи. Заикающимся предлагается читать и пересказывать текст под ритмические удары метронома. Исследования показали, что как только речь переходит на скандированное, метрическое произнесение, заикание проходит, так как все слова выравниваются по слоговой динамике.

 

 

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Логопедическое сопровождение обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования»

Логопедическое сопровождение обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования    Учитель-логопед МОУ «Увинская СОШ №4»  Вахрушева Татьяна Николаевна

Логопедическое сопровождение

обучающихся с ОВЗ

в условиях

инклюзивного образования

Учитель-логопед МОУ «Увинская СОШ №4»

Вахрушева Татьяна Николаевна

Учитель- Педагог-психолог  логопед   ПМПк Социальный  педагог Учитель Медицинский работник

Учитель-

Педагог-психолог

логопед

ПМПк

Социальный

педагог

Учитель

Медицинский работник

Цель деятельности учителя-логопеда – создание условий, способствующих выявлению и преодолению нарушений речевого развития, а также дальнейшему развитию устной и письменной речи, совершенствованию коммуникации обучающихся с ОВЗ для успешного усвоения академической составляющей образовательной программы.

Цель деятельности учителя-логопеда – создание условий, способствующих выявлению и преодолению нарушений речевого развития, а также дальнейшему развитию устной и письменной речи, совершенствованию коммуникации обучающихся с ОВЗ для успешного усвоения академической составляющей образовательной программы.

Задачи: 1. Проведение логопедического обследования с целью определения структуры и степени выраженности речевого нарушения: установление логопедического заключения. 2. Разработка перспективного плана коррекционно-логопедической  работы (индивидуальной программы развития) с детьми, нуждающимися в логопедической помощи. 3. Организация коррекционной работы по оказанию логопедической  помощи ребенку с ОВЗ. Определение направлений, методов и приемов логопедической работы по коррекции нарушений речевого развития.

Задачи:

1. Проведение логопедического обследования с целью определения структуры и степени выраженности речевого нарушения: установление логопедического заключения.

2. Разработка перспективного плана коррекционно-логопедической работы (индивидуальной программы развития) с детьми, нуждающимися в логопедической помощи.

3. Организация коррекционной работы по оказанию логопедической помощи ребенку с ОВЗ. Определение направлений, методов и приемов логопедической работы по коррекции нарушений речевого развития.

Задачи : 4. Комплектование групп для занятий с учетом психофизического  состояния обучающихся с ОВЗ. Проведение индивидуальных и групповых занятий по коррекции нарушений устной и письменной речи обучающихся. 5. Участие в разработке адаптированных образовательных программ, методических рекомендаций по обучению детей с ОВЗ. Определение разнообразных методов, форм и средств обучения в рамках государственного стандарта, повышающих усвоение учебного материала. 6. Проведение систематического изучения динамики речевого развития ребенка с ОВЗ в процессе освоения образовательной программы.

Задачи :

4. Комплектование групп для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся с ОВЗ. Проведение индивидуальных и групповых занятий по коррекции нарушений устной и письменной речи обучающихся.

5. Участие в разработке адаптированных образовательных программ, методических рекомендаций по обучению детей с ОВЗ.

Определение разнообразных методов, форм и средств обучения в рамках государственного стандарта, повышающих усвоение учебного материала.

6. Проведение систематического изучения динамики речевого развития ребенка с ОВЗ в процессе освоения образовательной программы.

Задачи : 7. Взаимодействие со специалистами психолого-педагогического  сопровождения ребенка с ОВЗ и его семьей. 8. Разработка предложений по повышению эффективности  диагностической, коррекционной работы. Обобщение и распространение наиболее эффективного опыта логопедической работы. 9. Обеспечение и контроль за соблюдением здоровьесберегающих  условий обучения и воспитания детей с ОВЗ в общеобразовательной организации.

Задачи :

7. Взаимодействие со специалистами психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ и его семьей.

8. Разработка предложений по повышению эффективности диагностической, коррекционной работы. Обобщение и распространение наиболее эффективного опыта логопедической работы.

9. Обеспечение и контроль за соблюдением здоровьесберегающих условий обучения и воспитания детей с ОВЗ в общеобразовательной организации.

Задачи: 10. Консультативная работа по формированию психолого-педагогической компетентности по вопросам онтогенеза детской речи, проявлений вариантов дизонтогенеза; обучение родителей специализированным приема преодоления имеющихся расстройств устной речи и подбор комплексов коррекционно-развивающих упражнений, направленных на исправление недостатков письма и чтения, а также их профилактику. 11. Консультирование педагогических работников по использованию специальных методов и приемов оказания помощи ребенку с ОВЗ, имеющему речевые нарушения.

Задачи:

10. Консультативная работа по формированию психолого-педагогической компетентности по вопросам онтогенеза детской речи, проявлений вариантов дизонтогенеза; обучение родителей специализированным приема преодоления имеющихся расстройств устной речи и подбор комплексов коррекционно-развивающих упражнений, направленных на исправление недостатков письма и чтения, а также их профилактику.

11. Консультирование педагогических работников по использованию специальных методов и приемов оказания помощи ребенку с ОВЗ, имеющему речевые нарушения.

Направления деятельности учителя-логопеда: 2. Коррекционно-развивающее 1. Диагностическое 4.Консультативно-просветительское 3. Организационно-методическое 5.Профилактическое

Направления деятельности учителя-логопеда:

2. Коррекционно-развивающее

1. Диагностическое

4.Консультативно-просветительское

3. Организационно-методическое

5.Профилактическое

Диагностическое направление работы: 1. Первичное логопедическое обследование - в первые две недели сентября (с 1 по 15 сентября) 2. Промежуточное логопедическое обследование - в процессе логопедической помощи ребенку с ОВЗ 3. Итоговая диагностика – в последние две недели учебного года (с 15 по 31 мая)

Диагностическое направление работы:

1. Первичное логопедическое обследование - в первые две недели сентября (с 1 по 15 сентября)

2. Промежуточное логопедическое обследование - в процессе логопедической помощи ребенку с ОВЗ

3. Итоговая диагностика – в последние две недели учебного года (с 15 по 31 мая)

Коррекционно-развивающее направление включает в себя реализацию коррекционно-развивающих программ с учетом возраста и особенностей развития обучающихся, структуры дефекта, а так же оказание помощи педагогическому коллективу в индивидуализации развития, обучения и воспитания ребенка с ОВЗ

Коррекционно-развивающее направление включает в себя реализацию коррекционно-развивающих программ с учетом возраста и особенностей развития обучающихся, структуры дефекта, а так же оказание помощи педагогическому коллективу в индивидуализации развития, обучения и воспитания ребенка с ОВЗ

Содержание коррекционно-развивающего направления: Выбор оптимальных для развития ребенка с ОВЗ коррекционных программ, методик и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями Организация и проведение индивидуальных и групповых занятий по коррекции нарушений устной и письменной речи, а также развитию коммуникативных навыков детей с ОВЗ

Содержание коррекционно-развивающего направления:

Выбор оптимальных для развития ребенка с ОВЗ коррекционных программ, методик и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями

Организация и проведение индивидуальных и групповых занятий по коррекции нарушений устной и письменной речи, а также развитию коммуникативных навыков детей с ОВЗ

Организационно-методическое направление:   Разработка индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих программ Помощь в составлении адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ Подбор дидактических и методических материалов Ведение документации

Организационно-методическое направление:

Разработка индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих программ

Помощь в составлении адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ

Подбор дидактических и методических материалов

Ведение документации

Профилактическое направление деятельности заключается в своевременном предупреждении у ребенка с ОВЗ возможных вторичных речевых нарушений, создании условий для их полноценного речевого развития на каждом уровне общего образования

Профилактическое направление деятельности заключается в своевременном предупреждении у ребенка с ОВЗ возможных вторичных речевых нарушений, создании условий для их полноценного речевого развития на каждом уровне общего образования

Специализированный программно-технический комплекс для обучающихся с ОВЗ в составе:  Специализированный программно-технический комплекс для обучающихся с ОВЗ (моноблок); Портативное устройство для чтения книг (для незрячих и слабовидящих); Видеоувеличитель (для слабовидящих);; Клавиатура с большими кнопками и разделяющей клавиши накладкой; Беспроводной ресивер; Гарнитура (для глухих и слабослышащих); Система звукового поля (для глухих и слабослышащих); Компьютерный джойстик в комплекте с двумя выносными кнопками (для обучающихся с НОДА); Выносная кнопка большая (для обучающихся с НОДА); Компьютерная программа для коррекции ОНР; Аппарат «Монолог» для коррекции заикания

Специализированный программно-технический комплекс для обучающихся с ОВЗ в составе:

  • Специализированный программно-технический комплекс для обучающихся с ОВЗ (моноблок);
  • Портативное устройство для чтения книг (для незрячих и слабовидящих);
  • Видеоувеличитель (для слабовидящих);;
  • Клавиатура с большими кнопками и разделяющей клавиши накладкой;
  • Беспроводной ресивер;
  • Гарнитура (для глухих и слабослышащих);
  • Система звукового поля (для глухих и слабослышащих);
  • Компьютерный джойстик в комплекте с двумя выносными кнопками (для обучающихся с НОДА);
  • Выносная кнопка большая (для обучающихся с НОДА);
  • Компьютерная программа для коррекции ОНР;
  • Аппарат «Монолог» для коррекции заикания

Информационно-методическое обеспечение:  http://www.inclusive-edu.ru/ (сайт института проблем   инклюзивного образования МГППУ)

Информационно-методическое обеспечение:

http://www.inclusive-edu.ru/ (сайт института проблем инклюзивного образования МГППУ)

Спасибо за  внимание!

Спасибо за

внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Логопедическое сопровождение обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Автор: Вахрушева Татьяна Николаевна

Дата: 18.05.2017

Номер свидетельства: 416689


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства