Программа повышения психолого-педагогической компетентности родителей детей с ОВЗ
Программа повышения психолого-педагогической компетентности родителей детей с ОВЗ
Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях. Чем лучше будет налажен диалог между школой и семьей, тем успешнее будет осуществляться процесс воспитания подрастающего поколения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа повышения психолого-педагогической компетентности родителей детей с ОВЗ»
Программа
повышения психолого-педагогической компетентности родителей детей с ОВЗ
Программу разработала:
Классный руководитель
коррекционного класса
Дубровских Анна Павловна
г. Верещагино 2016 г.
Структура программы
Пояснительная записка 3
Содержание работы 5
Литература для педагогов 11
Литература и сайты для родителей 12
Методические рекомендации для специалистов по организации занятий с родителями 13
Задания для детско-родительского взаимодействия 20
Психолого-педагогические ситуации для родителей 22
Практико-ориентированные или тренинговые упражнения для родителей 23
Материал для контроля и самоконтроля 25
Пояснительная записка
В условиях изменений в социальной жизни нашей страны, перемен в области просвещения, проблемы взаимодействия семьи и школы являются особенно актуальными. Родители и педагоги – две мощнейшие силы в процессе становления личности каждого человека.
Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях. Чем лучше будет налажен диалог между школой и семьей, тем успешнее будет осуществляться процесс воспитания подрастающего поколения.
Серьезным препятствием в реализации воспитания семьи представляют проблемы, связанные с низким уровнем психолого-педагогической компетентности родителей, что проявляется в недоверии по отношению к образовательным учреждениям в части решения воспитательных задач, в отсутствии интереса и потребности в реализации воспитательной функции.
Компетентность родителя - это сложное индивидуально-психологическое образование, возникающее на основе интеграции опыта, теоретических знаний, практических умений и значимых личностных качеств, обусловливающее его готовность к реализации воспитательной функции (Костылева Н.Е.).
Для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, сотрудничество с педагогом расширяет представление о собственной компетентности, придает уверенность в собственных силах, способствует пониманию своих возможностей компенсаторных возможностей ребенка, активному участию в процессе обучения и воспитания, помогает родителю и ребенку адекватно взаимодействовать друг с другом.
Исходя из выявленных потребностей родителей детей с ОВЗ, была составлена программа.
Принципы построения программы:
научности, предполагающий отражение в предъявляемом материале основных закономерностей личностного развития детей и организации семейного воспитания;
доступности, обеспечивающий адаптацию научных знаний к уровню понимания и воспроизведения их родителями;
последовательности и концентричности, обеспечивающих постепенное обогащение знаний родителей по разным сферам личностного развития ребенка и организации его воспитания в семье;
интегративности, предусматривающий возможность использования программного материала в разных разделах воспитания (трудовом, эстетическом, физическом, экономическом и т.д.), и его реализацию в разных видах деятельности (познавательной, речевой, игровой, коммуникативной, двигательной, театрализованной, экспериментальной, конструктивной, изобразительной, трудовой, учебной);
диалогичности, ориентирующий на установление доверительных взаимообогащающих отношений педагогов с родителями.
Цель:
Повышение психолого-педагогической компетентности родителей детей с ОВЗ.
Задачи:
Развивать потребность родителей к повышению своей психолого-педагогической грамотности
Формировать мотивацию родителей для установления гармоничных отношений с детьми, имеющими ОВЗ.
Формировать мотивацию к сотрудничеству со специалистами учреждения, в котором оказывается помощь ребенку.
Рекомендации к реализации
Предлагаемая программа ориентирована на работу с родителями детей с ОВЗ.
Программа рассчитана на работу в течение 1 года. Время проведения занятий: не более 40-45 минут, с привлечением на отдельные части занятия детей и всех заинтересованных специалистов и воспитывающих взрослых.
Формы организации работы с родителями: Групповые: семинары, консультации, лекции, собрания, круглые столы, групповые тренинги.
Индивидуальные: беседы, консультации.
Ожидаемые результаты:
В результате реализации программы родители должны самостоятельно прогнозировать цели и результат психолого-педагогического влияния на своего ребенка, уметь принимать самостоятельные решения.
Накопить научно-теоретические знания, практические умения и навыки к реализации воспитательной функции.
Содержание работы с семьёй
Содержаниепрограммы представлено по разделам, решающим различную организационно-просветительской работу с родителями:
Административно-информационный
Медицинский
Педагогический
Психологический
Социально-правовой поддержки
Административно-информационный блок (содержание)
Сведения об организации обучения и воспитания, жизни и быта детей в учреждении.
Информация об обязанностях родителей и опекунов.
Сведения о льготах и правах детей-инвалидов и их семей, предоставляемых государством и другими организациями.
Содержание: обучение отдельным методическим приемам работы с детьми, принципы усвоения программного материала, этапы работы
Содержание работы специалистов:
Учитель-логопед: правила организации речевого режима дома, установление контакта с ребенком, особенности речевых нарушений, последствия речевых нарушений, требования к речи родителей.
Учитель: правила организации домашних занятий, рекомендации по организации режима дня, приемы активизации, привлечения внимания, способы заполнения рабочих тетрадей и т.п..
Блок социально-правовой поддержки
Задачи:
Ознакомление с юридическими обязанностями родителей перед ребенком.
Доведение информации о юридических правах родителей и ребенка.
Правовое сопровождение ребенка при трудоустройстве, решении жилищных и наследственных дел. Ответственный: социальный педагог.
Социальный педагог:
Социально-психологическое сопровождение семьи.
Осуществление контактов с органами опеки, правоохранительными, муниципальными, юридическими органами.
Взаимодействие с психологом, совместное проведение психокоррекционных мероприятий.
Сбор информации и составление «социального паспорта» семьи.
Психологический блок
Особенности психической деятельности детей.
Особенности поведения.
Знакомство с приемами реагирования на поведенческие проблемы дома и в связи с обучением в школе
Характеристика неадекватных форм семейного воспитания
Внутрисемейные циклы и кризисы
Перспективы развития ребенка (возрастные изменения и др.)
Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ОВЗ
Виды деятельности психолога: диагностика, консультирование, коррекция.
Диагностика (направления работы)
Диагностическая характеристика ребенка диагностическая характеристика родителей или лиц, их замещающих.
Диагностическая характеристика ребенка
Активное участие в диагностическом консилиуме с целью изучения каждого ребенка.
Изучение всех сфер психической деятельности воспитанников.
Изучение мотивации и способности к обучению, практических и трудовых навыков.
Изучение характерологических черт личности.
Диагностическая характеристика родителей или лиц, их замещающих
Характер семьи (гармоничная, деструктивная, распадающаяся, распавшаяся, псевдосолидарная).
Причины конфликтов или распада семей (алкоголизм, инвалидность, наследственные заболевания, интеллектуальная неполноценность и т.п.).
Личностные характеристики членов семьи и особенности взаимного общения тех членов семьи, которые непосредственно воспитывают ребенка (жесткое доминирование одного из членов, наличие коммуникативного барьера между родителем и ребенком, ограничение контактов одним из родителей, препятствия для общения с ребенком, «эмоциональное отвержение» и т.п.).
Консультирование
Определение стратегии и тактики воспитания.
Адаптация к условиям школы.
Рекомендации по оптимизации семейной атмосферы.
Нейтрализация межличностных конфликтов.
Профессиональная ориентация подростков и молодежи с нарушениями развития.
Коррекция
Ребенок:
Проведение занятий по коррекции эмоционально-волевых, коммуникативно-поведенческих и личностных нарушений.
Разработка методических рекомендаций, направленных на коррекцию выявленных нарушений, ознакомление педагогов, анализ проблем, сопровождение образовательного процесса.
Коррекция (семья)
Цель: содействие осознанию реальных проблем ребенка, перспектив его развития, трудностях, осознанию роли родителя в помощи ребенку
Формирование адекватных моделей взаимодействия и воспитания ребенка.
Преодоление внутрисемейной конфронтации.
Оптимизация внутреннего психологического состояния родителей.
Адаптация родителя в коллективе группы, класса, учреждения.
Функционал психолога и учителя во взаимодействии с ребенком с отклонениями в развитии и его семьей
Диагностика:
Психолог: Особенности когнитивной, эмоионально-волевой, коммуникативно – поведенческой, личностной сфере ребенка. Изучение личностных особенностей родителей.
Дефектолог: Диагностика сформированности чебных навыков у детей (письмо, чтение, счетные операции).
Консультирование:
Психолог: родителей по вопросам воспитания и взаимодействия с детьми.
Дефектолог: родителей по вопросам обучения (успеваемости детей)
Коррекция:
Психолог: коррекционные занятия с детьми «группы риска»
Дефектолог: коррекционные занятия с родителями «группы риска»
Этапы работы в психолого-педагогическом направлении
- Привлечение родителей к учебно-образовательному процессу.
- Формирование у родителей интереса к процессу развития ребенка.
- Развитие у родителей чувства успешности и психолого-педагогической компетентности в работе с ребенком.
- Раскрытие возможностей личностной самоактуализации, поиска подходов к обучению ребенка.
На занятиях с родителями необходимо опираться на следующие принципы по организации занятия:
1. Правило «здесь и теперь»: обсуждать чувства, которые испытывает в данный момент, т.к. только через актуальные переживания, через групповой опыт человек может познать себя.
2. Правило искренности: говорить следует только о реальных чувствах, а не о тех которые бы успокоили участника тренинга, оправдали ли, наоборот обидели. Если давать партнерам обратную искаженную обратную связь, то это может полечь за собой формирование ошибочного мнения, как о себе так и о других.
3. Правило «Я - высказывания»: в группе важным является то, что каждый участник говорит любую фразу только от своего имени, т.к. только говоря что-либо от своего имени, можно говорить искренно о своих мыслях и чувствах.
4. Правила запрета на оценку: оценка поступка есть ограничение личностной свободы. Тревога, по поводу возможной оценки, которую данный участник может получить от других участников, может привести к «закрытости» членов группы или стремлению поступать, исходя из принципов социальной желательности.
5. Правило постоянства: занятия пропускать нельзя.
6. Принцип практической направленности: формирование и отработка навыков и умений у родителей эффективного взаимодействия с детьми.
Программа содержит в себе 8 занятий по 90 минут.
Методы и приемы, используемые в программе:
Организационные;
Наглядные (показ педагога, пример, наблюдение, рассматривание);
- Изучение проблем семьи (составление социально-психологической карты, социального паспорта семьи)
- Индивидуальная работа с родителем.
- Консультирование (по запросу родителей).
- Изучение проблем и ресурсов семьи, понимание, какая помощь необходима членам семьи – важная составляющая работы специалиста с семьей.
На индивидуальных консультациях родителям оказывается психолого-педагогическая помощь по вопросам воспитания и развития ребенка, обсуждаются актуальные для родителя вопросы.
Во время индивидуальной работы родители обучаются навыкам взаимодействия с ребенком, а также отрабатываются стратеги и тактики общения, проводится работа по нормализации родительско-детских отношений.
Периодичность проведения занятий – 1 раз в месяц (по календарному плану работы.
Встречи группы проводятся в доброжелательной, комфортной обстановке. Периодичность встреч зависит от запроса и возможностей родителей.
Цель занятий: Обсуждение актуальных проблем родителей и мобилизации их внутренних ресурсов на решение жизненных трудностей, связанных с воспитанием ребенка.
Задачи:
Обмен опытом между родителями по вопросам воспитания ребенка с нарушениями развития;
Повышение самооценки и самосознания родителя;
Оказание психологической поддержки;
Формирование активной жизненной позиции родителя.
Родителей умственно отсталых детей необходимо научить воспитывать у своих детей навыки культурного поведения в общении с людьми, навыки коммуникабельности: дети должны уметь выражать просьбу, адекватно реагировать на обращение. Дети должны уметь защитить себя или избежать опасности. Необходимо работать над пробуждением у умственно отсталых детей жалости, радости, сострадания. И в то же время большое внимание уделять внешним формам поведения.
Предлагается разобрать на занятиях следующие темы.
Темы занятий с родителями:
1.Сущность социального развития и воспитания
Социальное развитие как одно из направлений становления личности детей коррекционной школы VIII вида. Основные пути социального развития: социализация, индивидуализация. Механизмы социального развития (социальная ориентация, эмоциональная идентификация, подражание, нормативная регуляция, рефлексия). Роль семьи в становлении механизмов социального развития. Социальное воспитание как фактор своевременного и качественного социального развития.
2.Цель и содержание социального воспитания
Основная цель социального воспитания – содействие своевременному и качественному социальному развитию. Содержание социального воспитания – разные виды социальной культуры (нравственно-этическая, гендерная, правовая).
3.Задачи социального воспитания
Научить родителей, как правильно сообщать детям элементарные сведения; формировать первоначальные представления; уточнять, дополнять, конкретизировать, систематизировать, дифференцировать, обобщать знания; способствовать формированию понятий. Например, о специфике внешнего вида мужчин и женщин (физическое строение, одежда, обувь, прическа), характерных аксессуарах, об особенностях поведения и взаимоотношений людей разного пола и возраста в семье, в обществе.
4.Методы социального воспитания
Познакомить родителей с методами социального воспитания.
Методы формирования сознания: чтение литературных произведений, этические беседы, творческие рассказы, рассматривание иллюстраций, картин, просмотр видео- и диафильмов и т.д.
Методы формирования эмоций и чувств: просмотр спектаклей, решение проблемных ситуаций, исполнение музыкальных произведений и т.д.
Методы формирования поведения: моделирование, макетирование, проектирование, упражнения т.д.
5.Влияние психологического климата в семье на ребенка.
Значимость семейного воспитания для ребенка, для его дальнейшей жизни в обществе.
Что такое семья. Дальние и близкие родственники. Отношения между родственниками. Семейные праздники, реликвии. Соседи, взаимоотношения с ними. Правила поведения в семье, безопасность поведения.
6.Формирование навыков самообслуживания.
Учить родителей, как правильно формировать у детей навыки самообслуживания.
7.Что и, как и мы говорим нашим детям.
Научить родителей проявлению интереса к занятиям своего ребенка.
Воспитывать чувство восхищения достижениями своего ребенка ( может совсем незначительными).
8. Помоги мне стать самостоятельным: как развивать самостоятельность у ребенка.
Родители должны учить своего ребенка проявлению доброжелательных, бережных взаимоотношений между детьми разного пола, проявлению заботы, доброжелательного отношения к членам семьи, ближайшим родственникам, выполнению обязанностей по дому, поручений в школе.
Ожидаемый результат занятий для родителей:
Заключается в том, чтобы дать друг другу стимул к самостоятельности и активности, к тому, чтобы у родителей желание активно помогать процессу социально-психологической коррекции своего ребенка.
Литература для педагогов:
1.Азаров Ю.П. «Семейная педагогика». М., 1982.
2.Афанасьева Т.М. Семья. М.,1986.
3.Галкина Е. В. Работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — Уфа: Лето, 2012.
4.Ковалева Л. И. «Микроклимат семьи». – Москва : Знание, 1979.
5.Коломийченко, Л.В. Диагностика психолого-педагогической компетентности родителей по социальному развитию детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие / Л.В. Коломийченко, Л.П. Жолобова. – Добрянка, 2005
6.Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М., 2000.
13 Ткачева, В.В. Гармонизация внутрисемейных отношений / В.В. Ткачева. – М., 2000.
Литература и сайты для родителей:
1.Астапова В.М..Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития.– СПб.: Питер, 2001.
3.Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие. – М.: «Гном-Пресс», 2002.
4.Выготский Л.С К психологии и педагогике детской дефективности // Вопросы воспитания слепых, глухонемых и умственно отсталых детей. М.: Изд-во СПОН НКП, 1924.
5.Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М., 2005.
6.Закревская О.В.. Развивайся, малыш!: система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2009.
7.Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 1996.
8.Мастюкова У.М.. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. Москва. ВЛАДОС, 2004.
9.Смирнова А.Н. Воспитание умственно отсталого ребенка в семье: пособие для родителей. – М., 1967.
10.Спиваковская А.С. Как быть родителями (о психологии родительской любви). – М., 1986
14.Широкова Г.А. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста. Диагностика. Игры. Упражнения. – Ростов Н/Д.: Феникс, 2006.
Методические рекомендации для специалистов по организации занятий с родителями
Данная программа может быть использована в работе с родителями детей коррекционной школы VIII вида. Основное содержание программы может быть реализовано в форме тренинговых занятий, семинаров-практикумов и других активных форм организации деятельности родителей.
Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и родителями. Родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда учителя и родители станут союзниками.
Семья по праву считается главным фактором и условием развития и воспитания ребенка. Именно здесь он рождается (желанный или нежеланный), здесь получает зачатки физического и духовного развития (позитивные либо негативные), первые знания об окружающем мире, здесь формируются первые навыки и умения во всех видах деятельности, изначальные критерии оценки добра, истины, красоты. Здесь протекает большая часть его жизнедеятельности, закладываются основы его отношений с миром, т.е. начинается процесс воспитания.
Семья со школой создает тот важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность либо не успешность всего учебно-воспитательного процесса.
Семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны образовательного учреждения. Процесс взаимодействия семьи и школы направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.
Практическая работа педагогов с родителями детей в образовательном учреждении должна реализуется через коллективные и индивидуальные формы взаимодействия:
-психолого-педагогическое просвещение;
-родительско-педагогический анализ (изучение семьи с целью выявления ее возможностей по воспитанию своих детей, анализ промежуточных и конечных результатов их совместной деятельности);
-родительское соучастие в работе педагога (формирование активной педагогической позиции родителей);
-родительское сотворчество.
Основные направления сотрудничества семьи и образовательного учреждения
1.Единство требований к учащимся.
2.Согласованность действий (законы, защищающие семью и ребенка, знание обеими сторонами психологических особенностей ребенка).
3.Взаимодополнение влияний (авторитет родителей, личность педагога, единая трактовка влияния улицы, средств массовой информации).
4.Преодоление недостатков в формировании личности (работа с детьми, находящимися в особо трудных условиях, психологическая коррекция).
5.Совместная работа по закреплению и развитию успехов ребенка.
6.Повышение педагогической культуры родителей.
7.Различные формы сотрудничества с родителями.
Функции и задачи взаимодействия семьи и образовательного учреждения:
Функции:
1.Информационная.
2.Воспитательно – развивающая.
3.Формирующая.
4.Охранно – оздоровительная.
5.Контролирующая.
6.Бытовая.
Задачи:
1.Воспитание гармонически развитой творческой личности учащихся.
2.Формирование активной жизненной позиции родителей и учащихся.
5.Подготовка ребенка к саморазвитию и самовоспитанию.
Формы и методы работы по взаимодействию семьи
и образовательного учреждения в современных условиях:
Включение семьи в деятельность воспитательной системы школы основано на:
- гуманистическом стиле общения и взаимодействия;
- уважительном отношении семьи и школы к ребенку и друг другу;
-систематическом повышении психолого-педагогического уровня учителей и родителей;
- умении конструктивно подходить к разрешению конфликтов.
Прежде чем начать работу с семьей необходимо изучить ее. Можно порекомендовать следующие методы.
Методы изучения семей :
1.Наблюдение.
2.Подключенное наблюдение (подключение психолога, классного руководителя, социального педагога и т.д.)
3.Индивидуальные беседы.
4.Тестирование.
5.Анкетирование.
6.Диагностика.
7.Деловые игры.
8.Анализ детских рассказов и рисунков о семье.
После чего педагог может заполнить социальный паспорт семьи.
Чтобы работа с родителями давала конкретные результаты необходимо использовать различные формы работы.
Формы работы с родителями:
1.Встречи за «круглым столом».
2.Родительские собрания.
3.Индивидуальные встречи «разговор по душам».
4.Встречи с администрацией
5.День открытых дверей.
6.Класс-концерты
7.Письменный телефон доверия.
8.Совместные праздники.
9.Семейные конкурсы.
Дифференцированный подход в работе с родителями:
Дифференцированный подход строится на выделении 5-ти типов семей, сгруппированных по принципу возможности использования их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка.
Выделяют следующие типы семей:
1 тип: Семьи с высоким уровнем нравственных отношений. В них здоровая моральная атмосфера, дети получают возможность для развития своих способностей. Частое вмешательство педагога здесь не нужно, хотя отдельные советы и предостережения, связанные с особенностями воспитания, не исключаются.
2 тип: Семьи, характеризующиеся нормальными отношениями между родителями, но при этом не обеспечивающие положительную направленность в воспитании детей. Дети могут быть в центре «особых» забот родителей, в связи с чем у ребенка развиваются эгоистические тенденции, что безусловно требует внимания педагога.
3 тип: Конфликтные семьи. В таких условиях родителям не до детей, они сами не могут разобраться в своих отношениях. Ни о каком разумном воспитании нет и речи, все пущено на самотек. Нужно активное педагогическое воздействие, чтобы изменить микроклимат в семье, не потерять растущего в ней человека.
4 тип: Внешне благополучные семьи, в которых процветает бездуховность, отсутствуют истинные нравственные ценности, эмоциональная связь поколений часто нарушена. Но некоторые дети хорошо усваивают психологию внешнего благополучия, поэтому воспитательная работа с такими семьями особенно трудна.
5 тип: Неблагополучные семьи, для которых характерны грубость, скандалы, аморальное поведение. Такие семьи требуют постоянного внимания педагога, общественности, а иногда и активного вмешательства, чтобы защитить интересы детей.
Свою работу с родителями педагоги могут строить на методике контактного взаимодействия.
Методика контактного взаимодействия педагога с родителями
1. Поиск контактов (процесс первого общения).
2.Поиск общей темы (анкетирование родителей, наблюдение, индивидуальные беседы).
3.Установление общих требований к воспитанию ребенка (педагогическое сотрудничество).
4.Упрочнение сотрудничества в достижении общей цели (стадия прогнозирования возможных вариантов отношений учителя с родителями.).
5.Реализация индивидуального подхода (выработка ряда согласованных мер, направленных на воспитание и перевоспитание ребенка).
6.Совершенствование педагогического сотрудничества (анализ совместных действий родителей и учителя, направленной на коррекцию поведения школьников).
Наиболее распространенной формой работы с родителями является родительское собрание.
Родительское собрание – это важный педагогический институт в руках педагога.
Виды родительских собраний
1.Установочные (знакомство с изменениями в учебном процессе.
2.Аналитические (знакомство с аналитическими материалами об успеваемости, правонарушениях).
3.Консультативные (обсуждение тех или иных мероприятий, требующих поддержки, одобрения родителей).
4.Чрезвычайные (по поводу какой-либо чрезвычайной ситуации).
5.Совместные (с учениками и родителями).
6.Отчетные.
7.Связанные с помощью отдельным семьям и детям.
8.Информационно-просветительские ( посвященные рассмотрению проблем, связанных с воспитанием и обучением).
Формы проведения родительских собраний
Родительское собрание вместе с учащимися.
Родительское собрание в форме презентации семей, их традиций, умений, отношений, взглядов на воспитание.
Родительское собрание в форме игры.
Родительское собрание в форме пресс-конференции, когда, либо приглашаются специалисты, интересующие родителей, либо они оказываются среди родителей.
Родительское собрание в форме заранее создаваемых исследовательских групп, которые докладывают на собрании результаты своих исследований и опросов.
Родительское собрание в форме обсуждения заранее написанных предложений и идей по улучшению организации жизни класса.
Родительское собрание в форме пресс-конференции учителей-предметников и последующего проведения индивидуальных консультаций.
Родительское собрание – спектакль, концерт в котором выступают их дети.
Общее родительское собрание для обсуждения важных проектов и программ, предлагаемых администрацией школы.
Структура подготовки родительского собрания
1.Определение цели.
2.Изучение научно-методической литературы.
3.Проведение микроисследований.
4.Определение вида, формы и этапов собрания, способов и приемов работы его участников.
5.Придумать форму приглашения родителей.
6.Разработка решения собрания, его рекомендации, памяток родителям. Ведение протокола.
7.Оборудование и оформление помещения для собрания.
8.Собрание условно делится на три части:
- вступительная;
- основная;
- заключительная.
Памятка педагогу по проведению родительского собрания
1.Если вы проводите собрание с недавно набранной группой, начните собрание со знакомства с родителями, расскажите немного о себе.
2.Сообщите родителям режим работы «Центра искусств», ваше расписание
3.Расскажите о том, какие цели ставит перед собой «Центр искусств» и дополнительное образование в целом
4.Начинать свое выступление перед родителями надо с положительного.
5.Если вы проводите диагностическое исследование, то оно не должно сводится к навешиванию ярлыков.
8.Построение доверительных отношений с родителями учеников.
9.Главные показатели эффективности родительского собрания – это активное участие родителей, атмосфера активного обсуждения поставленных вопросов, обмен опытом.
10.Если родительское собрание представляет собой класс-концерт или спектакль, то попытайтесь задействовать всех учащихся.
Советы педагогу по проведению собрания
1.Перед началом собрания лучше «оставить за дверью» плохое настроение.
2.Отведите на проведение родительского собрания не более 1,5 часов.
3.Самый приятный звук для человека - его имя. Положите перед собой список с именами и отчествами родителей.
4.Перед началом родительского собрания объявите вопросы, которые планируете обсудить.
5.Не забудьте «золотое правило» педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее.
6.Предупредите родителей, что не вся информация может стать достоянием детей.
7.Поблагодарите всех, кто нашел время прийти (особенно отцов).
8.Дайте понять родителям, что вы хорошо понимаете, как трудно ребенку учиться.
9.В личной беседе оценивайте успехи детей относительно их потенциальных возможностей.
10.Доведите до родителей мысль, что «плохой ученик» не означает «плохой человек».
11.Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребенку.
Не стоит
1.Осуждать присутствующих родителей за неявку отсутствующих.
2.Сравнивать успехи отдельных учащихся и разных классов.
3.Давать негативную оценку всем учащимся.
4.Переоценивать значение отдельных предметов.
5.Избирать для общения назидательный тон
6.Вступать в конфликт с отдельными родителями, лучше пригласить их на индивидуальную беседу.
В основу любого общения педагога с родителями должны быть включены пять обязательных элементов. Причем, отсутствие какого бы то ни было из них недопустимо. Эти элементы таковы:
1.Выражение позитивного отношения к учащемуся: «что хорошего я могу сказать...», т.е. перечень положительных черт характера, хороших тенденций в развитии учащегося, позитивных явлений в классе, характеристика пусть еле заметного или значительного продвижения в учебе, нравственных поступках, духовном развитии учащегося, преодоление негативных явлений прошлого. Что дает этот элемент встречи с родителями? Прежде всего - взаимное расположение родителей и педагога: психотерапевтический настрой, самовнушение педагога на то, что он имеет дело с нормальным ребенком, в котором много хорошего. И настрой родителей на педагога, внимательное восприятие его советов. В сознании родителей утверждается мысль: «Он (педагог) так же, как и я, любит моего ребенка, уважительно к нему относится, ему можно доверить мои заботы и тревоги; вот кто мне может помочь».
2. Определение проблемы, которая может быть выражена в словах педагога.: «но меня беспокоит...». И дальше - суть того негативного, ради чего встреча задумана. Причем важно выражать свое недовольство в форме беспокойствия (ведь мы оба любим, уважаем, ценим Вашего ребенка и в равной степени заинтересованы в решении его проблем). Такой подход обеспечивает атмосферу взаимоуважения, доброжелательности, заинтересованности в решении проблемы и принятие родителями информации о негативном в их сыне (дочери).
3.Выявление и анализ причин неприемлемого поведения учащегося. Необходимо проанализировать те обстоятельства, в которых имел место поступок, следствием каких других явлений и процессов является. Ведь процесс воспитания - процесс многофакторный. И для его нормального протекания необходимо создание гармоничной воспитывающей среды - усиление позитивных факторов и устранение отрицательных. Здесь важен союз педагогов и родителей, их взаимная расположенность и доверительность, полная откровенность.
4.Поиск возможных вариантов решения возникшей проблемы. Выбор наиболее эффективных мер воспитательного воздействия на учащегося, класс в целом. Здесь педагог проектирует целую систему воспитательных мероприятий: классных часов, диспутов, встреч, походов и др. - для формирования устойчивого адекватного отношения учащегося к явлениям и проблемам, волнующих и учащихся и родителей.
5.Выработка единого стиля и тона, педагогического такта, общих критериев оценки поступков и личности учащегося или группы. Например, «Давайте не будем унижать его (ее) подозрением (недоверием, мелочной опекой)»; «Надо дать ему (ей) больше самостоятельности»; «К вашему сыну нужно повышать требования и в учебном заведении, и дома»; «Нужно переменить тактику строгости и уличения в мелочных проступках на доверие и незаметный для учащегося контроль» и т.
Приемы и методы коррекционной работы с неблагополучными семьями
1.Убеждение - разъяснение и доказательство правильности и необъективности определенного поведения либо недопустимости какого-то поступка;
2.Моральная поддержка - по отношению к детям из неблагополучных семей, где ребенок чувствует себя лишним, ненужным;
3.Вовлечение в интересную деятельность - поручение дела, которое приведет к успеху, укрепит веру в собственные силы:
Задания для детско-родительского взаимодействия
Упражнение «Мой уникальный ребенок»
Руководитель предлагает аудитории следующую ситуацию: «Представьте, что какой-то сумасшедший генетик создал точную копию вашего ребенка, которая внешне абсолютно во всех деталях на него похожа. Ваша задача узнать, где истинно ваш ребенок».
- Вспомните и расскажите, что в вашем ребенке есть такого, что нельзя продублировать.
- Есть ли в окружении вашего ребенка такой человек, который знает его уникальные качества и сможет идентифицировать реального человека от копии?
- Наличие какого качества сам в себе отмечает ваш ребенок? Что именно по его мнению может отличить его от любой, даже самой совершенной копии?
Ответы родителей анализируются. Необходимо, чтобы участники группы сами оценили свои суждения и определились, нравится ли им тот образ ребенка, который они только что представили, как бы им на самом деле хотелось отвечать на поставленные вопросы и почему.
Упражнение «Что я знаю о своем ребенке?»
- Выпишите по порядку 10 слов, фраз, которые наиболее полно характеризуют вашего ребенка. Оцените степень проявление этих характеристик (10 - ярко проявляется, 5 - средняя степень проявления, 1 - проявляется иногда).
- Определите, сколько из перечисленных характеристик можно отнести к одной из следующих категорий: положительная (+); отрицательная (-); нейтральная (0).
- Поставьте себя на место ребенка, которого вы только что характеризовали и одним словом оцените свои чувства по поводу этой оценки.
Упражнение «Ситуационное реагирование»
Раздаются карточки, где записаны детские утверждения. Родителям необходимою спланировать и записать свою реакцию на услышанное по следующей схеме:
- Убедиться в том, что утверждение понято правильно - «Ты имеешь в виду, что…».
- Подтвердить то, что вы действительно поняли услышанное - «Я понимаю тебя ...».
- Показать, что вы: разделяете чувства ребенка - «Мне тоже ...».
- Убедить ребенка в том, что проблема разрешима - «Мы вместе ...». Выполнив упражнение родители зачитывают друг другу свои варианты высказываний и комментируют услышанное.
Упражнение «Что я знаю о своем ребенке?»
- Выпишите по порядку 10 слов, фраз, которые наиболее полно характеризуют вашего ребенка. Оцените степень проявление этих характеристик (10 - ярко проявляется, 5 - средняя степень проявления, 1 - проявляется иногда).
- Определите, сколько из перечисленных характеристик можно отнести к одной из следующих категорий: положительная (+); отрицательная (-); нейтральная (0).
- Поставьте себя на место ребенка, которого вы только что характеризовали и одним словом оцените свои чувства по поводу этой оценки.
Упражнение «Белое - черное»
Руководитель предлагает родителям разобраться, какое влияние на их жизнь имеют разные люди, и дает следующее задание:
- Выпишите, пожалуйста, пять самых приятных событий, которые произошли в вашей жизни. После каждого пункта отметьте, благодаря кому оно произошло.
- Выпишите пять самых крупных неприятностей, случившихся в вашей жизни. После каждого пункта отметьте, кем или чем были вызваны эти неприятности.
По окончании упражнения руководитель просит родителей оценить по каждому из 2-х этапов, сколько набралось событий, за которые ответственны они сами, а за сколько ответственен их ребенок.
Психолого-педагогические ситуации для родителей
Ябедничество, доносительство и жалобы. Дети знают, что сверстники негативно относятся к ябедничеству и доносительству. Однако школьники постоянно жалуются учителям: «А он у меня забрал…»; «А она у меня списывает…»; «А он толкнул меня» и т. д.
Драки, потасовки. Причин агрессивного и жестокого поведения ребенка по отношению к другому лицу множество: из-за разногласий во мнениях и взглядах; из-за желания отомстить, выделиться или утвердиться и т. д. Такое поведение начинает зарождаться и укрепляться еще в младшем школьном возрасте. Впоследствии же могут возникнуть более серьезные психолого-педагогические проблемы.
Обмены. Взаимоотношения детей между собой по принципу «я тебе, ты мне» широко распространены и поддерживаются детьми. Но обмен без правил может спровоцировать ссоры и способствовать развитию амбиций, корысти или обиды, приводящих к конфликтным ситуациям.
Страхи. Дети младших классов подвержены чувству страха. Они испытывают страх перед родителями, учителями, посторонними людьми, животными и т.д.
Порча вещей. Многие дети пренебрежительно относятся к личным и чужим вещам, портят их.
Клички и прозвища. В школах дети при общении между собой называют друг друга чаще всего не по именам, а по кличкам, и довольно часто именно с целью унижения достоинства. Такого плана педагогические ситуации (и пример их решения не будет универсальным) можно перечислять до бесконечности. - Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/144122/pedagogicheskie-situatsii-i-primer-ih-resheniya-metodyi-resheniya-slojnyih-pedagogicheskih-situatsiy
Практико-ориентированные или
тренинговые упражнения для родителей
1. Упражнение «Психологическая скульптура»
Инструкция:Участникам надо поделиться на пары. Один из них встает на стул, а другой садится на пол.Начать вести беседу, при этом зафиксировать, что видит каждый из них. Затем надо поменяться местами, поделиться чувствами.
Провести рефлексию, обратить внимание на то, что наилучший и продуктивный контакт происходит тогда, когда собеседники занимают позицию «глаза в глаза».
2. Упражнение «Дистанция общения».
Инструкция: Участникам предлагается начать вести диалог, сидя напротив друг друга, а затем необходимо отодвинуться друг от друга на расстояние не менее четырех метров и продолжать вести беседу.
Провести рефлексию, поделиться чувствами, подвести к выводу о том, что если физическая дистанция велика, то и контакт между участниками бывает затруднен и вряд ли возможен.
3. Упражнеие «Пространство общения».
Инструкция:Повернитесь, пожалуйста, друг другу спиной и начните беседу. Затем поделитесь чувствами о том, получился ли продуктивным разговор.
Информация о том, чтобы получилось содержательным общение, чтобы обеспечить ребенку чувство психологической защищенности, чувство доверия к миру, надо взаимодействовать с ребенком не «рядом» и не «над», а вместе. Очень важным является безусловное, положительное отношение к ребенку.
4. Упражнение «Мама и ребенок»
Инструкция:Участники разбиваются по парам, в которых исполняют роли матери и ребенка. «Мама» должна выразить чувства к «ребенку», прикасаясь к его телу (от головы до ног) при этом необходимо сопровождать свои действия ласковыми словами. Через три минуты нужно поменяться ролями.
Провести обсуждение, кем понравилось больше быть – ребенком или матерью? Почему?
5. Упражнение «Что мне нравится в моем ребенке, так это…»
Описать все положительные качества, которые есть в ребенке.
Упражнение «Прощение»
Сядьте удобнее, расслабьтесь. Представьте, что вы в затемненном театре и перед вами большая сцена. Поставьте на сцену человека, которого вам надо простить (человека, которого вы больше всего ненавидите), этот человек может быть живым или мертвым. И ваша ненависть может быть как в прошлом, так и в настоящем. Когда вы ясно увидите этого человека, представьте, что с ним происходит что-то нехорошее – то, что для него имеет большое значение. Представьте его улыбающимся и счастливым. Задержите этот образ в вашем представлении несколько минут, а потом пусть он исчезнет. Затем, когда человек, которого вы хотите простить, покинет сцену, поставьте туда себя. Представьте себя счастливым и улыбающимся. Представьте вашу маму, когда ей было четыре или пять лет – испуганную и жаждущую любви. Протяните ей руки и скажите, как вы её любите. Скажите ей, что она может на вас рассчитывать, что – бы ни случилось. Когда она успокоится и почувствует себя в безопасности, положите её на сердце. А теперь представьте своего отца маленьким мальчиком трёх – четырёх лет. Он тоже чего-то боится и громко плачет. Вы увидите слезы, которые градом катятся по его личику. Прижмите его к своей груди и почувствуйте, как он дрожит. Успокойте его.
Пусть он почувствует вашу любовь. Скажите ему, что вы всегда рядом с ним. Когда его слезы высохнут, пусть он тоже станет совсем крохотным. Положите его в своё сердце вместе с вами
Провести рефлексию после проведенного упражнения.
Информационная часть. Ведущий говорит о том, что в последнее время психологи выделили несколько типов родительских высказываний, мешающих активному слушанию. К ним относятся следующие:
Приказы, команды. «Сейчас же перестань!» «Убери!» «Замолчи!»
Предупреждения, предостережения, угрозы. «Если ты не прекратишь плакать, я уйду». Еще раз это повторится, и я возьмусь за ремень!»
Мораль, нравоучения, проповеди. Ты обязан себя вести как подобает. «Ты должен уважать взрослых.»
Советы, готовые решения. «Я бы на твоем месте дал сдачи!»
Доказательства, логические доводы, нотации, «лекции». «Пора бы знать, что перед едой надо мыть руки». «Сколько раз я тебе говорила!»
Критика, выговоры, обвинения. «На что это похоже!» «Опять все сделала не так!»
Догадки, интерпретации. «Небось, опять подрался» «Я все равно вижу, что ты меня обманываешь..»
Выспрашивание, расследование. «Ну почему ты молчишь?» «Что же все-таки случилось?»
Уговоры, увещевания, сочувствие на словах. «Успокойся.» «Не обращай внимания».
Отшучивание, уход от разговора. «Не до тебя». «Вечно ты со своими жалобами».
Практическое упражнение: Попробуйте определить к какому типу ошибочных высказываний относятся ответы родителя:
Девочка пяти лет – отцу (плачет): «Посмотри, что он (брат двух с половиной лет) сделал с моей куклой. Нога теперь болтается».
Папа: «Да действительно, а как это случилось?»
Дочь: «Не знаю! Моя ку-у-колка моя…»
Папа: «Ну успокойся, Давай что-нибудь придумаем».
Дочь: «Не могу, ку-у-колка моя…»
Папа (радостно): «О, я придумал! Представь себе, что она попала в аварию и стала инвалидом: симпатичный такой инвалидчик». (Улыбается)
Дочь (плачет сильнее): Не смейся. Я его тоже обижу».
Папа: «Что это ты такое говоришь! Чтобы я никогда таких слов больше не слышал!»
Дочь: «Я пойду к маме».
Домашнее задание родителям: понаблюдайте за своими беседами с ребенком, особенно в те моменты, когда у него что-то случилось.
Попробуйте провести день без слов критики и упрека в адрес вашего ребенка. Замените их словами одобрения по любому поводу.
Материал для контроля и самоконтроля
Что общего между развитием ребенка с отклонениями в развитии и без них?
Объясните понятие «безусловное принятие».
В чем заключаются основные задачи семейного воспитания детей с отклонениями в развитии?
Материалы экспресс-опроса
Экспресс-опрос родителей по завершению процесса освоения программы.
Дорогие друзья! Вы прошли обучение по программе «Компетентный родитель». Надеемся, что наше взаимодействие было интересным и познавательным. С целью дальнейшего совершенствования дальнейшей работы в этом направлении мы просим ответить на ряд опросов, раскрывающих Ваше отношение к реализации программы.
а) узнать как можно больше об особенностях развития и воспитания своего ребенка;
б) обсуждать трудности и проблемы, возникающие в общении с детьми;
в) познакомиться с единомышленниками, родителями сверстников моего ребенка;
г) познакомиться с опытом других родителей по организации семейного воспитания;
д) удостовериться в том, что я правильно воспитываю своих детей.
2. В результате посещения занятий я узнал(а):
а) о необходимости грамотной реализации воспитательной функции;
б) об особенностях разностороннего развития и воспитания детей в семье;
в) о нормативных и правовых документах, регламентирующих воспитательную функцию семьи;
г) как организовать детский досуг;
д) как организовать дома развивающую среду.
3. В результате посещения занятий я научился(лась):
а) партнерскому взаимодействию с ребенком;
б) организации разных видов детской деятельности;
в) созданию необходимой развивающей среды;
г) анализу собственных достижений в реализации воспитательной функции;
д) отслеживанию результатов семейного воспитания.
4. Занятия помогли мне:
а) не бояться высказывать свое мнение и суждения по обсуждаемым вопросам;
б) правильно выстраивать взаимодействие с ребенком;
в) делиться опытом воспитания ребенка и приобретать новый опыт;
г) по-новому организовывать деятельность ребенка дома;
д) почувствовать себя увереннее в совместной игре с ребенком.
6. Считаю, что предложенная программа является:
а) эффективной, к участию в ней надо привлекать как можно больше родителей;
б) в целом эффективной, но необходимо обратить больше внимания на практическую подготовку родителей;
в) в целом эффективной, но следует расширить круг обсуждаемых проблем и тем;
г) неэффективной, так как она не отвечает актуальным запросам родителей, осуществляющих домашнее воспитание детей;
д) неэффективной, так как перегружена теоретическим материалом и в недостаточной степени обеспечивает активность самих родителей.
7. Рекомендую включить в программу _______________________________________________
9. Оцениваю личные достижения и результаты участия в программе и ее освоения как
а) отличные;
б) хорошие;
в) удовлетворительные;
г) неудовлетворительные;
д) особое мнение _______________________________________________
10. Предлагаю привлечь к реализации программы специалистов (медицинских работников, юристов, дефектологов, логопедов и др.):______________________________________
11. Общие пожелания:
Благодарим за участие. Желаем счастья, здоровья и успехов в воспитании Ваших детей.
.Вопросник (дается для ответов родителям). М.Р.Догонадзе (23,1979г.)
Инструкция: «Просим ответить откровенно».
№
Вопросы
Согласен
Не согласен
1
В наше время молодежь понять невозможно
2
Физическое наказание – лекарство для ребенка
3
Ребенок должен беспрекословно подчиняться родителям
4
Ребенок должен верить, что родители все знают лучше него
5
Нельзя достичь успехов в воспитании каждого ребенка
6
Ребенок любознателен, он любит задавать чрезмерное количество вопросов
7
Страх рождает любовь
8
С любым желанием ребенка нужно считаться так же, как с желанием взрослого
9
Дети скрытны, они живут своей жизнью
10
Существуют трудновоспитуемые дети, но и они поддаются воспитанию
11
Ребенок должен не бояться, а уважать своих родителей
12
Я не пытаюсь силой узнать тайну ребенка
13
Физическое наказание – метод, применение которого ничем не может быть оправдано
14
К сердцу каждого ребенка можно подобрать ключи
15
Вовсе не обязательно отвечать на все вопросы ребенка
16
Дети не владеют умением самостоятельно рассуждать
17
Дети любят сердить родителей
2.Тест для родителей.Д.Тенесси (49,1981г.)
Инструкция: «Просим ответить откровенно, поставьте «галочку» около выбранного ответа».
1.Ребенок вернулся с прогулки, где подрался. Он плачет, колени у него разбиты. Что Вы делаете?
а) окажете ему помощь
б) пригрожу тем, что не буду никуда пускать
в) строго накажу
2.Вы нашли сигарету у 12летнего ребенка. Что Вы сделаете?
а) не дам понять ему в ту же минуту, что мне известно об этом
б) не придам этому никакого значения
в) накажу, попытаюсь поймать в момент курения
3.18-летний юноша хочет жениться, но плохо знает невесту. Что Вы сделаете?
а) не стану его убеждать в том, что он ошибается
б) прибегну к иронии
в) ни в коем случае не разрешу сделать этого
4.Чем больше всего может обрадовать Вас ребенок?
а) талантом
б) беспрекословным подчинением
в) оценками
5.Чем больше всего может огорчить Вас ребенок?
а) ленью
б) двойками
в) непонятливостью
6.Вы хотите, чтобы Ваш ребенок стал…?
а) доброжелательным человеком
б) хорошим специалистом
в) выдающимся человеком
7.Какие качества ребенка вы цените?
а) умение защищаться
б) чувство юмора
в) физическую силу
8.Что труднее всего воспитывать в ребенке?
а) сочувствие
б) трудолюбие
в) честность, порядочность
9.Какое качество родителя наиболее ценно?
а) сдержанность, терпение
б) умение включиться в дела ребенка
в) умение во всем видеть смешное
10.Часто ли Вы навязываете ребенку свои мысли?
а) вообще никогда
б) иногда
в) конечно, наставляю его на путь истинный
11.Вы идеальный родитель?
а) такого не существует
б) думаю, я близок к идеалу
в) разумеется, я делаю все, что необходимо для моего ребенка
3.Тест: «Какие Вы родители?» («Педагогический всеобуч родителей»,39,1982г.)
Инструкция: «Какие Вы родители: слишком терпимые или, наоборот, непомерно регламентирующие жизнь своего ребенка? Ответив искренне на вопросы приведенного ниже теста, Вы сможете узнать, насколько правильный тон Вы выбрали во взаимоотношениях с детьми. Выберите подходящий ответ».
1.Гордитесь ли Вы тем, что Ваш ребенок уже с детства был чистюлей? (Да, Нет)
2.Поощряете ли вы своего ребенка, когда он приносит домой хорошую отметку? (Да, Нет)
3.Умеете ли Вы правильно отвечать своему ребенку на вопросы, связанные с взаимоотношениями мужчины и женщины? (Да, Нет)
4.Знаете ли Вы точно, что ребенок должен, а чего не должен есть, чтобы его рацион соответствовал требованиям медиков? (Да, Нет)
5.Целуете ли и гладите ли Вы своего ребенка после того, как ему исполнилось семь лет? (Да, Нет)
6.Настаиваете ли Вы на том, чтобы дети сами поддерживали порядок в своей комнате? (Да, Нет)
7.Способны ли Вы в присутствии ребенка признать свою ошибку? (Да, Нет)
8.Уважаете ли Вы право своего ребенка на личную тайну? (Да, Нет)
9.Если у Вас привычка часто повторять: «А вот в мое время…», или: «Ребенок должен держать язык за зубами?» (Да, Нет)
10.Делитесь ли Вы с детьми своими радостями и горестями? (Да, Нет)
11.Бывает ли, что Вы в качестве наказания запрещаете ребенку смотреть телевизор? (Да, Нет)
12.Спрашиваете ли Вы у ребенка, как он проводит свое свободное время? (Да, Нет)
13.Если бы кто-нибудь придумал робота-воспитателя, купили бы Вы такую машину? (Да, Нет)
14.Критикуете и наказываете ли Вы своих детей в присутствии посторонних? (Да, Нет)
Инструкция: «Теперь посмотрите на приведенную ниже таблицу. Каждый Ваш ответ, который совпал с ответами, данными в таблице, оценивается 1 баллом. Сложив все баллы и заглянув в ключ этого теста, Вы узнаете мнение психологов о Вашем методе воспитания.
1-2 балла. Роль родителей освоена Вами не вполне: Вы слишком строги и педагогичны. Вам стоит быть чуть терпимее.
3-4 балла. Ваши результаты не из лучших. Не будьте так жестоки в своих требованиях к детям, дайте им возможность что-то решать и самостоятельно.
5-8 баллов. Средний результат, свидетельствующий о неустойчивости Вашей позиции. Порою Вы слишком требовательны к детям, порою слишком многое им позволяете.
9-11 баллов. Думается, Вы с радостью и разумно воспитываете своих детей, хотя и незнакомы со всеми премудростями педагогики.
12-13 баллов. Вы на редкость хорошие родители, надежная опора своих детей, от Вас они легко научатся правильному отношению к жизни и ее проблемам.
14 баллов. Поздравляем! Вы можете считать себя великолепными родителями. Если Вы работаете педагогом, значит, Вы на своем месте жизни, а если и не педагог, значит, Вашим детям просто очень повезло.
4.Анкета для родителей.(«Педагогический всеобуч для родителей»,39,1982г.)
Цель: выявить основные методы и средства воспитания в семье.
Инструкция: «Просим Вас выбрать те методы и средства, которые Вы наиболее часто используете в семейном воспитании, нужное подчеркните.»
1.Какие методы Вы наиболее часто используете?
а) советы, разъяснение, как надо поступать
б) беседы с ребенком
в) приказание, требование
г) лишение удовольствия после объяснения
д) запрещение без объяснения
е) поощрение
ж) физическое наказание
з) организация деятельности ребенка и руководство ею
2.Положительно ли влияют на ребенка избранные Вами методы работы?
Да. Нет. Иногда. Не всегда.
3.Какие виды поощрения Вы используете в воспитании?
а) словесная похвала
б) одобрение хорошего поступка всем семейным коллективом