kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сенсорное развитие и усвоение сенсорных эталонов детьми с ОВЗ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение педагогической компетентности родителей по вопросам сенсорного развития детей с ОВЗ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сенсорное развитие и усвоение сенсорных эталонов детьми с ОВЗ.»

Мастер-класс

«Сенсорное развитие и усвоение сенсорных эталонов детьми с ОВЗ»

Учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Дубровина А.Н.


Цель: Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение педагогической компетентности родителей по вопросам сенсорного развития детей с ОВЗ.

Задачи: создать благоприятную атмосферу, организовать коммуникацию между участниками мастер-класса; познакомить родителей с понятием «сенсорное развитие», «сенсорные эталоны»; познакомить с играми и упражнениями, направленными на формирование сенсорных эталонов, которые можно организовать в домашних условиях; создать условия для укрепления сотрудничества между педагогами и семьей и развития творческих способностей детей и родителей.

Ход мастер-класса:

  1. Теоретическая часть. Вступительное слово.

Дошкольные образовательные учреждения посещают две категории детей с ОВЗ — это дети — инвалиды и дети, не имеющие официального статуса инвалидности, но имеющие особые образовательные потребности.

Существуют группы компенсирующей направленности. У детей наблюдаются недостатки интеллектуального (ЗПР, интеллектуальные нарушения) и речевого (алалия, ОНР, системное недоразвитие речи) развития, двигательные нарушения, особенности поведения аутистического спектра, гиперактивность, трудности во взаимодействии со сверстниками и взрослыми.

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.

Семьи, в которых воспитываются дети с отклонениями в развитии, живут под грузом многочисленных проблем. Это осложняет внутрисемейную атмосферу, а порой накаляет ее до предела. Не каждый родитель оказывается способен принять недуг ребенка и адекватно реагировать на его проблемы, которые постоянно возникают в процессе жизни.

И педагогам необходимо развивать особые коммуникативные навыки для взаимодействия с такими родителями. Ведь без совместной согласованной работы педагогов с родителями процесс будет менее эффективен.

Родители, испытывающие трудности во взаимодействии с особыми детьми, нуждаются в оказании им специальной  помощи. Именно эти факты и объясняют острейшую необходимость организации и проведения психокоррекционных мероприятий с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья.

В результате такой работы: родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы; убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребёнка ведёт к успеху; формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка.

Такое сотрудничество со специалистами помогает родителям применять полученные знания и умения в работе со своими детьми дома и принять ребёнка таким, какой он есть – во всех его проявлениях.

Сегодня мы поговорим о том, какие конкретные формы может использовать учитель, воспитатель в работе с родителями детей с ОВЗ.
Почему я делаю акцент именно на учителей-дефектологов, воспитателей? Потому что, зачастую психологи просто физически не могут охватить всё. А детей с особенностями в развитии с каждым годом всё больше и больше. И, конечно, основная работа с родителями ложиться на плечи воспитателей, классного руководителя. Именно к нему идут в первую очередь, именно он знает все проблемы конкретной семьи. Поэтому мне, сегодня хочется предложить педагогический инструментарий именно для работы воспитателей, учителей, классных руководителей. Итак, коротко о ключевых теоретических моментах. Условно работу с родителями можно разделить на 2 направления:


- повышение педагогической и психологической культуры;
- формирование навыков и умений конструктивного взаимодействия в системе родитель-ребёнок.

Формы работы с родителями можно так же условно поделить на традиционные и не традиционные.


Традиционные:
Родительские собрания
Общешкольные конференции
Индивидуальные консультации педагога
Посещения на дому


Нетрадиционные:
Родительские тренинги
Родительские вечера
Родительские чтения
Родительские ринги

Семейная игровая гостиная

В нашем учреждении обучаются и воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья, а именно с интеллектуальными нарушениями. У данной категории детей отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации, зачастую дети не могут целостно воспринять наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. Всё это затрудняет процесс коррекции и социализации


Одним из возможных путей решения этой проблемы является включение элементов сенсорной интеграции в общую систему коррекционной работы.

Метод сенсорной интеграции в работе логопеда, дефектолога и психолога предполагает стимуляцию работы всех органов чувств, направлен на активизацию познания, всех сторон речи, коррекцию поведения через сенсорику.

Сенсорная интеграция - это взаимодействие всех органов чувств.

Иными словами всё то, что мы получаем от органов чувств (а это - зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, чувство движения (вестибулярная система), чувство положения тела в пространстве (проприоцепция),

Для того чтобы в памяти ребенка закрепилось любое понятие, его название, он должен его увидеть, услышать, попробовать и потрогать.

Сенсорная интеграция, необходимая для движения, говорения и игры, - это фундамент более сложной интеграции, сопровождающей чтение, письмо и адекватное поведение.

Работа по обогащению чувственного опыта невозможна без создания определённой развивающей предметно-пространственной среды.

Для полноценного сенсомоторного развития, обогащения чувственного опыта детей кабинеты дефектолога, логопеда, психолога, групповые комнаты оснащены различными стимульными материалами, направленными на развитие основных видов восприятия:

• Тактильное восприятие; • Зрительное восприятие; • Слуховое восприятие; • Обонятельное восприятие; • Вкусовое восприятие.

  1. Практическая часть. «Сенсорная лаборатория в домашних условиях»

Сегодня я предложу вам ряд упражнений, которые вы можете использовать как отдельные элементы родительского собрания по теме «Сенсорное развитие детей» или в рамках мастер-класса для родителей, родительского тренинга «Сенсорная лаборатория в домашних условиях».

Следует сказать, что проведение мастер-классов для родителей, совместно для родителей и детей, родительский тренинг – это активные формы работы с родителями, которые хотят наладить общение, сотрудничество со специалистами, изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным.

Я предлагаю вам ответить на вопрос одним словом: «Что для каждого родителя дороже всего на свете?» (дети, ребенок).

А теперь ответьте на вопросы одним словом: какой он? что делает?

(примерный вариант)

ребёнок

любимый, подвижный, озорной

играет, шалит, познает, изучает, развивается

самое дорогое в жизни

счастье

Вывод: только что вы, сами того не подозревая, отметили очень важные вещи: здоровый ребенок двигается, играет, развивается - и это самое настоящее счастье для каждого родителя!

Упражнение «Орехи»

Когда родители встречаются с трудностями в поведении и обучении ребенка, а на ПМПК ребенку присваивают статус, то часто мы сталкиваемся с непринятием родителями данной ситуации. Они ищут виноватых (учителя не научили), могут обвинять супруга (да он весь в отца, тот тоже на двойки учился). Это приводит к конфликтам и, конечно, к отсутствию оказания помощи детям со стороны родителей. На данном этапе можно предложить родителям упражнения, направленные на принятие собственного ребенка таким, какой он есть.

- У меня в тарелочке есть орехи, возьмите себе каждый по одному (берут).
- Вам нужно внимательно его осмотреть и запомнить, как он выглядит, какие особенности есть именно у вашего орешка (рассматривают).
Положите орешки обратно в тарелочку (кладут, перемешиваются).
- А теперь, постарайтесь найти свой орех (ищут).


Опрос по кругу.

- Как вы нашли свой орех? Какая у него особенность? Давайте попробуем провести аналогию между вашими орехами и детьми. И те, и другие в куче (в толпе) на первый взгляд выглядят одинаково, а для того, чтобы увидеть особенности, нужно потратить время, пообщаться, присмотреться.

- В чем ценность ореха? В том, что у него внутри. Орех может быть очень красивым, но внутри – абсолютно пустым. И наоборот. Так же и ребенок, внешне может быть одним, а внутри совсем другим.

- Зачем ореху твердая оболочка? Чтобы защитить нежное ядрышко. Многие люди тоже часто прячутся в скорлупу, чтобы чувствовать себя в безопасности, и не сразу открываются другим.

- У вас в руках орехи. Каждый имеет какую-то отличительную черту, особенность, по которой вы узнали, что это именно ваш орех. Скажите, из-за этой особенности орех перестал быть орехом? Нет. Так же и ребенок с особенностями в развитии не перестаёт быть ребенком, который хочет тепла, внимания, заботы и любви.

- Сегодня я предлагаю вам пройти тот путь, который проходит ребѐнок при столкновении с неизвестным, познакомиться с содержанием и приемами, способствующими сенсорному развитию детей. А так как все мы были когда-то детьми, а все дети любят играть, то я вам предлагаю вспомнить детство и понять, как через дидактическую игру дети должны усваивать сенсорные знания.

- Не будем терять время зря, я приглашаю Вас в «Сенсорную лабораторию».


Упражнение «Расскажи о предмете, не называя его»


Руки за спиной. Родители ощупывают предмет. Высказывают свои предположения.

Сейчас вы попали в затруднительную ситуацию. Такое бывает часто, когда встречаешься с неизвестным объектом. Ребёнка с рождения окружает огромное количество предметов и явлений, которые обладают самыми разнообразными свойствами и качествами.

Зрительные, осязательные, тактильные ощущения дают нам представление о разнообразных свойствах окружающей среды и помогают формировать целостные образы предметов.


Сенсорное развитие ребенка – это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств.

Но и этого недостаточно для полноценного развития восприятия. Ребенку нужны мерки, с которыми можно сравнить то, что он в данный момент воспринимает – сенсорные эталоны.

«Сенсорные эталоны» представляют собой общепринятые образцы внешних свойств предметов.

Сенсорные эталоны:

- Эталоны цвета - семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности.

- Эталоны формы — геометрические фигуры; величины — большой, маленький и т.д.

- Слуховые эталоны — тихо - громко, музыкальные ноты, фонемы родного языка.

- Вкусы мы делим на сладкий, соленый, горький и кислый

Запахи — на тяжелые и легкие, сладкие, горькие, свежие и т.д.

И начинаем мы знакомить малыша с сенсорными эталонами уже в раннем возрасте.

Ребенка следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств:

- цвет – красный, синий, желтый, зеленый

- форма – круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник;

- величина – большой, маленький, поменьше, одинаковый (такой же) по величине;

- звуки – звучание различных детских музыкальных инструментов, музыкальных произведений, человеческой речи различной громкости;

- элементарное количество (без счета) – много, мало, один, ни одного, столько же;

Оказание помощи детям в освоении сенсорных эталонов – это главная задача нас взрослых, и педагогов, и родителей.

Величина.


Я предлагаю Вам построиться в шеренгу: 1 группа — по длине волос от самых коротких до самых длинных;

2 группа - по размеру ноги; 3 группа - по длине юбок.

Цвет.

Практическое задание «Волшебные баночки» (баночки с водой, крышки внутри окрашены акварелью, при взбалтывании вода окрашивается).

Рисование «Настроение в цвете»

С помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, расположении в пространстве, качестве использованных материалов.


Упражнение – игра «Передай рисунок» (рисуем на спине)

Участники становятся «цепочкой» (в затылок друг другу). Игрок, стоящий в конце «цепочки», загадывает простой предмет и подушечками пальцев «рисует» его на спине впереди стоящего участника. Тот должен угадать предмет и передать его следующему и т. п. При этом вслух нельзя произносить свои догадки. Когда предмет «дойдет» до первого в «цепочке» игрока, ведущий спрашивает его, какой предмет он получил, и сравнивает его с тем предметом, который передавался первоначально.

- А сейчас я предлагаю обратить внимание на нашу «Сенсорную лабораторию», которую вы можете создать в домашних условиях и отметить для себя какие материалы, предметы быта из практической жизни вы можете использовать в играх с вашим ребенком. (Выставка)

- Маленькие дети – очаровательные, азартные и счастливые искатели приключений, стремящиеся познать мир. И, конечно, своими открытиями очень хочется поделиться, особенно с теми, кого любишь больше всех. Но, к сожалению, папа очень занят на работе, а у мамы столько хлопот по дому, что совсем не остается времени на свое чадо. И все же необходимо находить время и возможность для того, чтобы пообщаться с ребенком, поиграть с ним и чему-то научить.


Игровое упражнение «Пока мама на кухне»

Игры с крупами (пересыпание, сортировка, раскладывание, просеивание).

«Песочница на кухне»

«Отпечатки наших рук»

«Бассейн для пальчиков»

«Что же спрятано?»

«Поиграем в Золушку» (сортировка)

«Займемся раскопками»

«Рисование манной крупой»

Игры с тестом (тестография).

Лепка, аппликация (вдавливание).

Игры с макаронными изделиями.

«Веселые макароны»

«Бусы»

Игры с пробками, пуговицами.

Игры с катушками, клубочками, нитками, жгутиками, шнурочками.

Игры с прищепками.

Игры с пластиковыми контейнерами, баночками, бутылочками, пузырьками, пуговицами.

- Сегодня вы познакомились лишь с малой частью того, чем Вы можете занять Ваш досуг с ребёнком дома. Включайте свою фантазию и самое главное не уставайте постоянно разговаривать с вашим малышом называйте все свои действия, явления природы, цвета и формы. Пусть ребёнок находится в постоянном потоке информации, не сомневайтесь, это его не утомит. Чем непринужденнее будет обучение, тем легче и быстрее оно будет проходить. Побуждайте ребёнка к игре, насколько возможно играйте с малышом в развивающие и весёлые игры. Участвуйте в игровом процессе это будет отличным способом для установления прочной связи между вами и вашим ребёнком.

- В заключении хотелось бы поблагодарить вас за активное участие в нашей сегодняшней встрече и выразить надежду на дальнейшее успешное

сотрудничество. А ещё хочется предложить вам дома со своими детьми активнее заниматься развитием сенсорного восприятия с использованием дидактических игр, которые совсем не сложно и не долго изготовить в домашних условиях. В этом вам поможет памятка, которую сейчас получит каждый из вас.


Упражнение «Связующая нить».

Многие родители ощущают себя одинокими в сложившихся ситуациях, они стесняются своих проблем, поэтому в качестве создания «ощущения плеча» и позитивного завершения тренинга, вы можете использовать упражнение «Связующая нить».

- У меня есть клубок. Я попрошу вас передавать его друг другу, наматывая нить себе на палец, при этом проговорив, что вы желаете тому участнику, которому передал клубок. (Все передают, желают)

3. Заключительная часть:

- Сейчас нас всех связывает нить клубка. Мне хочется пожелать вам, чтобы родители ваших учеников, чтобы вы сами помнили, что вы не одиноки, всегда рядом с вами есть другие родители, учителя. Желаю вам терпения и мудрости, чтобы преодолеть все трудности жизни. Спасибо за работу! Благодарю вас за активное участие!




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Сенсорное развитие и усвоение сенсорных эталонов детьми с ОВЗ.

Автор: Анна Николаевна Дубровина

Дата: 26.12.2021

Номер свидетельства: 596224

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(239) "«Использование информационных технологий  на занятиях   по развитию    психомоторики  и  сенсорных   процессов у обучающихся с ОВЗ» "
    ["seo_title"] => string(141) "ispol-zovaniie-informatsionnykh-tiekhnologhii-na-zaniatiiakh-po-razvitiiu-psikhomotoriki-i-siensornykh-protsiessov-u-obuchaiushchikhsia-s-ovz"
    ["file_id"] => string(6) "134960"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416838309"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(252) "Статья «Использование информационных технологий  на занятиях   по развитию    психомоторики  и  сенсорных   процессов у обучающихся с ОВЗ» "
    ["seo_title"] => string(149) "stat-ia-ispol-zovaniie-informatsionnykh-tiekhnologhii-na-zaniatiiakh-po-razvitiiu-psikhomotoriki-i-siensornykh-protsiessov-u-obuchaiushchikhsia-s-ovz"
    ["file_id"] => string(6) "135055"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416847479"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства