kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование жизненных компетенций у младших школьников с особыми образовательными потребностями

Нажмите, чтобы узнать подробности

В соответствии с ФГОС ОО с УО требования к результатам обучения детей с интеллектуальными нарушениями отличаются от требований к результатам обучения детей "нормы"в ФГОС НОО. В нашем случае рассматриваются предметные, личностные и жизненные компетенции (5 направлений). Причем жизненные компетенции имеют приоритет в данном случае, так как для образовательного учреждения для обучающихся с ОВЗ генеральной целью является социальная адаптация детей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование жизненных компетенций у младших школьников с особыми образовательными потребностями»

Тимербаева Елена Васильевна

учитель - дефектолог,

учитель начальных классов

МБОУ «Школа №7 для обучающихся с ОВЗ»

г. Березники Пермский край.

ФОРМИРОВАНИЕ ЖИЗЕННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

«Дефект вызывает как бы социальный вывих,

и педагогически воспитать такого ребенка –

значит, вправить его в жизнь,

как вправляют вывихнутый и больной орган»

Л.С.Выготский

Дети с ОВЗ - это дети с особыми образовательными потребностями. Еще сто лет назад, один из первых деятелей отечественной дефектологии В.П.Кащенко, называл проблему «исключительных» детей больным местом современной школы и с грустью замечал, что эта проблема вряд ли будет снята с повестки дня в и в отдаленном будущем. Его опасения, к сожалению, сбываются: в наше нестабильное время социально-политических изменений эта проблема по-прежнему является одной из самых актуальных. Диапазон школьников с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно велик. Данные дети раньше обучались в специальных (коррекционных) учреждениях восьми видов:

  • В СКОУ I вида обучались глухие дети

  • II вида слабослышащие дети

  • III вида слепые дети

  • IV вида дети с нарушениями зрения

  • V вида дети с тяжелой речевой патологией

  • VI вида дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата

  • VII вида дети с задержкой психического развития

  • VIII вида дети с нарушением интеллекта

В настоящее время видовые отличия коррекционных школ упразднены. Сейчас все виды ОУ называются - для обучающихся с ОВЗ. Я представляю «Школу №7 для обучающихся с ОВЗ» или по-старому, СКОУ VIII вида, где обучаются дети с умственной отсталостью или интеллектуальными нарушениями. Дети с нарушением интеллекта с ранних лет отстают в развитии от своих нормально развивающихся сверстников. Их развитие характеризуется низкими темпами и качественными особенностями. У детей несформированы или недостаточно развиты высшие психические функции (ВПФ):

  • Внимание характеризуется трудностью привлечения, невозможностью длительной концентрации, быстрой отвлекаемостью

  • Восприятие также отличается недифференцированностью, т.е. в окружающем пространстве дети видят предметы глобально, не выделяя отдельные детали.

  • Память кратковременная. Страдает произвольное и непроизвольное запоминание.

  • Мышление косное, тугоподвижное.

  • В физическом развитии у учащихся с нарушением интеллекта также есть отклонения. Это отражается в низком росте, весе, объеме грудной клетки. У многих нарушена осанка и координация движений.

  • Речевое развитие также отличается от нормы. Страдают все компоненты речи: лексика, грамматический строй, звукопроизношение. Дети отличаются скудным словарным запасом.

  • Практически все учащиеся с нарушением интеллекта страдают нарушением эмоционально-волевой сферы, что в дальнейшем влияет на их поведение.

Таким образом, если выразиться словами одного из первых деятелей отечественной дефектологии В.П.Кащенко: это дети, которые «не могут»: не могут учиться, не могут выполнять обычных обязанностей в семье, не могут владеть собой, не могут ладить с товарищами, не могут спокойно вести себя в школе и т.д.…»

Особенности психофизического развития данных учащихся существенно затрудняют процесс обучения.

Однако, несмотря на то, что в настоящее время уже введен Федеральный Государственный Образовательный Стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), требования к результатам обучения детей с ОВЗ формируются в соответствии со стандартом общего образования (предметные, личностные), но также обязательно дополняются группой специальных требований к развитию жизненных компетенций ребенка с ОВЗ.

Рассмотрим основные направления коррекционной работы в сфере развития жизненных компетенций для всех категорий детей с ОВЗ и требования к результатам этой работы по каждому направлению. Итак, существует 5 направлений:

  1. Развитие представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении

  2. Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни.

  3. Овладение навыками коммуникации

  4. Дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной организации

  5. Дифференциация и осмысление своего социального окружения, принятых ценностей и социальных ролей.

При нормальном развитии детей, протекающем в нормальной социальной ситуации, указанные умения, представления и навыки складываются естественным образом в процессе семейного воспитания. Для ребенка с ОВЗ, даже при благоприятных семейных условиях, в подавляющем большинстве случаев требуется систематическая специальная психолого-педагогическая помощь для формирования жизненных компетенций.

Итак, 1 направление:

Развитие у ребенка адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и созданию специальных условий для его пребывания в школе, представлений о собственных нуждах и правах в организации обучения.

Какие же компетенции мы должны развивать в этом направлении?

  • Умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя: в еде, в физической нагрузке, в приеме медицинских препаратов

  • Умение пользоваться личными адаптивными средствами в разных ситуациях (очки, слуховой аппарат, кресло и т.д.)

  • Умение адекватно описать возникшую проблему со здоровьем или в учебном процессе и обратиться за помощью (мне нельзя сладкое, меня мутит, мне не видно, я не слышу и т.д.) Понимание ребенком того, что пожаловаться и попросить о помощи при возникновении проблем в жизнеобеспечении – это нормально, необходимо, а не стыдно и не унизительно.

Все дети с ОВЗ к моменту поступления в школу обладают ограниченным опытом активных и разнообразных контактов с социальной средой, соответственно, у них страдают социально-бытовые умения и навыки. Особое положение ребенка с ОВЗ в своей семье и особое отношение к нему со стороны окружающих могут привести к чрезмерной опеке, что также задерживает и даже нарушает развитие его социально-бытовых навыков, формирование умения активно и самостоятельно их использовать. Это особенно характерно для детей с ОВЗ, воспитывающихся до школы исключительно в условиях семьи.

2 направление в сфере развития жизненных компетенций:

Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни. Это формирование активной позиции ребенка и веры в свои силы; стремления к самостоятельности и независимости в быту. Освоение устройства домашней и школьной жизни, формирование понимания значения праздника дома и в школе; понимания того, что в разных семьях домашняя жизнь может быть устроена по-разному.

В данном направлении формируются следующие компетенции:

  • Овладение навыками самообслуживания

  • Умение принимать посильное участие в повседневных домашних делах (покупка продуктов, приготовление еды, стирка, глажка, чистка и ремонт одежды и т.д.)

  • Умение пользоваться окружающими в быту вещами и предметами

  • Умение ориентироваться в пространстве школы (расписание, кабинеты, места общего пользования)

  • Умение включаться в разнообразные школьные дела, принимать в них посильное участие

3 направление в сфере развития жизненных компетенций:

Овладение навыками коммуникации, обогащение опыта коммуникации ребенка в ближнем и дальнем окружении.

Здесь нужно обратить внимание на такие компетенции, как:

  • Умение решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию (вербальную и невербальную), как средство достижения цели – это умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелания, опасения, завершить разговор и т.д.

  • Умение культурно выразить свои чувства: корректно отказать или показать недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.

  • Умение получать информацию от собеседника и уточнять ее

В связи с тем, что дети с ОВЗ имеют ограниченные контакты с окружающим, у них складывается недостаточно полная и подробная; или общая и преимущественно вербальная - картина мира. Представления о мире могут быть фрагментарными и стереотипными, ограниченными конкретными, привычными ситуациями, порождающими искажение и однозначность в восприятии и понимании происходящего.

Поэтому 4 направление в сфере развития жизненных компетенций - Дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной организации.

Это обогащение опыта реального взаимодействия ребенка с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей, формирование адекватных представлений об опасности и безопасности, формирование целостной и подробной картины мира, упорядоченной во времени и пространстве; формирование интереса к окружающей среде; развитие способности взаимодействовать с другими людьми.

В этом направлении необходимо работать над развитием следующих компетенций:

  • Умение адекватно вести себя в быту с точки зрения безопасности для себя и для окружающих, сохранять окружающую предметную и природную среду, использование вещей в соответствии с их функциями

  • Умение осваивать места за пределами дома и школы (двор, дача, лес, парк, река и т.д.); накапливать и упорядочивать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира

  • Умение устанавливать связь между природным порядком и укладом собственной жизни в семье и в школе, поведением и действиями в быту сообразно пониманию этой связи (принять душ после прогулки в жаркий летний день, вымыть грязные сапоги после дождя и т.д.)

  • Умение устанавливать связь общественного порядка и уклада собственной жизни (посещение магазинов ограничено часами их работы, посещение театра требует определенного вида одежды и т.д.)

  • Умение активно взаимодействовать с миром, накапливать опыт освоения нового при помощи экскурсий, путешествий

  • Умение передать свои впечатления, делиться своими воспоминаниями, перенимать жизненный опыт других людей, используя вербальные и невербальные возможности

Социальный мир ребенка с ОВЗ может быть недостаточно дифференцированным и организованным, что препятствует освоению представлений о возможных социальных ролях самого ребенка. Поэтому последнее 5 направление развития жизненных компетенций - Дифференциация и осмысление своего социального окружения, принятых ценностей и социальных ролей.

Это формирование знаний о правилах поведения; освоение необходимых социальных ритуалов, допустимых границ социальных контактов; обогащении опыта социального взаимодействия.

На данном этапе требуется работать над такими умениями как:

  • Умение вести себя в разных социальных ситуациях с людьми разного социального статуса (близкие в семье, учителя и ученики в школе, незнакомые люди в транспорте, магазине, кино и т.д.)

  • Умение адекватно использовать принятые в обществе социальные ритуалы

  • Умение проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт (не быть назойливым, быть благодарным)

  • Умение расширить круг освоенных социальных контактов

Таким образом, согласно ФГОС ОО с УО устанавливаются единые направления коррекционной работы в сфере формирования жизненных компетенций ребенка с ОВЗ и базовые требования к результатам обучения, которые конкретизируются применительно к каждой категории детей.

Считаю, что на данном этапе в современном мире, задача формирования жизненных компетенций является актуальной не только для учащихся с ОВЗ, но и для нормально развивающихся детей. В школе для детей с ОВЗ, как и в массовой, процесс обучения и воспитания в конечном итоге подчинен основной цели - подготовке выпускников к самостоятельной жизни и общественно- полезному труду.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Тимербаева Елена Васильевна

Дата: 20.01.2017

Номер свидетельства: 381653

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(257) "Выступление - обобщение опыта "Технология деятельностного обучения как условие развития УУД младших школьников  на примере УМК «Гармония»" "
    ["seo_title"] => string(157) "vystuplieniie-obobshchieniie-opyta-tiekhnologhiia-dieiatiel-nostnogho-obuchieniia-kak-usloviie-razvitiia-uud-mladshikh-shkol-nikov-na-primierie-umk-garmoniia"
    ["file_id"] => string(6) "111305"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1407336574"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Адаптированная рабочая программа по математике"
    ["seo_title"] => string(52) "adaptirovannaia-rabochaia-proghramma-po-matiematikie"
    ["file_id"] => string(6) "281981"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1453633389"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Презентация на тему: Духовно - нравственное воспитание младших школьников на уроках ОРКСЭ"
    ["seo_title"] => string(88) "priezientatsiianatiemudukhovnonravstviennoievospitaniiemladshikhshkolnikovnaurokakhorkse"
    ["file_id"] => string(6) "305834"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1457991909"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Исследовательская тема: "Использование инновационных технологий при преподавании физики в средней школе" "
    ["seo_title"] => string(116) "issliedovatiel-skaia-tiema-ispol-zovaniie-innovatsionnykh-tiekhnologhii-pri-priepodavanii-fiziki-v-sriedniei-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "161301"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422199945"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "«Актуальность технологии проблемного обучения  в начальной школе» "
    ["seo_title"] => string(72) "aktual-nost-tiekhnologhii-probliemnogho-obuchieniia-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "151445"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420708425"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства