Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2»
Технология
деятельностного обучения
как условие развития универсальных учебных действий младших школьников
на примере УМК «Гармония»
Выступление подготовила: ЯИЦКАЯ НАТАЛЬЯ ВИКТОРОВНА,
учитель начальных классов.
2012 г.
Технология деятельностного обучения как условие развития универсальных учебных действий младших школьников
на примере УМК «Гармония».
Школа сегодня стремительно меняется, пытаясь попасть в ногу со временем. Главное изменение в обществе – это ускорение темпов развития.
Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:
анализировать свои действия;
самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
отличаться мобильностью;
быть способны к сотрудничеству;
обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.
Неслучайно на смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришел лозунг «Образование на протяжении всей жизни». Сегодня важно не столько дать ребенку большой багаж знаний, сколько вооружить таким важным умением, как умение учиться.
Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека, можно поймать ему рыбу. А можно поступить иначе – научить ловить рыбу, тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным.
Таким образом, в настоящее время в образовании происходит смещение акцента с усвоения фактов (Результат – Знания) на овладение способами взаимодействия с миром (Результат – Умения).
«Великая цель образования это не знания, а действия» Г.Спенсер.
Главное направление новых стандартов – усиление заботы о развивающей стороне обучения, о формировании у школьников умения учиться.
Хорошо понятно, что общие идеи, красной нитью проходящие через стандарты, родились не сегодня – они уже много лет живут в умах и делах педагогов, психологов, методистов, учителей и целых педагогических коллективов.
Вот тезис, который давно в психологии обучения является основополагающим: «Ребёнок в процессе обучения должен быть не объектом, а субъектом учебной деятельности».
Что мы чаще всего обнаруживаем на рабочем традиционном уроке? Учитель объявляет тему, говорит, чем предстоит заниматься, что-то объясняет, проверяет восприятие материала, организует тренировку в применении сведений, потом проверяет домашнюю работу и т. д. Кем же при такой организации обучения является ученик – субъектом учебной деятельности (т. е. тем, к т о учится) или её объектом (тем, к о г о учат)? Конечно, объектом.
Общество не удовлетворено постановкой обучения, так как вышедший из школы выпускник чаще всего не готов к дальнейшему самостоятельному обучению, к переосмыслению и пополнению знаний, к освоению новых областей деятельности и т. д. В свою очередь выпускник начальных классов плохо готов к самостоятельной учёбе в средней школе.
Вот почему вновь, теперь в обновлённых стандартах общего образования, которые условно называют стандартами второго поколения, ставится вопрос об оптимизации обучения, в том числе и в начальных классах – о более полном, системном переходе от былого «знаниевого» подхода к деятельностному. Что же он означает?
Деятельностный подход к обучению предполагает:
• наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);
• выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;
• выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
• формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;
• включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
В связи с этим мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся.
Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго поколения (ФГОС), где методологической основой является системно-деятельностный подход (СДП).
Понятие СДП было введено педагогами еще в 1985 году. Такой подход является объединением системного подхода, который разрабатывался в исследованиях классиков отечественной педагогической науки (Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов), и деятельностного, который всегда был системным. Его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев).
Последовательно рассмотрим все те условия, соблюдения которых этот подход требует.
1. Наличие познавательного мотива и конкретной учебной цели.
Как объясняют психологи, в соответствии с деятельностным подходом процесс усвоения начинается не с предъявления ученику образца, готовых сведений, а с создания учителем такой учебной ситуации, которая вызвала бы у детей потребность, желание узнать эти сведения и научиться ими пользоваться.
Любой учитель начальных классов сегодня может назвать тот способ, который позволяет выполнить указанное условие. Это, как говорят психологи, – постановка учебной задачи, или, привычнее для учителя, создание проблемной ситуации.
Психологами был подсказан, а методистами подхвачен и разработан один из приёмов создания проблемных ситуаций: введение в учебники персонажей, которые ведут между собой диалог, высказывая разные точки зрения. Вопрос «Кто прав?» становится отправной точкой дальнейшего поиска.
2. Выполнение действий для приобретения недостающих знаний.
Сущность второго условия реализации деятельностного подхода хорошо раскрывает Г.А. Цукерман: «Не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска…»
Названное условие тесно связано с первым, оно как бы продолжает его: возникла необходимость в новой информации – предпринимаются шаги для её приобретения. В учебниках ученикам чаще всего рекомендуется высказать предположение, попробовать самим ответить кому-то из персонажей и т. п., а потом проверить или уточнить ответ по учебнику. Иногда сразу для получения ответа на возникший вопрос ученикам предлагается узнать «решение учёных». Так авторы учебника поступают в тех случаях, когда никакой поиск, никакие предположения не могут быть продуктивными.
3. Выявление и освоение способа действия для осознанного применения знаний (для формирования осознанных умений).
Третье условие деятельностного подхода к обучению связано с выполнением детьми осознанных учебных действий с языковым материалом.
Как пишет Н. Ф. Талызина, «главная особенность процесса усвоения состоит в его активности: знания можно передать только тогда, когда ученик их берёт, то есть выполняет… какие-то действия с ними. Другими словами, процесс усвоения знаний – это всегда выполнение учащимися определённых познавательных действий».
Становление системы осознанных действий должно проходить в нужной последовательности, поэтапно, с учётом постепенного роста самостоятельности учащихся. При этом психологами давно доказано, что наиболее эффективный путь формирования требуемых умений (способности применять приобретённые знания в практике пользования языком), или, как сегодня говорят, языковых или речевых компетенций, достигается в том случае, если обучение идёт по пути не накопления суммы отдельных умений, а в направлении от общего к частному.
При деятельностном подходе к обучению основные усилия учителя должны направляться на помощь детям не в запоминании отдельных сведений, правил, а в освоении общего для многих случаев способа действия. Заботится надо не просто о правильности решения той или иной конкретной задачи, не просто о правильности результата, а о правильном выполнении необходимого способа действия. Верный способ действия приведёт к верному результату.
4. Формирование самоконтроля – как после выполнения действий, так и по ходу.
Четвертое условие деятельностного подхода к обучению связано с особой ролью в формировании умения проверять написанное. В классе постоянно организуется работа в этом направлении. На уроках русского языка и математики дети упражняются в поиске и исправлении специально допущенных ошибок.
5. Включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
В рамках деятельностного подхода ученик овладевает универсальными учебными действиями, чтобы уметь решать любые задачи и отвечать за свои результаты. Что же за понятие «универсальные учебные действия» (УУД)?
На что направлены УУД и какие возможности они дают учащимся?
УУД – учебное действие, имеющее надпредметный характер.
Виды УУД:
1)личностные – обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся;
2)регулятивные – обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности;
3)познавательные – включают общеучебные, логические действия, действия постановки и решения проблем;
4)коммуникативные – обеспечивают социальную компетентность, умение участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Рассмотрим в качестве примера УМК «Гармония » с точки зрения воплощения в нем деятельностного подхода к обучению как условие развития УУД.
УМК «Гармония», образовательная программа для начальных классов. Её относят как к традиционному методу обучения, так и к развивающему. УМК «Гармония» - это учебный методический комплект под ред. профессора Н.Б. Истоминой. В основе этого УМК лежат принципы проблемного развивающего обучения, авторы этого комплекта другим образом отвечают на вопрос «как учить ребенка?», огромное значение выделяют комфортному обучению (отсюда и название «Гармония»), и что еще очень важно, программа «Гармония» готовит ученика, его способности к мышлению для обучения в дальнейшем.
В комплект входят учебники, учебники-тетради и тетради на печатной основе.
Цель учебников - не передать готовые знания, а помочь ученикам самим, или вместе с учителем, познавать окружающий мир, уметь анализировать и синтезировать, сравнивать, классифицировать, проводить аналогию и обобщение.
Учебники, по которым реализуются развивающие программы, составлены с опорой на деятельностную парадигму обучения. В них нет готовых ответов на сложные вопросы, зато есть интересные и увлекательные задания, выполняя которые ребята сами формулируют тему урока, ставят проблему, открывают новые знания, действуют творчески, а не по шаблону. При этом задача учителя - организовать исследовательскую деятельность учащихся так, чтобы они поэтапно дошли до решения ключевой проблемы урока (через создание проблемной ситуации), объяснили, как надо ее решать.
В учебниках русского языка и математики лежит новая логика в построениисодержания материала, тематический принцип. По этой логике обучение строится так, что каждая следующая тема тесно связана с предыдущей, и в результате созданы условия для повтора ранее изученного. Сами авторы комплекта называют это сталкиванием «старых» и «новых» знаний, и считают этот способ очень полезным в обучении. Например, при обучении грамоте вводят методику троекратного ввода букв из алфавита:
1.Буквы алфавита представлены с целью разделить понятия «звуки» и «буквы».
2. Буквы изучают по паре.
3.Попарный ввод всех букв вводится повторно, чтобы закрепить и систематизировать знания.
Это троекратное введение букв алфавита дает возможность ученикам триждыповторить, углубить и привести в систему уже изученное.
Активно используются приемы: наблюдение, выбор, преобразование и конструирование.
В комплекте предлагаются задания для детей с различным уровнем их подготовленности.
Формируется ситуация успеха, она же создает в детях здоровую личность.
Важнейшей особенностью курса, реализованного в учебном комплекте «К тайнам нашего языка», (авт. М.С. Соловейчик) является системно-деятельностный подход к организации обучения.
Он проявляется в следующем.
– Приобретение знаний о языке, основных языковых и речевых умений направля-
ется коммуникативными, познавательными или учебными, а иногда и социальными мотивами.
– Большая часть разделов и тем содержит материал, позволяющий ставить с
детьми учебную задачу, обеспечивать её принятие и активные действия по её решению. При этом осуществляются различные умственные операции со средствами языка: анализ, синтез, сравнение, классификация; делаются умозаключения, выводы, обобщения, которые представляются в словесной, схематичной, модельной форме.
– Все предметные умения формируются на основе не только системы основопо-
лагающих лингвистических знаний, но и осознания учениками сущности выполняемых действий и последовательности необходимых операций. Вот почему в учебнике для каждого класса так много внимания уделяется проведению рассуждений, построению алгоритмов и памяток.
– При освоении разнообразных вопросов курса у учащихся формируется умение
контролировать свои действия – как после их выполнения, так и по ходу.
Сразу же приведу пример формирования самоконтроля, в данном случае орфо-
графического, связанного именно с программой 2-го класса. Это последовательно реализуемый в комплекте приём письма с «окошками» – пропуск самим учеником во время письма сомнительной для него буквы. Использование этого приёма направляется уже названным ранее социальным мотивом: «На родном языке, на языке своей страны писать с ошибками стыдно! «Окошко» лучше ошибки!» (2 класс, ч. 1, с. 84).
Применение приёма одновременно обеспечивает:
а) совершенствование у младших школьников ряда предметных, орфографических умений;
б) становление рефлексии, самоконтроля как личностного качества, при этом самого трудного его вида – по ходу выполнения действия;
в) постепенное появление у ребёнка сознательного, ответственного
отношения к качеству своей речи;
г) психологическую разгрузку ученика, снятие у него страха перед ошибкой, так как буква может быть вписана в «окошко» после спокойного
обдумывания поставленной задачи и её решения на этапе проверки.
Так один из приёмов обучения, реализуемый в комплекте, одновременно стано-
вится средством формирования целой группы универсальных учебных действий, средством личностного развития и воспитания ребёнка.
Таким образом, системно-деятельностный подход к организации лингвистиче-
ского образования учащихся, реализованный в учебнике «К тайнам нашего языка», проявляется в том, что освоение языковых и речевых понятий, закономерностей, правил и формирование соответствующих умений проходит по определённым этапам: от мотивации и постановки учебной задачи – к её решению, осмыслению необходимого способа действия и к последующему осознанному использованию приобретённых знаний, к умению контролировать выполняемые действия и их результаты.
Именно через реализацию системно-деятельностного подхода к освоению пред-
метного содержания в данном курсе осуществляется заложенная в ФГОС идея органичного слияния процессов обучения, развития и воспитания школьников в одно целое.
При этом под обучением русскому языку понимается формирование на основе
лингвистических знаний осознанных, а потому контролируемых языковых и речевых умений;
под развитием учащихся, во-первых – формирование их лингвистического мышления, т.е. способности осознавать язык как предмет наблюдения, выполнять с языковым материалом операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, а во-вторых – совершенствование у детей чувства слова, языковой интуиции.
Необходимый компонент развития школьников – формирование у них универсальных учебных действий, обеспечивающих как более качественное освоение предметного содержания, так и становление в целом основ учебной самостоятельности, в том числе – потребности и умения пользоваться учебной книгой как источником информации, различными словарями как средством решения возникающих языковых вопросов, правильно организовывать свою познавательную (учебную) деятельность.
Воспитание средствами предмета «Русский язык» связывается прежде всего с
привитием внимания, интереса и уважения к русскому языку, уважения к себе как его носителю, с формированием заботливого отношения к качеству своей речи, с формированием культуры речевого поведения, умения общаться в устной и письменной форме.
Так, реализуя системно-деятельностный подход к организации обучения, учебник каждого класса создаёт реальные возможности для личностного развития детей и становления у них, наряду с предметными, комплекса универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Цель начального курса математики (учебник Математика авт. Н.Б. Истомина) – обеспечить предметную подготовку младших школьников, достаточную для продолжения математического образования в основной школе, и создать дидактические условия для овладения учащимися универсальными учебными действиями (личностными, познавательными, регулятивными, коммуникативными) в процессе усвоения предметного содержания.
В основе начального курса математики, нашедшего отражение в учебниках математики 1–4 классов, лежит методическая концепция, которая выражает необходимость целенаправленного и систематического формирования приёмов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения в процессе усвоения математического содержания.
Овладев этими приёмами, учащиеся могут не только самостоятельно ориентироваться в различных системах знаний, но и эффективно использовать их для решения практических и жизненных задач.
Концепция обеспечивает преемственность дошкольного и начального образования, учитывает психологические особенности младших школьников и специфику учебного предмета «Математика», который является испытанным и надёжным средством интеллектуального развития учащихся, воспитания у них критического мышления и способности различать обоснованные и необоснованные суждения.
Нацеленность курса математики на формирование приёмов умственной деятельности позволяет на методическом уровне (с учётом специфики предметного содержания и психологических особенностей младших школьников) реализовать в практике обучения системно-деятельностный подход, ориентированный на компоненты учебной деятельности (познавательная мотивация, учебная задача, способы её решения, самоконтроль и самооценка), и создать дидактические условия для овладения универсальными учебными действиями (личностными, познавательными, регулятивными,
коммуникативными), которые необходимо рассматривать
как целостную систему, так как происхождение и развитие каждого действия определяется его отношением с другими видами учебных действий, в том числе и математических, что и составляет сущность понятия «умение учиться».
Основным средством формирования УУД в курсе математики являются вариативные по формулировке учебные задания (объясни, проверь, оцени, выбери, сравни, найди закономерность, верно ли утверждение, догадайся, наблюдай, сделай вывод и т. д.), которые нацеливают учащихся на выполнение различных видов деятельности, формируя тем самым умение действовать в соответствии с поставленной целью. Учебные задания побуждают детей анализировать объекты с целью выделения их существенных и несущественных признаков; выявлять их сходство и различие; проводить сравнение и классификацию по заданным или самостоятельно выделенным признакам (основаниям); устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения
в форме связи простых суждений об объекте, его структуре, свойствах; обобщать.
Эффективным методическим средством для формирования универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных) является включение в учебник заданий, содержащих диалоги, рассуждения и пояснения персонажей Миши и Маши. Эти задания выполняют различные функции: их можно использовать для самоконтроля; для коррекции ответов Миши и Маши, которые могут быть: один – верным, другой – неверным, оба верными, но неполными, требующими дополнений; для получения информации; для овладения умением вести диалог; для разъяснения способа решения задачи и пр.
В результате чтения, анализа и обсуждения диалогов и высказываний Миши и Маши учащиеся не только усваивают предметные знания, но и приобретают опыт построения понятных для партнёра высказываний, учитывающих, что он
знает и видит, а что – нет, задавать вопросы, использовать речь для регуляции своего действия, формулировать собственное мнение и позицию, контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия, строить монологическую речь, владеть диалоговой формой речи.
Уже в первом классе возможно организовать учебную деятельность учащихся на уроке, используя для этой цели возможности современной информационно-образовательной среды. При этом важно, чтобы работа с электронно-дидактическими средствами была подчинена решению определённых учебных задач, связанных с содержанием начального курса математики. В числе таких средств следует назвать интерактивную доску. Она успешно выполняет функции
динамического наглядного пособия, нацеленного на формирование УУД, так как возможности этого средства позволяют быстро выполнить то или иное практическое действие (закрасить, выделить, выбрать, преобразовать, разбить на
группы по тем или иным признакам, вписать пропущенные числа и т. д.). При этом весь класс включается в обсуждение выполненных на доске действий, соглашаясь с ними или корректируя их.
В соответствии с методическими рекомендациями по математике для первого класса (2011 год) в помощь учителю подготовлены электронные материалы для интерактивной доски. Они помещены на сайте издательства www.a21vek.ru
(электронная поддержка образовательной системы «Гармония» www.umk-garmoniya.ru), где их можно бесплатно скачать.
Окружающий мир как учебный предмет несёт в себе большой
развивающий потенциал:
– формируются предпосылки научного мировоззрения;
– развиваются познавательные интересы и способности;
– мотивируется желание «открывать» и «добывать» знания;
– готовится пропедевтическая понятийная база для успешного обучения в основной школе;
– осваиваются методы познания окружающего мира (наблюдение, эксперимент, измерение, моделирование, классификация и др.);
– приобретаются умения обобщать, систематизировать, преобразовать информацию из одного вида в другой (из изобразительной, схематической, модельной, условно-знаковой в словесную и наоборот); кодировать и декодировать информацию (состояние погоды, легенда карты, дорожные знаки и др.).
– создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка.
Напомню, что особенностями содержания этого учебного предмета являются:
– интегрированный характер предъявления естественно-научных, обществоведческих и исторических знаний;
– целенаправленное формирование УУД при освоении предметных знаний и умений;
– возможность освоения работы с разными источниками информации, разными способами познания мира и взаимодействия с ним;
– внесение существенного вклада в формирование умений работать с информацией, представленной в учебном материале словесно, иллюстративно, в схемах, таблицах, в условно-знаковых системах и др.
Реализация возможностей формирования у младших школьников УУД обеспечивается:
логикой развёртывания содержания и его структурой, представленной в учебниках;
системно-деятельностным подходом к организации познавательной деятельности учащихся (она представлена в учебниках различными методическими приёмами);
системой учебных ситуаций, учебно-познавательных и учебно-практических задач, предложенных в учебниках, в рабочих тетрадях, в тетрадях для тестовых заданий;
методическими рекомендациями учителю, в которых
даны советы по формированию предметных и универсальных учебных умений при организации познавательной деятельности учащихся.
Выберем основные формируемые универсальные учебные действия на основе учебного содержания курса «Окружающий мир» для 2 класса.
Формируемые личностные действия:
ориентироваться в социальных ролях (член семьи, член классного коллектива, горожанин, селянин, гражданин России) и межличностных отношениях;
Формирование этих умений происходит, как при изучении соответствующих разделов курса («Твоё здоровье», «Твоя семья», «Твоя Родина»), так и на протяжении всего года обучения. При этом внимание учащихся акцентируется на следующие моменты:
– на знание основ экологически грамотного поведения в природной и социальной среде;
– на принятие норм безопасного поведения и осознание личной ответственности за своё здоровье;
– на знание моральных норм и умение соотносить поступки с нравственным аспектом поведения,
– на осознание ценностей семьи, дружбы;
– на понимание себя как члена общества, как жителя своего города (села), как гражданина своего Отечества – Российской Федерации.
Формированию регулятивных умений помогает конструкция учебника. В рамке, обозначенной вопросительным знаком, даны вопросы для оценки учеником своего знания и незнания по изучаемой теме. Среди этих вопросов появляются и те, которые предстоит изучить. Их нужно выделить. Затем следует проверить, принята ли учебная задача учениками. В конце урока стоит вернуться к ней,
сделать вывод (о чём узнали, чему научились) и сравнить его с выводом в учебнике (с копилкой знаний). Разноуровневый подход реализуется тем, что один ученик запомнит только то, что дано в рамке (слабый), другой сможет рассказать обо всём, что узнал на уроке (средний), а третий дополнит вывод своими наблюдениями, дополнительными знаниями, которые получил из других источников информации (родители, старшие братья и сёстры, друзья, дополнительная литература, энциклопедия, Интернет).
В учебнике к некоторым текстам задача поставлена, надо обратить внимание учеников на неё и проверить, принята ли познавательная или учебная задача (спросить, для чего он читает этот текст, на какой вопрос ему надо будет ответить, как он будет действовать).
Тетрадь для тестовых заданий помогает начать формировать оценочную деятельность ребёнка (пока самооценка находится на уровне определения, сколько сделал ошибок). Символические знаки (геометрические фигуры соответствующего цвета, рожицы данные в тетради), помогают ему выразить отношение к своим успехам.
В 1 классе основными источниками информации были реальные природные и социальные объекты, рисунки, фотографии, условные знаки, небольшие дополнительные тексты, загадки, тексты выводов. С ними осуществлялись следующие действия:
сбор информации, выделение основной информации, составление
небольшого сообщения, монологического высказывания, интерпретация условного обозначения.
Во 2 классе появляются дополнительные источники информации: учебный текст, словарь, схема, диаграмма, опыт. Осуществляются и дополнительные действия: соотносится собственный вывод с тем, что дан в учебнике, находится значение незнакомых слов в словаре, извлекается информация, данная не только в вербальной, но и в наглядной форме (рисунок-схема, схема, диаграмма), делается вывод по результатам опыта.
Начинается формирование умения использовать справочную литературу. В учебнике даны страницы словаря, где ученик узнаёт значение незнакомых ему слов.
Во 2 классе продолжается формирование умения описывать,
характеризовать, сравнивать, группировать объекты неживой природы и социума (раскалённые газовые шары - звёзды, возвышения не больше 200 метров - холмы, водоём с постоянно текущим водным потоком – река, город, село, транспорт, семья, государственные символы и др.).
Начинается формирование умений проводить несложные наблюдения и опыты. Во 2 классе ученики начинают эту деятельность с помощью учителя и родителей. Учатся ставить задачу наблюдения или опыта совместно с учителем.
– Какова цель наблюдения?
– Как будем проводить опыт?
– Какие выводы сделаем?
В предметном (технологическом) содержании программы
второго класса можно условно выделить две группы компонентов:
1. Свойства материалов и технологии их обработки
Новые технологии обработки и приёмы пластической трансформации бумаги. Разновидности соединений деталей из бумаги в различных конструкциях. Разметка и вырезание симметричных форм с зеркальной и поворотной симметрией. Разметка деталей по предмету. Технологии обработки ткани и волокнистых материалов.Полотняное переплетение нитей в ткани. Швы «вперёд иголку» и «через край». Разметка ткани по шаблону и способом продёргивания нити. Новые технологии лепки. Барельеф, технология выполнения
барельефа. Скульптура, лепка фигуры из целого куска. Технологии лепки и декорирования сосудов различными способами.
Технологии работы с природными материалами: композиции на плоскости и в объёме.
Технологии изготовления мозаики из различных материалов.
2. Чертёжно-графическая грамота. Работа с чертёжно-графической документацией
Разметка прямоугольника с помощью линейки от двух прямых углов (на листе прямоугольной формы). Знакомство с техническим рисунком, развёрткой и чертежом развёртки. Условные обозначения (линия контура или разреза; линия сгиба; выносная и размерная линии; место нанесения клея).
Разметка деталей бумажной конструкции способом сгибания. Разметка прямоугольника на листе неправильной формы. Оригами. Условные обозначения в схемах оригами.
Однако овладение этими предметными (технологическими) знаниями и умениями ни в коем случае не является главной и конечной целью изучения данного учебного предмета. Достижение метапредметных результатов обеспечивается предметным содержанием каждого урока. Его изучение строится на культурологической платформе, которая представлена в программе в системном виде и нацелена на:
– углубление общеобразовательной подготовки школьников
и формирование познавательных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий;
– формирование духовной культуры и всестороннее развитие личности (воспитание нравственного сознания и развитие созидательных творческих способностей, изобретательности, интуиции, а также творческой самореализации, формирование мотивации успеха и достижений).
В эту культурологическую базу входят:
– элементарные основополагающие знания и представления
из области дизайна: передача характера и выражение «настроения» вещи через её форму, цвет, конструкцию; единство функциональной и эстетической стороны в вещах; связь конструкции вещи с её назначением; основы композиции, соразмерность, симметрия и асимметрия, ритм, передача движения; фронтальные, объёмные и глубинно-пространственные композиции и пр.;
– ознакомление с культурными традициями в процессе овладения технологиями (учимся у народных мастеров): старинные обычаи и обряды, место вещей в этих обрядах; связь человека и природы через вещи; символическое значение вещи; духовная сущность мастерства;
– формирование экологического сознания: внимание к образам и конструкциям природных объектов как первооснове мира вещей; ритм, симметрия и асимметрия как основные законы гармонии в природе и их использование в изделиях человека.
Все проблемы и вопросы в содержании изучаемого материала не изолированы друг от друга; они взаимно пересекаются и зачастую бывают одновременно представлены в уроке.
Формирование всех видов метапредметных умений (познавательных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий) и воспитание личности строится непосредственно на творческой предметно-преобразующей деятельности учащихся. В частности, работа по освоению новых материалов и способов их обработки самым непосредственным образом связана с расширением и детализацией сенсорного опыта, развитием психофизиологических процессов и приёмов умственной деятельности, моторики, координации движений, глазомера, точности действий и аккуратности, воспитанием культуры и труда организованности.
С этой целью в содержание уроков включаются разнообразные задачи, нацеленные на развитие логического мышления и пространственного воображения:
– мысленная трансформация плоской развёртки в объёмное изделие и наоборот;
– мысленная трансформация сложенной симметричной заготовки в развёрнутое изделие и наоборот;
– вычисление размеров заготовки по объёмному образцу,
и наоборот (вычисление размеров изделия по его развёртке);
– определение размеров деталей изделия в соответствии с обозначенными условиями;
– выделение в чертеже развёртки соответствующих конструктивных частей изделия;
– определение пропущенных операций в инструкции;
– самостоятельный поиск способов получения нужной формы;
– внесение изменений и дополнений в конструкцию изделия
в соответствии с поставленной задачей или новыми условиями использования вещи.
Обучение осуществляется с опорой на собственный опыт учащихся. С целью его обогащения в творческий процесс включаются целенаправленные наблюдения и анализ объектов окружающего мира:
– рассматривание объектов природы на предмет наличия симметрии и асимметрии, ритма элементов в их конструкциях; поиск новых образов и образного сходства в формах различных объектов (на основе ассоциативно-образного мышления);
– сравнение свойств материалов и их изменения: бумаги и ткани в сухом и влажном состоянии, в операциях разрезания и сгибания; рассматривание тканей с полотняным переплетением нитей;
– изучение образцов дизайна и декоративно-прикладного искусства: оригами; фронтальные и объёмно-пространственные композиции из природных материалов; аппликация; мозаика; скульптура; барельеф; посуда; вазы; украшения; упаковка; поздравительные открытки; объекты архитектуры; вышивка; предметы народного искусства (весеннее обрядовое печенье, глиняная
игрушка, куклы из соломки, птица из щепы) и пр.
По мере обогащения опыта, знаний у учащихся повышается
возможность более сознательного применения освоенных технологий в творчестве: использование тех или иных материалов и способов их обработки при изготовлении изделий подчиняется конкретным конструкторским и художественным задачам.
Начиная со второго класса в рамках данной программы предусмотрено выполнение специальных проектов (индивидуальных, групповых и коллективных).
Сегодня как никогда актуальны слова Д.Писарева: “Надо учиться в школе, но ещё гораздо больше надо учиться по выходе из школы, и это второе учение по своим последствиям, по своему влиянию на человека и на общество неизмеримо важнее первого”.
Двадцатилетний опыт практической апробации в школах страны дидактической системы деятельностного метода обучения показал, что данная технология даёт реальную многоуровневую основу не только для эффективного обучения учеников базовым навыкам предметов, но и для комплексного своевременного развития многогранной личности гражданина XXI века.