kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская тема: "Использование инновационных технологий при преподавании физики в средней школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Биманова Г.М.,  учитель физики

средней школы № 173 имени

А.Молдагуловой.

г.Кызылорда

Исследовательская тема:

"Использование инновационных технологий при преподавании физики в средней школе"

Инновации в образовании, понимаемые в широком смысле как внесение нового, изменение, совершенствование и улучшение существующего, можно назвать имманентной характеристикой образования, вытекающей из его основного смысла, сущности и значения.

К основным функциям инновационной деятельности учителя относятся прогрессивные (так называемые бездефектные) изменения педагогического процесса и его компонентов:

1) изменение в целях;

2) изменение в содержании образования;

3) новые средства обучения;

4) новые идеи воспитания;

5) новые способы и приемы обучения, развития, воспитания младших школьников и т.д.

В зависимости от того, в какой области происходят инновационные процессы, можно выделить следующие инновационные процессы:

1) в содержании образования;

2) в технологии;

3) в организации;

4) в системе и управлении;

5) в образовательной экологии.

Инновационные технологии обучения физике (исследовательские, игровые, дискуссионные и др.) должны включать такие виды деятельности учащихся, которые характеризуются их субъективной позицией на уроке, так как деятельность учащихся на уроке определяется не только содержанием и структурой физического знания, но и их индивидуальными потребностями и интересами.

Методика использования инновационных технологий обучения физике будет эффективной, если они обеспечат полное включение учащихся в познавательную деятельность на уроке, предполагающую самостоятельное получение и анализ результатов, диалоговую форму организации поисковой деятельности, положительный эмоциональный настрой учащихся на содержание урока и их ориентацию на достижение успеха в учебной деятельности.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ

Начало  исследований по применению и разработке инновационных технологий обучения было положено в 2012  году, исследованием на тему «ВНЕДРЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ». С этой целью был проведен эксперимент в 9-х классах для изучения "Магнитного поля"

в 9-х классах.

Проводимый эксперимент -– это совокупность естественных и виртуальных лабораторных работ, программного и методического обеспечения их проведения, творческих индивидуальных заданий. Таким образом, наглядно это может быть представлено в следующем виде:

 

СИСТЕМА ФРОНТАЛЬНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ЕСТЕСТВЕННЫЕ

ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ

ВИРТУЛЬНЫЕ

ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ

ТВОРЧЕСКИЕ

ЕСТЕСТВЕННЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ, ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ К НИМ ИХ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

Проводятся по классической схеме с использованием, в том числе наборов по электродинамике. В качестве методического обеспечения используется материалы учебника. В качестве индивидуальных творческих заданий ученикам предлагается создание самодельных приборов (например, простейший электрический пробник для низковольтных электрических сетей) или разработка простейших электрических цепей практического применения.

ВИРТУАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ, ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ К НИМ ИХ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

Для проведения виртуальных лабораторных работ по используем компьютерную программу "Electronics Workbench". Эта программа предназначена для конструирования и моделирования различных электронных схем. Она располагает достаточно большим набором средств для исследования: вольтметры, амперметры, омметры, двулучевой осциллограф и генераторы различных сигналов.

Учащимся предлагается два варианта работ:

I ВАРИАНТ

Лабораторные работы с уже подготовленными задачами, которые они должны выполнить. Задачи включают в себя снятие  наблюдение , фиксация  и объяснение .

II ВАРИАНТ

Лабораторные работы, которые требуют самостоятельного создания задач по теме. Они также требуют от учащихся снятия наблюдения  и фиксации данных эксперимента, для описания магнитного поля , изучение современных концепций  о магнитном поле.

В качестве индивидуальных творческих заданий используются следующие:

1.    Самостоятельная разработка задач по магнитным полям.  

Ученики при этом пользуются домашними компьютерами, а у кого их нет, занимаются в компьютерных классах в специально отведенное для них время.

Задания выдаются либо индивидуально или так называемой творческой группе, состоящей из 2-3 человек.

? ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Научно?исследовательские работы учащихся занимают особое место при внедрении инновационных технологий обучения. Это вызвано следующими причинами:

- необходимостью внедрения индивидуально-ориентированного обучения, направленного в первую очередь на отдельно взятую личность обучаемого с учетом всех его умственных и психофизиологических особенностей и выбранной специализации дальнейшего обучения;

- приобщения учащихся к современным методам проведения физических экспериментов, таких, например как компьютерное моделирование физических явлений и использование современных вычислительных средств для измерения различных физических величин;

- развития интеллекта ученика, его творческого и научного мышления, формирование научного мировоззрения.

Следующей работой в данном направлении стала работа:

создание и разработка инновационно?информационной модели  по теме

" Использование инновационных технологии при преподавании физики в средней школе"

Цели данной работы:

  1. Разработка модели инновационно?информационного сопровождения учебного процесса.
  2. Создание банка компьютерных информационных материалов

Модель инновационно?информационного научно-методического сопровождения учебного процесса – совокупность дидактических компьютерных информационных материалов и системы методических рекомендаций по их использования в образовательном процессе.

В данной работе была предложена для рассмотрения следующая схема организации учебного процесса, с точки зрения применения инновационно?информационных технологий обучения:

В соответствии с предложенной моделью, проводилась работа в следующих направлениях:

1. Систематизация имеющихся компьютерных информационных материалов.

2. Создание собственных компьютерных информационных материалов.

3. Разработка и апробация методических приемов использования компьютерных информационных материалов.

4. Образование и использование связей между указанными компонентами.

Следует отметить, путь к построению данной системы, проходил через количественный метод, приобретения, накопления и создания вышеуказанных материалов.

Результатом проводимой работы и внедрения данной системы явилось:

  1. Повышение эффективности обучения.
  2. Повышение заинтересованности большей части учащихся к изучению предмета.
  3. Образование тесных взаимных связей между компонентами модели и использование результатов работы по одному из компонентов для реализации задач других компонентов.
  4. Повышение успеваемости по физике и информатике.

ЭЛЕКТИВНЫЕ И ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ КУРСЫ

Одним из важнейших компонентов современного инновационного образования на мой взгляд, является разработка и внедрение в учебную деятельность элективных и факультативных курсов по предмету. Данные курсы играют важную роль в системе профильного обучения на старшей ступени школы. Они связаны, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Именно они по существу и являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, т.к. в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, жизненных планов, таким образом, в какой-то мере можно говорить о социальном заказе общества. Выполняя такой заказ, сбора и анализа пожеланий учеников, мной были разработаны следующие курсы:

«История физики»

«Углубление физики через решение задач»

«Подготовка к сдаче ЕНТ»

"Физика и техника"

«За страницами учебника физики»

«Углубленное изучение физики через решение задач»

«Решение логических задач»

"Физика и методы научного познания"

Как элемент системы инновационного образования, элективные и факультативные курсы, кроме личносто-ориентированного подхода к обучению позволяют решить следующие задачи при изучении физики:

  • углубить знания о методах научного познания на основе знакомства с алгоритмами наблюдения, эксперимента, теоретического мышления;
  • сформировать умения систематизации наблюдений, проведения экспериментальных исследований, использования измерительных приборов;
  • сформировать умения использования языка физики для анализа научной информации;
  • сформировать умения применения полученных знаний при объяснении явлений природы.

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ

Следующим этапом моих исследований стало изучение, анализ и оценка возможности применения в своей работе компетентностного подхода при обучении физике.Применение компетентностного подхода в моей педагогической практике, как раз и стало логическим и закономерным продолжением, проводимой мной работы по внедрению инновационно-информационных технологий обучения физике.

Анализируя и совершенствуя ранее предложенную схему организации учебного процесса, я и пришла к осознанию необходимости модернизации и применения компетентностного подхода в обучении. С точки зрения развития у учащихся ключевых компетенций, данная модель претерпела следующие изменения:

Последнее представление даёт более чёткую картину осмысления целей образовательного процесса состоящим из: определения целей обучения учащихся педагогом, целей изучения учащимися данного учебного материала, а также совокупности методов и приёмов для их достижения. То есть, говоря языком системы компетентностного подхода – формирования у учащихся совокупности ключевых компетенций.

Как видно из представленной модели, основными формами учебной деятельности позволяющими овладеть учащимся ключевыми компетенциями, на мой взгляд являются: компьютерные научно-исследовательские работы, компьютерные лабораторные работы и компьютерные программы моделирования и демонстрационного эксперимента.

Именно они, по моему мнению, в первую очередь, способствуют приобретению учащимися навыков самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы, самостоятельное решение проблемных ситуаций, умений анализировать факты, обобщать и делать логические выводы. Освоение учащимися таких умений, которые позволяли бы им определять свои цели, принимать решения и действовать в типичных и нестандартных ситуациях. Таким образом, как раз мы и реализуем инновационные методы обучения, согласно тем определениям, которые были даны начале рассмотрения данной проблемы.

Чтобы успешно реализовать инновационные методы обучения, педагог должен уметь:

  1.  В совершенстве владеть современными информационными знаниями, технологиями и методикой их применения.
  2. Успешно решать свои собственные жизненные проблемы, проявляя инициативу, самостоятельность и ответственность.
  3. Видеть и понимать действительные жизненные интересы своих учеников;
  4. Проявлять уважение к своим ученикам, к их суждениям и вопросам, даже если те кажутся на первый взгляд трудными и провокационными, а также к их самостоятельным пробам и ошибкам.
  5. Чувствовать проблемность изучаемых ситуаций.
  6. Связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и интересами учащихся, характерными для их возраста.
  7. Закреплять знания и умения в учебной и вовне учебной практике.
  8. Планировать урок с использованием всего разнообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы (групповой и индивидуальной), диалогических и проектно-исследовательских методов.
  9. Ставить цели и оценивать степень их достижения совместно с учащимися.
  10. В совершенстве использовать метод “Создание ситуации успеха”.
  11. Привлекать для обсуждения прошлый опыт учащихся, создавать новый опыт деятельности и организовывать его обсуждение без излишних затрат времени.
  12. Оценивать достижения учащихся не только отметкой-баллом, но и содержательной характеристикой.
  13. Оценивать продвижение класса в целом и отдельных учеников не только по предмету, но и в развитии тех или иных жизненно важных качеств.
  14. Видеть пробелы не только в знаниях, но и в готовности к жизни.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская тема: "Использование инновационных технологий при преподавании физики в средней школе" »




САМООБРАЗОВАНИЕ





Методическая тема:

"Использование инновационных технологий при преподавании физики в средней школе"






учителя физики средней школы № 173 имени А.Молдагуловой


Бимановой Гулнар Минайдаровны








г.Кызылорда-2013


Использование инновационных технологий при преподавании

физики в средней школе


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Объект исследования ‑ процесс обучения физике в средней школе.

Предмет исследования ‑ инновационные технологии обучения физике.

Цель исследования ‑ анализ, поиск и теоретическое обоснование таких технологий обучения физике, которые на современном этапе развития общества соответствуют принципу инновационности, позволяющему повысить эффективность обучения.

Задачи исследования:

  1. Определить понятие «инновационности» в обучении.

  2. Определить понятие «технология обучения».

  3. Изучить тенденции развития технологического подхода в обучении физике.

  4. Выявить объективные условия использования инновационных технологий при обучении физике.

  5. Выявить технологии обучения физике, которые на современном, этапе удовлетворяют принципу инновационности.

  6. Выявить особенности управления самостоятельной поисково-научной деятельностью учащихся на уроках физики с использованием инновационных технологий.

  7. Проверить эффективность использования инновационных технологий обучения физике в средней школе.

ВВЕДЕНИЕ

Задача современного обучения состоит не просто в сообщении знаний или в превращении знаний в инструмент творческого освоения мира, на первый план на современном этапе развития общества, выходят требования сохранения и развития личностных качеств ученика, развитие его творческого потенциала и интеллекта, жизненно‑ценностных ориентаций.

Вопрос же о том, как специальными педагогическими средствами целенаправленно развивать интеллект ученика, его творческое мышление, формировать научное мировоззрение и активную жизненную позицию, остается открытым. Это проблема номер один современных инновационных поисков.

В инновационных процессах целью обучения становится развитие у учащихся возможностей осваивать новый опыт на основе формирования творческого и критического мышления, обеспечение условий такого развития, которое позволило бы каждому раскрыть и полностью реализовать свои потенциальные возможности: физические, духовные и интеллектуальные.

Определим термин инновационных процессов с исторической и научной точки зрения:

Инновация (англ. innovation) — это внедренное новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком.

Термин «инновация» происходит от латинского «novatio», что означает «обновление» (или «изменение») и приставке «in», которая переводится с латинского как «в направление», если переводить дословно «Innovatio» — «в направлении изменений». Само понятие innovation впервые появилось в научных исследованиях XIX в. Новую жизнь понятие «инновация» получило в начале XX в. в научных работах австрийского экономиста Й. Шумпетера в результате анализа «инновационных комбинаций», изменений в развитии экономических систем.

Инновация — это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьезно повышает эффективность действующей системы.

Согласно этому необходимо четко определять и дифференцировать понятия «инновационные образовательные технологии» и «инновационное образование». Таким образом:

Инновационные образовательные технологии и программы – это любые образовательные технологии, являющиеся результатом инновационной деятельности педагогов, создавших и развивших их;

Инновационное образование – это только те инновационные образовательные технологии и программы, где результатом инновационной деятельности педагогов является создание (генерация) инновационных идей обучаемыми.

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ

Инновации в образовании, понимаемые в широком смысле как внесение нового, изменение, совершенствование и улучшение существующего, можно назвать имманентной характеристикой образования, вытекающей из его основного смысла, сущности и значения.

К основным функциям инновационной деятельности учителя относятся прогрессивные (так называемые бездефектные) изменения педагогического процесса и его компонентов:

1) изменение в целях;

2) изменение в содержании образования;

3) новые средства обучения;

4) новые идеи воспитания;

5) новые способы и приемы обучения, развития, воспитания младших школьников и т.д.

В зависимости от того, в какой области происходят инновационные процессы, можно выделить следующие инновационные процессы:

1) в содержании образования;

2) в технологии;

3) в организации;

4) в системе и управлении;

5) в образовательной экологии.

Инновационные технологии обучения физике (исследовательские, игровые, дискуссионные и др.) должны включать такие виды деятельности учащихся, которые характеризуются их субъективной позицией на уроке, так как деятельность учащихся на уроке определяется не только содержанием и структурой физического знания, но и их индивидуальными потребностями и интересами.

Методика использования инновационных технологий обучения физике будет эффективной, если они обеспечат полное включение учащихся в познавательную деятельность на уроке, предполагающую самостоятельное получение и анализ результатов, диалоговую форму организации поисковой деятельности, положительный эмоциональный настрой учащихся на содержание урока и их ориентацию на достижение успеха в учебной деятельности.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ

Начало исследований по применению и разработке инновационных технологий обучения было положено в 2012 году, исследованием на тему «ВНЕДРЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ». С этой целью был проведен эксперимент в 9-х классах для изучения "Магнитного поля"

в 9-х классах.

Проводимый эксперимент -– это совокупность естественных и виртуальных лабораторных работ, программного и методического обеспечения их проведения, творческих индивидуальных заданий. Таким образом, наглядно это может быть представлено в следующем виде:

СИСТЕМА ФРОНТАЛЬНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


ЕСТЕСТВЕННЫЕ

ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ

ВИРТУЛЬНЫЕ

ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ













ЕСТЕСТВЕННЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ, ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ К НИМ ИХ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

Проводятся по классической схеме с использованием, в том числе наборов по электродинамике. В качестве методического обеспечения используется материалы учебника. В качестве индивидуальных творческих заданий ученикам предлагается создание самодельных приборов (например, простейший электрический пробник для низковольтных электрических сетей) или разработка простейших электрических цепей практического применения.

ВИРТУАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ, ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ К НИМ ИХ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

Для проведения виртуальных лабораторных работ по используем компьютерную программу "Electronics Workbench". Эта программа предназначена для конструирования и моделирования различных электронных схем. Она располагает достаточно большим набором средств для исследования: вольтметры, амперметры, омметры, двулучевой осциллограф и генераторы различных сигналов.

Учащимся предлагается два варианта работ:

I ВАРИАНТ

Лабораторные работы с уже подготовленными задачами, которые они должны выполнить. Задачи включают в себя снятие наблюдение , фиксация и объяснение .

II ВАРИАНТ

Лабораторные работы, которые требуют самостоятельного создания задач по теме. Они также требуют от учащихся снятия наблюдения и фиксации данных эксперимента, для описания магнитного поля , изучение современных концепций о магнитном поле.

В качестве индивидуальных творческих заданий используются следующие:

1. Самостоятельная разработка задач по магнитным полям.

Ученики при этом пользуются домашними компьютерами, а у кого их нет, занимаются в компьютерных классах в специально отведенное для них время.

Задания выдаются либо индивидуально или так называемой творческой группе, состоящей из 2-3 человек.

  1. Научно- исследовательские работы, которые носят долговременный характер, и предназначены для выступления и защиты на научно-практических конференциях учащихся:

  2. Этапы работы

1 этап

«Магнит, связь между электричеством и магнетизмом. Вектор магнитной индукции»

2 этап

«Применение магнитных полей с помощью компьютера»

4 этап

«Влияние магнитного поля на организм человека.Магнитное поле Земли и его роль в нашей жизни»

5 этап

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Научно‑исследовательские работы учащихся занимают особое место при внедрении инновационных технологий обучения. Это вызвано следующими причинами:

- необходимостью внедрения индивидуально-ориентированного обучения, направленного в первую очередь на отдельно взятую личность обучаемого с учетом всех его умственных и психофизиологических особенностей и выбранной специализации дальнейшего обучения;

- приобщения учащихся к современным методам проведения физических экспериментов, таких, например как компьютерное моделирование физических явлений и использование современных вычислительных средств для измерения различных физических величин;

- развития интеллекта ученика, его творческого и научного мышления, формирование научного мировоззрения.

Следующей работой в данном направлении стала работа:

создание и разработка инновационно‑информационной модели по теме

" Использование инновационных технологии при преподавании физики в средней школе"

Цели данной работы:

  1. Разработка модели инновационно‑информационного сопровождения учебного процесса.

  2. Создание банка компьютерных информационных материалов

Модель инновационно‑информационного научно-методического сопровождения учебного процесса – совокупность дидактических компьютерных информационных материалов и системы методических рекомендаций по их использования в образовательном процессе.

В данной работе была предложена для рассмотрения следующая схема организации учебного процесса, с точки зрения применения инновационно‑информационных технологий обучения:



УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС







ПОЛУЧЕНИЕ

НОВЫХ ЗНАНИЙ


УСВОЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ


КОНТРОЛЬ

ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ






Компьютерные

демонстрации


Компьютерные

демонстрации

Электронные учебники


Компьютерное

тестирование






Электронные

учебники


Компьютерное тестирование самоконтроля


Компьютерные лабораторные работы






Компьютерные программы моделирования и демонстрационного эксперимента


Компьютерные

лабораторные работы


Творческий экзамен с применением компьютерных технологий






Компьютерные

лабораторные работы


Компьютерные программы моделирования










Компьютерные научно‑исследовательские работы учащихся




В соответствии с предложенной моделью, проводилась работа в следующих направлениях:

1. Систематизация имеющихся компьютерных информационных материалов.

2. Создание собственных компьютерных информационных материалов.

3. Разработка и апробация методических приемов использования компьютерных информационных материалов.

4. Образование и использование связей между указанными компонентами.

Следует отметить, путь к построению данной системы, проходил через количественный метод, приобретения, накопления и создания вышеуказанных материалов.

Результатом проводимой работы и внедрения данной системы явилось:

  1. Повышение эффективности обучения.

  2. Повышение заинтересованности большей части учащихся к изучению предмета.

  3. Образование тесных взаимных связей между компонентами модели и использование результатов работы по одному из компонентов для реализации задач других компонентов.

  4. Повышение успеваемости по физике и информатике.


ЭЛЕКТИВНЫЕ И ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ КУРСЫ

Одним из важнейших компонентов современного инновационного образования на мой взгляд, является разработка и внедрение в учебную деятельность элективных и факультативных курсов по предмету. Данные курсы играют важную роль в системе профильного обучения на старшей ступени школы. Они связаны, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Именно они по существу и являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, т.к. в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, жизненных планов, таким образом, в какой-то мере можно говорить о социальном заказе общества. Выполняя такой заказ, сбора и анализа пожеланий учеников, мной были разработаны следующие курсы:

«История физики»

«Углубление физики через решение задач»

«Подготовка к сдаче ЕНТ»

"Физика и техника"

«За страницами учебника физики»

«Углубленное изучение физики через решение задач»

«Решение логических задач»

"Физика и методы научного познания"

Как элемент системы инновационного образования, элективные и факультативные курсы, кроме личносто-ориентированного подхода к обучению позволяют решить следующие задачи при изучении физики:

  • углубить знания о методах научного познания на основе знакомства с алгоритмами наблюдения, эксперимента, теоретического мышления;

  • сформировать умения систематизации наблюдений, проведения экспериментальных исследований, использования измерительных приборов;

  • сформировать умения использования языка физики для анализа научной информации;

  • сформировать умения применения полученных знаний при объяснении явлений природы.





КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ

Следующим этапом моих исследований стало изучение, анализ и оценка возможности применения в своей работе компетентностного подхода при обучении физике.Применение компетентностного подхода в моей педагогической практике, как раз и стало логическим и закономерным продолжением, проводимой мной работы по внедрению инновационно-информационных технологий обучения физике.

Анализируя и совершенствуя ранее предложенную схему организации учебного процесса, я и пришла к осознанию необходимости модернизации и применения компетентностного подхода в обучении. С точки зрения развития у учащихся ключевых компетенций, данная модель претерпела следующие изменения:

КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ








ИНФОРМАЦИОННАЯ


КОММУНИКАТИВНАЯ


КООПЕРАТИВНАЯ


ПРОБЛЕМНАЯ








Электронные учебники


Компьютерные программы моделирования и демонстрационного эксперимента


Компьютерные научно исследовательские работы учащихся


Компьютерные научно исследовательские работы учащихся








Компьютерные программы моделирования и демонстрационного эксперимента


Компьютерные лабораторные работы


Компьютерные лабораторные работы


Компьютерные лабораторные работы








Компьютерные лабораторные работы


Компьютерные

научно-исследовательские работы учащихся


Компьютерные программы моделирования и демонстрационного эксперимента


Компьютерные программы моделирования и демонстрационного эксперимента








Компьютерные научно-исследовательские работы учащихся


Электронные

учебники




Творческий экзамен с применением компьютерных технологий








Компьютерные демонстрации


Творческий экзамен с применением компьютерных технологий




Компьютерное тестирование

Последнее представление даёт более чёткую картину осмысления целей образовательного процесса состоящим из: определения целей обучения учащихся педагогом, целей изучения учащимися данного учебного материала, а также совокупности методов и приёмов для их достижения. То есть, говоря языком системы компетентностного подхода – формирования у учащихся совокупности ключевых компетенций.

Как видно из представленной модели, основными формами учебной деятельности позволяющими овладеть учащимся ключевыми компетенциями, на мой взгляд являются: компьютерные научно-исследовательские работы, компьютерные лабораторные работы и компьютерные программы моделирования и демонстрационного эксперимента.

Именно они, по моему мнению, в первую очередь, способствуют приобретению учащимися навыков самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы, самостоятельное решение проблемных ситуаций, умений анализировать факты, обобщать и делать логические выводы. Освоение учащимися таких умений, которые позволяли бы им определять свои цели, принимать решения и действовать в типичных и нестандартных ситуациях. Таким образом, как раз мы и реализуем инновационные методы обучения, согласно тем определениям, которые были даны начале рассмотрения данной проблемы.

Чтобы успешно реализовать инновационные методы обучения, педагог должен уметь:

  1. В совершенстве владеть современными информационными знаниями, технологиями и методикой их применения.

  2. Успешно решать свои собственные жизненные проблемы, проявляя инициативу, самостоятельность и ответственность.

  3. Видеть и понимать действительные жизненные интересы своих учеников;

  4. Проявлять уважение к своим ученикам, к их суждениям и вопросам, даже если те кажутся на первый взгляд трудными и провокационными, а также к их самостоятельным пробам и ошибкам.

  5. Чувствовать проблемность изучаемых ситуаций.

  6. Связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и интересами учащихся, характерными для их возраста.

  7. Закреплять знания и умения в учебной и вовне учебной практике.

  8. Планировать урок с использованием всего разнообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы (групповой и индивидуальной), диалогических и проектно-исследовательских методов.

  9. Ставить цели и оценивать степень их достижения совместно с учащимися.

  10. В совершенстве использовать метод “Создание ситуации успеха”.

  11. Привлекать для обсуждения прошлый опыт учащихся, создавать новый опыт деятельности и организовывать его обсуждение без излишних затрат времени.

  12. Оценивать достижения учащихся не только отметкой-баллом, но и содержательной характеристикой.

  13. Оценивать продвижение класса в целом и отдельных учеников не только по предмету, но и в развитии тех или иных жизненно важных качеств.

  14. Видеть пробелы не только в знаниях, но и в готовности к жизни.





ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При правильной разработке методики применения инновационных технологий, при моделировании ситуации на компьютерах у учеников заметно повышается интерес к предмету, желание предвидеть результат проводимого эксперимента заставляет их много читать, искать, разбираться, повышается качественная успеваемость. Параллельно с физикой, у учащихся формируются глубокие знания компьютерных технологий, формируется разносторонность, обучение происходит через открытие, развиваются творческие способности учащихся.

Развиваются рефлексивные умения (умение осмыслить, умение ответить на вопросы), умения и навыки работы в сотрудничестве, повышать мотивацию к учебе.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Биманова Гульнара Минайдаровна

Дата: 25.01.2015

Номер свидетельства: 161301

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "План работы ШМО учителей естественно - математического цикла на 2015 - 2016 уч.год "
    ["seo_title"] => string(92) "plan-raboty-shmo-uchitieliei-iestiestvienno-matiematichieskogho-tsikla-na-2015-2016-uch-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "244712"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1445980188"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства