kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Актуальность технологии проблемного обучения в начальной школе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад

 

 

 

 «Актуальность технологии проблемного обучения

в начальной школе»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                  Выполнила:

                                                                  учитель начальных классов                                                                         Яворская Ольга Викторовна

                                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                       

 

 

Основная задача начальной и основной  школы

       Это задача формирования у учащихся положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, такой мотивации, которая побуждала бы их к упорной, систематической работе.

Цель педагогической деятельности учителей начального звена

Помочь учащимся сформироваться как личности, способной адаптироваться к меняющимся жизненным условиям, умеющей самостоятельно добывать знания, разрешать возникающие проблемы.

Основные проблемы, влияющие на формирование учебной мотивации

  • Содержание учебного материала;
  • Возрастная  индивидуальная особенность учащегося;
  • Взаимоотношения учителя с учащимися.

Роль современного учебника

Начальное звено. Учебное пособие  по русскому языку

          развивает культуру речи;

  1. эстетический вкус ученика;
  2. масса творческих работ;
  3. воспитывается субъектность;
  4. глубокое внимание к тексту;
  5. работа над орфографическим минимумом;
  6. разнообразная контролирующая система;
  7. осуществляется диалог учителя и ученика.

Учебный комплекс должен:

Продолжить и развивать идеи, заложенные в руководстве к учебнику для

 4 класса, задания должны быть с интересным содержанием, занимательными вопросами, должна присутствовать межпредметная связь, интересные факты, события, парадоксы, сложным, но доступным

Возрастная индивидуальная особенность учащихся

Стремится:

  1.   познать себя;
  2.   выработать авторитет среди сверстников;
  3.   пытается самоутвердиться

Взаимоотношения учителя и ученика

Учитель должен быть:  добрым, отзывчивым, понимающим, умным, любящим

Должен  следить: за достижениями, за недостатками в развитии личности, проявлять доверие к силам и возможностям учащихся

Должен проявлять собственные качества как: эрудицию, отношение к предмету, деловые качества

Результат:

Взаимопомощь, сотрудничество

Деятельностный подход учителя:  Современный педагог должен обладать новым педагогическим мышлением, так как современное общество, наши родители и выпускники требуют от нас, преподавателей, качественного выполнения профессиональных обязанностей.

   Технология проблемного обучения не нова: она получила распространение в 20-30 годах в советской и зарубежной школе. Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи (1859-1952 г.). « Проблема в том, чтоб найти те условия, которые следует создать, чтобы учебная работа и учение протекали естественно и с необходимостью создавали такие условия и, как их результат, такие действия учащихся, вследствие которых они не смогут не научиться. Ум ребёнка будет сосредоточен не на учёбе или учении. Он направлен  на делание того, что требует ситуация, тогда как обучение является результатом. Методом учителя, с другой стороны, становится отыскивание условий, которые пробуждают самообразовательную активность, или учение и такое взаимодействие с учащимися, при котором учение становится следствием этой активности». (Дж. Дьюи)

 

Новые приоритеты в образовании побуждают учителей к поиску новых современных эффективных технологий преподавания, позволяющих достичь более высоких результатов обучения и воспитания, внедрять новые образовательные технологии в учебный процесс. Одной из основных задач является развитие у учащихся интереса к учению, творчеству, т.к. интерес и творчество в учебном процессе является мощным инструментом, побуждающим учеников к более глубокому познанию предмета и развивающим их способности. Одним из путей решения этой проблемы является применение современных обучающих технологий в учебном процессе, позволяющее разнообразить формы и средства обучения, повышающее творческую активность учащихся. Эти технологии и даже постоянно используемые их элементы, выстроенные системно, помогают рационально организовать учебный процесс, применить личностно-ориентированный подход, активно использовать ТСО и ИКТ, Интернет – технологии.

            В условиях личностно-ориентированного подхода, необходимо предоставить обучение каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъектный опыт, возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности, в процессе изучения и усвоения научных знаний, заданных в содержании различных учебных предметов.

          Активность аналитического осмысления учебного материала младшими школьниками быстро снижается, если ученики на протяжении нескольких уроков вынуждены анализировать одну и ту же единицу учебного материала, выполнять однотипные мыслительные операции. Известно, что детям быстро надоедает выполнять одно и то же, их работа становится малоэффективной, замедляется процесс развития. Для того чтобы материал способствовал развитию у ребёнка умения самостоятельно постигать явления окружающей его жизни, продуктивно мыслить, в практике применяется проблемное обучение. Суть его в том, что учитель ставит перед учениками проблему (учебную задачу) и вместе с ними рассматривает её. В результате совместных усилий намечаются способы её решения, устанавливается план действий, самостоятельно реализуемый учениками при минимальной помощи учителя. При этом актуализируется весь запас имеющихся у них знаний и умений, и из него выбираются те, которые имеют отношение к предмету изучения. Любой изучаемый предмет в школе, начинается вовсе не со счета, не с изучения букв, понятий, что кажется очевидным, а с… загадки, проблемы.

 

В последние годы существенно изменились приоритеты начального образования. На  первый план выдвинулись цели развития личности ученика, формирования у младшего школьника познавательных интересов и таких учебных умений, которые позволят ему успешно продолжить своё образование в основном звене. Научить мыслить, находить рациональные пути решения проблем, воспитать потребность  в саморазвитии - вот основные ориентиры современного школьного обучения. В «Концепции модернизации образования» подчёркивается, что основным результатом образовательного учреждения должна стать не только система знаний, умений и навыков, но и набор ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и других сферах.

Решить этот важный вопрос нельзя без изменения характера учебного процесса, форм и методов обучения.

Одним из реальных путей модернизации начального обучения, мы считаем, является переход от  объяснительно-иллюстративного метода обучения к проблемно- поисковой деятельности, которая позволяет активизировать познавательные способности ребёнка, развивать логическое, образное мышление, учит преодолевать трудности, стимулирует мотивацию к познанию нового.

   Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками, новыми способами учебной деятельности и развитие мыслительных способностей школьников.

 

Учитель создаёт проблемную ситуацию (Самое трудное - взглянуть на простой, хорошо известный материал и обнаружить в нём противоречия, в которых смогут разобраться ученики!),  направляет учащихся на её решение, организует поиск решения. Из транслятора содержания обучения превращается в организатора коммуникации и эксперта, функции которого состоят в грамотной организации процесса и экспертизы, полученных учениками результатов: соответствуют ли они планируемым результатам.  А ученик становится в позицию субъекта своего обучения и как результат у него образуются новые ЗУН, он овладевает новыми СУД. Учитель старается создать такую ситуацию, чтобы новые знания и способы деятельности школьники открывали в результате решения коллизий, нахождения вариантов правильных решений, установления взаимосвязей и взаимозависимостей. Учитель организует сравнение материала, его анализ, который подводит учеников к обобщению, к установлению закономерностей к формулированию этой закономерности.

Проблемно-поисковый способ деятельности на уроке меняет все стороны учебного процесса: цели, методы, принципы обучения и структуру урока.

  Меняется  структура  урока «открытия нового знания», построенного на основе деятельностного подхода и имеет следующие этапы:

1.Этап самоопределения к деятельности

Цель: Включение в учебную деятельность.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

Цель: Готовность мышления и осознание потребности построению нового способа действий.

3. Постановка учебной задачи

Цель: Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока.

4. Построения проекта выхода из затруднения

Цель: Построение детьми нового способа действий и формирование способности к выполнению

5. Первичное закрепление во внешней речи

Цель : Усвоение нового способа действий

6.Самостоятельная работа с самопроверкой

Цель: Применение нового способа действия, индивидуальная рефлексия достижения цели. Создание ситуаций успеха.

7. Включение в систему знаний и повторение.

Цель: Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.

8. Рефлексия деятельности.

Цель: Самооценка результатов деятельности. Осознание метода построения, границ применения новых знаний.

 

Методическая работа по освоению технологии проблемного обучения в нашей школе имеет сложившуюся чёткую структуру и проводится по трём направлениям:

1.Отработка деятельностного метода, используемого при реализации технологии проблемного обучения.

Наиболее приоритетными видами методической работы в этом направлении стали:

-теоретические и практические семинары, где углубляются теоретические знания учителей, которые затем отрабатываются на практике

-научно-практические конференции

-мастер-классы

-взаимопосещение уроков и их анализ

-обобщение передового опыта

-конкурс методических разработок «проблемный урок»

Особое значение уделяем вопросу преемственности деятельностного метода обучения , т.к.проблемное обучение актуально для всех образовательных ступеней. Этому был посвящён практический семинар учителей русского языка и учителей начальных классов Ивантеевского района , проведённый   15 ноября на базе нашей гимназии.

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Актуальность технологии проблемного обучения в начальной школе» »








Доклад




«Актуальность технологии проблемного обучения

в начальной школе»










Выполнила:

учитель начальных классов Яворская Ольга Викторовна













Основная задача начальной и основной школы

Это задача формирования у учащихся положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, такой мотивации, которая побуждала бы их к упорной, систематической работе.

Цель педагогической деятельности учителей начального звена

Помочь учащимся сформироваться как личности, способной адаптироваться к меняющимся жизненным условиям, умеющей самостоятельно добывать знания, разрешать возникающие проблемы.

Основные проблемы, влияющие на формирование учебной мотивации

  • Содержание учебного материала;

  • Возрастная индивидуальная особенность учащегося;

  • Взаимоотношения учителя с учащимися.

Роль современного учебника

Начальное звено. Учебное пособие по русскому языку

развивает культуру речи;

  • эстетический вкус ученика;

  • масса творческих работ;

  • воспитывается субъектность;

  • глубокое внимание к тексту;

  • работа над орфографическим минимумом;

  • разнообразная контролирующая система;

  • осуществляется диалог учителя и ученика.

Учебный комплекс должен:

Продолжить и развивать идеи, заложенные в руководстве к учебнику для

4 класса, задания должны быть с интересным содержанием, занимательными вопросами, должна присутствовать межпредметная связь, интересные факты, события, парадоксы, сложным, но доступным

Возрастная индивидуальная особенность учащихся

Стремится:

  • познать себя;

  • выработать авторитет среди сверстников;

  • пытается самоутвердиться

Взаимоотношения учителя и ученика

Учитель должен быть: добрым, отзывчивым, понимающим, умным, любящим

Должен следить: за достижениями, за недостатками в развитии личности, проявлять доверие к силам и возможностям учащихся

Должен проявлять собственные качества как: эрудицию, отношение к предмету, деловые качества

Результат:

Взаимопомощь, сотрудничество

Деятельностный подход учителя: Современный педагог должен обладать новым педагогическим мышлением, так как современное общество, наши родители и выпускники требуют от нас, преподавателей, качественного выполнения профессиональных обязанностей.

Технология проблемного обучения не нова: она получила распространение в 20-30 годах в советской и зарубежной школе. Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи (1859-1952 г.). « Проблема в том, чтоб найти те условия, которые следует создать, чтобы учебная работа и учение протекали естественно и с необходимостью создавали такие условия и, как их результат, такие действия учащихся, вследствие которых они не смогут не научиться. Ум ребёнка будет сосредоточен не на учёбе или учении. Он направлен на делание того, что требует ситуация, тогда как обучение является результатом. Методом учителя, с другой стороны, становится отыскивание условий, которые пробуждают самообразовательную активность, или учение и такое взаимодействие с учащимися, при котором учение становится следствием этой активности». (Дж. Дьюи)


Новые приоритеты в образовании побуждают учителей к поиску новых современных эффективных технологий преподавания, позволяющих достичь более высоких результатов обучения и воспитания, внедрять новые образовательные технологии в учебный процесс. Одной из основных задач является развитие у учащихся интереса к учению, творчеству, т.к. интерес и творчество в учебном процессе является мощным инструментом, побуждающим учеников к более глубокому познанию предмета и развивающим их способности. Одним из путей решения этой проблемы является применение современных обучающих технологий в учебном процессе, позволяющее разнообразить формы и средства обучения, повышающее творческую активность учащихся. Эти технологии и даже постоянно используемые их элементы, выстроенные системно, помогают рационально организовать учебный процесс, применить личностно-ориентированный подход, активно использовать ТСО и ИКТ, Интернет – технологии.

  В условиях личностно-ориентированного подхода, необходимо предоставить обучение каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъектный опыт, возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности, в процессе изучения и усвоения научных знаний, заданных в содержании различных учебных предметов.

          Активность аналитического осмысления учебного материала младшими школьниками быстро снижается, если ученики на протяжении нескольких уроков вынуждены анализировать одну и ту же единицу учебного материала, выполнять однотипные мыслительные операции. Известно, что детям быстро надоедает выполнять одно и то же, их работа становится малоэффективной, замедляется процесс развития. Для того чтобы материал способствовал развитию у ребёнка умения самостоятельно постигать явления окружающей его жизни, продуктивно мыслить, в практике применяется проблемное обучение. Суть его в том, что учитель ставит перед учениками проблему (учебную задачу) и вместе с ними рассматривает её. В результате совместных усилий намечаются способы её решения, устанавливается план действий, самостоятельно реализуемый учениками при минимальной помощи учителя. При этом актуализируется весь запас имеющихся у них знаний и умений, и из него выбираются те, которые имеют отношение к предмету изучения. Любой изучаемый предмет в школе, начинается вовсе не со счета, не с изучения букв, понятий, что кажется очевидным, а с… загадки, проблемы.


В последние годы существенно изменились приоритеты начального образования. На первый план выдвинулись цели развития личности ученика, формирования у младшего школьника познавательных интересов и таких учебных умений, которые позволят ему успешно продолжить своё образование в основном звене. Научить мыслить, находить рациональные пути решения проблем, воспитать потребность в саморазвитии - вот основные ориентиры современного школьного обучения. В «Концепции модернизации образования» подчёркивается, что основным результатом образовательного учреждения должна стать не только система знаний, умений и навыков, но и набор ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и других сферах.

Решить этот важный вопрос нельзя без изменения характера учебного процесса, форм и методов обучения.

Одним из реальных путей модернизации начального обучения, мы считаем, является переход от объяснительно-иллюстративного метода обучения к проблемно- поисковой деятельности, которая позволяет активизировать познавательные способности ребёнка, развивать логическое, образное мышление, учит преодолевать трудности, стимулирует мотивацию к познанию нового.

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками, новыми способами учебной деятельности и развитие мыслительных способностей школьников.


Учитель создаёт проблемную ситуацию (Самое трудное - взглянуть на простой, хорошо известный материал и обнаружить в нём противоречия, в которых смогут разобраться ученики!), направляет учащихся на её решение, организует поиск решения. Из транслятора содержания обучения превращается в организатора коммуникации и эксперта, функции которого состоят в грамотной организации процесса и экспертизы, полученных учениками результатов: соответствуют ли они планируемым результатам. А ученик становится в позицию субъекта своего обучения и как результат у него образуются новые ЗУН, он овладевает новыми СУД. Учитель старается создать такую ситуацию, чтобы новые знания и способы деятельности школьники открывали в результате решения коллизий, нахождения вариантов правильных решений, установления взаимосвязей и взаимозависимостей. Учитель организует сравнение материала, его анализ, который подводит учеников к обобщению, к установлению закономерностей к формулированию этой закономерности.

Проблемно-поисковый способ деятельности на уроке меняет все стороны учебного процесса: цели, методы, принципы обучения и структуру урока.

Меняется структура урока «открытия нового знания», построенного на основе деятельностного подхода и имеет следующие этапы:

1.Этап самоопределения к деятельности

Цель: Включение в учебную деятельность.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

Цель: Готовность мышления и осознание потребности построению нового способа действий.

3. Постановка учебной задачи

Цель: Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока.

4. Построения проекта выхода из затруднения

Цель: Построение детьми нового способа действий и формирование способности к выполнению

5. Первичное закрепление во внешней речи

Цель : Усвоение нового способа действий

6.Самостоятельная работа с самопроверкой

Цель: Применение нового способа действия, индивидуальная рефлексия достижения цели. Создание ситуаций успеха.

7. Включение в систему знаний и повторение.

Цель: Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.

8. Рефлексия деятельности.

Цель: Самооценка результатов деятельности. Осознание метода построения, границ применения новых знаний.


Методическая работа по освоению технологии проблемного обучения в нашей школе имеет сложившуюся чёткую структуру и проводится по трём направлениям:

1.Отработка деятельностного метода, используемого при реализации технологии проблемного обучения.

Наиболее приоритетными видами методической работы в этом направлении стали:

-теоретические и практические семинары, где углубляются теоретические знания учителей, которые затем отрабатываются на практике

-научно-практические конференции

-мастер-классы

-взаимопосещение уроков и их анализ

-обобщение передового опыта

-конкурс методических разработок «проблемный урок»

Особое значение уделяем вопросу преемственности деятельностного метода обучения , т.к.проблемное обучение актуально для всех образовательных ступеней. Этому был посвящён практический семинар учителей русского языка и учителей начальных классов Ивантеевского района , проведённый 15 ноября на базе нашей гимназии.

2.Психолого-педагогическое сопровождение учебных занятий, построенных на технологии проблемного обучения. Ведётся совместная работа учителей школы с психологом, в процессе которой учителя приобретают

-опыт создания «ситуаций успеха»,

-умение владеть нестандартными методами укрепления нервно-психического здоровья детей (релаксация, внушение, самовнушение, массаж и т.д.),

-умение снять напряжение, раздражительность,

-умение не бояться, а иногда и радоваться ошибкам детей, т. к. эти ошибки ставят вопросы и проблемы перед классом,

-умение быть равноправным партнёром, избегая роли лектора

- умение выдержать паузу после формулировки вопроса - не мешать детям думать.

Повышению профессионального уровня педагогов способствуют психолого-педагогические тренинги «Умей владеть собой», «Пойми другого», семинары- практикумы с решением психологических ситуаций, деловые игры, на которых отрабатывается характер отношений между учениками и учителем, который не должен блокировать свободную мысль учеников, возможность самостоятельно открывать новое, привлекая уже известное.

Ведущую роль имеет психолого–педагогическая диагностика развития мыслительных способностей учащихся.


3. Знакомство с различными УМК с целью выбора, отслеживания проблемности заданий и подачи нового материала.


Сложившаяся система методической работы в школе способствует

-росту профессиональной компетентности педагогов,

-повышению качества начального образования

Наш анализ посещённых уроков показал, что в квалификации педагогов, работающих по технологии проблемного обучения, произошли существенные позитивные изменения: урок перестал быть массово-поточным, педагоги заставляют детей думать, соотношение репродуктивной и творческой деятельности школьников изменилось в пользу последней, дидактическим стержнем их уроков является - преобразующая деятельность учеников. Они наблюдают, анализируют, сопоставляют, сравнивают, группируют, проводят аналогии.



Но данный вопрос требует дальнейших наработок. Нам нужны новые знания, постоянное наращивание профессиональной компетентности, потому что каждый учитель нашего педагогического коллектива стремится к тому, чтобы на уроке у него была такая же умственная работа, как изображена на картине Н.Богданова–Бельского «Устный счёт».

Задача начальной школы в рамках проблемы преемственности — оказание помощи в адаптации ребенка к школе. Не дети должны быть подготовлены к школе, а школа должна быть готова учить, развивать и любить самых разных детей, помогать их личностному росту — таков основополагающий принцип педагогики.

            В качестве оснований для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования сегодня выделяют:

 1. Состояние здоровья и физическое развитие детей.

 2. Уровень развития их познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности.

 3. Умственные и нравственные способности учащихся.

 4. Сформированность их творческого воображения, как направления личностного и интеллектуального развития.

 5. Развитие коммуникативных умений, т.е. умения общаться со взрослыми и сверстниками.

       Непосредственный контакт педагогов детского сада и школы, встречи родителей и детей с будущими педагогами, знакомство с образовательными программами до поступления ребёнка в школу, помогут определиться с выбором школы и предотвратить возможные негативные последствия.

Механизмом решения данной проблемы является последовательное выполнение следующих этапов:

1. составление проекта совместной деятельности по обеспечению преемственности;

2. проведение таких мероприятий, как:

 »День открытых дверей», «День Знаний», совместные праздники и т.д.;

3. работа по обеспечению готовности детей к обучению в школе (диагностика и коррекция развития детей);

4. проведение ППК, с участием специалистов детского сада и школы (воспитатели, учителя будущих первоклассников, педагоги-психологи, социальные педагоги, медицинские работники, старшие воспитатели, заместители директора);

5. планирование совместной деятельности по адаптации детей в школе;

6. проведение мониторинга процесса адаптации детей к школе.

Все это вроде бы планируется образовательными учреждениями, но претворяется ли это в действительности, а не на бумаге?

   Одной из важнейших задач, требующих комплексного решения, является создание единого образовательного процесса, связывающего дошкольные и школьные годы. Есть три основных направления обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием, а именно:

1. Методическая работа.

2. Работа с родителями.

3. Работа с детьми.

       Согласованная и дружная работа педагогов и всех специалистов ДОУ с учителями школы позволит оценить адаптацию выпускников дошкольных учреждений, поговорить о каждом ребёнке, постараться помочь ему, основываясь на данных наблюдений проведённых за ним ещё в детском саду. Такое сотрудничество ради детей позволит добиться положительных результатов в работе.

Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети.

Проблемное обучение обеспечивает более прочное усвоение знаний; развивает аналитическое мышление, способствует сделать учебную деятельность для учащихся более привлекательной, основанной на постоянных трудностях; оно ориентирует на комплексное использование знаний.

Что же такое проблемная ситуация?

Проблемная ситуация –  это средство организации проблемного обучения, начальный момент мышления, вызывающий познавательную потребность учения и создающий внутренние условия для активного усвоения новых знаний и способов деятельности.

   При работе с использованием проблемно-диалогического обучения происходит развитие:

1.  умственных способностей учащихся (возникающие затруднения заставляют учащихся задумываться, искать выход из проблемной ситуации);

2.  самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения);

3.  креативного мышления (самостоятельное применение знаний, способов действий, поиск нестандартных решений).             

                        Проблемное обучение

•      вносит свой вклад в формирование готовности к творческой деятельности;

•      способствует развитию познавательной активности;

•      осознанности знаний;

•      предупреждает появление формализма, бездумности;

•      обеспечивает более прочное усвоение знаний;

•      делает учебную деятельность учащихся более привлекательной.

Вот как на примере урока окружающего мира по теме «Разнообразие растений» в 3 классе можно применить данную технологию.

Урок начинается с вводной беседы с целью актуализации знаний детей о царстве растений.

Учитель. Мы отправимся в удивительное царство растений. Это растительное государство называют еще флорой. Флора в римской мифологии – богиня цветов и весны.

На доске располагаются фотографии различных групп растений.

-К какой группе растений их можно отнести?

Для создания проблемной ситуации можно воспользоваться приемом загадки:

Царство растений пришли вы познать,

Их тайны и загадки придется отгадать.

-Вы многое уже знаете о растениях и сможете определить, где верное высказывание о растениях, а где нет.

На доске фотографии растений и краткая информация о них, в которой допущены ошибки. Например,

Как прекрасен в период цветения мох – кукушкин лён. На тонких стебельках склонили свои головки нежные цветки.



Ошибка: мхи не цветковые растения.

Дети высказывают свои предположения. Возникает спор. Учитель подчеркивает разногласия, усиливает противоречия.

Учитель. Опять нет единого мнения. Что же нам делать, чтобы точно знать, где ошибка, неверное представление о растении?

Ученики. Изучить эти группы растений.

Учитель. Найти существенные отличительные признаки каждой группы растений. Значит, какому проблемному вопросу посвятим наше исследование?

Дети. Какими отличительными признаками обладает каждая группа растений.

Этот вопрос записывается на доске.

Далее идет деление учеников на малые группы и распределение заданий.

На доске записывается план работы:

1. Прочитать текст о растении.

2. Рассмотреть гербарий, фотографии.

3. Составить и заполнить таблицу, отметив, какие части имеют растения – представители этой группы.

Группа растений

корень

стебель

лист

цветок

плод

семя

споры

Водоросли








Мхи








Папоротники








Хвойные








Цветковые








Далее происходит обмен информацией, записываются данные в таблицу, выделяются отличительные признаки каждой группы растений, а затем группы растений объединяются по сходным признакам.

В процессе своей практической работы дети сами приходят к выводам и обобщениям, имеющим теоретическое значение. Такие знания удерживаются наиболее прочно.

Подведение итогов. Рефлексия.

Учитель. А теперь, поработав, как настоящие ботаники, обладая научными знаниями об отличительных признаках растений, сможем разрешить спор?

Дети возвращаются к высказываниям о растениях, находят ошибки и устраняют их.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
«Актуальность технологии проблемного обучения в начальной школе»

Автор: Яворская Ольга Викторовна

Дата: 08.01.2015

Номер свидетельства: 151445

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(250) "«Повышение эффективности уроков через применение и использование современных образовательных технологий на уроках в начальной школе»"
    ["seo_title"] => string(80) "povyshenie_effektivnosti_urokov_cherez_primenenie_i_ispolzovanie_sovremennykh_ob"
    ["file_id"] => string(6) "612087"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1661322831"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(233) "«Повышение эффективности уроков через применение и использование современных образовательных технологий в начальной школе» "
    ["seo_title"] => string(142) "povyshieniie-effiektivnosti-urokov-chieriez-primienieniie-i-ispol-zovaniie-sovriemiennykh-obrazovatiel-nykh-tiekhnologhii-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "169749"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423466696"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Проблемное обучение как средство развития познавательных УУД младших школьников. "
    ["seo_title"] => string(91) "probliemnoie-obuchieniie-kak-sriedstvo-razvitiia-poznavatiel-nykh-uud-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "150719"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420548902"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. "
    ["seo_title"] => string(58) "tsifrovyie-obrazovatiel-nyie-riesursy-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "103152"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402569228"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Современные педагогические технологии в начальной школе. ( УМК « Начальная школа 21века»)"
    ["seo_title"] => string(80) "sovremennye_pedagogicheskie_tekhnologii_v_nachalnoi_shkole_umk_nachalnaia_shkola"
    ["file_id"] => string(6) "524739"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1572352437"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства