Доклад
«Актуальность технологии проблемного обучения
в начальной школе»
Выполнила:
учитель начальных классов Яворская Ольга Викторовна
Основная задача начальной и основной школы
Это задача формирования у учащихся положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, такой мотивации, которая побуждала бы их к упорной, систематической работе.
Цель педагогической деятельности учителей начального звена
Помочь учащимся сформироваться как личности, способной адаптироваться к меняющимся жизненным условиям, умеющей самостоятельно добывать знания, разрешать возникающие проблемы.
Основные проблемы, влияющие на формирование учебной мотивации
- Содержание учебного материала;
- Возрастная индивидуальная особенность учащегося;
- Взаимоотношения учителя с учащимися.
Роль современного учебника
Начальное звено. Учебное пособие по русскому языку
развивает культуру речи;
- эстетический вкус ученика;
- масса творческих работ;
- воспитывается субъектность;
- глубокое внимание к тексту;
- работа над орфографическим минимумом;
- разнообразная контролирующая система;
- осуществляется диалог учителя и ученика.
Учебный комплекс должен:
Продолжить и развивать идеи, заложенные в руководстве к учебнику для
4 класса, задания должны быть с интересным содержанием, занимательными вопросами, должна присутствовать межпредметная связь, интересные факты, события, парадоксы, сложным, но доступным
Возрастная индивидуальная особенность учащихся
Стремится:
- познать себя;
- выработать авторитет среди сверстников;
- пытается самоутвердиться
Взаимоотношения учителя и ученика
Учитель должен быть: добрым, отзывчивым, понимающим, умным, любящим
Должен следить: за достижениями, за недостатками в развитии личности, проявлять доверие к силам и возможностям учащихся
Должен проявлять собственные качества как: эрудицию, отношение к предмету, деловые качества
Результат:
Взаимопомощь, сотрудничество
Деятельностный подход учителя: Современный педагог должен обладать новым педагогическим мышлением, так как современное общество, наши родители и выпускники требуют от нас, преподавателей, качественного выполнения профессиональных обязанностей.
Технология проблемного обучения не нова: она получила распространение в 20-30 годах в советской и зарубежной школе. Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи (1859-1952 г.). « Проблема в том, чтоб найти те условия, которые следует создать, чтобы учебная работа и учение протекали естественно и с необходимостью создавали такие условия и, как их результат, такие действия учащихся, вследствие которых они не смогут не научиться. Ум ребёнка будет сосредоточен не на учёбе или учении. Он направлен на делание того, что требует ситуация, тогда как обучение является результатом. Методом учителя, с другой стороны, становится отыскивание условий, которые пробуждают самообразовательную активность, или учение и такое взаимодействие с учащимися, при котором учение становится следствием этой активности». (Дж. Дьюи)
Новые приоритеты в образовании побуждают учителей к поиску новых современных эффективных технологий преподавания, позволяющих достичь более высоких результатов обучения и воспитания, внедрять новые образовательные технологии в учебный процесс. Одной из основных задач является развитие у учащихся интереса к учению, творчеству, т.к. интерес и творчество в учебном процессе является мощным инструментом, побуждающим учеников к более глубокому познанию предмета и развивающим их способности. Одним из путей решения этой проблемы является применение современных обучающих технологий в учебном процессе, позволяющее разнообразить формы и средства обучения, повышающее творческую активность учащихся. Эти технологии и даже постоянно используемые их элементы, выстроенные системно, помогают рационально организовать учебный процесс, применить личностно-ориентированный подход, активно использовать ТСО и ИКТ, Интернет – технологии.
В условиях личностно-ориентированного подхода, необходимо предоставить обучение каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъектный опыт, возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности, в процессе изучения и усвоения научных знаний, заданных в содержании различных учебных предметов.
Активность аналитического осмысления учебного материала младшими школьниками быстро снижается, если ученики на протяжении нескольких уроков вынуждены анализировать одну и ту же единицу учебного материала, выполнять однотипные мыслительные операции. Известно, что детям быстро надоедает выполнять одно и то же, их работа становится малоэффективной, замедляется процесс развития. Для того чтобы материал способствовал развитию у ребёнка умения самостоятельно постигать явления окружающей его жизни, продуктивно мыслить, в практике применяется проблемное обучение. Суть его в том, что учитель ставит перед учениками проблему (учебную задачу) и вместе с ними рассматривает её. В результате совместных усилий намечаются способы её решения, устанавливается план действий, самостоятельно реализуемый учениками при минимальной помощи учителя. При этом актуализируется весь запас имеющихся у них знаний и умений, и из него выбираются те, которые имеют отношение к предмету изучения. Любой изучаемый предмет в школе, начинается вовсе не со счета, не с изучения букв, понятий, что кажется очевидным, а с… загадки, проблемы.
В последние годы существенно изменились приоритеты начального образования. На первый план выдвинулись цели развития личности ученика, формирования у младшего школьника познавательных интересов и таких учебных умений, которые позволят ему успешно продолжить своё образование в основном звене. Научить мыслить, находить рациональные пути решения проблем, воспитать потребность в саморазвитии - вот основные ориентиры современного школьного обучения. В «Концепции модернизации образования» подчёркивается, что основным результатом образовательного учреждения должна стать не только система знаний, умений и навыков, но и набор ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и других сферах.
Решить этот важный вопрос нельзя без изменения характера учебного процесса, форм и методов обучения.
Одним из реальных путей модернизации начального обучения, мы считаем, является переход от объяснительно-иллюстративного метода обучения к проблемно- поисковой деятельности, которая позволяет активизировать познавательные способности ребёнка, развивать логическое, образное мышление, учит преодолевать трудности, стимулирует мотивацию к познанию нового.
Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками, новыми способами учебной деятельности и развитие мыслительных способностей школьников.
Учитель создаёт проблемную ситуацию (Самое трудное - взглянуть на простой, хорошо известный материал и обнаружить в нём противоречия, в которых смогут разобраться ученики!), направляет учащихся на её решение, организует поиск решения. Из транслятора содержания обучения превращается в организатора коммуникации и эксперта, функции которого состоят в грамотной организации процесса и экспертизы, полученных учениками результатов: соответствуют ли они планируемым результатам. А ученик становится в позицию субъекта своего обучения и как результат у него образуются новые ЗУН, он овладевает новыми СУД. Учитель старается создать такую ситуацию, чтобы новые знания и способы деятельности школьники открывали в результате решения коллизий, нахождения вариантов правильных решений, установления взаимосвязей и взаимозависимостей. Учитель организует сравнение материала, его анализ, который подводит учеников к обобщению, к установлению закономерностей к формулированию этой закономерности.
Проблемно-поисковый способ деятельности на уроке меняет все стороны учебного процесса: цели, методы, принципы обучения и структуру урока.
Меняется структура урока «открытия нового знания», построенного на основе деятельностного подхода и имеет следующие этапы:
1.Этап самоопределения к деятельности
Цель: Включение в учебную деятельность.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности
Цель: Готовность мышления и осознание потребности построению нового способа действий.
3. Постановка учебной задачи
Цель: Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока.
4. Построения проекта выхода из затруднения
Цель: Построение детьми нового способа действий и формирование способности к выполнению
5. Первичное закрепление во внешней речи
Цель : Усвоение нового способа действий
6.Самостоятельная работа с самопроверкой
Цель: Применение нового способа действия, индивидуальная рефлексия достижения цели. Создание ситуаций успеха.
7. Включение в систему знаний и повторение.
Цель: Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.
8. Рефлексия деятельности.
Цель: Самооценка результатов деятельности. Осознание метода построения, границ применения новых знаний.
Методическая работа по освоению технологии проблемного обучения в нашей школе имеет сложившуюся чёткую структуру и проводится по трём направлениям:
1.Отработка деятельностного метода, используемого при реализации технологии проблемного обучения.
Наиболее приоритетными видами методической работы в этом направлении стали:
-теоретические и практические семинары, где углубляются теоретические знания учителей, которые затем отрабатываются на практике
-научно-практические конференции
-мастер-классы
-взаимопосещение уроков и их анализ
-обобщение передового опыта
-конкурс методических разработок «проблемный урок»
Особое значение уделяем вопросу преемственности деятельностного метода обучения , т.к.проблемное обучение актуально для всех образовательных ступеней. Этому был посвящён практический семинар учителей русского языка и учителей начальных классов Ивантеевского района , проведённый 15 ноября на базе нашей гимназии.