kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дифференцированный подход к обучению устной речи у неслышащих школьников как основное условие активизации их устной коммуникации.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе даны рекомендации по проведению специальной работы для активизации устной речи неслышащих школьников.

      Развитие системы помощи детям с нарушениями слуха с первых месяцев жизни позволяет части наиболее подготовленных неслышащих детей поступать в общеобразовательные школы общего типа, специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с нарушенной слуховой функцией, где наряду с учениками, получившими полноценную дошкольную подготовку, имеются дети, которые в силу разных причин не усвоили полный курс дошкольного коррекционного обучения.      Неоднородность контингента учащихся также связана с увеличением в последние годы количества детей, имеющих наряду с глухотой одно или несколько нарушений различной тяжести: нарушение интеллекта, ЗПР (задержка психического развития), патологию зрительной функции, центральной нервной системы, внутренних органов.

     В результате в специальную школу, наряду с учениками, получившими полноценную дошкольную подготовку, поступают дети, которые в силу разных причин не усвоили полный курс дошкольного коррекционного обучения.

     Результаты комплексного обследования первоклассников на начало обучения в школе выявляют у них разные уровни:

     - состояния слуховой функции – от отсутствия стойкой условной двигательной реакции и неумения воспринимать слова на слух со звукоусиливающей аппаратурой до умения воспринимать  на слух отдельные знакомые слова и фразы;

     - речевого развития – от отсутствия в самостоятельной речи даже отдельных полных слов до владения развернутой фразой;

     - произносительных навыков – от речи невнятной, с грубыми дефектами, в замедленном темпе, неумения выделять словесное и фразовое ударения до достаточно внятной речи, в темпе, приближающемся к нормальному, с соблюдением в знакомом речевом материале звукового состава точно или приближенно с регламентированными заменами, ритмической структуры слов, орфоэпических правил, ритмической, а иногда и мелодической структуры фраз.

     Как показывает практика работы с учащимися, имеющими принципиально разный уровень восприятия и воспроизведения устной речи, выполнение единых программных требований, ориентированных на определенные сроки обучения, неэффективно, поскольку в большинстве случаев сформированные у учащихся умения закрепляются недостаточно. В результате нестойкие умения быстро утрачиваются: у учеников снова появляются те же дефекты в речи, слуховое и слухозрительное восприятие развивается недостаточно интенсивно.

     Это приводит к возрастанию год от года трудности в обучении, основными из которых являются:

    - недостаточное развитие слуховой функции как одного из условий совершенствования образовательного процесса, более полноценной адаптации глухого в среде слышащих;

    - весьма низкий уровень слухозрительного восприятия (с помощью слухового аппарата) устной речи и произносительных  навыков, не обеспечивающий достаточно полноценной устной коммуникации глухих со слышащими.

     Учитывая значимость устной речи в развитии неслышащего школьника, важность активизации устной коммуникации глухих со слышащими в современном обществе, возникла необходимость совершенствования методов обучения восприятию и воспроизведению устной речи с учетом состояния слуховой функции, уровня речевого развития, индивидуальных психофизических особенностей учеников.[2]

     Впервые о дифференцированном подходе  к обучению неслышащих детей устной речи (ее восприятию и воспроизведению) заявил хорватский ученый, академик П. Губерина.

     Верботональная система реабилитации детей с нарушениями слуха П. Губерины возникла и развивается,  как результат научных исследований и практической работы в области речевой коммуникации. Данная система доказала, что развитие восприятия  и воспроизведения устной речи в условиях обедненной сенсорной информации при комплексном использовании и развитии всех анализаторных систем неслышащего ребенка возможно.

     Целью верботональной системы является интеграция лиц с нарушениями слуха в общество слышащих людей. Одними из основных положений верботональной системы являются:

     -  учет в процессе реабилитации детей с нарушениями слуховой функции основных закономерностей психофизического и речевого развития нормально слышащих детей;

     - проведение специальной работы по развитию слухового восприятия как основы формирования устной речи  в условиях использования  оригинальной электроакустической аппаратуры; обеспечение в процессе коррекционной работы общего психофизического развития ребенка;

     - использование в процессе реабилитации различных форм интеграции ребенка в среду слышащих детей в зависимости от их индивидуальных возможностей.

     Верботональная система исходит из того, что перцепция является основным звеном в коммуникативной цепочке. Найдены, исходя из перцепции, структурные элементы речи: время, частота, интенсивность, напряженность, пауза.

     Принципиальное значение придается работе над ритмом, темпом, интонацией. Интонация выполняет важнейшие функции в речи на разных этапах ее развития. Академик П. Губерина выявил, что ритм и интонация передаются на низких частотах. В связи с тем, что у глухих детей они наиболее сохранны, развитие слухового восприятия и произносительной стороны устной речи, по мнению П. Губерины, надо начинать с работы над ритмом и интонацией, максимально используя и развивая способность ребенка воспринимать акустическую информацию через наиболее сохранные низкие частоты.

     Поэтому  проведение специальной работы по развитию слухового восприятия у неслышащих детей  как основы формирования устной речи (с помощью оригинальной электроакустической аппаратуры) – одна из главных задач коррекционной работы.

      Техническую сторону метода составляют оригинальные электроакустические аппараты, которые имеют возможность трансмиссии низких тонов, которые, как правило, сохранны у неслышащих.

      Благодаря фонетической ритмике, музыкальной стимуляции проводится коррекционная работа над всеми сторонами речи: речевым дыханием и связанной с ним слитностью речи, над достаточно естественным звучанием голоса и его модуляциями по силе и высоте, над звуками и их сочетаниями в словах и фразах, над ритмико-интонационной структурой речи, над словами и фразами.

В верботональной системе создан специальный аудиовизуальный курс. Детям предлагаются картинки, передающие диалог двух действующих лиц или полилог на определенную тему. После знакомства с ситуацией на основе рисунков педагог предъявляет детям текст, который они воспринимают слухозрительно, затем учатся воспринимать только на слух и воспроизводить эмоционально, выразительно, реализуя произносительные возможности. По мнению специалистов поликлиники SUVAG, многократность повторения часто употребляемых фраз, драматизация, перенос усвоенных фраз в повседневную жизнь делает речь глухого ребенка лексически богаче, он непроизвольно запоминает правильные грамматические конструкции.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дифференцированный подход к обучению устной речи у неслышащих школьников как основное условие активизации их устной коммуникации.»

Дифференцированный подход к обучению устной речи (ее восприятию и воспроизведению) у неслышащих школьников как основное условие активизации их устной коммуникации

Развитие системы помощи детям с нарушениями слуха с первых месяцев жизни позволяет части наиболее подготовленных неслышащих детей поступать в общеобразовательные школы общего типа, специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с нарушенной слуховой функцией, где наряду с учениками, получившими полноценную дошкольную подготовку, имеются дети, которые в силу разных причин не усвоили полный курс дошкольного коррекционного обучения. Неоднородность контингента учащихся также связана с увеличением в последние годы количества детей, имеющих наряду с глухотой одно или несколько нарушений различной тяжести: нарушение интеллекта, ЗПР (задержка психического развития), патологию зрительной функции, центральной нервной системы, внутренних органов.

В результате в специальную школу, наряду с учениками, получившими полноценную дошкольную подготовку, поступают дети, которые в силу разных причин не усвоили полный курс дошкольного коррекционного обучения.

Результаты комплексного обследования первоклассников на начало обучения в школе выявляют у них разные уровни:

- состояния слуховой функции – от отсутствия стойкой условной двигательной реакции и неумения воспринимать слова на слух со звукоусиливающей аппаратурой до умения воспринимать на слух отдельные знакомые слова и фразы;

- речевого развития – от отсутствия в самостоятельной речи даже отдельных полных слов до владения развернутой фразой;

- произносительных навыков – от речи невнятной, с грубыми дефектами, в замедленном темпе, неумения выделять словесное и фразовое ударения до достаточно внятной речи, в темпе, приближающемся к нормальному, с соблюдением в знакомом речевом материале звукового состава точно или приближенно с регламентированными заменами, ритмической структуры слов, орфоэпических правил, ритмической, а иногда и мелодической структуры фраз.

Как показывает практика работы с учащимися, имеющими принципиально разный уровень восприятия и воспроизведения устной речи, выполнение единых программных требований, ориентированных на определенные сроки обучения, неэффективно, поскольку в большинстве случаев сформированные у учащихся умения закрепляются недостаточно. В результате нестойкие умения быстро утрачиваются: у учеников снова появляются те же дефекты в речи, слуховое и слухозрительное восприятие развивается недостаточно интенсивно.

Это приводит к возрастанию год от года трудности в обучении, основными из которых являются:

- недостаточное развитие слуховой функции как одного из условий совершенствования образовательного процесса, более полноценной адаптации глухого в среде слышащих;

- весьма низкий уровень слухозрительного восприятия (с помощью слухового аппарата) устной речи и произносительных навыков, не обеспечивающий достаточно полноценной устной коммуникации глухих со слышащими.

Учитывая значимость устной речи в развитии неслышащего школьника, важность активизации устной коммуникации глухих со слышащими в современном обществе, возникла необходимость совершенствования методов обучения восприятию и воспроизведению устной речи с учетом состояния слуховой функции, уровня речевого развития, индивидуальных психофизических особенностей учеников.[2]

Впервые о дифференцированном подходе к обучению неслышащих детей устной речи (ее восприятию и воспроизведению) заявил хорватский ученый, академик П. Губерина.

Верботональная система реабилитации детей с нарушениями слуха П. Губерины возникла и развивается, как результат научных исследований и практической работы в области речевой коммуникации. Данная система доказала, что развитие восприятия и воспроизведения устной речи в условиях обедненной сенсорной информации при комплексном использовании и развитии всех анализаторных систем неслышащего ребенка возможно.

Целью верботональной системы является интеграция лиц с нарушениями слуха в общество слышащих людей. Одними из основных положений верботональной системы являются:

- учет в процессе реабилитации детей с нарушениями слуховой функции основных закономерностей психофизического и речевого развития нормально слышащих детей;

- проведение специальной работы по развитию слухового восприятия как основы формирования устной речи в условиях использования оригинальной электроакустической аппаратуры; обеспечение в процессе коррекционной работы общего психофизического развития ребенка;

- использование в процессе реабилитации различных форм интеграции ребенка в среду слышащих детей в зависимости от их индивидуальных возможностей.

Верботональная система исходит из того, что перцепция является основным звеном в коммуникативной цепочке. Найдены, исходя из перцепции, структурные элементы речи: время, частота, интенсивность, напряженность, пауза.

Принципиальное значение придается работе над ритмом, темпом, интонацией. Интонация выполняет важнейшие функции в речи на разных этапах ее развития. Академик П. Губерина выявил, что ритм и интонация передаются на низких частотах. В связи с тем, что у глухих детей они наиболее сохранны, развитие слухового восприятия и произносительной стороны устной речи, по мнению П. Губерины, надо начинать с работы над ритмом и интонацией, максимально используя и развивая способность ребенка воспринимать акустическую информацию через наиболее сохранные низкие частоты.

Поэтому проведение специальной работы по развитию слухового восприятия у неслышащих детей как основы формирования устной речи (с помощью оригинальной электроакустической аппаратуры) – одна из главных задач коррекционной работы.

Техническую сторону метода составляют оригинальные электроакустические аппараты, которые имеют возможность трансмиссии низких тонов, которые, как правило, сохранны у неслышащих.

Благодаря фонетической ритмике, музыкальной стимуляции проводится коррекционная работа над всеми сторонами речи: речевым дыханием и связанной с ним слитностью речи, над достаточно естественным звучанием голоса и его модуляциями по силе и высоте, над звуками и их сочетаниями в словах и фразах, над ритмико-интонационной структурой речи, над словами и фразами.

В верботональной системе создан специальный аудиовизуальный курс. Детям предлагаются картинки, передающие диалог двух действующих лиц или полилог на определенную тему. После знакомства с ситуацией на основе рисунков педагог предъявляет детям текст, который они воспринимают слухозрительно, затем учатся воспринимать только на слух и воспроизводить эмоционально, выразительно, реализуя произносительные возможности. По мнению специалистов поликлиники SUVAG, многократность повторения часто употребляемых фраз, драматизация, перенос усвоенных фраз в повседневную жизнь делает речь глухого ребенка лексически богаче, он непроизвольно запоминает правильные грамматические конструкции.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Свинина Ирина Николаевна

Дата: 30.05.2016

Номер свидетельства: 331269

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Формирование у глухих учащихся навыков восприятия и воспроизведения устной речи."
    ["seo_title"] => string(96) "formirovaniie-u-ghlukhikh-uchashchikhsia-navykov-vospriiatiia-i-vosproizviedieniia-ustnoi-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "331274"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1464595628"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства