Пояснительная записка
Рабочая программа по слуховому восприятию и формированию произношения разработана на основе Примерной программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Положения о рабочих программах, факультативах и элективных курсах, рассмотренного на заседании методсовета.
Задачи предмета
Задачей работы по развитию слухового восприятия слабослышащих школьников является развитие их остаточного слуха для восприятия ими устной речи в ее коммуникативной функции.
Основным содержанием работы по развитию слухового восприятия учащихся является обучение их различать, опознавать и воспринимать только на слух, исключая зрение, речевой материал. Это обучение осуществляется в условиях слухо-речевой среды, которая предусматривает широкое использование звукоусиливающей аппаратуры (стационарного типа и индивидуальных слуховых аппаратов) в ходе всего учебно-воспитательного процесса, включающего уроки, индивидуальные и воспитательские занятия.
Слабослышащие школьники учатся вслушиваться в речевой образец (речь учителя, воспитателя, учеников), узнавать на слух слова, знакомые по звучанию, в сочетании со словами, впервые предлагаемыми для восприятия на слух, узнавать в словах отдельные элементы, воспроизводить слова приближенно или точно.
Учитывая определенную роль смыслового фактора при восприятии на слух слов и особенно фраз, на первоначальном этапе слуховой тренировки довольно широко используется ситуация. Постепенно роль смысловой ситуации ограничивается: речевой материал предлагается школьникам на слух вне определенной ситуации, а иногда и вопреки, ей.
Обучение восприятию на слух слогов и звуков не требует выделения специального времени. Оно осуществляется в связи с коррекцией у слабослышащих школьников произносительных навыков и грамматической структуры слова, фразы.
На уроках в слуховом кабинете восприятие речевого материала осуществляется на слух или слухо-зрительно. На индивидуальных занятиях предлагаемый речевой материал различается, опознается и воспринимается на слух.
Коррекционная составляющая
В соответствии с Типовым положением о специальном (коррекционном)образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, рабочая программа рассчитана для класса, где обучаются слабослышащие учащиеся.
Развитие слухового восприятия
Работа по развитию слухового восприятия на индивидуальных занятиях заключается в обучении учащихся восприятию на слух устной речи со звукоусиливающей аппаратурой и без нее. Она является составной частью работы по развитию речевого
слуха, охватывающей весь учебно-воспитательный процесс в школе для слабослышащих детей. Учащиеся имеющие снижения слуха,к моменту поступления в школу обычно имеют весьма ограниченный речевой опыт. не владеют грамматическими закономерностями речи, плохо понимают обращенную к ним речь. Поэтому обучение таких детей направлено на формирование и развитие самостоятельной связанной речи и повышение уровня общего развития.
Программа составлена с учетом степени снижения слуха, уровня речевого развития учащихся.Речевой материал отвечает задачам формирования устной речи, служит средством развития речевого слуха и содержит осмысленные речевые единицы: фразы, слова, словосочетания, темы. Это наиболее употребляемый словарь, необходимый в общении в школьных и бытовых условиях, соответствующий развитию учащихся. Знакомый им по значению. Постепенно в речевой материал включаются слова и фразы, незнакомые учащимся. Программа составлена с учетом степени снижения слуха, уровня речевого развития учащихся, года их обучения.
В V классах продолжается работа по обучению слабослышащих школьников восприятию на слух устной речи со звукоусиливающей аппаратурой и без нее, а также над произношением. В процессе тренировки изменяется оптимальное расстояние, на котором учащиеся воспринимают на слух предлагаемый речевой материал.
В программе предлагается примерный речевой материал для слуховой тренировки, который учитель использует с учетом индивидуальных особенностей ученика, его речевого развития и состояния слуха. Как и в младших классах, он отвечает задачам формирования устной речи, служит средством развития речевого слуха и содержит тексты, слова, словосочетания, фразы обиходно-разговорного характера, относящиеся к организации учебной деятельности, а также связанные с изучением общеобразовательных дисциплин, но все более усложняющейся конструкции и смысловой нагрузки.
Особое внимание учитель уделяет обучению восприятию на слух текстов, незнакомых учащимся, определению их основного содержания или основной мысли. Тексты, как и другой речевой материал, должны предъявляться учащимся сразу на слух (целиком и по фразам). Они воспринимаются учениками целиком с помощью индивидуальных слуховых аппаратов и без них. Кроме того, необходимо проводить занятия по обучению восприятию речи по телефону и с магнитной пленки, компьютера, а также по радио и телевидению.
Условия, в которых учащиеся воспринимают речевой материал на слух, должны с каждым годом приближаться к естественным.
Обучение произношению
Основной задачей обучения произношению является формирование фонетически внятной, членораздельной, выразительной устной речи учащихся, соблюдение ими в речи словесного и логического ударения, правильной интонации, темпа и слитности, основных правил орфоэпии.
Произносительные навыки учащихся формируются в ходе всего учебно-воспитательного процесса как при непосредственном общении с учителем так и во время индивидуальных занятий. Обучение произношению в первую очередь ведется на основе подражания речи педагога, воспринимаемой на слухо-зрительной и слуховой основе. Учащиеся, имеющие значительные остатки слуха, работают с индивидуальными слуховыми аппаратами. При их использовании учитывается расстояние, на котором ученик может воспринимать речь окружающих и собственную речь.
Речь учителя должна быть эмоционально окрашенной, выразительной, с соблюдением всех норм орфоэпии, правильным членением фраз на смысловые синтагмы.
В связи с особенностями речевого развития учащихся обучение их произношению проводится на речевом материале различной степени сложности с использованием разных видов речевой деятельности и с применением различных видов работы. Обучение произношению происходит на речевом материале, который знаком учащимся по значению.
Работа с правилами орфоэпии происходит по подражанию речи учителя с последующим подключением правильного произношения слова по надстрочному знаку.
При формировании интонационной стороны речи необходимо выделять ритмическую структуру слова, фразы, а затем воспроизводить в повествовательной и вопросительной интонации, с передачей эмоциональной окрашенности речи.
У учащихся вырабатываются умения самостоятельно распределять дыхательные паузы, выделяя синтагмы при чтении, при пересказе текста, соблюдать подвижность ударения сообразно изменению формы слова, обнаруживать ошибки в словесном ударении как в произношении своих товарищей, так и своем собственном и исправлять их.
Обучение произношению в V классах предполагает дальнейшее совершенствование произносительных навыков на специальных занятиях по коррекции произношения, на общеобразовательных уроках, на внеклассных занятиях с воспитателями. Произнесение речевого материала внятно, достаточно естественно, выразительно и эмоционально.
Закрепление голоса нормальной высоты, силы и тембра, воспроизведения усвоенных модуляций голоса по силе и высоте.
Дифференциация произношения звуков, родственных по артикуляции: гласных а — о, а — э, о — у, и — э, и — ы; согласных м — п, м — б, н — т, н — д, м' — п', м' — б', н' — т\ н' — д'; с — ш, з — ж, ц — ч; ц — с, ч — ш; ц — т, ч — т; в — ф, б — п, д — т, в' — ф', б' — п' (и других звонких и глухих согласных)
Навыки правильного воспроизведения звуковой структуры слова, фразы становятся достаточно прочными, наибольшее значение приобретает работа над выразительностью речи (правильное членение фразы на смысловые синтагмы, интонационная окраска при помощи модуляции голоса и т.д.).Организация занятий зависит от уровня сформированности навыков восприятия речи на слух и произношения.
Содержание программы по формированию произношения
№
п/п
Наименование разделов и тем
Содержание
1.
Речевое дыхание
Правильное выделение синтагм при помощи дыхательных пауз в самостоятельной речи.
2.
Голос
Соблюдение логического ударения в диалоге.
3.
Звуки и их сочетания
Закрепление дифференцированного произношения согласных звуков, родственных по артикуляции:
носовых и ротовых: м-п, м-б, н-т, в-д
слитных и щелевых: ц-с, ч-ш и т-д
слитных и смычных: ц-т, ч-т
глухих и звонких: ф-в, п-6, т-д, к-г, с-з, ш-ж.
4.
Слово
Соблюдение в речи правильного произношения следующих звукосочетаний
тс - дс (детство, Братск), стн - здн (тесно, поздно).
5.
Фраза
Закрепление навыков умеренно беглого темпа речи. Выразительное чтение наизусть стихотворения, отрывка из художественной прозы.
Выражение при чтении с помощью интонации своего отношения к прочитанному (стихотворению, отрывку из художественной прозы ).
К концу V класса учащиеся должны уметь:
•произносить отработанный речевой материал внятно, достаточно естественно и выразительно, голосом нормальной высоты, силы и тембра, в нормальном темпе, передавать в речи различные эмоциональные оттенки высказывания, реализовывать умения воспроизведения звуковой и ритмико-интонационной структуры речи (на основе самоконтроля и под контролем учителя);
- знать и соблюдать орфоэпические правила;
- воспринимать на слух с индивидуальными слуховыми аппаратами и без них речевой материал (слова, словосочетания, фразы) обиходно-разговорного характера, связанный с учебной деятельностью и с изучением общеобразовательных предметов
- воспринимать на слух тексты;
- воспринимать на слух весь речевой материал: а) без аппарата. на расстоянии не менее 6 м (учащиеся с Iстепенью тугоухости), 2—2,5 м (учащиеся со IIстепенью тугоухости), 0,3—0,5 м (учащиеся с IIIстепенью тугоухости); б) с аппаратами на расстоянии не менее 7-8м (учащиеся с I степенью тугоухости), 7-8м (учащиеся со II степенью тугоухости), 4-5м (учащиеся с III степенью тугоухости).
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по РСВ и ФП для 5кл»
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Бакалинская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат II вида
«Согласовано» «Рассмотрено» «Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»
Председатель на заседании руководитель ШМО зам.директорапо УВР Директор школы
профсоюзной методсовета
уч. дефектологов
организации _______ ________ ______
_____
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по формированию произношения и развитию слухового восприятия
в 5 классе на 2014-2015 учебный год
Составитель: учитель дефектолог
высшей квалификационной категории
Гиляева О.В
Пояснительная записка
Рабочая программа по слуховому восприятию и формированию произношения разработана на основе Примерной программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Положения о рабочих программах, факультативах и элективных курсах, рассмотренного на заседании методсовета .
Задачи предмета
Задачей работы по развитию слухового восприятия слабослышащих школьников является развитие их остаточного слуха для восприятия ими устной речи в ее коммуникативной функции.
Основным содержанием работы по развитию слухового восприятия учащихся является обучение их различать, опознавать и воспринимать только на слух, исключая зрение, речевой материал. Это обучение осуществляется в условиях слухо-речевой среды, которая предусматривает широкое использование звукоусиливающей аппаратуры (стационарного типа и индивидуальных слуховых аппаратов) в ходе всего учебно-воспитательного процесса, включающего уроки, индивидуальные и воспитательские занятия.
Слабослышащие школьники учатся вслушиваться в речевой образец (речь учителя, воспитателя, учеников), узнавать на слух слова, знакомые по звучанию, в сочетании со словами, впервые предлагаемыми для восприятия на слух, узнавать в словах отдельные элементы, воспроизводить слова приближенно или точно.
Учитывая определенную роль смыслового фактора при восприятии на слух слов и особенно фраз, на первоначальном этапе слуховой тренировки довольно широко используется ситуация. Постепенно роль смысловой ситуации ограничивается: речевой материал предлагается школьникам на слух вне определенной ситуации, а иногда и вопреки, ей.
Обучение восприятию на слух слогов и звуков не требует выделения специального времени. Оно осуществляется в связи с коррекцией у слабослышащих школьников произносительных навыков и грамматической структуры слова, фразы.
На уроках в слуховом кабинете восприятие речевого материала осуществляется на слух или слухо-зрительно. На индивидуальных занятиях предлагаемый речевой материал различается, опознается и воспринимается на слух.
Коррекционная составляющая
В соответствии с Типовым положением о специальном (коррекционном)образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, рабочая программа рассчитана для класса, где обучаются слабослышащие учащиеся.
Развитие слухового восприятия
Работа по развитию слухового восприятия на индивидуальных занятиях заключается в обучении учащихся восприятию на слух устной речи со звукоусиливающей аппаратурой и без нее. Она является составной частью работы по развитию речевого
слуха, охватывающей весь учебно-воспитательный процесс в школе для слабослышащих детей. Учащиеся имеющие снижения слуха ,к моменту поступления в школу обычно имеют весьма ограниченный речевой опыт . не владеют грамматическими закономерностями речи , плохо понимают обращенную к ним речь. Поэтому обучение таких детей направлено на формирование и развитие самостоятельной связанной речи и повышение уровня общего развития.
Программа составлена с учетом степени снижения слуха, уровня речевого развития учащихся.Речевой материал отвечает задачам формирования устной речи, служит средством развития речевого слуха и содержит осмысленные речевые единицы: фразы, слова, словосочетания , темы. Это наиболее употребляемый словарь, необходимый в общении в школьных и бытовых условиях, соответствующий развитию учащихся. Знакомый им по значению. Постепенно в речевой материал включаются слова и фразы, незнакомые учащимся . Программа составлена с учетом степени снижения слуха, уровня речевого развития учащихся, года их обучения.
В V классах продолжается работа по обучению слабослышащих школьников восприятию на слух устной речи со звукоусиливающей аппаратурой и без нее, а также над произношением. В процессе тренировки изменяется оптимальное расстояние, на котором учащиеся воспринимают на слух предлагаемый речевой материал.
В программе предлагается примерный речевой материал для слуховой тренировки, который учитель использует с учетом индивидуальных особенностей ученика, его речевого развития и состояния слуха. Как и в младших классах, он отвечает задачам формирования устной речи, служит средством развития речевого слуха и содержит тексты, слова, словосочетания, фразы обиходно-разговорного характера, относящиеся к организации учебной деятельности, а также связанные с изучением общеобразовательных дисциплин, но все более усложняющейся конструкции и смысловой нагрузки.
Особое внимание учитель уделяет обучению восприятию на слух текстов, незнакомых учащимся, определению их основного содержания или основной мысли. Тексты, как и другой речевой материал, должны предъявляться учащимся сразу на слух (целиком и по фразам). Они воспринимаются учениками целиком с помощью индивидуальных слуховых аппаратов и без них. Кроме того, необходимо проводить занятия по обучению восприятию речи по телефону и с магнитной пленки, компьютера , а также по радио и телевидению.
Условия, в которых учащиеся воспринимают речевой материал на слух, должны с каждым годом приближаться к естественным.
Обучение произношению
Основной задачей обучения произношению является формирование фонетически внятной, членораздельной, выразительной устной речи учащихся, соблюдение ими в речи словесного и логического ударения, правильной интонации, темпа и слитности, основных правил орфоэпии.
Произносительные навыки учащихся формируются в ходе всего учебно-воспитательного процесса как при непосредственном общении с учителем так и во время индивидуальных занятий. Обучение произношению в первую очередь ведется на основе подражания речи педагога, воспринимаемой на слухо-зрительной и слуховой основе. Учащиеся, имеющие значительные остатки слуха, работают с индивидуальными слуховыми аппаратами. При их использовании учитывается расстояние, на котором ученик может воспринимать речь окружающих и собственную речь.
Речь учителя должна быть эмоционально окрашенной, выразительной, с соблюдением всех норм орфоэпии, правильным членением фраз на смысловые синтагмы.
В связи с особенностями речевого развития учащихся обучение их произношению проводится на речевом материале различной степени сложности с использованием разных видов речевой деятельности и с применением различных видов работы. Обучение произношению происходит на речевом материале, который знаком учащимся по значению.
Работа с правилами орфоэпии происходит по подражанию речи учителя с последующим подключением правильного произношения слова по надстрочному знаку.
При формировании интонационной стороны речи необходимо выделять ритмическую структуру слова, фразы, а затем воспроизводить в повествовательной и вопросительной интонации, с передачей эмоциональной окрашенности речи.
У учащихся вырабатываются умения самостоятельно распределять дыхательные паузы, выделяя синтагмы при чтении, при пересказе текста, соблюдать подвижность ударения сообразно изменению формы слова, обнаруживать ошибки в словесном ударении как в произношении своих товарищей, так и своем собственном и исправлять их.
Обучение произношению в V классах предполагает дальнейшее совершенствование произносительных навыков на специальных занятиях по коррекции произношения, на общеобразовательных уроках, на внеклассных занятиях с воспитателями. Произнесение речевого материала внятно, достаточно естественно, выразительно и эмоционально.
Закрепление голоса нормальной высоты, силы и тембра, воспроизведения усвоенных модуляций голоса по силе и высоте.
Дифференциация произношения звуков, родственных по артикуляции: гласных а — о, а — э, о — у, и — э, и — ы; согласных м — п, м — б, н — т, н — д, м' — п', м' — б', н' — т\ н' — д'; с — ш, з — ж, ц — ч; ц — с, ч — ш; ц — т, ч — т; в — ф, б — п, д — т, в' — ф', б' — п' (и других звонких и глухих согласных)
Навыки правильного воспроизведения звуковой структуры слова, фразы становятся достаточно прочными, наибольшее значение приобретает работа над выразительностью речи (правильное членение фразы на смысловые синтагмы, интонационная окраска при помощи модуляции голоса и т.д.).Организация занятий зависит от уровня сформированности навыков восприятия речи на слух и произношения.
Содержание программы по формированию произношения
№ п/п | Наименование разделов и тем | Содержание |
1. | Речевое дыхание | Правильное выделение синтагм при помощи дыхательных пауз в самостоятельной речи. |
2. | Голос | Соблюдение логического ударения в диалоге. |
3. | Звуки и их сочетания | Закрепление дифференцированного произношения согласных звуков, родственных по артикуляции: носовых и ротовых: м-п, м-б, н-т, в-д слитных и щелевых: ц-с, ч-ш и т-д слитных и смычных: ц-т, ч-т глухих и звонких: ф-в, п-6, т-д, к-г, с-з, ш-ж. |
4. | Слово | Соблюдение в речи правильного произношения следующих звукосочетаний тс - дс (детство, Братск), стн - здн (тесно, поздно). |
5. | Фраза | Закрепление навыков умеренно беглого темпа речи. Выразительное чтение наизусть стихотворения, отрывка из художественной прозы. Выражение при чтении с помощью интонации своего отношения к прочитанному (стихотворению, отрывку из художественной прозы ). |
Содержание программы по развитию слухового восприятия
№ | Название тем, текстов | Кол-во часов |
1 | Тема «Как я провел лето». Текст «В лагере.» | 3 |
2 | Тема «Погода осенью». Текст «Кривая указка». | 3 |
3 | Тема «Береги книгу». Текст «Лайка». | 3 |
4 | Тема «Условные знаки». Текст «Вороны и чайка». | 3 |
5 | Тема «Забота о лесе». Текст «О честности». | 3 |
6 | Тема «Школьные кружки». Текст «Лоси в беде». | 3 |
7 | Тема «Моя учеба». Текст «Мой мяч». | 3 |
8 | Составление предложений по картинкам. Текст «Поздняя осень». | 3 |
9 | Работа по картинкам . Ответы на вопросы. Текст «Наша Родина» | 3 |
II четверть. |
1 | Тема «Осенние каникулы». Текст «Поздняя осень». | 3 |
2 | Тема «Твое село». Текст «Где раки зимуют?». | 3 |
3 | Тема «Будь аккуратен». Текст «Старик и дерево». | 3 |
4 | Тема «Спорт». Текст «На площадке молодняка». | 3 |
5 | Тема «Зима». Текст «Улица Саши Бондаренко». | 3 |
6 | Тема «Зимующие птицы». Текст «Дятел и береза». | 3 |
7 | Тема «Беседа о книге». Текст «Зимой в лесу». | 3 |
8 | Тема «Наша Родина». Текст «Пузырь, Соломинка и Лапоть». | 3 |
III четверть. |
1 | Тема «Часы». Текст «Катин подарок». | 3 |
2 | Тема «Правила поведения». Текст «Лес». | 3 |
3 | Тема «Правила поведения». Текст «Лес». | 3 |
4 | Тема «Труд детей в школе». Текст «Лжегерой». | 3 |
5 | Тема «Детская поликлиника». Текст «Расплата». | 3 |
6 | Тема «День Защитника Отечества». Текст «Москва – столица нашей Родины». | 3 |
7 | Составление предложений по картинкам. Текст « Маленькие помощники». | 3 |
8 | Тема «Перемена». Текст «Послание с земли». | 3 |
9 | Тема «Подруга, друг». Текст «Ему было 14 лет». | 3 |
10 | Выполнение поручений. Текст «Март». | 3 |
IV четверть. |
1 | Тема «Весенние каникулы». Текст «У вечного огня» | 3 |
2 | Текст «Половодье». | 3 |
3 | Тема «Космонавты». | 3 |
4 | Тема «Весна». Текст «Туман». | 3 |
5 | Тема «В походе». Текст «Про Артек». | 3 |
6 | Проверка уровня восприятия устной речи. Обследование слуха речью. | 3 |
7 | Проверка контрольных слов и фраз. | 3 |
8 | Контрольный текст: «Три друга». | 3 |
К концу V класса учащиеся должны уметь:
•произносить отработанный речевой материал внятно, достаточно естественно и выразительно, голосом нормальной высоты, силы и тембра, в нормальном темпе, передавать в речи различные эмоциональные оттенки высказывания, реализовывать умения воспроизведения звуковой и ритмико-интонационной структуры речи (на основе самоконтроля и под контролем учителя);
знать и соблюдать орфоэпические правила;
воспринимать на слух с индивидуальными слуховыми аппаратами и без них речевой материал (слова, словосочетания, фразы) обиходно-разговорного характера, связанный с учебной деятельностью и с изучением общеобразовательных предметов
воспринимать на слух тексты;
воспринимать на слух весь речевой материал: а) без аппарата . на расстоянии не менее 6 м (учащиеся с Iстепенью тугоухости), 2—2,5 м (учащиеся со IIстепенью тугоухости), 0,3—0,5 м (учащиеся с IIIстепенью тугоухости); б) с аппаратами на расстоянии не менее 7-8м (учащиеся с I степенью тугоухости), 7-8м (учащиеся со II степенью тугоухости), 4-5м (учащиеся с III степенью тугоухости).
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Н.Ф Слезина «Пособие по ФП», 3-5класс
Т.К.Королевская, А.Н. Пфафенродт «Развитие слухового восприятия слабослышащих детей», Москва, Владос, 2004
Е,К.Щербакова «Работа над темпом речи, интонацией, орфоэпией»
Л.П. Назарова «Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха» Москва Владос 2001г.
Интернет – ресурсы:
ru.wikipedia.org/wiki/1_сентября
ru.wikipedia.org› Логопед
www.academy.edu.by/sites/logoped
www.logoped.info/misc/logoped.shtml
5. E-mail: mggusurdo1@mail.ru