«Экскурсия - способ социализации неслышащих учеников".
«Экскурсия - способ социализации неслышащих учеников".
В настоящее время процесс социализации является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Педагоги, социальные психологи, философы, социологи, рассматривают различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы и стадии, факторы социализации.
В условиях современной социально-экономической ситуации в стране все большее внимание придается роли специального обучения и воспитания, подготовке учащихся к самостоятельной жизни, решению проблем социализации детей с проблемами слуха. Ранее на первый план выдвигалась проблема обучения глухих и слабослышащих языку, математике и другим учебным предметам. Достижения в социальной адаптации рассматривались чаще всего в качестве побочного результата обучения и воспитания школьников. Однако результаты подобной работы, как показывает практика, не удовлетворяли педагогов и родителей. В связи с этим переосмысливаются цели, задачи, содержание и технологии обучения и воспитания детей с проблемами развития. В данный период в ходе всего учебно-воспитательного процесса особое внимание уделяется не только обучению предметам, но и развитию речи детей, их остаточного слуха, формированию произносительной стороны речи. Во всех специальных школах организовано целенаправленное обучение детей с нарушенным слухом, направленное на их широкую социализацию, всестороннее развитие личности ребенка.
Одним из путей повышения эффективности обучения школьников с нарушениями слуха является широкое использование наглядно – практической деятельности. Наиболее активно эта деятельность реализуется во внеурочной работе с учащимися. Наиболее эффективным и общедоступным способом изучения окружающего мира является экскурсия.
«Экскурсия – организованный, сопровождаемый объяснениями показ чего-либо (произведений искусства, памятников прошлого, каких-либо сооружений, механизмов и т.д.), проводимый по определенному плану с образовательной или ознакомительной целью».
В программах школы для детей с нарушением слуха экскурсии составляют обязательную часть учебно – воспитательного процесса. Экскурсия активизирует познавательную деятельность, расширяет знания в разных областях окружающей жизни, искусства, науки, культуры. Знания, которые учащиеся получают во время экскурсий, более конкретны и точны, так как восприятие окружающего мира происходит в естественной среде.
Экскурсия в дидактическом плане может быть использована на любом этапе: с целью введения в тему и как способ получения новой информации, для закрепления и углубления уже имеющихся знаний. Во время нее могут применяться все методы обучения. В образовательно – развивающем плане экскурсия способствует накоплению учащимися научных, жизненных фактов, обогащает зрительными образами содержание учебного процесса, обучает умению замечать отдельные факты, подробности, детали, их место в общей системе взаимодействующих явлений и способствует развитию наблюдательности, эмпирического мышления, памяти. Экскурсия воспитывает любознательность, внимательность, визуальную культуру, нравственно-эстетическое отношение к действительности.
Спецификой любой экскурсии является органичное сочетание показа с рассказом, ведь в её основе всегда лежит демонстрация наглядности, сопровождаемая устным пояснением, анализом.
Экскурсионная работа в силу своей коррекционно – компенсаторной направленности приобретает в обучении и воспитании глухих детей особое значение. Прежде чем изучать язык, им необходимо приобрести речевой опыт, научиться пользоваться словесной речью в общении с окружающими. Поэтому обучение языку в школе глухих и слабослышащих носит качественно иной характер.
Дети, поступившие в школу не имеют того уровня общего и речевого развития, которым обладают слышащие дети. Их социальное общение ограничено, следовательно, важность специально организованной работы по изучению окружающей действительности, в частности на экскурсиях, возрастают. В силу особенностей развития мышления, у детей с нарушением слуха, большей в сравнении со слышащими роли наглядно – чувственного мышления, непосредственное общение с окружающим в ходе экскурсий положительно влияет на умственное и речевое развитие.
Становление культуры в человеке, развитие личности также происходит благодаря речевой коммуникации. Для интеграции детей нужно формировать у глухого ребенка навыки речевого общения.
На экскурсиях учащиеся учится действовать в группе, в команде; учится подчинять свои интересы и желания желаниям и интересам других. Расширяются представления об окружающем мире, совершенствуется речь ребенка, потому что он общается с большим количеством говорящих и слышащих людей разного возраста.
Тематика экскурсий может быть связана с учебным предметом, может носить широкий коррекционно-развивающий и воспитательный характер.
По месту в учебном процессе выделяют:
вводные;
текущие;
обобщающие экскурсии.
По содержанию:
предметные;
комплексные.
По месту проведения:
природоведческие;
производственные;
исторические;
культурологические.
Во внеурочное время можно проводить следующие виды экскурсий:
искусствоведческие;
обществоведческие;
природоведческие;
профориентационные;
познавательные.
Экскурсионные занятия по содержанию познавательного материала подразделяются на:
обществоведческие;
природоведческие.
На обществоведческих экскурсиях очень важно показать школьникам, как на практике происходит разделение общественного труда, раскрыть специфику массовых профессий, помочь учащимся определить свое место в общественном труде. В результате этой работы должны быть сформированы общественно ценные отношения к труду и людям труда.
Природоведческие экскурсии знакомят школьников с многообразием окружающей природы, преобразующей природу деятельностью человека. Педагог приучает воспитанников по-хозяйски относиться к ее богатствам и приумножать их. Экскурсионные занятия достаточно удовлетворяют потребности организма детей в отдыхе, благотворно влияют на формирование такого важного для учебной работы качества, как наблюдательность, обогащают учащихся новыми представлениями и понятиями об окружающем мире.
Исследовательский подход к изучению природы позволяет на экскурсиях учить школьников ориентироваться на местности, наблюдать, сравнивать, устанавливать связи между наблюдаемыми предметами и явлениями природы, способствуя формированию навыков самостоятельного изучения окружающей действительности.
Особое внимание уделяется вопросу о дисциплине. Если экскурсия проводится впервые, надо сообщить детям, что экскурсия – это тот же урок, только проводится не в классе, (а, например, в музее, в природе). Поэтому на экскурсии необходимо соблюдать тишину при объяснении, не мешать товарищам. Необходима дисциплина и при передвижении к месту экскурсии. Если экскурсия проводится не впервые, всё же не мешает напомнить детям правила поведения, сделав особое предупреждение тем детям, которые плохо вели себя на предыдущих экскурсиях.
При подведении итогов экскурсии целесообразно остановиться на оценке дисциплины класса и отдельных учеников, наглядно показывая последствия плохого поведения (плохое усвоение материала, напрасная потеря времени, порча оборудования). Это содействует воспитанию сознательной дисциплины и бережного отношения к природе и школьному имуществу.
При планировании экскурсий необходимо учитывать:
возрастные и психологические особенности учащихся;
взаимосвязь внеклассной работы с учебным материалом, соответствие школьной программе;
уровень их готовности к решению познавательных задач;
состояние их слуха, речи и речевой активности.
До проведения экскурсий следует чётко определить познавательно – развивающие и коррекционные задачи:
развитие и обогащение знаний и представлений об окружающем мире;
развитие мыслительных операций и познавательной активности;
активизация речевого общения, формирование речевого поведения и культуры речи;
развитие осознанного отношения к окружающему и воспитание самостоятельности, творческой активности;
развитию осознанного отношения к окружающему, индивидуальных личностных качеств.
Учитывая психофизические особенности детей с недостатками слуха, специфику усвоения ими программного материала, проведение с ними экскурсий требует тщательной подготовки. Она включает: определение ее цели, задач, содержания, методов; подготовку учащихся: рассказ о цели, содержании, организации экскурсии, о видах работы в ходе экскурсии, постановка вопросов, ответы на которые учащиеся должны найти во время экскурсии; продумывание форм контроля понимания школьниками изучаемого материала; определение содержания беседы, завершающей экскурсию, с целью закрепления усвоенного материала.
Эффективность проведения экскурсии с учащимися, имеющими нарушение слуха, определяется четкостью ее организации.
Организация экскурсии во внеклассное время включает три основных этапа проведения:
подготовительный;
ход экскурсии (собственно экскурсия);
заключительный.
На подготовительном этапе учитель по развитию слухового восприятия совместно с учителями-предметниками и классным руководителем подготавливают учащихся к экскурсионному мероприятию. Продумывают примерный план экскурсии, определяют ее цели и задачи. На индивидуальном занятии можно провести беседу со школьниками о запланированной поездке, указать, на что обратить внимание (для чего с какой целью будут проводить наблюдение, исследования и т.д.). Большое значение для успешного проведения экскурсии имеет пробуждение у учащихся интереса и соответствующего настроения, поэтому иногда вступительную беседу дополняют презентацией или учебным фильмом. Необходимо подготовить для восприятия детьми специальный речевой материал, ряд вопросов и заданий для отдельных учащихся и всего класса. На организационной части индивидуального занятия можно отработать сложный речевой материал или диалоги по теме экскурсии. Планируем формы обсуждения её результатов.
Ход экскурсии. Основная задача при проведении экскурсии- организовать наблюдения детей, т. е. направить их внимание на существенные стороны изучаемого объекта или явления. Это достигается путем постановки ряда вопросов-заданий, заставляющих детей внимательно рассмотреть весь предмет или явление в целом, сравнить его с другими предметами, найти сходства и отличия, рассмотреть его части и т. д. В ходе экскурсии взрослый дает словесные пояснения относительно наблюдаемого, вовлекает детей в общение, следит за выполнением индивидуальных заданий, оказывает помощь в случае затруднений. Дети учатся действовать в группе, в команде; учатся слушать педагога и друг друга. С расширением представлений об окружающем мире совершенствуется речь ребят, пробуждается любознательность, что, естественно, выражается в повышении речевой активности. Важно чтобы дети не только наблюдали те или иные объекты и предметы, но и не боялись задавать интересующие вопросы. Возникающие ситуации речевого общения способствуют активизации речевого развития, усвоению новых слов, фраз. Формируется речевое поведение школьников. При воспроизведении и коррекции опорных представлений, знакомстве с новыми понятиями можно использовать метод эвристической беседы, использовать иллюстрации, просмотр видео, краткие записи, заполнение таблиц, составление схем, которые после экскурсии могут дополняться новыми материалами.
После экскурсий результаты наблюдений, общения, деятельности обобщаются и закрепляются в словесной форме. После экскурсии знания и речевой материал закрепляются при изготовлении альбомов, стендов, рисунков, организации выставки коллекций или поделок из собранных материалов, при написании отчетов, сочинений, а также в беседах, при чтении литературы по теме экскурсии.
Для себя определяем трудности, с которыми столкнулись ученики во время экскурсии, ошибки в речевых высказываниях , намечаем вопросы и задания для детей, трудный речевой материал для отработки на последующих занятиях.
Таким образом, экскурсия – эффективная организационная форма воспитательной работы со школьниками с нарушением слуха. Учебные экскурсии развивают у детей наблюдательность, способствуют адаптации ребёнка в окружающем мире, обеспечивают уточнение и закрепление представлений. Человек в современном обществе должен быть готов к овладению разными социальными ролями, к приобретению и смене профессий, должен уметь приспосабливаться к быстро изменяющимся обстоятельствам жизни. При хорошей адаптации он успешно выполняет социальные роли, имеет высокий социальный статус, психологическую удовлетворенность социальной средой.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Экскурсия - способ социализации неслышащих учеников". »
«Экскурсия - способ социализации неслышащих учеников».
КС(К)ОУ «Чебоксарская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №3»
В настоящее время процесс социализации является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Педагоги, социальные психологи, философы, социологи, рассматривают различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы и стадии, факторы социализации.
В условиях современной социально-экономической ситуации в стране все большее внимание придается роли специального обучения и воспитания, подготовке учащихся к самостоятельной жизни, решению проблем социализации детей с проблемами слуха. Ранее на первый план выдвигалась проблема обучения глухих и слабослышащих языку, математике и другим учебным предметам. Достижения в социальной адаптации рассматривались чаще всего в качестве побочного результата обучения и воспитания школьников. Однако результаты подобной работы, как показывает практика, не удовлетворяли педагогов и родителей. В связи с этим переосмысливаются цели, задачи, содержание и технологии обучения и воспитания детей с проблемами развития. В данный период в ходе всего учебно-воспитательного процесса особое внимание уделяется не только обучению предметам, но и развитию речи детей, их остаточного слуха, формированию произносительной стороны речи. Во всех специальных школах организовано целенаправленное обучение детей с нарушенным слухом, направленное на их широкую социализацию, всестороннее развитие личности ребенка.
Одним из путей повышения эффективности обучения школьников с нарушениями слуха является широкое использование наглядно – практической деятельности. Наиболее активно эта деятельность реализуется во внеурочной работе с учащимися. Наиболее эффективным и общедоступным способом изучения окружающего мира является экскурсия.
«Экскурсия – организованный, сопровождаемый объяснениями показ чего-либо (произведений искусства, памятников прошлого, каких-либо сооружений, механизмов и т.д.), проводимый по определенному плану с образовательной или ознакомительной целью».
В программах школы для детей с нарушением слуха экскурсии составляют обязательную часть учебно – воспитательного процесса. Экскурсия активизирует познавательную деятельность, расширяет знания в разных областях окружающей жизни, искусства, науки, культуры. Знания, которые учащиеся получают во время экскурсий, более конкретны и точны, так как восприятие окружающего мира происходит в естественной среде.
Экскурсия в дидактическом плане может быть использована на любом этапе: с целью введения в тему и как способ получения новой информации, для закрепления и углубления уже имеющихся знаний. Во время нее могут применяться все методы обучения. В образовательно – развивающем плане экскурсия способствует накоплению учащимися научных, жизненных фактов, обогащает зрительными образами содержание учебного процесса, обучает умению замечать отдельные факты, подробности, детали, их место в общей системе взаимодействующих явлений и способствует развитию наблюдательности, эмпирического мышления, памяти. Экскурсия воспитывает любознательность, внимательность, визуальную культуру, нравственно-эстетическое отношение к действительности.
Спецификой любой экскурсии является органичное сочетание показа с рассказом, ведь в её основе всегда лежит демонстрация наглядности, сопровождаемая устным пояснением, анализом.
Экскурсионная работа в силу своей коррекционно – компенсаторной направленности приобретает в обучении и воспитании глухих детей особое значение. Прежде чем изучать язык, им необходимо приобрести речевой опыт, научиться пользоваться словесной речью в общении с окружающими. Поэтому обучение языку в школе глухих и слабослышащих носит качественно иной характер.
Дети, поступившие в школу не имеют того уровня общего и речевого развития, которым обладают слышащие дети. Их социальное общение ограничено, следовательно, важность специально организованной работы по изучению окружающей действительности, в частности на экскурсиях, возрастают. В силу особенностей развития мышления, у детей с нарушением слуха, большей в сравнении со слышащими роли наглядно – чувственного мышления, непосредственное общение с окружающим в ходе экскурсий положительно влияет на умственное и речевое развитие.
Становление культуры в человеке, развитие личности также происходит благодаря речевой коммуникации. Для интеграции детей нужно формировать у глухого ребенка навыки речевого общения.
На экскурсиях учащиеся учится действовать в группе, в команде; учится подчинять свои интересы и желания желаниям и интересам других. Расширяются представления об окружающем мире, совершенствуется речь ребенка, потому что он общается с большим количеством говорящих и слышащих людей разного возраста.
Тематика экскурсий может быть связана с учебным предметом, может носить широкий коррекционно-развивающий и воспитательный характер.
По месту в учебном процессе выделяют:
вводные;
текущие;
обобщающие экскурсии.
По содержанию:
предметные;
комплексные.
По месту проведения:
природоведческие;
производственные;
исторические;
культурологические.
Во внеурочное время можно проводить следующие виды экскурсий:
искусствоведческие;
обществоведческие;
природоведческие;
профориентационные;
познавательные.
Экскурсионные занятия по содержанию познавательного материала подразделяются на:
обществоведческие;
природоведческие.
На обществоведческих экскурсиях очень важно показать школьникам, как на практике происходит разделение общественного труда, раскрыть специфику массовых профессий, помочь учащимся определить свое место в общественном труде. В результате этой работы должны быть сформированы общественно ценные отношения к труду и людям труда.
Природоведческие экскурсии знакомят школьников с многообразием окружающей природы, преобразующей природу деятельностью человека. Педагог приучает воспитанников по-хозяйски относиться к ее богатствам и приумножать их. Экскурсионные занятия достаточно удовлетворяют потребности организма детей в отдыхе, благотворно влияют на формирование такого важного для учебной работы качества, как наблюдательность, обогащают учащихся новыми представлениями и понятиями об окружающем мире.
Исследовательский подход к изучению природы позволяет на экскурсиях учить школьников ориентироваться на местности, наблюдать, сравнивать, устанавливать связи между наблюдаемыми предметами и явлениями природы, способствуя формированию навыков самостоятельного изучения окружающей действительности.
Особое внимание уделяется вопросу о дисциплине. Если экскурсия проводится впервые, надо сообщить детям, что экскурсия – это тот же урок, только проводится не в классе, (а, например, в музее, в природе). Поэтому на экскурсии необходимо соблюдать тишину при объяснении, не мешать товарищам. Необходима дисциплина и при передвижении к месту экскурсии. Если экскурсия проводится не впервые, всё же не мешает напомнить детям правила поведения, сделав особое предупреждение тем детям, которые плохо вели себя на предыдущих экскурсиях.
При подведении итогов экскурсии целесообразно остановиться на оценке дисциплины класса и отдельных учеников, наглядно показывая последствия плохого поведения (плохое усвоение материала, напрасная потеря времени, порча оборудования). Это содействует воспитанию сознательной дисциплины и бережного отношения к природе и школьному имуществу.
При планировании экскурсий необходимо учитывать:
возрастные и психологические особенности учащихся;
взаимосвязь внеклассной работы с учебным материалом, соответствие школьной программе;
уровень их готовности к решению познавательных задач;
состояние их слуха, речи и речевой активности.
До проведения экскурсий следует чётко определить познавательно – развивающие и коррекционные задачи:
развитие и обогащение знаний и представлений об окружающем мире;
развитие мыслительных операций и познавательной активности;
активизация речевого общения, формирование речевого поведения и культуры речи;
развитие осознанного отношения к окружающему и воспитание самостоятельности, творческой активности;
развитию осознанного отношения к окружающему, индивидуальных личностных качеств.
Учитывая психофизические особенности детей с недостатками слуха, специфику усвоения ими программного материала, проведение с ними экскурсий требует тщательной подготовки. Она включает: определение ее цели, задач, содержания, методов; подготовку учащихся: рассказ о цели, содержании, организации экскурсии, о видах работы в ходе экскурсии, постановка вопросов, ответы на которые учащиеся должны найти во время экскурсии; продумывание форм контроля понимания школьниками изучаемого материала; определение содержания беседы, завершающей экскурсию, с целью закрепления усвоенного материала.
Эффективность проведения экскурсии с учащимися, имеющими нарушение слуха, определяется четкостью ее организации.
Организация экскурсии во внеклассное время включает три основных этапа проведения:
подготовительный;
ход экскурсии (собственно экскурсия);
заключительный.
На подготовительном этапе учитель по развитию слухового восприятия совместно с учителями-предметниками и классным руководителем подготавливают учащихся к экскурсионному мероприятию. Продумывают примерный план экскурсии, определяют ее цели и задачи. На индивидуальном занятии можно провести беседу со школьниками о запланированной поездке, указать, на что обратить внимание (для чего с какой целью будут проводить наблюдение, исследования и т.д.). Большое значение для успешного проведения экскурсии имеет пробуждение у учащихся интереса и соответствующего настроения, поэтому иногда вступительную беседу дополняют презентацией или учебным фильмом. Необходимо подготовить для восприятия детьми специальный речевой материал, ряд вопросов и заданий для отдельных учащихся и всего класса. На организационной части индивидуального занятия можно отработать сложный речевой материал или диалоги по теме экскурсии. Планируем формы обсуждения её результатов.
Ход экскурсии. Основная задача при проведении экскурсии- организовать наблюдения детей, т. е. направить их внимание на существенные стороны изучаемого объекта или явления. Это достигается путем постановки ряда вопросов-заданий, заставляющих детей внимательно рассмотреть весь предмет или явление в целом, сравнить его с другими предметами, найти сходства и отличия, рассмотреть его части и т. д. В ходе экскурсии взрослый дает словесные пояснения относительно наблюдаемого, вовлекает детей в общение, следит за выполнением индивидуальных заданий, оказывает помощь в случае затруднений. Дети учатся действовать в группе, в команде; учатся слушать педагога и друг друга. С расширением представлений об окружающем мире совершенствуется речь ребят, пробуждается любознательность, что, естественно, выражается в повышении речевой активности. Важно чтобы дети не только наблюдали те или иные объекты и предметы, но и не боялись задавать интересующие вопросы. Возникающие ситуации речевого общения способствуют активизации речевого развития, усвоению новых слов, фраз. Формируется речевое поведение школьников. При воспроизведении и коррекции опорных представлений, знакомстве с новыми понятиями можно использовать метод эвристической беседы, использовать иллюстрации, просмотр видео, краткие записи, заполнение таблиц, составление схем, которые после экскурсии могут дополняться новыми материалами.
После экскурсий результаты наблюдений, общения, деятельности обобщаются и закрепляются в словесной форме. После экскурсии знания и речевой материал закрепляются при изготовлении альбомов, стендов, рисунков, организации выставки коллекций или поделок из собранных материалов, при написании отчетов, сочинений, а также в беседах, при чтении литературы по теме экскурсии. Для себя определяем трудности, с которыми столкнулись ученики во время экскурсии, ошибки в речевых высказываниях , намечаем вопросы и задания для детей, трудный речевой материал для отработки на последующих занятиях.
Таким образом, экскурсия – эффективная организационная форма воспитательной работы со школьниками с нарушением слуха. Учебные экскурсии развивают у детей наблюдательность, способствуют адаптации ребёнка в окружающем мире, обеспечивают уточнение и закрепление представлений. Человек в современном обществе должен быть готов к овладению разными социальными ролями, к приобретению и смене профессий, должен уметь приспосабливаться к быстро изменяющимся обстоятельствам жизни. При хорошей адаптации он успешно выполняет социальные роли, имеет высокий социальный статус, психологическую удовлетворенность социальной средой.