Просмотр содержимого документа
«"Формирование навыков самостоятельной работы на уроках сельскохозяйственного труда"»
Формирование навыков самостоятельной работы на уроках сельскохозяйственного труда.
Самостоятельная работа – это форма организации обучения, заключающаяся в выполнении учащимися заданий с целью усвоения знаний, приобретения умений и навыков развития мыслительной и моторной (двигательной) деятельности. В процессе трудового обучения самостоятельные работы учащихся широко распространены на уроках, экскурсиях, лабораторных и практических занятиях.
Говоря о формировании навыков самостоятельной работы у школьников, необходимо иметь в виду две тесно связанные между собой задачи. Первая из них заключается в том, чтобы развить у обучающихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение. Вторая в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.
Самостоятельная работа играет ведущую роль на уроках профессионально трудового обучения и степень самостоятельности школьников при выполнении тех или иных видов самостоятельных работ связана с характером их деятельности, которая начинается с пятого класса с подражательных действий, затем к окончанию школы усложняется и имеет свои высшие проявления.
На своих уроках формирую у учащихся простейшие навыки самостоятельной работы (заполнение таблиц и схем, решение несложных задач по подсчету урожая овощных культур, по составлению рационов питания для животных и т.п. В этом случае самостоятельной работе учащихся предшествует наглядный показ работы, сопровождаемый четким объяснением, записями на доске. Например: когда изучаем почвенные смеси, применяем технологические карты, а на самостоятельной работе, учащиеся составляют схемы уже самостоятельно.
С ноября по март мы занимаемся в классах теорией по учебникам. При работе с учебником дети самостоятельно ищут ответы на вопросы, на уроках использую рабочие тетради по сельскохозяйственному труду, имеющимися в нашей библиотеке, в них содержится богатый материал для проведения самостоятельных работ( я делаю ксерокопию листочков). Для успешного обучения кроме традиционных уроков , включаю такие формы работы, как наблюдение за растениями гороха, фасоли, томатов после посева семян, наблюдение за зимовкой сада, перезимовало дерево или нет; экскурсии в лужок Жива ли зимой трава под снегом; лабораторные работы по теме Почва, Минеральные удобрения, Определение крахмала в картофеле. После прохождения тем, для проверки знаний, умений проводятся самостоятельные работы.
Для осуществления практической части уроков сельскохозяйственного труда в школе имеются 2 теплицы, клумбы. Предмет с/х труд изучается учащимися с 5по 9 класс.
В 5-м классе учащиеся знакомятся с предметом с/х труда, его значением в жизни людей, учатся самостоятельно, но под контролем учителя, выполнять доступные им работы на клумбах, на территории школы(собрать осенью листья деревьев, бумажки, подмести дорожку),.
В 6-7-х классах у учащихся происходит формирование первичных навыков и умений приемов работы различными инструментами. Они учатся ухаживать за клумбами, плодовыми деревьями, полоть, поливать растения.
В 8-9-х классах учащиеся закрепляют полученные знания и навыки и получают устойчивые умения самостоятельной работы в теплице, на территории школы, в классе. Ребята сеют семена томатов, цветов на рассаду в классе, подготавливают теплицы к использованию, делают грядки, высаживают рассаду томатов в теплицу, рассаду цветочных растений в клумбы, ухаживают за растениями. Все сельскохозяйственные работы выполняют учащиеся уже самостоятельно. Учитель только выдает задание и осуществляет контроль за его выполнением.
В зависимости от форм обучения применяются индивидуальные и групповые формы организации самостоятельных работ.
Индивидуальная форма организации самостоятельных работ имеет преимущества перед другими формами. Она состоит в том, что лучше способствует вовлечению в работу исключительно всех учеников. Каждый из них получает конкретное задание, которое предполагает выполнение определенной работы. Эта форма организации позволяет работать в индивидуальном темпе, каждый ученик может выполнять задания в собственном стиле в соответствии со своими умениями и способностями. (например-выполнение тестовых заданий, полить отведенную ученику клумбу).
Индивидуальная форма организации самостоятельных работ активизирует учащихся в том смысле, что все ученики, даже более пассивные и ленивые, должны выполнить задания сами, не дожидаясь остальных учащихся.
При групповой форме учащиеся делятся на группы по несколько человек для выполнения той или иной задачи. Задание дается группе, а не отдельному ученику. (Например: разбиваю ребят по 2-3 человека и для закрепления темы предлагаю решить кроссворд, на практических занятиях ребята самостоятельно одной группой делают лунки, другие высаживают рассаду томата в теплице или одна группа сгребает листья граблями, другая- подметает и выносит листья) Групповая форма работы регулирует сотрудничество учащихся.
В процессе выполнения самостоятельных работ учащиеся приобретают более конкретные, осознанные знания, умения и навыки; учатся наблюдать, сравнивать, использовать полученные знания в повседневной жизни.
Рекомендации
При отборе содержания самостоятельной работы необходимо учитывать следующие условия, способствующие повышению эффективности ее применения:
1. Обеспечение правильного сочетания объема совместной с учителем работы и самостоятельной.
2. Обеспечение ученика необходимыми методическими материалами с целью превращения процесса самостоятельной работы в процесс творческий.
3. Контроль за ходом самостоятельной работы и меры, поощряющие ученика за ее качественное выполнение