kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад "Формирование навыков жизнеобеспечения у учащихся с ОВЗ через уроки сельскохозяйственного труда"

Нажмите, чтобы узнать подробности

      Условия современной жизни предъявляют высокие требования к выпускнику. Чтобы быть готовым к вступлению в самостоятельную жизнь, нужно иметь необходимый запас знаний, профессиональную подготовку, умение адаптироваться в новых для выпускника условиях, правильно строить свои отношения с людьми, иметь желание трудиться.

Как же помочь в этом плане учащимся? Задача коррекционной школы 8-го вида помочь воспитанникам в самоопределении, самореализации и в выборе трудового пути. Программа трудового обучения по с\х труду рассчитана на подготовку учащихся к работе в сельском хозяйстве  в качестве рабочих овощеводческих, садоводческих бригад, а так же на животноводческих фермах с частичной механизацией процессов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Формирование навыков жизнеобеспечения у учащихся с ОВЗ через уроки сельскохозяйственного труда"»


ГКОУ «Головинщинская школа-интернат»






Формирование навыков жизнеобеспечения

у учащихся с ограниченными возможностями через уроки сельскохозяйственного труда.






Из опыта работы учителя:

Донсковой А. В.








2015 год




СОДЕРЖАНИЕ:


  1. Психолого - педагогическое обоснование темы.

  2. Формирование устойчивой мотивации к сельскохозяйственному труду.

  3. Методы и приемы обучения, и развитие учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

  4. Практическая направленность обучения сельскохозяйственному труду.

  5. Результаты деятельности.

  6. Литература.



































ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ

Условия современной жизни предъявляют высокие требования к выпускнику. Чтобы быть готовым к вступлению в самостоятельную жизнь, нужно иметь необходимый запас знаний, профессиональную подготовку, умение адаптироваться в новых для выпускника условиях, правильно строить свои отношения с людьми, иметь желание трудиться.

Как же помочь в этом плане учащимся? Задача коррекционной школы 8-го вида помочь воспитанникам в самоопределении, самореализации и в выборе трудового пути. Программа трудового обучения по с\х труду рассчитана на подготовку учащихся к работе в сельском хозяйстве в качестве рабочих овощеводческих, садоводческих бригад, а так же на животноводческих фермах с частичной механизацией процессов.


ФОРМИРОВАНИЕ УСТОЙЧИВОЙ МОТИВАЦИИ К СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОМУ ТРУДУ

Именно уроки с\х труда формируют у учащихся готовность и способность к активному участию в созидательном труде. Моя задача, как учителя, заключается в формировании знаний, умений и навыков в работе, развитии определенных качеств личности, которые необходимы для становления сознательного отношения к труду, морально- волевых и эмоциональных факторов, отражающих положительное отношение к систематической трудовой деятельности.

Основными направлениями деятельности являются: (Слайд 2)

1. Формирование устойчивой мотивации к с\х труду в целом и конкретно к каждой теме.

2. Коррекционная направленность обучения и воспитания в соответствии с возможностями каждого ребенка.

3. Практическая направленность обучения с ориентацией на востребованность знаний, умений и навыков в жизни.

4. Экономическая направленность обучения.

Для реализации данных направлений использую (Слайд 3) технологию коррекционно- развивающего обучения и личностно- ориентированного подхода на уроках с\х труда.

Поэтому, организуя образовательный процесс, я развиваю у учащихся такие положительные качества как: ответственность, дисциплинированность, коллективизм. Именно в процессе труда формируются личностные качества, способность работать в коллективе.

Труд является важным средством коррекции и развития личности. На первом занятии с детьми объясняю, зачем в нашей школе введен такой предмет как с\х труд. Все продукты питания, а также натуральные ткани – это результат труда человека в сельском хозяйстве. Сельское хозяйство - это основа жизни человека на нашей планете. В беседе с ребятами выясняю, у кого есть подворье, какие работы выполняют ребята дома. Некоторые учащиеся, у которых семья не имеет участка, не всегда проявляют интерес к беседам. Для таких ребят провожу несложные расчеты (сколько нужно овощей для семьи на год). Переводим на деньги. Дети видят, какая получается экономия семейного бюджета, если семья имеет земельный участок.

У ребят появляется интерес, а это залог успеха в обучении. Они понимают, что материал , изученный на уроках с\х труда пригодится им в самостоятельной жизни.

Таким образом, к моменту выпуска формируется один из критериев положительного отношения к учению, а именно - сформированность познавательных интересов. Под этим критерием понимается относительно устойчивое стремление личности проникать в сущность явлений и овладевать способами добывания новых знаний.

Чтобы определить уровень сформированности познавательного интереса у учащихся оцениваю: насколько сформирована учебная деятельность и умение выполнять действия по инструкции, какова самооценка учащихся.

Эти данные использую при дифференцированном подходе обучения и воспитания. Как учитель понимаю, что должна дать знания, умения и сформировать навыки всем присутствующим на занятии, независимо от того, куда, в какую группу диагностических данных определен ученик.

Формирование личности, дальнейшая социальная адаптация зависят от учителя и взаимопонимания учителя с учеником.

Зная особенности ребят мне легче организовать учебный процесс.

Я пришла к выводу, что единообразия в требованиях не должно быть. Надо считаться с состоянием здоровья ребенка и его желанием выполнять работу. Чаще давать возможность ученику выбрать наиболее интересующее его задание по содержанию и выполнению работ. У учителя с\х труда такая возможность есть. На одном и том же уроке одни ребята готовят почву, другие сеют, поливают, делают заделку семян. Для меня главное, чтобы ребенок с желанием выполнял работу.


МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА КОРРЕКЦИЮ И РАЗВИТИЕ УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Уроки труда создают наиболее благоприятные условия для коррекции недостатков, присущих умственно отсталым школьникам в трудовой и познавательной деятельности.

Первостепенным значением в коррекции недостатков является понимание зоны ближайшего развития, как зоны совместной деятельности педагога и ребенка. Функцией педагога становится организующая деятельность, создающая педагогические ситуации, в которой ребенок раскрывается как личность, а учитель выступает не в роли основного источника информации, а в роли организатора эффективных условий обучения.

Для реализации коррекционных задач работу провожу в следующих направлениях: (Слайд 4)

1. Коррекция познавательной деятельности умственно отсталых школьников.

2. Формирование общетрудовых навыков:

  • работа с текстом (запоминание и воспроизведение);

  • работа с планом (развитие навыков самостоятельного планирования);

  • привитие умений и навыков, связанных с выполнением практического задания;

  • самопроверка и самоконтроль.

При этом включаю различные приемы:

  • приемы, обеспечивающие доступность учебного материала \ простота и дозированность учебной информации\;

  • логические приемы \ коррекция внимания, мышления, памяти, анализа, общения.

(Слайд 5)

При обучении учащихся наиболее значимую роль играют словесные методы (беседа, дискуссия), наглядные (технологические карты, схемы, плакаты, натуральные образцы растений, их плодов и семян), практические методы. В начале использую развернутую, подробную инструкцию, широко подкрепленную наглядными средствами, а затем ввожу постепенное свертывание словесно - наглядной информации о характере и последовательности выполнения действий.

В усвоении теоретического материала учащимися коррекционной школы существенную роль играет повторение. Повторение необходимо т.к. для детей с недостатками развития характерны трудности в обучении и медленное усвоение нового материала. Кроме того, повторение пройденных понятий на новых объектах дает возможность развития логического мышления (перенос действия по аналогии). Чтобы этот этап урока усвоили учащиеся, включаю познавательные элементы, логические задачи или разгадывание простых кроссвордов. Это своеобразная гимнастика ума, развивающая и тренирующая мышление учащихся, их память. Учу анализировать, отбирать нужные знания. К тому же ребятам это нравится, они активно включаются в процесс.

На разных этапах урока, как для повторения, так и для закрепления использую карточки - задания. Такого рода задания способствуют формированию логических связей.

Например: убери лишний овощ: РЕДЬКА, МОРКОВЬ, ЛУК, РЕПА, СВЕКЛА (уберем лук, т.к. он не относится к корнеплодам ).

Кроме того, провожу тестирование.

Например:

1. Какие виды операций будете применять при пикировке томатов?

( а) рыхление всходов, б) подготовка почвы, в) прополка всходов, г) разметка рядков, д) посадка растений , ж) подкормка, з) полив ) А.В,Ж не выписывать.

2.К какой группе овощных культур относится свекла. Правильный ответ подчеркнуть: КОРНЕПЛОДЫ, ПЛОДОВЫЕ, КАПУСТНЫЕ, ЗЕЛЕННЫЕ, ЛУКОВИЧНЫЕ.

При объяснении нового материала стараюсь использовать жизненный опыт учащихся, их запас знаний и представлений по изучаемой теме. После сообщения темы и цели занятия, спрашиваю ребят: « Нужно ли нам изучать темы, пригодятся ли они вам в будущей самостоятельной жизни?» Таким образом, добиваюсь, чтобы учащиеся приняли цель, поставленную мною, т.е. совпадали цели учителя и ученика.


После беседы с учащимися излагаю по изученной теме ту информацию, с которой дети не знакомы, а закрепление изученного материала завершается выполнением практической работы. В целях планирования трудового процесса разбираю с учащимися каждый этап практического задания. Выбираем способ рационального выполнения практического задания. Например: при изучении темы « Обработка почвы» обращаю внимание на каждое движение:

  • почему следует отрезать одинаковые пласты почвы при вскапывании? Чтобы борозды были ровные.

  • почему укладываем пласт на боковую часть борозды? Чтобы поверхность почвы была ровной, без бугров и ям.

  • почему пласт переворачиваем? Чтобы были заделаны растительные остатки и сорняки.

После такого разбора учащиеся будут выполнять работу качественно. Конечный результат ребята видят, когда после обработки почвы пойдет посев культуры, рост и уборка выращенного.

Так же ребятам напоминаю то, что после окончания школы они будут самостоятельно выполнять изученные технологии в своем хозяйстве, успешно помогать родителям.

При работе с учащимися стремлюсь к тому, чтобы каждый ребенок с желанием выполнял задание, поддерживал чистоту рабочего места, соблюдал правила техники безопасности, ощущал полезность выполненной работы.


ПРАКТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБУЧЕНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОМУ ТРУДУ

(Слайд 6)

Составляя календарно- тематическое планирование по с\х труду я вношу изменения, потому что в школе нет животноводческой фермы, изучаем только теоретический материал, но больше выделяю часов на изучение таких тем как «Вредители и болезни с\х культур» «Меры борьбы с вредителями и болезнями с\х культур», «Профилактические меры по предупреждению заболеваний выращиваемых культур», « Борьба с сорными растениями». Почему больше часов я уделяю данным темам? Причина одна - с каждым годом все чаще идет развитие таких болезней и вредителей как: фитофтороз томатов, картофеля, черная ножка и кила капусты, поэтому, чтобы вырастить с\х культуры, необходимо подробно и шире знать профилактические меры и меры борьбы с вредителями и болезнями с\х культур.

Немалую роль в адаптации выпускников к самостоятельной жизни играют уроки экономики. С основами экономических знаний знакомлю детей с первого года обучения. Убеждаю и показываю практически: что беречь, как беречь, что экономить. Если кто- то сломает лопату, объясняю, что в любую вещь вложен труд многих людей, может быть и труд самих учащихся. У каждого предмета есть своя стоимость, своя ценность. Я очень надеюсь, что имея собственное хозяйство, они в будущем смогут экономить денежные средства в семье, и получат экологически чистую продукцию, а так же денежный доход. Выполняя практическую работу, ребята видят, что их труд приносит пользу школе, а в дальнейшем, я уверена, что кто- то из выпускников займется выращиванием рассады для себя и для реализации.

Уроки труда способствуют так же развитию и укреплению физического развития личности. Учитель должен заботиться о сохранении здоровья учащихся. Я всегда слежу, чтобы ребята, работая на улице, имели соответствующую погодным условиям одежду, правильно подбирали рабочий инвентарь и т.д.

К моменту выпуска из школы у учащихся должно происходить формирование практических навыков по технологии выращивания овощных культур (картофеля, лука, огурцов, моркови, свеклы, капусты, томатов) и рассады цветочных растений. У каждого выпускника должны быть сформированы навыки самостоятельной работы по подготовке почвы к посадке, они должны уметь проводить посев семян и посадку рассады в грунт, производить уход за выращиваемой культурой, проводить уборку урожая, сортировку овощей, реализацию, знать условия хранения.


– Таким образом, в результате целенаправленной работы по формированию способностей к самостоятельной жизни через уроки с\х труда, происходит постепенное становление жизненной перспективы выпускников.

(Слайд 7)

А именно:

  • формирование общеучебных умений и навыков;

  • умение получать необходимую информацию и использовать ее адекватно ситуации;

  • формирование навыков жизнеобеспечения;

  • включение в посильный труд;

  • формирование способностей к индивидуальной трудовой деятельности:

    • умение планировать предстоящую работу,

    • осуществлять самоконтроль за качеством работы.


РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

При выполнении практических работ учащиеся показывают сформированный уровень умений и навыков в соответствии с их возможностями. К выпускному классу у большинства учащихся должна формироваться правильная жизненная позиция, умение действовать в соответствии с обстановкой.

Для продуктивной работы на уроках с\х труда в школе-интернате есть земельный участок и весенняя теплица.

К индивидуальной трудовой деятельности, наших выпускников удастся подготовить, благодаря корректировке программы по с\х труду, которая позволяет учащимся овладеть элементарными умениями и навыками для выполнения несложных работ.

Старшеклассники должны самостоятельно:

  • готовить свое рабочее место к уроку;

  • подбирать нужный инвентарь в соответствии росту и силе;

  • поддерживать чистоту рабочего места;

  • проводить обработку почвы;

  • готовить семена к посеву;

  • вносить удобрения для повышения плодородия почвы;

  • проводить посадку овощных и цветочно - декоративных культур;

  • осуществлять уход за культурами во время роста \ полив, рыхление, прополка, подкормка \;

  • знать признаки созревания культур и время уборки;

  • знать условия хранения овощных растений;

  • знать и применяют правила пользования ручным инвентарем;

  • уметь реализовать убранный урожай.

На занятиях я использую различные формы проведения практических работ:

  • индивидуальные;

  • коллективные;

  • работа в парах (совместно выполняя работу, друг другу помогают более качественно сделать работу т.к. один хорошо владеет навыками обработки почвы, другой умеет правильно провести посев, полив и заделку семян);

На уроках с\х труда изучаем технологию выращивания культур нашего края (моркови, свеклы, огурцов, томатов и.т.д.)

Экономическая направленность уроков с\х труда также способствует подготовке выпускника к индивидуальной трудовой деятельности. На уроках учим ребят проводить расчеты средней урожайности, узнаем валовой сбор урожая, учим экономно вести расход средств на закупку семян и на приобретение инвентаря.

Выпускник, изучив программу по с\х труду, которая включает отделы овощеводства, садоводства, цветоводства, животноводства, имеет выбор для самореализации в своей жизни по месту жительства. Ради этого хочется работать и быть полезной людям.

(Слайд 8)

Результаты работы

  • Формируется правильная жизненная позиция, умение действовать в соответствии с обстановкой;

  • Дети готовы к индивидуальной трудовой деятельности;

  • Возрастает ответственность, дисциплинированность, повышается самоконтроль при выполнении работы;

  • Изучив разные разделы программы \ овощеводство, растениеводство, животноводство, цветоводство\ учащиеся имеют выбор для самореализации по месту жительства.



Формирование навыков жизнеобеспечения

  • Экономическая направленность уроков с\х труда.

  • Коррекционная направленность обучения и воспитания.

  • Корректировка календарных планов.

  • Личностно- ориентированный подход \ формирование устойчивой мотивации\

  • учитель- ученик

  • ученик- ученик

  • учитель- ученик- родитель

  • Практическая направленность

  • систематическое проведение практических работ;

  • составление технологических карт.


В заключение приведу слова ученика и соратника А.С.Макаренко В.Н.Терского. Он очень доступно определил роль педагога, занимающегося обучением учащихся труду:


(Слайд 10)

«ПОЧЕМУ У НАС МНОГИЕ НЕ ЛЮБЯТ СВОЮ РАБОТУ? ДА БОЛЬШЕ ВСЕГО ПОТОМУ. ЧТО НЕ УМЕЮТ ЕЕ ХОРОШО ДЕЛАТЬ. РАБОТАЯ ЧЕРЕЗ ПЕНЬ- КОЛОДУ, ДЕЛА СВОЕГО НЕ ПОЛЮБИШЬ. КАЖДЫЙ ЛЮБИТ ДЕЛАТЬ ТО, ЧТО ОН УМЕЕТ ДЕЛАТЬ ХОРОШО. И ПОЭТОМУ, МОЖЕТ БЫТЬ, ГЛАВНОЕ В НАШЕМ ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ДЕЛЕ - УЧИТЬ ДЕТЕЙ ХОРОШО ДЕЛАТЬ СВОЮ РАБОТУ»


Только четкая целенаправленная спланированная работа на всех отделах пришкольного участка воспитывает и развивает ученика, формирует умение и навыки, необходимые каждому человеку занимающемуся трудом на земле.






ЛИТЕРАТУРА:

1. Ковалева Е.А. Методика обучения сельскохозяйственному труду.- М.Просвещение, 1986.

2. Мирский С.Л. Методика профессионального трудового обучения во вспомогательной школе. М. Просвещение. 1988.

3. Мирский С.Л. Формирование знаний учащихся вспомогательной школы на уроках труда. М.Просвещение,1992

4. Журнал «Дефектология» №4-2002 г, №6- 2004 г.

5. Учебная программа.















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Донскова Анна Васильевна

Дата: 08.02.2017

Номер свидетельства: 389300

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Презентация "Формирование навыков жизнеобеспечения у учащихся с ОВЗ""
    ["seo_title"] => string(80) "priezientatsiia_formirovaniie_navykov_zhiznieobiespiechieniia_u_uchashchikhsia_s"
    ["file_id"] => string(6) "389304"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1486543742"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства