kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация к уроку химии в 11 классе "Дисперсные системы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Дисперсные системы.

Изучение дисперсных систем в виде отдельного блока целесообразно, поскольку они широко распространены в быту, природе, играют большую роль в различных производственных и природных процессах (геологических, почвенных). Необходимо знать виды дисперсных систем, их свойства, чтобы научиться понимать проявления нежелательных процессов в окружающей среде и правильно решать многие научно-технические и экологические проблемы.

На предыдущих этапах изучения химии учащиеся знакомились с многообразием веществ и установлением взаимосвязи меду строением, составом и свойствами вещества, а при изучении дисперсных систем они узнают о новой зависимости – зависимости свойств вещества от состояния их раздробленности.

При изучении  дисперсных систем встречается много новых терминов, поэтому необходимо составить их перечень с соответствующими разъяснениями и по мере знакомства с дисперсными системами обращаться к этому перечню.

Цель уроков: Обобщить, систематизировать знания по теме; создать на уроке атмосферу поиска и сотрудничества, дать каждому ученику возможность достичь успеха.

Образовательные задачи:

  1. Проконтролировать степень усвоения основных  ЗУН по теме:
  • Сформулировать понятие дисперсной системы.
  • Познакомить с классификацией дисперсных систем по различным признакам.
  • Привлечь внимание учащихся к дисперсным системам большой практической значимости: суспензиям, эмульсиям, коллоидным растворам, истинным растворам, аэрозолям, пенам;

1.Продолжить формирование общеучебных умений (осуществлять самоконтроль; сотрудничать; использовать компьютер, ноутбук, интерактивную доску).

2.Продолжить формирование навыков самостоятельной работы учащихся с учебником, дополнительной литературой, сайтами Интернета.

Воспитательные задачи:

  1. Продолжить развитие познавательных интересов учащихся;
  2. Воспитывать культуру речи, трудолюбие, усидчивость;
  3. Продолжить формирование ответственного, творческого отношения к труду;

Развивающие задачи:

  1. Развивать умение использовать химическую терминологию
  2. Развивать   мыслительные операции (анализ, синтез, установление  причинно-следственных связей, выдвижение гипотезы, классификация, проведение аналогий, обобщение, умение доказывать, выделение главного);
  3. Развивать интересы, способности личности;
  4. Развивать умение проводить, наблюдать и описывать химический эксперимент;
  5. Совершенствовать коммуникативные умения учащихся в совместной деятельности (умение вести диалог, выслушивать оппонента, аргументировано обосновывать свою точку зрения) и информационно - познавательную компетентность учащихся.

Оборудование:

  • Таблица №6 «Дисперсные системы» - высвечивается на доске и дается на каждый стол.
  • На демонстрационном столе: образцы различных дисперсных систем и прибор для демонстрации эффекта Тиндаля.
  • Компьютеры, медиопроектор.

Дисперсные системы, их виды.

Ход урока.

Во вступительном слове обосновывается необходимость изучения дисперсных систем, подчеркивается, что дисперсные системы – это не отдельный класс веществ, как думали раньше, столкнувшись с коллоидными системами(яичный белок, белок сои и др.), а состояние веществ, но не агрегатное, а состояние раздробленности вещества, обуславливающее его свойства.

Разъясняется значение термина «дисперсный», даются определения дисперсной системы, дисперсной фазы, дисперсной среды.

Отмечается, что дисперсные системы окружают нас повсюду. К ним относятся воздух, вода, пищевые продукты, косметика, лекарства, природные тела(горные породы, организмы растений и животных), а также разнообразные строительные и конструкционные материалы.

Демонстрируются образцы дисперсных систем: вода из-под крана, растворы различных солей, раствор яичного белка, спиртовая вытяжка хлорофилла, канцелярский клей, молоко, глина в воде, лекарственный препарат «Альмагель»,  питательный крем, зубная паста, кусок пемзы, кусок пенопласта, смесь растительного масла с водой, майонез, аэрозольные баллончики.

Еще раз отмечается, что под дисперсными системами понимают образования из двух и более числа фаз с сильно развитой поверхностью между ними, и что основной признак дисперсной системы – сильно развитая поверхность дисперсной фазы.

Рассматривается классификация дисперсных систем по размеру частиц и агрегатному состоянию дисперсной фазы и дисперсной среды

Дисперсные системы:

 1. грубодисперсные (суспензии, эмульсии, аэрозоли)                                                                 

  2.тонкодисперсные (коллоидные и истинные растворы)                                                    

На основании данных схемы  и таблицы  характеризуется каждый вид дисперсной системы, классифицируются на демонстрационном столе натуральные объекты по важнейшим видам дисперсных систем.

Класс делится на 5 групп. Каждой группе предлагается по приведенному ниже плану охарактеризовать ту или иную дисперсную систему.

План.

  1. Характеристика дисперсной системы, примеры, где встречается.
  2. Свойства (внешний вид, видимость частиц, способность осаждаться, способность задерживаться фильтром, наличие заряда).
  3. Получение и разрушение дисперсной системы.
  4. Значение дисперсной системы в быту и производственных процессах, в охране окружающей среды.

В соответствии с планом участники каждой группы подбирают материал по следующим видам дисперсных систем: аэрозоли, эмульсии, суспензии, пены, коллоидные растворы или истинные растворы. Обязательно используются  электронные учебники и материалы сети Интернет. Материал скачивается в свою папку на компьютер и используется для  создания презентации для  выступления на конференции по теме «Дисперсные системы вокруг нас».

Кроме того, каждая группа получает практическую задачу, которая стояла перед химиками и была решена специалистами. Задание написано на карточке и вручается руководителю группы.

Задание №1.

Известен следующий способ снижения запыленности воздуха: загрязненный воздух пропускается через камеры, в которых распыляется обычная вода. Капельки воды поглощают частицы пыли и оседают на дно камеры.

Предлагается найти способ повышения степени очистки запыленного воздуха с помощью разбрызгиваемой воды.

(Один из ответов можно найти в книге Г.В.Лисичкина и В.И.Бетанели «Химики изобретают». М., Просвещение, 1990. стр. 85).

Задание №2.

Вводной среде молока эмульгированы мелкие капельки жира. Они постепенно поднимаются на поверхность, поскольку их плотность меньше, чем плотности воды. В молоке за несколько часов образуется слой сливок. Молоко является не устойчивой эмульсией.

Молоко, поступающее в продажу с предприятий молочной промышленности, должны быть более устойчивы к расслоению.  Каким образом можно повысить устойчивость данной эмульсии.

 Задание №3.

Суспензии – это дисперсные системы, в которых маленькие твердые частицы распределены в жидкости. Суспензии неустойчивы и постепенно твердые частицы под действием силы тяжести выпадают в осадок. Основным способом отделения твердого вещества от жидкости в суспензиях является фильтрование. На фармацевтической фабрике возникла задача быстрого разделения суспензии путем фильтрования, причем  было необходимо выделить для дальнейшей переработки, как жидкость, так и взвешенную в ней твердую фазу. Для этого суспензию стали пропускать через мелкоячеистый фильтр из металлической сетки. По мере накопления осадка скорость фильтрования уменьшалась и , наконец, процесс практически прекратился.

Необходимо найти принципиальную схему устройства, которое позволило бы вести процесс фильтрования суспензии в непрерывном режиме.

(Один из ответов можно найти в книге Г.В.Лисичкина и В.И.Бетанели «Химики изобретают». М., Просвещение, 1990. стр. 76).

Задание №4.

Для получения тепло- и звукоизолирующих полимерных материалов их необходимо вспенивать «вспучивать»), т.е. получать пенопласты. Это материалы, в которых в массе твердого полимера содержится большое количество пузырьков газа. Одним из способов получения пенопластов является применение веществ – газообразователей. Эти вещества при полимеризации разлагаются с выделением газа.

Необходимо предложить вещества, которые можно использовать в качестве газообразователей, и составить уравнения реакций их разложения.

Задание №5.

Выяснить, что такое кровоостанавливающий карандаш. Объяснить, на чем основано его действие.

Сведения об изученных дисперсных системах.

Характеристика дисперсных систем.

Виды дисперсных систем.

аэрозоли

эмульсии

суспензии

Коллоидные растворы

Истинные растворы

Состав

Примеры

Размеры частиц

Внешний вид

Способность осаждаться

Получение

Разрушение

Значение

В заключительном слове учитель еще раз отмечает большое практическое значение дисперсных систем. Они применяются в пищевой промышленности, производстве искусственного шелка, крашении тканей, кожевенной промышленности, сельскохозяйственном производстве, почвоведении, медицине, строительстве и других отраслях  народного хозяйства. Знания о дисперсных системах, способах образования и разрушения, закономерностях поведения их в природных процессах позволяют решать научно-технические и экологические проблемы.

Используемая литература:

1.Габриелян О.С. Химия 11 класс. – М. Дрофа 2005.

2.Лагунова Л.И. Преподавание обобщающего курса химии в средней школе. – Тверь, 1992г.

3.Политова С.И. Общая Химия. Опорные конспекты. 11 класс. – Тверь, 2006г.

4.http://festival.1september.ru

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«презентация к уроку химии в 11 классе "Дисперсные системы" »

Дисперсные системы

Дисперсные системы

Что называют раствором?
  • Что называют раствором?

2. Изобразите в виде схемы состав раствора.

3. Вспомните, что называют растворителем?

4. Если растворитель и растворенное вещество находятся в одинаковом состоянии, то какой из компонентов является растворителем?

Чистые вещества в природе встречаются очень редко. В природе чаще всего встречаются смеси различных веществ.
  • Чистые вещества в природе встречаются очень редко.
  • В природе чаще всего встречаются смеси различных веществ.

Смеси

Гомогенные

(однородные), составные части нельзя обнаружить ни визуально, ни с помощью оптических приборов

Гетерогенные

(неоднородные), составные части можно обнаружить визуально или с помощью оптических приборов

Дисперсные системы

Дисперсные системы

Дисперсными называют гетерогенные системы, в которых одно вещество в виде очень мелких частиц равномерно распределено в объеме другого

Дисперсными называют гетерогенные системы, в которых одно вещество в виде очень мелких частиц равномерно распределено в объеме другого

Это то вещество, которое присутствует в меньшем количестве и распределено в объеме другого.  Это вещество, присутствующее в большем количестве, в объеме которого распределена дисперсная фаза.

Это то вещество, которое присутствует в меньшем количестве и распределено в объеме другого.

Это вещество, присутствующее в большем количестве, в объеме которого распределена дисперсная фаза.

Дисперсная система твердое вещество - газ Дф -Дс Смог Дым  Пыль в воздухе

Дисперсная система

твердое вещество - газ

Дф -Дс

Смог

Дым

Пыль в воздухе

Дисперсная система (Дф-Дс) твердое вещество - жидкость Ил в речной воде Строительный раствор Раствор соли

Дисперсная система (Дф-Дс)

твердое вещество - жидкость

Ил в речной воде

Строительный раствор

Раствор соли

Дисперсная система твердое вещество - твердое вещество Минералы  Руда  Стекла

Дисперсная система

твердое вещество - твердое вещество

Минералы

Руда

Стекла

Дисперсная система жидкость - газ Аэрозоли  Туман

Дисперсная система жидкость - газ

Аэрозоли

Туман

Дисперсная система жидкость - жидкость Соки  Внутренняя среда организма (плазма крови)

Дисперсная система

жидкость - жидкость

Соки

Внутренняя среда организма

(плазма крови)

Дисперсная система жидкость - твердое вещество Тушь  Кремы Помада

Дисперсная система

жидкость - твердое вещество

Тушь

Кремы

Помада

Система газ - газ

Система газ - газ

Дисперсная система газ - жидкость Шипучие напитки Пена

Дисперсная система газ - жидкость

Шипучие напитки

Пена

Дисперсная система газ - твердое вещество Почва с пузырьками воздуха Поролон Керамика Кирпич  Пористый шоколад

Дисперсная система

газ - твердое вещество

Почва с пузырьками воздуха

Поролон

Керамика

Кирпич

Пористый шоколад

Грубодисперсные системы Размер частиц дисперсной фазы больше 100нм Эмульсии Суспензии Аэрозоли Ж-Ж Т - Ж Ж - Г(туман) Т - Г (дым)

Грубодисперсные системы

Размер частиц

дисперсной фазы

больше 100нм

Эмульсии

Суспензии

Аэрозоли

Ж-Ж

Т - Ж

Ж - Г(туман)

Т - Г (дым)

Тонкодисперсные системы Размер частиц дисперсной фазы от 100нм до 1нм Истинные Коллоидные Растворы растворы (1-100 нм) (меньше 1 нм) золи гели

Тонкодисперсные системы

Размер частиц

дисперсной фазы

от 100нм до 1нм

Истинные

Коллоидные

Растворы

растворы

(1-100 нм)

(меньше 1 нм)

золи

гели

Дисперсные системы с жидкой средой Коллоидные системы Истинные растворы Взвеси Золи Суспензии Эмульсии Гели Молекулярные  Ионные

Дисперсные системы

с жидкой средой

Коллоидные системы

Истинные растворы

Взвеси

Золи

Суспензии

Эмульсии

Гели

Молекулярные

Ионные

100 нм. Это мутные системы, отдельные частицы которых можно заметить невооруженным глазом. Фаза и среда легко разделяются отстаиванием. Суспензии Эмульсии Среда и фаза – жидкости Среда – жидкость, фаза – твердое вещество" width="640"

Взвеси

Это дисперсные системы, в которых размер частиц фазы

100 нм.

Это мутные системы, отдельные частицы которых можно заметить невооруженным глазом. Фаза и среда легко разделяются отстаиванием.

Суспензии

Эмульсии

Среда и фаза – жидкости

Среда – жидкость,

фаза – твердое вещество

Эмульсии Молоко - эмульсия жира в воде Лечебная косметика Водоэмульсионные краски Битумные эмульсии

Эмульсии

Молоко -

эмульсия жира в воде

Лечебная косметика

Водоэмульсионные краски

Битумные эмульсии

Эмульсии в химической технологии Каучуки Поливинилацетат Полистирол

Эмульсии

в химической технологии

Каучуки

Поливинилацетат

Полистирол

Суспензии «Известковое молочко» Эмалевые краски Взвешенная в воде мука Планктон Строительный раствор

Суспензии

«Известковое молочко»

Эмалевые краски

Взвешенная в воде мука

Планктон

Строительный раствор

Суспензии в медицине

Суспензии

в медицине

Коллоидные системы Это такие дисперсные системы, в которых размер частиц фазы от 100 до 1 нм. Эти частицы не видны невооруженным глазом, и фаза и среда отстаиванием разделяются с трудом . Коллоидные растворы (золи) Гели или студни

Коллоидные системы

Это такие дисперсные системы, в которых размер частиц фазы от 100 до 1 нм.

Эти частицы не видны невооруженным глазом, и фаза и среда отстаиванием разделяются с трудом .

Коллоидные растворы (золи)

Гели или студни

Коллоидные растворы или золи Полимеры Клеи  Большинство жидкостей живой клетки: цитоплазма, ядерный сок, кровь, лимфа, пищеварительные соки. Клейстер 18

Коллоидные растворы или золи

Полимеры

Клеи

Большинство жидкостей живой клетки: цитоплазма, ядерный сок, кровь, лимфа, пищеварительные соки.

Клейстер

18

Эффект Тиндаля Эффект  Тиндаля Солнечные лучи проходящие сквозь туман.

Эффект Тиндаля

Эффект Тиндаля

Солнечные лучи проходящие сквозь туман.

Эффект Тиндаля рассеяние света при прохождении светового пучка через оптически неоднородную среду. Обычно наблюдается в виде светящегося конуса (конус Тиндаля), видимого на тёмном фоне. Солнечные лучи проходящие сквозь туман.

Эффект Тиндаля

рассеяние света при прохождении светового пучка через оптически неоднородную среду. Обычно наблюдается в виде светящегося конуса (конус Тиндаля), видимого на тёмном фоне.

Солнечные лучи проходящие сквозь туман.

Коагуляция Слипание коллоидных частиц и выпадение их в осадок. Коагуляция играет важную роль во многих технологических, биологических, атмосферных и геологических процессах. При производстве сыров используют процесс коагуляции молока. В процессе производства молока используются коагулянты ферментативного происхождения.

Коагуляция

Слипание коллоидных частиц и выпадение их в осадок.

Коагуляция играет важную роль во многих технологических, биологических, атмосферных и геологических процессах. При производстве сыров используют процесс коагуляции молока.

В процессе производства молока используются коагулянты ферментативного происхождения.

Гели в пищевой промышленности

Гели

в пищевой промышленности

Гели в природе Хрящи Минеральные  Медузы  Сухожилия  Волосы

Гели

в природе

Хрящи

Минеральные

Медузы

Сухожилия

Волосы

Гели в косметике и медицине

Гели

в косметике и медицине

Синерезис Самопроизвольное уменьшение объема геля, сопровождающееся отделением жидкости. Биологический синерезис сопровождается свертываемостью крови. Синерезис определяет сроки годности пищевых, медицинских и косметических гелей. Гемофилия – заболевание крови (несвертываемость) .

Синерезис

Самопроизвольное уменьшение объема геля, сопровождающееся отделением жидкости.

Биологический синерезис сопровождается свертываемостью крови.

Синерезис определяет сроки годности пищевых, медицинских

и косметических гелей.

Гемофилия – заболевание крови (несвертываемость) .

Истинные растворы Это такие дисперсные системы, в которых размер частиц дисперсной фазы не превышает 1 нм. Молекулярные растворы Ионные растворы Это водные растворы органических соединений и слабых электролитов. Это растворы сильных электролитов.

Истинные растворы

Это такие дисперсные системы, в которых размер частиц дисперсной фазы не превышает 1 нм.

Молекулярные растворы

Ионные растворы

Это водные растворы органических соединений и слабых электролитов.

Это растворы сильных электролитов.

Истинные растворы

Истинные растворы

Задания:

Задания:

  • 1.Определить место дисперсной системы кофе в классификации по агрегатному состоянию фазы и среды.
  • 2. Определить компоненты фазы и среды.
  • 3. Где на практике можно встретиться с пеной.
  • 4. Условия сохранения вкусовых качеств.
  • 5. Зачем кофе готовят на подслащённой воде?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
презентация к уроку химии в 11 классе "Дисперсные системы"

Автор: Некрасова Тамара Николаевна

Дата: 10.06.2014

Номер свидетельства: 101687

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Презентация к уроку "Дисперсные системы" "
    ["seo_title"] => string(45) "priezientatsiia-k-uroku-dispiersnyie-sistiemy"
    ["file_id"] => string(6) "246513"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1446391996"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства