Просмотр содержимого документа
«АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по предмету: "ЧТЕНИЕ" 5 класс»
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету
«Чтение и развитие речи».
5 класс
Разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5 класс
под редакцией В.В. Воронковой).
Составитель:
Попова Е.И.
учитель письма и чтения
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по чтению и развитию речи для 5-9 классов для детей с умственной отсталостью составлена на основе Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под ред. доктора педагогических наук В.В.Воронковой. – М.: «ВЛАДОС», 2008 г. и частично реализует Федеральный компонент государственного образования по предмету « Литературное чтение», утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004года № 1089.
Учебно-методический комплекс
1. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений. VIII вида.
5 - 9 классы В. В. Воронковой Сборник 1,- М.: ВЛАДОС, 2000 г.
2. Малышева З.Ф. Чтение. 5 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида, – М.: Просвещение, 2009 г.
3. Бгажнокова И.М.., Погостина Е.С. Чтение. 6 класс. Учебник для специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида, – М.: Просвещение, 2006 г.
4. Аксенова А.К. Чтение. 7 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида, – М.: Просвещение, 2007 г.
5. Малышева З.Ф. Чтение. 8 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида, – М.: Просвещение, 2013 г.
6. Аксенова А.К., Шишкова М.Н. Чтение. Учебник 9 класса специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида А.К. Аксёнова, Шишкова М.И,- М.: Просвещение, 2007.
Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа
Классы Количество часов в неделю Количество часов в год
5 класс 4 часа 136 часа
6 класс 4 часа 136 часа
7 класс 3 часа 102 часа
8 класс 3часа 102 часа
9 класс 3 часа 102 часа
Цель:
Совершенствовать технику чтения, обеспечивать языковое и речевое развитие
школьников, направленное на их социально-личностное становление, профессиональное
самоопределение в будущей жизни.
Задачи:
- образовательная - совершенствование навыков правильного, беглого и выразительного
чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений русских и
зарубежных классиков и современных писателей.
- развивающая - развитие навыков понимания читаемого материала, развитие речи учащихся
и мышления через обучение правильному и последовательному изложению своих мыслей в
устной и письменной форме.
- воспитательная - формирование нравственных качеств, направленных на социальную
адаптацию, на гражданское, трудовое, эстетическое воспитание учащихся.
Основные направления коррекционной работы
- Развитие высших психических функций: восприятия, внимания, памяти, речи,
мышления.
- Корригировать познавательную деятельность учащихся и их представления об
окружающем мире.
- Коррекция уровня общего и речевого развития учащихся, развитие коммуникативных
На уроках чтения и развития речи осуществляется логические связи с уроками истории,
географии, изобразительного искусства.
Требования к уровню подготовки выпускников
Учащиеся должны уметь:
- читать сознательно, правильно текст целыми словами вслух с соблюдением пауз и
соответствующей интонацией;
- читать про себя;
- отвечать на вопросы по прочитанному;
- выделять главных действующих лиц, уметь выразить к ним свое отношение;
- определять главную мысль произведения;
- читать отрывки по ролям;
- пересказывать прочитанное полностью и выборочно.
Учащиеся должны знать:
- знать наизусть 7-8 стихотворений.
Содержание учебного материала
5 класс
Устное народное творчество (3ч.)
Считалочки. Заклички-приговорки. Потешки. Пословицы и поговорки. Загадки
Сказки (20ч.) «Никита Кожемяка» (Русская сказка).«Как наказали медведя» (Тофаларская сказка). «Золотые руки (Башкирская сказка»). «Морозко» (Русская сказка). «Два Мороза» (Русская сказка). «Три дочери» (Татарская сказка). «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» (Отрывки). А. Пушкин «Серая Шейка» По Д. Мамину-Сибиряку
Картины родной природы. Лето ( 9 ч. )«Июнь». Г. Скребицкий. «Ярко солнце светит...» И. Суриков. «Июльская гроза». (Отрывки.) А. Платонов. «Берёзка». А. Прокофьев. «Вот и клонится лето к закату...» Ю. Гордиенко
Осень ( 7ч.) «Сентябрь». По Г. Скребицкому. « Золотая осень». По И. Соколову-Микитову.«Осень». К. Бальмонт. «Добро пожаловать!» По Г. Скребицкому. «Осенние грусти...» По В. Астафьеву. « Первый снег». И. Бунин.
О друзьях-товарищах ( 12ч. ) «Колючка». Ю. Яковлев. « Рыцарь Вася». Ю. Яковлев. «Витя Малеев в школе и дома »(Отрывок). Н. Носов «Фосфорический» мальчик. В. Медведев. « Дорогой подарок». Л. Воронкова. «Твой друг».Я. Аким.Басни. И. Крылова «Ворона и Лисица», «Щука и Кот»,« Квартет».
Спешите делать добро ( 14ч.) «Будущий олимпиец». Н. Хмелик. «Слепой домик». О. Бондарчук. «Бабка». Осеева «Сухой хлеб», А. Платонов. «Люся». (Отрывок из повести «Последний срок»).В.Распутин. «Труд». В. Брюсов. « Огромное небо». Р. Рождественский.
Картины родной природы (13ч. ) «Зима», «Чародейкою зимою...». Ф. Тютчев.«Декабрь.» .Г. Скребицкий. « К зиме». К. Бальмонт «Всяк по-своему». Г. Скребицкий. «Поёт зима — аукает...» С. Есенин « Берёза». С. Есенин. «Зимняя дорога». А. Пушкин.
Весна( 15ч.) «Март» Г. Скребицкий. «Вот уж снег последний в поле тает…». А. Толстой. « От первых проталин до первой грозы». (Отрывки.) Г. Скребицкий. «Весна-красна». «. Грачи прилетели» . «Заветный кораблик». «В весеннем лесу». «Весенние ручьи.».«Гонимы вешними лучами...». А. Пушкин «Ворона». А. Блок «Подснежник». Е. Серова « Весна». И.Соколов-Микитов.«.Крупный дождь в лесу зелёном» И. Бунин. «Черёмуха». С. Есенин. «Весна, весною, о весне» Я. Аким.
О животных( 15ч.) «Тема и Жучка». (Отрывок из повести «Детство Темы»). «Я. Гарин-Михайловский. Желтухин». (Отрывок из повести
«Детство Никиты».). А. Толстой. «Кот ворюга». К. Паустовский» « Про обезьянку». Б.Житков. « Дачники». Э. Асадов. Из рассказов «Олёны Даниловны». Ф. Абрамов. «Будь
человеком». С. Михалков.
Из прошлого нашего народа ( 14ч.) На поле Куликовом. По О. Тихомирову. Рассказы о войне 1812 года. По С. Алексеевв .«И снится ей жаркое лето...» (Отрывок из
поэмы «Мороз, Красный нос».) Н.Некрасов. Белый пудель. (Отрывки.) А. Куприн «Снега, поднимитесь метелью!» По Л. Жарикову. «У Могилы неизвестного солдата».
Ю.Коринец
Из произведений зарубежных писателей( 14 ч.) «Гаврош». (Отрывки.). В. Гюго«Приключения Тома Сойера». (Отрывок.) Твен «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». (Отрывки.) С. Лагерлёф.«Русалочка». (Отрывок).
Тематическое планирование
5 класс
Устное народное творчество - 3 часа
Сказки - 20 часов
Картины родной природы. Лето - 9 часов
Картины родной природы. Осень - 7 часов
О друзьях-товарищах - 12 часов
Спешите делать добро - 14 часов
Картины родной природы. Зима - 13 часов
Весна -15 часов
О животных -15 часов
Из прошлого нашего народа -14 часов
Из произведений зарубежных
писателей -14 часов
Текст для проверки навыков техники чтения
5 класс
Начало учебного года
Из Москвы мне привезли небольшой перочинный ножичек с костяной
ручкой и двумя зеркальными лезвиями. Одно лезвие побольше, другое -
поменьше. На каждом – ямочка, чтобы зацеплять ногтем, когда нужно открыть пружины новые, крепкие: попыхтишь, прежде чем откроешь лезвие. Зато обратно – только немного наклонишь, так и летит лезвие само, даже ещё и щёлкает на зависть всем мальчишкам. Отец наточил оба лезвия на камне, и ножик превратился в бесценное сокровище. (66 слов)
(В. Солоухин.)
Конец учебного года
Лучше всего наблюдать скворца рано утром, до восхода солнца,
а для этого надо и вставать пораньше. Впрочем, старинная умная пословица
гласит: "Кто рано встал, тот не потерял". Если вы по утрам, каждый день,
будете сидеть тихо, без резких движений где-нибудь в саду или в огороде,
то скворцы скоро привыкнут к вам и будут подходить совсем близко.
Попробуйте бросить птице червяков или крошки хлеба сначала издалека,
потом всё уменьшая расстояние. Вы добъётесь того, что через некоторое
время скворец будет брать у вас пищу из рук и садиться вам на плечо.
А прилетев на будущий год, он очень скоро возобновит и заключит с вами
прежнюю дружбу. (70 слов)
(А.И. Куприн.)
Критерии и нормы оценки знаний, умений учащихся по чтению и развитию речи.
V – IX классы
Минимально необходимый (сниженный) уровень:
Оценка «5» ставится ученику, если он:
- читает правильно, выразительно, с переходом на беглое чтение;
- активно участвует в выделении главной мысли произведения;
- делит текст на части и озаглавливает их с помощью учителя;
- оценивает поступки героев; - отвечает на вопросы и пересказывает по плану, по опорным словам;
- читает стихотворение наизусть без ошибок
Оценка «4» ставится ученику, если он:
- читает, в основном, правильно, с переходом на беглое чтение; допускает три-четыре ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, логических ударений;
- допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя;
- характеризует героев по наводящим вопросам учителя;
- допускает неточности в ответах и при пересказе, исправляет их с помощью учителя;
- читает некоторые слова по слогам; допускает более пяти ошибок при чтении, при соблюдении синтаксических пауз;
- затрудняется выделять основную мысль произведения, части рассказа;
- называет главных действующих лиц произведения с помощью учителя;
- пересказывает содержание произведения фрагментарно по вопросам учителя;
- отвечает на вопросы неполно, непоследовательно, допускает искажение основного смысла произведения;
- обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста, читает невыразительно.
Итоговая аттестация по «Литературному чтению» в 5-9 классах
не предусмотрена.
Ресурсное обеспечение рабочей программы
Литература для учителя
1. Толковый словарь русского языка / под ред. С. И. Ожегова. – М., 2009 г
Электронно-образовательные ресурсы и Интернет ресурсы:
1 .http://www.edu.ru/
2 .http://www.school.edu.ru/
3 .http://school-collection.edu.ru/
4 .http://kat.h11.ru/?mm=3&lnkpg=2
Календарно-тематическое планирование по предмету
«Чтение и развитие речи»
5 класс
I четверть
Тема
Дата
Кол-
во
часов
Формируемые представления
Материалы и оборудование
Содержание,
виды деятельности
Устное народное творчество
1.Вводное занятие. Инструктаж по О.Т. Считалки.
1
Считалки
Сборник «Устное народное творчество», презентация
Зн-во с у.н.тв. – считалки рассказывание считалок, чтение данных, распределение в ней ролей, определение настроения считалки. (стр.3)
2. Заклички – приговорки.
Потешки.
1
Заклички – приговорки.
Потешки.
Сборник «Устное народное творчество», презентация
Что такое заклички, ра-та с текстом: нахождение слов – обращений. Рассказывание известных закличек, чтение данных.(стр.3-4) понятие слова потешки, подбор родственных слов, замена близких по значению. Чтение по ролям. (стр.4-5)
3. Загадки.
Пословицы и поговорки.
1
Загадки.
Пословицы и поговорки.
Сборник «Устное народное творчество», презентация
Чтение и объяснение смысла посл. И поговорок, выбор пословиц и поговорок по теме. Объяснение смысла. Название известных пословиц и поговорок.(стр.5-8)
4.Сказки. «Никита Кожемяка» - русская народная сказка.
1
Сказки.
Сборник «Устное народное творчество», презентация
Чтение сказки. Работа над содержанием. Р-та с иллюстрацией. Добро и зло в сказке – построение сказки. Пересказ сказки. (стр.11-14).
5. «Как наказали медведя» -тофаларская сказка.
1
Сказки.
Сборник «Устное народное творчество», презентация
Чтение сказки. Р-та над содержанием. Выделение правды и вымысла. Пересказ содержания. (стр.14-15)
6. «Золотые руки» - башкирская сказка.
1
Сказки.
Сборник «Устное народное творчество», презентация
Чтение сказки. Выборочное чтение. Р-та над содержанием. Составление словесного портрета. Р-та с иллюстрацией. Пересказ содержания. (стр.15-18)
7. «Морозко» - русская сказка.
2
Сказки.
Сборник «Устное народное творчество», презентация
Чтение и р-та над сод-ем сказки. Сравнение героев. Пересказ от своего имени. Подбор слов, хар-щих героев. Р-та с иллюстрацией. Пересказ смысловых частей. самост. чтение. Объяснение слов и выражений и замена их близкими по значению. (стр.18-24)
8. «Два мороза» - русская сказка.
2
Сказки.
Сборник «Устное народное творчество», презентация
Чтение по ролям, пересказ содержания, сравнение героев, р-та с иллюстрацией. (стр24-27)
9. «Три дочери» - татарская сказка.
1
Сказки.
Сборник «Устное народное творчество», презентация
Р-та над содержанием. Чтение по ролям. Пересказ, работа с пословицей. (стр.27-28)
10. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А. Пушкин.
2
Сказки.
Сборник «Устное народное творчество», презентация, мультфильм
Выборочное чтение. Сопоставление внешности и характера героев. Р-та над содержанием. Определение хар-ра сказки. Словарная р-та: истор-ие слова – индо, очи, молвить. Р-та с иллюстрацией. Чтение сказки. (стр.29-40)
11. «Серая шейка» - по Д. Мамину – Сибиряку.
I часть
II - III часть
IV - часть
V - часть
3
Сказки.
Сборник «Устное народное творчество», презентация, мультфильм
Чтение и пересказ близко к тексту; анализ изм. В природе поздней осенью: озоглавливание частей; р-та с иллюстрацией, заучивание наизусть прозаических кусков; подбор словаря к заданному отрывку; пересказ по плану; словарная работа; чтение по ролям; расположение пунктов плана в нужной последовательности. (стр.41-51)
12 Обобщающий урок по теме «Устное народное творчество».
Сборник «Устное народное творчество», презентация, мультфильм
Анализ видов произведений раздела, чему учат пословицы и поговорки, народные сказки. Сочинение сказки, сравнение народной и литературной сказки, составление рассказа на тему «почему я люблю сказки. (стр.51-52).
Картины родной природы
13.Лето.
«Июнь» Г. Скребицкий.
1
Приметы лета, июнь. Красота русской природы
Презентация, иллюстрации
Словарная работа. Работа над сод-ем. Составление словесной картины «Лес летом». (стр.53-54).
14. «…Ярко солнце
светит, ..» И. Суриков.
2
Приметы лета. Красота русской природы
Презентация, иллюстрации
Выразительное чтение; заучивание наизусть; словарная р-та, обоснование своих ответов. (стр.54-55).
15. «Июльская гроза»
А. Платонов.
1ч., 2ч.,3ч.,4ч.
3
Приметы лета, июль.
Презентация, иллюстрации
Выборочное чтение. анализ прочитанного. Озоглавливание частей. передача содержания оценивание поступков героев, р-та с иллюстрацией. (стр.55-61).
Выразительное чтение; р-та над средствами выр-ти в ст-нии. (стр.62-63)
18. Обобщающий урок по теме «Лето».
1
Приметы лета. Красота русской природы
Чтение понр-ся произведений составление рассказа (стр.63) описание мест-ти, сост-ие рассказа по плану, р-та с загадками и пословицами, р-та с иллюстрациями.
Осень
19. «Сентябрь» по
Г. Скребицкому.
1
Приметы осени. Красота русской природы
Презентация, иллюстрации, телевизор, носитель информации
Составление рассказа из личных наблюдений, составление кратких ответов, р-та с приметами осени, словарная р-та. (стр.64-65)
20. «Золотая осень» по И. Соколову- Микитову.
1
Приметы осени. Красота русской природы
Презентация, иллюстрации, телевизор, носитель информации
Выборочное чтение. Средства описания, словарная р-та, сравнение средств выр-ти художника и писателя, расположение пунктов плана в нужной последовательности. (стр.66-67)
21. «Осень» К. Бальмонт.
2
Приметы осени. Красота русской природы
Презентация, иллюстрации, телевизор, носитель информации
Заучивание наизусть, словарная р-та. (стр.68)
22. Внеклассное чтение. Сказки народов мира.
Презентация, иллюстрации, телевизор, носитель информации
Чтение, пересказ
5 класс
ІІ четверть
№
Тема
Дата
Кол-во часов
Формируемые представления
Материа
лы и оборудование
Содержание, виды работ.
1
«Добро пожаловать» По Г Скребицкому
1
Красный денёк, манок.
Иллюстрации, презента
ция.
Выборочное чтение, работа по иллюстрации, озаглавливание, деление текста на части, составление плана , пересказ, работа над выражениями. (стр69-71)
2
«Осенние грусти…» по В Астафьеву
1
Изменения в природе осенью.
Презента
ция, иллюстра
ции.
Выборочное чтение, описание возникшей картины.
3
«Первый снег» И. Бунин.
1
Признаки зимы, пурпур.
Носитель информа
ции, телевизор.
Краткое описание возникшей картины; описание и пересказ своих наблюдений; выборочное чтение; заучивание наизусть. (стр 73)
4
Обобщающий урок по теме «Осень».
1
Приметы осени, золотая осень.
Презента
ция, иллюстра
ции, носитель информа
ции, телевизор.
Беседа по изученным пр-ям; составление устного рассказа на тему «Наступает осень»; работа с иллюстрацией. (стр 74)
5
О друзьях-товарищах.
«Колючка» Ю. Яковлев.
2
Дружелю
бие, решитель
ность, справедли
вость.
Иллюстрации, презента
ция.
Выборочные ответы; анализ текста; выборочные части; работа с иллюстрацией; составление плана рассказа; передача содержания рассказа по плану. (стр 75-79)
6
«Рыцарь Вася» Ю. Яковлев.
1
Герой, рыцарь, тюфяк.
Презента
ция.
Сравнение поступков и анализ; почему рассказ назван так; озаглавление части рассказа; выборочный пересказ. (стр 80-83)
7
«Витя Малеев в школе и дома» Н. Носов.
1
Дружба, ябеда.
Иллюстрации, носитель информа
ции, телевизор.
Чтение диалога; анализ текста; пересказ отрывков; работа с иллюстрацией. (стр 83-87)
8
«Фосфоричес
кий мальчик» В. Медведев.
1
Скром
ность, хвастли
вость, фосфор.
Презента
ция.
Анализ текста; выборочный пересказ; работа над выражениями. (стр 88-91)
9
«Дорогой подарок»
Л. Воронкова.
2
Благодар
ность, полдюжины
Иллюстрации, носитель информа
ции, телевизор.
Постановка вопроса; ответы на поставленные вопросы; анализ текста; работа с иллюстрацией; подробный пересказ; озаглавливание частей и запись их в виде плана; краткий пересказ всего рассказа; выделение главной мысли. (стр 92-96)
10
«Твой друг» Я. Аким.
1
Учитель-друг.
Носитель информа
ции, телевизор.
Работа с текстом; выборочное чтение; выразительное чтение – выделение голосом слов, в которых заключен главный смысл. (стр 96-97)
11
Обобщающий урок по теме «О друзьях-товарищах».
1
Дружба.
Иллюстрации, презента
ция.
Работа с иллюстрациями; соотнесение пословиц с прочитанными рассказами. (стр 98)
12
Басни И. Крылова
«Ворона и лисица»
1
Басня, лесть.
Иллюстрации, носитель информа
ции, телевизор.
Смысл басни, от чего они предостерегают; словарная работа; выборочное чтение; соотнесение слов героев с их внешним видом. (стр 99-101)
13
«Щука и кот»
1
Хвас
товство, амбар, пирожник.
Листы бумаги, цветные карандаши
Работа над выражениями; выразительное чтение; рисование картинки к басни; нахождение слов, выражающих смысл басни. (стр 101-102)
14
«Квартет»
1
Самоуверенность, квартет, бас, альт, скрипка.
Носитель информа
ции, телевизор, иллюстра
ции.
Анализ прочитанного; выборочное чтение; работа с иллюстрацией; кого имел в виду автор изображая животных; нахождение главных слов; заучивание выборочное; чтение басни по ролям. (стр 102-104)
15
Обобщающий урок по теме «Басни
И. Крылова».
1
Басня, мораль.
Иллюстрации, носитель информа
ции, телевизор.
Викторина. (стр 104)
16
Спешите делать добро.
«Будущий олимпиец»
Н. Хмелик.
1
Олимпиец, заботливое отношение
Иллюстрация, презента
ция, сюжетные картинки.
Передача содержания по вопросам; сравнение поступков героев; работа с поговоркой. (стр 105-108)
17
«Слепой домик»
О. Бондарчук.
1
Мило
сердие, ставни.
Презента
ция.
Выявление характера произведения; характеристика героев; сравнение героев рассказа «Будущий олимпиец» и «Доброе дело»; выделение главного в рассказе; пересказ. (стр 108-110)
18
«Бабка»
В. Осеева.
3
Горькая старость, доброта.
Сундук.
Иллюстрации, носитель информа
ции, телевизор.
Анализ содержания; ответы на вопросы с обоснованием; подбор слов, определяющих отношение; пересказ; работа с иллюстрацией; чему учит рассказ. (стр 110-112, 112-114, 114-115, 115-117)
19
«Сухой хлеб» А. Платонов.
2
Коврига, мотыжить, междурядье Сострада
ние, «большое сердце», «сухой хлеб»,
Между
рядье
Мотыжить
Работа над содержанием; выборочное чтение; ответы на вопросы с обоснованием; пересказ; словарная работа; анализ рассказа; пересказ понравившегося эпизода. (стр 118-121, 121-124)
20
«Люся»
В. Распутин.
1
Послевоен
ные годы. Доброта. Вожжи.
Презента
ция.
Время описанное в рассказе; выборочное чтение; составление портрета; работа над выразительностью чтения; деление рассказа на части и озаглавливание. (стр 124-127)
21
«Труд» В. Брюсов.
1
Важность труда, труженик.
Носитель информа
ции, телевизор.
Анализ ст-ния; работа с пословицей над выделением главной мысли ст-ния. (стр 127-128)
22
«Огромное небо»
Р. Рождест
венский.
1
Любовь к людям, самопожертвование. Эскадрилья.
Аудио
запись, носитель информа
ции, телевизор.
Работа над содержанием; выборочное чтение; характер произведения; чему учит ст-ние. (стр 129-130)
23
Обобщающий урок по теме «Спешите делать добро».
1
Добро.
Посло
вицы, иллюстра
ции.
Викторина. (стр 130)
5 класс
III четверть
№
Тема
Дата
Кол-во часов
Формируе
мые представле
ния
Материалы и оборудование
Содержание, виды работ.
1
Повторный инструктаж по ТБ и ПБ. Зима. Ф.Тютчев.
2
Чародейка. Очарован.
Презентация, иллюстрации с картинами зимы.
Анализ стихотворения; лексичесая работа: объяснение слов, подбор синонимов; рассказ о своих представлениях зимнего леса; заучивание наизусть. стр.131-132
2
Декабрь.
Г. Скребицкий.
1
Долины. Натуралист. Озимые хлеба, солнцестояние
Презентация, иллюстрации.
Вопросы по содержанию; беседа о животных и птицах зимой; подбор словаря к пунктам плана. Стр.132-133
3
К зиме.
К. Бальмонт.
2
Сквозистый (сквозь…).
Носитель информации, телевизор.
Анализ содержания, названия; заучивание наизусть. стр.133-134.
4
Всяк по-своему.
Г. Скребицкий.
.
1
Как зимуют звери и птицы в лесу.
Презентация, иллюстрации, носитель информации, телевизор.
Анализ сод-ия, б-да по иллюстрации; рассказ о зайцах (выборочный); постановка вопросов (2,3) к сод-ию детьми и ответы; сравнение со сказкой. Стр.134-135.
5
Поёт зима-аукает,…
С. Есенин.
1
Стозвон. Сосняк. Озябли.
Иллюстрации, презентация.
Определение настроения; анализ сод-ия; выр-ное чтение с тренировкой динамики, тона голоса. Стр.137-138
6
Берёза.
С. Есенин.
2
Кайма. Бахрома.
Презентация.
Анализ сод-ия, рассказ – словесная картина березы; заучивание наизусть. стр.138-139.
7
Зимняя дорога. А. Пушкин.
1
Борзая. Вёрсты полосаты.
Иллюстрации, носитель информации, телевизор.
Анализ сод-ия, названия; заучивание наизусть, лексическая работа. Стр.139.
8
Обобщение по теме «Картины родной природы». Сочинение.
2
Сочинение.
Иллюстрации.
Закрепление прочитанного, работа с пословицами и приметами, стр.140.
Весна.
9
Март.
Г. Скребицкий.
1
День весеннего равноденствия
Презентация, календарь.
Беседа о приметах весны; выборочное чтение (4); рассказ о своих наблюдениях. Стр.141-142.
10
Вот уж снег последний в поле тает…
2
Приметы ранней весны.
Заучивание. Стр.142-143.
11
От первых проталин до первой грозы (отрывки).
Г. Скребицкий.
1
Первые вестники.
Иллюстрации, презентация.
Вопросы по сод-ию; б-да о родине (2); лексическая р-та(5), рассказ детей о своих наблюдениях. Стр.143-145.
12
Весна-красна.
1
Кучевые облака.
Презентация.
Вопросы по содержанию; пересказ маминой сказки. Стр.145-147.
13
Грачи прилетели.
2
Красота.
Репродукция картины
А. К. Саврасова «Грачи прилетели», презентация.
Вопросы по сод-ию; написание изложения «Грачи прилетели», используя иллюстрацию (5). Стр.147-148.
14
Заветный кораблик.
1
Оригами.
Презентация, носитель информации, телевизор.
Вопросы по сод-ию; рассказ от первого лица. Стр.148-149.
15
В весеннем лесу.
1
Озимь. Гомон.
Иллюстрации, цветные карандаши, бумага.
Вопросы по сод-ию; рисование словесной картинки. Стр.149-151.
16
Весенние ручьи.
А. Толстой (отрывок из повести « Дет-ство Никиты»).
1
Половодье.
Иллюстрации, презентация.
Б-да о признаках весны; выборочное чтение (описание); рассказ о весне по своим наблюдениям. Стр.152-154
17
Гонимы вешними лучами,…
А. Пушкин.
1
Повествователь-ные, вопроси-тельные и воскли-цательные предложения.
Презентация.
Анализ содержания, лексическая работа (2,3) выразительное чтение; рисование словесной картины. Стр.154-155.
18
Ворона.
А. Блок.
1
Ворона поглупела.
Альбом, цветная бумага, иллюстрация.
Анализ содержания, рисование картины на тему; описание представ-ленных картин. Стр.155.
19
Подснежник. Е. Серова.
1
Природа ранней весной. Первоцветы.
Носитель информации, телевизор.
Анализ содержания, чувств, лексики. Заучивание. Стр.156.
20
Весна.
И. Соколов-Микитов.
1
Перелётные птицы.
Презентация.
Вопросы по содержанию; рисование словесных картин; сравнение: «март» Г. Скребицкий и данный. Стр.156-157.
21
Черёмуха. С. Есенин.
2
Бережное отношение к природе.
Презентация, иллюстрации.
содержания, лексическая работа (1.2), рисование словесной Анализ картины. Заучивание. Стр.159.
22
Весна, весною, о весне.
Я. Аким.
1
Сезонные изменения в природе.
Носитель информации, телевизор.
Заучивание наизусть. Стр.161-162.
23
Обобщение по теме «Весна».
1
Весна.
Презентация.
Отгадывание загадок; р-та с нар-ми приметами; составление устного рассказа. Стр.161-162.
О животных.
24
Тёма и Жучка (отрывок из повести «Детство Тёмы»)
Н. Гарин-Михайлов-ский.
2
Самопожерт
вование.
Иллюстрации. Носитель информации, телевизор.
Работа по содержанию; деление на части; составление плана, рассказ по плану, беседа по иллюстрации; высказывание своего отношения. Стр.163-165.
25
Желтухин (отрывок из повести «Детство Никиты»)
А. Толстой.
3
Мелко-мелко трепеща крылышками.
Иллюстрации, презентация.
Деление глав на части, рассказ по этому плану; работа с иллюстрациями – подписи к ним; оценка поведения Никиты, лексическая работа, озаглавливание частей. Стр.169-171-174-176.
26
Кот-ворюга.
Н. Паустовский.
1
Кукан. Любовь к животным.
Носитель информации, телевизор.
Описание внешнего вида кота; работа с иллюстр. , смешные эпизоды; рассказ истории о домашних животных. Стр.176-180.
27
Про обезьянку. Б. Житков.
3
Шинель. Шимпанзе.
Пословицы, иллюстрации, носитель информации.
Беседа по иллюстрации; озаглавливание частей, лексическая работа. Стр.180-183-184-186.
28
Дачники.
Э. Асадов.
2
Ответственность. Милосердие.
Презентация, пословицы и поговорки.
Определение главной мысли, лексическая работа, сравнение разницы в чтении частей. Стр.187-188-189.
29
Внеклассное чтение. Рассказы о животных.
2
Мы в ответе за тех, кого приручили.
Выставка книг, носитель информации.
5 класс
IV четверть
№
Тема
Дата
Кол-во часов
Формируе
мые представле
ния
Материалы и оборудование
Содержание, виды работ
1
Из рассказов Олены Даниловны.
Ф.Абрамов
1
Колдовство
Презентация, иллюстрации птиц.
Б-да о диких животных, об отношении к ним; определение главной черты хар-ра О.Д.; словарная р-та. Стр.189-190
2
Будь человеком.
С.Михалков
1
Эгоист
Носитель информации, телевизор.
Выборочное чтение, словарная работа, определение позиций главных героев изучаемой темы. Стр.192-193
Из прошлого нашего народа.
3
«На поле Куликовом»
По О.Тихомирову.
Москва собирает войско.
1
Ратник Рать Дань
Носитель информации, телевизор.
Знакомство с историей страны; выборочное чтение; работа с иллюст-рацией; краткий перес-каз содержания части. Стр.195-197
4
«На поле Куликовом»
По О.Тихомирову.
Куликовская битва .
1
Окрест Сеча
Презентация, иллюстрации.
Обсуждение сюжета, работа с иллюстрациями, деление главы на части и озаглавливание, рассказ по плану. Стр.197-199
5
«На поле Куликовом»
По О.Тихомирову.
Слава героям.
1
Нашествие. Отечество.
Репродукции к картинам, презентация.
Ответы на вопросы по содержанию, чтение по цепочке, пересказ части с рассуждением. Стр.200-201
6
Рассказы о войне 1812 года. По
С. Алексееву. Бородино.
1
Наполеон Кутузов
Портреты полководцев, презентация.
Работа с пословицами; пересказ по плану; заучивание отрывка наизусть. Стр.201-204
7
Рассказы о войне 1812 года.
По
С. Алексееву
Ключи. Конец похода.
1
Генеральное сражение
Носитель информации, телевизор.
Словарная работа, работа с текстом, чтение по эстафете, пересказ по плану. Стр.204
8
Отрывок из поэмы «Мороз , Красный нос»
Н. Некрасов.
1
Рига
Сноп
Жбан
Савраска
Презентация.
Анализ содержания, работа с иллюстрациями, выразительное чтение. Стр.204-207
9
Белый пудель.
А. Куприн
3
Труппа
Шарманка «Прописать ижу»
Носитель информации, телевизор.
Озаглавливание частей, работа над содержанием, пересказ частей, работа с иллюстрацией, словарная работа, составление характеристик главных героев. Стр.207-210, 211-213, 213-216.
10
Снега, поднимитесь метелью!
По Л.Жарикову.
2
Гимн Москвы, презентация.
Рассуждение о связи гимна о Москве и данно-го рассказа, заучивание наизусть прозаического отрывка. Стр.217-221
11
У могилы неизвестного солдата.
Ю.Коринец
1
Могила неизвестного солдата патриотизм
Носитель информации, телевизор.
Работа с иллюстрацией, выразительное чтение, обсуждение темы. Работа с иллюстрацией, выразительное чтение, обсуждение темы. Стр.222-223
12
Обобщающий урок по теме «Из прошлого нашего народа».
1
Презентация.
Дискуссия по теме, отве-ты на вопросы виктории-ны, чтение любимых произведений. Стр.223
Из произведений зарубежных авторов.
13
Гаврош. В.Гюго.
1.Маленький Гаврош.
2.Гаврош опекает малышей.
2
Гамены
Носитель ин формации.
Пересказ содержания, составление портрета по плану; ответы на вопро-сы, работа с иллюстра-циями. Стр.224-225-229
14
М.Твен Приключение Тома Сойра (отрывки).
3
Пикник
Телевизор, носитель информации.
Чтение и работа над содержанием, пересказ с использованием задан-ных слов и выра-жений, озаглавли-вание, заучива-ние наи-зусть отрывка, дискуссия на тему: «А как бы поступил я?» Стр.229-232, 232-235, 236-239.
15
Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями. С.Лагерлёф.
3
Дружба товарищество
Телевизор, полная версия сказки.
Чтение по эстафете, пересказ содержания, рисование словесной картины весны, работа с иллюстрациями, заучивание наизусть, обсуждение: нравится ли автору герой? Стр.239-243, 243-245, 245-247.
16
Русалочка.
Г.Х. Андерсен
(Отрывок).
2
Душевная боль самопожертвование
Презентация.
Работа с иллюстрациями, пересказ, чтение, озаглавливание, ответы на вопросы с аргументи-рованием своего мнения. Стр.247-249, 249-251.
17
Обобщающий урок по теме «Из произведений зарубежных авторов»
1
Сказки, рассказы, повести.
Презентация.
Дискуссия по теме, ответы на вопросы викторины. Стр.251-252